Богатырские подвиги ильи муромца урок 6 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах устного народного творчества.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой; репродукция картины В.Васнецова "Богатыри"; аудиозапись М.Мусоргского "Богатырские ворота"; толковый словарь, книжная выставка "Дива былинные",презентация.

1.Упражнение в технике чтения. Задание 1 на стр.26 тетради.

-Собери и прочитай скороговорку. ( От топота копыт пыль по полю летит)

  • испугом
  • восторгом
  • хвастаясь
  1. Что такое былина?
  2. О чем рассказывается в былинах?
  3. Назовите героев русских былин.
  4. О каких подвигах богатырей вы знаете?

( Слайды "Русские богатыри") Приложение1

II. Введение в тему урока.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.

Сказка - это вид устного народного творчества. Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?

Дети. Пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины.

III. Работа над "Сказкой про Илью Муромца".

Постановка проблемы.

Учитель. Что мы будем сегодня читать? Прочитайте заглавие.

- Если вспомнить название раздела, то о чем будет произведение?

- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются богатырскими).

- Кто такой Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов- отсюда и фамилия. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю:Как одно - то на небе красно солнышко. А один - то на Руси Илья Муромец:(слайд)

Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Слайд)

":Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей.." :Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись - "Илья из города Мурома".

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (слайд)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Назовите на ней те предметы, которые говорят о древности сказки. (одежда, прически, изба:)

- Где Илья? Как вы догадались?

Чтение сказки по частям с комментированием.

- Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)

- Что огорчило родителей?

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского "Богатырские ворота" :

Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Чтение 2-й части . Словарная работа. Объяснение слов и выражений по ходу чтения:

- Как понимаете "есть сын, да никуда не годящий?"

- Кто такой "странник"? ( Человек, который ходит пешком, странствует).

- Сколько это "чаша в полтора ведра"?

- Как понимаете "не прекословил" (не спорил), "тын" (забор из бревен или жердей).

Вопросы после второй части:

- Какое чудо сотворили странники с Ильей?

- Какой наказ они ему дали?

IV. Беседа о сюжете произведения.

- Где и когда происходили события?

- С чего все началось?

- Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.

ЦОР "Перетащи картинки" Приложение2

V. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие события были главными?

- Что вас удивило?

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

Самооценка своей работы на уроке.

Задание 2 в тетради на стр.26. Прочитать 3-ю часть.

Найти пословицы о Родине (3-я группа)

Рассказ учеников о былинах

Былины название своё получили от слов "быль", "было". В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич:

Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях - старинном музыкальном инструменте.

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло - одним человеком; в южных районах России (например, у казаков на Дону или на Тереке) былины пелись хором. То есть, как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки и пр.), былины являются исполнительским искусством.

Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

Былины - это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.

Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых "черным-черно, как черных воронов": Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман:

Былина - это произведение народного творчества исторического содержания, которое нараспев сказывали в старину. Иногда былины называют "старинами", т.е. песнями о старине. Есть былины героические или богатырские. Они рассказывают о борьбе русского народа с врагами. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси. Из уст в уста передавались былины из одного поколения к другому. На званых пирах, на веселых торгах, на городских площадях и перекрестках дорог сказители-старцы вели свои рассказы о славной истории земли русской.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский богатырский эпос. Былины.

Цель: дать понятие былины; познакомить с видами, миром, былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся.

Формирование умения отличать былину от других жанров литературы; развитие навыков выразительного чтения.

Создать условия для развития компетентностей: культурологической – уважения культуры русской нации; информационной – умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной – умения вступать в общение.

Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ; развития чувства ответственности, коллективизма и сплоченности; развития творческих способностей учащихся путем инсценировки.

Плакаты с изречениями,

Аудиозапись звучание гуслей.

«Искусство народных мастеров

стало легендой, его власть простерлась и на

Слова В. Аникина (эпиграф)

Карточки с терминами.

Сегодня мы знакомимся с новым жанром устного народного творчества. Былины, говоря другими словами, – это русский богатырский эпос. В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном дружбе.

Много раз враги нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка.

Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве.

Повторение знаний по фольклору

Отгадайте жанры фольклора

Вспомним жанры фольклора

( Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

Спи, усни (В детстве скажем мы)

(Заставляют нас повторять, чтобы выработать правильное произношение)

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей…

На чужой сторонушке

Солнышко не греет

Без родимой матушки

Никто не жалеет.

Во стольном было городе во Киеве,

У ласкова князя у Владимира

Как было пированье – почестен пир

На многие князи, на бояры…

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения русичи всегда оказывались победителями.

Слайды о богатырях.

Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях – богатырях. Кто напомнит их имена?

Верно. Пусть иной раз в былинах эти герои сражаются с вымышленными сказочными злодеями – драконами да Соловьем – разбойником, но на деле не раз приходилось храбрым русским воинам участвовать в жестоких битвах, в которых решалась судьба страны. Былины слагались не только поэтами, часто их сочинителями были сами воины. Вот отсюда и дошли к современникам и потомкам рассказы о необыкновенной самоотверженности и смелости русских солдат при защите ими границ Русского государства от нежданных гостей.

Былина – это рассказ о том, что когда-то было, в реальности. Но это не достоверный факт, в основе его лежит вымысел.

Всегда на Руси чтили богатырскую силу и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами.

Аудиозапись гусляры.

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители – гусляры, которые ходили из города в город. Но были и сказительницы женщины.

( Аграфена Крюкова, Ирина Федосова).

Проверим домашнее задание по группам.

Виды былин (схема)

(в основе – бой, столкновение, (нет схватки, есть ссора, спор

схватка богатыря с врагом) или соперничество)

Пространство и время условные, необычные.

Герои одни и те же, они борются с фантастическими существами.

Место действия – Киев, столица Русской Земли.

Время действия – правление князя Владимира.

Герои былин (таблица)

Обладают необыкновенной физической силой, добрые, защитники русской земли.

Прямота, чувство собственного достоинства, стремление к сплоченности, большой жизненный опыт, нет семейной жизни.

Одаренный, культурный, воспитанный, умный, хорошо стреляет из лука, играет в шахматы, поет, играет на гуслях.

Композиции былин

Кульминация

Зачин Композиция Запев

А) Запев (привлечь внимание).

Б) Зачин (поручение).

В) Развитие действия.

Г) Кульминация (подвиг богатыря).

Д) Развязка (расправа с врагом).

Экспертная группа

Особенности былинного стиха (план).

12-14 слогов, три ударения в строке; интервалы; безударные от 1 до 3 слогов.

Последнее ударение на третьем слоге от конца.

Повторение предлогов, междометий.

Индивидуальное задание

Периоды былин (Семин)

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Владимиро – Суздальский период (Никулин)

Былины, посвященные крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Посмотри еще раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей.

Колчан – футляр для стрел

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом

Ножны – футляр для меча или кинжала

Шлем – воинский доспех, защищающий голову

Сбруя – принадлежность для упряжи

Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел.

Ну, вот и прибыли наши богатыри к нам в гости.

Знакомство с былинными героями через инсценировку (богатыри рассказывают о себе и задают вопросы).

Илья. Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим- лежит бел - горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти – убитому быть, налево пойти – богатому быть, а прямо пойти – веселому быть.

Добрыня. Ну, нам, богатырям, страх не ведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть, напали на разбойников, разогнали их всех да обратно к камню вернулись.

Алеша. А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело – богатырям за богатством гоняться. Наше дело известное – Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.

Илья. А вот повеселиться мы мастера. После доброй битвы веселье всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали – то? Не пойму, не ведаю. То ли на пир честной к князю Владимиру Красное Солнышко, то ли еще куда?

Учитель. Нет, в школу вы попали. Я знаю, что ребята готовились к сегодняшней встрече, читали русские былины. А вот знаете ли вы, что раньше былины пелись, как песни: они использовались в военных походах в качестве строевых песен – их хором исполняли княжеские дружинники.

Алеша. А только хорошо ли ваши ребята знают былины, которые были сложены про нас, богатырей?

Илья. Да, вот я - не просто Илья, а Илья Муромец. Что это значит? (Родина Ильи – город Муром, село Карачарово.)

Добрыня. А почему я – Никитич? (Отчество по имени отца.)

Алеша. А про мое прозвище – Попович, каждый сразу ответит, что я из семьи священнослужителей.

Илья. На высоких холмах стоял Киев – град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили корабельщики ладьи да челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими пригородами и селами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо – невидимо.

Добрыня. А за лесами тянулись степи без конца и без краю. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

Алеша. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю наш главный богатырь – Илья Иванович Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и я, Алеша Попович, - все мы в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть – попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Учитель. А кто из богатырей сам ковал себе оружие? (Илья Муромец).

Илья. А ведь я не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда со мной приключилась, и кто меня от той беды избавил? (Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его калики перехожие – дали испить водицы.)

Учитель. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой). Кто помнит, какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем – разбойником возле речки Смородинки.) С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калином – царем).

Учитель. А теперь давайте рассмотрим снаряжение русского воина, пусть ребята дадут ответы на некоторые наши вопросы. Здесь наш богатырский словарь и пригодиться.

Богатыри поочередно задают ребятам вопросы, демонстрируя ответы на предметах или их иллюстративных изображениях.

1.Как назывался головной убор богатыря? (шлем).

2.При создании, какого военного головного убора 20 века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка)

3.Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга).

4.Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.)

5.Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).

6.Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит).

7.Этот боевой предмет самостоятельно изготовил герой сказки А.С. Пушкина князь Гвидон. Для этого он отломил у дерева кривой сучок и натянул шнурок. Что за оружие получилось? Благодаря ему князь Гвидон спас царевну Лебедь. (Лук.)

Учитель. Ну, вот сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, героев, которые тоже сражались, защищая русскую землю.

Просмотри видеоролика (отрывок из былины).

Кого из героев вы узнали и из какой былины? (Илья Муромец и Соловей Разбойник)

Работа с текстом.

А) Как хорошо вы знаете былину?

Где встретился Илья Муромец с Соловьем – Разбойником?

У черной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста.

Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько верст ему пришлось ехать?

Пятьсот верст.

Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?

Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

Побивает силушку великую над Черниговом.

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

Столичный город

Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)

Называть или прославлять (в зависимости от контекста).

Прославить в песни

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным).

Почему так названа былина?

Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?

К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?

Вспомните, что такое гипербола?

Найдите в тексте гиперболы.

С какой целью они используются в былине?

Какими чертами обладает Илья Муромец?

Выразительное чтение отрывков из былин наизусть.

Выразительное чтение по ролям.

Когда богатыри возвращались домой, их встречали с радостью, пели песни, девушки водили хороводы.

Заключительная речь учителя.

И в сердце его сохрани

Ты сильный, ты смелый,

И враг вероломный

Боится к тебе подойти.

И есть еще в жизни

Куда тебя честь

За собой не звала,

Ты смело ступай,

Борись за любимых,

За счастье свое.

Подводим итоги:

Что такое народный эпос? Что такое былина? По каким признакам можно отличить былину от других произведений? Как возникли и исполнялись былины? На какие группы делятся былины?

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

1 . Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя. Запись учащимися числа и темы урока.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

Илья Муромец – ………………… герой, который ……………. своей стране, не требуя ……….. . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ………………. который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… , и в своих злодеяниях он никогда не ……………….. , поэтому наказание является ………………………… .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх . На его совести немало загубленных жизней , и в своих злодеяниях он никогда не раскается , поэтому наказание является заслуженным и справедливым .

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович? А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

Как и в былине, Илья Муромец – ……………… герой, не имеющий …………….. . Он не …………….. на Чурилу Пленковича, относится к нему ………………… . Илья Муромец отказывается от ……………………; оставляет в живых ………………… .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – ……………………… герой, обладающий ……………… силой. Он уверен в своём ……………………… и никогда не …………………. в том, что творит ………….. .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ……………., которая служит для того, чтобы …………………………….. .

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков . Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно . Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове ; оставляет в живых Соловья-Разбойника .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается в том, что творит зло .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония , которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря .

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу? Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ………………. неоднократно выручает из беды ………………………. .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ………………. так как князь не …………… богатыря.

Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ……………………… .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ……………….. .

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником , неоднократно выручает из беды князя Владимира .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо , так как князь не ценит богатыря.

Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками . Однако это не умаляет значения его подвигов .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех , а иногда даже жалость . Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь , но и немощная старушка .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка .

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

Богатырские подвиги Ильи Муромца

Цель: раскрыть героический образ Ильи Муромца, охарактеризовать его силу, могущество, человечность, доброту, честь, находчивость; дать понятие о гиперболе и постоянном эпитете в былине; способствовать осознанию эстетического богатства былины, воспитанию чувства патриотизма.

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Задание на определение постоянных эпитетов

-Прочитайте выразительно. О ком идет речь в отрывках? Какие подвиги богатырей описаны?

Тут оратай-оратаюшко

На своей ли кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,…

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый*,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею…

-Найдите в тексте эпитеты, гиперболу, уменьшительные суффиксы.

- С какой целью используются данные средства выразительности? (показать богатырскую силу героев, высказываются отношение героя к героям)

4 Беседа по содержанию былины

-Почему Илья отказался от воеводства в Чернигове? (его цель – защита всей русской земли, а не одного города)

РАБОТА С КАРТОЙ

-Посмотрите на карте расположение городов Киева и Чернигова. Между ними дорога неспокойная. Мог ли Илья уклониться ото встречи со злом?

-Найдите описание коня Ильи. Для чего здесь нужны гиперболы? (седок- богатырь, значит, и конь должен быть необычным, богатырским)

-Зачем описание свиста Соловья повторяется несколько раз? (читателю страшно, Илье – нет. Противник у него под стать, чем труднее победа, тем ярче образ героя)

-Почему Илья не убивает Соловья? (герой мудр, он понимает, что без доказательств ему не поверят)

-Давайте подумаем, что можно сказать о князе? Докажите это примерами из текста. (князь недальновиден: не подумал, каковы могут быть последствия соловьиного посвиста; он не в состоянии обеспечить сохранность границ государства: силушка под Черниговом – это иноземные захватчики)

-Что объединяет Геракла и Илью Муромца? (оба сильны физически, верны слову, оба хотят помогать тем, кто в них нуждается)

-Давайте вместе обобщим, что же ценит народ в богатыре? (интересы Отечества для него выше, чем его собственные; порядочность; отсутствие тщеславия и алчности)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 Работа в парах

-Найдите в тексте слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами. С какими словами они применяются?

Былина – это героическая песнь о защитнике русской земли. Герой русского былинного эпоса спокоен, уверен в себе, надежен, бескорыстен

 Прозаический, художественный, фантастический рассказ волшебного или бытового характера;

 Описание подвигов богатырей;

 Главная черта - вымысел;

 Ей не свойственна точная передача исторический фактов;

 Песенно-стихотворная форма;

Â В прозаической форме;

 Их рассказывали;

8 РЕФЛЕКСИЯ

М (Мизинец) – мысль. Какие знания, опыт я сегодня получил(а)?

Б(Безымянный) – близость цели. Чего я сегодня достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было мое настроение?

У (указательный) – услуга. Чем я помог\, поспособствовал, порадовал?

Б (большой) – бодрость. Был ли я активен?

Читайте также: