Определение количества звуков в слове 1 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Что изучает фонетика

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал'ч'ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й'олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й'ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й'агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй'эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй'эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [саро'ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, проектор, листы с заданиями для работы в группах.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). На уроке используется системно-деятельностный подход.

1 Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

(Приложение 1) Слайд № 1,2,3,4. На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.
Повернем все лицо на окно
И вдохнем весенний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все в конец,
Подарите вы гостям улыбки, наконец.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.

- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.

Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете сами. (Звучит отрывок из м/ф “Паровозик из Ромашково”) слайд № 4 - щелчок

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну.

— Отправляясь в путешествие, что мы возьмем с собой? (наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.)

- Какую тему мы изучали?

- Что ожидаете от сегодняшнего урока? (изучить что-то новое)

- Что для этого вы должны сделать? (понять, чего мы не знаем, и сами открыть что- то новое.)

Я жду от вас интересных открытий и желаю удачи.

- А какой девиз сегодня будет, попробуйте отгадать?Слайд № 6

Слайд № 7 (“Не говори не умею, а говори, научусь”) Объясните ее смысл.

- С чего мы начинаем наш урок? (С повторения)

2. Самоопределение к деятельности.

1) определить содержательные рамки урока.

2) согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка.Слайд № 8

Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес.Слайд № 9На деревьях здесь растут необычные “плоды”. Что это? (Это буквы.) Что из слов можно составить?

Щелчок - Что вы видите? (словарные слова) Как они записаны? Запишите их правильно.

Мальчек, щинок, девачка, учиник.(слайд №9 щелчок

Проверьте по эталону. Оцените себя.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Перед нами вторая остановка.Слайд № 10

- Что вы видите? (сказочный страну)

- Кто там живет? (невидимые жители этого царства) А слышать их можно.

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

  • Как шумят в лесу деревья?
  • Поют птицы?
  • Лает собака?
  • Капает дождь?
  • Слышен шорох шагов?
  • Гремит гром?
  • Как шипит раскаленная сковорода?
  • Как звенит будильник?
  • Как скрипит старая дверь?
  • Как гудит стиральная машина?

Но мы с вами и между собой общаемся, то есть, разговариваем, и для этого нужно знать свой родной язык. Какой? (русский язык)

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

Мы не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.

Фонетика – наука о звуках, (щелчок), которые любят петь. Слайд № 11(нажать на паровозик)

- А какие бывают звуки? Слайд №12 (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Звуки дали такую схему и попросили расшифровать вот это слово. Что это за слово?

5. Построение проекта и выхода из затруднения.Слайд 13

-Удобно ли прочитать слово и расшифровать по значкам? (нет)

6. Реализация построенного проекта.

Слайд №14 - И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. (Щелчок) Ему так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Но когда он узнал, что они не видимы, то очень огорчился.

Но он был волшебником, причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному костюмчику. (Щелчок). Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель: с тех пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука был свой “костюмчик”, а каждая буква имела одежду.

- Какая была одежда у них?

Физкультминутка для глаз. Слайд№15 (нажать на паровоз)

- Где можно узнать эту информацию? (в учебниках) Откройте учебник на стр.5

- Что нового узнали? (звуки стали ставить в особых скобках, квадратных, а если звук – мягкий, вверху ставили знак, похожий на запятую) (дети говорят, слайд №16,щелчок, щелчок

- Значит, как можно расшифровать слово забор? (з а б о р) запишите. Щелчок.

7. Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

- Скоро вы быстро и правильно научитесь обозначать буквы – звуками.

Начнем тренироваться. Возьмите карточку. Работа в парах. Вы должны сделать правильный выбор. Затем проверить по эталону.

Лук – 1.(л ук), 2.(лук , )

Гусь – 2. (г у с , ь), 2.(г у с , )

Лес – 1. (л , э с) 2. (л , е с)

Дуб - 1. (д уп) 2. (д у б)

Оцените себя. Слайд № 17

Физминутка. Слайд №18 (нажать на паровоз)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять звуковой анализ слов

Сейчас вам предстоит поработать в группах.

- Определите задание? (Составить из слов предложение, поставить нужный знак в конце предложения, сделать звуковой анализ слов, подчеркнуть “опасные места”)

1 группа. ёж, где, живёт (где живет ёж?) ёж -. живёт -.

2 группа. по, змея, поползла, земле (по земле поползла змея) змея-. земля-.

3 группа. (По небу полетел орёл) орёл, по небу, летел, по орёл -. полетел -.

4 группа. Хорошо, как, лесу, в. (Как хорошо в лесу!) хорошо -. лесу -.

5 группа. Дети пили кисель с пряником. Кисель-. пряник - .

6 группа. По лесу побежала рыжая лиса. Рыжая -. бежала-.

9. Рефлексия учебной деятельности на урок Цель:

1) закрепить в речи новые случаи звукового анализа слов

2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их

3) оценить свою деятельность на уроке

Cлайд №19. Вспомните девиз нашего урока? (“Не говори, не умею, а говори, научусь”)

- На уроке мы. слайд №20

- узнали. (больше о звуках)

- научились. (обозначать звуки особыми значками)

-Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Какая будет следующая цель? (научиться соотносить звуковую и буквенную формы слова.)

- Оцените свою деятельность на уроке?Поставьте себя на лестницу успеха. Слайд 21

- Если у вас все получилось сегодня, не было трудностей – верхняя ступенька.

- Если все получилось, но были трудности незначительные – средняя ступенька.

- Если было очень трудно и неинтересно – нижняя ступенька.

Слайд № 22. Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, чтобы правильно соотносить буквы и звуки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сформировать у учащихся представление о том, что количество звуков и букв в слове может не совпадать.

Развитие навыка правописания сочетаний жи – ши, ча-ща.

Развитие орфографической зоркости.

Воспитание любовь к природе.

И снова нас звонок умело

Пригласил заняться делом.

- Да и разве можно лениться в такой замечательный солнечный денёк. Посмотрите, как улыбается солнышко. Улыбнёмся ему в ответ. Давайте покажем солнышку, что мы тоже можем трудиться с удовольствием.

Тем более что сегодня у нас в гостях снова Варя. Она предлагает нам перед работой размяться и разогреть свои пальцы.

II . Чистописание.

Вот - помощники мои

Их как хочешь, поверни.

По дороге, белой, гладкой,

Скачут пальцы как лошадки.

Цок, цок, цок, цок

Скачет резвый табунок.

2. Чистописание. Упражнение 54.

нь сь дь пень лось

- Ребята, найдите самое грустное слово. (Пень.)

- А почему? ( Сегодня люди много вырубают деревьев, и не только потому что они засохли или старые).

- Правильно. От этого окружающая природа страдает. Исчезают большие участки леса. А это не только источник свежего воздуха, но и дом для многих растений и животных. А что же нужно делать? ( Ответы детей.)

- Давайте же попробуем воссоздать красоту леса пока хотя бы на бумаге.

А теперь напишите транскрипцию этого слова п , э н , . Сколько здесь звуков? ( Три).

- А сколько букв? (Четыре.) Какая же буква не обозначает звука?

( Мягкий знак.)

- Правильно. И сегодня к нам пришёл именно он - мягкий знак.

- Как вы думаете, какое у него настроение? ( Грустное.)

- Дело в том, что Мягкий знак обиделся на одноклассника Вари мальчика Ваню. Как – то ребята писали словарный диктант. Давайте его тоже напишем.

Словарная работа . (Картинный диктант.) (Взаимопроверка).

Карандаш, пенал, тетрадь, учитель, ученица, портфель.

IV . Актуализация знаний.

- А теперь посмотрите, как написал слова Ваня:

Карандаш, пенал, тетрад, учител, ученица, портфел.

- Всё ли правильно он сделал? (Ответы детей.)

- Да. Он не написал мягкий знак и объяснил, что если ь звука не обозначает, никак не произносится, значит, писать его не стоит, чтобы количество звуков и букв было одинаковое. Как вы думаете, прав ли мальчик? ( Ответы детей.)

Наблюдение за звуками и буквами в словах.

- Деревья мы посадили, а что ещё радует глаз особенно после зимы.

Жёлтые, пушистые, как солнышко лучистые,

Расцветают там и тут. Вспомни, как же их зовут?

- Правильно. Это одуванчики. Они помогут нам выяснить, что будет, если рассуждать так же как и Ваня.

кон, лос, медвед

- Прочитайте слова, которые написаны на одуванчиках.

Вы догадались, о каких словах идёт речь? (Нет.)

- А между тем эти слова называют животных, изображённых в упражнении на с. 92.

Если бы не картинки, смогли бы мы догадаться, кто это? ( Ответы детей.)

- А почему? Какие звуки мы слышим на конце каждого слова? ( Мягкие.)

- А когда читаем с доски то звуки . какие? ( Твёрдые.)

- Что же необходимо, чтобы чтение было правильным? ( Нужно дописать мягкий знак.)

- Для чего? Какова роль ь ? ( Он обозначает мягкость согласных звуков.)

- Чего будет больше? (Букв будет больше, чем звуков.)

- Правильно, но иначе нельзя.

Таким образом, в словах может быть букв больше, чем звуков. Это необходимо для правильного чтения.

Смотрите. Расцвели ещё цветы,

Очень нежные они,

- Каждый ландыш принёс нам пару слов, для сравнения. Наденьте одежду из букв и запишите слова, которые получились.

Цель: Учить выделять первый и последний звук в слове.

-Учить определять первый и последний звук в слове на слух и самостоятельно

-Развивать фонематический слух,

-Развивать внимание, развивать речевое дыхание.

-Воспитывать навыки речевого общения с людьми

Оборудование: картинки слов, палочки, простой карандаш, ручка, тетрадь, дневник

Индивидуальное занятие

1. Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика

-Встань напротив меня.

-Будем произносить звуки. Повтори. (сначала дыхательную гимнастику показывает логопед, потом выполняют вместе с ребенком)

-Молодец, садись на место.

3. Актуализация знаний

-Что мы сейчас делали?

-Открой тетрадь, будем писать число. Покажи, где ты закончил писать. На следующей строчке на полях поставь точку.

Какое сегодня число?

Это число мы запишем цифрами.

-Сегодня на уроке мы будем определять первый и последний звук в слове.

(логопед показывает картинки)

I. Определение слов, выделение первого и последнего звука

Нарисуй схему слова. Покажи, где начало слова, нарисуй квадратик. Где конец слова, нарисуй квадратик. Какой первый звук в этом слове? Впиши в первую клетку. Какой последний звук? Впиши в последнюю клеточку.

Нарисуй схему слова. Покажи, где начало слова, нарисуй квадратик. Где конец слова, нарисуй квадратик. Какой первый звук в этом слове? Впиши в первую клетку. Какой последний звук? Впиши в последнюю клеточку.

Нарисуй схему слова. Покажи, где начало слова, нарисуй квадратик. Где конец слова, нарисуй квадратик. Какой первый звук в этом слове? Впиши в первую клетку. Какой последний звук? Впиши в последнюю клеточку.

-Закрой тетрадь. Положи на дневник.

II. Определение слова по данной схеме

(среди картинок (фартук, шарф, носки, сапоги) ищет подходящую к схеме слово)

-Даня, среди всех картинок найди ту картинку, которая будет подходить к схеме.

-Какая картинка лишняя?

-Как все эти предметы назвать, одним словом?

-Почему сапоги лишние?

-Какую обувь ты еще знаешь?

III. Отгадывание загадок

-Сейчас будем отгадывать загадки. Угадай кто это?

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (петух).

-Открой тетрадь, нарисуй схему этого слова. Какой первый звук в слове? Какой последний звук?

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - (индюк).

-Нарисуй схему этого слова. Какой первый звук в слове? Какой последний звук?

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это - (волк).

-Нарисуй схему этого слова. Какой первый звук в слове? Какой последний звук?

5. Закрепление новой темы. Работа в тетради.

Работа с зарисованными схемами слов.

-Открой тетрадь. Покажи первую схему слова. Вспомни, какое это было слово?

Какой первый звук в этом слове? Какой последний звук?

- Покажи следующую схему слова. Какое это слово?

Какой первый звук в этом слове? Какой последний звук?

-Какое было последнее слово? Какой первый звук в этом слове? Какой последний звук.

IV. Составление предложений.

-Дань, составь предложение с одним из этих слов

5. Подведение итогов

-Закрой тетрадь, положи её на край парты, возьми дневник.

-Ты сегодня хорошо работала, ставлю тебе 5.

-Встань, возьми дневник, тетрадь, карандаш и ручку.

Провожаю ученика в класс.

Здоровается с учителем смотря в зеркало

-Мы будем произносить звуки.

Садится на место.

-произносили звуки

Открывает тетрадь, показывает где закончил и как и где будет дальше работать в тетради.

(Проговаривает число вместе с учителем)

Записывает его на полях

Рисует схему слова, выделяет первый и последний звук

Рисует схему слова, выделяет первый и последний звук

Рисует схему слова, выделяет первый и последний звук

(среди картинок (фартук, шарф, носки, сапоги) ищет подходящую к схеме слово)

-потому что сапоги это обувь

Самостоятельно рисует схемы слов

- В небе летит самолет.

Убирает свое рабочее место

Встает, забирает принадлежности, идем в класс.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях. Автор: Павловская Лада Николаевна, учитель –.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: •Развитие фонематического слуха (восприятия,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах. Задачи: •Развитие фонематического.

Читайте также: