Устаревшие слова архаизмы и историзмы 2 класс конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Урок был составлен для учащихся довольно разнородного по уровню подготовленности класса. Поэтому на протяжении всего урока присутствует дифференцированная работа, разноуровневые задания, работа в парах, что способствует более прочному усвоению материала слабыми учащимися (3 группа) и дает возможность развивать свои способности сильным учащимся (1 группа). Кроме этого применяются элементы здоровьесберегающего, личностно-ориентационного обучения, технологии сотрудничества.

Упражнения, выполняемые на уроке, направлены на то, чтобы учить детей вслушиваться в речь, сопоставлять, сравнивать, уметь находить родственные архаизмы для современных слов (очи – окно), знакомиться с этимологией слов, пользоваться словарями.

Урок также интересен тем, что материал, с которым дети знакомятся на уроке, тесно связан с жизнью, он приоткрывает ребятам огромный неизведанный пока ими мир русского языка.

Тема: Устаревшие слова

Задачи:

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы;

- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса

- воспитывать желание познавать историю своего края, его прошлое; бережно относиться к культурным ценностям языка.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Оборудование: презентация, карточки, словари;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

твёрдые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом

У каждого слова – своя жизнь, своя судьба.

II. Актуализация знаний учащихся

1) Повторение знаний о синонимах, антонимах, омонимах, заимствованных словах.

Демонстрация слайда 1

- Какие группы слов вам известны?

Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, исконные слова, родственные слова.

2) Введение в тему урока

- Откройте учебник на странице 82, прочитайте тему урока. К какому блоку русского языка относится урок?

- Прочитайте задание к упражнению 1. Что мы выясним?

Выяснить, почему слова устарели.

- Что мы узнаем, выполнив упражнение 2?

Будем пытаться объяснить значение некоторых слов и работать с толковым словарём.

- Чем мы будем заниматься в упражнении 3?

Будем находить устаревшие слова и определять лексическое значение по толковому словарю.

- Выполнив эти упражнения, что мы узнаем? Чему научимся?

Узнаем, какие слова называют устаревшими, научимся находить их в толковом словарике, узнаем значение устаревших слов.

III. Изучение нового материала

Демонстрация слайда 1 (старинный русский город, ярмарка)

Демонстрация слайда 2 (десница, кольчуга)

Десница (правая рука) — служит символом могущества и силы. У некоторых народов существовал обычай клясться правой рукой. Подавать свою правую руку служило знаком дружбы. Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести Левая рука на славянском языке называется шуйца.

Кольчуга - металлическая сеть для защиты. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, которая полностью покрывала тело с головы до ног.

Чтобы изготовить кольчугу требовалось несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы. После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

2. Выявление в тексте слов, вышедших из упо­требления.(Фронтальная работа)

- Значение каких слов вам непонятны? (Конюх, кушак, сафьян, бич)

- Значение каких слов мы можем объяснить?

Конюх - человек, занятый уходом за лошадьми.

Бич - длинный кнут.

Демонстрация слайда 3 (кушак, сафьян)

Кушак – широкий пояс.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа.

- Что такое сафьянный бич? (Кнут, сделанный из тонкой кожи)

- А слова не исчезли. В каких книгах можно встретить такие слова?

В сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории.

- Какие слова называются устаревшими?

- Расскажите друг другу, что такое устаревшие слова (Работа в парах)

III. Этап усвоения новых знаний

1. Наблюдение за устаревшими словами; выявле­ние причины исчезновения слов из активного словаря.

- Закройте учебник, пользуясь закладкой. Я назову несколько слов, а вы, опираясь на свой жизненный опыт, попробуете дать объяснение.

Демонстрация слайда 4 (кольчуга, кафтан, боярин, терем)

(Дети строят высказывания)

- Как установить значение неизвестного слова?

Значение неизвестного слова устанавливается по толковому словарю.

- А теперь откройте учебник и прочитайте толкование слов.

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны уметь определять их значение. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени.

(Демонстрация выставка словарей).

Обратите внимание на выставку словарей. Они помогут вам определить толкование неизвестных вам слов, правильно произносить их. Ведь язык – это наше богатство, то наследие, которое надо беречь.

2. Наблюдение за словами современного русско­го языка, которые раньше имели другое значение. (Фронтальная работа)

Демонстрация слайда 5 (пирог, мешок, неделя, гости)

Проверьте себя по толковому словарику в учебнике.

Образец для записи: пирог – хлеб для пира; печёное изделие из теста с начинкой. Пирог с капустой.

Мешок – предметы из меха для хранения вещей; предмет из плотного материала, в который кладут что - нибудь. Мешок крупы.

Сначала в старину мешком называли вместилище из меха, затем, когда появились ткани и другие мягкие материалы, мешком стали называть любую сделанную из них тару для хранения сыпучих мелких предметов: мешок муки, крупы, угля и т.д.

Неделя – выходной день, воскресенье; промежуток времени от понедельника до воскресенья. Прошла целая неделя.

Неделя - древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. А 7 дней одной недели называли исконно русским словом седми́ца (семь дней).

Гости – люди, которые занимались торговлей, купцы; тот, кто кого – то навещает, посещает. Ждать гостей.

Демонстрация слайда 6 (гости)

Пристают к заставе гости:

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их и кормит, и поит,

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведёте?

И куда теперь плывёте?

Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.

Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живёт в течение нескольких столетий, но живёт с разными значениями.

Демонстрация слайда 8 (баян-инструмент, Баян-поэт, Баян-крейсер)

Демонстрация слайда 9 (Баян-поэт. Иллюстрация)

«Все смолкли, слушают Баяна.

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и Руслана

- Назовите какое значение было самым первым? вторым? третьим?

IV. Этап проверки понимания и закрепления изученного материала

1. Работа в группах

Задание 4 группе: отметить в толковом словарике все устаревшие слова (11 слов)

Задание для 2 группы: среди устаревших слов найдите и подчеркните многозначные слова.

Рать, кафтан, сусек, мешок,боярин, кольчуга, неделя, молвить, сафьян, кушак, гости,терем, Баян.

Задание для 1 группы: подчеркните в тексте упражнения 3 с.84 устаревшие слова. Уточни значение слов по толковому словарику.

2. Проверка выполнения заданий

4 группа Гребень, кликать, ларь, льзя, молвить, наказать, перст, покои, разуметь, рать, сусек. (11 слов)

3 группа

2 группа

Мешок, неделя, гости, Баян

1 группа

Колобок, амбар, короб, сусек, завалинка.

V. Этап рефлексии

- Какими знаниями, полученными на уроке, вам бы хотелось поделиться дома?

Саварина Ирина Николаевна, Тавровская СОШ им. А.Г. Ачкасова, Белгородского района Белгородской области, учитель начальных классов, зам. директора

Цель урока: познакомить с устаревшими словами
Задачи урока:
наблюдение за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
развитие речи уч-ся, умения работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.
воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам

I Орг. момент. Психологический настрой.

Слайд 1 , 2 (Тема и цели урока)

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. И потому что сегодня светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородице. С Праздником вас!
Слайд 3
А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
У меня для вас две благие вести: одна хорошая, а вторая очень хорошая.
С какой начать? ( с хорошей)
-Хорошо! Догадайтесь, что у меня на ладони:

Эта звёздочка-пушинка называется . (снежинка)
- Да, у меня в руке снежинка. Возможно, это последняя снежинка зимы. Она опустилась к нам, чтобы подарить радость общения и радость открытий, которые нам предстоит сделать на уроке. Снежинка оставила в полёте удивительный узор.
Выполните такой же узор до середины строки.

Разомнем пальчики и пожелаем друг другу успеха. ( Разминка) И я вам желаю удачи.

У вас на партах конверты-сундучки с пожеланием. Откроем их в конце урока.

- Работа по каллиграфии..

Пусть воркуют птицы! Пусть капель поет!
Светлые страницы жизнь пускай несет!
А благие вести в них мы запишем сами.
В праздник Благовещенье радуйтесь все с нами!

- Элементы какой буквы спрятались в узоре? Пропишите на следующей строке пять заглавных и строчных букв С с. Лучшую пару обведите в рамочку.

Следим за осанкой.

II Словарная работа
Словарные слова на букву С. Диктуют дети, записывают с комментированием.
Собака, сорока, суббота, соловей , спасибо, секрет.( первые пять слов знакомые слова , а последнее новое)

Характеристика звука ( С)

Относительно звука (с) какое слово лишнее?( секрет)
- Это новое словарное слово , запомните его написание.
- Что такое секрет? (Это тайна) Секрет и тайна –как можно назвать эти слова? (синонимы)
- Повторим, что такое слова синонимы
- Какие тайны бывают? (военные, тайна имени, женские, тайны русского языка)
- Молодцы!
- А что нам помогает открывать тайны?
Сегодня на уроке мы будем открывателями новых тайн русского языка.

А вот теперь очень хорошая весть: что у меня в другой руке?
Правильно - ключ!
А кто мне скажет, что это за слово? (Многозначное, перечисляют значения этого слова : бывает к шифру, басовый, скрипичный, к замку)

-А у этого слова есть омоним? (да, ключ – вода, бьющая из-под земли)

А у нас ключ к сундучку со знаниями.

Сегодня это старинный бабушкин сундучок, в котором хранятся … А что, сейчас узнаем.

Открываем сундучок! (Звучит музыка) Слайд 4 ,5

I. Актуализация знаний, введение в проблему.
Представьте себя в старинном городе).

Нас встречают люди ( щелчок по картинке), они о чем-то говорят. Давайте послушаем, все ли нам будет понятно. ( Щелчок – звучит разговор).

• Ребята, вы поняли, о чём говорят люди?
• Почему мы их не понимаем?
• Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем.
• Какие непонятные слова услышали?
(Кольчуга, боярин, кафтан, десница)

-А как узнать значение этих слов?
Откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование этих слов. ( Чтение сопровождается показом иллюстраций,

Слайд 6, 7, 8, 9____
Запишите толкование любого слова в тетрадь .Слайд 10.

-Как мы можем назвать эти слова?

-Мы употребляем в речи эти слова?

II. Постановка темы и цели урока.
-Как же мы назовем такие слова, которые устарели?
Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. (Устаревшие слова – тема нашего урока).
Слайд 11
Мы будем знакомиться с устаревшими словами, объяснять и понимать значения этих слов.

Сегодня на уроке мы открыли старинный бабушкин сундучок, в котором хранится много устаревших слов.

Конёк-горбунок "ростом только в три вершка". Эта старая русская мера длины равнялась 4,4 см. Многие думают, что рост конька, таким образом, был равен 13,2 см. Некоторые художники и рисуют его величиной с маленькую собачку. Но недалеко уедешь на лошадке такого размера. Дело в том, что в старину количество вершков применительно к росту человека или лошади означало сверх: для человека - сколько вершков сверх двух аршин, для коня - сверх одного. Это значит, что рост Конька-горбунка, таким образом, в холке был равен (71 + 4,4 x 2) = 79,8 см. Не кавалерийский, конечно, конь, но всё-таки ростом с небольшого ослика или пони, на которого всё же можно сесть верхом
Физкультминутка Слайд 26
Выполняем упражнения за мной. И по-возможности, запоминаем, какие части тела я называю и показываю. Повторяйте.
Встанем
Улыбнёмся мы устами,
И пощелкаем перстами,
Десницы тянем высоко,
Опускаемся легко.

Приложили длань к ланите –
и потрите, и потрите.
Поморгаем мы очами
и потрите ваши длани.
Зарядилися мы впрок
Чтоб продолжить наш урок

Какие слова вы поняли? Что они означают?

5. Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? Слайд 27

– Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова?
(выслушиваются версии).
Давайте проверим. Слайд 28. Запишите их в тетрадь в столбик.

А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники?
Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас.
Попробуем подобрать эти однокоренные слова.
Записываем: Слайд 29

Чело – чёлка
Очи – очевидный, очки
Уста – устный
Перст- перстень
(Выделите корень)

V. Проверка усвоенного.

Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения.
Слайд 30 ).

Задание – Соедини стрелками устаревшее и современное слово.

Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. Слайд 31

Кушак – пояс
Перст – палец
Седмица – неделя
Аршин – 71 см
Вершок- 4,4см
Длань - ладонь

VII. Итог. Слайд 32

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вам понравился урок?
- Что вы узнали?
(Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.)

- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?
(Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.)
- Какое задание понравилось больше?
- Кому было трудно на уроке?

Ребята, тема эта очень трудная, но вы все очень старались хорошо работать. Молодцы!
Мне ваша работа на уроке очень понравилась. Особо хочу отметить
Старались …. Пожелаю быть активнее…. Вы можете… И все у вас получится.

На следующем уроке русского языка мы продолжим знакомство с устаревшими словами.

И в память об этом уроке вам закладки в форме ключа.

Приложите к конверту, к замочку и прочитайте слово.

Какое это слово? (Умница) Это моя оценка вашей работы на уроке.

Ключ – закладка будет помогать вам открывать тайны русского языка и будет своеобразным талисманом.

Откройте конвертик . Там монетки: золотая, серебряная и бронзовая.

Слайд 33
-если вам было трудно на уроке и вы не поняли тему, выберите бронзовую монетку(коричневую),
-если вам понравилось работать, но вы испытывали небольшие трудности- выберите серебряную (серенькую),
-а если вам было легко и вы все поняли –золотую .

Положите мне в сундучок.
Сегодня было приятно работать с вами. От вашей доброты и душевного тепла снежинка растаяла утекла в весеннем ручейке.

На память о нашем уроке она оставила только капельку. А в ней те знания, которые вы получили на уроке.

А у меня в сундучке – много золота. Я очень рада, ведь ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как знания и вежливость.

Слайд 34
VIII. Домашнее задание. - Найти в русских народных сказках устаревшие слова. Составить словарик устаревших слов по сказкам.
Выполнить упр.2 стр.86
Слайд 35

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВОСЬМОЕ СЕНТЯБРЯ КЛАССНАЯ РАБОТА ТЕМА ? Урок русского языка в 6 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВОСЬМОЕ СЕНТЯБРЯ КЛАССНАЯ РАБОТА ТЕМА ? Урок русского языка в 6 классе

ВОСЬМОЕ СЕНТЯБРЯ КЛАССНАЯ РАБОТА ТЕМА ? Урок русского языка в 6 классе

 На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. (С. Маршак.)

На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. (С. Маршак.)

Прочитайте текст: Осыпал лес свои в…ршины, Сад обн…жил своё чело. Дохнул с…нт.

Прочитайте текст: Осыпал лес свои в…ршины, Сад обн…жил своё чело. Дохнул с…нтябрь, и г…оргины Дыханьем ночи обожгло. (А. А. Фет) Запиите, объясните пропущенные орфограммы.

Челобитная - в России до начала XVIII века индивидуальное или коллективное пи.


ИСТОРИЗМЫ АРХАИЗМЫ


















Физкультминутка – Начнем с такого упражнения: поднимем и опустим рамена. Повр.

Физкультминутка – Начнем с такого упражнения: поднимем и опустим рамена. Повращаем выей. А теперь поднимем перед собой десницу и шую и выполним такое упражнение: персты сжать в кулак, разжать, сжать – разжать. А теперь резко опустим и поднимем вежды, и так 5 раз. Повращаем очами несколько раз и на этом закончим физкультминутку.





Историзмы Треуголка, веретено, кафтан, кольчуга, царица, крепостной. Архаиз.

Историзмы Треуголка, веретено, кафтан, кольчуга, царица, крепостной. Архаизмы Уста, глас, рыбарь, ветрило.

Домашнее задание Из сказок А. С. Пушкина выпишите группами примеры историзмов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.08.2017 8928
  • PPTX 3.1 мбайт
  • 837 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Марина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы; сформировать представление о роли уста­ревших слов в художественных текстах; научить находить уста­ревшие слова в тексте и в словаре, разграничивать историзмы и архаизмы, выявлять ошибки в понимании устаревших слов.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем нам.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем нам.

А. С. Пушкин

А. С. Пушкин "Зима. Крестьянин, торжествуя. "

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

( Из романа в стихах "Евгений Онегин" )

Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе , в красном кушаке

Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе , в красном кушаке

слова, называющие предметы или явления, не существующие в современной жизни

Примеры : боярин, гусар, витязь, кольчуга

это слова, обозначающие названия существующих предметов, вытесненных другими словами.

Грош – монета, равная половине копейки.

Примеры: ланиты (щеки), позорище (театр), ведать (знать)

Это историзм, т.к. понятие ушло в историю

Перст – прежнее название пальца.

Это архаизм, предмет ведь не исчез!

ЗАГАДКИ Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Царь кликнет, царь мигнет, кого-то позовет. Гром и молния Арбуз И рать, и воеводу – всех положил. Сон

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

И рать, и воеводу – всех положил.

Пословицы, устойчивые выражения Мал золотник, да дорог. Кто не богат, тот и алтыну рад. Око за око, зуб за зуб. Мерить на свой аршин.

Пословицы, устойчивые выражения

  • Мал золотник, да дорог.
  • Кто не богат, тот и алтыну рад.
  • Око за око, зуб за зуб.
  • Мерить на свой аршин.

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем, На крыльце стоит его старуха, В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает. Терем .Устар. В Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками. Душегрейка .Устар. Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии. Парча .Устар. Плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями. Кичка .Устар. Старинный праздничный головной убор замужней женщины. Чупрун .Устар. Прядь волос, спадающая на лоб.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем,

На крыльце стоит его старуха,

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун таскает.

Терем .Устар. В Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

Душегрейка .Устар. Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

Парча .Устар. Плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Кичка .Устар. Старинный праздничный головной убор замужней женщины.

Чупрун .Устар. Прядь волос, спадающая на лоб.

Значение устаревших слов

Значение устаревших слов

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль

Сергей Иванович Ожегов

Сергей Иванович Ожегов

кушак сафьян

Кокошник Кольчуга Летник

Кокошник Кольчуга Летник

камзол

забрало

пищаль

бры

Физкультминутка

историзмы архаизмы

помещик зерцало (зеркало)

городовой ланиты (щёки)

ямщик десница (правая рука)

челобитная отрок (юноша)

верста ныне (сегодня)

кафтан чело (лоб)

Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт. Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца…

Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова.

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца…

Текст для девочек Прялка … В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки. Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти. Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено , особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить. (В.Волков)

Текст для девочек

Прялка … В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено , особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

(В.Волков)

Задания к тексту Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО. Запишите ответ в виде словарной статьи.

Задания к тексту

  • Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
  • Запишите ответ в виде словарной статьи.

Текст для мальчиков Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки . Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы , с расщелинами на верху, и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки. (Вл. Волков)

Текст для мальчиков

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки . Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы , с расщелинами на верху, и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

Домашнее задание

Описать внешность мамы, используя устаревшие слова.

Д Н Е В Н И К

Русский язык

упр 175

Верю – не верю Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления. Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл. Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы. Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи. Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке.

Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления.

Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл.

Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы.

Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли.

Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.

Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке.

Верю – не верю 1. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления. + 2. Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл. _ 3. Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы. _ 4. Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли. + 5. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи. + 6. Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке. +

1. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления.

2. Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл.

3. Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы.

4. Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли.

5. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.

6. Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке.

Читайте также: