Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему дикие животные

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по логопедии в подготовительной группе

Задание№1.
Логопед. Посмотрите на картинки, какая из них лишняя и почему.
На наборном полотне выставлены картинки.
БЕЛКА ВОЛК ЛИСА ЗАЯЦ
Дети. Заяц, потому что у него короткий хвост
ЁЖ ЗАЯЦ БЕЛКА МЕДВЕДЬ
Дети. Ёж, потому что он колючий.
ЛИСА ЛОСЬ ВОЛК МЕДВЕДЬ
Дети. Лось, потому что у него есть рога.
Логопед оставляет на доске картинки: зайца, лисы, ежа, белки, кабана.

Задание №2.
Логопед. Назовите ласково этих животных.
Дети. Заяц – зайчик. Лиса – лисичка. Ёж – ёжик. Медведь – мишка. Белка – белочка. Кабан – кабанчик.

Задание №3.
Логопед. У вас на столах конверты, попробуйте составить целую картинку.
Дети составляют разрезные картинки.
Логопед. Кто у вас получился?
Дети. У меня получился . .
Логопед. Кто сможет рассказать стихотворение о своём животном.
Дети рассказывают стихотворения, выученные заранее с воспитателем.

Физкультминутка.
Однажды днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамой – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят. ( Н.В.Нищева )


Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
Задание №5.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением ушей, лап и хвостов различных животных.
Логопед. Что это?
Дети. Это лисий хвост. Это заячьи уши. Это медвежьи лапы. И т.д.

Задание №6.
Логопед. Договорите предложения.
Заяц трусливый, а зайчонок . (трусливенький).
Лось красивый, а лосёнок .
Белка проворная, а бельчонок .
Лиса хитрая, а лисёнок .
Медведь косолапый, а медвежонок .
Волк голодный, а волчонок .
Тигр полосатый, а тигрёнок .

Задание №7.
Логопед. Составьте слово из букв, которые видите на доске. Что получится?
Дети. Лиса.
Логопед. У вас на столах схемы предложений. Составьте по своей схеме предложение со словом ЛИСА.
Дети составляют предложения.

Задание №8.
Логопед. Осталось последнее задание. У вас на столах рисунки. Посмотрите, чего не хватает на рисунках, и дорисуйте.
Логопед. Что ты рисуешь?
Дети. Я рисую беличий хвост. Я рисую заячьи уши.
Звучит музыка.
Логопед. Слышите, заиграла музыка, это исчезло колдовство. А чтобы животные и лес стали красивыми, вечером с воспитателем вы раскрасите рисунки и составите рассказы.

Итог:
Логопед. Молодцы ребята! Все помогали спасать животных.
Дифференциация звуков [п], [б].

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели занятия.

Логопед загадывает детям загадки.

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увёртки мастерица,

А зовут её(лисица).

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (Белка)

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их? Не перечесть. (Ёж)

- О ком были эти загадки? (О лисе, о белке, о еже)

- Где живут эти животные? (В лесу)

- Сегодня на занятии мы поговорим о диких животных, которые живут в наших лесах. Вывешиваются картинки с дикими животными.

3. Знакомство с новым материалом.

- Медведь был (медвежонком). Ёжик был (ежонком). Лиса была (лисёнком). Лось был (лосёнком). Волк был (волчонком). Заяц был (зайчонком). Кабан был (поросёнком).

- Волк, волчица и волчонок- это волчья семья.

- Лис, лисица и лисёнок- это лисья семья.

- Медведь, медведица и медвежонок- это медвежья семья.

- Заяц, зайчиха и зайчонок- это заячья семья.

- Ёж, ежиха и ежонок- это ежиная семья.

Медведь в берлоге думает о (мёде).

Ёж в норе думает о (яблочке).

Белка в дупле думает о (грибе).

Лиса в норе думает о (курочке).

Волк в логове думает о (козлёнке).

Заяц под кустом думает о (морковке).

Лось под деревом думает о (травке).

Речевая подвижная игра. (На каждую строчку- четыре однотипных движения).

А ежонок- хлоп-хлоп,

А волчонок- щёлк, щёлк,

А зайчонок- скок-скок,

А лисёнок- шмыг- шмыг,

И бельчонок- прыг- прыг,

И лосёнок- брык-брык.

- Лисёнок- это лисий детёныш.

- Зайчонок- это заячий детёныш.

- Бельчонок- это беличий детёныш.

- Волчонок- это волчий детёныш.

- Ежонок- это ежиный детёныш.

- Медвежонок- это медвежий детёныш.

- Волк живёт с волчицей и волчатами.

-Лис живёт с лисицей и лисятами.

- Медведь живёт с медведицей и медвежатами.

- Волчонок бегает за (волком)

- Лисёнок бегает за (лисой)

- Зайчонок бегает за (зайцем)

- Медвежонок бегает за (медведем)

- Бельчонок бегает за (белкой). И т. д.

Лиса играет с (лисёнком).

Волк играет с (волчонком).

Белка играет с (бельчонком).

Заяц играет с (зайчонком).

Медведь играет с (медвежонком).

Волк кормит (волчонка, волчат).

Лиса кормит (лисёнка, лисят).

Заяц кормит (зайчонка, зайчат).

Белка кормит (бельчонка, бельчат).

Медведь кормит (медвежонка, медвежат).

4. Подведение итогов занятия.

- О чём сегодня говорили на занятии? (О диких животных наших лесов)

- Назовите диких животных с их детёнышами.

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

4. Работа по развитию дыхания и голоса.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.


13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.

Поэтому слушаем меня внимательно и работаем старательно.

- Давайте с вами повторим правила, которыми мы пользуемся на занятии по развитию речи.

- Говорить медленно, не торопясь. Четко произносить все звуки.

Дыхательная гимнастика

- Ребята, сейчас мы с вами пропаем гласные звуки:А,О,У,И

Помним, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот

Речевая гимнастика

Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь

- Ребята, а теперь посмотрите на доску и скажите какое животное здесь лишнее? (Корова лишняя.)

- Почему? (Потому что все животные дикие, а корова домашнее животное.)

- Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня с вами поговорим на занятии? (Да. О диких животных.)

- Правильно, о диких животных.

- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).

- Как по другому можно назвать животных? (Звери)

Работа по лексической теме

- Ребята, давайте назовем детенышей этих животных. Я бросаю мяч и называю животного. Вы называете детеныша этого животного и бросаете мне мяч обратно. У белки кто детеныш? У зайца? У лисы? У волка? У медведя? У лося? У ежа?

Открываю картинки на доске и проверяем с ответами детей.

- Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их.

- Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный.

- Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый.

- Лиса (какая?) Хитрая,рыжая,

- Еж (какой?) Колючий, маленький

- Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая

В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением

Лось большой, а заяц… (какой?) маленький
Белка слабая, а волк… (какой?) сильный
У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий
Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное

Теперь, ребята, посмотрите на картинку и назовите, где чей хвост.

- У зайца чей хвост? (заячий)

- У лисы чей хвост? (лисий)

- У волка чей хвост? (волчий)

Работа над сложными словами

- А теперь давайте с вами назовем сложные слова.

У зайца уши длинные – длинноухий
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У медведя короткий хвост- короткохвостый.

Ориентировка в пространстве

- Ребята, повторяйте за мной.

Левавая и и правая строят города,
Левая и правая водят поезда,
Левая и правая умеют шить и штопать,
Левая и правая умеют громко хлопать.

Подняли левую руку, подняли правую руку. Глазки подняли вверх, опустили вниз.

Дотронулись правой рукой до левого уха, закрыли левой рукой правый глаз. Дотронулись левой рукой правого уха, закрыли правой рукой левый глаз.

Расположите животных по отношению к елке: белка справа, заяц слева, медведь вверху, волк внизу.

Составление рассказа-описания

- Ребята, а теперь давайте скажем где живут дикие животные?

Белка где живет? (Белка живет в дупле)
Лиса где живет? (Лиса живет в норе)
Заяц где живет? ( Заяц живет под кустом)
Волк где живет? (Волк живет в логове)
Медведь где живет? (Медведь живет в берлоге)
Еж где живет? ( Еж живет под листьями)
Лось где живет? (Лось живет в лесу)

- Ребята, сейчас мы попробуем с вами составить краткий рассказ-описание о животных. Например составим рассказ о белке.

Белка где живет? Белка живет в бупле.

Чем питается белка? Белка питается орехами и грибами.

Значит белка хищное или травоядное животное? Травоядное

Назовите детенышей белки? Детеныши белки-бельчата.

Как выглядит белка? У белки рыжий мех, маленькие лапки, длинный пушистый хвост, на ушках кисточки.

- Сейчас я раздам вам карточки с животными, а вы составите свой рассказ-описание.

Логопед раздает карточки с животными (медведь, лиса, заяц,волк, еж)

А теперь по очереди каждый описывает своего животного.

- Ребята, теперь отгадайте загадки о диких животных

Загадки

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Читайте также: