Опасность политического экстремизма 9 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по обществознанию в 9 классе, линия УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова. Обществознание. 5-9 классы. Методическая разработка составлена с учётом современных педагогических технологий. Работа позволяет учащимся сформировать чёткую гражданскую позицию в области избирательного права, что особенно необходимо в современном обществе.

Тип урока : изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы организации познавательной деятельности, использованные на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная. Применена нетрадиционная форма урока: межпредметный интегрированный урок (обществознание, право и история) с групповой работой с использованием интернета.

Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Для реализации данной цели потребуется решить следующие задачи:

1. .Познавательные:

ü помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

ü сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

2. Развивающие:

ü развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

ü систематизировать и творчески перерабатывать знания;

ü отрабатывать умения аргументировать свою позицию.

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

- воспитывать чувство ответственности за будущее своей страны.

Оборудование:

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Документы, схемы, Конституция РФ.

Актуальностью данной темы является то, что важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в образовательном процессе.

Решаемая проблема состоит в низком качестве правового образования у обучающихся. Интерактивные технологии позволяют обучающимся не только приобрести знания, но и развивать способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в правовой сфере.

Практическая значимость применяемого мной интерактивного обучения интегрированного урока состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Приобретаются умения работы с документами и различными источниками информации.

Какие ожидаемые результаты мы хотим получить, используя данный метод обучения:

личностные: овладение навыками личностных оценок и мнений по отношению к участию граждан в политической жизни государства

метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить её цели и задачи, умение работать в паре, развить навыки высказывания суждений, подтверждая их фактами, владение умениями работы с текстом для исследования

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость участия в политической жизни страны

регулятивные: формулировать учебную проблему, осуществлять рефлексию и самооценку

познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать понятия, классифицировать.

Коммуникативные: умение взаимодействовать друг с другом, высказывать собственную точку зрения

1. Организационный момент.

Формулирование темы урока.

- Какие проблемы иллюстрируют данные высказывания, о чем хотели сказать нам мудрейшие, какие мысли хотели донести до современников и потомков? (напомнить материал, который изучался в 5 классе на уроках истории):

В Древней Спарте, чтобы принять какое-либо решение, созывали Народное Собрание. Перед Собранием проходили претенденты на какую- либо должность. Каждого из них встречали криком. В соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли остальные. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче. Другие важные решения принимались в Спарте тем же способом. (Греки. М: РОСМЭН. – 1994. – 96с. – С.22.)

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие. Под ним понимают действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

Мотивационный момент.

- Что такое политика? ( 1. Участие в делах государства, цели и средства их достижения, направленные на проведение в жизнь интересов больших групп людей. 2.Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.)

- Повторение (слайд 3,4,5)

Изучение новой темы.

- Итак, мы поговорим с вами о политике, политических правах

( избирательном), …(предположения уч-ся), о выборах и референдумах, политическом участии и его формах. (слайд 6)

План урока: 1. Выборы, референдумы.

2. Право на равный доступ к государственной службе

3. Обращение в органы власти.

4. Другие пути влияния на власть.

5. Значение слова свобода

6. Опасность политического экстремизма

7. Политика – дело каждого (слайд 7)

1. Выборы, референдумы.

1. - С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ? (работа с Конституцией РФ) (слайд 8)

Обратите внимание на слайд, обратитесь за помощью к Конституции (ст.32 п. 1) и сделай те вывод: (слайд 9)

- Каковы формы участия граждан в политической жизни?

-Запишите новые понятия в виде схемы (записать на доске)

Формы политического участия



( прямое) ( через представителей) (слайд 6)

Самостоятельная работа с учебником (стр. 49-50), документом.

Вопросы для самостоятельной работы:

1)Кто и с какого возраста имеет право участвовать в выборах?

2) Кто не имеет право принимать участие в выборах?

3) Что означают прямые выборы?

4)Как проводятся выборы путем тайного голосования?

5)Какие ограничения для избрания депутатов в Госдуму и Президента существуют?

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, граждане определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Работа со ст. 32 п. 2 - вывод об активном и пассивном избирательном праве (слайд 12)

Пассивное избирательное право.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет, то пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах.

Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Работа с кейсами (слайд 13)

1. Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтение предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек сделал свой выбор.

2. В ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф. В Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов.

-Какую проблему иллюстрируют данные кейсы.

( Политическая пассивность граждан, уклонение избирателей от участия в выборах, уклонение от участия в политической жизни)

Обществоведы дали четкое название данной позиции граждан:

Абсентеизм - уклонение от участия в выборах (слайд 14)

Притча о Конфуции и плачущей женщине

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. За право выбирать люди боролись в течение двух последних столетий. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами.

- Каковы на ваш взгляд причины абсентеизма?

1. Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Неверие в проведение честных и справедливых выборов.

4. Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.

- Какие выборы проводились последними? (18марта 2018 года - выборы в Государственную Думу)

2. Право на равный доступ к государственной службе

Работа с Конституцией ( ст. 32 п.5,6) (слайд 15)

Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

3. Обращение в органы власти.

- Какие способы политического участия граждан существуют кроме названных? Работа с Конституцией ( ст. 33) (слайд 16)

- В каких случаях возможно обращение граждан в органы власти?

( самостоятельная работа с учебником с.51-52)

- индивидуальные интересы граждан (жилищная контора не делает ремонт и т. п.).

- жалоба с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства ,

- заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии),

- предложение об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы

Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Ст. 29 п. 1 Конституции РФ (слайд 17)

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

- В условиях какого государства это возможно? (повторение определения правового государства и его признаков)

4. Другие пути влияния на власть (слайд 18)

- Выполните задание на листочках

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и укажите цифру, под которой оно указано.

1) партия, 2) профсоюз, 3) спортивное общество, 4) общественно-политическое движение, 5) гражданское общество, 6) союз журналистов, 7) органы местного самоуправления

- Что такое гражданское общество?

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через элементы гражданского общества: общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ. Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

- На какие условия проведения митингов, собраний обращается особое внимание?

5. Опасность политического экстремизма (слайд 19)

-Участие граждан в политической деятельности обусловлено политическими свободами. При каких условиях политическая свобода способствует развитию общества?

- Могут ли быть политические свободы безграничными или политическая деятельность граждан должна иметь какие – то ограничения?

- Каким образом использование свобод одним человеком может ущемлять права другого?

6.Политика –дело каждого. (слайд 20)

Факты. В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий – средние возрастные группы.

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль: захочет или не захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником какого-либо общественного движения. А, может быть, кто-то ставит своей целью стать Президентом страны. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Но можно ли участие в политической жизни страны считать делом необязательным?

IV . Обобщение пройденного, рефлексия. (слайд 21)

- Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

В начале урока мы поставили проблему:

Изменился ли ваш выбор? Если да, то почему?

Был ли урок полезен, почему?

VI . Самооценка, домашнее задание. (слайд 22)

Обязательное для всех:

Познавательное по выбору:

задание 1-2 на с.57 на выбор,

Творческое по желанию:

Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?

Закончить наш урок я хотела бы притчей

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Политический экстремизм

Описание презентации по отдельным слайдам:

Политический экстремизм

Экстремизм в самом общем виде характеризуется, как приверженность к крайним в.

Экстремизм в самом общем виде характеризуется, как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Базовой основой экстремизма является агрессивность, однако обязательно наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом).

экстремизм – многоликое социальное явление, проявляющееся в различных формах.

экстремизм – многоликое социальное явление, проявляющееся в различных формах, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений.

Экстремизм (от латинского extremus – крайний) – это теория и практика достиже.

Главные черты экстремизма: Предпочтение силовых вариантов при решении жизненн.

Главные черты экстремизма: Предпочтение силовых вариантов при решении жизненных задач Стремление идти к цели кратчайшим путем Нечувствительность к боли и потерям Неприятие консенсуса Относительно низкие показатели интеллекта Неразборчивость в средствах достижения поставленных целей Крайний эгоизм Ярко выраженный социальный маргинализм

Вопросами экстремизма и борьбы с его проявлениями занимается Департамент по п.

Вопросами экстремизма и борьбы с его проявлениями занимается Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел, созданный в ноябре 2008 г.

Экстремизм -политический -этнический (национальный) -религиозный -бытовой

Экстремизм -политический -этнический (национальный) -религиозный -бытовой

Экстремистская деятельность предполагает: • насильственное изменение основ к.

Экстремистская деятельность предполагает: • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по.

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения и т.д.

Политический экстремизм – это идейно-политическое течение, проповедующие при.

В узком смысле под политическим экстремизмом обычно понимают незаконную деят.

В узком смысле под политическим экстремизмом обычно понимают незаконную деятельность политических движений и партий, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни.

Характерно: нелегитимная политическая деятельность, прежде всего незаконное н.

Характерно: нелегитимная политическая деятельность, прежде всего незаконное насилие; крайние формы национализма, расизма или социально-классового антагонизма; простота и общедоступность идеологии.

формами политического экстремизма являются: фашизм, расизм, этнический и рел.

формами политического экстремизма являются: фашизм, расизм, этнический и религиозный радикализм.

Радикализм зачастую употребляется как синоним политического экстремизма для.

Радикализм зачастую употребляется как синоним политического экстремизма для характеристики политических интересов отдельных субъектов протестной и оппозиционной деятельности. Однако их различие очевидно и касается демократических и конституционно-нормативных средств разрешения политических конфликтов.

Сепаратизм как вид политической преступности представляет собой наиболее ради.

Сепаратизм как вид политической преступности представляет собой наиболее радикальную форму этнонационализма, разрушающую единую государственность требованием суверенной этнократической и государственно оформленной территориальной целостности, базирующейся на принципе самоопределения.

ТЕРРОРИЗМ (Terrorism) – один из вариантов тактики политической борьбы, связа.

ТЕРРОРИЗМ (Terrorism) – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насил.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – револ.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Политический терроризм — это систематическое, политически мотивированное, иде.

Политический терроризм — это систематическое, политически мотивированное, идеологически обоснованное использование насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — соци.

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, сексуальной ориентации и обычаям. Толерантностьне равносильна безразличию.

Гума́нность (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уваже.

Гума́нность (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому[1]; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1041 человек из 82 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 044 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.12.2017 4443
  • PPTX 362.6 кбайт
  • 88 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Замковая Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданская активность. Участие в выборах. Референдум. Опасность политического экстремизма.

Конспект урока

Ковалько Ольги Александровны

Предмет: обществознание

Тема урока: Участие граждан в политической жизни.

Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

1) помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

2) сформировать представления учащихся о политических демократи­ческих ценностях:

демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

3) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и

находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

4) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Оборудование: документы, диаграммы, схема.

Методы: проблемно- поисковый, познавательный через самостоятельную деятельность, наглядный.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион- ный момент.

Настрой учащихся на работу, положительные эмоции.

Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения.

Учащиеся настраиваются на работу

2.1. постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

Обращение к схеме на доске:






Вопросы обсуждения:

- может ли рядовой гражданин влиять на политику?

- кто может участвовать в управлении делами государства?

- зачем людям нужны политические свободы?

- вы можете принимать участие в политической жизни страны?

СОВМЕСТНО С УЧАЩИМИСЯ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЦЕЛИ УРОКА.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ТЕМЫ УРОКА.

Учащиеся высказывают свои суждения

( выборы, референдум, митинги, шествия )

Осознают тему, проблему, цель и задачи урока.

Учащиеся обмениваются мнениями, дискуссия.

2.3. поиск решения проблемы:

анализ данных, аргументация

Анализ документа – гл.2 ст.31,32 Конституции РФ

- С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ?

- Как граждане РФ могут участвовать в управлении делами государства?

- Каковы формы участия граждан в политической жизни?

- Что такое политическое участие?

- Каким бывает политическое участие? (схема)

- давайте обратимся к учебнику с. 49-50 и более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – РЕФЕРЕНДУМЕ И ВЫБОРАХ

( связь с сегодняшним днем – выборы 4 декабря в государственную думу РФ)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ФОРМ УЧАСТИЯ И СХЕМЫ

- Ваши близкие и родные проявляют политическую активность?

Ваши родители пойдут на выборы?

- ПОЧЕМУ ПАДАЕТ ИНТЕРЕС И АКТИВНОСТЬ ПОСЛЕ 18 ЛЕТ? И УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПОСЛЕ 25?

Читают, анализируют документ, отвечают на предложенные вопросы.

Записывают термин в тетрадь, переносят схему в тетрадь, дополняют ее данными для этого еще раз обращаются к документу

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

Обращение за разъяснениями к учебнику с. 53 ОГРАНИЧЕНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ.

Учащиеся анализируют статьи, отвечают на вопрос к документам, работа с источником - учебник.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА)

НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ И ЕМУ ПРЕДСТОИТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ. ОН НЕ СТАЛ СЕБЯ УТРУЖДАТЬ ДОЛГИМ ЧТЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ И ПОПРОСИЛ ПОМОЩИ ДРУГА- ДРУГ НАПИСАЛ ЕМУ ЗА КАКУЮ ПАРТИЯ НАДО ГОЛОСОВАТЬ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР.

- СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ?

- А С ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГА?

ГРАЖДАНИН НЕ ХОЧЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПРИШЛА К НЕМУ ДОМОЙ И ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ГРАЖДАНИН ПРОГОЛОСОВАЛ. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ДЕЙСТВИЯМИ КОМИССИИ?

КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА В ДЕНЬ ВЫБОРОВ НИЗКАЯ ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ – ВЫБОРЫ СЧИТАЮТСЯ НЕ СОСТОЯВШИМИСЯ И НАЗНАЧАЕТСЯ ВТОРОЙ ТУР. НА ПОВТОРНУЮ АГИТАЦИЮ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ТРАТИТСЯ ОЧЕНЬ МНОГО ДЕНЕГ. ВОЗМОЖНО, СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ НЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН. СОГЛАСНЫ?

( НАПРИМЕР, В ТУРЦИИ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА ПОСТОЯННОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫБОРОВ. В АВСТРИИ ГРАЖДАНЕ, НЕ ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ГОЛОСОВАНИИ, ПОДВЕРГАЮТСЯ 4-НЕДЕЛЬНОМУ ТЮРЕМНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ. В АВСТРАЛИИ И АРГЕНТИНЕ ЗА НЕУЧАСТИЕ НАЛАГАЕТСЯ ШТРАФ ОТ 20 ДО 200 ДОЛЛАРОВ. ТАКЖЕ ЕСТЬ НАКАЗАНИЯ В БЕЛЬГИИ И ГРЕЦИИ.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВЫБОР САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОТВЕТА И АРГУМЕТТАЦИЯ СВОЕГО ВЫБОРА.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "16.3. Политический экстремизм"



Растёт число осуждённых за экстремистскую деятельность. Так, в 2015 году российские суды вынесли 404 обвинительных приговора. Ещё 110 осуждённых за другие преступления дополнительно были обвинены в экстремистской деятельности. Это при том, что в отношении 123 человек уголовные дела по экстремистским статьям были прекращены в связи с амнистией.


Что же такое экстремизм?

Экстремистской может быть деятельность в любой сфере общественной жизни.

Можно говорить, например, об экономическом экстремизме, когда в конкурентной борьбе используются насильственные действия: рейдерские захваты, бандитские нападения, угрозы, шантаж, физическое устранение конкурентов.



В итоге Макдональдс выплатил своей неудачливой клиентке компенсацию в 640 тысяч долларов.

Экологические экстремисты видят лишь один способ решения проблем в сфере охраны природы: полную остановку деятельности и ликвидацию предприятий, которые наносят или могут наносить ущерб экологии.


Если защитники животных портят чужую одежду или обувь из кожи и меха, в их поведении также можно увидеть признаки экстремизма.

Националистический экстремизм – утверждение превосходства или даже исключительности своей этнической группы. Он становится основанием для дискриминации людей по национальному признаку.


Вплоть до геноцида – массового уничтожения людей.

Религиозные экстремисты могут не только проявлять нетерпимость к иноверцам или атеистам, но и вступать в борьбу, в том числе вооружённую, со светским государством.


Казни христиан в Риме при императоре Нероне

Или добиваться полной передачи власти представителям своей конфессии.

Если главной целью экстремистских действий является завоевание власти, то это – политический экстремизм. На какой бы идеологической основе он не развивался: националистической, религиозной или любой другой.

Для политического экстремизма характерно:

· использование силы как основного средства достижения политических целей, не исключая и террористические акции;

· организованный характер деятельности;

· отказ от любых договорённостей с политическими противниками, компромиссов.

Политологи выделяют три основных вида политического экстремизма.

Он может проявляться на государственном уровне. Чаще всего это происходит в государствах с авторитарным или тоталитарным политическими режимами.


Насильственные действия внутри страны направлены против оппозиции или населения в целом. Репрессии, нагнетание страха рассматриваются как метод удержания власти. Но государственный экстремизм может иметь и внешнюю направленность: против других государств или международных организаций. Организационно-групповой экстремизм связан с деятельностью различных групп и сообществ, индивидуальный – экстремистов-одиночек.

Необходимо иметь в виду, что единого подхода к определению экстремистских действий не существует. Одни и те же действия, совершаемые в разных обстоятельствах, могут оцениваться по-разному – как экстремистские или не являющиеся таковыми.


Народна война в Испании против наполеоновских войск. Начало XIX в.

Приведём примеры: герилья в Испании времён Наполеоновских войн, диверсионная деятельность подпольщиков во время Великой Отечественной войны, тактика партизанской войны Нельсона Манделы против властей ЮАР. Всё это – примеры насильственных действий против имеющейся на тот момент власти, но мало кому придёт в голову подвергать сомнению их справедливый характер и называть партизан экстремистами.

Подобного рода проблема, возможно, будет существовать ещё долго. Оценка действия всегда зависит от позиции того, кто эту оценку даёт. Но есть и правовой фундамент, на который стоит ориентироваться.

Первая статья уже упоминаемого нами Федерального закона называет действия, которые являются экстремистскими. В ней – четырнадцать пунктов. Все их мы перечислять не будем. При желании, вы легко можете найти полный текст закона. Назовём лишь некоторые.

· Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

· Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.

· Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

· Нарушение прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

· Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики или символики других экстремистских организаций.


Подумайте вот над какими вопросами.

· Крайние взгляды и насильственные действия для достижения своих целей, в том числе и политических, существовали на протяжении всей письменной истории человечества. Почему сейчас экстремизм стал осознаваться как особая угроза?

· И почему из всех идеологий наибольшее опасение с точки зрения распространения экстремизма вызывает фашизм?

Читайте также: