Конспект урока по чтению буква ш 1 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Урок 67. чтение слов с буквой Ш. СОЧЕТАНИЕ ШИ

Цели : закрепить знания учащихся о согласной букве ш; познакомить с сочетанием ши; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

а) Придумайте слова, в которых звук [ш] в начале (шляпа, шишка, шофер, шатер); в середине (мишка, чашка, петушок, тишина, машина); в конце (карандаш, камыш, малыш, шалаш).

б) Назовите игрушки, в названиях которых есть звук [ш]: (машинка; плюшевые мишка, мартышка, мышонок, кошечка; шашки, шахматы и др.).

1. Соотнесите картинки со словами, с. 142.

Дети стрелками соединяют названия деревьев с картинками плодов этих деревьев.

– О ком говорится в тексте?

Физкультминутка

На магнитной доске выложены слоги:

Детям предлагается закончить слова, используя слоги, в которых имеется звук [ш] (машина, Маша, малыш, шалаш, шары, шарик, шаги и др.).

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек).

Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.

Делаетс я выво д: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.

Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.

2. Дети читают сочетание ши и надпись Запомни!

Затем читают слова в столбиках (с. 143), объясняют значение слов, выделяют сочетание ши.

Физкультминутка

▲ Чтение текста на с. 143.

– Что он не смог сделать?

– Кто еще был в избе?

– Как вел себя внук?

Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.

1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.

2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

2. Развитие памяти, мышления, внимания.

3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.

1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

2. Воспитание познавательного интереса.

Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов,

1. Организацион-ный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

1. Фонетическая разминка.

- Назовите предметы, изображенные на картинках. (шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т. д.

- В каждом слове встречается звук [ ш].

- Мы еще не заселяли эту букву.

Называют тему урока.

- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.

Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.

• Изучить новый звук и новую букву.

• Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

• Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

1. Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

2. Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

Вывод повторяют все хором.

3. Физминутка с заданием

- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.

- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.

Шуба крыша карандаш шалаш хорошо

Ушки крошка шутка шиповник крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Ах, табуретка хороша!

И буква Ш! (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

5. Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Чтение слогов, слов с доски и в азбуке.

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод (совместно с учителем) :

звук [ ш ] согласный, т. к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т. к. произносится без участия голоса, шипящий т. к. слышится свист и шипение.

Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т. д.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,

4. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

1. Работа по учебнику

Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы.

- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].

Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

- Назвать звук[ ш ].

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с книгой

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.

- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод (синоним- грозди, кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.

6. Этап применения знаний и способов действий

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них сточных, заглавных)

7. Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, что нового узнали на уроке?

- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

[ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т. д.

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.

8. Этап рефлексии

Задачи урока :

1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.

2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

2. Развитие памяти, мышления, внимания.

3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.

1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

2. Воспитание познавательного интереса.

Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов,

1. Организацион-ный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

1. Фонетическая разминка.

- Назовите предметы, изображенные на картинках. (шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т. д.

- В каждом слове встречается звук [ ш].

- Мы еще не заселяли эту букву.

Называют тему урока.

- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.

Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.

• Изучить новый звук и новую букву.

• Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

• Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

1. Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

2. Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

Вывод повторяют все хором.

3. Физминутка с заданием

- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.

- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.

Шуба крыша карандаш шалаш хорошо

Ушки крошка шутка шиповник крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Ах, табуретка хороша!

И буква Ш! (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

5. Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Чтение слогов, слов с доски и в азбуке.

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод (совместно с учителем) :

звук [ ш ] согласный, т. к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т. к. произносится без участия голоса, шипящий т. к. слышится свист и шипение.

Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т. д.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,

4. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

1. Работа по учебнику

Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы.

- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].

Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

- Назвать звук[ ш ].

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с книгой

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.

- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод (синоним- грозди, кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.

6. Этап применения знаний и способов действий

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них сточных, заглавных)

7. Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, что нового узнали на уроке?

- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

[ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т. д.

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.

8. Этап рефлексии

Оборудование: азбука, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, карточки со словами "согласный". "твёрдыё", "глухой", "парный", ИКТ.

1. Организационный момент .

Звенит звонок, зовёт звонок И в классе начинается урок.

У: Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем - с согласного мягкого звука.

II. Актуализация полученных знаний.

1. Фонематическая разминка (логопедические упражнения)

Учитель: чтобы наша речь была чистой и понятной, сделаем несколько упражнений: " Прогулка", " Качели" , " Улыбка".

2. Игра " Составь слово" Слайд №2

У: Чем отличаются звуки от букв?

-Сравните сколько в этих словах букв, сколько звуков?

-Почему звуков меньше?

-Приведите примеры слов, где звуков больше, чем букв.

-Какие буквы и когда обозначают два звука?

II. Работа по теме урока. Формирование новых знаний , умений и навыков.

1. Инсценировка фрагмента рассказа В.Драгунского"Заколдованная буква".Звучит небольшой фрагмент песни "В лесу родилась ёлочка" В класс вбегают дети.

Сергей. Недавно мы гуляли во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом.!

Алёна. (Подходит к ёлке, рассматривает её). Смотрите! На ёлке сыски висят.

Максим. Ха-ха-ха! Ой, умру от смеха! Сыски! Ха- ха- ха! Ах, мне плохо. Сыски! Ой, сыски! Умру от смеха.

Сергей. Ха-ха-ха! Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски!

Алёна. Я правильно сказала! Просто у меня зуб вывалился и свистит, Я хочу сказать " сыски", а получается " сыски"

Максим. Подумаешь зуб у не вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот послушай: хыхки! Ну что?! Правда, здорово- хыхки! Я даже могу петь:

Ой , хыхечка зелёная,
Боюсь уколюсь я.

Алёна. (подпрыгивая от радости).Неправильно! Ура! Ты говоришь "хыхки", а надо "сыски"!

Максим. Нет не "сыски", " хыхки".

Сергей Вот чудаки, чего спорите? Ведь вы оба не правы. Не какие не хыхки! А фыфки! Вот и всё.

2. Постановка темы и цели урока.

У: Ребята, а вы догадались, какой звук никак не удалось произнести детям?

Назовите его. С каким звуком будем сегодня работать? Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

У: Что вы можете сказать о звуке [ш]?

Д: Этот звук согласный, глухой.

На доске вывешивается таблички с словами

У: Имеет ли он звонкую пару?

3. Слого-звуковой анализ слов.

а) Игра "Доскажи словечко"

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом. (шишка)

У: Какие слова встретились в тексте с новым звуком?

Какая шишка над ухом у мишки?

Слого-звуковой анализ слов: шишки, мишка.

У: Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов: шишки, мишка.

У: Какой звук [ш] , твёрдый или мягкий?

Попробуйте подобрать такие слова, где бы звук [ш] звучал мягко?

Какой из этого можно сделать вывод?

Д: Согласный звук [ш] бывает только твёрдым и никогда не бывает мягким.

У: Назовите звуки в слове шишка.

У: Посмотрите как написано это слово. У кого какие мысли по этому поводу?

Сочетание " ши " в русском языке всегда пишется с буквой " и "

а) Придумайте слова с новым звуком.

б) Организуется игра "Живые звуки" со словом "шишки". (Один из учеников является звуком (ш), демонстрируя у доски синий квадрат, что означает "твёрдый согласный звук", другой - гласный звук "и", показывая красный квадрат, третий - твёрдый согласный звук (ш), четвертый - мягкий согласный звук "к", пятый - гласный звук (и)).

4. Знакомство с новыми буквами. Слайд №3, №4

Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

а) Игра " Моя Вообразилия" Слайд №5

У: А вам, что напоминает буква ш ? (гребешок, ковш экскаватора, вилы)

б) Чтение слогов-слияний, слов. Слайд №6, №7

в) Сочинение чистоговорок. Слайд №8

5. Физкультминутка Слайд №9

Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели) Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

III. Первичное закрепление с. 140-141.

а) Составление рассказа по иллюстрации с. 140-141. Анализ одного- двух предложений. Слайд №10

(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка)

У: Из какой сказки Шамаханская царица ?

Кто автор этой сказки? (учитель зачитывает отрывок из "Сказки о золотом петушке А.С.Пушкина) Слайд №11

. Вдруг шатёр
Распахнулся. и девица,
Шамаханская царица.
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Додоном
Улыбнулась- и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.

б) Чтение слов и текста с.140-141

1. Чтение про себя.

2.Чтение вслух с комментированием.

3. Чтение в парах.

У: О каком времени года говорится в тексте? Слайд №12-15

- Куда пошли дети?

- Что они видели в лесу?

- Что собирали ребята?

- Придумайте заглавие к рассказу.

- Распространите предложения первого абзаца.

- Сравните предложения в учебнике с тем , что придумали вы? Какое из них интереснее?

- Как понимаете слово, горели? ( Алели, краснели, пылали)

- Найдите основы предложений в этом тексте?

- О какой шишке мы сегодня с вами говорили?

- О каких шишках говорится в рассказе?

Слово "шишки" имеет несколько значений. Составьте предложения. употребив слово "шишки" в разных значениях.

4. Индивидуальная работа по группам..(все задания разделены на группы в соответствии с уровнем овладения учениками навыка чтения)

Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Шаг шаль шанс шар шум шумок шумит шут шутка шутник шалаш камыш ландыш лошадь кошка Мишка штора Маша шапка шашка Даша

Обведи в кружок все буквы ш. Расставь ударение в словах. С данными словами составь предложения.

  • Найди и подчеркни лишнее слово.
  • Начерти схему первого предложения.
  • Озаглавь текст.

За много лет до первой движущейся машины- парохода- люди придумали воздушный шар, который плавал по воздуху почти также, как, корабль по воде.

Громадный шелковый мешок наполняли горячим воздухом, который шёл от такого же громадного костра. Шар поднимался сам и поднимал подвешенную к нему корзину с людьми.

Шар летел только в ту сторону, куда дул ветер, а когда в нём остывал воздух, шар падал на землю там, где придётся. И на таких шарах люди хотели лететь на Луну!

  • Какие виды транспорта ты знаешь?
  • На какие группы можно разделить виды транспорта?
  • Подчеркните четырёхсложные слова.

5. Работа в группах

Разгадайте кроссворд.

1. Она потеряла хрустальный башмачок. (Золушка)

2. Кличка собаки из Простоквашино. (Шарик)

Растут в поле сестрички,
Жёлтых глазок, белые реснички. (Ромашки)

4. Зимний головной убор. (Шапка)

Проверяем задание на слайде № 16.

У: Разделите слова на группы.

Назовите как можно больше признаков сходства и различия этих слов.

IV. Подведение итогов учебного занятия.

- Наш урок подошёл к концу.

- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК "Школа России" по теме "Твердый звук (ш). Буквы Ш,ш".

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.

Планируемые результаты:

– распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,

– устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,

– читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,

– отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.

Личностные результаты:

– эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.

Мобилизующая часть урока.

- Садитесь, ребята. Готовы ли вы к уроку? Покажите свое настроение. У вас на столах лежат цветочки. Раскрасьте их так, если у вас хорошее настроение – красным цветом, вы не можете определиться – желтым цветом, плохое настроение – синим цветом. Покажите свои цветочки. Я думаю, что ваше настроение изменится к концу урока и красных цветочков станет больше.

- Вспомните, какие буквы обозначающие только мягкие (твердые) согласные звуки мы уже изучили? (Ч, Ш).

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.

Изучаемый звук выделяется из слов:

шкаф карандаш

Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.

а) Назовите одинаковый звук в словах:

шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.

Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.

б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).

– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.

Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.

Ш Е С Т Ё Р К А

Читается полученное слово.

Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.

Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).

Вывешивается карточка с буквой Ш ш.


Физкультминутка

2. На что похожа буква Ш?

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш…

Шустро мышь под печку –

– На что похожа буква Ш? (Ответы детей.)

3. Учащиеся печатают букву Ш ш в тетрадях.

Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.

Чтение слов в столбиках, с. 17.

Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

4. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 16.

Рассмотри-ка все внимательно,

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Все слова на букву Ш.

(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)

– Из какой сказки Шамаханская царица?

– Кто автор этой сказки?

Распахнулся… и девица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала.


Физкультминутка

Чтение пословиц, с. 16.

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

Выясняется, в каких случаях они могут быть употреблены в речи.

Чтение текста на с. 17.

– О каком времени года говорится в тексте?

– Куда пошли дети?

– Что они видели в лесу?

– Что собирали ребята?

Дети повторно читают текст, подчеркивая слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

Читайте также: