Конспект урока словарь грамотей

Обновлено: 05.07.2024

Тема 21. Научная этимология (1ч)

Тема 22. Какие бывают имена? (1ч)

Тема 23. Древнерусские имена (2ч)

Тема 24. Отчество и фамилия (1ч)

Тема 25. Времена года (1ч)

Тема 26. О том, что мы носим (1ч)

Тема 27. Растения – почему их так называют? (1ч)

Тема 28. Птицы и звери – почему их так называют? (1ч)

Рабочая программа составлена с учётом особенностей 5С класса. Данный класс является сборным, дети пришли из разных школ. В составе этого класса дети обучаются первый год. Класс состоит из 2-х спортивных команд, занимаются баскетболом с начальной школы, команды девочек и команды мальчиков, Дети дружелюбные, общительные, готовы прийти на помощь друг другу. Занятия спортом помогают детям быть более собранными, ответственными. Дети класса имеют достаточно высокий уровень мотивации, у них сформированы навыки применения изучаемого материала в практической деятельности, они адекватно реагируют на поставленные вопросы, творчески относятся к решению проблем, способны к самообразованию. Большая часть учеников в классе обладает высоким уровнем способностей. Работоспособность коллектива хорошая. Дети очень эмоциональные и активные, склонны к проявлению фантазии, творческому решению задач. Большинство учащихся обычно внимательны на занятиях, у многих хорошо развита память, они умеют выстраивать логические закономерности, рассуждать и репродуктивно воспроизводить тексты. В целом уровень обучаемости класса выше среднего.
Информация об используемых технологиях обучения.
Формы проведения занятий:

- практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных - материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- практическая
Основные методы и технологии:

- технология разноуровневого обучения;

- технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Учебно-иссследовательская и проектная деятельность:

В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:

Личностные результаты

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.
Предметные результаты:

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;

обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;

отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

- метапредметных результатов:

развивать интеллектуальные способности детей;

формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;

формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;

формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;

формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

- личностных результатов:

воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;

развивать навыки сотрудничества.

Предметно-развивающая среда:

листы с вопросами и текстом о словарях для индивидуальной работы.

желтые карточки со стихотворением об орфографическом словаре для работы в парах.

таблички с названиями групп (по названию орфограммы, с которой будет работать группа).

страницы и обложка для словаря.

памятка о работе в группе (на доске).

инструкционные карты для работы в группе.

бланки для записи слов.

листы самооценки работы в группе.

листы с впечатлениями о работе на уроке и стикеры.

Расположение учеников.

Ход занятия:

Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.

Деятельность учителя: читает стихотворение

Деятельность учащихся: слушают учителя.

Все – кто хочет расширить свой кругозор.

Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Все – кем движет великая сила – любознательность.

Все – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаю на занятие творческой мастерской.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать опорные знания по теме занятия, создание проблемной ситуации.

Деятельность учащихся:

познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей.

У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

Возьмите лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить.

П опробуйте ответить на вопросы.

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___________________________________________________
Скажите, кто первый ввел этот термин?_________________________

2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. _____________________________________________________

3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
_____________________________________________________________________________________

4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого ­ трудного слова или его формы. Какой это словарь? _________________________________________

5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
________________________________________________________________________

6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ______________________________________________________

7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? _____________________________________________________

На какие вопросы вы не смогли ответить?

Возьмите лист с изображением книг.

Найдите ответы на оставшиеся вопросы и проверьте правильность выполненных заданий с помощью текста.

Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.

Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с греч. – обучение по всему кругу знаний) словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.

Лингвистические словари можно подразделить на три типа:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англо ­русский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический (произношения слов), орфографический (правописания слов), словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный (с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей.

Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Проверяем. Прочитайте ответ на те вопросы, на которые не смогли ответить в начале.

Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.

Деятельность учителя: с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует работу в парах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфографическим словарем;

Деятельность учащихся:

познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урокаланом ьной беседы работы и сте отномач урока детей к формулировке темы урока,особенностями детей и их личностным развитим.;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парахах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.

Орфографический словарь

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Что вы заметили?

Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении) Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы!

Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю)

Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)

Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)

Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?

И так, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, а словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам. Странички с какими орфограммами мы можем составить?

Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)

Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.

Учиться грамотно читать и писать.

Учиться определять падеж имен существительных.

Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.

Учиться работать в группах.

Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.

Прежде чем начать работу по созданию орфографического словаря обратимся к самому словарю.

Перед вами орфографический словарик автора Грушникова П.А.

По словарику можно узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить. Найдите слова: апельсин, вентиляция, винегрет, оранжерея.
(Дети самостоятельно работают со словарем).

Словарик научит нас делать правильное ударение. Проверьте по словарю как правильно произнести слова: договор, атлас, творог, каталог.

В словарике есть и другие грамматические указания. Эти указания обязательно читайте, они помогут правильно писать слова.

Создание страниц орфографического словаря. Групповая работа учащихся.

Деятельность учителя: организует групповую работу;

Деятельность учащихся:

познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой ;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: работают с орфографическим словарем учебника ; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.

Переходим к созданию своего орфографического словаря.

1группа: безударный гласный в корне слова

2группа: парный по глухости-звонкости согласный

3группа: непроизносимый согласный

У каждого члена группы есть свои роли:

главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы),

художник-оформитель (оформляет страничку словаря),

хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе),

собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).

Распределите роли в группе.

Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов .

На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.

Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).

Объяснять своё высказывание.

При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.

Инструкционная карта

1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы?

2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов.

3. Найти в словарике учебника на с. 150-151 слова на вашу орфограмму.

4. Записать слова на бланк в алфавитном порядке.

5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке.

6. Оформить свою страничку.

Примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )

Презентация результатов групповой работы.

Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;

Деятельность учащихся:

познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;

коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.

Прошу главных редакторов представить свои странички.

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;

Деятельность учащихся:

познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;

регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?

Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.

Фамилия, имя _____________________________

Лист самооценки

Оцените свое участие в работе группы.

Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы

и ответь (ДА или НЕТ).

Справился ли ты со своим заданием?

Легко ли тебе было выполнять задание?

Активно ли ты работал(а) в группе?

Помогал(а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи?

Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе?

Все ли изученные правила письма мы с вами сегодня рассмотрели при создании словаря? С какими орфограммами можно ещё создать странички орфографического словаря?

Какие впечатления от урока у вас остались? Прочитайте высказывания с впечатлениями о работе (на доске) и прикрепите стикер к тому утверждению, которое совпадает с вашим мнением:

Мне очень понравилось работать над составлением словаря, хочу сделать свой словарь.

Мне понравилось работать над составлением словаря, но свой словарь создавать не хочется.

Мне не понравилась работа.

На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада Вас видеть у нас в классе, на нашей игре. Представляю вам три команды:

Сегодня вам придется сразиться в интеллектуальном поединке между собой. Сначала нам следует избрать экспертов из числа учащихся. Их задача: объективно оценивать команды.

Разминка: командам предстоит быстро выбрать капитана команды.

Конкурс №1

Конкурс грамотеев: (исправь ошибки). Первым отвечает команда, капитан которой первым поднимет сигнальную карту.

Прислав вясна. Таед снек. Открывают гласки подснешники. На береске распустилис зеленые листочки. Сат наполнился голосами грачей и скворсов.

Конкурс №2

Из двух частей соберите пословицы:

1-команда

…драки не бывает

…только подпоясаться

…нет и науки

…век учись

…а деньги для беды

…а мыши найдутся

Бедному одеться…

Без муки…

Без шума…

Береги хлеб для еды…

Был бы хлеб…

Век живи…

2-команда

…а ума не нажил

…двух небитых дают

…да толку мало

…а конец найдётся

…такова и слава

…там и клад

Как верёвочка не вьётся…

Где лад…

Каковы дела…

До лысины дожил.

За одного битого…

3-команда

Корень учения горек,.

Родное место – мать родная, …

Лучший дар – ум, …

Снег на полях - …

Старый друг лучше …

Береги платье снову, …

…, а труд сладок.

… худшая беда – невежество.

… двух новых.

… а чужбина – мачеха.

… хлеб в закромах.

… а честь смолоду.

Капитан 1-команды

1. Подлежащее отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

2. Сказуемое обозначает предмет?

3.Главные члены предложения подлежащее и сказуемое?

4.Подлежащее обозначает действие?

Капитан 2-команды

1.Сказуемое выражается глаголом?

2.Существительное отвечает на вопросы Кто? Что?

3.Словосочетание является ли предложением?

4.Подлежащее может быть выражено только именем существительным.

Капитан 3-команды

1.Имя существительное обозначает лицо?

2.Грамматическая основа предложения – это дополнение и обстоятельство?

3.Предложение, которое имеет и подлежащее и сказуемое называется двусоставным?

4.Подлежащее всегда выражается только именем существительным?

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы? (98 лет).

Команды готовят дома описания главных героев каких-либо программных произведений (первая зачитывает для второй, вторая – для третьей, третья – для первой команды). Нужно назвать автора произведения, название произведения и героя. За каждое отгаданное описание команда получает по 5 баллов.

Конкурс №6 Отгадайте фразеологизмы

На слайде даны рисунки с изображениями фразеологизмов, командам предстоит отгадать как звучит фразеологизм.

Конкурс №7 Отгадайте кроссворд

  1. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что?
  2. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?
  3. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?
  4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?
  5. Разговор двух или нескольких лиц называется…?
  6. Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?
  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?

Подведение итогов: эксперты подсчитывают баллы и дают оценку каждой команде. Вручение призов каждой команде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся со словарями; показать их назначение и область применения Задачи:

1. Повысить уровень самостоятельности и творческой активности.

2. Развивать умение пользоваться словарями.

3. Воспитывать уважение к одноклассникам, терпимость к чужому мнению.

Оборудование:

- карточки со словами: УЛЫБКА, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КОМПЛИМЕНТ

-карточки с предложениями:

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

-рисунок магнита, на красной половине нарисовано солнце, цветы, на синей - черные тучи

1. Организационный момент

4. Чтение темы с переменой логического ударения

5. Введение в тему урока

6. Знакомство со словарями (в роли словарей выступают ученики)

а)словарь иностранных слов

(работа в микрогруппах)

б) толковый словарь

(работа в микрогруппах)

в)словарь синонимов

(работа в микрогруппах)

в) словарь антонимов

(работа в микрогруппах)

8. Знакомство с выставкой словарей

9. Итог урока

- Добрый день, ребята! Начинаем урок русского языка - урок - общения.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Улыбка всегда располагает к общению.

А теперь прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте вопросы!

1. Чем являются для нас словари? (Незаменимые помощники - словари)

2. Какие помощники словари? (Незаменимые помощники - словари)

3. Что является для нас незаменимыми помощниками? (Незаменимые помощники - словари)

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

- Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться.

- Чтобы найти в словаре нужное слово, что надо знать? (слова располагаются в алфавитном порядке, статья о слове написана в научном тексте)

- Прочитайте слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КОМПЛИМЕНТ. Что означают эти слова? Какой словарь поможет нам узнать происхождение этих слов?

- Я – словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Запишите в тетрадь это слово и объяснение этого слова. Слово терпение разберите по составу (терп - корень, - е - и - ни - суффиксы, - е - окончание). Запишите предложение, обозначьте части речи:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, это мебель. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении (карточки)

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Наш магнит также является примером антонимов. Из записанных на карточках слов выберите добрые и хорошие слова, прямо противоположные им по смыслу (Рассеянный, ленивый, трус, любить, жадный, ласково, внимательный, храбрец, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый). Запишите слова в тетрадях в две колонки: левая - хорошие слова, правая - антонимы к этим словам.

- Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. Что можете сказать об этих словарях?

- Действительно, в словарях вы можете получить ответ на любой вопрос.

Что мы узнали о работе со словарями?

Что вам понравилось? Что удивило? Что запомнилось?

Прощаться настала пора.

Словари закрывать нам пора!

С ними узнал ты много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря урок наш был потрачен.

- Спасибо за активную участие и работу на уроке! Работу со словарями вы продолжите при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и другого народа.

Читайте также: