Абзац как часть текста конспект урока 5 класс разумовская

Обновлено: 03.07.2024

Урок проводится по учебникам: русский язык для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, 14-е изд., перераб., М., Дрофа, 2008г. и литература для 5 класса под редакцией Г. И. Беленького в двух частях, часть 1, 14-е изд., перераб., М, Мнемозина, 2012г.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

I. Организационный момент

Проверка домашней работы, работы над ошибками.

II. Вступительное слово учителя:

Слайд 2

Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках.

Слайд 3

– Что такое текст? (Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)

Слайд 4

– Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чём в тексте идёт речь)

Слайд 5

III. Основная часть урока

А) Прочитайте эпиграф к уроку. Его можно назвать текстом? Почему?

Слайд 6

Б) Прочитайте предложения, определите, являются ли они текстом. Если это текст, определите основную мысль.

Слайд 7

В) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Не на пользу книги читать, если вершки глотать.

Слайд 8

Г) 1 абзац – это отступ в начале строки.
2 абзац – это часть текста между двумя отступами.

– Из каких частей он состоит? (Зачин, развитие мысли, концовка)

Слайд 9

Уж побл.?днел з.?кат румяный
Над усыплённою з.?млёй
Дымят.?ся синие туманы,
И всход.?т мес.?ц з.?л.?той;
Померкла степь.

– Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.
– Найдите зачин этого отрывка. Как развивается здесь мысль? Какие картины вы представляете, слушая эти строчки? Какие изобразительные средства помогают представить картину наступления ночи? Где концовка этого абзаца?

Д) Диктант по памяти. Запишите конец отрывка, обозначьте безударную гласную в корне.

Слайд 10.

Вдруг холм безоблачной луною
В тумане бледно озаряясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.

– Найдите зачин, развитие мысли, концовку абзаца.

Е) Работа с раздаточным материалом. Прочитайте предложения. Можно ли их считать текстом? Почему? Как можно озаглавить текст? Перепишите его, исправляя допущенные ошибки и вставляя пропущенные буквы.

Множество сказок посв?.щено семейным отн?.шениям. В них высмеиваются л?.нивые хозяйки ,б?.лтливые жёны, неумелые стр?.пухи, глупые мужья. К бытовым ска?.кам относятся занимательные истории об одураченном барине или барыне, о б?.гатом и скупом хозяине..
Бытовые ска?.ки переносят слушателей не в ч?.десный и полный опас?.ностей волшебный мир, а пов?.ствуют об обыденной жизн. повседневном народном быте. Их персонажи не фант?.стические существа, а обыкновенные люди.
Бытовые ска?.ки преобладают в русском фольклоре. Они пом?.гали переносить ж?.зненные невзгоды. В них выражены народные представления о н?.рмальном ж?.зненном укладе.

Ж) Проверка работ (смотри учебник литературы, страница 49). Подведение итогов.

IV. Задание на дом: Упр. 174 (написать сочинение по данному началу, соблюдая абзацное членение текста); работа над ошибками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку на тему

- Образовательные: научить выделять микротему абзаца, делить текст на абзацы;

- Развивающие: развивать творческую и мыслительную активность учащихся;

- Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному языку.

Ребята, здравствуйте! Настраиваемся на урок! Посмотрите, все ли принадлежности у вас лежит на месте: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Если у всех все готово, давайте начнем урок.

Вступительный этап

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения. Этой теме отводится 2 урока. Итогом работы станет проверочная работа. Сегодня мы познакомимся с понятиями микротема и абзац .

Посмотрите на слайд, даны предложения в произвольной последовательности.

I Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

Дети читают текст по цепочке .

Ребята, можно ли эти предложения назвать текстом?

А что такое текст?

- О чём этот текст? Попробуйте определить.

-Этот текст о скворцах.

-Скажите, что такое основная мысль текста .

-То, что хотел сказать нам автор.

-Попробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?

На чужой стороне и весна не красна.

Всякому мила своя сторона.

За морем теплее, а на родине милее.

-Как можно озаглавить текст, сохраняя основную мысль в заголовке.

Скворцы на чужбине.

Любовь к Родине.

3. Изучение нового материала

-Мы с вами определили тему текста. А что же такое микротема?

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

- Вспомните и запишите слова, которые начинаются с микро .

-Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

- А как вы думаете, что такое микротема?

-Это небольшая часть темы.

- Запишите определение в тетрадь

Микротема – часть одной общей темы. Все микротемы подчинены общей теме.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяется красной строкой – небольшим отступом.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины.Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.Вечером дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.

Ребята, прочитайте и докажите, что перед вами текст. Прочитайте его внимательно про себя.

Ребята, что в этом тексте не хватает? (деления на абзацы)

- Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.

-Текст можно разделить на 4 части.

- Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.

- Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.

- Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.

- Прочитайте 4 абзац и определите его микротему

- Какова тема текста?

- Определите тип речи – описание.

- Озаглавьте каждый абзац – то есть определить микротему.

(Работа в группах.)

После обмена мнениями в группах выделяются такиемикротемы: 1. Ночной дождь. 2. Утренний дождь. 3. Вечерний дождь. 4. Слепой дождь.

- Какими словами автор описывает ночной дождь? Утренний? Вечерний? Слепой? (работа в группах с текстом. Дети выделяют в тексте карандашом нужный материал )

Ночной дождь : приходит неслышно, дремотным влажным шелестом, мокрый запах смородины.

Утренний дождь : неожиданный, приходит с грозой, удивительно черная туча, жесткие редкие молнии, ходит по оврагам гул.

Вечерний дождь : низко, ровными длинными косами, засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.

Слепой дождь : небольшая туча, светом и счастливым сиянием, дождю радостно.

4. Проверка усвоения темы.

- Вы хорошо поработали. А сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Выполним тест.

1. Текст состоит из предложений +

2. Все предложения в тексте имеют границы +

3. К тексту нельзя подобрать заголовок –

4 Текст можно разделить на части (абзацы) +

5 Каждая часть текста записывется с красной строки +

6 Предложения не имеют последовательности -

7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +

8.Ключевые слова помогают раскрыть тему +

9.Микротема текста = теме ? -

5. Заключительный этап.

Ребята, подведем итоги урока.

6. Домашнее задание.

- Выучить материал в тетради

Выхожу на полянку и вдруг вижу возле старой, давно не езженной дороги сразу два белых гриба. Да каких еще! Шляпка у каждого чуть меньше моего картуза. Срезал их ножичком. Ножки толстые, крепкие.

На всякий случай еще разок огляделся по сторонам, огляделся – и обмер: еще два почти рядом с моими растут, а немного подальше – еще один. И все как на подбор.

После такой удачи я уж всю эту полянку ползком облазил. Но больше ни одного не нашел.

(Г. Скребицкий)

Волк съел овцу. Мужики поймали волка и стали его бить.

Волк сказал: «За то вы меня мучите, что я сер.

Тип урока: урок развития речи.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи: уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме; выстраивать композицию рассуждения.


Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об абзаце как части текста, углубить понятия о микротеме абзаца, формировать умение составлять план текста, его заголовок, определять тему текста.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, имеет понятие о родине, патриотизме; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности. (5 мин.)

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Доброе утро, дорогие друзья! Давайте посмотрим в окно. Какая у нас сегодня погода?

Выслушивает ответы учеников.

- Вы знаете, что погода может быть не только на улице, но у нас в классе. Определите ваше настроение перед уроком сегодня с помощью погоды.

Выводит на слайде картинки с погодой. (Слайд 2)

+ солнечно – отличное настроение.

+ облачно с прояснениями – хорошее.

+ тучи и дождь – плохое.

- Поднимите руки, у кого солнышко, у кого облако…

Составляет на слайде картину общую картину погоды в классе.

- Давайте сделаем так, чтобы к концу урока у всех нас светило солнышко.

- Какое настроение у вас создает мрачное небо?

- Давайте прочитаем выразительно стихотворение.

Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города.

Мир нужен на земле всегда!

- Какова его тема?

- Мы уже проходили, что такое текст. Давайте вспомним. Что это?

- Из чего состоит текст?

- На что делятся предложения в тексте?

- Отлично, текст делится на абзацы. Как вы думаете, какова будет тема урока? Что нам нужно будет вспомнить и изучить?

- Как знания об абзаце мы можем применить в нашей жизни?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Фронтальная работа.

Учащиеся дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Один ученик выразительно читает стихотворение.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (8 мин.)

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

- Скажите, это текст? Что нужно, чтобы превратить его в текст? Поменяйте порядок предложений так, чтобы получился связный абзац и озаглавьте этот отрывок. Запишите в тетради номера предложений в правильном порядке.

1) И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. 2) Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. 3) С тяжелой грустью смотрел я им вслед… 4) Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. 5) Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…6) Плачут они и наяву. 7) Тут главное — уметь вовремя отвернуться.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости

- Давайте проверим, что получилось. Прочитайте свои тексты.

Спрашивает одного-двух учеников.

- На слайде правильный вариант. Поменяйтесь тетрадями, возьмите ручку зеленого/фиолетового цвета и проверьте друг друга.

- Объясните, в чем состояли ваши ошибки?

- Какие заголовки у вас получились?

Запомните, что выражая свою мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной темы к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой.

Вокруг микротемы группируются предложения. Как они называются? (абзац)

- Как выделяется абзац на письме? А при чтении вслух?

Ответы на вопросы учителя.

Индивидуальная работа. Взаимопроверка, самопроверка.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (12 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

- На слайде выведены абзацы. Давайте определим микротему каждого из них. Задание вы делаете в в парах и записываете в тетрадь. Сколько микротем у вас должно получиться?

За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили тебе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе…

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной и групповой форм работы.

- Какова тема этого текста? Озаглавьте его.

Как вы думаете, в какой временной период у героя произведения происходит эта ситуация? Какое настроение создает этот фрагмент?

- Озаглавьте этот текст.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения), К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Физкультминутка (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Физкультминутка

- Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.

Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(13 мин.)

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

- Прочитайте этот отрывок текста про себя. Что с ним не так? Разделите текст на абзацы. Составьте план этого текста.

Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, — сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет… Это как? Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я — в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает… Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука. Ну, вот, стало быть, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танка на полном газу прошли мимо меня туда, откуда я со снарядами выехал… Каково это было переживать? Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала, потом пехота пошла, не густо, так, не больше одной битой роты. Погляжу, погляжу на них краем глаза и опять прижмусь щекой к земле, глаза закрою: тошно мне на них глядеть, и на сердце тошно…

- Что произошло с героем? Какие чувства он испытывает на войне?

- У вас есть в семье память о прадедушках и прабабушках, которые жили во времена ВОВ? Что вы знаете о них? Есть ли у вас дома их фотографии, письма?

- Скажите, почему необходимо помнить о таких людях и таких событиях?

Домашнее задание: написать небольшой связный текст 7 предложений о своих бабушках/дедушках/соседях, которые жили в годы ВОВ.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

Учащиеся выполняют работу с текстом, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Рефлексия. (5 мин.)

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

- Какую тему мы изучали с вами сегодня? Какие термины вы запомнили?

- Что такое абзац? Микротема?

- Тексты какого автора мы изучали сегодня? Чему посвящено его произведение?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо за урок.

- Посмотрите на слайд. Снова мы видим небо. Давайте определим погоду в конце урока. Больше у нас стало солнышек и светлых облачков?

- До новых встреч, друзья.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, подводят итоги, работают с смарт-доской.

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Домашнее задание: написать небольшой связный текст 7 предложений о своих бабушках/дедушках/соседях, которые жили в годы ВОВ.

Читайте также: