Основные черты западноевропейского феодализма план конспект

Обновлено: 02.07.2024

1-Стоительство замков-на собственной земле, укрепление замков и закрепощение крестьян и введение на оброк и на земли, принадлежавшие хозяину замка. Вооружение собственной охраны и её проживание в замке или около него. Сбор податей со всех земель и быть вассалом короля страны, то есть всегда иметь свой герб, свои земли и, когда королю надо прийти к нему со своим войском или отрядом
2-Развитие частной собственности, основанной на ряде земельных реформ и законов
3-Возвышение церкви, как государственного аппарата, а также, как политического статуса в Западной Европе, например, Испания или Италия
4-Огромная разница между слоями общества, где не было ещё среднего класса, а лишь господа и слуги, помещик или владелец замка и крестьяне, принадлежавшие по закону к землям поместья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Основные черты западноевропейского феодализма

Усвоить основные характеристики, особенности европейской средневековой феодальной цивилизации: а) социально-экономические основы феодализма, б) особенности общественной структуры, уклада жизни.

Продолжить работу по формированию у учащихся средней школы базовых учебных компетенций: способности видеть и понимать окружающий мир; осваивать научную картину мира, расширяющуюся до культурологического и всечеловеческого понимания мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; навыков работы в группе.

Эпиграфы к уроку:

Основные понятия : феод, феодал, феодализм, феодальное поместье, вассально-ленные отношения, феодальная иерархия, феодальные повинности.

1. Актуализация ранее полученных знаний по теме урока.

2. Формирование экономической основы европейской феодальной цивилизации:

а) Разложение родовой и переход к соседской общине.
б) Формирование крупного феодального землевладения.
в) Феодальное поместье.

3. Раннее феодальное общество и его специфика:

а) Крестьянство и его статус.
б) Феодалы и феодальная иерархия.
в) Ценности и уклад жизни феодалов.

4. Обобщение
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.

Учитель: Какие варварские королевства образовались на обломках Западной Римской империи? (476 г).

Учитель: Чем обернулось вторжение варваров для хозяйства и культуры Европы в первые века нашей эры? Подтвердите свою точку зрения историческими документами
(задание учащимся). Учащиеся работают с пакетом документов № 1 ( Приложение 1 )

Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к постановке проблемного задания: Как оценить события первых веков нашей эры в Европе? Что это – победа варварства над цивилизацией? Это общественный регресс или прогресс? Откат или движение вперед?

Учитель предлагает учащимся самим определить цель урока: Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Учитель: Верно. На этом и сосредоточим свои усилия. Организует работу в группах. Группы получают подготовленные заранее пакеты исторических источников.
Итак, что же происходило в обществе в 3-5 веках в Европе. При всем многообразии на поверхности общественной жизни, в основе, происходивших процессов, немало общего …Найти ответы на эти вопросы нам помогут исторические источники.

2. Главным средством производства в аграрном обществе (и в Древнем мире, и в эпоху Средневековья) и главной ценностью была земля.

Задание учащимся: Опираясь на документ, определите, что происходило с землей на территории Западной Римской империи после вторжения варваров? (учащиеся находят в пакете документ). И дают ответ о смене собственника: переходе крупных земельных владений в руки варварской знати.

Учитель: Медленно, но в том же направлении, протекали процессы в Центральной Европе, там, где слабо или вообще не ощущалось влияние Римской цивилизации… Народы здесь переживали эпоху разложения родового строя…

Учитель: Сущность их состояла в том, что на смену родовой сельской общине приходила соседская.

Задание учащимся: Провести сравнение родовой и соседской общины по схемам: Что между ними общего? В чем между ними отличия? Подтвердите это, используя документы (учащиеся работают с пакетом документов № 2) (Ответы учащихся)

Учащиеся работают с пакетом документов № 2 ( Приложение 1 )

Учитель: Рост неравенства среди общинников, выделение знати, был ускорен политикой королевской власти: пожалованиями земельных владений своему окружению под определенные условия.

Задание учащимся: найдите в документах, на каких условиях давался феод (лен), то есть земельное владение? Учащиеся работают с документами и дают ответ.

Учитель: Таким образом, постепенно сложилась экономическая молекула нового общества – феодальное поместье.

Задание учащимся: Посмотрите на схему и дайте характеристику каждого существенного элемента поместья (домена). Учащиеся дают ответы: замок. Дом феодала. Земля господская и крестьянская. Сельская община.

Вывод делает учитель: Соседская община просуществовала всю эпоху средневековья. В сильном классе можно задать вопрос: Почему соседская община могла просуществовать более тысячи лет?

Учащиеся: размышляют, ищут объяснения такой устойчивости, актуализируя имеющиеся знания.

Учитель: обобщает ответы и подчеркивает, что сельская соседская община представляла собой экономическую ячейку сельского хозяйства, базу, фундамент, над которым возвышалась надстройка в виде феодальной власти…

Вывод: в период раннего средневековья сформировался экономический фундамент нового общества, которое называют феодальной общественно-экономической формацией (Маркс) или средневековой европейской цивилизацией.

3. А само феодальное поместье соединяло основные категории общества: крестьянство и феодалов – в единое целое… Логично будет рассмотреть, как функционировал этот механизм… Подавляющее большинство населения составляли крестьяне – общинники.

а) Крестьянство и его статус в феодальном обществе

Учитель: На заре становления средневековой феодальной европейской цивилизации большинство населения составляли свободные крестьяне – общинники. Однако постепенно, все больше и больше крестьян попадало в зависимость от феодалов.

Работа учащихся в группах: Используя исторические документы, определите пути закрепощения крестьян. Учащиеся работают с пакетом документов и дают ответы.
( Приложение 1 , пакет докуменов № 2). Какие документы подтверждают, что в раннее средневековье наряду с феодально-зависимыми оставались и свободные крестьяне? Учащиеся дают ответы.

Учитель: Опираясь на материалы, определите, какие повинности возлагались на зависимых крестьян феодалами?
– В чем заключалась власть феодала над крестьянами?
– Какова была реакция крестьян на изменение своего социального статуса (потеря свободы)?
– Какова была реакция феодалов на борьбу крестьян?

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Таким образом, мы составили представление, какое положение в социальной структуре феодального общества занимало большинство населения – крестьянство. И логично познакомиться с положением тех, кто стоял на вершине социальной иерархии – феодалами.

б) Феодалы и феодальная иерархия

Изучение третьего вопроса строится как работа учащихся в группах с пакетом исторических документов № 4 ( Приложение 1 ). Учащиеся овладевают учебными умениями анализировать материал, извлекать необходимую информацию, обобщать и делать умозаключения.

Задания группам учащихся: Кто мог выступать в роли сеньора и выдавать феод?
– Какие обязанности возлагались на вассала?
– Каковы условия потери феода?
– Какова была процедура формирования вассально-сеньориальных отношений?
– Как защищались права вассала?
– Каковы были пределы (границы) власти феодала над своими владениями? Подтвердить документами.

Завершая анализ вопроса, учащиеся оформляют схему:

Феодальная лестница

Король
Герцоги. Графы
Бароны
Рыцари

Учащиеся дают ответы.

в) Ценности и уклад жизни феодалов

1 группа – о роде занятий феодалов,

2 группа – о духовно-нравственных ценностях феодалов.

5. Рефлексия. Оценка работы групп и в группах. Форму рефлексии выбирает учитель.

6. Домашнее задание: Изучить параграф 16. Заполнить структурную схему полученных знаний ( Приложение 2 ).

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Ве­ликого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страш­нее в IX —X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые вре­менами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (на­пример, внедрение полков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла пере возить тяжеловооруженного, закован­ного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.

Рыцарь стал грозной силой , но каждого такого воина и его коня теперь должны были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.

Цель урока: хронологические рамки и основные типологические характеристики средневековья для Запада и Востока; периодизацию западноевропейского Средневековья; структуру средневекового общества.

Духовно-нравственный компонент урока: осознание роли религии и церкви в общественных отношениях

Ключевые термины: средневековье, феодализм, вассально-ленные отношения, иммунитет, раздробленность, сословно-представительная монархия

Технологическая карта урока

Раздает обучающимся карточки Просит обучающихся распределить по порядку. Умалчивает о том, что одна из карточек указывает на несуществующее событие (захват Рима гуннами). Просит уточнить, какие племена захватывали Рим

Выкладывают карточки в хронологическом порядке. Обращают внимание на то, что одно из событий неверно. Убирают карточку с наименованием этого события. Уточняют правильный вариант.

Определяют место и функции сословий в средневековом обществе.

Предлагает оценить роль католической церкви в феодальной Европе.

Играют в игру, усваивают значение термина феодальная раздробленность, дают оценку роли католической церкви.

Предлагает обучающимся сопоставить формулировки ключевых терминов урока

Сопоставляют значения терминов, вносят исправления в записи

Домашнее задание: Прочитать материал §8 ИЛИ определить, какие современные общественные институты выполняют те функции, которые в средние века выполняла католическая церковь. Свой ответ записать в виде таблицы:

Приложение 1. Карточки

Разделение Римской империи на Западную и Восточную

Захват Рима гуннами

Низложение императора Западной Римской империи

Образование королевства Франков

Образование королевства Лангобардов

Правление Карла Великого

Образование Священной Римской империи

Обучающиеся делятся на восемь групп, семь из которых отражают графские и герцогские рода в средневековой Франции: Анжуйский дом, герцоги Шампань-Блуа, графы Клермон, графы Алансон, графы Арманьяки, герцоги Бургундские, .графы Фуа. А восьмая группа – это католическая церковь. На доску выводится карта, на которой отмечены владения каждой группы. Задача каждого рода получить как можно большее количество вассалов сохранив как можно большее количество территорий.

Вассалом можно стать, оформив договор (оммаж), в котором указывается подарок (лен) который делает одна сторона (сюзерен) другой (вассалу). Лены запрещается передаривать.

В случае ошибки при заключении оммажа или ненадлежащего поведения при заключении договоров – крике, некорректных высказываниях, угрозах – церковь имеет право отменить один вассальный договор или принудить к заключению договора.

Спустя десять минут игра прекращается, группы подсчитывают, у кого из них больше земель. Учитель предлагает обучающимся определить, как выглядят границы их владений на исторической карте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"

Технологическая карта к уроку включает этапы урока, УУД, основное содержание урока.


Разработка урока истории в 6 классе "Формирование средневековых городов"

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока истории в 6 классе. На уроке использованы различные формы работы детей в классе:групповая, работа с картой, индивидуальная работа, "ожившая картина". Надеюсь.


Методическая разработка урока по теме "Средневековое искусство"

К учебнику «История Средних веков. 6 класс" Агибаловой Е.В., Донского Г.М.


Цель: Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету. Задачи урока: объяснить причины феодаль.


Урок истории в 6 классе "Феодальная раздробленность"

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность".


Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситу.


Читайте также: