Конспект урока астафьев деревья растут для всех

Обновлено: 05.07.2024

9.2.4.1- создавать высказывание ( рассуждение, убеждение) , использовать приемы привлечения внимания с учетом целевой аудитории.

Все учащиеся смогут: прослушать аудиозапись текста, выделить слова общественно-политической тематики и заполнить графические органайзеры.

Большинство учащихся смогут: проанализироватьсодержание текста,назвать автора произведения, стильтекста; определить возраст и сферу интересов читателя;дать рекомендации;выделить основную мысль текста, выявить позицию автора.

Некоторые учащиеся смогут: сформулировать высказывание – рассуждение, высказывание-убеждение, подобрать ключевые слова и словосочета-

ния,привести доводы,использовать различные методы и приемы для привлечения аудитории.

Критерий оценивания:

Знание, понимание, анализ, применение

Языковая цель:

Любовь – махаббат- love

Сострадание –жанашырлык – compassion

Основные термины и словосочетания:

бескорыстие, неравнодушие, привязанность , относится как к живым, гуманность, беречь природу

Привитие ценностей:

Ценности бережного отношения к природе, умения любить, сострадать, оставаться неравнодушным к чужой беде, всегда спешить на помощь.

Межпредметная связь:

Казахский и английские языки(перевод слов) биология (уход за растениями),музыка(аудиозапись) самопознание(моральные ценности)

Предыдущее обучение:

учащиеся самостоятельно: определяют тему и основную мысль художественного произведения, ключевые слова и главных героев произведения, анализируют содержание художественного фрагмента, извлекают и синтезируют информацию, делают выводы на основе полученных сведений, выражают свое собственное мнение.

Запланированные этапы урока:

Виды запланированных упражнений на уроке:

Начало урока

1. Организационный момент

Учащиеся рассматривают картинки,определяют ключевое слово, обьединяющее рисунки, называют тему урока.

(Задание направлено на развитие критического мышления, определения темы урока)






Середина урока

Конец урока

Цель :понимать значение слов общественно- политической тематики

Учащиеся прослушивают аудиозапись, каждая группа выделяет слова общественно-политической тематики и заполняет свой графический органайзер.


Что, по вашему, они означают

(Задание направлено на развитие исследовательских навыков, умения находить слова на заданную тематику)

Выбрать одну фразу для соперников по заданию:

2. Мы довольны вашей работой на уроке!

3. Вы могли бы поработать лучше!

Цель :анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.

Учащиеся читают текст, заполняют графический органайзер, анализируя, обобщая, оценивая содержание прочитанного отрывка по вопросам, выявляя авторскую позицию.

Часами смотрел я на свой саженец. Мне он начинал казаться большой остроиглойбояркой. Вся она была густо запорошена цветами, обвита листвой , потом на ней уголочками загорались ягодки с косточкой, крепкой, что камушек. На боярку прилетала не только мухоловка, но и щеглы, и овсянки, и зяблики и снегири, и всякие другие птицы. Всем тут хватит места! Дерево-то будет расти и расти. Конечно, боярка высокой не бывает, до неба ей не достать. Но выше сеновала она, пожалуй вымахает. Я вон как ее поливал!Однако саженец мой пошел не ввысь, а вширь , пустил еще листья, из листьев – усики. На усиках маковым семечком проступили крупинки, из них вывернулись розоватые цветочки.

К этой поре я уже стал маленько слышать, пришел к бабушке и прокричал:

-Баб, я лесину посадил, а выросло что-то….

Бабушка пошла со мной за сеновал, оглядела мое хозяйство.

- Так вот ты где скрываешься!- сказала она и склонилась над саженцем, покачала его из стороны в сторону , растерла цветочки в пальцах , понюхала и жалостно посмотрела на меня. И я понял, что это вовсе не дерево, Саженец мой, по заключению бабушки, оказался дикой гречкой. Обидно мне сделалось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.

Форма урока: коллективная, индивидуальная

1.Дидактическая

- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,

- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности, сострадания,

- гуманного отношения к животным (растениям),

- любви к окружающей природе.

3. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2.Вступительное слово учителя.

Слайд 1

Был полон зал, все замерли и ждали,
Что к нам навстречу выйдет исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить. один.
Но вот с трудом поднялся к нам на сцену
Седой как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену:
Кружил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега.
Большая жизнь - неписаная книга,
Поклон последний - память на века.

Это стихотворение посвящено В.П. Астафьеву – прекрасному писателю, прославившему своими книгами Сибирь, Енисей и родную Овсянку.

Слайд 2

Тема нашего сегодняшнего урока

3.Выступление заранее подготовленного ученика.

Слайд 3

Родился В.П. Астафьев 2 мая 1924 года в небольшом селе Овсянке Красноярского края на берегу Енисея. Здесь в окружении родных и близких прошли его самые счастливые годы, а деревенские жители впоследствии станут самыми любимыми героями его произведений.

Трудное, но счастливое детство закончилось в 7 лет, когда его мать утонула в Енисее. Отец отправился в Игарку за большими заработками, взяв с собой сына. Вот здесь семья хлебнула горя, а мальчик лишился крова и пропитания, не ужившись с молодой мачехой.

Слайд 4

В конце концов он попадает в детский дом и там заканчивает школу.

Слайд 5

Слайд 6

4. Слово учителя.

Слайд 7

Любовью к природе и ко всему живому пронизаны почти все произведения Астафьева.

Слайд 8

определим, что изображено на рисунках.

А теперь вспомним краткое содержание.

5.Ученики рассказывают:

Главный герой очень доброго рассказа Виктора Астафьева "Деревья растут для всех" -- мальчик Витя. После болезни он оглох, поэтому не мог общаться со своими сверстниками. Вот и уединился мальчик в огороде, нашёл "свой" уголок там, где и проводил дни, наблюдая за окружающей его природой: за растениями, насекомыми, маленькой птичкой мухоловкой, поселившейся в этом уголке со своими птенцами.

Произошла беда -- птенцов съедает кошка. Герой рассказа тогда мечтает посадить дерево, чтобы оно выросло высоким-высоким и птица могла бы на нем растить своих птенцов без опасений за их жизнь.

Помогает доброму мальчику мудрая бабушка -- ещё одна героиня рассказа. После неудачной попытки внука вырастить дерево из кустика гречихи она приносит ему из леса саженец лиственницы и успокаивает его, что дерево вырастет, потому что оно принесет пользу и радость всем -- и людям, и животным, и лесу, и речке.

6.Словарная работа.

Слайд 9

Ребята, эти слова встречались вам в тексте рассказа. Давайте уточним их значение.

Слайд 10-11

Каждому своя болезнь тяжка.

Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.

Доброе дело два века живёт.

Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.

Кто дерево посадит, тот человеку друг.

Всему свой час и время всякому делу под небесами.

Жизнь прожить - что море переплыть.

Слайд 12

8. Работа в группах по заданиям.

1 группа: внимательно прочитайте и расскажите о том, чем занимался мальчик в укромном уголке. Используя слова текста, расскажите всё, что вы знаете о крестьянском труде.

2 группа: какая беда случилась у мухоловки. К слову беда подберите близкие по значению слова, назовите их

3 группа: Расскажите о том, подтверждая словами из текста, как мальчик решил помочь птичке? Осуществилась ли его мечта или нет? Почему?

4 группа: Какую загадку вспомнил герой рассказа о подосиновике? А какие загадки о грибах знаете вы?

Вопросы от слушателей на уточнение.

9. Тест. (на распечатанных листочках)

1. Чем заболевает рассказчик?

2. Как зовут рассказчика?

3. Как его лечила тетка?

А. Вылила за шиворот ковш ледяной воды

Б. Окунула в святую воду

В. Плюнула на порог три раза

4. Где играет всё лето рассказчик?

5. Что случилось с птенцами птички мухоловки?

А. Они упали на землю

Б. Они оперились

В. Их съела кошка

6. Что посадил рассказчик, думая, что сажает дерево?

7. Какой росток в итоге посадил рассказчик с бабушкой?

8. Когда он сажает дерево?

9. Для кого растут деревья, по мнению бабушки?

10. Из-за чего рассказчик перестал ходить на сеновал?

А. Из-за выздоровления

Взаимопроверка или сдают учителю.

10. Итоги урока.

1. Какова главная мысль рассказа?

2. Чему учит нас этот рассказ?

3. Что вы можете сказать о бабушке? Понравилась ли она вам?

В рассказе мне понравилась бабушка мальчика, которая с пониманием отнеслась к задумке внука. Когда мальчика постигла неудача, бабушка принесла из леса саженец лиственницы и вместе с внуком посадила его за сеновалом.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Дата:

ФИО учителя: Мукашева Г.А.

Участвовали:

Тема урока № 2

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

9.2.4.1 создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию.

Ученики смогут:

- раскрыть внутренний мир главного героя: единство природы и человека

Уровень мыслительной

деятельности

применение, навыки высого порядка

Критерий оценивания

1. раскрывает внутренний мир главного героя: единство природы и человека;

2. демонстрирует собственное высказывание – рассуждение о единстве природы и человека, используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию.

Языковые цели

Привитие ценностей

Гуманное отношение к природе, животным, любви к родному краю, уважения друг к другу, открытости и патриотизма

Межпредметная связь

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.

Создание коллаборативной среды.

Середина урока (30 минут)

Предтекстовый этап

Выявите основную информацию видеоролика














(Суть заключается в том, что человек и природа не отделимы друг от друга. Природа нас окружает, вдохновляет, учит любить и ценить красоту. А человек-часть природы. С момента появления человека и по сегодняшний день взаимоотношения человека и природы изменились. Будучи частью биосферы и её продуктом, человек стал источником её разрушения)

Текстовый этап

КО: Раскрывает основную идею текста, раскрывающую внутренний мир главного героя

Каковы главные герои рассказа?

Где происходят события?

Какое впечатление произвела на тебя история?

Понравился ли тебе рассказ?

Сколько волшебных палочек ты ей присвоишь?

ФО взаимооценивание

Дифференциация по поддержке обучения:

Примеры вопросов низкого порядка: /для большинства/

… тема рассказа? (определите тему по названию рассказа)

Что случилось с …….?

Вопросы высокого уровня: /для некоторых/

Дайте три объяснения, как человек ….. на природу?

………. такое отношение к природе?

Почему считают, что человек …….. частью природы?

ФО Комментарий учителя

Д составляют вопросы высокого и низкого порядка.

Задание: Продемонстрировать собственное понимание единства человека и природы на основе сюжета рассказа

Дифференциация заданий по уровню восприятия:

Задание для аудиалов. Подберите музыку, отражающее ваше понимание единства человека и природы на основе сюжета рассказа.





Задание для кинестетиков. Найдите в тексте слова и словосочетания с помощью которых автор придаёт рассказу выразительность и яркость /саженец пошёл, пошла трава, сморщились поганки-олицетворение/(поддержка учителя)

Найти пословицы в тексте, что означает данная пословица? /кто ест луг, того Бог избавит от вечных мук/

ФО Взаимооценка

Д демонстрирует собственное понимание единства человека и природы на основе сюжета рассказа

Поурочный план по теме Рассказ В.П.Астафьева "Деревья растут для всех", в котором затронуты биография и творчество писателя-лауреата Госпремий СССР, история создания рассказа, идейно-тематическое содержание произведения, художествнный анализ текста и некоторые задания детям.

Оценить 2558 0

Школа: школа-гимназия c .Алмалыбак

Учитель: Жумадилова З.Б.

Виктор Петрович Астафьев. Деревья растут для всех.

Цели обучения:

9.3.7.1. извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение;

9.2.4.1. создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию;

9.5.2.1. использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного и письменного общения.

Цели урока, которые необходимо достичь на данном уроке:

Все учащиеся должны: использовать информацию для создания высказываний в виде простых и сложных конструкций;

Большинство должны: путем анализа выделять основную информацию для выражения собственного мнения;

Некоторые должны: извлечь и предоставить информацию в виде тезисов, дополняя их собственными суждениями.

Навыки высокого порядка

Критерии оценивания:

Все: сопоставляет, анализирует, составляет простые и сложные предложения;

Большинство: оценивает, резюмирует, обсуждает, рассуждает, формирует свое мнение, выступает, использует ИКТ;

Некоторые: создает монолог-рассуждение с использованием приемов привлечения внимания, составляет тезисы, убеждает.

Языковая поддержка:

Привитие ценностей

Общность истории, культуры и языка, семейные ценности

История, география, казахская литература, самопознание

Предварительные знания

Знание значения таких слов, как автобиографичность, промысел, бот, засеки, РГЭС, коллективизация.

Этапы урока:

Запланированная деятельность на уроке:

Формативное оценивание

Начало урока

5 мин

Консолидация внимания учеников. Проверка готовности класса по домашнему заданию.

Озвучивание и запись темы, эпиграфа урока

( В.П. Астафьев)

Работа над эпиграфом.

Определите ключевые слова высказывания.

В чем пытается убедить нас Астафьев?

Какова его задача как писателя?

Читает дома биографию писателя, уточняет незнакомые слова для себя.

Читает эпиграф, расчленяет информацию на составные части.

Определяет задачу литературы как рода искусства.

Середина урока

25 мин .

Словарно-фразеологическая работа. Ребята, многие из этих слов встречались вам в тексте биографии В.Астафьева. Давайте уточним их.

Зарубки – специальные метки на дереве топором.

Затеси – то же, что и зарубки.

Бот – механическое судно типа лодки, катер.

Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом

Лесоспла́в — вид транспортиров ки леса по реке

Малярия – инфекционное заболевание, сопровождающееся лихорадкой.

Трясуха – лихорадка

Хина – растение, горькая кора которого употребляется в медицине;

Россоха – дерево с раздваивающимся вилкой стволом

Сейчас я предлагаю вам выполнить Упражнение 2 на стр.183, где нужно будет заполнить пропущенные даты по биографии В.Астафьева.

Ребята, мы говорили, что основными темами творчества писателя были деревенская тема и тема войны. Обсудите в группах библиографию писателя и распределите названия книг в соответствии с двумя темами.

Для работы классу необходимо разделиться пополам.

Вопрос: Что заключено в названиях 2-х рассказов : тема или основная мысль?

Предполагаемый ответ: Через зарисовк и Астафьева, понимаешь, как интересен окружающий мир. Жаль, что он часто проходит мимо нас, иногда не затрагивая ни чувств, ни мыслей, ни сердц а . Писатель в самых обыденных явлениях природы видит какую-то неповторимость, с помощью художественного слова заставляет читателя размышлять о жизни, о времени и о себе. Убеждаешься в талантливости Астафьева – человека, в его умении воздействовать на нас незаметно, но достаточно определенно.

1.делает записи незнакомых слов в тетради.

2. заново переосмысливает прочитанное дома через призму новой лексики, если не доработал дома.

3. запоминает даты из биографии писателя.

4. делает выборочно-направленный обзор теста рассказов, решая представленную учителем проблему.

7. Все: Синтезируют информацию и делают выводы на основе полученных сведений.

8. Большинство:

Создают высказывания с элементами рассуждения, используя приемы привлечения внимания.

9.Некоторые: детально изучают отрывки рассказов для решения посавленных учителем задач.

Тексты №1 и 2 с отрывками рассказов

(приложения 1 и2)

Конец урока

м ин

(Выводы по тексту: в ыдержи вает жизненные испытания самый сильный, настойчивый и терпеливый. Слабые же нуждаются в помощи, и человек как никто другой должен быть милосердным и сострадательным ко всему живому на земле. )

Все: извлекают информацию и делают правильные выводы из содержания.

Большинство: создают рассуждение, использую приемы привлечения внимания.

Некоторые: составляют несколько тезисов по полученной информации и оформляют их в виде сложных предложений.

Работа с текстом: детальный анализ отрывка произведения.

Ответить на вопросы:

1.С колько предложений в данном тексте?

2. Достаточен ли данный объем для определения темы рассказа? Определите тему повествования.

Чем осложнен ы предложения ? ( Предполагаемый ответ: однородными членами предложения - значит присутствует интонация п еречислени я ; вводными и вставными конструкциями – значит присутствует мнение автора, обособленными членами - значит наблюдается сложная предикация; наличие сказуемых переда е т движение, динамику окружающего мира; имеющиеся определения х арактеризуют состояние природы ).

Найдите в обоих текстах использование одного и ого же слова. Как данный прием способствует достижению черт сходства с героями? (Ответ: последнее предложение Текста№1 и 11-ое предложение Текста№2)

Оценивание : Рефлексия через прием ЗХУ

Пункты Правил техники безопасности на уроке.

Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

При работе с графическими органайзерами соблюдай осторожность, не порань руку.

После работы собери материал и мусор.

Использованная литература:

7. Слайды с иллюстрациями по произведениям В.П.Астафьева

8. Тексты с отрывками рассказов В.П.Астафьева

До будущей весны – 1953г

Дядя Кузя,куры, лиса и кот. – Пермь,1957г.

Тают снега.- Пермь, 1958.

Теплый дождь.- М., 1958г

Перевал. Повесть – Свердловск,1959г

Стародуб. Повести и рассказы.-Пермь, 1960г

Зорькина песня. Рассказы и повести.- Пермь,1960г

Кровь человееская.- Свердовск,1960.

Дикий лук. Рассказы. – Пермь, 1961г

Рассказ о любви. - Пермь, 1961г

Солдат и мать.Повессти и рассказы.- М, 1961г

Звездопад. Повести.-М, 1962г

След человека.- Свердловск, 1962г

Гуси в полынье. Рассказы. – Пермь, 1963г

Весенний остров. Рассказы – Пермь, 1964г

Конь с розовой гривой. Расскказы – М. 1964г

Поросли окопы травой. – М, 1965г

Стрижонок Скрип. – М. 1965г

Где-то гремит война. Повесть- -М, 1968г

Последний поклон. Повесть – Пермь,1968г

Кража. Повесть- Ворнеж, 1970г

Ясным ли днем. Повесть.- М,1972г

Затеси. Книга коротких рассказов. – М,1972г

Повести о моем современнике.- М,1972г

Пастух и пастушка. Современная пастораль- Пермь, 1973г

Мальчик в белой рубахе. Повести. – М,1977

Царь- рыба. Роман.- М,1980г

Бабушкин праздник. – М,1982г

В тайге, у Енисея. – М, 1982г

На далекой северной вершине. Повести- Красноярск, 1984г

Где-то гремит война. Повесть. –Баку, 1985г

Печальный детектив. М, 1986г

Зрячий посох. Повесть.- М, 1988г

Улыбка волчицы. М, 1990г

Мною рожденный. Роман. – М, 1991г

Тихая птица. Роман. – М, 1991г

42.Прокляты и убиты. Роман. – Хабаровск, 1993г

(с 183 Упражнение 2 электронного учебника)

Упражнение 2. Вставьте пропущенные слова и словосочетания. Расставьте предложения по хронологии биографии В.П.Астафьева.

В 1942-943 годах В.П.Астафьев учился в __ __ и был направлен на передовую, где до конца слуил в пехотных войсках.

Рассказ __ __ был написан в 1964 году.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в __ __ Красноярского края.

В.П.Астафьев в __ __ году написал автобиографическую книгу __ __ .

В 1972 году за роман __ __ и в 1991 году за повесть __ __ ему была присуждена Государственная премия.

Читайте также: