Основной конфликт романа дубровский конспект урока 6 класс презентация
Обновлено: 03.07.2024
2.Объявление темы урока. Определение совместно с учащимися целей и задач урока.
- Чем характеризуется жанр романа? (использование обучающей структуры Микс - пэа - шеа).
В романе более подробно изображается человек, особенности его характера; сюжет
произведения усложнён, разветвлён, охватывает разнообразные события и судьбы многих л юдей. В
романе подробному художественному исследованию подвергаются сложные социальные и
1.Какова, на ваш взгляд, основная тема произведения? (ис пользование обучающей структуры таймд -
В произведении переплетаются две исторические темы: тема крепостничества в его уродливых
формах (жестокости, самопро из вола) и тема благородного разбойничества во имя защиты
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
4.Составление диафильма по сюжету романа (использование структуры куиз - куиз - трэйд).
3 кадр - Прощения Владимира Дубровского с отцом и родным до мом.
- Выявить нравственные и социальные проблемы, поставленные Пушкин ым в романе, как они
решаются автором (использование обучающей структуры классбилдинг).
Предполагаемые ответы учащихся и обобщен ие учителя. Центральной социальной про блем ой
романа является проблема крепостного права. Автор разоблачает в романе всесильного ба рина
Троекурова, которому все дозволено, так как он знатен и богат; сатирическими красками рис ует
трусливого, равнодушного к нуждам народа кис тенёвского попа.
Одновременно автор изображает образы бунтарки настроенных крестьян и сближает с ними
дворянина – бунтаря Владимира Дубровского, разорённого и одинокого, благородного, честн ого и
Пушкин ставит в рома не и нравственные проблемы: чести и бесчестья, благородства и под лости,
Учитель: В чём заключается осн овной конфликт произведения?
Предполагаемые ответы учащихся. Мы можем выделить видимый и невидимый конфлик ты.
Видимый – это, конечно же, ссора между А.Г.Дубровским и К.П. Троекуровым, которые относятся к
разным социальным слоям общества. Один – отставной поручик с расстроенным состоянием, другой
же – старинный русский барин, очень богатый и знатный человек, пе ред которым все трепетали,
которому все угождали. Невидимый конфликт – бо лее глубокий, он между крепостниками и
Учитель: - Что послужило причиной ссоры между А.Г.Дубровским и К.П. Троекуровым
Дубровского –старшего оскорбил и униз ил слуга Троекурова Па рамошка.
6.Решения проблемной ситуации. Мог ли бы разрешиться конфлик т между приятелями по -
другому. Выдвижение своих вариантов решения проблемы.(использов ание обучающей структуры эй
1.Да, мог. Если бы А.Дубровский не был гордым человеком, обладающим чувством собственного
достоинства, то он бы поддался уговором слуги и вер н улся в имениеТроекурова.
2.Возможно и другое решение. Не будь Троекуров таким тщеславным и высокомерным, он послал
бы псаря Парамошку с повинною к А.Г. Дубровскому. Тогда бы дело закон чилось примирением;
3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_publikatsii.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Будаева Майя Батожаповна,
учитель русского языка и литературы
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
1). Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров;
2).Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей;
3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: история, живопись, кино.
2.Проверка домашнего задания:
- Какая история, рассказанная Нащокиным, легла в основу сюжета романа? (близкий приятель Пушкина рассказал историю про одного небогатого белорусского дворянина по фамилии Островский…)
3.Мотивация к учебной деятельности.
Слайд: От одного слова – да навек ссора
Одна задириха, а другая неспустиха
Нелады да свары хуже пожара
4. Постановка учебных задач:
- Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа.
- Что становится причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.)
Вывод: Возникают разногласия, а это уже конфликт.
- На какой вопрос мы должны ответить? (Что привело к конфликту между помещиками?) Чтобы разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь, изучить их жизнь, быт.
- Запишите тему урока
II.Картины жизни русского барства
2. Словарная работа
Из словаря И.С.Ожегова:
Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Крепостник – помещик , сторонник и защитник крепостного права.
Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника.
Холоп, 1. В крепостной России - крестьянин, слуга.
2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства
3.Чтение вслух начала романа
Слайд: Скриншот из кинофильма - портреты Дубровского и Троекурова
- Какими занятиями был заполнен быт Троекурова?
- Почему Дубровский был исключением из числа жертв?
- Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза)
III. Образы К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского
1. Практическая работа по группам
Учитель: Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия
- Попробуйте представить сходство К.П. и А.Г. в виде кластера
женились по любви
родились в одном сословии
характеры и наклонности
Вывод: Много общего, поэтому дружили
3. Составление сопоставительной таблицы
- Используя цитаты из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском
(каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1 - 2 глав произведения)
Кирила Петрович Троекуров
Андрей Гаврилович Дубровский
Как назывались поместья?
Описание дома и двора
Как автор определяет социальный статус Троекурова и Дубровского - старшего?
Нам известно, что Троекуров и Дубровский служили. До какого чина каждый из них дослужился?
Генерал - аншеф (высший генеральский чин)
Отставной поручик гвардии
Опишите материальное положение и черты характера героев, используя цитаты.
Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.
Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.
4. Ответы учащихся
Слайд: Сравнительная характеристика
- Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова)
IV. Конфликт между Троекуровым и Дубровским
- Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (псовая охота, поэтому держали собак).
- Какая была у Троекурова псарня?
1.Иллюстрации в учебнике- с.66, художник Бойм.
- Подберите цитату к ним из текста (Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться перед своими гостями.)
с.68 – иллюстрация Кустодиева (В сие время поднесли в лукошке К. П. новорожденных щенят. Он выбрал двоих, остальных велел утопить.)
- Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться)
- У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти)
- Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых)
Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян .
- О каком нечаянном случае говорится в романе? ( Ссора Дубровского с одним из псарей Троекурова)
- Что оскорбило Дубровского? (Псарь указал на его бедность)
- Что явилось причиной гнева Троекурова? (Письмо Дубровского)
- Какое происшествие усилило конфликт? (Случай в роще Дубровского)
- Какой способ мести избрал Троекуров? (Пришла в голову мысль отобрать имение своего приятеля)
- Кто помог Кириле Петровичу в осуществлении мести? (Заседатель Шабашкин)
- Как ведёт себя Шабашкин с Троекуровым? ( Подобострастно)
Вывод: Маленький человек выслуживается перед богатым и влиятельным человеком
- Тему суда я предлагаю вам выразить в виде синквейна (работа в своих группах)
1. (Творческое самовыражение)
2 прилагательных (раскрывают тему)
3 глагола (действия, относящиеся к теме )
Предложение (характеризует тему в целом)
Слово – резюме (личное отношение к теме)
2.Проверка: Чтение синквейнов, комментарии, оценивание
Вывод - Суд должен быть справедливым!
- Автор в романе также поднимает проблему приспособленчества, взяточничества, продажности судебных чиновников, которая, к сожалению, есть и в наши дни!
Слайд: Размышляем о прочитанном
От одного слова – да навек ссора
Нелады да свары хуже пожара
Поведение бывших друзей
Одна задириха, а другая неспустиха
Случай в псарне
Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа
А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена; Дубровский тоже виноват.)
- Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?
На экране: Я узнал о
3. Самооценивание (Заполняют оценочные листы), оценивание учителем.
4.Домашнее задание: Прочитать главы 3 – 12;
Написать мини – сочинение о дружбе;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации, мультимедиа проводится на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина.
Цели урока:Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; содержании, теме и идее поэмы; вырабатывать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, сопоставлять поэму с произ.
Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова"
Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова".
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литературный эксперимент Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь: “Его богатство, знатный род и _____ давали ему _____, где находилось его имение. Принимал знаки _____ как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ человека необразо-ванного. Он привык давать полную____всем порывам пылкого своего____и всем затеям довольно ____ ума. _______________ “Отставной поручик гвардии владел_____.С расстроенным состоянием принуждён был ______ и поселиться в ______ своей деревне. Остался беден и ____”. _____________________________
Литературный эксперимент “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного. Он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.” (К.П.Троекуров) “Отставной поручик гвардии владел семьюдесятью душами. С расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне.. Остался беден и независим”. (А.Г.Дубровский)
К о н ф л и к т- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Постановка проблемного вопроса Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
Словарная работа Определить значения слов: Честь- Бесчестие- Произвол- Судебный произвол- Беззаконие- Притеснить- Притеснение- Гордость- Гордыня- Что обозначают эти слова?
А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров. На псарне.
Работа в группах: На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен своим правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, властность, стремление к независимости. Распределить данные качества в таблице: Избалованность, бесцеремонность, грубость, властность, пылкий нрав, твердость в исполнении решенного, своенравие Гордость, независимость, достоинство, верен своим правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, К.П.Троекуров А.Г.Дубровский
Случай на псарне у Троекурова
Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова
Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского
Работа в группах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания? Покровское Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями Кистенёвка Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел онКистенёвкуи бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.
Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (др-евр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость. О чем говорят имена героев?
Работа в группах: 1 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу: 2 группа: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу: Приезд в суд Слушание протокола Подписываниерешения Отъезд из суда Приезд в суд Слушание протокола Подписываниерешения Отъезд из суда
Работа в группах: 1 группа 2 группа: образ Дубровского в сцене суда образ Троекурова в сцене суда Приезд в суд никто не обратил на него внимания Слушание протокола стоя прислонился к стенке Подписываниерешения секретарь поднес ему бумагу Отъезд из суда вывели и усадили в сани Приезд в суд встретили с изъявлением глубокого подобострастия Слушание протокола придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности Подписываниерешения с низким поклоном обратился, приглашая подписать Отъезд из суда вышел, сопровождаемый всем судом
Гнев Дубровского в суде
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
Честь (из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И. Даля): -внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; -высокое звание, чин, должность.
Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется… Ф.И.Тютчев
Конфликт в романе. Второй конфликт, развернутый во втором томе романа, — семейно-бытовой. Пушкин повествует об еще одной типичной житейской ситуации. Замужество Маши Троекуровой — обычный для дворянской среды брак “по неволе” (этой темы Пушкин уже касался в “Евгении Онегине”: замуж “по неволе” была выдана мать сестер Лариных). Троекуров принуждает Машу, влюбленную в разбойника Дубровского, выйти замуж за ненавистного ей князя Верейского. Писатель поставил проблему семейного бесправия, вопрос о праве влюбленных на счастье независимо от разделяющих их общественных барьеров и предрассудков, затронул актуальную для европейской литературы 1830-х гг. тему борьбы любовной страсти и нравственного долга.
Читайте также: