Музыкальные звуки и шумы громкость и высота звука кратко конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Повысить у учащихся интерес к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.

  • Обеспечить усвоение материала музыкальные и шумовые звуки. Понятия – регистр.
  • Использовать разные приемы над развитием гармонического слуха.
  • Развивать способность воспринимать и различать шумовые и музыкальные звуки.
  • Развитие метро-ритмического слуха, образного мышления, творческих способностей. Развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроту, способности запомнить и воспроизводить музыкальный текст.
  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой, готовность к сотрудничеству, чувство коллективизма.

Тип занятия: Вводное занятие.

1. Ноутбук.
2. Видеопроектор.
3. Магнитофон.
4. Наглядный материал

  1. По способам передачи и усвоения информации: практический, наглядный, словесный.
  2. По способам мыслительной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
  3. По логике построения учебного материала: индуктивный (от частного в общему).

Использованы следующие методы мотивации:

  • Эмоциональные методы (создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха).
  • Познавательные методы: (творческие задания, опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации).
  • Социальные методы: (создание ситуации взаимопомощи).

Занятие было апробировано на группе 1 года обучения.

Цель: Подготовка детей к работе на занятии.

Звучит мелодия “В гостях у сказки”. (Фонограмма. Презентация. Слайд 1)

Педагог: Ребята, знакома ли вам мелодия, которая сейчас вы услышали?

Ответ детей: Да, Нет.

Педагог: Когда то давно с этой заставки начиналась передача “В гостях у сказки” И сегодня я предлагаю вам сочинить свою сказку “Приключение звуков”, потому что музыка состоит из звуков.

В некотором царстве, в некотором государстве жили музыкальные звуки….А дальше не помню. Что же делать. Ребята, а давайте вместе с вами придумаем сказку про музыкальные звуки. (Слайд 2.)

Педагог: Но сначала как в любой сказке нам надо выбрать главных героев сказки. Ребята, а можем ли мы с вами потрогать звуки, положить или увидеть их?

Педагог: А что можно с ним сделать?

Ответ: Мы можем их услышать.

Давайте с вами прислушаемся. Какие звуки нас окружают? (Фонограмма звуки города.)

Ответ детей: шум дороги, скрип снега..

Педагог: Сейчас прозвучат звуки. Что вы услышали? (Слайд 3)

(Фонограмма шумовые звуки.)

Ответ детей. Движение поезда, шум толпы, шум города…

Педагог: Ребята, а эти звуки можно спеть?

Ответ детей: нет.

Педагог: Правильно, звуки который издают только шум – называются… как вы думаете?

Ответ детей: шумовые..

Педагог: Прислушайтесь еще раз , а сейчас что звуки вам “нарисовали?” (Слайд 4)

(Фонограмма музыкальные звуки.)

Кто какую картину увидел?

Ответ детей: лес, ручей, пение кукушки.

Педагог: А эти звуки можно назвать шумовые?

Ответ детей. Нет.

Педагог: Почему это не шумовые звуки?

Ответ детей. Потому что их можно спеть. Они мелодичные, плавные отрывистые…

Звуки, которые можно спеть мы назовем…музыкальные.

Вот у нас с вами появились два музыкальных звука – героя. Какие?

Ответ детей. Музыкальный и шумовой звуки. (Слайд 5)

Цель: Введение в тему.

Знакомство с новым материалом.

Педагог: Однажды звуки поссорились. Кто из них самый главный. Музыкальный звук говорил, что без него никто и никогда не услышал бы музыки. Шумовой утверждал, что его звуки повсюду.

Ребята что же делать? Надо у кого– то просить помощи. Как вы думаете, у кого мы можем попросить помощи? С кем звуки могут дружить?

Ответ детей: с песней, музыкой…

Педагог: Что будет, если музыкальные звуки соберутся вместе, что можем мы услышать? (педагог наигрывает на инструменте любую мелодию)

Ответ детей. Музыку, мелодию.

Педагог: Правильно, надо просить помощи у госпожи мелодии. А живет она в стране музыки. Тогда отправляемся в путь. А чтоб нам было весело идти, давайте споем песенку

(Звучит припев песни “Друг в беде не бросит” разучивание припева. )

(Разучивание игра “Эхо”.)

Педагог: Ребята, что это?

Ответ детей. Мешочек. (Слайд 6)

Педагог: Что же в нем лежит? Давайте посмотрим. Ой, там инструменты. Но почему то они грустные.

Как вы думайте, ребята, почему они грустные?

-Ответ детей: они долго лежали, потерялись и т. д.

Педагог: Наверно, ребята, на них никто давно не играл. Постойте, постойте, они, что то нам говорят? Ребята, они просят, чтобы мы с ними поиграли. Поиграем? (Игра “Мешочек”.)

(Игра “ Угадай какой инструмент прозвучал”.)

Вы просто молодцы! Справились с заданием.

А кто скажет, какие звуки сейчас с вами играли?

-Ответ детей: Шумовые. (Слайд 7)

Педагог: Ребята, пойдем дальше?

Посмотрите? Что это? Написано что то?

Ответ детей: пауза

Педагог: Пауза – это значит остановка. Нам пора с вами немного отдохнуть..

Педагог: пока мы с вами отдыхали, посмотрите, появился указатель в нашей сказке. Куда пойдем?

(Слайд 8 “Указатель”.)

Ответ детей: направо, налево. (Слайд 9 “Тропинка”.)

Педагог: Я предлагаю идти налево с нашей веселой песней.

(Песня “Друг в беде не бросит” с шумовыми инструментами.)

Педагог: Наша тропинка привела нас к непонятному дереву? Посмотрите что это за дерево? С ним, что то не так? Что в нем необычного? Вроде и листья есть и ствол и корни? (перепутаны ствол, корни и крона местами)

Ответ детей: В нем все перепутано.

Педагог: Звери и птицы грустят. Надо все расставит на свои места. Поможем им?

Педагог: А что мы можем сделать? Давайте разделимся по парам, и каждый из вас подумает, куда посадить своих сказочных персонажей. И объяснить, почему вы их посадили на выбранное место на дубе.

Так мы исправим путаницу в дереве.

(Ребята исправляют ошибки в дубе. Работа в парах. распределение животных. Крона – зеленая, ствол – желтый, корни – голубые.)

Педагог: Посмотрите внимательно, у каждой части есть свой цвет. И такие же цвета есть на инструменте (на клавиши наклеены желтые, зеленые и голубые полоски в соответствии с регистром). Вам надо взять героя, подойти к инструменту и нажать звуки, которые ему принадлежат по цвету.

(Распределение героев и игра на инструменте.)

Педагог: Ребята, вы наверно все заметили, что для каждого героя был свой звук: высокий для птиц, низкий для медведя и волка, средний -для кукушки и кота. Высота звука называется регистром. Давайте повторим, кто на какой высоте находится. На высоком регистре кто живет?

Ответ детей: птицы.

Педагог: На низком регистре кто залез в берлогу? (Слайд 10 “Регистры”.)

Ответ детей. Медведь.

Педагог: А на среднем у нас сидит…

Ответ детей: Кукушка и кот.

Педагог: Куда же идти дальше? Указателей нет, тропинка закончилась. Надо у кого то спросить? (Игра на среднем регистре.)

Педагог: Какой регистр прозвучал?

Ответ детей: средний.

Педагог: Кто живет у нас в среднем регистре?

Ответ детей: кот.

Педагог: Спросим у кота, он ученый. А как бы вы у него спросили, ребята?

Ответ детей: “Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где живет госпожа мелодия? Куда нам идти дальше?” (Слайд 11 Ответ кота.)

Кот: “Ответите на мои вопросы – загадки, тогда скажу” –

Педагог: Ответим на загадки, ребята?

(Загадки про инструменты. Слайд 12)

Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это. (Дудочка.)

Он поход на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас.)

Играть умеет он и “форте”, и “пиано”,
За это назвали его… (Фортепиано.)

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан.)

Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале.
(Гитара.)

Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер.)

III ЭТАП Рефлексия.

Педагог: Я думаю, что мы справились с заданием. Посмотрите, ребята дуб исчез, Послушайте, что то звучит? (Слайд 13 “Госпожа мелодия”.)

Ответ детей: Звучит музыка.

Педагог: А, что вы услышали?

Ответ: шум волны, гитару.

Педагог: Я думаю, мы нашли госпожу мелодию. Посмотрите, какая она красива, как дружно звучат звуки.

Ребята, думаю, что сказка наша подходит к концу. Я предлагаю вам придумать свой финал сказки.

Ответ детей: звуки подружились…

Педагог: Что бы сказала музыкальным звукам госпожа мелодия?

Ответ детей: Что нужно жить дружно и никогда не ссориться. Все звуки очень важны!

Педагог: Невозможно услышать шум волны, машины, шелест листвы, пение птиц, журчание ручья без вас музыкальный и шумовой звук. Вы нас окружаете повсюду – в походе в театре в кино.

А когда звуки собираются вместе, может прозвучать необыкновенный оркестр.

Ребята я вам предлагаю померить наши звуки и под нашу песню “Друг в беде не бросит” Сыграть нашим оркестром из музыкальных и шумовых звуков. (Слайд 14 “Конец сказки”.)

(Игра на инструментах шумовых и музыкальных, исполнение припева песни “Друг в беде не бросит”.)

Вот и закончили мы с вами нашу сказку. Я думаю, что звуки всегда будут дружить и никогда не ссорится. А с вами дорогие авторам сказки я прощаюсь, до новых встреч! (Слайд 15 “Дружба”.)

Звуки, которые мы слышим каждый день, очень разнообразны. Любой из нас достаточно отчетливо отличает так называемые музыкальные звуки от шумов. К первым, например, относится пение, звучание натянутых струн музыкальных инструментов, свист.

Шумы возникают при взрывах, работе двигателей внутреннего сгорания, шипении змеи, скрипе несмазанных дверных петель и т. д. Мы в состоянии с помощью своих органов речи воспроизвести более или менее гармоничный звук и, конечно, шум.

Резкой границы между музыкальными звуками и шумами нет. Испорченный музыкальный инструмент или заигранная грампластинка создает хриплые, дребезжащие звуки, весьма похожие на шум. С другой стороны, некоторую музыкальность можно уловить в шуме дождя или вое ветра.

Чем с точки зрения физики отличаются музыкальные звуки от шума и по какой при-чине столь несхожими могут быть музыкальные звуки между собой?

Чистый музыкальный звук можно полу-чить с помощью простого прибора, называемого камертоном. На рисунке 4.26 показан камертон, который закреплен на деревянном ящике, открытом с одной стороны. Ударив молоточком по одной из ветвей камертона, мы

услышим музыкальный звук. Постепенно звук ослабевает вследствие затухания колебаний ветвей. Звуковая волна возбуждается колеблющимися ветвями камертона. Характер этих колебаний можно установить, если

прикрепить к ветви камертона иглу и провести ею с постоянной скоростью по поверхности закопченной стеклянной пластинки. На пластинке появится линия, очень близкая к синусоиде (рис. 4.27). Это временная развертка колебаний, подобная той, которую получают с помощью маятника с песочницей. Отсюда можно заключить, что колебания ветвей камертона очень близки к гармоническим.

Звук, издаваемый гармонически колеблющимся телом, называют музыкальным тоном или просто тоном.

Музыкальные тоны отличаются на слух громкостью и высотой.

Громкость звука определяется амплитудой колебаний давления.

Чем сильнее удар молоточка по камертону, тем громче звучит камертон. А более сильный удар вызывает колебания большей амплитуды. Можно не сомневаться, что и громкость любого звука определяется амплитудой колебаний в звуковой ¦волне.

Нужно, однако, иметь в виду, что чувствительность нашего уха зависит от частоты звука. Звуковые колебания одинаковых амплитуд не кажутся нам одинаково громкими, если частоты их различны. Наше ухо, как уже говорилось, наиболее чувствительно к колебаниям с частотой около 3500 Гц.

В акустике вводят специальную величину — интенсивность звука. Интенсивность звука равна отношению энергии, переносимой звуковой волной за время t через поверхность площадью S, перпендикулярную к направлению распространения волны, к произведению площади S и времени t. Энергия колебаний в волне пропорциональна квадрату амплитуды. Поэтому и интенсивность звука определяется амплитудой колебаний: пропорциональна квадрату амплитуды.

Громкость характеризует субъективное звуковое ощущение и пропорциональна интенсивности звука — объективной энергетической характеристике акустических волн.? Высота звука

Для того чтобы определить, с чем связана определенная высота звука, нужно располагать несколькими камертонами различных размеров. Проводя иглой, прикрепленной к ветви звучащего камертона, вдоль закопченной пластинки, можно заметить, что, чем выше звук, издаваемый камертоном, тем меньше период появляющейся на пластинке синусоиды и, следовательно, тем больше частота колебаний камертона. Высота звука (точнее, высота тона) определяется частотой колебаний.

То же самое можно наблюдать при колебаниях струны. Увеличение натяжения струны приводит к увеличению частоты свободных колебаний. Поэтому, натягивая струны гитары с помощью колков, мы делаем звук более высоким.

Кроме того частота колебаний струны зависит (при данной силе натяжения) от ее длины [см. формулу (4.7.2)]. При игре гитарист прижимает пальцами струны к грифу. Благодаря этому меняется высота звука инструмента.

Шум и борьба с ним

Шум отличается от музыкального тона тем, что ему не соответствует какая-либо определенная частота колебаний и, следовательно, определенная высота звука.

С шумом борются простыми административными мерами: в городах запрещено пользоваться автомобильными сигналами, отменены полеты самолетов над городами и т. д. Борются с шумами и с помощью технических устройств. Так, все автомобили, тракторы и мотоциклы снабжены глушителями. На пути выхлопных газов сооружают сложный металлический лабиринт с перегородками и отверстиями, в которых звуковая волна теряет энергию. Кто хотя бы раз слышал рев мотоцикла без глушителя, хорошо представляет себе, насколько успешно глушитель справляется со своей задачей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема №1: Мир музыкальных звуков.

3 урок: Свойство музыкального звука: громкость, высота.

Цель урока: продолжить знакомить учащихся со свойствами музыкального звука – громкостью и высотой.

Образовательные:

- самостоятельно применять полученные знания,

- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,

- актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,

- навыки игры на элементарных музыкальных инструментах,

- закрепление полученных знаний в игровой форме.

Воспитательные:

- эмоционально-целостное восприятие музыки,

- многообразие чувств и эмоций.

Развивающие:

Формирование общеучебных навыков:

Знакомство с темой урока: На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого:

pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо

p – Piano – пиано – тихо

mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо

mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко

f – Forte – форте – громко

ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Сказка про кота.

Хочешь, расскажу тебе сказку про кота? Тогда слушай, каким он был и что с ним приключилось.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

hello_html_m16f9ee45.jpg

Очень тихо ( p ) всегда он ходил,

Громко( настойчиво кушать просил,

Да средне ( mf ) на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко( f ) крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо( p ) взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

И в рассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо( p ) вышли из норки.

Громко( f ) хрустя съели хлебные корки,

Потом, негромко( mf ) смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко ( ff ) чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко( f ) над ним потешались.

Вот и вся сказка.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо исполнять. Например, как вы споете колыбельную песню?

hello_html_12c6ee1a.jpg

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

hello_html_m47bdfd9e.jpg

Да, громко.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Рассмотрим на примере:

hello_html_46a9fa07.jpg

Высокие и низкие звуки:

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

hello_html_m24117cf2.jpg

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит — пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши — прыг!
И чудо случилось вмиг.

hello_html_6ddeb9f3.jpg

Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось —
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!" —

Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет —
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее —
Звуки все выше, нежнее.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

hello_html_36e18ec4.jpg

У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна —
Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает —
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться —
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание: Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.

1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.

Итог: для любого музыкального произведения необходимы тембр, длительность, громкость и высота.

- что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- что у нас хорошо получилось?

- в чем вы затруднялись?

Домашнее задание (по желанию): придумай историю или сказку с использованием высоких и низких звыков и динамических оттенков – громко ( f ), тихо ( p ).

Краткое описание документа:

Тема №1: Мир музыкальных звуков.
3 урок: Свойство музыкального звука: громкость, высота.

Цель урока: продолжить знакомить учащихся со свойствами музыкального звука – громкостью и высотой.

Задачи:
Образовательные:
- самостоятельно применять полученные знания,
- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,
- актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,
- вокально-хоровая работа,
- навыки игры на элементарных музыкальных инструментах,
- закрепление полученных знаний в игровой форме.
Воспитательные:
- эмоционально-целостное восприятие музыки,
- многообразие чувств и эмоций.
Развивающие:
Формирование общеучебных навыков:
-учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интелллектуальных,
- учебно-коммуникативных.

Очень тихо ( p ) всегда он ходил,
Громко( настойчиво кушать просил,
Да средне ( mf ) на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши тихо( p) вышли из норки.
Громко( f ) хрустя съели хлебные корки,
Потом, негромко( mf ) смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, очень громко ( ff ) чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко( f ) над ним потешались.
Вот и вся сказка.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо исполнять. Например, как вы споете колыбельную песню?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Высокие и низкие звуки:
Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит — пианино шагает,
Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Тут кошка на клавиши — прыг!
И чудо случилось вмиг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.
Тут второе чудо случилось —
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!" —
Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет —
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее —
Звуки все выше, нежнее.
Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна —
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает —
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться —
Вот оно и не будет кусаться".
Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание: Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.
1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.


Методическая разработка посвящена проблеме развития творческого потенциала растущего человека через средства художественной выразительности.

В разработке раскрываются следующие вопросы: эстетическое восприятие шумовых звуков, звуков природы и звуком музыкальных инструментов.

Разработка полезна учителям музыки начальной школы и педагогам дополнительного образования.

Содержимое разработки

Цель урока: формирование представления дошкольников об окружающих нас звуках.

Задачи образовательные:

Научить детей различать шумовые и музыкальные звуки;

Развитие слухового внимания, логического мышления, творческих способностей детей

Развитие логического мышления, слухового внимания.

Воспитание чувства коллективизма у детей во время игр;

Привитие интереса к музыкальному искусству

Оборудование: лист, карандаш, пакет, телевизор, карточки (с изображением скрипичного ключа и с изображением листьев)

1 Организационный этап. Постановка целей и задач.

2. Объяснение нового материала

1 Организационный этап

Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с различными звуками, которые нас окружают и начнем наше занятие с веселой зарядки.

Мы, ребятки дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой!

А теперь мои хорошие

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь!

2. Объяснение нового материала

Ребята, что мы сейчас делали? (Топали, хлопали, шумели).

Как можно назвать такие звуки? (Шумы). Совершенно верно. Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас.

Скажите, какие звуки вы услышали? (Ответы детей)


Правильно, всё это шумы. Давайте поиграем. Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.

Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (Звучат звуки природы: шум дождя, вьюга, гроза, ручей, шум прибоя, шелест листьев, ветер ) Все эти звуки природы – ШУМОВЫЕ.


Слайд 2

А сейчас я вам прочитаю стихотворение Е. Королевой о разных звуках. После прослушивания вы мне скажете, какие еще существуют звуки.

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.

Гул машины во дворе
Лай собаки в конуре
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки

И так ребята, какие еще бывают звуки? (Музыкальные)

Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются МУЗЫКАЛЬНЫМИ. К музыкальным звукам относится и пение человека.


Музыкальный звук состоит из 4х свойств:

Динамика (громкость звука)

Тембр (окраска звука) (записываем)

Давайте поиграем в игру.

Чем отличается шум от музыкального звука?

(Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте).

( Звучат различные звуки, если это музыкальный звук, то дети поднимают карточку с изображением скрипичного ключа, а если шумовой то карточку с листьями)

Звук, создаваемый одним источником, отличается от звука, создаваемого другим. Например, каждая из струн гитары издает звук, отличающийся от звука, который выдается другими струнами.

Две, казалось бы, совершенно одинаковые скрипки могут звучать по-разному. При этом звук скрипки нельзя спутать со звуком гобоя, звук барабана — со звуком тромбона. Те же звуки, созданные разными людьми, отличаются друг от друга.

Все это свидетельствует о необходимости ввести характеристики, с помощью которых можно было бы оценивать излучения и восприятия звука.

Ударим молоточком по ножке камертона с прикрепленным к ней острием и проведем ним по закопченному стеклу. Мы увидим знакомый волнообразный следует, изображенный на рисунке.

Эхо_(мультфильм)

· громкость звука определяется амплитудой колебаний тела, звучит .

Конечно, чем больше амплитуда звуковых колебаний, тем звук кажется более громким, но громкость для звуков различных частот будет разной. Человеческое ухо плохо воспринимает звуки низких частот (около 20 Гц) и высоких (около 20 кГц) частот и значительно лучше — звуки средних частот (от 300 Гц до 3000 Гц). Это объясняется строением органов слуха человека.

Мы хорошо знаем, что звук бывает высокий и низкий. Как известно, бас поет низким голосом, а тенор — высоким. От какой же характеристики звуковой волны зависит высота звука? Опыты показывают, что

· высота звука определяется частотой звуковой волны: чем больше частота волны, тем звук выше.

Частота звуковых колебаний, создаваемых музыкальными инструментами, может изменяться от 20 до 4000 Гц.

Писк комара соответствует 500-600 взмахам его крыльев в секунду, жужжание шмеля — 220 взмахам. Колебания голосовых связок певцов могут создавать звуки в диапазоне от 80 до 1400 Гц, хотя в эксперименте фиксировались рекордно низкая (44 Гц) и высокая (2350 Гц) частоты.

В телефоне для воспроизведения человеческой речи используется область частот от 300 до 2000 Гц.

Звуки одинаковой высоты и громкости, создаваемые различными музыкальными инструментами, звучат по-разному, даже та же нота, взятая различными певцами, звучит по-разному.

Особое качество звука — его окрас, характерный для каждого голоса или музыкального инструмента, — называют тембром . Тембр связан со специфическими свойствами источника звука.

От чего же зависит тембр звука? Оказывается, что любой источник звука (при незначительных исключений, например, камертона) осуществляет сложные Несинусоидальные колебания. Их можно наблюдать с помощью осциллографа. Если подключить микрофон и спеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а сложнее кривая.

Несинусоидальный колебание может быть представлено в виде суммы гармонических колебаний с различными частотами. Колебания с наименьшей частотой называется основным тоном , а колебания с более высокой частотой называется обертоном , или гармоникой .

· Тембр звука определяет его окраску. Он определяется наличием и интенсивностью обертонов — частот, кратных основной.

Звук, распространяясь в какой-либо среде, доходит до препятствия и почти полностью отражается. В этом можно убедиться на многих опытах.

В лесу, горах, иногда в помещениях нам приходилось слышать эхо.

Луна — результат отражение звука: звуковые волны отражаются от различных препятствий, даже от облаков. Иногда можно услышать даже многократную эхо — результат нескольких отражений.

Эти и другие опыты с механическими волнами позволяют сформулировать обобщения: механические волны любого происхождения обладают способностью отражаться от границы раздела двух сред.

Отражение звука происходит по такому же закону, что и отражение света угол отражение равно кутупадиння .

Звук, воспринимается или слышится ухом человека, имеет частоты в диапазоне 20-20 000 Гц. Звуковые волны с более низкими частотами называют инфразвуком , а с выше — ультразвуком .

Инфразвук вызывают, например, землетрясения и вибрация тяжелых механизмов, автомобилей, тракторов и бытовых приборов. Например, сельскохозяйственные тракторы и грузовики имеют максимальные вибрации в диапазоне 1,5-3,5 Гц, гусеничные тракторы — около 5 Гц. Музыкальный орган так же может излучать инфразвук. Всевозможные взрывы и обвалы также могут излучать звуки инфракрасных частот.

Механизм восприятия инфразвука и его физиологического действия на человека пока полностью не установлен. Такие звуки не слышны, однако они оказывают негативное воздействие на организм человека: появляется повышенная нервозность, чувство страха, приступы тошноты. Иногда из носа и ушей идет кровь.

Чувствительны приемники ультразвука показали, что он входит в состав шума ветра и водопадов, в состав звуков, излучаемых некоторыми животными.

Ультразвуковые волны можно получить с помощью специальных высокочастотных излучателей. Узкий параллельный пучок ультразвуковых волн в процессе распространения очень мало расширяется. Благодаря этому ультразвуковую волну можно излучать в заданном направлении.

Ультразвук сегодня широко применяют в различных отраслях. Например, с его помощью измеряют глубину моря. С судна посылают ультразвуковой сигнал и определяют промежуток времени, прошедший до момента прихода сигнала, отраженного от дна. Зная скорость звука в воде, можно определить расстояние до дна. Прибор для измерения глубины дна называют эхолотом .

Ультразвук широко используют и в медицине — как для обследования больного, так и для его лечения. Лечение ультразвуком основано на том, что он вызывает внутренний разогрев тканей организма.

Читайте также: