Опасности и чс возникающие при ведении военных действий обж 11 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Учитель перечисляе т основные природные явлен ия, опасн ые для чел овека:

• ураганы, сме рчи, снежные занос ы, обвал ы составляют 2 0 % от общег о

количества стих ийных бе дствий природног о характе ра за год;

К опасным явле ниям техноге нного хар актера относ ятся загрязнение почвы

тяжелыми металлам и, загрязне ние атмосферы вы бросами СДЯВ, связа нные

с ними кислот ные дожди. Вс е эти неблагоприятные факторы тре буют

оперативны х мер по их ли квидации и за щите населе ния.

Ликвидация чрезвычайных сит уаций - это аварий но - спасатель ные и

другие неотл ожные работ ы, проводим ые при возникновении чрезв ычайных

ситуаций и на правленные на спасение жизни и со хранение з доровья людей,

снижение разме ров у щерба окружающей приро дной среде и материаль ных

потерь, а так же на локализац ию зон чре звычайных с итуаций, прек ращение

Гражданская о борона - это система ме роприяти й по подготовке к защ ите

населения, мате риальных и ку льту рных ценносте й на террито рии

Российской Фе дерации от опасносте й, возн икающих при в едении в оенных

Цели и задачи гра жданск ой обороны - обеспече ние национально й

безопасности и сохране ние обороносп особности ст раны.

2. Рассказ об истории созд ания и орга низации ст рукту ры Гражданской

Учитель. Из крат кой истории Г ражданско й обороны: первоначально

система ГО в наше й стране соз давалась как система з ащиты населения и

объектов наро дного хозяйства от у даров с воздуха. В 1932 году Совет

Народных Комис саров СССР у твердил Положение о противовоз душной

обороне стра ны (МПВО). В ее задачи входило преду преждение нас еления о

нападении, оп овещение, маскир овка населенн ых пунктов, л иквидаци я

последствий нападения, по дготовка бом боубежищ, о рганиза ция первой

медицинской пом ощи пост радавшим. Подг отовка кад ров МПВО прово ди -

В годы Велик ой Отечестве нной войн ы система ПВО су щественно помогла в

защите населени я и объектов н ародного хозяйства от последствий налет ов

В 40 - 50 - е годы появилось новое ору жие - ядерное - и новые носител и -

ракеты, что п отребовало соверше нствовани е системы защ иты.

В июле 1961 г ода МПВО была п реобразован а в Гражданску ю оборо ну (ГО).

Она стала составн ой частью об оронных ме роприятий от ору жия массового

поражения (ОМП), а также для спасательных работ при различных

катастрофах. П одобные организа ции со здаются и в дру гих страна х.

Гражданская оборона в СССР б ыла организ ована на всей т ерритории

страны, и о бщее руково дство осуществл ялось Советом М инистров СССР.

Таким образ ом, с момента св оего появле ния ГО являлась час тью системы

Организу ется ГО подобно РСЧС п о территори ально - производстве нному

принципу , планирование всех м ероприя тий провод ится как по ли нии

органов власти, та к и через вед омства и учреждения.

В мирное время с илы ГО у частвуют в оказании помощи нас елению при

различных ЧС и всту пают в военное п оложение после объя вления войны

Руководство ГО в стране осу ществляет Правительств о, а на террит ории

объектов наро дного хозяйства и в су бъектах Фе дерации - соответствующие

Знакомство с д еятельностью Единой г осударственн ой системы

предупрежде ния и ликви дации ЧС ( из положений федерального закона «О

защите населени я и террит орий от ЧС п риродного и техног енного

«Статья 4. Едина я государствен ная система п реду преждения и ликвида ции

Единая госу дарственная система п реду преждения и ликвидации

чрезвычайны х ситуаций объе диняет орган ы управлени я, силы и средства

федеральных о рганов испол нительно й власти, о рганов исп о лнительн ой

власти су бъектов Российской Фе дерации, органов местн ого

самоуправлени я, организац ий, в полно мочия кот орых входит реш ение

вопросов по защ ите населени я и террит орий от чрезв ычайных ситу аций.

Основными за дачами Един ой государственн ой системы предупреждения и

• разработка и р еализация правов ых и эконом ических но рм по обесп ечению

защиты населен ия и террит орий от чрез вычайных ситу аций;

• осуществление целевых и научно - технических программ, направленн ых на

пр едупре ждение чр езвычайны х ситуаций и повышение устойчив ости

функционирова ния орган изаций, а такж е объектов социального назначения

• обеспечение г отовност и к действия м органов у правления, сил и средств,

предназначе нных и выделя емых для преду преждения и ликвидац ии

• сбор, обработ ка, обмен и вы дача инфо рмации в о бласти защиты населения

• подготовка населе ния к де йствиям в ч резвычайных с итуациях;

• прогнозирова ние и оценка социаль но - экономическ их последствий

• создание резерв ов финан совых и мате риальных р есурсов для ликвидац ии

• осуществление г осу дарственной экспе ртизы, надзора и контроля в области

зашиты населен ия и территорий от чрезвыча йных ситу аций;

• осуществление м ероп риятий по соци альной защ ите насел е ния,

пострадавшего от чрезвычай ных ситу аций, проведе ние гуманитарных

• реализация прав и обязанн остей населения в области защиты от

чрезвычайны х ситуаций, а так же лиц, непосредств енно участвующих в

• международн ое сотру дничество в обла сти защиты населе ния и те рриторий

Принципы пост роения, состав сил и средств, п орядок в ыполнения задач и

взаимодейств ия основных элем ентов, а также иные вопросы

функционирова ния Е диной госу дарственной систе мы предупреждения и

ликвидации чр езвычайных с итуаций оп ределяются зак онодательством

Российской Фе дерации, постановле ниями и распоряжения ми Правительства

После принят ия в 1994 году федерального за кона «О з ащите населени я и

территорий от ч резвычайн ых ситуаций природн ого и техногенн ого

Урок ОБЖ для 10-11 классов. Цель:расширить знания учащихся о ЧС и их видах, познакомить с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначением и основными задачами, раскрыть содержание основных мероприятий по защите населения от ЧС; обратить внимание на роль МЧС России в проведении этих мероприятий.

ВложениеРазмер
urok_zashchita_ot_chs.docx 20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Защита населения от ЧС мирного и военного характера

Цель урока: первичное осознание и восприятие учащимися нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Образовательная: Расширить знания учащихся о ЧС и их видах, познакомить с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначением и основными задачами, раскрыть содержание основных мероприятий по защите населения от ЧС; обратить внимание на роль МЧС России в проведении этих мероприятий.

Воспитательная: Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, воспитывать самостоятельность, внимание, чувство взаимопомощи.

Развивающая: Формировать у учащихся навыки безопасного поведения в случае угрозы и возникновения ЧС

Организационный этап. Вступительное слово учителя. тема сегодняшнего урока - Защита населения от ЧС мирного и военного характера

-Вспомните, что такое ЧС?

ЧС – это опасная обстановка на определенной территории, возникшая в результате стихийного бедствия или производственной аварии, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.

ЧС ситуации военного времени возникают в результате вооружённых конфликтов. Скажите, когда ЧС военного времени возникала в нашей стране и являлась угрозой для практически всего населения нашей страны?

Верно, в период войн всегда погибают люди, так в во 2 мировой войне наша страна потеряла более 20 млн человек убитыми.

Классификация ЧС мирного времени.

Способы защиты населения.

Теперь мы с вами поговорим о способах защиты населения. В одном из способов защиты вы, я думаю, неоднократно даже принимали личное участие. О каком способе защиты я говорю?

Какие на ваш взгляд способы защиты существуют? Как человек может защититься, например, от отравляющих газов?

Правильны ли ваши ответы вы сейчас узнаете из следующего учебного видеоролика о способах защиты населения. Их три. После просмотра видеоролика вам нужно будет назвать мне их.

Учитель предлагает учащимся просмотреть видеоролик о способах защиты населения

Затем учитель еще раз демонстрирует некоторые средства защиты населения от ЧС из имеющейся наглядности (противогаз, аптечки)

Итак, ребята мы рассмотрели основополагающие моменты обозначенной темы, теперь я предлагаю попробовать применить полученные на уроке знания!

Учитель слушает ответы но не одобряет и не исправляет. А предлагает написать на предложенных листочках Памятку для этого мальчика - Правила действий в случае сигнала Внимание всем.

Затем учитель предлагает учащимся поменяться своими листочками. Проверить памятку соседа по парте, добавить недостающее в соответствии с памяткой представленной на доске

Теперь при помощи составленной нами памятки, давайте определим на следующем слайде, какое из действий мальчик должен выполнить 1,2,3,4 и т. д.

Найдем его ошибки!

Далее учитель проводит фронтальный опрос по основным этапам изученной темы:

Назовите виды ЧС мирного времени?

Расскажите, какие службы занимаются защитой населения при возникновении ЧС?

Назовите способы защиты населения?

Учитель подводит итог урока.

Итак, вы теперь знаете, основные способы защиты населения от ЧС и надеюсь, сможете применить их на практике!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок разработан по предмету ОБЖ для 6 класса с учетом программы. Возможно использовать для уроков ОБЖ средних классов. Материал урока дает полное представление как действовать в тех или иных ситу.


Программа обучения работников школы в области ГО и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера

Программа предусматривает 20 часовое тематическое планирование по ГО и ЧС, а также требования к результатам обучения сотрудников в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного итехногенного х.


Тест обж 7 класс. Защита населения от ЧС природного характера.

Тест разработан для Раздела II. Защита населения РФ от ЧС.


Тема урока: Защита населения от последствий наводнений. Цель урока: Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. .

Разработка урока по ОБЖ 7 класс "Защита населения от последствий землетрясения"

Разработка урока по ОБЖ 7 класс "Защита населения от последствий землетрясения" УМК Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Презентация на тему: " Тема 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по." — Транскрипт:

1 Тема 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них.

2 Ядерное оружие – вид оружия массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана или плутония или в ходе синтеза легких ядер, таких как дейтерий, тритий (изотопы водорода) и литий.

3 Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются: Ударная волна. Световое излучение. Радиоактивное заражение местности. Проникающая радиация Электромагнитный импульс.

4 Воздушной ударной волной называется область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Световое излучение – электромагнитное излучение оптического диапазона в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра. Проникающая радиация ядерного взрыва представляет собой поток гамма-излучения и нейтронов. Радиоактивное заражение возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Электромагнитный импульс – мощные электромагнитные поля с длинами волн от 1 до 1000 м и более, кратковременного существования, возникающие в результате ядерного взрыва.

5 Отравляющие вещества (ОВ) – химические соединения, обладающие определенными токсичными и физико- химическими свойствами, обеспечивающими при их применении поражение людей, а также заражение воздуха, одежды, техники и местности.

6 Классификация ОВ: По тактическому назначению: - раздражающие; -временно выводящие из строя; -смертельные. По быстроте наступления поражающего действия: -быстродействующие; -медленнодействующие. В зависимости от продолжительности сохранения способности поражать незащищенных людей и местность: -стойкие; -нестойкие.

7 Бактериологическое (биологическое) оружие – вид оружия массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности.

8 Возможные способы заражения (проникновения) человека биологическим оружием. С воздухом через органы дыхания. С пищей и водой через пищеварительный тракт. Через кожу в результате укусов зараженными кровососущими членистоногими. Через слизистые оболочки рта, носа, глаза, а также через поврежденные кожные покровы.

9 К мероприятиям по защите от биологических средств относятся: В предвидении применения биологического оружия: - иммунизация: -санитарно-гигиенические мероприятия; -принятие антибиотиков из индивидуальной аптечки; -защита продовольствия и воды. В период применения: -использование средств индивидуальной и коллективной защиты. После применения: -разведка мест заражения и оповещение личного состава; -изоляция больных и очагов заражения; -проведение обсервации.

10 Техногенная чрезвычайная ситуация – обстановка, при которой в результате возникновения аварии или катастрофы на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде. Техногенные ЧС различают по двум параметрам: -по месту возникновения ЧС; -по характеру основных поражающих факторов источника ЧС.

11 Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижению размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

12 Ликвидация чрезвычайной ситуации – проведение силами РСЧС аварийно- восстановительных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

13 Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Горение – физико-химический процесс, при котором превращение вещества сопровождается интенсивным выделением энергии, тепло- и массообменом с окружающей средой и, как правило, ярким свечением.

14 Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются: Отдельный пожар – это пожар, возникший в отдельном здании или сооружении. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами возможно без средств защиты. Сплошной пожар – одновременное и интенсивное горение преобладающего количества зданий и сооружений на определенном (данном) участке застройки. Продвижение людей и техники через участок сплошного пожара без средств защиты невозможно. Массовый пожар – представляет собой совокупность отдельных и сплошных пожаров. Огневой шторм – особая форма распространяющегося сплошного пожара, характерными признаками которого являются наличие восходящего потока продуктов сгорания и нагретого воздуха.

15 Параметры пожара: Продолжительность пожара; Площадь пожара; Зона горения; Зона теплового воздействия; Зона задымления; Фронт сплошного пожара; Температура открытого пожара. Основные поражающие факторы пожара: Тепловое излучение – непосредственное действие огня на горящий предмет и дистанционное воздействие на предметы и объекты высокими температурами. Токсическое действие продуктов горения на живые организмы – отравление продуктами горения.

16 Взрыв – процесс чрезвычайно быстрого освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме, способный привести к жертвам, разрушениям, возникновению катастроф, техногенных аварий, а также чрезвычайных ситуаций. Происходит вследствие выделения химической или внутриядерной энергии, превращения электрической, ядерной и кинетической энергии в тепло, освобождения упругой энергии среды и др.

17 На объекте возможны следующие виды взрывов: Образование облаков топливно-воздушных смесей или других химических газообразных и пылеобразных веществ (ГВС –газовоздушные смеси), способных к взрыву (объемный взрыв). Взрывы трубопроводов, сосудов, находящихся под высоким или с перегретой жидкостью, прежде всего резервуаров со сжиженным углеводородным газом.

18 Основными поражающими факторами взрыва являются: Воздушная ударная волна, возникающая при ядерных взрывах, взрывах инициирующих и детонирующих веществ, при взрыве облаков топливно-воздушных смесей, взрывах резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением. Осколочные поля, создаваемые летящими обломками разного рода объектов технологического оборудования, строительных деталей и т.д.

19 Способами защиты от взрывов являются: Проектирование прочных ограждающих конструкций. Создание во взрывоопасных зонах инертной среды, в которой содержание кислорода было бы меньше необходимого для поддержания горения. Изоляция взрывоопасной зоны прочными стенами. Расположение взрывоопасного производства в местах, где в случае взрыва не будет причинен вред окружающей среде. Установка специальных предохранительных клапанов для сброса давления, возникающего при взрыве. Подавление взрыва.

20 Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий. Поддержание в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в целях доведения до работников сигналов гражданской обороны. Эвакуация работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Обеспечение работников и членов их семей коллективными и индивидуальными средствами защиты. Первоочередное пострадавших работников и членов их семей медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, и принятие других неотложных мер. Повышение защитных свойств помещений от проникновения РВ, ОВ и АХОВ. Проведение санитарной обработки работников, специальной обработки техники и других неотложных мероприятий. Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения РВ, ОВ и БС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и оп­ределениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ход урока:

1. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Изложение нового материала.

Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:

• ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;

• паводки, наводнения - до 40 %;

• оползни, извержения вулканов - до 18 %;

• землетрясения, засухи - до 15 %.

К опасным явлениям техногенного характера относятся загряз­нение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбро­сами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблаго­приятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.

Учащиеся записывают определение в тетради:

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при воз­никновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.

Изучение второго вопроса.

Учащиеся записывают основные понятия:

Гражданская оборона - это система мероприятий по подго­товке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение нацио­нальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.

2. Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.

Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: перво­начально система ГО в нашей стране создавалась как система за­щиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воз­духа. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповеще­ние, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий на­падения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицин­ской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводи­лась на специальных курсах.

В годы Великой Отечественной войны система ПВО сущест­венно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.

В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.

В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприя­тий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спаса­тельных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей тер­ритории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных меро­приятий.

Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.

В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи насе­лению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.

Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федера­ции - соответствующие руководители.

«Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы­шение устойчивости функционирования организаций, а также объ­ектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и кон­троля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ­вующих в ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В ее задачи входит:

• проведение единой государственной политики в области пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

• проведение мероприятий по защите населения и территорий;

• оповещение и информирование населения о ЧС;

• создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

• выполнение мероприятий ГО и др.

Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС:

На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управ­ления.

IV. Итог урока.

- Какова основная задача Гражданской обороны страны?

- Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в воен­ное время, в мирные дни?

- Какие существуют сигналы оповещения Гражданской оборо­ны и каков порядок действия по ним?

- Какова структура Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

- Назовите задачи, решаемые этой системы.

- Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)?

Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хо­зяйства.

Читайте также: