Конспект евангелия от луки

Обновлено: 06.07.2024

Две книги Луки (Евангелие от Луки и книга Деяний Апостолов) составляют 28 процентов всего объема написанного по-гречески Нового Завета. Однако сам Лука не упоминается по имени ни в одной из них. Единственно, где его имя упомянуто, это в Кол. 4:14; 2-Тим. 4:11 и в Филим. 24. Кроме того, Лука подразумевается в тех разделах книги Деяний, где его повествование идет от первого лица множ. числа (Деян. 16:10-17; 20:5 - 21:18; 27:1 - 28:16).

Лука, по всей вероятности, не был евреем, судя по тому, как перечисляет апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол. 4:10-14) тех, кто приветствовал их. Павел начинает с Аристарха, Марка и Иисуса (Иуста), оговариваясь, что два последних были евреями ("обрезанными"); Последующие (Епафрас, Лука и Димас) были, таким образом, язычниками.

Павел называет Луку врачом (Кол. 4:14), и многие пытались подтвердить это, ссылаясь на те или иные места в Евангелии от Луки и в книге Деяний.

Согласно традиции, Лука был из Антиохии, однако доказать это, опираясь на факты, не представляется возможным.

Судя по Лук. 1:3, евангелист выступил в качестве историка-исследователя. Руководствуясь своими особыми целями, он тщательно изучил имевшийся в его распоряжении материал. Он беседовал с очевидцами событий (1:2). И, по-видимому, обнаружил ряд подробностей, связанных с детством и юностью Иисуса Христа; возможно, он узнал их от матери Его - Марии (2:51). Представляется, что Лука имел контакты и при дворе царя Ирода (3:1,19; 8:3; 9:7-9; 13:31; 23:7-12).

Среди богословов нет единого мнения на тот счет, какими источниками пользовался Лука при написании своего Евангелия. Похоже, что он переработал ряд имевшихся у него материалов с тем, чтобы создать единое произведение в присущем ему стиле и отражающее поставленную им цель. Все это, конечно, совершалось под действием Святого Духа.

Место и время написания.

Если исходить из того, что книга Деяний Апостолов была написана до начала гонений на христиан, развязанных Нероном в 64 году по Р. Х. (о чем, по-видимому, свидетельствует и то обстоятельство, что заканчивается она на пребывании апостола Павла, еще живого, в заключении в Риме), то Евангелие от Луки должно было быть написано на несколько лет раньше, т. к. книга Деяний как бы вытекает из него. А поэтому при отсутствии точных данных на этот счет можно полагать, что Евангелие было написано между 58 и 60 годами.

У Луки нет никаких указаний на место написания его Евангелия. Так что любые предположения на этот счет сводятся к догадкам. По мнению некоторых, оно было написано в Кесарии или в Риме.

Цель написания.

При написании этой книги Лука преследовал две цели. Первая состояла в том, чтобы укрепить веру некоего Феофила, показав ему, что вера его во Христа покоится на историческом факте (1:3-4). Второй целью Луки было представить Иисуса Христа как Сына Человеческого, отвергнутого Израилем. И показать, что благодаря этому отвержению Иисус был проповедан и язычникам, дабы и те могли узнать о Царствии Божием и получить спасение.

Ориентация книги на язычников. Об этом свидетельствуют несколько моментов. Первое. Упоминание географических пунктов в Иудее Лука часто сопровождает пояснениями их местоположения (4:31; 8:26; 21:37; 23:51; 24:13). Если бы он обращался к еврейским читателям, то необходимости в этом не было бы.

Второе. Родословную Иисуса (3:23-28) он прослеживает до Адама, а не до Авраама, как Матфей, - с тем, по-видимому, чтобы показать, что Христос принадлежит всему человечеству, а не только еврейскому народу. Третье. Говоря о времени рождения Христа (2:1) и о начале проповеднического служения Иоанна Крестителя (3:1), Лука ссылается в этой связи на римских императоров и правителей тех дней. Четвертое. Евангелист прибегает к целому ряду слов, которые читателям-язычникам были более знакомы, нежели соответствующая им еврейская терминология (этого не найдем, к примеру, в Евангелии от Матфея). Так, "учителя" он называет не еврейским "равви", а греческим дидаскалос.

У Луки относительно немного сказано об исполнении пророчеств в Иисусе, поскольку для язычников эта тема была не столь важна, как для евреев. Лука всего пять раз ссылается на исполнение ветхозаветных пророчеств, и все соответствующие цитаты, кроме одной (3:4), вложены им в уста Христа, говорившего к израильтянам.

Взаимосвязь Евангелия от Луки, от Матфея и от Марка.

Повествование Луки - это одно из синоптических Евангелий, имеющее по содержанию много общего с Евангелиями от Матфея и от Марка. Однако у Луки имеется длинный раздел (9:51 - 19:27), материал которого уникален. Кроме того, лишь у Луки находим рассказы о рождении Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, а также о случае из Его детства, когда Ему было 12 лет (1:5 - 2:52).

Это наводит на мысль, что Лука был знаком с двумя другими синоптическими Евангелиями и пользовался либо ими, либо теми же источниками, которыми пользовались Матфей и Марк. Некоторые различия в последовательности изложения событий тремя евангелистами могут быть объяснены разными целями, которые они ставили перед собой. Хотя все они описывают одни и те же исторические события, каждый из них имел свою особую богословскую задачу.

Особенности Евангелия от Луки.

1. Лука более чем другие евангелисты, подчеркивает универсальность Евангелия Христова. Он много пишет о грешниках, о бедных и отверженных иудейским обществом. Он, кроме того, часто подчеркивает, что и язычники наследуют во Христе Божии благословения. Самарян он представляет как расположенных уверовать в Мессию. Много говорится в Евангелии от Луки о женщинах и детях и об их вере.

2. В этом Евангелии дается более широкий, чем в других, исторический обзор того времени, в котором жил Христос. И из первых лет жизни Христа Лука приводит больше фактов, чем Матфей, Марк или Иоанн.

4. Лука подчеркивает значение молитвы. В его изложении Иисус особенно часто прибегает к ней в Своем служении (3:21; 5:16; 6:12; 9:18,29; 22:32,40-41).

5. Много говорит этот евангелист о необходимости личного покаяния перед Богом - для каждого, кто хочет следовать за Христом. Примером этого служат у него Захария, Елисавета, Мария, Симеон, Анна, Марфа, Мария, Симон, Левий, сотник, наинская вдова, Закхей и Иосиф из Аримафеи.

6. Более чем у любого другого новозаветного автора говорится у Луки о деньгах и материальных благах. Он не утверждает, однако, что все бедняки - праведны, но подчеркивает, что самодовольные богатеи, ставящие богатство выше, чем Иисуса Христа, не могут принять предлагаемого Христом спасения.

7. Лейтмотивом звучит в Евангелии от Луки радость; чувство радости сопутствует его словам (прямым и иносказательным) о вере (1:14; 8:13; 10:17; 13:17; 15:5,9,32; 19:6,37).

План книги:

I. Пролог к Евангелию и цели написания его (1:1-4)

II. Рождение и годы созревания Иоанна Крестителя и Иисуса (1:5 - 2:52)

А. Возвещения об их рождении (1:5-56)

Б. Рождение и детство Иоанна и Иисуса (1:57 - 2:52)

III. Подготовка к служению Иисуса Христа (3:1 - 4:13)

А. Служение Иоанна Крестителя (3:1-20)

Б. Крещение Иисуса (3:21-22)

В. Родословная Иисуса (3:23-38)

Г. Искушение Иисуса (4:1-13)

IV. Служение Иисуса в Галилее (4:14 - 9:50)

А. Начало служения Иисуса (4:14-30)

Б. Удостоверение власти Иисуса (4:31 - 6:16)

В. Проповедь на равнине (6:17-49)

Г. Служение Иисуса в Капернауме и окрестных городах (главы 7-8)

Д. Иисус дает наставления Своим ученикам (9:1-50)

V. Иисус направляется в Иерусалим (9:51 - 19:27)

А. Отвержение Иисуса Христа на большей части этого пути (9:51 - 11:54)

Б. Наставления Иисуса Его последователям в свете отвержения Его истины (12:1 - 19:27)

Глава 1. Вступление, обращенное к Феофилу. Явление Ангела, предрекшего священнику Захарии рождение у него сына Иоанна. Благовещение Ангела Пресвятой Деве Марии. Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы. Рождество святого Иоанна Крестителя.

Глава 2. Рождество Христово, явление Ангела вифлеемским пастырям и поклонение их рожденному Богомладенцу. Обрезание Господне. Сретение Господне. Отрок Иисус в Иерусалимском храме в беседе посреди учителей.

Глава 3. Проповедь святого Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Родословие Господа Иисуса Христа.

Глава 4. Искушение от диавола. Проповедь Господа в Галилее в назаретской синагоге. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге.

Исцеление тещи Симоновой и многих других болящих и бесноватых. Проповедь в синагогах галилейских.

Глава 5. Чудесная ловля рыбы на Геннисаретском озере и призвание апостолов. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного, принесенного на одре и спущенного сквозь кровлю дома. Призвание мытаря Левия. О посте учеников Господа. Притча о ветхой одежде и о молодом вине.

Глава 6. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Проповедь Господа о том, кто блаженны и кому горе. О любви к врагам. О неосуждении. О необходимости творить добрые дела.

Глава 7. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне. Помазание миром Господа женой-грешницей.

Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины.

Глава 9. Посольство двенадцати апостолов на проповедь. Недоумение Ирода о личности Иисуса Христа. Чудесное насыщение пяти тысяч. Петр исповедует Иисуса Христом. Предсказание Господа о Своей смерти и Воскресении. Учение о самоотвержении и взятии креста своего. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Мысли апостолов о первенстве и наставление Господа о смирении. Об изгоняющем бесов именем Иисуса. О неприятии Господа в самарянском селении. О следовании за Христом.

Глава 12. Предостережение от закваски фарисейской. Об исповедании Иисуса Христа перед человеками и небоязни мучений. О непростительности хулы на Духа Святого. Предостережение от любостяжания и притча о богаче и богатом урожае. О неотягощении себя заботами и об искании Царства Божия. О милостыне. О том, чтобы всегда бодрствовать и быть готовыми ко Второму пришествию Христову: притча о верном домоправителе; разделение в мире из-за Христа Спасителя; о приготовлении себя к суду Божию.

Глава 14. Исцеление в субботу. Порицание ищущим первенства. О приглашении на пир нищих. Притча о званных на вечерю. Учение о самоотвержении, взятии креста своего и следовании за Христом.

Глава 15. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне.

Глава 16. Притча о неправедном управителе. О предосудительности развода. Притча о богатом и Лазаре.

Глава 18. Притча о неправедном судье. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. О трудности для имеющего богатство войти в Царствие Божие. О награде для оставивших все ради Христа. Предречение Господа о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении. Исцеление иерихонского слепца.

Глава 20. Вопрос первосвященников и старейшин о власти Иисусовой. Притча о злых виноградарях. О подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении мертвых. О Богосыновстве Христовом. Предостережение от книжников.

Глава 21. Две лепты вдовицы. Предсказание о разрушении Иерусалима, о кончине мира и о Втором пришествии Христовом. Призыв к бодрствованию.

Глава 22. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Предсказание об отречении Петра. О двух мечах. Молитва Господа в Гефсиманском саду. Взятие Господа под стражу. Отречение Петра. Суд перед синедрионом.

Глава 23. Суд у Пилата. Господь у Ирода. Попытка Пилата освободить Иисуса. Требование народом Его осуждения. Освобождение Вараввы и осуждение Господа. Симон Киринейский. Плач женщин и слова к ним Господа. Распятие Господа. Покаяние благоразумного разбойника. Смерть Господа и погребение. Приготовление благовоний женщинами, пришедшими из Галилеи.

Глава 24. Явление Ангелов женам-мироносицам. Петр у гроба. Явление воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус. Явление Господа одиннадцати ученикам и Его наставления им. Вознесение Господне.

Несмотря на то общее, что объединяет третье Евангелие с Ев. от Матфея и Ев. от Марка, в нем просматриваются три отличит. особенности. Его автор, Лука, не был, подобно Матфею или Иоанну, свидетелем описываемых событий, не записывал рассказы очевидцев, как, предположит., это делал Марк. Он собирал материал, исследовал его, а затем излагал в определ. последовательности. Его труду мы обязаны теми важными свидетельствами, которые содержатся только в его рассказе: о благовещении, о рождении Иоанна Крестителя и Иисуса ( Лк. 1 ; Лк.2 ), о встрече Иисуса с грешницей ( Лк. 7:36–50 ). Только в Е. от Л. приводятся притчи о милосердном самарянине ( Лк. 10:29–37 ), о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне ( Лк. 15 ) и о фарисее и мытаре ( Лк. 18:9–14 ), рассказ об обращении Закхея ( Лк. 19:1–10 ), слово утешения, обращ. к разбойнику ( Лк. 23:39–43 ), а также разговор воскресшего Иисуса с учениками на пути в Еммаус ( Лк. 24:13–35 ). Все эти эпизоды имеют особое значение как для христ. проповеди, так и для пастырского попечения;

2) АВТОР. Дошедшие до нас сведения указывают на то, что автором этого Евангелия, как и автором книги ⇒ Деяния апостолов, был ⇒ Лука: в качестве такового он повсеместно и бесспорно признавался уже с середины II в.;

5) ПОДЛИННОСТЬ. Е. от Л. было повсеместно распространено и признано уже во II в. по Р.Х. Об этом свидетельствуют не только отцы Церкви (Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан), но и еретики (Василид, Валентин, Маркион), цитирующие его в своих сочинениях. Никогда не было возражений и против включения этого Евангелия в канон Свящ. Писания.

III. СОДЕРЖАНИЕ

1) КОМПОЗИЦИЯ

I. Явление Спасителя мира ( Лк. 1 – Лк. 3:38 ).

1) возвещение о рождении предтечи ( Лк. 1:5–25 );

2) возвещение о рождении Спасителя ( Лк. 1:26–38 );

3) свидание Марии с Елисаветой ( Лк. 1:39–56 ).

1) рождение предтечи ( Лк. 1:57–80 );

2) рождение Спасителя ( Лк. 2:1–20 );

3) чающие утешения Израилева ( Лк. 2:21–40 ).

В. Подготовка Иисуса к служению ( Лк. 2 – Лк. 3:38 ).

1) начало служения Иисуса в Галилее ( Лк. 4 – Лк. 5:26 );

3) избрание двенадцати и проповедь Иисуса ( Лк. 6:12 – Лк. 6:49 ).

Б. Подготовка учеников к проповеди ( Лк. 7 – Лк. 9:9 ):

1) спасение для всех через веру ( Лк. 7:1–35 );

2) уроки для народа и учеников ( Лк. 7 – Лк. 8:25 );

3) исцеление одержимого бесами ( Лк. 8:26–39 );

4) воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины ( Лк. 8:40–56 );

5) Двенадцать направлены на проповедь ( Лк. 9:1–9 ).

4) семьдесят учеников направлены на проповедь ( Лк. 10:1–24 );

5) непонимание со стороны законника и Марфы ( Лк. 10:25–42 );

6) поучения о молитве ( Лк. 11:1–13 ).

III. Подготовка к решающей схватке ( Лк. 11 – Лк. 13:35 ).

А. Начало противостояния ( Лк. 11 – Лк. 13:25 ):

1) основополагающие вопросы ( Лк. 11:14–54 );

2) призывы и предостережения ( Лк. 12:1–59 );

3) наставления народу ( Лк. 13:1–35 ).

Б. Обострение противоречий ( Лк. 14 – Лк. 16:31 ):

1) обличение лицемеров ( Лк. 14:1–35 );

2) три притчи об обретении пропавшего ( Лк. 15:1–32 );

3) поучения о богатстве ( Лк. 16:1–31 ).

IV. В цитадели противника ( Лк. 18 – Лк. 24:53 ).

А. Духовное противоборство ( Лк. 18 – Лк. 21:38 ):

2) нападки на Иисуса ( Лк. 20:1–40 );

3) обличение Иисусом Своих противников ( Лк. 20:41 – Лк. 21:38 ).

1) последние часы с учениками ( Лк. 22:1–46 );

2) ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Евангелие от Луки (греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Λουκάν ) — третья книга Нового Завета, одно из четырёх канонических евангелий. Перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним — Евангелие от Иоанна. Автором считается Лука.

Содержание

Цель, особенности и композиция Евангелия



Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа, по числу знаков Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его грядущем рождении. Прочие Евангелия начинаются с Рождества Христова (Матфей) или уже с проповеди Иоанна Крестителя (Марк и Иоанн).

События, предшествовавшие Рождеству Спасителя, у Луки описаны очень подробно (вся 1 глава). В 3 главе приводится родословие Иисуса Христа, идущего по нисходящей линии от Иосифа Обручника, названного мужа Девы Марии, до Адама. Это родословие аналогично родословию в Евангелии от Матфея, и их отличия друг от друга были предметом многочисленных исследований историков и библеистов.

В 6 главе излагается Нагорная проповедь Иисуса, квинтэссенция его учения, хотя и в менее подробной форме, чем в Евангелии от Матфея. В начале 11 главы приводится молитва Отче наш (11:1 — 11:4).

События последних дней земной жизни Иисуса в Иерусалиме и Страсти Господни занимают сравнительно небольшое место по отношению ко всему объёму книги (главы с 20 по 23).

Евангелие состоит из 24 глав и заканчивается повествованием о вознесении Христа на небо.

Информация, отсутствующая в других Евангелиях





Только здесь упоминаются такие чудеса, как невидимое удаление Спасителя от врагов (4:30), воскрешение сына Наинской вдовы (7:11), исцеление согбенной женщины (13:11), больного водянкой (14:1), десяти прокажённых (17:1) и Малха, раба первосвященника (22:50).

Обширен список притч Христа, не встречающихся в других Евангелиях, в их число входят такие знаменитые, как:

  • о двух должниках (7:41), (11:5),
  • о безумном богаче (12:16),
  • о бодрствующих слугах (12:35),
  • о благоразумном домоправителе (12:42),
  • о бесполезной смоковнице (13:6),
  • о званных на вечерю (14:6),
  • о царе идущем на войну (14:28),
  • о неверном управителе (16:1),
  • о рабах ничего не стоящих (17:7),
  • о неправедном судье (18:2).

Содержание




  • Вступление, обращение к Феофилу (1:1—4)
  • Благовестие ангела Захарии (1:5—25) (1:26—38) . Гимн Марии (1:39—56)
  • Рождение Иоанна Крестителя (1:57—80) Иисуса Христа (2:1—80) и Сретение (2:21—40)
  • 12-летний Иисус в Храме (2:41—52)
  • Проповедь Иоанна Крестителя (3:1—20) (3:21—22) (3:23—38) (4:1—14)
  • проповедь в Галилее (4:15—44)
  • Призвание апостолов (5:1—11) . Проповедь в Галилее и окрестных землях (5:12 — 6:19) (6:20—49)
  • Исцеления (7:1—17)
  • Креститель посылает учеников к Иисусу (7:18—35)
  • Чудеса и притчи (7:36 — 9:27) (9:28—36)
  • Иисус идёт из Галилеи в Иудею. Притчи и чудеса (9:36 — 11:36)
  • Обличение фарисеев (11:37 — 12:12)
  • Новые чудеса, притчи и проповедь (12:13 — 19:27) (19:28—48)
  • Проповедь в Иерусалиме (20:1 — 21:4)
  • Предсказания Иисуса о разрушении Иерусалима и конце света (21:5—38) (22:1—38) , арест и суд (22:39—71)
  • Христос перед Пилатом (23:1—25) и погребение (23:26—56) (24:1—49) (24:50—53)

Авторство



В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора не содержится. Древнее церковное предание считает, что этот анонимный автор Евангелия есть Лука, ученик апостола Павла. Не вызывает сомнений, что автор Евангелия от Луки создал также и книгу Деяний Апостолов, одинаковый литературный стиль и языковые особенности это убедительно доказывают. [1]

В ранней Церкви подлинность Евангелия и авторство Луки не подвергались сомнению, и никаких альтернатив не обсуждалось.

В последней главе книги приводится подробное повествование, отсутствующее у других евангелистов, о путешествии ученика Христа Клеопы с неназванным по имени спутником в селение Эммаус и о явлении воскресшего Христа им на пути. Со времён раннего христианства христианская традиция считает, что Лука входил в число 70 апостолов Христа, и этот неназванный спутник и есть Лука, автор книги. Однако эта версия противоречит версии об обращении Луки в христианство апостолом Павлом, в пользу которой также говорит многое, особенно в тексте Деяний.

Косвенным подтверждением авторства Луки служит тщательное описание недугов, от которых излечивал Иисус [5] , в то время, как в Послании к Колоссянам апостол Павел сообщает, что Лука был врачом по профессии.

Большая часть современных библеистов разделяет традиционную точку зрения об авторстве Евангелия. Отвергают принадлежность Евангелия перу Луки, главным образом те исследователи, которые датируют Евангелие II веком. [6]

Время создания

Богословские особенности

Особое внимание Лука уделяет людям и Божьей любви к ним. Он не только литературно точно описывает самые разнообразные людские характеры, но и особым образом подчёркивает заботу Христа о простых людях. Нетрудно заметить, что если в Евангелии от Матфея большинство притч Спасителя посвящено Царству Небесному, то Лука приводит множество притч, сосредоточенных на людях. Особенно автор Евангелия подчёркивает милосердие Божье к кающимся.



Евангелие, как и весь Новый Завет (за исключением, возможно, Евангелия от Матфея), написан на койне, разговорном греческом языке I века. По оценке многих исследователей язык Евангелия от Луки, наряду с языком Деяний и Послания к Евреям — лучший по литературному уровню в Новом Завете. Светский историк античности Э. Мейер называл автора Евангелия от Луки одним из лучших писателей своего времени.

В первой главе Евангелия приводятся два благодарственных гимна — Захарии (Benedictus) и Девы Марии (Магнификат), резко отличающиеся своим совершенно ветхозаветным языком и стилем от остального текста Евангелия. Вероятно, эти гимны существовали в устной традиции и были включены Лукой в Евангелие без изменений.

Манускрипты

Старейший из найденных манускриптов Евангелия датируется первой половиной III века и представляет собой пять папирусных фрагментов текста. Целиком греческий подлинник Евангелия содержится в Синайском и Ватиканском кодексах (IV век).

Евангелие от Луки в истории и культуре



Событиям, описанным в Евангелии от Луки, посвящено множество выдающихся произведений искусства. Популярными сюжетами для средневековых картин, фресок и скульптур были благовестие ангела Захарии (Д. Гирландайо, А. А. Иванов), посещение Девой Марией Елисаветы (Понтормо, Джотто, Пьеро ди Козимо, М. Дени), Сретение (фра Анджелико, Гольбейн, П. Каваллини, Рембрандт, Карпаччо и др.), поклонение пастухов (Эль Греко, Караваджо, Джорджоне, Мурильо, Пуссен и др.), явление Христа в Эммаусе (Караваджо), а также же общие для Евангелия от Луки и других Евангелий события Евангельской истории.

Часто великие художники обращались к сюжетам притч из Евангелия от Луки — возвращение блудного сына (по теме этой притчи написана в том числе и знаменитая картина Рембрандта), милосердный самарянин (Рембрандт, Корнелиссен) и др.

Обширна иконография событий Евангелия, персонажей евангельской истории, а также автора Евангелия— апостола Луки.

Музыку на текст благодарственного гимна Богородицы Магнификат написали Иоганн Себастьян Бах, Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Иоганн Кунау, Сергей Рахманинов и другие знаменитые композиторы.

Читайте также: