Основной конфликт романа дубровский конспект урока 6 класс презентация

Обновлено: 03.07.2024

2.Объявление темы урока. Определение совместно с учащимися целей и задач урока.

- Чем характеризуется жанр романа? (использование обучающей структуры Микс - пэа - шеа).

В романе более подробно изображается человек, особенности его характера; сюжет

произведения усложнён, разветвлён, охватывает разнообразные события и судьбы многих л юдей. В

романе подробному художественному исследованию подвергаются сложные социальные и

1.Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (ис пользование обучающей структуры таймд -

В произведении переплетаются две исторические темы: тема крепостничества в его уродливых

формах (жестокости, самопро из вола) и тема благородного разбойничества во имя защиты

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

4.Составление диафильма по сюжету романа (использование структуры куиз - куиз - трэйд).

3 кадр - Прощения Владимира Дубровского с отцом и родным до мом.

- Выявить нравственные и социальные проблемы, поставленные Пушкин ым в романе, как они

решаются автором (использование обучающей структуры классбилдинг).

Предполагаемые ответы учащихся и обобщен ие учителя. Центральной социальной про блем ой

романа является проблема крепостного права. Автор разоблачает в романе всесильного ба рина

Троекурова, которому все дозволено, так как он знатен и богат; сатирическими красками рис ует

трусливого, равнодушного к нуждам народа кис тенёвского попа.

Одновременно автор изображает образы бунтарки настроенных крестьян и сближает с ними

дворянина – бунтаря Владимира Дубровского, разорённого и одинокого, благородного, честн ого и

Пушкин ставит в рома не и нравственные проблемы: чести и бесчестья, благородства и под лости,

Учитель: В чём заключается осн овной конфликт произведения?

Предполагаемые ответы учащихся. Мы можем выделить видимый и невидимый конфлик ты.

Видимый – это, конечно же, ссора между А.Г.Дубровским и К.П. Троекуровым, которые относятся к

разным социальным слоям общества. Один – отставной поручик с расстроенным состоянием, другой

же – старинный русский барин, очень богатый и знатный человек, пе ред которым все трепетали,

которому все угождали. Невидимый конфликт – бо лее глубокий, он между крепостниками и

Учитель: - Что послужило причиной ссоры между А.Г.Дубровским и К.П. Троекуровым

Дубровского –старшего оскорбил и униз ил слуга Троекурова Па рамошка.

6.Решения проблемной ситуации. Мог ли бы разрешиться конфлик т между приятелями по -

другому. Выдвижение своих вариантов решения проблемы.(использов ание обучающей структуры эй

1.Да, мог. Если бы А.Дубровский не был гордым человеком, обладающим чувством собственного

достоинства, то он бы поддался уговором слуги и вер н улся в имениеТроекурова.

2.Возможно и другое решение. Не будь Троекуров таким тщеславным и высокомерным, он послал

бы псаря Парамошку с повинною к А.Г. Дубровскому. Тогда бы дело закон чилось примирением;

3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

ВложениеРазмер
urok_k_publikatsii.docx 34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Будаева Майя Батожаповна,

учитель русского языка и литературы

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

1). Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров;

2).Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей;

3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: история, живопись, кино.

2.Проверка домашнего задания:

- Какая история, рассказанная Нащокиным, легла в основу сюжета романа? (близкий приятель Пушкина рассказал историю про одного небогатого белорусского дворянина по фамилии Островский…)

3.Мотивация к учебной деятельности.

Слайд: От одного слова – да навек ссора

Одна задириха, а другая неспустиха

Нелады да свары хуже пожара

4. Постановка учебных задач:

- Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа.

- Что становится причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.)

Вывод: Возникают разногласия, а это уже конфликт.

- На какой вопрос мы должны ответить? (Что привело к конфликту между помещиками?) Чтобы разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь, изучить их жизнь, быт.

- Запишите тему урока

II.Картины жизни русского барства

2. Словарная работа

Из словаря И.С.Ожегова:

Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Крепостник – помещик , сторонник и защитник крепостного права.

Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника.

Холоп, 1. В крепостной России - крестьянин, слуга.

2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства

3.Чтение вслух начала романа

Слайд: Скриншот из кинофильма - портреты Дубровского и Троекурова

- Какими занятиями был заполнен быт Троекурова?

- Почему Дубровский был исключением из числа жертв?

- Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза)

III. Образы К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского

1. Практическая работа по группам

Учитель: Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия

- Попробуйте представить сходство К.П. и А.Г. в виде кластера

женились по любви

родились в одном сословии

характеры и наклонности

Вывод: Много общего, поэтому дружили

3. Составление сопоставительной таблицы

- Используя цитаты из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском

(каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1 - 2 глав произведения)

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Как назывались поместья?

Описание дома и двора

Как автор определяет социальный статус Троекурова и Дубровского - старшего?

Нам известно, что Троекуров и Дубровский служили. До какого чина каждый из них дослужился?

Генерал - аншеф (высший генеральский чин)

Отставной поручик гвардии

Опишите материальное положение и черты характера героев, используя цитаты.

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.

Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.

4. Ответы учащихся

Слайд: Сравнительная характеристика

- Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова)

IV. Конфликт между Троекуровым и Дубровским

- Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (псовая охота, поэтому держали собак).

- Какая была у Троекурова псарня?

1.Иллюстрации в учебнике- с.66, художник Бойм.

- Подберите цитату к ним из текста (Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться перед своими гостями.)

с.68 – иллюстрация Кустодиева (В сие время поднесли в лукошке К. П. новорожденных щенят. Он выбрал двоих, остальных велел утопить.)

- Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться)

- У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти)

- Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых)

Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян .

- О каком нечаянном случае говорится в романе? ( Ссора Дубровского с одним из псарей Троекурова)

- Что оскорбило Дубровского? (Псарь указал на его бедность)

- Что явилось причиной гнева Троекурова? (Письмо Дубровского)

- Какое происшествие усилило конфликт? (Случай в роще Дубровского)

- Какой способ мести избрал Троекуров? (Пришла в голову мысль отобрать имение своего приятеля)

- Кто помог Кириле Петровичу в осуществлении мести? (Заседатель Шабашкин)

- Как ведёт себя Шабашкин с Троекуровым? ( Подобострастно)

Вывод: Маленький человек выслуживается перед богатым и влиятельным человеком

- Тему суда я предлагаю вам выразить в виде синквейна (работа в своих группах)

1. (Творческое самовыражение)

2 прилагательных (раскрывают тему)

3 глагола (действия, относящиеся к теме )

Предложение (характеризует тему в целом)

Слово – резюме (личное отношение к теме)

2.Проверка: Чтение синквейнов, комментарии, оценивание

Вывод - Суд должен быть справедливым!

- Автор в романе также поднимает проблему приспособленчества, взяточничества, продажности судебных чиновников, которая, к сожалению, есть и в наши дни!

Слайд: Размышляем о прочитанном

От одного слова – да навек ссора

Нелады да свары хуже пожара

Поведение бывших друзей

Одна задириха, а другая неспустиха

Случай в псарне

Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа

А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена; Дубровский тоже виноват.)

- Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?

На экране: Я узнал о

3. Самооценивание (Заполняют оценочные листы), оценивание учителем.

4.Домашнее задание: Прочитать главы 3 – 12;

Написать мини – сочинение о дружбе;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации, мультимедиа проводится на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина.



Цели урока:Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; содержании, теме и идее поэмы; вырабатывать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, сопоставлять поэму с произ.

Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова".



Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литературный эксперимент Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пр.

Литературный эксперимент Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь: “Его богатство, знатный род и _____ давали ему _____, где находилось его имение. Принимал знаки _____ как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ человека необразо-ванного. Он привык давать полную____всем порывам пылкого своего____и всем затеям довольно ____ ума. _______________ “Отставной поручик гвардии владел_____.С расстроенным состоянием принуждён был ______ и поселиться в ______ своей деревне. Остался беден и ____”. _____________________________

Литературный эксперимент “Его богатство, знатный род и связи давали ему больш.

Литературный эксперимент “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного. Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.” (К.П.Троекуров) “Отставной поручик гвардии владел семьюдесятью душами. С расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне.. Остался беден и независим”. (А.Г.Дубровский)

К о н ф л и к т- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципо.

К о н ф л и к т- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

Постановка проблемного вопроса Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он.

Постановка проблемного вопроса Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

Словарная работа Определить значения слов: Честь- Бесчестие- Произвол- Судебн.

Словарная работа Определить значения слов: Честь- Бесчестие- Произвол- Судебный произвол- Беззаконие- Притеснить- Притеснение- Гордость- Гордыня- Что обозначают эти слова?

 А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров. На псарне.

А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров. На псарне.

Работа в группах: На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетани.

Работа в группах: На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен своим правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, властность, стремление к независимости. Распределить данные качества в таблице: Избалованность, бесцеремонность, грубость, властность, пылкий нрав, твердость в исполнении решенного, своенравие Гордость, независимость, достоинство, верен своим правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, К.П.Троекуров А.Г.Дубровский

 Случай на псарне у Троекурова

Случай на псарне у Троекурова

 Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова

Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова

Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского

Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского

Работа в группах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произ.

Работа в группах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания? Покровское Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями Кистенёвка Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел онКистенёвкуи бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камен.

Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (др-евр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость. О чем говорят имена героев?

Работа в группах: 1 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Ду.

Работа в группах: 1 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу: 2 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу: Приезд в суд Слушание протокола Подписываниерешения Отъезд из суда Приезд в суд Слушание протокола Подписываниерешения Отъезд из суда

Работа в группах: 1 группа 2 группа: образ Дубровского в сцене суда образ Тро.

Работа в группах: 1 группа 2 группа: образ Дубровского в сцене суда образ Троекурова в сцене суда Приезд в суд никто не обратил на него внимания Слушание протокола стоя прислонился к стенке Подписываниерешения секретарь поднес ему бумагу Отъезд из суда вывели и усадили в сани Приезд в суд встретили с изъявлением глубокого подобострастия Слушание протокола придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности Подписываниерешения с низким поклоном обратился, приглашая подписать Отъезд из суда вышел, сопровождаемый всем судом

Гнев Дубровского в суде

Гнев Дубровского в суде

 Л.Н. Толстой говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он ест.

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

Честь (из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля): -внутре.

Честь (из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля): -внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; -высокое звание, чин, должность.

 Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется… Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется… Ф.И.Тютчев

Домашнее задание. Выполнить одно из заданий по выбору: 1.Ответить письменно н.

Конфликт в романе. Второй конфликт, развернутый во втором томе романа, — семейно-бытовой. Пушкин повествует об еще одной типичной житейской ситуации. Замужество Маши Троекуровой — обычный для дворянской среды брак “по неволе” (этой темы Пушкин уже касался в “Евгении Онегине”: замуж “по неволе” была выдана мать сестер Лариных). Троекуров принуждает Машу, влюбленную в разбойника Дубровского, выйти замуж за ненавистного ей князя Верейского. Писатель поставил проблему семейного бесправия, вопрос о праве влюбленных на счастье независимо от разделяющих их общественных барьеров и предрассудков, затронул актуальную для европейской литературы 1830-х гг. тему борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Читайте также: