Изложение купание медвежат 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Использована развивающая технология.

Цели: Формирование умение воспроизводить текст в логической последовательности, точно употреблять слова у устной и письменной речи, избегать повторов одних и тех же слов; развивать речь и орфографическую зоркость у учащихся; обучать детей правильно озаглавливать части текста, анализировать текст; воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Ход урока

1. Организационный момент

Доброе утро, девочки и мальчики! Тихонечко садитесь!

Начинаем урок развития речи.

2. Вводная беседа

Учитель: Отгадайте загадку:

Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью видит сны? Медведь

Что вы знаете о медведе?

Почему его так называли?

Живёт ли он в нашем крае?

Но:

Медведи распространены во всех частях света.

Всего на Земле обитает 8 видов медведей.

Медведь крупнейшее хищное животное.

Из него вы узнаете ещё некоторые интересные моменты о жизни этого удивительного зверя.

4. Знакомство с текстом. Учитель читает текст сам.

У каждого учащегося на парте – индивидуальные карточки с текстом.

Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и залез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

5. Первичное восприятие.

О чём текст? ( о медведице и медвежатах)

Что хотел рассказать автор? (Как медведица заботится о своих медвежатах, чтобы они были чистыми и с хорошим настроением).

6. Чтение детьми про себя.

7. Беседа по содержанию

1. Где охотник встретил медвежье семейство?

2. Какой момент вам показался самым интересным?

3. Удалось ли медвежатам убежать от мамы?

4. Какое настроение у медвежат?

(Подтвердите свои высказывание предложениями из текста)

8. Коллективное составление плана

Сколько частей выделил автор? 4

Сейчас мы будем читать каждую часть отдельно, и озаглавливать её.

На экране появляется запись плана рассказа.

1. Встреча у лесной реки.

2. За шиворот и давай окунать.

3. Побег не удался.

4. Довольны купанием.

А сейчас всё внимание на следующий слайд.

9. Лексико – грамматическая и

словарно- орфографическая подготовка

Чтобы при написании изложения слово медведь не повторялось:

1. Подберите однокоренные слова к слову МЕДВЕДЬ.

( медведюшка, медведище, медвежата, медвежатина, медвежонок,

2. Подберите слова, которые употребляются в речи вместо слова медведь

( косолапый, топтыгин, зверь, лесной хозяин)

3. Подберите глаголы к существительному МЕДВЕДЬ

(рычал, лизал, рвал, сосал, плавал, ловил, драл, нырял, барахтался, спал, ревел)

Обратите внимание на написание следующих слов. Прочитайте их про себя внимательно!

Знакомый Осторожно За шиворот

Визжал Барахтался Хорошенько

Выполоскала Удирать Потом

(Непроверяемые безударные гласные)

В тексте встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать.

Ш . л Л . сной р. ки

Из чащ . Б . льшая

Одно . о Не выпускала

И . пугался Д . гнала

На земле В . зжал

Схв . тила Шл . пков

10.Физминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили –

Вот так

Головой своей крутили

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

Дружно дерево качали

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили –

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

11. Подготовка к записи текста

Прочитай 1 часть текста ещё раз внимательно. Перескажи прочитанное .

Как на письме определять границы предложений?

Прочитай 2 часть текста ещё раз внимательно. Перескажи прочитанное.

Прочитай 3 часть текста ещё раз внимательно. Перескажи прочитанное.

12. Написание текста.

Дети самостоятельно воспроизводят текс в тетрадях.

Слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку – помощницу.

1. Где шёл наш знакомый охотник?

Берегом, лесной, реки, треск сучьев

2. Кто вышел из чащи?

Большая медведица, бурая, весёлых

3. Как медведица купала одного медвежонка?

Осторожно, схватила, за шиворот, окунать

4. Как себя вёл первый медвежонок?

Визжал, барахтался, в воде, визжал, выполоскала

5. Удалось ли второму медвежонку убежать от мамы?

Испугался удирал, шлепков

6. Как чувствовали себя медвежата?

Снова, на земле, купанием

10. Самопроверка

Сейчас можете открыть текст и проверить написание орфограмм.

11. Итог урока

Чему мы учились на уроке? Дети: Составлять план текста, письменно пересказывать текст.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: способствовать формированию навыка написания изложения с элементами сочинения через применение технологии критического мышления.

Задачи урока :

обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;

развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;

воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность

Развивать умение письменно передавать содержание текста в логической последовательности по коллективно составленному плану, применять на практике изученные правила, находить в словах знакомые орфограммы и проверять их.

-Сегодня урок развития речи. Мы будем писать изложение текста, к которому необходимо составить планы.

Загадка о медведе

II ..Подготовительная работа:

1.Чтение памятки в учебнике с. 150.

2.Подберите однокоренные слова к слову МЕДВЕДЬ,МЕДВЕДИЩЕ,МЕДВЕДИЦА,МЕДВЕЖАТА,МЕДВЕЖОНОК,МЕДВЕЖИЙ.

3.Подберите слова, которые употребляются в речи, вместо слова МЕДВЕДЬ(Косолапый, Топтыгин, Зверь, Лесной хозяин)

5. Подберите глаголы к сущ. МЕДВЕДЬ (Рычал, Лизал, Рвал, Сосал, Плавал, Ловил, Брал, Нырял, Барахтался, Спал, Ревел)

«Бурые медведи водятся в Европе,Азии и Северной Америке.Эти животные - отличные охотники,но часто питаются и лесными ягодами,кореньями,фруктами, жуков и личинок,ловят лягушек и рыбу.Медведь большой любитель мёда.Уж очень велик зверь,зимой ему трудно прокормиться,но если медведь не накопит осенью достаточно жира, он не ляжет в берлогу - ходит всю зиму злой и голодный.
Медведица ложится в берлогу с прошлогодними медвежатами. Они помогают ей следить за новыми малышами. До двух лет ходят медвежата с матерью. А малыши - обычно их бывает двое - появляются на свет в январе-феврале.

III . Работа с содержанием текста .

2.Беседа по содержанию текста.

-Где произошла внезапная встреча охотника с медвежьим семейством?

-Как вёл себя человек? Почему?

-Опишите купание первого медвежонка. Как он себя ведёт?

-Что скажете о поведении второго медвежонка? Почему мать медведица наказала его?

-Как чувствовали себя медвежата после купания?

-Какой момент рассказа вам показался более интересным?

-Сколько частей в тексте? А сколько абзацев?

2.Выяснение главной мысли каждой части.

Учащиеся повторно читают каждую часть текста. План обсуждается.

1ч .-О чём говорится в первой части?

(Встреча охотника у реки)

- Как озаглавили 1 часть? (Встреча с медведем)

2ч.О чём рассказывается во 2 части? ( Как медведица купала первого медвежонка).

-Выделите основные действия медведицы.Обратите внимание на их последовательность, на то,как из одного вытекает другое.

-Как называется в тексте Медведица (Мать, Бурая, Большая)

-Чем являются эти слова в данном тексте? (Синонимами)

-Для чего они используются? ( Для избежания повторов)

-Как озаглавили 2 часть? (Купание в реке)

3 ч. О чём говорится в 3 части? (Как и за что наказали другого медвежонка)

-Назовите слова, с помощью которых 3 часть присоединяется ко 2 части.(Другой медвежонок)

-Как озаглавили 3 часть? (Побег)

4 ч. Заключительная часть. ( Медвежата остались довольны купанием).

- Как озаглавили 4 часть? (Медвежата довольны купанием).

-Пересказ по плану.

Объясните написание данных слов (Лесной,реки,сучъев,залез,дерево,весёлых,схватила,шиворот,речку,визжал,не выпускала, холодной ,воды, догнала, шлепков, очутившись, на земле, из чащи.

3.Разбор слова с непроверяемыми и неизученными орфогр. Написать на доске. Охотник,шёл,услышал,испугался,медвежонка,осторожно,барахтался,хорошенько,выполоскала,удирать,первого,снова,купанием.

IV . Повторное чтение текста.

V . Написание изложения.( Прочитать 1 или 2 работы).
VI . Итог урока . Узнали ли вы что-то новое? Какие трудности были в работе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленном конспекте отражены все этапы работы над изложением в начальной школе.

Конспект урока на тему:

Цель: развитие умения воспринимать текст и правильно (без искажений), стилистически точно передавать его содержание

формирование умения передавать содержание текста посредствам восприятия;

формирование умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами;

развитие устной и письменной речи учащихся;

воспитание любви к русскому языку, сознательной дисциплину;

формирование навыков контроля и самоконтроля.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. А теперь приготовьтесь слушать.

- Давайте вместе с вами вспомним, что такое изложение?

- Сегодня на уроке вам, как раз, и предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан. Текст нужно будет пересказать подробно, полно раскрыть тему и основную мысль.

- Что значит подробно пересказать текст? (Пересказать, учитывая все подробности, использовать слова автора)

- Такой вид работы вы будете выполнять не в первый раз. И я надеюсь, что всё у вас получится написать хорошее изложение и я буду радоваться, читая их.

2.Организация восприятия текста.


- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Где обычно обитают медведи? Чем занимаются медведи на картинке?

- А теперь приготовьтесь читать текст каждый для себя.

Чтение текста учителем.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

3.Анализ содержания текста.

- Перечислите героев текста.

-Кто рассказывает нам эту историю? А для чего Бианки рассказал нам эту историю?

- Что напоминает нам жизнь медведей? (жизнь человека) С помощью каких авторских выражений мы это поняли? (медведица-мать, догнала, отшлепала).

- Как назван текст? Что отражено в заголовке: тема или основная мысль?

Опорные слова, записываемые учителем на доску: охотник, лесная речка, бурая медведица, медвежата, мать, отшлепала.

4.Составление плана текста.

1. Где шел охотник? Почему охотник влез на дерево?

2. Кто вышел из чащи? Как медведица купала своих медвежат?

3.Почему оба медвежонка остались довольны купанием?

Примерный план текста:

3.Медвежата остались довольны.

-Сколько частей в тексте? (в тексте три части: зачин, средняя часть и концовка)А сколько абзацев?

5.Словарная работа.

- Ребята, какие слова из текста вам кажутся сложными для написания?

Работа строится следующим образом: ученик называет слово, которое кажется ему сложным для написания, другие ученики-объясняют орфограмму в слове. Сложные, по мнению учителя, слова и словарные слова выписываются на доску.

6.Повторное воспроизведение текста.

Учитель предлагает ученикам пересказать вторую и третью части текста по отдельности. Опрос учеников: один ученик пересказывает одну часть.

- Сейчас я вам прочитаю текст изложения. Слушайте внимательно.

7.Самостоятельное написание изложения.

Учитель оказывает ученикам необходимую индивидуальную помощь. В процессе написания изложения, ученикам разрешено пользоваться словарем, задавать вопросы учителю.

8.Редактирование текста детьми.

- Возьмите ручку с зеленым пастиком. Представьте, что вы-учитель. Поставьте себе отметку за изложение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.

2.Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.

3.Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

4.Воспитание стремления к познанию, интереса к окружающему миру, к природоведению, к литературе.

Оборудование: иллюстрации по теме, карточки с текстом, карточки с вопросами и опорными словами.

Ход урока

I.Организационный момент. Психологический настрой.

-Сегодня на уроке вы поднимитесь еще на одну ступень школьной лестницы знаний. Вы научитесь правильно строить предложения, устанавливать связь между предложениями и заголовком, передавать свои мысли на бумаге. Это поможет вам научиться чувствовать себя уверенно в будущем при написании сочинений и изложений.

а)Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (заяц)

Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (еж)

в) Не птица, а с дерева на дерево летает. (белка)

г) Он крепко спит

Всю зиму напролет,

Но очень любит мед. (медведь)

-Что общего в отгадках?

-Каких еще диких животных знаете?

-Что вы знаете о медведе?

Всеядный зверь, длина тела 2,5м, масса 500-780кг, когда поднимется на дыбы – до 3метров. Подвижный и ловкий. В гору бежит быстрее, чем по ровному месту, т.к. задние лапы длиннее передних. По лесу ходит бесшумно, но ноги ставит внутрь, поэтому его зовут косолапый. Почему назвали медведь? Мед ведает. Знает где искать мед.

По образу жизни сумеречное животное, ест мед, ягоды, рыбу и др. Живет 30-35 лет. По силе тигр, медведь, лев приблизительно равны(в зависимости от того, на чьей территории находится, кто голодный, а кто сытый). Спит в берлоге очень долго. При этом сильно храпит. Если разбудить спящего медведя в берлоге, он становится очень злым и больше не ложится спать. Он бродит по лесу. Таких медведей называют шатун.

В феврале рождаются медвежата массой 500г, слепые. 3месяца самка кормит их молоком. Медведица очень заботливая мамаша. Она оставляет из первого потомства самого лучшего, послушного медвежонка, который потом помогает матери в воспитании медвежат. Этого медвежонка называют пестун. Медведица приносит потомство 1 раз в 2 года.

Медведь один из 5 умнейших животных: собака, слон, обезьяна, дельфин, медведь. Медведи различают цвета. Хотя медведь и миролюбивое животное, но встречи с ним бывают опасны. Бывают случаи нападения медведя на человека.

III.Знакомство с текстом. Нацеливание.

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица нагнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

IV.Анализ содержания.

-О чем говорится в рассказе?

-Кто вышел на берег реки из леса?

-Как медведица купала первого медвежонка?

-Почему побежал в лес другой медвежонок?

-Что сделала с ним его мать?

-Какие слова использовал автор, когда говорил о медведице? О медвежатах?

-Как бы вы озаглавили рассказ?

V.Составление рассказа по вопросам.

-Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.

1)Кто вышел на берег реки из леса? с двумя

2)Как медведица купала первого медвежонка? схватила, одного, стала окунать его

3)Как вел себя медвежонок? визжал, барахтался

4)Что сделала мать? его

5)Почему побежал в лес другой медвежонок? испугался холодной воды

6)Что сделала с ним мать? догнала, надавала шлепков

7)Какие медведи ушли в чащу леса? довольные купанием

-Какие слова уже есть в вопросе?

-Какие надо добавить?

VI.Словарная работа: медведь, медведица, медвежонок

Физминутка (зрительная, двигательная)

VII.Пересказ текста по вопросам (текст закрыт).

VIII.Запись текста.

IX.Проверка.

X.Рефлексия

-Сегодня я узнал…

-У меня получилось …

Подготовила: Цыбина И.И.

Республика Башкортостан, г.Белебей, МАОУ СОШ №17

2 класс. Русский язык.

Тема: Изложение текста по вопросам с более свободной передачей текста.

1.Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.

2.Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.

3.Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

4.Воспитание стремления к познанию, интереса к окружающему миру, к природоведению, к литературе.

Оборудование: иллюстрации по теме, карточки с текстом, карточки с вопросами и опорными словами.

I.Организационный момент. Психологический настрой.

-Сегодня на уроке вы поднимитесь еще на одну ступень школьной лестницы знаний. Вы научитесь правильно строить предложения, устанавливать связь между предложениями и заголовком, передавать свои мысли на бумаге. Это поможет вам научиться чувствовать себя уверенно в будущем при написании сочинений и изложений.

а)Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (заяц)

Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (еж)

в) Не птица, а с дерева на дерево летает. (белка)

г) Он крепко спит

Всю зиму напролет,

Но очень любит мед. (медведь)

-Что общего в отгадках?

-Каких еще диких животных знаете?

-Что вы знаете о медведе?

Бурый медведь.

Всеядный зверь, длина тела 2,5м, масса 500-780кг, когда поднимется на дыбы – до 3метров. Подвижный и ловкий. В гору бежит быстрее, чем по ровному месту, т.к. задние лапы длиннее передних. По лесу ходит бесшумно, но ноги ставит внутрь, поэтому его зовут косолапый. Почему назвали медведь? Мед ведает. Знает где искать мед.

По образу жизни сумеречное животное, ест мед, ягоды, рыбу и др. Живет 30-35 лет. По силе тигр, медведь, лев приблизительно равны(в зависимости от того, на чьей территории находится, кто голодный, а кто сытый). Спит в берлоге очень долго. При этом сильно храпит. Если разбудить спящего медведя в берлоге, он становится очень злым и больше не ложится спать. Он бродит по лесу. Таких медведей называют шатун.

В феврале рождаются медвежата массой 500г, слепые. 3месяца самка кормит их молоком. Медведица очень заботливая мамаша. Она оставляет из первого потомства самого лучшего, послушного медвежонка, который потом помогает матери в воспитании медвежат. Этого медвежонка называют пестун. Медведица приносит потомство 1 раз в 2 года.

Медведь один из 5 умнейших животных: собака, слон, обезьяна, дельфин, медведь. Медведи различают цвета. Хотя медведь и миролюбивое животное, но встречи с ним бывают опасны. Бывают случаи нападения медведя на человека.

III.Знакомство с текстом. Нацеливание.

Купание медвежат.

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица нагнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

IV.Анализ содержания.

-О чем говорится в рассказе?

-Кто вышел на берег реки из леса?

-Как медведица купала первого медвежонка?

-Почему побежал в лес другой медвежонок?

-Что сделала с ним его мать?

-Какие слова использовал автор, когда говорил о медведице? О медвежатах?

-Как бы вы озаглавили рассказ?

V.Составление рассказа по вопросам.

-Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.


1)Кто вышел на берег реки из леса? с двумя

2)Как медведица купала первого медвежонка? схватила, одного, стала окунать его

Читайте также: