Конспект двигательная активность детей раннего возраста

Обновлено: 03.07.2024

Цель: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, способствующего развитию равновесия и координации движений.
Задачи:
- Совершенствовать умение ползать по гимнастической скамейке, перешагивать через препятствия (канат);
- Развивать чувство равновесия и координацию движений;
- Приучать выполнять задания самостоятельно.
Материалы:
- Конверт с карточкой, на которой изображены скамейки
- 1-2 гимнастические скамейки
- 2-3 каната
- Жетоны с изображением котенка
Раздаточный материал: по 2 погремушки для каждого ребёнка.

1. Цель: упражнять детей в ходьбе, не шаркая ногами, поднимая их. Развивая умение перешагивать встречающийся га пути предмет.

Описание: на коврике разложены 4 палки. На примере куклы Ляли воспитатель показывает, как поднимать ноги, не наступая на палку:

«Наша Ляля шагает,

Выше ноги поднимает

Побуждает детей пройти так же. Ляля сидит на стульчике и смотрит, как дети выполняют.

2. Цель: Упражнять детей в ходьбе, идти, высоко поднимая ноги, перешагивая предметы высотой 5-10 см, развивать чувство равновесия и глазомер.

Описание: Внести плоскую игрушку собачку:

«Жучка, жучка, уходи,

На дорожке не лежи.

Тихо, Вовочка, иди,

«Вот жучок сидит,

И на нас глядит.

Выше ножки поднимай

Цель: Побуждать детей к ходьбе друг за другом.

Описание: 1. Ходить за заводным паровозиком.

2. Ходить, держась за воспитателя.

3. Ходить небольшими группами по 4-5 человек, держась друг за друга.

4. Использовать художественные слова:

С орехами, с орехами

К дедушке за репкой

За желтой, большой,

5. С подлезанием под ворота (дугу).

Из опыта работы рекомендации по развитию двигательной активности детей раннего возраста :

Что влияет на повышение двигательной активности детей?

1. Увеличение площади для движений.

2. Увеличение нагрузки за счет изменения веса, размера пособий и игрушек.

3. Внесение препятствий, создание ограниченной поверхности, за счет внесения спортивного оборудования.

4. Повышение интереса к играм и эмоционального отношения, за счет внесения сюжетных игрушек, использования художественного слова.

5. Включение элементов сюжетности и игровые упражнения. Сюжет строили на наглядности и доступности.

6. Вводили в игровые упражнения дополнительные основные движения.

7. Включали не только знакомые основные движения, но в играх подводили детей к выполнению новых движений, подготавливали к бросанию и ловле мяча, подпрыгиванию и подлезанию.

8. По возможности привлекали большое число детей к движению играм подвижного характера.

Фотоотчет занятий, направленных на повышение двигательной активности на прогулках

Фотоотчет занятий, направленных на повышение двигательной активности на прогулках В наш век смартфонов, планшетов и айфонов многие родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой, как детская пассивность. Мы с ребятами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

«Игра - путь детей

к познанию мира, в котором они живут

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.

Почему? С одной стороны в раннем возрасте малыши начинают овладевать всеми видами основных движений и потребность в движениях и их смене велика, но с другой стороны движения детей в раннем возрасте имеют некоторые особенности: они недостаточно координированы, неуклюжи, и детям трудно сохранять равновесие, редко используют или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко играют с мячом, обручами.

Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Кроме этого, подвижные игры способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность). Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Взрослый является организатором и активным участником игр: выполняет роль ведущего (читает текст, который служит сигналом к началу и окончанию движений) и одновременно действует вместе с ребенком, являясь образцом для подражания.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста средствами подвижных игр, мы поставили перед собой следующую

цель: Создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста путем удовлетворения потребности в двигательной активности детей раннего возраста в подвижных играх.

В своей работе мы решаем такие задачи:

1. Умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.

2. Умение двигаться свободно и самостоятельно.

3. Формировать физические качества личности - смелость, ловкость, чувство радости от совместных действий с другими детьми.

4. Сделать физическую культуру частью здорового образа жизни ребёнка в семье.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом мы фиксируем свое внимание на том, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре, вовлекая малышей в игру.

Так дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как:

Через эти игры - упражнения дети учатся умению передавать простейшие образные действия некоторых персонажей. Развитие и совершенствование движений обусловлено повседневностью их применения, это такие движения: как ходьба, бег, лазанье, подпрыгивание, которые широко применяются не только в самостоятельной деятельности, но и в подвижных играх.

Наша задача при организации подвижных игр с детьми раннего возраста - научить выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. При планировании мы учитываем разнообразие движений, вызывающих деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.

Чтобы дети имели представление о сюжете игры, проводим предварительную работу: чтение художественной литературы, наблюдение в природе, наблюдение за повадками животных и птиц, наблюдение за деятельностью людей.

Мы активно принимаем участие в игре с детьми раннего возраста и берем на себя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Наше позитивное эмоциональное состояние передаётся детям. Путём показа, объяснения мы обучаем детей навыкам движения, регулируем число повторений, подбираем разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваем определённую физическую нагрузку.

Используем в работе с детьми игры различного содержания:

- с ходьбой и бегом;

- с бросанием и ловлей мяча;

- на ориентировку в пространстве;.

Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:

-введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Максиму покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.

Для применения любой из поставленных задач необходимо спортивное оборудование и атрибуты (игрушки, шапочки - маски, массажёры и др.)

Работа по физическому воспитанию ведётся совместно с родителями: это приобщение к здоровому образу жизни (совместные игры, прогулки, привлекаем к обустройству участков , всё это способствует развитию у детей двигательных умений и навыков.

Таким образом, на рубеже раннего возраста ребенок приобретает опыт в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности - игре. В контексте нашей работы таковой является подвижная игра. Именно в подвижной игре ребенок удовлетворяет свою природную подвижность, именно в ней ребенок раннего возраста совершенствуется в двигательном развитии, в умении правильно вести себя в коллективе, а значит, это является благоприятным условием для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития.

Орлова Надежда Анатольевна

г. Верхний Уфалей

2сл. Актуальность темы

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.

Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному изусловий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказываетвоздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья.В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и этапотребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннеговозраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте частонеуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые видыдвижений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.)Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательнойпотребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательныеупражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности.Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение.Рассматриваяважность проблемы развития двигательной активности детейраннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развитияинтереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.

Цель: развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе организации подвижных игр и двигательных упражнений.

изучить теории и методики развития физической активности детей раннего возраста, направленных на своевременное эффективное формирование у них жизненно важных двигательных навыков, в условиях дошкольного образовательного учреждения

развивать умения двигаться самостоятельно и свободно

способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей

(овладение основными движениями)

способствовать расширению у родителей знаний в вопросах двигательной активности детей раннего возраста

Народная мудрость гласит:

Анализ развития профессионально личностного потенциала педагога

Свою работу, я начала с самообразования:

Ознакомилась с нормативными документами

Изучила методическую литературу:

Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвещение, 1981.

Разработала перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста

Пополнила при участии родителей предметную среду группы (приобрели флажки, ленточки, мячи, обручи; изготовили медальоны с изображением мордочек животных, приобрели маски с изображением мордочек животных)

Подобрала информационно-наглядный материал для родителей

5 сл. Уголок физического развития

Одним из основных условий, полноценного физического развития ребенка, является создание предметно-развивающей среды в группе. Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для удовлетворения потребности детей в движениях, я создала в нашей группе, уголок физического развития, который способствует:

приобретению двигательного опыта и физических качеств, координации, гибкости

правильному формированию опорно-двигательной системы организма

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

закреплению навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)

овладению подвижными играми

6 сл. Выносное оборудование

7 сл. Предварительная работа с детьми

Проявление интереса и активности в подвижной игре, двигательным упражнениям, зависят от предварительной подготовки воспитателя и детей. Поэтому провожу предварительную работу для того, чтобы дети имели представление о сюжете игры: чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, наблюдение за животными и птицами, наблюдение за явлениями природы, за деятельностью людей.

Занятия по развитию движений

Индивидуальная работа по развитию движений

Самостоятельная игровая деятельность детей с использованием оборудования по развитию двигательной активности

9 сл. Утренняя гимнастика

Ежедневно проводится утренняя гимнастика: онаявляется одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребенка в детском саду. Это совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм, в целях укрепления здоровья.


10 сл. Занятия по развитию движений

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в рамках НОД. НОД по физическому развитию способствует формированию навыков сохранения правильной осанки, формирует навыки правильного дыхания в процессе выполнения активной двигательной деятельности. Укрепляет костно-мышечный аппарат посредством использования физических упражнений.


11 сл. Физ. минутки


12 сл. Подвижные игры

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей, является подвижная игра.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, развивают ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.


13 сл. Музыкальные занятия

Работу по формированию двигательных качеств, через игровые упражнения, провожу во взаимодействии с музыкальным руководителем, музыка способствует поднятию настроения у детей и побуждает к двигательной активности.


14 сл. Гимнастика пробуждения


15 сл. Игры-забавы


16 сл. Хороводные игры


17-18 сл. Индивидуальная работа

Ежедневно, с детьми раннего возраста планируется и проводится индивидуальная работа по основным видам движений: ходьба, бег, прыжки, лазание (по ступенькам на горку), перелезании (через бревно); ловле, бросании (мяча).


19-20сл. Самостоятельная игровая деятельность детей

Не менееважное, значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, я целенаправленно контролирую двигательную активность каждого ребёнка.

Своевременно предлагаю интересную для ребенка деятельность, периодически корректирую ее, дозирую время.

Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивается на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.


21-23сл. Работа с родителями

В рамках данной темы была организована работа с родителями, направленная на приобщение взрослых к здоровому образу жизни, привлечение внимания к совместной деятельности с детьми, непосредственное участие родителей в совместных мероприятиях. Работа реализовалась через следующие формы:

Серия наглядной информации

Создана картотека подвижных игр

В результате проведенной работы, родители:

научились организовывать игры с детьми дома

оборудовали мини - уголки для физического развития в домашних условиях

у детей улучшилась координация движений

повысили интерес к здоровому образу жизни

24 сл.

Итог о проделанной работе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности детей через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений, координацию и равновесие. Систематическое использование различных вариантов игровых упражнений содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок, равновесие, глазомер. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного режима.

На основании всего вышесказанного, свою педагогическую работу считаю эффективной и целесообразной.

Читайте также: