Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе на тему народные промыслы

Обновлено: 05.07.2024

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. Упражнять детей в аппликации из ткани на ткань. Учить выполнять работу коллективно. Воспитывать чуткое, доброе отношение, желание помочь, сделать приятное.

Обогащение и активизация словаря:

Цветочный узор, гирлянды цветов, пышные букеты, бахрома, лукавые глазки; кисейные, парчовые платки, ручная набойка.

Оборудование:

Платок белый с бахромой, но без рисунка, подносы, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки, кусочки накрахмаленной ткани с изображением цветов и листьев, кукла Галя, оформление павлово - посадскими платками.

Предварительная работа:

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, какая у нас сегодня нарядная группа, а украшена она красивыми платками. Послушайте небольшое стихотворение про платок:

На белом фоне красивые розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники.
Ими повязаны девичьи головы.
Глазки лукавые, личики нежные.

В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, кисейные, парчовые, украшенные по углам или по всему полю цветочным узором. Платок — спутник женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком. На всю Россию славились, да и сейчас славятся павлово - посадские платки. В подмосковном городе Павловом Посаде до сих пор продолжается самобытная традиция ручной набойки платков. Главное достоинство этих изделий - в нарядности пышных и разнообразных узоров из букетов ярких роз или гирлянд на черном, красном, белом или другом фоне, завершаются бахромой. Дети рассматривают платки, делятся впечатлениями.

- Дети, посмотрите какой у нас здесь платок.
Дети подходят к столу, где лежит платок без узора и рассматривают его.

- Какой платок? Чего на нем не хватает? Как располагается узор на платке?

Звучит русская народная музыка (громко), входит кукла Галя (постепенно музыка затихает).
Здравствуйте, дети. Какие вы нарядные, как красиво у вас в группе. Меня зовут Галя. А вас как зовут? (дети называют свои имена).

Воспитатель:

Галя, а почему Вы такая грустная? Может с вами что-то случилось?

Беда у меня, потеряла я свой новый платочек, нигде не могу его найти. Вы не видели мой платочек. Он такой голубой с красивыми цветами.

Воспитатель:

Нет, Галя у нас много платков, но твоего нет. А хочешь мы тебе сделаем новый, красивый платок.
- Очень хочу!
- Тогда побудь с нами, посмотри, как мы работаем. Дети, давайте сделаем в подарок кукле Гале красивый платок.

Дети садятся за столы.

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики -
(пальцы рук соединяются в замок)

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики -
(ритмичное касание пальцев обеих рук)

- Раз, два, три, четыре, пять -
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

- Начинай считать опять
- Раз, два, три, четыре, пять -
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с больших пальцев)

- Мы закончили считать!
(руки вниз, встряхнуть руками)

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Интеграция образовательных областей :

2. Познание (исследовательская деятельность, конструирование)– свойства дерева, применение природного материала человеком.

3. Экскурсия – сбор растений для гербария, сравнение с элементами росписи.

4. Рисование (декоративное) – роспись тарелочек по мотивам хохломской росписи, разделочных досок по мотивам городецкой росписи.

Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

4. Различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель, их характерные особенности.

5. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе круглой формы.

6. Видеть разнообразие материалов (дерево, жесть, фарфор и т. д.).

7. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

3. Развивать творческие способности.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Закреплять умение работать самостоятельно.

3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

Выставка народных промыслов : Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, кони.

- Знакомство с предметами народного декоративно-прикладного искусства.

- Рассматривание иллюстраций и образцов с элементами хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписи.

- НОД по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование).

- полоски цветной бумаги;

- клей, клеенка, салфетка, кисточка, подставка для кисточки;

- силуэты подносов круглой формы.

Дети стоят вокруг воспитателя.

- Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие.

Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Городца, Гжели, Хохломы и Жостово.

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.

Загадывает загадку Городец (ребенок).

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые.

На солнышке блестят.

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Загадывает загадку Гжель (ребенок).

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

- Что такое Гжель? Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.

После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Синяя сказка – глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Загадывает загадку Хохлома (ребенок).

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

- Что такое Хохлома? Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д.

Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

- Какую роспись мы еще не назвали?

- Жостовская роспись. Это роспись по железу. Знамениты жостовские подносы.

Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный.

- Мастера, вы можете приступать к работе.

Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует.

Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.

Осеннее украшение группы с использованием объемной аппликации

Осеннее украшение группы с использованием объемной аппликации Наступила золотая осенняя пора. Природа оделась в свои яркие праздничные наряды. "Унылая пора, очей очарованье. "- как сказал Александр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Продолжать знакомить детей с народными промыслами . Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. Упражнять детей в аппликации из картинок с русскими народными орнаментами. Учить выполнять работу коллективно. Воспитывать чуткое, доброе отношение, желание помочь, сделать приятное.

Обогащение и активизация словаря:

Цветочный узор, гирлянды цветов, пышные букеты, бахрома, лукавые глазки; кисейные, парчовые платки, ручная набойка.

Платок белый с бахромой, но без рисунка, подносы, ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки, кусочки накрахмаленной ткани с изображением цветов и листьев.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Дети, посмотрите, какая у нас сегодня нарядная группа, а украшена она красивыми платками. Послушайте небольшое стихотворение про платок:

На белом фоне красивые розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники.
Ими повязаны девичьи головы.
Глазки лукавые, личики нежные.

В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, кисейные, парчовые, украшенные по углам или по всему полю цветочным узором. Платок — спутник женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком. На всю Россию славились, да и сейчас славятся павлово - посадские платки. В подмосковном городе Павловом Посаде до сих пор продолжается самобытная традиция ручной набойки платков. Главное достоинство этих изделий - в нарядности пышных и разнообразных узоров из букетов ярких роз или гирлянд на черном, красном, белом или другом фоне, завершаются бахромой. Дети рассматривают платки, делятся впечатлениями.

- Дети, посмотрите какой у нас здесь платок.
Дети подходят к столу, где лежит платок без узора и рассматривают его.

- Какой платок? Чего на нем не хватает? Как располагается узор на платке?

Звучит русская народная музыка (громко), входит кукла Галя (постепенно музыка затихает).
Здравствуйте, дети. Какие вы нарядные, как красиво у вас в группе. Меня зовут Галя. А вас как зовут? (дети называют свои имена).

Галя, а почему Вы такая грустная? Может с вами что-то случилось?

Беда у меня, потеряла я свой новый платочек, нигде не могу его найти. Вы не видели мой платочек. Он такой голубой с красивыми цветами.

Нет, Галя у нас много платков, но твоего нет. А хочешь мы тебе сделаем новый, красивый платок.
- Очень хочу!
- Тогда побудь с нами, посмотри, как мы работаем. Дети, давайте сделаем в подарок кукле Гале красивый платок.

Дети садятся за столы.

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики -
(пальцы рук соединяются в замок)

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики -
(ритмичное касание пальцев обеих рук)

- Раз, два, три, четыре, пять -
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

- Начинай считать опять
- Раз, два, три, четыре, пять -
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с больших пальцев)

- Мы закончили считать!
(руки вниз, встряхнуть руками)

hello_html_m482373c1.jpg

Воспитатель обращает внимание на осанку и напоминает о технике выполнения аппликации. В процессе выполнения работы звучит тихая музыка. По мере выполнения задания дети подходят и выполняют аппликацию на платке.
Когда платок готов, дети подходят к столу и проводится анализ. Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель говорит, что из оставшихся цветов в свободное время сделаем передник Гале и скатерть для кукол. Приглашают Галю:
- Галя, иди посмотри какой платок красивый получился, прими его в подарок.
Галя хвалит детей, говорит, что этот платок лучше прежнего, и что будет она его носить по праздникам.



Автор: Верхотурова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, МБОУ Дубининской ООШ №13 Красноярский край, Шарыповский район, село Дубинино.
Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов и учителей начальных классов в работе с детьми 5-7 лет при изучении тем: "Золотая хохлома", "Русские народные промыслы", "Посуда".
Назначение: аппликация из цветной бумаги деревянных ложек хохломским узором..
Цель: украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи..
Задачи:
- учить вырезать ножницами по контуру листья и ягоды;
- учить рисовать завитки, травку, прожилки;
- познакомить детей с творчеством хохломских мастеров;
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
- развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек.
Материалы и инструменты:
- Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.



Правила работы с ножницами:
— не играй с ножницами, это не игрушка;
— не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;
— нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;
— нельзя передавать ножницы остриём наружу;
- нельзя размахивать ножницами;
— нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.
Ход работы:




В старину в деревне под названием Хохлома мастера изготавливали деревянные ложки из берёзы, осины, ольхи. Ложки они вытачивали из специальных заготовок, затем пропитывали их льняным маслом, просушивали, а затем раскрашивали и покрывали лаком. Русские ложки славятся во всём мире.
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
Начинаем работу с вырезания шаблонов.
















Хохломская роспись-алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи, перелески,шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома.
Спасибо за внимание!

Декоративно ПТ. Дошкольник

Декоративно ПТ. Дошкольник

Декоративно ПТ. Дошкольник запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📝

Подборка материала:
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ХОХЛОМА
для детей старшего дошкольного возраста

Читайте также: