Омонимы конспект 5 класс презентация
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc
Учитель: Н.В. Щавина.
Тема: Омонимы
Формы работы: индивидуальная, групповая (6 групп по 4 человека)
Технология: критического мышления
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи урока:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить омонимы в тексте;
научить отличать омонимы и многозначные слова;
формировать умение использовать омонимы в речи;
развить умение различать омонимы в тексте;
определять виды омонимов;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку , уважительно относиться к слову.
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля , сличать результат с эталоном ; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; различать синонимы, антонимы, омонимы; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли ом онимов.
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Они приехали сегодня посмотреть на нас. Давайте мы покажем им самые хорошие стороны, и не просто учеников 5 класса, а учеников Кубенской средней школы имени А.Ф. Клубова.
На уроке нам помогать будут маршрутные листы, они у каждого из вас. Давайте договоримся, пользоваться ими только с моего разрешения.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
3. Определение темы урока. Постановка
У нас будет необычный урок. Мы с вами будем проводить лингвистические исследования. Девизом нашего урока станет следующее четверостишие.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока.
Но мы исследовать начнём
И сами до всего дойдём.
А что означает слово исследование ?
А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?
И так, сегодня вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы.
Откройте вторую страницу маршрутного листа
- Что вы видите?
- Как это может быть связанно с языкознанием, т. е. лингвистикой? Есть предположения?
Откройте третью страницу, прочитайте стихотворение.
Они живут спеша.
У них свои законы,
Они спешат меняться,
Являя все цвета;
И в том их красота.
К.Д.Б а льмонт
Выбирая эти 8 строк, я имела в виду конкретный раздел языкознания, лингвистики. Какие слова можно назвать хамелеонами?
- Какие слова называются многозначными?
Слова – хамелеоны нашего урока имеют несколько значений, но называются по – другому.
Откройте следующую страницу
Послушайте диалог и представьте картину, рассказанную в нём. (Широбрюхов Кирилл, Сизов Максим)
Откройте следующую страницу
Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал: (говорит учитель)
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Серёжа
– И я люблю! – сказал Денис.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Денис.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
О какой овсянке идёт речь?
Откройте следующую страницу
Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?
Можно назвать эти слова многозначными?
Тогда как назовём?
В начальной школе вы с ними знакомились.
Термин этот введён Аристотелем - древнегреческим философом; он был воспитателем полководца А. Македонского. Может, кто – то готов его сформулировать?
- Сформулируйте тему урока.
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Откройте следующую страницу
Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?
- Правильно, в конце этого урока мы должны:
1). Узнать, что такое слова-омонимы.
2). Находить омонимы в тексте.
3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.
4) Познакомиться с видами омонимии.
Может, кто уже может сказать, что такое омонимы?
Прочитайте определение омонимов
Учащиеся отвечают на вопросы:
(поиск новых знаний, процесс изучения чего-либо, научный процесс)
(пытаются объяснить своё мнение)
Многозначные слова, они в разных текстах имеют разные значения.
Слова, которые имеют несколько значений, но все значения связаны между собой по какому – либо сходству..
- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами.
Слова одной части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по лексическому значению
УУД: личностные (имеют мотивацию к учебной деятельности), регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Практика опережающего обучения.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Усвоение новых знаний.
Физкультминутка
Закрепление
Мостик к следующему уроку.
Домашнее задание
Возвращаемся к работе. Нам предстоит работа в группе. Она будет оцениваться. Давайте вспомним правила работы в группе.
У меня сегодня к вам огромная просьба, постарайтесь услышать друг друга, почувствовать настроение друг друга и помочь. Будьте внимательны друг к другу.
Перелистните страницу. Давайте прочитаем задание. Сначала выполните его самостоятельно.
Исключите лишнее предложение.
Остальные предложения расставьте так, чтобы получился текст, запишите.
Найдите омонимы и многозначные слова, своё решение объясните.
Выделенное предложение разберите синтаксически и начертите схему.
Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья.
А вода в ключе всё никак не успокаивалась.
Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком.
Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ.
И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый.
Таким ключом можно открыть любую дверь.
Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.
Проверка работы в группах, обсуждение.
Сегодня самое важное на уроке. Чувствовать и видеть, кому нужна помощь. Пожалуйста, помогите друг другу.
Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком. А вода в ключе всё никак не успокаивалась. И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый. Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья. Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.
Самопроверка
Найдите омонимы и многозначные слова, своё решение объясните.
Чем отличаются многозначные слова от омонимов?
При названии многозначных слов спрашивать, какое художественное средство используется?
Выделенное предложение разберите синтаксически и начертите схему. (Березина Алла)
Потрудились — отдохнем
Потрудились — отдохнем,
(Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
(Руки развести в стороны, вперед)
Влево, вправо поворот.
(Повернуться вправо-влево.)
Три наклона, прямо встать.
(Наклоны влево-вправо, присесть.)
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
(Ходьба на месте)
Всем улыбки подарили.
Следующая страница, посмотрите, как при помощи словаря можно отличить многозначные слова от омонимов?
Вернёмся к тем целям, которые мы перед собой ставили , что такое омонимы?
Перелистните страницу. Я это изобразила в виде схемы.
Продолжим исследование.
Пользуясь схемой, изучите слова, обсудите в группе и скажите можно считать их полными лексическими омонимами.
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Так и знайте: сама
Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сорок сорок.
Петя мечтает
… Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
Это, ребята частичные омонимы. О них мы поговорим на следующем уроке.
С.161. Упр.355. чтение задания или составить шуточный текст, используя омонимы
Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Теперь посмотрите сюда, что вы видите? (5)
А теперь выберите себе ту отметку, которую, на ваш взгляд, вы заработали сами и приготовьтесь объяснить, почему её выбрали.
1. Уважительно относиться друг к другу.
2. Обязательно прийти к единому мнению.
3. Сделать так, чтобы каждый понял изучаемый материал.
Дети отвечают, учитель изображает на доске графически.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные
Цель: развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: личностные (имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков), регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).
УУД: познавательные (опираются на уже известное).
УУД: коммуникативные(учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).
УУД: личностные (понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений)
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Выбранный для просмотра документ омонимы.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследование В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но мы исследовать начнём И сами до всего дойдём. Лингвистика – наука о языке.
Хамелеон - семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела.
К.Д.Бальмонт Слова – хамелеоны, Они живут спеша. У них свои законы, Особая душа. Они спешат меняться, Являя все цвета; Поблекнут – обновятся, И в том их красота.
Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал: (говорит учитель) – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю овсянку! – добавил Серёжа – И я люблю! – сказал Денис. – Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа. – Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела?! – изумился Денис. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.
Овсянка Обитает на опушках, полянах с молодой порослью, зарастающих вырубках, вдоль железных и шоссейных дорог, под линиями электропередач, на не заболоченных поймах рек и озёр, по окраинам болот и полей Человека не избегает и при подходящих условиях селится даже в городской черте
Задание: 1. Исключите лишнее предложение. 2. Остальные предложения расставьте так, чтобы получился текст, запишите. 3. Найдите омонимы и многозначные слова, своё решение объясните. 4. Выделенное предложение разберите синтаксически и начертите схему. Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья. А вода в ключе всё никак не успокаивалась. Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком. Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый. Таким ключом можно открыть любую дверь. Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.
Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком. А вода в ключе всё никак не успокаивалась. И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый. Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья. Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.
Толковый словарь С. И. Ожегова КЛЮЧ, -а, муж. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ. КЛЮЧ, -а , муж Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот (спец.). Музыкальный ключ КЛЮЧ , -а, муж. Вытекающий из земли источник, родник БИТЬ, бью, бьёшь; бей; битый; (стар.) бия; несовер. 1. То же, что ударять 2.. Ломать, раздроблять, раскалывать. Бить стёкла. 3. Стремительно вытекать откуда-нибудь.
Рыбачка Вместо озера – пруд. Вместо удочки – прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома. Кумушки Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки – Сорок сорок. (Я. Козловский) Петя мечтает …Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! (Б. Заходер)
№ слайда 1
Омонимы Выполнил Сайфуллин Джамиль, ученик 5А класса
№ слайда 2
Омонимы Омонимы (от греч. homos - одинаковый, onyma - имя) - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Их можно назвать лексическими омонимами.Например: Мир - согласие, отсутствие войны. Мир - вселенная, земной шар.
№ слайда 3
Найди омонимы Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла.Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки,Может, норка возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка здесь, а норки - нет!
№ слайда 4
Проверь себя Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла.Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки,Может, норка возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка здесь, а норки - нет!
№ слайда 5
Угадайте, о чём речь - Кто вы?- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же?- Мы лисички тоже..- Как? С одной-то лапкой?- Нет, еще со шляпкой.
№ слайда 6
Возьмите на заметку! В море суши полосаНазывается коса,И у девушки косаЦвета спелого овса. На траве лежит роса,- Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?
№ слайда 7
Соедините пары Русский язык Гриб - дождевик Нота ля Кузнечный мех Мышиная норкаЛуговая кашка Соболиный мех Пушистая норкаЯзык (во рту) Длинный дождевик Нота протестаМанная кашка
№ слайда 8
Кроме лексических омонимовможно выделить Омоформы (морфологические омонимы) Дорогой - дорогойОмофоны (фонетические омонимы) Глаз - гласОмографы (графические омонимы) Замок - замок
№ слайда 9
№ слайда 10
Найди омоформы 1.Я коня водой пою, Песню солнышку пою: Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило.2.Кто без кисти и белил Крыши города белил?3. На то и печь, Чтобы в ней хлеб печь. 1.Я коня водой пою, Песню солнышку пою: Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило.2.Кто без кисти и белил Крыши города белил?3. На то и печь, Чтобы в ней хлеб печь.
№ слайда 11
4.Малины куст В низине рос. Он утром мокрый был От рос.5. Стою на нашем берегу, Покой границы берегу.6. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. 4.Малины куст В низине рос. Он утром мокрый был От рос.5. Стою на нашем берегу, Покой границы берегу.6. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил.
№ слайда 12
Омофоны Омофоны – это слова или сочетания слов, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Серый волк в густом лесуВстретил рыжую лису. Мог ли он успеть?Люди мокли под дождём.
№ слайда 13
Подбери омофоны к словам БачокЛугКодСтогРокПосвятитьКомпания БочокЛукКотСтокРогПосветитьКампания
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
Подбери омографы к словами объясни значения слов СтрелкиМукаПлачуЗапахПирогиЗамок СтрелкиМукаПлачуЗапахПирогиЗамок
№ слайда 17
Олимпиадные задания Определите слова по их описанию1) Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя ласка2) Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи наречие3) Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву ствол
№ слайда 18
Это интересно!Найдите в этих каламбурах омонимы, омофоны, омоформы Не щеголяй, приятель, тем,Что у тебя избыток тем.Произведенья знаем те мы,Где лучшие погибли темы. Хорошая книжка привыкла к почтению.И тот получает пятёрку по чтению,Кто с детства любитель большой почитатьИ книжки, как старших, привык почитать.
№ слайда 19
Слова, совпадающие по написанию и звучанию, но имеющие разные лексические значения, называются … омонимамиСлова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению, называются … омографами
№ слайда 20
Слова разные по значению, но совпадающие по звучанию только в одной форме, называются… омоформамиСлова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, называются … омофонами
№ слайда 21
№ слайда 22
Успехов вам, друзья!Успехов вам, друзья!
№ слайда 23
Сайфуллин Джамиль,ученик 6 А классаМОУ лицея № 2г. БугульмыРеспублики Татарстан
РАЗНЫЕ по происхождению.
Сходство и отличие омонимов и многозначных слов
общее в ЛЗ разные ЛЗ
Определите, есть ли в предложениях омонимы, подчеркните их.
1. Апельсин – плод цитрусового дерева. - По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.
1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу .
В русском языке различают полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)
ВИДЫ ОМОНИМОВ
1. Омо фон ы (разное написание)
* В справочник: омофоны: пол а скать – пол о скать.
2. Омо форм ы (разные части речи)
Вы, щенки! За мной ступайте! Да смотрите ж, не болтайте,
Будет вам по калачу , А не то поколочу . (А.С.Пушкин)
* В справочник: омоформы: по калачу (предлог с сущ.), поколочу (глаг.).
3. Омо граф ы (разное произношение).
А что такое Атлас ?
Его приносят в класс?
Но есть ведь и атлАс .
* В справочник: омографы: атлас – атлас.
Отгадайте загадки.
1. Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Другое щелкает в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу. 2. Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.
Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.
Если в городе её вам придётся встретить,
На пешеходном переходе – можно не заметить.
Каламбур – это игра слов.
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.
Сев в такси, спросила такса:
- За проезд какая такса?
- Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!
Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
-Наконец мы нашли настоящий замок .
Это была настоящая мука.
Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.
Зал е зать на дерево – зал и зать рану, зап е вать куплет – зап и вать лекарство.
Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.
(по желанию): составить каламбур, нарисовать рисунки к словам - омонимам.
Презентация представляет собой урок объяснения нового материала по теме "Омонимы". На слайдах представлены иллюстрации по теме, правило, а также упражнения на выявление данных групп слов.. Урок построен в игровой форме с занимательными иллюстрациями и заданиями ввиде стихотворений.
В начале урока учащимся предлагается сравнить предметы с одинаковым названием. Детям уже знакомо понятие многозначности Повторяя известные им факты, они приходят к выводу, что омонимы - это другая группа лексики. Правило вводится постепенно, опираясь на наблюдения и знания учащихся. Убедившись, что омонимы им знакомы, ребята приводят собственные примеры, а затем наблюдают за тем, как омонимы отображены в толковом словаре, создают собственные словарные статьи.
Также вводятся понятия омографов и омофонов. Ребята учатся различать полные омонимы и омонимичные явления.
Читайте также: