Конспект урока по литературе сказка

Обновлено: 05.07.2024

Растут дети, “взрослеют” и сказки. Если в 1-м классе берутся за основу сюжеты русских народных сказок, то во 2-3 классе- уже литературные сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, К.И. Чуковского, Е. Благининой и О. Высотской, а в 4-м классе волшебные сказки Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, легенды Древней Греции. Сказку можно сочинить самим, но нельзя забывать о высоких литературных требованиях к ней. Чем старше дети, тем большую воспитательную, нравственную ценность содержат сказки, переходя в уроки-легенды, уроки-притчи, уроки-сказания. Отсюда уже совсем не далеко до урока “У истоков народной мудрости”.

Структура построения урока-сказки.

  1. Создать атмосферу праздника.
  2. Подобрать сказочный сюжет. Лучше всего, если текст урока рифмован. Это делает его более динамичным, ярким, нет ни одного лишнего слова, что экономит время на занятии.
  3. К уроку готовятся яркие демонстрационные пособия, возможны игрушки-персонажи, несложные костюмы.
  4. На уроке осуществляется тесная связь с фольклорным наследием народа, рассматриваются шедевры живописи.
  5. На уроке используется музыкальное, шумовое сопровождение.
  6. Желательно наличие сюрпризного момента, который снимет усталость, придаст уроку новое звучание.
  7. Обязательно продумать систему развивающих заданий творческого характера.
  8. Создать ситуацию успеха, уверенности в своих силах.
  9. Хорошо, если в урок включены элементы соревнования и поиска по типу “помоги герою преодолеть препятствия”.
  10. Не забывать о воспитательной ценности такого урока.
  11. Учитель берёт на себя роль сказительницы, поэтому делать речь яркой, эмоциональной, а поведение ободряющим и естественным.
  12. Помните – дети ваши союзники, поэтому привлекайте их к активному участию в сказке.

1 класс. Обучение грамоте

Тема: Согласные буквы Щ, щ, звук /щ/.

Цели: Закрепление знаний о звуке /щ/- согласном, глухом, всегда мягком; о буквах Щ, щ ; обучать грамотному, уверенному, правильному чтению целыми словами; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к чтению.

Ход урока

1. Постановка цели.

Декорации – сказочный теремок, на окошке в виде колобка сидит буква Щ, над теремком кружат гуси-лебеди.

На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “ЩА” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
- Помогите, помогите,
Букву “ЩА” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена нам нужно быть готовыми к любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске!

2. Повторение изученных букв.

Декорация: яблонька со съёмными яблоками, на них написаны буквы: Ж, Б, Е, А, Н, Щ,

Вот мы входим в тёмный лес.
Он полон загадок и чудес!
Яблонька – красавица стоит на пути…
Наливные яблочки, ну-ка, собери!

(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и рассказывают о звуках, которые обозначают эти буквы по плану:

  1. Гласный или согласный.
  2. Если гласный: ударный или безударный.
  3. Если согласный: звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.)

3. Чтение загадок в “Азбуке”

Учитель: Отгадайте загадку и узнаете, что ждёт нас впереди:

В доме изба, на избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
Что это за изба? (Печка)

- Интересно, а что варится в горшочке? Вы это узнаете, если прочтёте и отгадаете загадки из “Азбуки”.

(Дети читают загадки, отгадывают их: морковь, капуста, свёкла, лук).

- Что можно сварить из этих овощей? (Борщ, щи).

- Вот мы и узнали, что варится в горшочке.

4. Сопоставление слов и картинок.

Игра: “Протяни мостик через речку”

На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:
Громко слова читайте
И с героями сказок соединяйте.

На доске надписи, картинки, между ними изображение реки. Дети выходят к доске и соединяют слово и картинку, его обозначающую:

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам. (Соединить картинку со словом).

5. Учимся читать выразительно.

(Текст напечатан на доске, хоровое чтение за указкой учителя).

Мы все буквы выучим наизусть.
Нелегко их выучить – ну и пусть.
Не забросим грамоту на потом!
Буквы – это ключики
В книжкин дом!

6. Повторение изученных букв.

Много препятствий мы прошли,
А буквы Щ ещё не нашли.
Из “волшебного” мешочка буквы на ощупь доставай,
Название сказки из них составляй.

(Дети на ощупь должны узнать буквы магнитной азбуки и составить название сказки :Гуси – лебеди”).

7. Обобщение.

Учитель показывает книжку “Гуси – лебеди”.

- В этой книге гуси и спрятали букву Щ.

Но отдадут они её, если мы всё расскажем о звуках, которые она обозначает, и покажем её место на ленте букв.

8. Домашнее задание.

- Вы хорошо трудились на уроке. Вы нашли букву и помогли ей обрести свой дом на ленте букв.

Дома вы сможете прочитать эти чудесные сказки.

(Каждый ученик получает книжку-малышку со сказкой в подарок).

3 класс. Русский язык

Тема: Имена существительные 1 склонения в творительном падеже. (По сказке Ш. Перро “Золушка”).

Цели:

  • познакомить с окончаниями имён существительных 1-го склонения в творительном падеже;
  • повторить склонения имён существительных;
  • воспитывать трудолюбие, скромность, доброту.

Ход урока

1. Постановка цели:

В классе тихо и светло.
Солнца луч упал в окно.
Шарль Перро – волшебник, маг,
Дарит сказку нам, но так,
Чтоб язык свой мы любили
И склоненья повторили.
А творительный падеж
Знали б просто лучше всех!

2. Чистописание:

- Тетради наклонно все положите.
Автора, название сказки так напишите,
Чтобы ясно стало всем:
Чисто вам писать не лень!

(В тетрадях: Шарль Перро “ Золушка, или хрустальный башмачок”).

3. Словарь.

- Мачеха Золушке заданье дала:
В три кувшина насыпать зерна:
Гречихи, гороха, пшеницы, пшена, фасоли и ржи.
- Помогайте Золушке и вы:
Склонения слов определяйте
И по кувшинам распределяйте.

(На доске изображения трёх кувшинов с номерами склонений существительных).

Урок литературы в 5 классе. Проводила его на МО учителей района как итоговый урок после изучения народных и литературных сказок. Дети очень любят сказки, готовы их слушать, читать, инсценировать часами. Вообще, такие уроки содержательны, но требуют большой подготовки. Зато дети активны, весь урок заняты делом, а это - главное.

Хотелось показать современный урок с применением ЭОР, чтобы было интересно и ученикам, и присутствующим учителям. Отдаю его на ваш суд, надеюсь прочитать комментарии.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_v_gostyah_u_skazki_5_klass.doc 837 КБ
v_gostyah_u_skazki.ppt 1.75 МБ
domashnee_zadanie.doc 751 КБ
dlya_razdachi_detyam_k_uroku.doc 27 КБ
smayliki.doc 111 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 08.12.2011

УЧИТЕЛЬ МАЛЫШЕВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

ТЕМА УРОКА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках.

  1. образовательные : закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;
  2. развивающие : активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником;
  3. воспитательные : способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний

ФОРМА УРОКА театрализованный урок c применением ЭОР

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, изобразительное искусство, русский язык, мировая художественная культура, информатика.

Русские народные сказки

(выставка портретов и иллюстраций к книгам)

А.С. Пушкин: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!”

I. Организационный момент. Рефлексия.

2.Определение темы урока и его целей

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
  2. Домашнее задание по выбору учащихся.

I.Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу - класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья.

РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.

II.1.Вступительное слово учителя.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь и сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

2.Определение темы урока и его целей

- Почему? Только ли по названию видеоролика?

Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями. У нас много сказочных вещей: волшебная шкатулка (по-видимому, она нам подготовила какой-то сюрприз!), зеркальце, домик бабы Яги, вы все в сказочных костюмах (тоже нам приготовили сюрприз!). У нас много гостей.

Как часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках! Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать и даже сочинять.

Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках, Мы сегодня побудем в роли актеров, проявим наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать сказки, но и показывать их. Лучшие актеры и самые догадливые игроки будут награждены призами.

От Ивановых проказ,

И от сивка и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка ждет нас впереди.

-Но мы не можем начать урок: на наших сказочных воротах висит замок! А открыть его помогут ваши верные ответы. А сколько я вам могу задать вопросов? Вспомним народные сказки! (3 – сказочное число).

Первый вопрос : Что такое сказка? (СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)

Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)

Третий вопрос : Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).

- Ворота в сказочную страну открыты. (обращаю внимание детей на оформление доски).

- Вспомним, какие русские народные и литературные сказки вы знаете? (Ответы детей)

- На уроках мы читали сказки, сравнивали, инсценировали, смотрели, иллюстрировали … даже сами сочиняли. А Саша Косарев в районном конкурсе даже занял первое место!

- А вот и эпиграф нашего урока:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ - УРОК.

- Как вы понимаете эти слова? Какой урок может дать сказка?

А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? (Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства).

- И в словесном поединке Иван оказался сильнейшим и непобедимым. Прочитаем его обращение к чуду-юду. В каждом слове – убеждённость в правоте, скромность, верность делу. Эти слова Ивана как бы подводят итог его подвигам, раскрывают чувства к родине и народу, ради защиты которых он пошёл воевать с чудом – юдом.

- Откроем тетради и запишем лучшие качества Ивана (смелость, отвага, храбрость, любовь к родине).

– Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.

– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?

– Чему учит сказка? Какой в ней намек нам, читателям?

- Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:

  1. Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
  2. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
  1. Рад не рад, а говори: милости просим!
  2. Гостю щей не жалей, а погуще лей.
  3. У жадного среди зимы снега не допросишься.
  4. Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

- А какую из пословиц вы возьмете для себя, как гостеприимного хозяина или хозяйки?

(сказка открыто учит, как надо вести себя в обществе, учит русскому гостеприимству).

- Продолжим работу в тетради. Что запишем? (гостеприимство, доброта, сметливость)

Оказывается, немалые. Например, из нее мы узнаем, что за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всем отцу и матери мужа подчиняться.

- Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая? (внимательная, добрая, заботливая и скромная).

- Какой она предстает на пиру? ( Красота царевны открылась всем. Она трудолюбивая:

Где кольнет иглой раз –

Где кольнёт другой раз –

Хитрые узоры идут.

Где кольнёт третий –

- Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?

Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

- Почему же Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

- Что запишем в тетради? (трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость)

4.- А как появились литературные сказки?

сохранить их до наших дней. По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм,

по Франции – Шарль Перро, по великой России – Владимир Даль, Александр

- А вы хорошо знаете сказки этих авторов? Сейчас проверим! Вот вам из волшебной шкатулочки задание:

Аксаков Сергей Тимофеевич

Пушкин Александр Сергеевич

Афанасьев Александр Николаевич

Жуковский Василий Андреевич

Якоб и Вильгельм Гримм

Ханс Кристиан Андерсен

Ершов Пётр Павлович

3.Сказка о царе Салтане

7.Принцесса на горошине

- На уроке мы изучали сказку А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях и говорили, что она близка к русским народным сказкам. Чем близка? (сюжет сказки, герои, строение, но отличается тем, что написана стихами). Давайте посмотрим отрывок из этой сказки.

- Почему царица решила погубить царевну? (та была ее красивее).

- А царица – некрасивая? Докажите! (читаем описание царицы). А какой у нее был характер? («Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива).

- Что спасло царевну от смерти? (доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею).

Правильно! Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной. И даже природа и животные на стороне добрых людей! (помогают солнце, месяц и ветер Елисею, царевне – собака).

- Ваше отношение к героям сказки? Почему к дочкам разное отношение? Мачеха-мать. Какие антонимы мы можем подобрать здесь? Любовь-ненависть. Ленивая-трудолюбивая. Добрая-злая.

- А кто помогал Настеньке и Иванушке? (Баба-Яга, Морозко, петух)

- Почему? (вежливые, воспитанные)

Да, вежливость – великая сила. Если ты будешь вежливым с окружающими, то и они станут добрее к тебе. Какие вежливые и прекрасные слова возникли из этих сочетаний:

Спаси тебя Бог – спасибо

Будьте здоровы, здоровья вам – здравствуйте

Дарить благо – благодарный.

- Что запишем в тетради? (вежливость, воспитанность)

- Но не менее важно – быть грамотным. Иначе как ты сможешь прочитать заклинания, а

тем более – объяснить их своим друзьям из других стран, чтобы вы смогли совершать

чудеса все вместе. Сказок не было бы на свете, если бы сказочники и сказители не знали в совершенстве русского языка и не умели правильно обращаться с этим кладезем мудрости. Давайте прочитаем высказывания великих русских писателей о языке:

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего (А.В.Толстой)

- А теперь посмотрите в тетради. Какие лучшие качества человека мы записали?

смелость, отвага, храбрость, любовь к родине

гостеприимство, доброта, сметливость

трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость

доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею

- Какие из них вы хотели бы воспитать в себе?

- По каким законам живут герои сказок? (Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи).

- Словом можно убить, неверно использовав его, а можно – спасти, произнеся его в

нужный момент. Но убить можно и само слово – сделав ошибку, написав его

неправильно или неаккуратно. Берегите русский язык! Это величайшее наследие наших

- Вернемся к эпиграфу нашего урока:

Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она - светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает. Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех.

Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты. Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.

- Сегодня вы очень хорошо работали. И вы получаете не только хорошие отметки, но и сладкие призы! (волшебная шкатулочка)

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (по выбору учащихся)

1) Найди в буквенном квадрате названия 9 волшебных предметов и скажи, кому из героев русских сказок принадлежали эти вещи и для чего они им были даны.

2) Сказочный тест

1) Кто из героев русских сказок – сын служителя церкви:

А) Иван-вдовий сын

Б) Иван-поповий сын

В) Иван-коровий сын

3) К кому наведался Иван-дурак, если съел он на завтрак блюдо русское, на обед –

украинское, а на ужин – татарское:

4) Что сказала герою в напутствие помощница-Яга:

А) скатертью дорожка

Б) ни пуха ни пера

В) дело ли пытаешь или от дела лытаешь

5) Какая черта внешности больше подходит для создания портрета героя-

А) соболиные брови

В) лебединая походка

6) Что ответил братец Иванушка сестрице Аленушке, выпив из копытца:

7) Какого персонажа нет ни в одной народной сказке:

8) Помнишь, что волк оживил убитого братьями Ивана-царевича, сбрызнув его сначала

мертвой, а затем живой водой.

Перед тобой – два стакана. Один – с морской водой, мертвой (заживляющей раны, потому что с ней много йода; но все же не дающей жизни земным растениям из-за большого содержания в ней соли); другой – с родниковой, живой (выпьешь ее – и сразу лучше себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом: ты на 75% cостоишь из воды).

Задача – узнать, не пробуя на вкус и не нюхая, какая вода – живая, а какая мертвая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в мир сказок. Разновидности сказок. Обзорный материал.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по теме:

(урок внеклассного чтения в 5 классе.)

Составила: Мамонова В.Н.,

учитель русского языка и литературы.

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Гимназия №13"

Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности учащихся на примере урока внеклассного чтения в 5 классе

Цели урока :

Образовательные: - дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения;

Развивающие:

-развивать умение формулировать основную мысль текста,

- учить выражать свое отношение к прочитанному, героям, событиям;

- достигать понимания текста на уровне содержания,

- учить эмоциональному пере­живанию прочитанного.

Воспитательные:

-воспитывать здоровое чувство юмора и здравый смысл по отношению к неприятностям;

- воспитывать чувство нравственности;

- формировать поликультурную компетентность учащихся.

Оборудование: рисунки учащихся, выставка сборников сказок, компьютер, ребус, словари.

Тип урока: комбинированный.

Методическое обоснование урока: учащиеся должны научиться осознанному и выразительному чтению, должны уметь соотносить на основе моральных норм свои поступки с этническими чувствами; должны анализировать нравственный аспект своих поступков.

1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок веселый. Начинается урок. Садитесь поудобнее. Внимание!

Посмотрите на доску. Отгадайте загадку.

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

(Ребята отгадывают загадку, выдвигают предположение о теме урока)

Запишите тему сегодняшнего урока.

На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран, то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом. Именно они показывают какие человеческие качества ценит народ, создавший сказки.

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к сказкам.

Итак, мы выяснили, что сказка — это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Готовясь к уроку, вы прочитали сказки народов мира, нарисовали героев сказок, составили вопросы. А какую роль играет сказка в жизни каждого из вас?

Чем они для вас интересны? Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сочинять сами сказки? (Беседа, аргументация)

Итак, ребята, цель нашего урока продолжить знакомство со сказками народов мира, их своеобразным национальным колоритом и типичными для бытовых сказок чертами. Мне хотелось бы, чтобы наш урок продолжил воспитывать в вас стремление к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

- К какому типу сказок относится прослушанная сказка? (Сказка принадлежит к разряду бытовых)

- Почему богачу не удалось обмануть бедных?

- Какое событие в сказке является кульминационным? (Ввожу понятие кульминация)

Кто герой сказки?

Каким вы его себе представляете?

Как хитрый работник проучил жадного и глупого попа

Вопросы для микровывода:

Какие черты характера присущи героям бытовых сказок?

Как вы думаете, что помогло героям сказок выйти из трудного положения?

(Пятиклассники верно отмечают умение бедного человека выходить из трудного положения, проявив в нужный момент находчивость, смекалку.)

- Как вы думаете, почему похожи сказки народов мира?

- Дополнение учителя ( Русские, татары, украинцы живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга. Условия жизни разных народов могли существенно отличаться, а вот представления о добродетелях человеческих, то есть о тех качествах человека, которые народ уважал и старался развивать, были во многом схожи. Да и устройство жизни, ситуации, веровании в те давние времена, когда зарождался фольклор, были достаточно близкими у многих народов. Поэтому и появились в сказках общие сюжеты, похожие герои.)

Совместные выводы учителя и учащихся.

(Работая над сказками народов мира, мы отмечаем, хотя простой народ жил в трудных условиях, был беден, бесправен, но всегда отличался умом и веселым нравом.)

Выясняю, почему сказки с хитринкой и почему веселые.

(Учащиеся приводят примеры, подтверждающие, что хитринка характерна почти для всех сказок. В них очень много и занимательных, и смешных эпизодов, отсюда название - веселые сказки.)

Прошу ребят прокомментировать это высказывание.

Чему учат сказки народов мира?

(Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.)

В конце нашего урока давайте еще раз вспомним прочитанные сказки. (По вопросам, составленным детьми)

Чей портрет и из какой сказки этот герой?

Он взвалил колоду на спину и ходит до сих пор по лесу и кричит:

Что мулла носил на всех пальцах? (Колокольчики)

Кто такой Шурале ? ( Леший)

Какой новый вид транспорта придумал Емеля? (Печку)

Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)

Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? (Фу-фу, русским духом пахнет.)

Назовите магическое число в русских сказках. (Три)

Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)

Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)

Какие реки текут в сказках? (Молочные)

5. Итоги урока

Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо. Мне бы хотелось, чтобы каждый оценил свою активность и работу на уроке и поставил себе оценку. На столе у ребят лежат листочки, поле которых разделено на три части

Моя, соседа по парте, класс

( ученики рисуют прямую вертикальную линию на всех трех частях (чем выше уровень активности, тем выше положение линии.)

Оцените при помощи смайлика сегодняшний урок. Какое у вас настроение? (поднимают вверх тот смайлик, который соответствует их настроению.)

6. Задание на дом

Предлагаю учащимся не только рассказать о полюбившихся сказках, но и нарисовать к ним иллюстрации, подумать о подписях (их нужно выбрать из текста сказки и написать на обороте рисунка.)

Харитонова, О. Занимательная литература: игры, викторины [Текст] О. Харитонова.- М.: Айрле- пресс,2012

Сборник сказок "Сказки с хитринкой"[Текст]

Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка [Текст] Шанский Н.М.,Боброва Т.А.- М.: Дрофа, 2004


Выявить у детей знание народных и авторских сказок, представления о жанровых особенностях сказки.

Помочь вспомнить названия знакомых сказок, действующих лиц и последовательность событий.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, речь, помогать понятно излагать свои мысли.

Воспитывать любовь детей к сказкам.

1.Организационный момент

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2.Актуализация знаний

-Что мы можем сказать об этой музыке?

-Она: красивая, чудесная, волшебная.

-Правильно. А где мы можем услышать эту музыку?

-Когда смотрим народные сказки.

-А для чего нам нужны сказки?

-Сказки учат нас как правильно жить, как правильно поступить в ситуации.

- А что такое народные сказки? -А как появились эти сказки?

-Их сочиняет народ.

. Бывают волшебные, бытовые, былинные, сказки о животных и птицах.

3.Основная часть

-Назовите какие народы вы знаете

-Русские, казахские, немецкие, татарские, уйгурские, польские и т.д.

- К нам в класс пришло письмо! Что же в нем? Прочитаем?

– Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда. Злодеи перемешали сказки!

Атябер, ончорс анжун ашав ьщомоп! В мончозакс усел ьсаличулс адеб. Иедолз илашемереп икзакс!

-Ну что, поможем сказочном лесу?

-Тогда, я приглашаю в вас в народную сказку!

Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

-Мы начали путь пустив клубок (Клубок пускается по первому ряду, по партам и переходит постепенно )

Посмотри на карту. Мы попали в избушку Бабы –Яги.

-А кто знает волшебные слова для избушки?

-Чтоб задобрить старушку нам нужно ей что-нибудь подарить! А что мы ей подарим?

Найдите в классе цветик семицветик.

-Старушка поблагодарила нас! Но без задания нас не пропустит, а задание для нас такое:

- Баба-Яга перемешала героев сказки. Найдите правильную пару!

Маша


Щука


Колобок

Дед


Морозко

-Нас пропустила Баба-Яга!

-Куда же мы пришли? В замок домового!

Послушайте загадки, если мы их не отгадаем так и останемся в его царстве

Подсказка 1) Отгадайте загадки. ( дети рассказывают, что происходило в сказке)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка

6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок

7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится,

Наша сказка впереди.

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

В гости сказочка идет

Она встречи с вами ждет

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

-Молодцы! Справляетесь с заданием!

Следующие болото: У какого героя были эти предметы?

чёрный бочок, белые копытца (бычок)

Иван-царевич (и серый волк)

Участники: Дети. Автор: Учитель.

Первичное чтение учитель+ученик (до середины сказки читает учитель, далее чтение по цепочке)

Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.
Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:
— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.
Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.
— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.
— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.
— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:
— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:
— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл испрашивает:
— Чего, зайка, плачешь?
— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.
— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.
— Ой, петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.
— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
А лисичка лежит и говорит:
— Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.
Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:
— Я — петух-чебетух,
Я — певун-лопотун,
На коротких ногах,
На высоких пятах.
На плече косу несу,
Лисе голову снесу.
И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.
И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто был главный герой?

-Что случилось с главным героем?

-Кто помог главному герою?

-Назовите героев этой сказки.

-Кто вам понравился больше?

-Как бы вы помогли главному герою?

-Как вы относитесь к лисичке?

-Как бы вы поступили на месте лисички?

-Чем закончилась сказка?

Работа с читательским дневником.

-Запишите свое мнение об этой сказке.

-запишите пословицу, которая подходит к этой сказке.

-Молодцы ребята! Мы справились с заданием!

Мы прошли все препятствия!

Домашние задание. Нарисовать любимого сказочного героя, выразительно прочитать любимую народную сказку.

Читайте также: