Конспект урока про динозавров

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Рыбкина Алла Юрьевна

Населенный пункт: Новгородская область, г. Валдай

Цель: развитие познавательной активности дошкольников, расширение и обобщение знаний о древних обитателях нашей планеты.

Задачи:

– познакомить детей с эпохой в которой жили динозавры, воспитывать интерес к доисторический животным;

– расширить, обобщить представление детей о динозаврах;

– познакомить детей с новой профессией палеонтолог;

– дать возможность применить на практике полученные знания;

– совершенствовать умение подбора необходимого материала (оборудования);

– формировать умение создавать образы динозавров из различных материалов и средств, совершенствовать умение работать с ними;

– воспитывать аккуратность, самостоятельность, умению доводить дело до конца, оказывать помощь друг другу.

Виды деятельности: познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная, речевая, исследовательская.

Методы и приёмы : наглядный (презентация, карточки, фигурки), словесный (беседа, объяснения, вопросы, загадка, задания), практический (поисковая деятельность, археологические раскопки, создание динозавров из различных материалов, приёмов).

Форма организации детей : фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование : яйцо динозавра, фонарик, презентация, фигурки динозавров, карточки с названиями динозавров, ёмкость с песком и пазлами динозавов; схемы конструирования динозавров из лего, схемы пластилинографии, пошаговые схемы рисования динозавров, раскраски.

Используемая литература при подготовке занятия:

Предварительная работа : беседа о динозаврах, рассматривание книг, энциклопедии, журналов, просмотр мультфильмов.

Ход занятия

– Ребята помните вчера нам принесли извещение на посылку, я её уже получила. Давайте посмотрим откуда она пришла. Эта посылка из Москвы, а прислали нам её учёные - палеонтологи .

– Как вы думаете, что там может быть?

– Смотрите здесь есть письмо. Давайте его прочитаем.

Мы знаем, что в этой группе очень добрые и дружные дети которые всегда готовы прийти на помощь. На выходных мы производили раскопки и нашли кое-что интересное.

– Ребята здесь загадка:

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул наконец,

Так и выскочил жилец. (Яйцо)

– Давайте проверим правильно мы отгадали или нет. Илья поможешь мне открыть посылку? (Ильюша открывает посылку).

– И правда – это яйцо, только какое-то оно странное. Вы видели такие яйца?

– Как вы думаете чьё оно?

– И как же нам узнать кто внутри?

Ответы детей (постучать, разбить, посмотреть на свет)

– У меня есть фонарик давайте попробуем просветить его. (виден силуэт динозавра).

– Кажется вы правы. А зачем палеонтологи прислали его нам? Подождите оказывается я не до конца прочитала письмо:

– А как же нам это сделать, ведь динозавры жили тысячи лет назад, когда ещё даже людей не было. (Предложения детей).

2 слайд: Кто такие динозавры.

3 слайд: Хищные динозавры

4 слайд: Травоядные динозавры

5 слайд: Всеядные динозавры

6 слайд: Летающие ящеры

7 слайд: Морские динозавры

8 слайд: Свидетельства прошлого

9 слайд: Эра динозавров

– Поезд прибыл на станцию, нам пора выходить. Ребята как тут жарко. Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. В то время на земле не было зверей и птиц, таких, какими мы их знаем сейчас, а тем более – людей. На планете стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот. Землю покрывали леса из гигантских деревьев, похожих на пальмы, а траву заменяли папоротники.

Динозавры самые большие существа, которые когда-либо жили на земле. Некоторые из них были как 6-этажный дом, были и маленькие размером с собак.

– Вы устали? Давайте отдохнём (физминутка):

Динозаврик встал на лапки

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно.

Оглядел он все вокруг

И быстрей на стульчик плюх.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель демонстрирует карточки с заданиями.

– Ребята вы помните зачем мы сюда приехали? (Чтобы найти маму динозаврика – яйца)

– Чтобы её найти нам нужно выполнить задания мистера кондуктора. Для первого задания нам нужно превратиться в птеродактелей. Вы помните кто такие птеродактели?

–Правильно. Птеродактели летают. Покажите какие у них крылья? (Дети разводят руки в сторону). А как он ими размахивает (двигают руки верх низ). Молодцы. А сейчас птеродактили засыпают (закрыли руками глаза.) Взошло солнце. Птеродактели просыпаются, расправляют крылья и летят на охоту. Каждый птеродактиль должен найти динозавра. (В группе расставлены фигурки динозавров разных размеров и видов).

Дети находят фигурки динозавров и выставляют на стол.

– Молодцы, как быстро вы справились. Ребята, посмотрите, как много разных жителей собралось у нас в стране динозавров! (Дети называют некоторых динозавров). А теперь следующее задание от мистера кондуктора. Он хочет, чтобы вы распределили всех динозавров по группам. Как вы думаете, как их можно поделить.

Ответы детей (хищники, травоядные, всеядные; большие и маленькие; летающие, водные, наземные).

– Мистер кондуктор говорит, что лучше всего разделить их по месту обитания и та группа в которой окажется больше всего динозавров нам и нужна.

Дети распределяют динозавров. Можно их сосчитать.

– Ух, кажется мы справились с этим заданием. Где меньше всего динозавров. (Дети показывают группу). Где больше всех динозавров? (Дети показывают).

– А где они живут? (На суше)

– Правильно. На земле, суше. Посмотрите, но все они разные, как же мы узнаем кто из них мама нашего динозаврика? (Дети предлагают посмотреть следующее задание). Чтобы его выполнить нам нужно стать палеонтологами. Вы знаете, кто это такие? Палеонтологи – это ученые, которые изучают остатки древних растений, животных, их окаменевшие следы жизнедеятельности. Сейчас мы с вами превратимся в палеонтологов и самостоятельно раскопаем останки древнего динозавра. Давайте подумаем, что нам для этого потребуется. (На столе лежат различные предметы: кисточки, карандаши… Дети выбирают необходимое).

Перед вами стоят контейнеры с древним песком. Берите кисточки и аккуратно, чтобы не повредить ископаемые, удаляйте песок слой за слоем. Как только покажется что-то интересное, возьмите тонкую кисточку. Работайте очень аккуратно, чтобы не повредить древние останки. Когда вы откапаете что-то, заполняйте схему частями. Посмотрим кто у нас получится.

Дети откапывают части, укладывают свои находки в пазл.

– Все закончили? Давайте теперь посмотрим кто же у нас получился. С помощью карточек помощников мы определим название динозавра.

(Дети ищут соответствующую карточку с динозавром)

– Правильно это Брахиозавр. Этот великан высотой с 4-х этажный дом, маленькой головой и невероятно длинной шеей. Он очень медленно ходил, вытянувшись всем телом вверх. Чтобы прокормить одного брахиозавра требовалось 200 килограмм листьев и хвои, поэтому эти гиганты всё время переходили с места на место. Сильнейшим ударом хвоста брахиозавр легко сокрушал врага. Вот такая вот мама у нашего малыша. Наше задание выполнено и теперь нам пора возвращаться отборно, как раз и наш поезд подошёл.

Дети прощаются с динозаврами и занимают места в поезде.

– Вы будете скучать по динозаврам?

– Тогда я вам предлагаю сделать своих динозавров? Мы справимся с этой задачей (Да). Давайте подумаем из каких частей мы будем создавать динозавров? (голова, тело, ноги, хвост, шипы и т.д.) Хорошо, а из чего мы можем их сделать? Из каких материалов? (нарисовать красками или карандашами, слепить из пластилина, вырезать из бумаги, собрать из конструктора). Поезд прибыл.

Дети расходятся по центрам (творчества, конструирования, где лежат схемы и необходимые материалы для создания динозавров). Воспитатель по очереди подходит ко всем и помогает в случае необходимости.

– Вам понравилось путешествие? А что нового вы узнали?

– Когда жили динозавры? (когда ещё не было людей, миллионы лет назад).

– Откуда люди узнали про динозавров? (Учёные раскопали их останки).

– А как звали маму нашего динозаврика, который ещё не вылупился из яйца? (Брахиозавр).

– Давайте посмотрим на ваших динозавров.

Дети рассказывают про своего динозавра (его название, размер, где он живёт).

Цель: формирование представления о растениях и животных древнего мира, развитие познавательного интереса к истории Земли.

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о динозаврах; познакомить с профессией палеонтолога.

Развивающие: Развивать память, воображение, логическое мышление, наблюдательность детей.

Воспитательные: Воспитывать у детей любознательность, интерес к животному миру и истории человечества, формировать основы экологического сознания; воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца.

Раздаточный материал: фигурки динозавров.

Ход НОД:

-Как вы думаете, чье это яйцо? (Гигантской птицы, крокодила, страуса, динозавра.)

-На чем мы с вами отправимся в путешествие? (На воздушном шаре, на самолете, на машине времени.)

Дети берутся за руки со словами:

-Крепко за руки возьмемся,

В путь-дорогу соберемся.

Нам преграды не страшны,

Мы дружны и веселы!

Воспитатель: Прежде давайте вспомним, что же мы с вами знаем о динозаврах? (жили очень давно, были очень большими, сейчас их не встретишь.)

-Динозавры жили много-много лет назад, когда людей на Земле еще не было, а климат был теплый и влажный. (показ макета.) Землю покрывали густые вечнозеленые леса из деревьев, похожих на огромные пальмы.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это появился справа от нас? Огромный, с длинной шеей, мощным хвостом. Срывает листики с деревьев. (показ иллюстрации с изображением диплодока.) Это диплодок.

-А вот и еще один. Все его тело покрыто многочисленными костными наростами в виде ромбовидных пластин. При появлении опасности эти пластины окрашиваются в красный цвет. (показ иллюстрации с изображением стегозавра.) Это стегозавр.

-А что это за странный шум? Смотрите, как будто огромная летучая мышь. (показ иллюстрации с изображением птеродактиля.) Это-птеродактиль, летающий ящер.

-Но королем мира ящеров был тираннозавр-один из самых больших и кровожадных хищников. (показ иллюстрации с изображением тираннозавра.) В высоту он был с шестиэтажный дом. Поднимаясь на задних лапах во весь рост, тираннозавр издавал оглушительный рев, который приводил в трепет все живое вокруг. Не было такого соперника, которого тираннозавр не мог бы победить в сражении.

-Ну что, ребята, устали бродить по лесам? Отдохнем?

Физкультминутка.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапки в стороны развел,

Папоротника не нашел.

Чтобы листики достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель: А знаете ли вы, что динозавры были очень заботливыми родителями? Они строили гнезда из песка и грязи. Мамочки-динозаврихи откладывали яйца, а папа-динозавр их высиживал. Он покидал их только, чтобы поесть. А иногда даже оставался голодным, потому что боялся оставить гнездо, ведь на него могли напасть злые хищники.

-Ребята, а сейчас мы с вами сможем на улице или в лесу встретить динозавра? (нет, они давно вымерли.)

-Никто не знает, почему вымерли динозавры. Некоторые ученые считают, что из-за изменения климата, стало холодно на Земле; другие –что на Землю упал гигантский метеорит, и поднялось очень много пыли, которая не пропускала солнечный свет; третьи –что динозавров уничтожили вулканы и землетрясения.

-Ребята, а как вы думаете, кто-нибудь из ныне живущих людей на земле, видел динозавров? (нет.)

-А откуда же мы так много о них знаем? (от ученых.)

-Ученых, которые изучают останки животных (их косточки, окаменелости, называют палеонтологами. Палеонтологи ездят по разным странам на раскопки. Они копают глубокие ямы, выкапывают останки динозавров и изучают их, чтобы потом рассказать нам, как жили динозавры, как они выглядели, чем питались.

-Ребята, посмотрите, у нас есть макет, небольшой кусочек древнего мира, с вулканом, озером, растениями. Но здесь не хватает жителей. Давайте мы с вами вылепим динозавров и заселим нашу землю.

Дети садятся за столы и лепят динозавров.

Воспитатель: Какие замечательные динозавры у вас получились! Давайте мы разместим их на макете.

- Ребята, куда мы сегодня путешествовали? (в древний мир динозавров.) Правильно, в лес, где жили динозавры. Понравилось вам наше путешествие? А что бы вы рассказали своим родителям о нашем путешествии?

Загадочный мир динозавров. Работы детей старшей группы.

Загадочный мир динозавров. Работы детей старшей группы. Динозавры – это очень интересная и увлекательная тема для детей старшего дошкольного возраста. Детей всегда интересует потаённый древний.

Литература: Большая энциклопедия динозавров, Баррет П,, Издательство Оникс 21 век.

(Стук в дверь) Ребята, кажется кто – то постучал в дверь. Наверно, кто – то у нас опоздал? Пойду, посмотрю кто там. (Выхожу) Ой, ребята, к нам гости! Проходите, пожалуйста! Кто же это? (динозавр) Правильно! Он хочет с вами поздороваться и познакомиться! Его зовут Дино, он очень добрый. Дино поздоровайся! (включаю робота) . Детки, а на каком языке непонятном он с нами говорит?! Вы что – нибудь поняли? А почему мы ничего не понимаем? (он не умеет на нашем языке говорить, жил давно…)

Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли, постараемся заглянуть в тот период. Вы на уроках часто говорите о том, что надо охранять природу, животных, которые живут на Земле, но ведь чтобы охранять природу, нужно знать историю планеты, животных, которые на ней жили, и некоторые из них почему – то исчезли. Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока ? (мы будем говорить о динозаврах) Правильно! Молодцы, вы сами узнали тему нашего урока. И Дино, оказывается, правильно к нам пришел! Располагайся Дино и вместе с нами отправляйся в путешествие. Сегодня мы поговорим о двух эпохах: эпохе, того времени, когда жили динозавры, и эпохе нашего времени!

( презентация с названием темы и вопросами 1,2,3) Посмотрите на экран здесь вопросы, на которые мы должны будем в течение урока ответить (читают дети).

  • Кто такие динозавры?
  • Когда жили динозавры?
  • Как они выглядели?
  • Чем питались?
  • Почему исчезли?
  • Как мы узнали о динозаврах?
  • Почему у динозавров такие сложные названия?
  • Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?

3. Изучение нового материала.

Чтобы ответить на эти вопросы, надо хорошо потрудиться, прикоснуться к эпохе того далекого времени. И так, давайте разбираться! Я помогу вам перенестись в то давнее время.

Закройте глазки, только честно не подсматривать! (включаю музыку). Откройте глазки, посмотрите на доску, вот карта того времени (карта на доске, во время музыки учитель открывает карту). Детки, а это точно карта того далекого времени? (да, там динозавры) А вот еще папоротник гигантский, вулканы, горы - обычная картина того времени (показ на карте). Значит мы там, где надо. Начинаем наше путешествие.

Посмотрите, на экран, давайте ответим на первый вопрос (дети его читают, слайд 4).

Кто такие динозавры?

Итак, кто же такие динозавры?

Ребята, а кто-нибудь, может, видел динозавра? (нет). Почему? (они не живут в наше время) А может кто- нибудь быв в палеонтологическом музее? Расскажите, что там видели интересного? (кости, скелеты динозавров, следы). Вы знаете, когда они жили? (много тысяч лет назад, миллионы лет назад). Правильно, а как мы назовем это время? То, что было давно? (прошлое). А то, что происходит с нами сейчас? (настоящее). Смогли бы динозавры жить в наше время? Почему? (природа не та, места мало, да и человек вместе с динозавром не ужился бы. Он стал бы его изолировать, изучать). А то, что будет, происходит с нами в дальнейшем? (будущее) Молодцы!

Давайте, ответим на второй наш вопрос (слайд презентации 7)

Когда жили динозавры?

(Динозавры жили в прошлом, когда не было человека).

Движемся дальше ! (показ слайд 8)

Как они выглядели?

А сейчас посмотрим, как выглядели динозавры и предками, каких животных они являлись (показ слайдов презентации 9,10,11,12,13,14).

У каждого древнего предка огромное количество самых разных потомков (показ слайдов 15,16,17).

Анатозавр – предок верблюда.

Элафрозавра – считают дедушкой страуса. А так же индюка.

Трицератопс – предок быка.

Ребята, мы открыли тайну, оказывается, динозавры являлись предками наших животных и имели с ними сходства.

Ученые спорят о них давно, и мы конечно с вами точно за один день с ними не разберемся, кто чей предок.

Некоторые ученые даже задавали вопрос, а могли ли динозавры быть предками человека? Точного ответа никто из ученых не давал. Одни считают, человек произошел от обезьяны, другие утверждают, если от обезьян, то не осталось бы ни одной обезьяны на Земле. А они есть. Другие говорят, что человека создал бог. Вылепил из глины и вздохнул в него дух. Так, что на этот вопрос мы не можем точно ответить.

Мы с вами разобрались уже, кто такие динозавры, когда жили, как выглядели. А теперь узнаем, чем они питались? (показ слайда 18).

- Чем питались динозавры? Чем могут питаться животные? (Животные могут питаться травой и мясом) Динозавров, которые питались травой, как называют? (травоядными) (слайд презентации 19,20). Кроме этих мирных гигантов были динозавры – хищники. Чем они питались? (мясом) (слайд презентации 21). Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, то у них не оставалось ни единого шанса на спасение (слайд презентации, битва динозавров 22).

Работа в группах.

А теперь немного пофантазируем и представим, что вы ученые, которые ведут раскопки. Вам удалось найти зуб динозавра. Так вот, всего лишь по одному зубу можно определить, принадлежал ли динозавр к хищникам или травоядным.

- Как вы думаете, какие зубы были у травоядных, а какие у хищников? Подумайте, но не отвечайте сразу.

Вот картинки (раздаю каждой группе) Определите к какой группе хищников или травоядных принадлежал данный вид динозавров. Обоснуйте свое предположение.

(показ слайда презентации, челюсть динозавра 23).

(Длинные острые зубы принадлежат хищникам, им нужно было схватить, удержать, а потом рвать свою жертву. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру)

Молодцы! Продолжаем путешествовать. Посмотрите на экран, нам предстоит ответить на следующий вопрос. Какой? (читают вопрос, слайд презентации 24).

Нам предстоит разгадать историю исчезновения динозавров. Как вы думаете, почему исчезли динозавры? Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромный метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли (показ слайда презентации 25, 26). На этот вопрос до сих пор нет точного ответа.

- Ребята, когда наступают холода, какие изменения в природе происходят? (становится холодно, исчезает растительность, улетают птицы…)

- Сначала исчезла растительность, в то давнее время. А если нет растений, значит, нет пищи для каких видов динозавров? (травоядных). Исчезают травоядные. Нет травоядных, нет кого? (хищников). Почему? (так как им нечем было питаться.)

- В древние времена это произошло не по вине человека (показ слайда 27).

- А как мы узнали о динозаврах, если не было тогда еще человека? (слайд презентации 28)

Как мы узнали о динозаврах?

То, что было давно, ученые изучают с помощью документов и различных сохранившихся предметов. В Земле сохранились останки динозавров: кости, зубы, иногда даже целые скелеты (слайд презентации, модель – конструктор динозавров). По скелету ученые могут восстановить облик животного и даже сказать, чем оно питалось. Существуют палеонтологические музеи, о них мы уже говорили, в которых хранятся и отдельные кости, окаменевшие зубы и даже следы животных, оставленные на поверхности грязи или глины (слайд презентации, след динозавра 29, 30).

-Ребята, а теперь, давайте посмотрим динозавров и попытаемся прочитать их название (слайд презентации 31,32,33,34,35). Трудно читать?

Почему у динозавров такие сложные названия?

- Почему у них такие трудные названия?

Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Например, овираптор. Ови – яйца, раптор – вор, этот динозавр питался яйцами других динозавров (слайд презентации 36). У этого динозавра даже не было зубов. Передними лапками он выхватывал несколько яиц из гнезда и бросался бежать, чтобы где-нибудь в укромном месте съесть свою добычу. Бегал он на двух лапах, а передние были специально приспособлены, чтобы хватать и удерживать яйца.

Почти все хищники бегали на задних лапах, чтобы иметь преимущество перед травоядными, так легче нападать. Травоядные передвигались на четырех лапах.

А теперь нам предстоит ответить на самый главный вопрос (показ слайда 40).

Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?

- Дети, а как вы думаете, а может ли человек исчезнуть с лица Земли как динозавр много лет назад?

- При каких обстоятельствах, в каких ситуациях, это может произойти. Кто в этом может быть виновен? (землетрясение, извержение вулканов…)

- А человек сам может стать причиной такой ситуации? В чем его вина, что он делает? Правильно!

- А в наше время именно по вине человека Земля может превратиться в безжизненную пустыню. Именно человек виновен в том. Что засоряются реки, истребляются животные. Что может сделать каждый из вас, чтобы наша Земля не погибла. Чтобы не погибли животные, которые живут на Земле? ( Не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не бросать мусор) (показ слайдов 41,42,43,44).

- Молодцы! Если мы будем любить и охранять, беречь нашу природу. Она будет жить! Следовательно, продлиться жизнь человека. Будет жить планета – будет жить человек. (показ слайдов 45,46,47,48)

Что нового узнали сегодня на уроке?

-Хотите узнать больше о динозаврах? Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Здесь много интересных детских книг о динозаврах (читаю названия книг).

-А еще, о чем мы говорили? (мы побывали в том древнем мире, и сравнили жизнь, которая была тогда и нашу жизнь).

-Чем отличается то время, от нашего?

Можно найти тысячу отличий. Была совершенна другая природа. Представим, что мы смотрим в окно и что мы там видим!? Дома – гиганты , а раньше были они в период динозавров? Нет. А что было? Гиганты деревья, животные. А вот дама идет с собачкой, дети играют. Могли мы их встретить в то время? Нет, людей не было! А когда вы выходите на улицу, какие звуки мы услышим? Звук машин, разговор детей! А раньше, что могли услышать – рев динозавра.

А теперь проверим, как вы внимательно меня сегодня слушали на уроке. Если услышите правильное утверждение, то хлопаете в ладоши.

- Динозавры жили в прошлом.

- Во времена динозавров на Земле не было людей.

- Все динозавры были огромные.

- Животные, которые питались растениями, называют хищниками.

- У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.

- Хищники охотились на травоядных.

- Исчезают растения – исчезают животные.

- Будет жить планета – будет жить человек!

- Будем беречь природу!

Молодцы! Темнеет. Пора домой. Закрыли глазки (включаю музыку). Вот мы и дома!

Дино, говорит вам спасибо! Ему было очень приятно путешествовать с вами! Скажи детям, до свидания ! (включаю робота – динозавра). Ребята, спасибо, вам! Мне очень понравилось работать с такими добрыми, умными, активными, талантливыми детьми! Урок окончен! (показ слайда презентации 49). До свидания!

Учитель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Дети друг другу: Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Мы желаем друг другу добра. И если будет трудно, я тебе помогу.

2. Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке необычный гость Динозаврик (ученик в костюме динозаврика).

Динозаврик: Я ещё маленький читать не умею. Помогите мне больше узнать о родственниках. Я хочу знать, когда жили динозавры.

Учитель: Ребята поможем Динозаврику? О чем мы расскажем маленькому другу, чтобы он больше узнал о динозаврах? (Выслушиваются рассуждения учащихся)

Таким образом, чтобы больше узнать о динозаврах, мы должны ответить на следующие вопросы:

  • Планета Земля в далеком прошлом.
  • Почему их так назвали?
  • Как они выглядели?
  • Чем питались динозавры и как отличить хищника от травоядного?
  • Как люди узнали о динозаврах?
  • Почему динозавры исчезли?
  • Зачем надо знать то, что было на Земле до нас?

4. Сегодня мы поговорим о далеком прошлом планеты Земля. Давайте ответим на первый вопрос.

В далеком-далеком прошлом (примерно 220 миллионов лет назад) нашу планету покрывали леса из гигантских деревьев, высоких папоротников. На земле стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот. Но не было ни зверей, ни птиц, ни людей. В этом царстве растений жили черепахи, ящерицы, пауки, громадные стрекозы. Но хозяевами Земли были древние ящеры или динозавры.

6. Почему их так назвали?

Физминутка

7. Как же выглядели динозавры?

Первые динозавры были небольшими, примерно с индюка, могли передвигаться на своих задних ногах. Некоторые виды так и оставались маленькими, но другие становились тяжелее и длиннее. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 78, опишите их внешность, сравните по размеру. (Выслушиваются ответы детей)

8. Чем питались динозавры? Чем могут питаться животные?

Некоторые динозавры питались травой (травоядные), некоторые мясом (хищники). Хищники охотились на травоядных. На стр.78 учебника слева брахиозавр, был травоядным, имел 25 метров в длину, 12 метров в высоту и весил около 80 тонн, т.е. больше чем 20 слонов. Почему у травоядных такая длинная шея? (Выслушиваются рассуждения детей) Благодаря ей они могли дотягиваться до листьев на верхушках деревьев. Например, диплодок смог бы заглянуть в окно третьего этажа. На стр. 78 справа, тираннозавр, самый свирепый хищник. А внизу на этой странице компсогнат. Это самые маленькие динозавры. Длина их тела 60–75 см, вес около 3 кг. А как отличить хищника от травоядного? Работа по рисункам учебника (стр. 79) Если мелкие, плоские зубы – травоядный, острые – хищник.

9. Работа в группах.

Задание: Собрать из частей рисунок динозавра в целое, попытаться назвать полученного динозавра. 1 группа – стегозавр, 2 – группа трицераптос, 3 группа – компсогнат.

10. Работа по рисунку учебника на стр. 79.

– Нет, во время динозавров на Земле людей еще не было.

11. Как же тогда люди узнали о динозаврах? (Выслушиваются мнения учащихся)

12. Почему исчезли динозавры?

Послушайте стихи А. Сметанина и скажите прав ли он? Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры: есть не менее 80 предположений (гипотез), но единого мнения так и нет. Непривычные условия жизни, холод, отсутствия питания привели динозавров к болезни и вымиранию.

Физминутка.

13. Рефлексия.

Давайте проверим кто из вас самый внимательный. Если утверждение правильное, сигналите зеленой карточкой, если неправильное – красной.

  • В далеком прошлом на Земле жили динозавры.
  • Все динозавры были огромных размеров.
  • Они рождались из яйца.
  • Хищники охотились на травоядных.
  • Динозавры жили только на суше.
  • Люди охотились на динозавров.
  • Динозавров сейчас нет, они исчезли с лица земли.

14. Творческая работа в тетради.

Стр. 33. Задание: по точкам нарисовать динозавров.

15. Читаем вывод (стр.79)

16. Подведение итогов.

Динозаврик: Ребята, спасибо вам! Вместе с вами я очень многое узнал о своих родственниках.

Учитель: Хотите узнать больше о динозаврах? Очень много нового вы узнаете из интернет-сайтов. Обратите также внимание на выставку книг. В книгах вы найдете ответы на многие вопросы.

А зачем нам надо знать то, что было на Земле до нас? (Выслушиваются рассуждения детей) Эти знания для ученых очень важны. Они позволяют понять как развивались растения и животные нашей планеты. Динозавры исчезли не по вине человека. Но жизнь на Земле по-прежнему очень хрупка. Что может сделать каждый из вас, чтобы сохранить все живое на планете? Не ломать, а сажать деревья, не разорять гнезда, а беречь птиц. Экономно и по-хозяйски бережно относиться к окружающему нас миру.


1.Орг.момент
Мой юный друг!
Я приглашу тебя в чудесную страну,
Страны такой ты не встречал на свете.
Как интересно там поверь,
Давай, откроем эту дверь!



2.Введение в тему
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в очень далекое прошлое нашей Земли. Но, чтобы узнать для чего мы туда отправляемся, предлагаю выполнить одно интересное дело. Мы займемся раскопками. Но сначала обратимся к словарю: раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?



У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.
Они ведут раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной
И в Сибире вьюжной.
И во всех частях Земли,
Что б узнать мы прошлое смогли!

Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами,кирками,ножами.Но нам предстоит работа полегче,мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что зарыто




Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь.У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков.Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками.



На суше все еще пустынно.скалы,песок.тишина.только прибой выбрасывает на берег водоросли,червяков,улиток – всех,кого заставала врасплох океанская волна.Они гибнут без воды под жарким солнцем.Но какие-то водоросли выжили,укоренились.И уже копошатся,прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки.А океан создает первых гигантов.
Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди.Водоемы то растекались,то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот,кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.
Прошло 200 млн лет с тех пор,как первые морские водоросли зацепились за сушу и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи.В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.



Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов,без цветов,без голосов птиц,без жужжания пчел,без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует.
Прошло еще 150 млн лет и на арену жизни вступили ящеры. Ящеры эти пока не динозавры.Они еще не слишком громадны,ужасны и удивительны по сравнению с идущими следом динозаврами. Недоброй была Земля.Опасной!



На Земле,после продолжительного периода влажного тепла,начались суровае времена.Климат становился все холоднее и на суше..На Земле возникают как бы две крайности: Великое оледенение и Великое осушение.Первые пустыни покрыли Землю.Погибли папоротниковые леса и древняя тайга.
И вот наступила пора динозавров.



Почему исчезли динозавры?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили: - Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали. Совершенно. Сметанин А.

Как вы поняли, стихотворение шуточное, но по одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.
По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.
4. Музей
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги
мы собрались не гулять
А Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
Нет его среди песков,
Нет среди холодных льдов,
Нет на дальних островах,
Нет его и в горах.
Встретив рыжую лису
В нашем лесу
Мы о нем спросили…
- Нет, - ответила лиса, -
-Динозавра ищите вы зря.
-Вымер, бедный, он давно.
Что нам делать, как тут быть
-Надо Вам в музей сходить!
Динозавра мы нашли
Лишь, когда в музей пришли.

На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.



Приглашаю вас на виртуальную прогулку по музею динозавров. (Прим .можно организовать просмотр видео или презентации любого палеонтологического музея с экспозицией динозавров).
5. Детеныши
В любой семье на свете
Есть взрослые и дети:
У людей – ребята,
А динозаврики - у динозавра.
Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.






Физминутка
Динозаврику каждый день,
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Оглядится он вокруг
И на стульчик тихо плюх.

6.Летающий динозавр
Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.




Предлагаю собрать бумажного птерозавра. (Прим.учитель может предложить оригами или детальный сбор,в зависимости от возраста учащихся. Для моих это был самый удобный вид сборки).



5.Заключительная часть.
Итак, динозавры –вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.
Как на нашем огороде –
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят –
Негде яблоку упасть!
Мы и так других не хуже
В отношении чудес,
Да ещё любая лужа
Вроде озера Лох-Несс:
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют –
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком,
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет,
Там пропали две коровы
И один велосипед! Вайнер Б.





6.Итог. Рефлексия.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

Читайте также: