Конспект урока география 6 класс течения

Обновлено: 05.07.2024

Продолжить формировать умение работать с картой атласа, устанавливать связи с другими науками.

Учебник географии 6 кл. (стр.54-57)

Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии. – М.: Просвещение, 1980 г.

2.Повторение изученного материала

Вопросы для фронтальной беседы

Работа с конспектом.

Работа с учебником (стр. 89 рис. 54)

1. Конспект – 5 мин.

Вопросы для повторения:

Солёность воды Мирового океана.

Как определяют солёность морской воды?

Каков средняя солёность морской воды?

Чем можно объяснить солёность в Чёрном и Красном морях?

Какова солёность экваториальных вод, тропических и полярных вод?

Какова темература поверхностных океанских вод в экваториальных и арктических областях? Объясните свой ответ.

Объясните, почему в экваториальной области в ложе океана температура очень низкая?

Путешествие по карте.

Совершите воображаемое кругосветное путешествие по карте вслед за Ф.Магелланом. По каким океанам, морям, проливам, мимо каких островов можно пройти.

Совершите воображаемое путешествие вдоль Северного Ледовитого океана. По каким морям, заливам, проливам вам придётся пройти?

Мировой океан занимает большую часть поверхности Земли. Это огромное богатство планеты. Чтобы можно было путешествовать по морям и океанам, нужно знать движение воды в океане.

Узнать, что такое волны, приливы, отливы, течения, цунами;

Выяснить причины их возникновения;

Значение их в жизни человека.

Какие виды движения воды в океане вы знаете?

Почему они возникают?

Волны. Ветровые волны.

Ребята, вы видели волны на Волге?

Как они образуются?

Их создаёт ветер. Даже небольшой ветер вызывает волнение воды. Стоя на берегу озера или моря, можно наблюдать, как одна за другой бегут волны и накатываются на берег.

Давайте посмотрим, как устроена волна?

Хрестоматия по физической географии (с.50)

Рисунок 56 стр.91

Зачитать описание цунами Бенгт Даниельсом. Методическое пособие по географии. Стр.120

Работа с контурной картой

Работа с атласом

Рассказ об изучении течений.

Просмотр фильма в качестве короткого рассказа

Почему так происходит?

Ветер вдавливает поверхность воды в одном месте, образуется подошва, а в другом месте вода поднимается, т.е. под влиянием ветра происходит колебание воды вверх-вниз, вверх-вниз. Это хорошо видно, если бросить в воду щепку. Она лёгкая, не тонет. И она не будет перемещаться вместе с волной, а только будет колебаться вверх-вниз. Происходит перемещение волны, а не самой массы воды. Когда волна подходит к берегу, высота её увеличивается, и она становится круче. Верхняя часть её опрокидывается на берег. Такие волны называются прибоем. Если волна подходит к крутому обрывистому берегу, то она с силой ударяется о берег и производит разрушения. На берег набегает пенистый, водяной вал. Навстречу ему стекают предыдущие волны. Происходит постоянное перемещение песка, гальки и других наносов. В шторм перемещаются камни массой в несколько тонн. Встречая на пути крутые берега или сооружения, защищающие берег от размыва, волны с силой ударяются о них. При этом вода выбрасывается вверх на высоту до 60 м. Известен случай, когда волна бросила обломок скалы в 60 кг. На высоту 28 м. (на маяк).

А какой величины бывают волны?

Ветровые волны обычно бывают высотой 4 метра, при длине волны 100-250 м. (штормовые волны).

Высота измеренной волны 20 м., но бывалые моряки утверждают, что видели волны выше 30 м. Это высота 10-этажного дома.

Волны создаёт ветер.

Как образуются волны цунами?

Во время землетрясения в Чили образовалась волна, которая через 20 часов обрушилась на побережье Евразии. Предотвратить цунами невозможно, можно заранее предупредить о её приближении. В настоящее время во всех опасных районах действует специальная служба, оповещающая организации и население об опасности. Суда выводят в открытое море, людей эвакуируют, благодаря этому материальный ущерб и количество жертв удаётся сократить.

Приливы и отливы.

Приливы – явление очень сложное. Это тоже сложное. Они вызваны притяжением океана луной.

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила –

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

На берегу Белого моря рыбаки ловят рыбу, не выходя в море на судах. Они приезжают на телегах, натягивают сети и уезжают. Потом возвращаются и собирают улов, всё, что принесло море. Когда начинается прилив, волна заливает берег вместе с сетями. Сети оказываются глубоко под водой. В них и попадается рыба, пришедшая вместе с приливным течением.

Приливы наблюдаются на берегах морей и океанов, где заливы глубоко вдаются в сушу и имеют вид воронок.

Самые высокие приливы наблюдаются в заливе Фанди. Высота18 м. – зальёт шестиэтажный дом. Залив имеет вид воронки. Длина 300 км., ширина до 60 км. При глубине 62 м. В реке Темза – 5 м., в Пенжинской губе – 13 м. В таких местах строят приливные элетростанции. На берегах некоторых морей ширина приливной полосы 10 м.

Наносим на к\к залив Фанди, Пенжинскую губу, Мезенскую губ – 12 м.

Приливы и отливы влияют на движение судов, поэтому в портах существуют расписания наступления приливов и отливов.

Течения в океане.

Течения – это перемещение воды в горизонтальном направлении. Реки в океане – так их называют.

Почему образуются течения?

Потому что дует ветер, т.к. он постоянно гонит воду. Самое крупное течение Западных ветров. Образует кольцо вокруг Антарктиды. Протяжённость его 30 тысяч км. Ширина 1000-1500 км., Течения бывают тёплые и холодные.

Как течения обозначаются на картах?

Тёплые – красными стрелками, например, Гольфстрим.

Тёплое течение имеет температуру воды выше той, среди которой оно течёт. Например, температура воды Гольфстрима +20, а течёт среди воды температурой +5, +10, +15, +20. Переходит в Северо-Атлантическое течение.

Какие тёплые течения ещё видите?

Северо-Тихоокеанское и мн. Др.

Холодные течения – температура их воды ниже температуры воды, среди которой они текут. Например, Лабрадорское. Имеет температуру -0, +1, а течёт среди воды +5-10.

Изменяют свойство воды.

На границах смешения течений всегда много рыбы.

Например, письмо Х.Колумба испанской королеве пришло через 358 лет после того, как путешественник его отправил. Течение от Южной Америки принесло его к берегам Испании. Бутылочную почту используют для определения направлений течений.

Ветровые волны и цунами.

Приливы и отливы.

Вопросы для закрепления:

Как образуются волны?

Как образуются цунами?

В каких районах земного шара чаще всего образуются цунами? Почему?

Расскажите о хозяйственном значении прилиливных волн?

Какие течения называются тёплыми? Приведите примеры.

Какие течения называются холодными? Приведите примеры.

Море редко бывает спокойным. Постоянно на нём бывают ветровые волны, приливы и отливы, течения; иногда образуются цунами.

Оборудование : карта океа нов, физическ ая карта океа нов, бутылка с запис кой.

Прилив, цу нами, ос тров, шторм, промилл е, залив, море, Фанди, Белое море,

1. Причина воз никновения пр иливов и отл ивов. (Лу на.)

2. Причина возн икновения цунами. (Мор етрясения, или по дводные

3. Причина об разования волн в океанах и моря х. (Ветры.)

4. С глу биной температу ра воды в море. .. (понижается).

5. Какие движен ия производит в ода в вол не? (Колебательн ые, или

6. По два раза в сутки это п роисходит у берегов в у зких заливах и бухтах

7. В каких широтах вода более соленая: тропичес ких или экваториальных? (В

8. Какое море глу бже: Че рное или Барен цево? (Черное.)

В море у берегов Мурманска вылов или бутылку . Она была запечатана

сургучом. В бутылке нашли записку : «Корабль “Святая Мария” терпит

крушение у бер егов Северной Америки. Мы сто лкнул ись с айсбергом. Наши

Записке около 500 лет. Но как бутылка попала в Мурманск? Нам предстоит

выяснить путь этой и многих других бутылок, отправленн ых с кораблей и до

При расследован ии нашего случая н адо прежде всего найти место в океане,

где бутылка была брошена в м оре. В за писке даны к оординаты.

(Ученики определяют р айон в северной части Атлантики. Скорее всег о о ни

увидят течение. Затем ищут на карте Мурманск. Это город на берегу

Баренцева моря. Предположение о почтальоне — течении появилось у

Молодцы. Сегодня мы подробнее познакомимс я еще с о дним видом

движения воды в океане - океаническими течениями. Д авайте определим

(Ученики и учитель предлагают вопр осы, касающиеся течений. Воп росы

3. Почему одни направлен ы от экватора , а другие — к экватору?

6. Какое течен ие самое быстр ое, самое мощ ное, самое ши рокое?

(Работа по учебнику. Текст разби т на несколько пунктов. Учи тель руководи т

— Читаем п. 1 § 27. Ищем ответ на воп рос: что же такое течен ие? С чем его

можно сравнить ? (Течение — это перемещение воды в океане в

горизонталь ном направлен ии. Это как река без берег ов.)

— Читаем п. 2 параг рафа и находим о твет на вопрос : как образуются

Постоянные ветры — пассаты и западные ветры. Они все гда ду ют в одном

направлении и начинают сгон воды. Самое мощ ное течение в Миров ом

океане — течение Запад ных Ветров. Его шири на 2500 км, а скорость 3,5

— Что еще удалось выяснить о течениях? (Примерный ответ. Существуют

глубинные течения, они в озникают из - за разной плотности воды. Б олее

соленая или более хол одная вода плотнее, о на опускается на глу бину в

— Читаем п. 3. Ищем ответ на вопрос : чем отличаются теплые течения от

холодных? (В теплом течении вода теплее, чем окружающая его вода. А

температура холодного течения всегда ниже температуры окружающей воды

Температу ра Канарского течения (найдем его на карте) +23 °С, а температура

воды в течении Г ольфстрим у берегов Скандинав ии +4 °С.

— Какое из этих теч ений теплое ? Посмотрите на карту . (Гольфстрим.)

— Почему? (Температу ра воды в Гольфстриме выше температуры

окружающей его воды. А температу ра вод, окружающих К анарское те чение,

— Обязательно ли в ода в теплом т ечении теплее, ч ем в холодн ом? (Нет.)

— Какое течени е имеет большу ю скорость ? (Гольфстрим .)

Гольфстрим начинается в Карибском море, а затем, вый дя к берегам США и

пройдя вдоль н их, сворачивает на восток, п ересекая океан. Вдали от берегов

меняется и делает крутые петли. Иногда они замыкаются в кольца и

существу ют сами по с ебе 3—5 лет, медленн о дрейфу я к югу. Ширина

Гольфстрима дости гает 125—175 км. Скорость движения в срединной части

русла приближается к 1 0 км/ч. Морская река в самом быстром месте

Первое научное сообще ние о Гольфстриме бы ло сделан о лишь в 1769 г. Б.

Франклином — крупным америка нским деятеле м и ученым. В письм е к

министру почты Великобритании он отмечал, что киты сосредот очиваются у

границ Г ольфстр има, мо щного течения, называемог о таким образом потому ,

что оно исходит из Флоридск ого залива (Гольфстрим в переводе с

Франклин обратил вни мание на это природное явление потому, что, будучи

заместителем ми нистра почты, должен был дать ответ на запрос, почему

четырем пакетбота м, пер евозивш им почту из Фалдмута (Англия) в Нью -

Йорк, требовалось семь недель для того, чтобы п ересечь Северную

Атлантику, в то время как тяжело гру женные америка нские торговые су да,

возвращающиеся из Лондона в штат Ро д - Айленд, совершали переход за пять

вышедшей в 185 6 г., характеризовал Гольфстрим следующим о бразом: «В

океане есть река. Она не пересыха ет и в самые сильные засухи и не выходит

из берегов даже при самых сильных наводнениях. Ее берега и ложе из

холодной воды, а ее стр емнина — из теплой. Истоком ее слу жит

Мексиканский залив, а у стьем — Арктический океа н. Это Г ольфстр им.

Нигде в мире нет более величе ственного потока вод. Гольфстрим течет

  1. Самый большой океан:
    Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический
  2. Наибольшие глубины характерны для океана:
    Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического
  3. Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:
    окраинное, материковое, межостровное, внутреннее
  4. К окраинным морям не относится:
    Карское, Балтийское, Северное, Аравийское
  5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет:
    28‰, 35‰, 37‰, 42‰
  6. Средняя температура поверхностных вод океана равна:
    +4º, +17º, +10º, +20º
  7. какие океаны соединяются проливом Дрейка:
    Северный Ледовитый и Тихий
    Атлантический и Индийский
    Атлантический и Тихий
    Индийский и Тихий
  8. Марианская впадина является частью:
    Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана
  9. Гвинейский залив омывает:
    Евразию, Австралию, Африку, Южную Америку
  10. Самый крупный остров Земли:
    Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия


    Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Первая группа
А) Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры,и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42º ш. 173º з. У остр…Нов…

Вторая группа
Б) В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

Третья группа
В) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль
на 36º с.ш. и 50º з.д.
1.Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
2.Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

Четвертая группа
Г) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Как можно объяснить её образование?

Учитель: Следующий вид движения воды в океане - Приливы и отливы слайд №9 (рис.6,7)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра по географии для 6 класса по теме "Движение воды в океане".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок географии в 6 классе:

Разработала и провела

Панченкова Оксана Петровна

Цели и задачи:

1.Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.

2.Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

3.Учить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

4.Развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

2.Карта полушарий (физическая).

4.Карточки для рефлексии урока.

Содержание урока:

1.Организация работы на уроке/раздача карточек.

Заполни таблицу

Итоги за урок

Фамилия, имя ученика-----------

Критерий оценки:

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

2.Тестирование по домашнему заданию

1. Самый большой океан:

Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический

2.Наибольшие глубины характерны для океана:

Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического

3.Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:

окраинное, материковое, межостровное, внутреннее

4.К окраинным морям не относится:

Карское, Балтийское, Северное, Аравийское

5.Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

6.Средняя температура поверхностных вод океана равна:

7.Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

Северный Ледовитый и Тихий

Атлантический и Индийский

Атлантический и Тихий

Индийский и Тихий

8. Марианская впадина является частью:

Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана

9. Гвинейский залив омывает:

Евразию, Австрвлию, Африку, Южную Америку

10.Самый крупный остров Земли:

Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин

3.Проверка тестирования и запись результатов в карточку

4.Изучение нового материала:

-Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?

/температура и солёность/

-О чём мы сегодня узнаем?

-и так тема нашего урока:

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный

конспект по представленному образцу.


. Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

4.Разновидности волн .

-ветровые волны ( штиль, шторм)

5.Причины их образования (переменные ветры)..

6.Высота волн - (работа с текстом )

1.Описание цунами - чтение наизусть отрывка…

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

2.Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Дети: -цунами

4. Строение волны

Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

7. Последствия цунами -

-Океанические течения

3.Понятие - зачитывают в учебнике

4. Причины образования - объясняет учитель (постоянные ветры)

5. Виды течений (теплые и холодные)

6. География и закономерности размещения тёплых и холодных течений

(холодные от полюсов, теплые от экватора)

учитель дополняет об отклонениях течений в северном и южном полушариях

8. Значение течений

-влияние на климат - зачитать в учебнике

Учитель: Следующий вид движения воды в океане - Приливы и отливы.

2. Причины образования - зачитать в учебнике

3. Высота приливов -

4. Использование приливов и отливов?

5.Учитель: Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане.

Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?

6. Проверим результаты работы по видам движения воды в океане – запись результатов в карточку (2ответа - 1 балл)

- на слайде опорный конспект с правильныи ответами


Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

-если не поняли, еще раз обобщить

_________________________________________________________________

Класс разбит на 4 группы

1.У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в.

Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2.В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

3.Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д.

Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль

на 36º с.ш. и 50º з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

4.На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

Б.Итоги исследований - заслушивание результатов

- результаты исследований (оценивает консультант)

9.Подведение итогов за урок

Читайте также: