Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Образовательные: Формировать фонематический слух, умение различать гласные и согласные звуки, давать их характеристику и обозначать схематично, умение определять звук в слове и соотносить его с буквой; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие звук Ч, находить место звука в слове; упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.

Коррекционные: Развивать речь и воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры, культуру речевого общения. Учить детей снимать психическое и эмоциональное напряжение.

Методы и приемы:

Наглядный - показ предметных картинок, карточки с буквами.

Материал и оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, корзиночка, грибочки, пластилин красного и синего цвета, музыкальный центр, буквы.

1 часть: эмоциональный настрой детей, приветствие гостей

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

И с гостями в этот день!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- Ребята, к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе. Давайте же мы с вами пообещаем, что:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами заниматься не будем! Я предлагаю устроить день игр. Хотите играть?

Воспитатель: Тогда не ленитесь

- Я сейчас вам буду показывать карточки с буквами, а чье имя начинается с этой буквы, сделайте шаг вперед и назовете свое имя.

- Молодцы, ребята, вот наши гости с вами и познакомились.

Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глазки и представьте, что вас закружил ласковый ветерок и перенес в игру со звуками и словами (дети садятся на места).

- Посмотрите, здесь нас встречает НЕЗНАЙКА, он предлагает поиграть.

2 часть: игры за столом.

Воспитатель: А для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: Правильно! Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные мы произносим свободно, можем пропеть, а согласные произносим коротко, отрывисто, не можем их пропеть.

Воспитатель: Правильно! У вас на столах есть кружочки. Каким кружочком мы обозначаем гласные звуки? А согласные?

Дети: красным – гласные, синим – согласные.

1-й вариант: Я буду вам называть слова (аист, дуб, игра, арбуз, шуба, экскаватор), а вы должны, определить с какого звука начинается слово, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.

2-й вариант: Я буду показывать вам картинки (груша, автобус, самолет, брюки, утка, холодильник, апельсин), а вы должны, определить с какого звука начинается это слово, с гласного или согласного и поднять соответствующий кружок.

- Вы очень хорошо поиграли, молодцы. И так, нас ждет следующая игра.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

У бычка два бочка

И у овечки два бочка.

У овечки и бычка

Четыре черненьких бочка.

- Какой звук я часто выделяла голосом?

Дети: Звук Ч.

Воспитатель: Какой кружок возьмете?

(работаем со схемой)

Воспитатель: Берите схемы и синие кружочки, да внимательно слушайте слова, в который спрятался звук ч: чайник, ключ, тачка, калач, туча, четыре.

(проводится индивидуальная работа)

Воспитатель: Вот это да. Здорово вы играете. Молодцы.

3 часть: физкультминутка

(дети одевают шапочки и проходят на ковер)

- Послушайте правила игры: будет звучать музыка, а вы двигаться под музыку, как только музыка остановится, вы должны будете встать в два ряда, гласные буквы – в один ряд, согласные в другой.

- Теперь по-другому поиграем: как только музыка остановится, вы должны встать парами гласная буква с согласной. А если две буковки стоят рядом, то что это получается?

- Правильно! Вот мы их и прочитаем!

(дети встают парами, образуя слоги (ма, уп, со и др.) и сами по желанию их читают, играем 2 раза)

Воспитатель: Какие вы будете замечательные ученики. Все правильно сделали.

(дети снимают шапочки)

(детям раздаю грибочки, всем по одному, а у меня в руках кузовок)

Воспитатель: Слушайте внимательно правила игры:

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

4 часть:

Воспитатель: А сейчас приглашаю вас за столы, слепим из пластилина букву, с которой начинается ваше имя. Для этого у вас имеются пластилин красного и синего цвета, вы должны сами выбрать цвет своей буквы. (дети сами выбирают цвет пластилина - гласный- красный, синий—согласный)

-Покажите, ребята, нашим гостям, ваши буквы. Какие красивые, ровные буквы у вас получились. (дети с места показывают буквы).

5 часть: Рефлексия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные-красные, согласные-синие)

- Вам понравилась занятие? (Дети отвечают) А что вам понравилось?

-Какие игры вам понравились? (перечисляют) Чему учат вас игры по развитию речи?

Дети: Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Говорить всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Воспитатель: Мне очень понравилась с вами общаться, играть. Вы отвечали все хорошо.

Занятие направлено на развитие фонематического слуха у детей, умение дифференцировать и отчётливо произносить звуки, определять место звука в слове.

Содержимое публикации

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе:

Упражнять детей в различении на слух, отчетливом произношении, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, находить место звука в слове.

Изображения совы и зайца, заколдованного замка, карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, синие кружки на каждого ребёнка, 2 домика.

Методы и приемы:

Игровой прием, загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Дети сидят за столами.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но сначала разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Раз –окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

Всю ночь летает

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д: Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком сживет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков–с- и –з. Давайте произнесем эти звуки. А какие это звуки, гласные или согласные? Почему согласные? (потому что во рту образуется преграда, нам мешают зубки).

А теперь определите, звонкие это звуки или глухие.

Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей).

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), …такан (стакан), …неговик (снеговик), …айчик (зайчик), меду…а (медуза), …, …амовар (самовар), во…дух (воздух), ..олушка (золушка).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

В: Второе задание.

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук с, а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх.

Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок, занос. Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

- Хорошо, а теперь хлопаем, если услышим звук –з (бегемот, зебра, лопата, зубочистка, заноза, мыщка, паровозик, яблоко, кузов, гнездо, изба, мимоза.

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са – в окно летит оса.

Со-со-со - лиса катит колесо

За-за-за – в огороде коза.

Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.
Са-са-са - на траве роса.

За-за-за - вот летает стрекоза.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Су-су-су – не боюсь осу.

Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Су-су-су - заплету косу.

Зу-зу-зу - накормлю козу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза

В: А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

-У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В:- На завалинке Зоя и заинька.

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться (выходим на ковер)

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

В: Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем. Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик.

Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я поселю его в этот домик.

В: Молодцы, и с этим заданием справились!

В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце (проходите за столы).

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).

-Озеро, заря, воздух, мимоза, гнездо, грязный; нос, колосок, осина, волос, сырник, оса, папуас.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

-Вам понравилось наше волшебное приключение?

-Какие звуки мы сегодня выручали?

-Какие задания вам понравились?

- Что вам показалось трудным?

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобы и огорчения.
Воспитатель: Прежде, чем сесть на стульчики, хочу вас предупредить, что они заколдованы, чтобы их расколдовать, нужно определить 1-й звук своего имени и правильно выбрать условное обозначение на стульчике. Но сначала вспомнить, каким цветом обозначают гласный звук - (красным), твердый согласный – (синим), мягкий согласный – (зеленым).
Н






Воспитатель:
У вас на стульчиках – кармашки. Возьмите картинки.
Внимательно посмотрите на неё и определите место звука Л в слове. Сначала поместят свою картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета на картинке находится в начале слова.
(Выходят-размещают картинку).







Видео загрузить не могу. Делала сама, если кому нужны пошлю почтой. Материал публикую первый раз, замечания и предложения принимаются. Спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: занятие развивающего типа.

Цель: формирование звуковой культуры речи детей посредством активных методов обучения.

Задачи:

  1. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах
  2. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части
  3. Воспитыватьв детях уверенность в себе, доброжелательность, желание помогать другим, чувство принадлежности к дружному коллективу.
  4. Активизировать словарь (бедовый, бездельник, белёк, белокурый, бесёнок)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект ООД

для детей 6-7 лет по ОО «Речевое развитие: звуковая культура

с использованием активных методов обучения

высшая квалификационная категория

Городской округ город Выкса, 2020

Тип занятия: занятие развивающего типа.

Цель: формирование звуковой культуры речи детей посредством активных методов обучения.

Упражнять детей определять последовательность звуков в словах

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части

Воспитыватьв детях уверенность в себе, доброжелательность, желание помогать другим, чувство принадлежности к дружному коллективу.

Активизировать словарь (бедовый, бездельник, белёк, белокурый, бесёнок)

Активные методы обучения:

Приветствие, проблемная ситуация, загадка, проблемные вопросы, презентация, дидактические и учебные игры, коллективная мыслительная деятельность, работа подгруппами, работа по рядам, взаимопроверка, карточки-пиктограммы, практическая деятельность, самостоятельная работа, песенка-игра, анализ, рефлексия.

Методы и приемы: беседа, игровой, наглядно - слуховой, словесный, показ, творческий.

Словарная работа:бразды, кибитка, удалая, бедовый, бездельник, белёк, белокурый, бесёнок.

Ход деятельности:

(Дети с воспитателем стоят в кругу, у воспитателя в руках игрушка -солнышко).

Ребята, посмотрите - солнце! Оно ждет нас, хочет познакомиться, поприветствовать вас и согреть нас своим теплом. Давайте поиграем с ним в игру "Назови свое имя ласково". Но сначала все вместе проговорим волшебные слова:

Ходит солнышко по кругу

Дарит ласковый свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет!

Ребята, вы любите ходить в гости? Я тоже люблю. Сегодня я хочу вам рассказать про одного известного персонажа, который тоже любит ходить в гости.

Два розовых уха и розовый хвостик,

Ходил с Винни-Пухом он к Кролику в гости.

Кто же это? (ответы детей)

Правильно ребята, это Пятачок.

Присаживайтесь удобно на свои места, история начинается… (дети рассаживаются за столы)

Все расселись по местам, никому не тесно,

Как то раз, Пятачок отправился в гости в один необычный город. Зашел он в первый дом. (слайд 3)

Посмотрите, в первом доме живет Предложение. Но Пятачок с ним не знаком. Что же делать? (ответы детей)

Ребята, посмотрите на экран, Пятачок совсем растерялся и хочет узнать какая картинка больше всего подходит к этому предложению? (слайд 4) (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Пятачок совсем ничего не понял из этого предложения. Он не знает значение некоторых непонятных ему слов. Поможем ему? Как вы думаете, что обозначает слово бразды? (слайд 5) (ответы детей)

А что такое кибитка? (слайд 6) (ответы детей)

Что значит удалая? Какими словами можно заменить это слово? (ответы детей) (лихая, быстро несущаяся)

Спасибо, объяснили Пятачку значение непонятных ему слов.

Так какая же картинка иллюстрирует лучше всего это предложение? (слайд 7) (ответы детей), (слайд 8)

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть еще раз, но правила немного поменяются (воспитатель просит детей выстроиться в цепочку слов в правильной последовательности с помощью пиктограмм, чтобы получилось это предложение. Один желающий ребенок проверяет правильность расположения слов в предложении, остальные дети помогают).

Ребята, вы молодцы! Познакомили и подружили Пятачка с предложением.

Ребята, научим Пятачка делить слова на части, узнавать сколько частей в словах и называть их. Назовите сколько частей в словах: зима, летит, беги, помидор (дети считают и называют, воспитатель просит выбранного ребенка сказать полным предложением).

Вспомните, какая первая часть в слове беги? Правильно, бе-. Назовите другие слова, начинающиеся со слога бе-. За каждое придуманное вами слово я буду давать жетон. Посмотрим, кто из вас всех больше назовет слов? (бегемот, бетон, бегун, беда). Молодцы, ребята, как много слов назвали.

А вот какие слова подобрала я: бедовый, бездельник, белек, белокурый, бесенок. Можете ли вы объяснить Пятачку значение слова бедовый? (ответы детей) (слайд 10) (разбор детьми и воспитателем значения последующих слов)

Воспитатель объясняет словарное значение подобранных им слов.

Какие вы умные! Как просто и понятно объяснили Пятачку значение этих сложных слов.

Что-то мы немного засиделись, предлагаю поиграть и свою дружбу показать.

В слове кот тоже три звука, какие? (ответы детей). А сколько звуков в слове коты? (ответы детей). Что это за звуки? Назовите их (ответы детей). Назовите звуки в словах сыр, сыры (ответы детей). Дети выкладывают количество звуков в словах с помощью фишек на столе.

У вас замечательно получилось! Ребята, хозяева дома предлагают нам еще поиграть. Но сначала предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая игра "В гости"

В гости к пальчику большому (большой пальчик на левой руке отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Большой, указательный и средний, (в соответствии с текстом прижимать поочередно пальцы правой руки, можно несколько раз)

Безымянный и последний.

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья, (соединить пальцы правой и левой руки друг с другом несколько раз)

Друг без друга им нельзя (сжать пальцы в кулак и разжать их).

Воспитатель раздает картинки.

Воспитатель: вам нужно догадаться какая картинка в каждом ряду лишняя и зачеркнуть лишнюю картинку. Не стоит забывать, что хозяева дома – звуки, значит именно на звуки надо обратить пристальное внимание, чем они похожи в каждом ряду и чем отличаются. (Дети самостоятельно выполняют задание).

Теперь я предлагаю вам поменяться листочками с заданием с вашим соседом и посмотреть, все ли правильно выполнено. Проверили? А теперь давайте посмотрим на волшебный экран и узнаем правильный ответ (слайд 12).

Вы уже умеете играть в эту игру. Сейчас я буду произносить слова, а вы подумаете из скольки частей они состоят и отложите нужное количество фишек на столе. (Воспитатель по очереди называет слова: луна, река, машина, шары, Валюша; дети выкладывают количество частей слов с помощью фишек).

Затем дети предлагают педагогу слово, которое он делит на части и с помощью фишек выкладывает количество частей слова на коврографе.

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, все слова разделили на части, замечательно занимались.

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? У кого в гостях мы побывали вместе с Пятачком? Понравилось вам ходить в гости? (ответы детей)

Если вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, возьмите красное сердечко и поместите его на коврограф. А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то возьмите желтое сердечко, а если вам не понравилось и многое не получилось, возьмите синее сердечко. И я тоже выберу себе сердечко по настроению.

(Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они выбрали именно такое сердечко.)

Читайте также: