Опыты лингвистического толкования стихотворений воспоминание пушкина конспект

Обновлено: 01.07.2024

Целью и этого опыта толкования стихотворений является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идей­ное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных про­изведений. Что лингвисты должны уметь приводить к сознанию все эти средства, в этом не может быть никакого сомнения. Но это должны уметь делать и литературоведы, так как не могут же они довольство­ваться интуицией и рассуждать об идеях, которые они, может быть, неправильно вычитали из текста. Само собой разумеется, что одного узколингвистического образования недостаточно для понимания ли­тературных произведений: эти последние возникают в определённой социальной среде, в определённой исторической обстановке и имеют своих сверстников и предшественников, в свете которых они, конечно, только и могут быть поняты. Но плох и тот лингвист, который не раз­бирается в этих вопросах.

В дальнейшем, путём подробного лингвистического анализа, я по­стараюсь показать, что лермонтовское стихотворение является хотя и прекрасной, но совершенно самостоятельной пьесой, очень далёкой от своего quasi-оригинала.

Ein Fichtenbaum steht einsam На севере диком стоит одиноко

Im Norden auf kahler Hoh! На голой вершине сосна

Ihn schlafert, mit weisser Decke И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Umhiillen ihn Eis und Schnee. Одета, как ризой, она.

Er traumt von einer Palme, И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

Die fern im Morgenland В том крае, где солнца восход,

und schweigend trauert hrcnnender Felsenwand.

Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Из проделанного лингвистического анализа следует совершенно недвусмысленно, что сущность стихотворения Гейне сводится к тому, что некий мужчина, скованный по рукам и по ногам внешними обстоя­тельствами, стремится к недоступной для него и тоже находящейся в тяжёлом заточении женщине, а сущность стихотворения Лермонтова — к тому, что некое одинокое существо благодушно мечтает о каком-то далёком, прекрасном и тоже одиноком существе.

2. В основе настоящей статьи лежит доклад, сделанный мною впервые в иностранной секции Общества изучения и преподавания языка и словес­ности в 1926 г.

Щерба подвергает тщательному разбору с текстологической точки зрения первую половину стихотворения Пушкина "Воспоминание"; однако для некоторых суждений о ритме оно нужно все целиком, потому он дает текст всего стихотворения без знаков препинания, но с особыми знаками. Всякий текст требует для своего понимания еще перевода на произносимый язык, и это оказывается вовсе не таким простым и легким: необходимы большая опытность, литературная начитанность и тонкое знание языка, для того чтобы правильно произносить текст или, что то же, правильно угадывать замысел автора. Щерба производит членение данного стихотворения: распадение всего стихотворения на две части: во-первых, рассказ об обстановке и самом процессе воспоминания и, во-вторых, содержание этого воспоминания.

Отзывы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

Иркутский региональный колледж педагогического образования

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

2015 ПЛАН УРОКА.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей студентов.

Развивающие: с помощью упражнений развивать у студентов логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Обучающие: повторение и углубление знаний по теме, совершенствовать навыки работы со словарями;

Вид учебного занятия: лекция

Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, презентация, тесты, карточки, фишки за ответы

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Без языка человеческое общение невозможно,

а без общения не может быть и общества,

а тем самым и человека.

Оргмомент . Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Оформление записи в тетради.

Слово учителя.

Цель урока : знакомство с трудами выдающихся ученых-русистов, их открытиями и исследованиями.

Актуализация знаний

Выдающиеся ученые-русисты - люди, посвятившие свою жизнь и свои научные труды изучению русского языка, его структуры, выявлению всех богатств и языковых возможностей. Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Измаил Иванович Срезневский, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов (через мультимедийный проектор на экран проецируются портреты ученых-лингвистов).

Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова, И. А. Крылова, А. Н. Островского) и других.

Каждый из названных выдающихся русских лингвистов внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов – долг любого, даже начинающего филолога.

Работа в группах

На столах - листочки с высказываниями выдающихся людей о русском языке, в каждой группе по 2 высказывания. Как вы понимаете эти высказывания?

2.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

3.Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.

4.Богатство языка есть богатство мыслей.

5.Изучать родной язык необходимо. чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.

6.Умейте же беречь наш дар бесценный - речь.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации - является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России. Кроме того, он один из мировых языков, один из 6 языков, на которых записываются все документы ООН.

Живя в России и являясь носителем языка, каждый из нас обязан правильно и грамотно говорить.

(Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно). Начать, позвонить, оптовый, облегчить, два шага, договор, квартал, приговор, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены.

Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы .

1) В многословии не без пустословия.

2) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3) Доброе молчание - чем не ответ.

4) Закон не молитва, крик не беседа.

5) Язык мой - враг мой, прежде ума глаголит.

6) Много крику, мало толку.

В различных видах словарей зафиксированы все богатства нашего языка. Перечислить. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.

* Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло.

* Очень умный - семи пядей во лбу.

* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.

* Ничем не проймешь - как с гуся вода.

* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.

* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.

* Очень мало - как кот наплакал.

* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.

* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.

* Трудное начало - лиха беда начало.

Подведение итогов.

Любите свой родной язык, изучайте и берегите его.

-- Что дал вам этот урок? Каковы ваши впечатления? Какие пожелания вы хотели бы сказать мне, своим однокурсникам?


История создания

Жанр и композиция

Большинство литературоведов относят стихотворение к лирическому жанру. На это указывают особенности восприятия главным героем всего происходящего. Лирика автора в этом случае имеет философский уклон. Поэт рассказывает о своих размышлениях во время бессонницы. Пушкина переполняют эмоции, он:

  • жалуется;
  • трепещет;
  • проклинает;
  • предается воспоминаниям;
  • мучается угрызениями совести.

Однако в итоговом варианте стихотворение остается незаконченным, что свидетельствует в пользу реализма. В целом можно сказать, что произведение написано в жанре философской лирики.

Автор использует очень интересную стихотворную композицию, излагая всю суть в одном длинном предложении. Пушкиным используется перекрестная рифмовка с чередованием шестистопного и четырехстопного ямба. Применение этих инструментов придает стихотворению торжественность, основательность и одновременно живость.

Анализ стихотворения

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

И горько жалуюсь,

и горько слезы лью, —

Но строк печальных не смываю.

История создания

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть.

В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен.

Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой — романтик. Ночь для романтика — время философских рассуждений.

Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Все стихотворение — это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения — тяготящие человека тяжелые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны.

Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями.

Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрестная.

Тропы и образы

Высокий стиль создается старославянизмами стогны града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры . Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слезы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день — немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых — глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слезы лью.

Трем строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Похожая лирика других авторов

Одноименные творения были и у других авторов русской литературы:

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

  • Дар напрасный, дар случайный,
  • Жизнь, зачем ты мне дана?
  • Иль зачем судьбою тайной
  • Ты на казнь осуждена?
  • Кто меня враждебной властью
  • Из ничтожества воззвал,
  • Душу мне наполнил страстью,
  • Ум сомненьем взволновал…
  • …Но кончится обман игривый!
  • Мы привыкаем к чудесам
  • Потом на все глядим лениво,
  • Потом и жизнь постыла нам;
  • Ее загадка и завязка
  • Уже длинна, стара, скучна,
  • Как пересказанная сказка
  • Усталому пред часом сна.

Стихотворение “Воспоминание” одно их самых мрачных в истории пушкинского творчества. Краткий анализ “Воспоминание” по плану поможет ученикам 9 класса понять, почему. Использовать разбор на занятиях по литературе можно в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминание.

История создания – произведение было написано в 1828 году, а опубликовано год спустя, в 1829-м в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – неприятные воспоминания, которые тяготят человека.

Композиция – одночастная. Замысел автора был таком, что произведение должно быть прочитано буквально “одним глотком”: в произведении четыре строфы, но это одно длинное предложение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – чередование четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.

Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Пушкин рассказывает о тяжелых воспоминаниях, которые томят человека, делая акцент на том, что от этих воспоминаний невозможно избавиться. Тяжесть, которую человек несет – это бремя судьбы, она ему предначертана и совершенно не зависит от его воли. Как древнегреческий герой, он не может противиться року. Единственный путь – подчинение.

Композиция

С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.

В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.

Это философская лирика, в которой жизнь рассматривается с позиции человека, верящего в судьбу. Он принимает свое прошлое как нечто неизбежное, но это не означает, что все разочарования его сломили.

Стихотворение написано ямбом – четырех- и шестистопная его разновидности чередуются, придавая жалобам лирического героя торжественность и тяжеловесность. Пушкин также использует перекрестную рифмовку и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Тропы играют важную роль в этом произведении: они задают настроение, делают стиль его написания высоким и ставят эмоциональные акценты. Пушкин использовал:

  • Эпитеты – “немые стогны”, “полупрозрачная тень”, “дневные труды”, “томительное бденье”, “ночное бездействие”, “тяжкие думы”.
  • Метафоры – “строк печальных не смываю“, “умолкнет день”, “часы влачатся”, “сердечная змея”, “мечты кипят”, “ум, подавленный тоской”.

Они создают образы сильных отрицательных эмоций, испытываемых лирическим героем. Кроме них, важную роль играют также славянизмы, благодаря которым слог становится торжественным и в то же время контрастным. В последней строфе основную работу делают глаголы, которые показывают, какие душевные муки испытывает человек.

Читайте также: