Конспект урока пауки 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Дата: 18.05.2016 г. ФИО учителя Коробова А. Д.

Класс : 3 Количество присутствующих 28 ученмков Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке узнают о паукообразных и их роли в природной среде и жизни человека.

Все учащиеся смогут определить особенности строения паукообразных, узнают о питании паукообразных, рассмотрят их пользу и вред для окружающей среды

Научатся соблюдать правила техники безопасности при укусах пауков и клещей.

Большинство учащихся смогут определить пользу и вред пауков для окружающей среды

Некоторые учащиеся смогут:

Составить схему питания паукообразных

Языковая цель Паукообразные, арахнология

Предыдущее обучение Знают о многообразии животных и о том, какая группа животных самая многочисленная

Знают о видах червей и улиток, об их пользе и вреде.

План урока

Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы

Начало урока7 мин

Проверка домашнего задания

Деление на большие 4 группы по 7 человек.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрите

И улыбку подарите.

Середина урока33 мин

Деление на группы.

3 группы по 6 человек, 2 группы по 5 человек

Постановка цели урока

Работа по учебнику

Работа в группах.

1 - я группа - о каракуртах

2 - я группа - о тарантуле

3 -я группа - о пауке водомерке

4 -я группа -о скорпионах

5-я группа - (группа способных учащихся работают с дополнительным материаломо клещах)

Составляют кластер

О ком идет речь?

Он без дела не сидит

Сеть для мушек мастерит

Этот милый старичок

Ловкий черный (паучок)

-О ком мы будем говорить на уроке?

-Покажите мимикой своё расположение к паучкам.

Вам сейчас предстоит выбрать паучка и определить своё место в команде.

Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова-подсказки: познакомимся, научимся отличать…

Учащиеся поставят цели, которые хотели бы достичь на уроке.

- Уточнить кто такие насекомые, моллюски, узнать кто такие паукообразные? Как выглядят? Где они обитают? Чем питаются? Кем они являются для нас: друзьями или врагами. Почему паук - не насекомое? (Задачи фиксируются на доске)

Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля была безжизненна и пуста. И тут случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков….

Вопрос командам для обсуждения: А как вы думаете, в результате каких причин древние предки пауков-вышли на сушу из моря?

1) Спасались от хищников, 2) Недостаток пищи, 3) Изменение климата, 4)Пересыхание водоемов. Ответ поясните. Как можно проверить ваши предположения. (Климат был сухой, температура в течение года резко изменялась. Многие водоемы пересыхали.

Ученые утверждают, что пауки очень древние обитатели нашей планеты. Они могут быть смертельно опасны.

Но есть и другие, которые приносят только пользу и не могут причинять вреда, разве что напугать своим видом.

Вспомним загадку про пауков, какие они? Эти насекомые большие труженики. Они своими тонкими лапками выплетают красивейшие узоры паутины. Правда, часто она является смертельной ловушкой для мух, бабочек и другой живности, которая попадает на обед к пауку.

-обратите внимание на строение тел героев сказки.

- В чем различие строения тельца насекомых и пауков?

-Много друзей у паука? Почему?

Если услышите название моллюска-наклон вперед, название насекомого – руки поднимите вверх и, название паукообразных –хлопок над головой

(Муха. Комар. Скорпион. Клещ. Улитка. Фаланга. Окунь. Сенокосец. Слизень. Каракурт.

На вопрос нужно ли бояться пауков вам поможет ответить учебник и энциклопедия.

ИР: Дети самостоятельно знакомятся с текстом

Каждая команда получает иллюстрацию с пауком и небольшой текст к ней. Их цель- презентовать лучшие качества паука.

Как вы думаете, почему в легенде говорится о прекрасной ткачихе, а не, например, о поварихе?

Первые пять букв закрыты). Благодаря легенде и Арахне возникла наука о пауках. И называется она…– арахнология.

1 слайд Слайд с изображением паука

ИКТ Слайд-флипчарт с изображением клещей, скорпионов, тарантулов, сенокосцев,пауков водомерок при соотношении названия появляется картинка

Фломастеры, листы А3

Конец урока5 мин

Итог урока

Больше всего мне понравилось___

Самым интересным было на уроке___

Я не знал что___

Сегодня я понял___

Выставление оценок Слайд рефлексия

Дополнительная информация Для группы А составить схему питания паукообразных

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Меж предметные связи

Подготовят заранее материал о питании пауков

Оцените правильность заполнения таблицы в листе самооценки.

Оцените активность своей работу в группе в листе самооценки.

Слайды, видеоролики помогут раскрытию темы

Моделирование одежды как метод познания окружающего мира

Моделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Цель: Формирование представления об общих признаках типа членистоногие.

  • Задачи:
  • Познакомить с особенностями Членистоногие.
  • Показать многообразие данного типа животных
  • Систематизировать знания учащихся о самых распространённых типах членистоногие.
  • Способствовать формированию у учащихся умений сравнивать, делать выводы и обобщать;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ребята, я прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идёт речь и в конечном итоге определить тему нашего урока.

Нашёл укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут –

А он, как волк, то там, то тут –

На мух идёт охота!

Пауки относятся к типу ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. На уроке нам предстоит познакомиться с данной группой животных.

2. Изучение нового материала

Внимательно посмотрите на экран и подумайте, почему данная группа животных так называется.

- Кто готов ответить на поставленный вопрос? (Ноги состоят из отдельных члеников)

- Что бы вы хотели узнать на уроке по данной теме?

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение

На несколько отделов разделено их тело.

Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров.

Он защитить способен от всяческих врагов.

Всё это особенности многих животных, относящихся к типу ЧЛЕНИСТОНОГИЕ.

3. Актуализация знаний

- Что такое скелет? (Твёрдые образования в организме)

- Для чего нужен скелет? (Для защиты, служит опорой всему телу, к нему прикрепляются мышцы)

- Какой бывает скелет? (Наружный и внутренний)

- Приведите примеры животных с наружным скелетом. (Раковины моллюсков)

- Кто такой рыцарь?

(По словарю Даля: конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело)

Ответить на это вопрос вам поможет текст учебника. (Ученики читают первый абзац)

(У них наружный скелет, который состоит из отдельных члеников, как латы у рыцаря)

Узнать о том, что представляет собой наружный скелет, нам поможет статья учебника. Прочитаем второй абзац.

- Из чего состоит наружный скелет? (Состоит из неживого вещества – хитина)?

Хитин – это наружный скелет членистоногих животных.

- Скелет растёт вместе с хозяином? (Нет, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и отращивать более просторный)

- Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный скелет? (Им приходится прятаться, потому что они становятся беззащитными).

К членистоногим относятся ракообразные, пауки и насекомые.

Всё, что мы с вами будем узнавать о членистоногих, запишем в таблицу

Что вы знаете о пауках?

Давайте познакомимся с ними поближе.

  1. Внимательно рассмотрите паука (насекомое).
  2. Где можно встретить пауков (насекомых) на суше или в воде?
  3. Сосчитайте, сколько у него ног.
  4. Есть ли у него крылья?
  5. При помощи чего дышит?
  6. Какие интересные сведения известны вам о данной группе животных?

Пауки – очень большая группа – около 35 тысяч видов. Пауки – обитатели суши. Все они хищники. У них 8 ног и нет крыльев. И главная их особенность – вырабатывать паутину.

У них сравнительно небольшое тело с паутинной железой на конце. Выделяемая ею жидкость застывает на воздухе и становится прочнее нейлоновой нити.

(Слайд с паутиной)

Из паутины пауки строят свой дом, домик – кокон для маленького потомства, ловят добычу и даже могут летать на ней. Молодые паучки с помощью паутины расселяются по новым местам. Пауки – хищники, но твёрдую пищу есть не могут. Крепкими челюстями они прокусывают добычу и впрыскивают в неё ядовитые пищеварительные соки. Жертва погибает, а её внутренности растворяются. Тогда паук высасывает содержимое жертвы, а её покров так и остаётся в паутине.

Органы дыхания паука находятся внутри. Пауки дышат трахеями – это микроскопические трубочки, расположенные внутри тела.

- Что впишите в таблицу? (Трахеями дышат и пауки, и насекомые)

Почти все пауки ядовиты, но мало кто из них может прокусить кожу человека, поэтому большинство из них совершенно безопасны. Обижать, а тем более убивать пауков нельзя. Они приносят пользу.

- В чём состоит особенность пауков? ( У них есть паутинная железа)

- Чем питаются пауки?

Большинство пауков не страшны для человека, но есть и опасные, ядовитые,

Каких ядовитых пауков вы знаете? ( слайд с ядовитыми пауками)

Пчёлы в ульях сидят и в окошки глядят.

Порезвиться захотели – друг за другом полетели.

Поговорим о насекомых .

- В кого вы сейчас превращались? (в пчёл)

- А кто такие пчёлы?

- Что вы знаете о насекомых?

- Чем же пауки отличаются от насекомых?

Насекомые – самая разнообразная группа животных. Но почему?

Внимательно посмотрите на экран, возможно, здесь вы найдёте ответ на вопрос. (видеосюжет)

- В чём причина многообразия насекомых? (Предположения детей)

А теперь проведём эксперимент . Перед уроком я дала одному ученику ключ и книгу, чтобы он спрятал их в своей одежде. Сейчас я попрошу выйти его к доске. А другой ученик попробует найти спрятанные предметы.

- Что удалось найти быстрее?

- Что было искать труднее?

- Почему? (Маленький размер)

- Какой вывод можно сделать? (Чем меньше предмет, тем больше возможности его спрятать)

Так и насекомые приспособились – маленький размер позволил им хорошо приспособиться к условиям жизни.

- Какова первая причина многообразия насекомых? (Мелкий размер)

Насекомые – самая совершенная группа наземных животных. Все насекомые имеют 6 ног, а очень многие – крылья.

- Что впишите в таблицу? (6 ног и крылья)

Чтобы узнать о другой причине многообразия животных, посмотрите на экран.

Слайд-шоу с цветковыми растениями.

- Почему я вспомнила о цветковых растениях?(Потому, что насекомые – опылители. Они питаются пыльцой и нектаром растений).

Это ещё одна причина многообразия насекомых. Есть ещё одна причина. О ней вы узнаете, посмотрев видеосюжет .

- Назовите третью причину многообразия насекомых. (Образ питания: они могут жевать, грызть, сосать, лизать. Разнообразие типов питания позволяет на оном растении обитать множеству насекомых, которые не мешают друг другу)

Вы выделили три причины многообразия насекомых, но есть ещё одна причина – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать.

( Маскировка: палочник, бабочка-пяденница и др. Напугать- …)

Летом насекомые размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. Некоторым предстоит пройти сложный путь превращений. Из яиц выходят личинки, совсем непохожие на родителей. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, такая личинка должна вырасти и стать неподвижной куколкой. В ней-то и происходит чудесное превращение.

Так личинки и взрослые разделили свои обязанности: личинки питаются и растут, а взрослые заняты размножением и расселением. Некоторые взрослые насекомые совсем не едят: откладывают яйца и погибают.

Давайте рассмотрим превращение бабочки. (слайд с превращением насекомых)

Раздавливая ногой отвратительную,

Ползучую, жирную гусеницу,

Разве ты знаешь,

Какую бабочку ты раздавил?

Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпу всю зиму,
А зима промчится мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, сонюшка !
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!

4. Итог. Рефлексия.

- О каком типе животных вы узнали на этом уроке?

- Какие группы членистоногих вы знаете?

5. Домашнее задание

Паукообразные ведут наземный образ жизни, обитают в почве на ее поверхности, на растениях. К ним относятся скорпионы, сенокосцы, клещи, пауки и другие представители класса. Небольшая часть видов вторично перешла к обитанию в воде. Среди паукообразных имеются паразиты растений и животных.

паукообразные таблица

Класс Паукообразные (Arachnida) подразделяется на отряды: 1) Пауки, 2) Скорпионы, 3) Сольпуги, или Фаланги, 4) Паразитиформные клещи, 5) Акариформные клещи и др.

Появление паукообразных произошло в кембрийский период палеозойской эры от одной из групп трилобитов, которая вела прибрежный образ жизни. Паукообразные – самые древние из наземных членистоногих. К настоящему времени нет доказательств единого происхождения отрядов паукообразных. Считается, что этот класс объединяет несколько самостоятельных эволюционных линий развития сухопутных хелицеровых.

Паукообразные Внешнее строение

Внешнее строение.

Тело пауков состоит из головогруди и брюшка, у сольпуг и скорпионов брюшко и часть головогруди ясно разделены на сегменты, у клещей все отделы тела слиты. Головогрудь несет шесть пар одноветвистых конечностей: одну пару челюстей (хелицеры), одну пару ногочелюстей (педипальпы) и четыре пары ходильных ног. На сегментах брюшного отдела конечности отсутствуют или имеются в видоизмененной форме (паутинные бородавки).

Покровы паукообразных представлены гиподермой, которая выделяет хитиновую кутикулу. Кутикула препятствует испарению воды организмом, поэтому паукообразные смогли заселить самые засушливые районы земного шара.

Крючкообразными хелицерами паук хватает свою жертву. Из ядовитых желез через хелицеры яд поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами находятся короткие органы осязания — ногощупальца.

На нижнем конце брюшка имеются видоизмененные брюшные конечности — три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину. Выделяющаяся из них жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить.

Класс Паукообразные Внутреннее

Внутреннее строение.

Пищеварительная система, как у всех членистоногих, подразделяется на три отдела: передний, средний и задний. Ротовые аппараты различные, в зависимости от способа питания.

Органы дыхания одних видов – легочные мешки, других – трахеи, третьих – легочные мешки и трахеи одновременно. Легочные мешки считаются более древним образованием, чем трахеи.

Кровеносная система – незамкнутого типа, состоит из сердца и отходящих от него кровеносных сосудов.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами энтодермального происхождения, которые открываются в просвет кишечника между средним и задним отделами кишки.

Нервная система образована головным мозгом и брюшной нервной цепочкой, у пауков головогрудные нервные ганглии сливаются. У клещей нет четкого разграничения между головным мозгом и головогрудным ганглием, нервная система образует около пищевода сплошное кольцо.

Органы зрения развиты слабо и представлены простыми глазками, число глазков – различное, у пауков их чаще всего 8. Большая часть паукообразных – хищники, поэтому для них особое значение имеют органы осязания, сейсмического чувства (трихоботрии), обоняния.

Паукообразные – раздельнополые животные. У них внутреннее оплодотворение, сопровождаемое в одних случаях передачей от самца к самке сперматофора или в других случаях – копуляцией.

Большинство паукообразных откладывают яйца, но у некоторых скорпионов, ложноскорпионов и клещей наблюдается живорождение. У большинства паукообразных развитие прямое, у клещей – с метаморфозом: из яйца выходит личинка с тремя парами ног.

Класс Паукообразные отряд пауки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для организации исследования насекомых и пауков.

- знают представителей насекомых и пауков, строение тела, среду обитания, образ жизни;

- определяют среду обитания насекомых и пауков;

-имеют представление о многообразии насекомых и пауков;

-формулируют тему и задачи урока;

-извлекает информацию, представленную в разных формах;

- устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания насекомого;

-соблюдают правила коммуникации при работе в паре;

- осознают богатство, многообразие мира насекомых и уникальность каждого представителя.

Технологическая карта урока по окружающему миру

Технологическая карта урока по окружающему миру

Учитель Кондратюк Дмитрий Вадимович, соответствие занимаемой должности, МБОУ СОШ № 2

Тема: Разнообразие насекомых. Пауки

Тип урока – объяснительный

Цель: создание условий для организации исследования насекомых и пауков.

- знают представителей насекомых и пауков, строение тела, среду обитания, образ жизни;

- определяют среду обитания насекомых и пауков;

-имеют представление о многообразии насекомых и пауков;

-формулируют тему и задачи урока;

-извлекает информацию, представленную в разных формах;

- устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания насекомого;

-соблюдают правила коммуникации при работе в паре;

- осознают богатство, многообразие мира насекомых и уникальность каждого представителя.

Формы контроля и оценки

Верно, к нашему уроку подойдут оба варианта.

Сегодня мы с вами сыграем в необычную партию в шахматы.

Посмотрите на слайд (Слайд, где находится шахматная доска с фигурами, а на белых конях сидят насекомые, на черных – пауки).

Что необычного вы заметили?

На какой шахматной фигуре находятся насекомые и пауки? А как ходит конь?

В разнообразии насекомых есть такое насекомое конек. Показ фотографии на слайде и среди пауков – паук-скакун. Показ фотографии на слайде.

Предположите, почему они получили такое название? (прыгают)

Правильно. Насекомое конек относится к семейству саранчовых. Паука скакуна называют чудом природы. Он выделяется умением прыгать и является обладателем отменного зрения. Многие исследователи утверждают, что он даже обладает интеллектом.

Каких представителей насекомых и пауков вы уже знаете?

Ребята, вы назвали много представителей насекомых и пауков, посмотрите на слайд и скажите, кто сегодня будет играть против друг друга? (насекомые против пауков)

Предположите, какая тема урока? (Насекомые и пауки).

Для чего мы с вами будем это изучать?

Но играть сегодня мы будем только конями. Слайд шахматное поле, на котором черный конь с пауком-скакуном и белый конь с насекомым коньком.

А как может закончиться наша игра в шахматы? (можно выиграть, проиграть, ничья)

Вам нужно за 4 хода добраться конем от начала доски до конца. Для того, чтобы сделать ход конем, нужно назвать информацию про насекомых и пауков, поэтому для начала нужно собрать информацию про насекомых и пауков. Затем, представляя всему классу найденную информацию, можно будет сделать ход конем.

Скажите, какие источники информации вы знаете? (находясь в классе) (книги, компьютер, взрослые)

Мы будем работать в группах. Разрешите, ребята, я сама разделю вас на команды.

Перед тем как начнем работать, давайте составим критерии, по которым будем подводить итоги работы каждой группы.

Открытие нового знания

Ребята, сколько времени вам потребуется, чтобы найти информацию?

И так, начнем! Команда насекомых занимает 1,2 парты второго ряда. Команда пауков – 3, 4 парты второго ряда.

На партах лежат учебники, выжимки из книг и ноутбук, в котором есть выжимка в электронном варианте из интернета.

1 ряд – группа насекомых

Вопросы для первой группы насекомых (первая парта второго ряда):

1)Строение тела насекомого. Число конечностей.

2) Органы чувств насекомых.

Вопросы для второй группы насекомых (вторая парта второго ряда):

Чем питаются насекомые.

В каких местах обитают насекомые

3 ряд –группа пауков.

Вопросы для первой группы пауков (третья парта второго ряда):

1)Строение тела паука. Число конечностей.

2) Органы чувств пауков.

Вопросы для второй группы пауков (четвертая парта второго ряда):

Чем питаются пауки

В каких местах обитают пауки.

По окончанию времени, ребята собираются в 2 группы и делятся найденной информацией. Может быть, в этот момент у каждой группы будет шахматная доска с конем, они продумают, как за 4 хода добраться до противоположного края доски.

Самооценка по ранее составленным критерием. Может с использованием голосования на интерактивной доске (в целях экономии времени).

По итогам спросить: Над чем еще нужно поработать. Какие советы дадите себе и одноклассникам.

Затем 4 представителя от каждой команды, с составленной таблицей, выходят к доске.

Теперь вы владеете информацией. Давайте сделаем ход конем.

Напомните правила игры.

Каждая команда делает по 4 хода.

Ребята высказывают свои предположения (насекомые, пауки, может кто-нибудь скажет, что никто).

Хорошо, а вспомните, чем питаются пауки? (насекомыми). А если их не будет, чем же будут питаться пауки?

Давайте представим, что на Земле не осталось ни одного насекомого. Что произойдет? Насекомые являются чей-то пищей, тогда и другие группы животных погибнут.

Читайте также: