Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов 6 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Древесина – необычный и особо ценный
материал. При всей своей привычности он
обладает удивительным набором техникофизических свойств, которые человек не
может повторить с помощью синтетических
заменителей. Этим обусловлено обширное
применение заготовок из этого материала в
самых разных отраслях.

Современные
технологии
обработки
древесины и производство изделий из дерева
в целом позволяет обеспечивать людей
мебелью, стройматериалами, предметами
украшения, посудой и т. д. Столярное
мастерство
по-прежнему
требует
определенных навыков и талантов от
исполнителей – только в этом случае
изготовитель может создать по-настоящему
ценный продукт.

Сколь
велико
разнообразие
операций
механической деревообработки, столь же широк и
спектр технических средств, за счет которых
осуществляются
данные
работы.
Наиболее
популярными считаются агрегаты для обеспечения
технологии токарной обработки древесины, в ходе
которой получаются цилиндрические детали
нужной формы. Операция токарной обточки может
выполняться и вручную, когда оператор удерживает
рабочий инструмент в руках без применения
держателя.

Среди других видов оборудования для
деревообработки можно выделить фрезеровочные,
форматно-раскроечные, лобзиковые, циркулярные
и долбежные станки. Опять же, производители
стремятся объединять несколько функций на одной
станине, поэтому большинство фабричных агрегатов
предусматривает реализацию нескольких операций
– достаточно сменить режим работы
электродвигателя и обновить оснастку.

Производство изделий из дерева – это
индустрия, в которой трудятся специалисты
разных
направлений.
Это
не
только
представители технических профессий, но и
дизайнеры с резчиками и художниками.
Только в таком содружестве мастеров можно
рассчитывать на получение изделия, выгодно
отличающегося своими конструкционными и
эстетическими качествами в равно высокой
степени.

Лазерный станок для обработки
древесины
Гравировка и порезка материалов с
помощью лазера — перспективное
направление деятельности, и при наличии
стартового капитала можно организовать
доходный бизнес. Лазерный станок с ЧПУ
является простым в эксплуатации, с его
обслуживанием легко справится даже
новичок. Но перед началом использования
оборудовании для обработки материалов
следует ознакомиться с некоторыми
правилами работы на нем.

Все системы лазерного ЧПУ гравера управляются с
помощью компьютера (контроллера). Алгоритм
обработки задается в специальной программе,
основой которой является графический файл с
электронной
моделью
изделия.
Режущий
инструмент — это лазерный луч. Обработка
происходит без механического воздействия на
материал, поэтому заготовку достаточно правильно
расположить на рабочей поверхности, не применяя
жесткую фиксацию.

Что же можно изготовить на
таком станке
• Лазерные станки по дереву вы можете применять
практически во всех сферах деревообработки. На
них можно делать:
• детали мебели; различный декор; элементы
интерьера и экстерьера; вывески; украшения;
подставки; игрушки; портреты; логотипы; таблички;
футляры; брелоки; поделки; POS-материалы и
сувенирную продукцию; кухонную утварь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Автор: Демина Надежда Александровна

Должность: учитель технологии

2018

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет : Технология

Тема урока : Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Цель урока: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с технологическим объектом труда – токарным станком СТД-120М

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран;

Натуральный объект - Токарный станок СТД- 120М,

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

- Формирование познавательного интереса и умения проявлять активность в освоении новых знаний.

Предметные результаты:

- Понимание и определение устройства токарного станка;

- Умение подготавливать техническое устройство к работе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- Умение анализировать и делать выводы;

- Находить информацию и извлекать главное из информации;

- Умение определять логическую последовательность в работе над объектом труда

Коммуникативные:

- Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- Отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности;

- Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме;

- Распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Деятельность

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Этап 1 – Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют сегодня? Кто дежурный? Спасибо, начинаем наш урок. Ребята, будьте внимательны, выполняйте все требования учителя, слушайте учителя и друг друга, не стесняйтесь высказывать свое мнение. Тем самым знания, полученные сегодня на уроке, будут полезным для вас в будущем.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание доброжелательной атмосферы сотрудничества.

Мобилизация внимания, уважение к окружающим

Планирование учебного сотрудничества

Этап 2 - Актуализация знаний

Как мы с вами усвоили из предыдущих уроков, профессия столяра очень востребована и в современном обществе, так как она многопрофильная. Благодаря деятельности столяра изготавливается мебель, двери и окна, а также различные изделия из дерева. Рабочее место столяра – чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр хорошо разбирается в чертежах, сам разрабатывает и изготавливает их к различным изделиям из дерева и заменяющих его материалов.

В своей работе столяры используют не только ручные инструменты, но и деревообрабатывающие машины. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя и скажите каким, из находящихся здесь станков, можно обрабатывать деревянные заготовки? Правильно, делаем вывод, что темой сегодняшнего урока будет? (технологии машинной обработки древесины и древесных материалов). А целью? ( Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с технологическим объектом труда – токарным станком СТД-120М).

Зачитывает высказывание. Задает вопрос и выслушивает мнения учащихся.

Создает условия для возникновения интереса к открытию новых знаний, включения в учебную деятельность.

Создание проблемной ситуации подведение учащихся к формулировке темы урока и ее восприятию. Ответы на вопросы.

Демонстрация презентации к уроку.

Активная деятельность по принятию проблемной ситуации, формулировке цели урока.

Ответы на вопросы, работа в парах.

Построение логической цепи рассуждений, доказательство гипотез.

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности

Молодцы ребята, вы правильно определили тему урока. И чтоб достичь нашу цель мы должны изучить с вами устройство станка СТД-120 М.

hello_html_m7cd6a399.jpg

Кроме того изучим технику безопасности на токарном станке, инструменты для работы на нем.

После знакомства с техникой безопасности освоим основные инструменты для работ по дереву на токарном станке. Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок.

Полукруглые стамески (а, б) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (в) - для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов. Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками. Заточку стамесок выполняет только учитель!

Теперь, когда мы познакомились с основными инструментами для работы на токарном станке, давай те изучим технологию токарных работ по обработке древесины.

Процесс точения не имеет сложных операций и заключается в том, что с обрабатываемой заготовки снимается поверхностный слой в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки, опирая на подручник.

После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику.

Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку.

Чистовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла.

Кроме того большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата или другую не цилиндрическую форму, то для выставления центра на торцах проводят диагонали. Потом с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая форму восьмигранника заготовке.

Для крепления заготовки в станке, в одном торце делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца а у другого находится цент. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм).

Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку - это может привести к выбросу стамески и нанести травму!

После остановки станка заготовку снимают, пилой отрезают лишние торцы и зачищают их шлифовальной шкуркой, либо напильником.

Демонстрация презентации к уроку.

Объясняет новый материал.

Задает вопросы на уточнение информации, полученной из презентации

Учитель демонстрирует презентацию, акцентируя внимание на проблемных точках

Построение логической цепи рассуждений

Учащиеся в тетради прописывают план дальнейшей работы по освоению новых знаний


Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с устройством и характеристикой токарного станка, предназначенного для работы в школьных мастерских, токарными операциями, правилами безопасной работы; сформировать у учащихся навыки подготовки станка к работе, умение управления станком; развивать аккуратность и трудолюбие.

1. Обучение ― сформировать понятие об устройстве токарного станка по обработке древесины; обеспечить приобретение учащимися навыков подготовки станка к работе, усвоение приёмов закрепления заготовок в патроне, с помощью трезубца и заднего центра, а также на планшайбе; научить оценивать результаты работы.

2. Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), развитию умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений.

3. Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); воспитывать коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности.


Фото 1. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.

Форма урока: урок – лабораторно-практическая работа.

Материальное отображение ожидаемого результата урока: монтаж модели токарного станка по дереву ТД-120.

  • изучить назначение, устройство и принцип работы токарного станка по дереву СТД-120М;
  • выполнить монтаж модели токарного станка по дереву ТД-120.
  • формирование способности учащихся выполнять монтажные работы по сборке модели токарного станка ТД-120;
  • формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения обучающих стендов по устройству технологических машин.
  • расширение кругозора обучающихся по устройству технологических машин;
  • совершенствование умения применять обучающие стенды для самоконтроля на промежуточных этапах работы при сборке модели токарного станка по дереву ТД-120.

Формы и способы применения обучающих стендов на данном уроке

Задачи урока:

Формирование в рамках урока универсальных учебных действий:

Методы обучения: диалог; демонстрация приемов монтажных работ; сравнительный анализ с эталоном – классической моделью технологической машины; практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся шестых классов; самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Макет, эскиз классической модели технологической машины.
2. Основные узлы токарного станка по дереву ТД-120.
3. Ручные инструменты для выполнения монтажных работ.
4. Обучающие стенды по устройству технологических машин.
5. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.
6. Заготовки и гото­вые изделия, выполненные на станке СТД-120М.

Межпредметные связи:

– природоведение: основные виды движения, электрическая энергия, работа, механическая энергия, масса тел, прочность, нагревание тел;
– математика: квадрат, прямоугольник, восьмигранник, параллельные прямые, окружность, единицы измерения;
– физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов.

Оборудование и наглядность:

1. Макет, эскиз классической модели технологической машины.
2. Основные узлы токарного станка по дереву ТД-120.
3. Ручные инструменты для выполнения монтажных работ.
4. Обучающие стенды по устройству технологических машин.
5. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.
6. Заготовки и гото­вые изделия, выполненные на станке СТД-120М.

Временная структура урока:

Требования к результатам освоения обучающимися содержания урока:

Приложение:

  • алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности обучающихся посредством определения адекватных способов выполнения сборочных работ по монтажу модели токарного станка по дереву ТД-120;
  • возможность оценивания (самоконтроля) своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах работы: находить и устранять допущенные ошибки при сборке модели токарного станка по дереву ТД-120 путем сравнительного анализа.

Оптимальное сочетание информации представленной учителем в качестве собеседования и на обучающих стендах позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации определенной позиции целостного процесса по изучению токарного станка по дереву.

Читайте также: