Омонимы конспект 5 класс презентация

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Учитель: Н.В. Щавина.

Тема: Омонимы

Формы работы: индивидуальная, групповая (6 групп по 4 человека)

Технология: критического мышления

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить омонимы в тексте;

научить отличать омонимы и многозначные слова;

формировать умение использовать омонимы в речи;

развить умение различать омонимы в тексте;

определять виды омонимов;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку , уважительно относиться к слову.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля , сличать результат с эталоном ; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; различать синонимы, антонимы, омонимы; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли ом онимов.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Они приехали сегодня посмотреть на нас. Давайте мы покажем им самые хорошие стороны, и не просто учеников 5 класса, а учеников Кубенской средней школы имени А.Ф. Клубова.

На уроке нам помогать будут маршрутные листы, они у каждого из вас. Давайте договоримся, пользоваться ими только с моего разрешения.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

3. Определение темы урока. Постановка

У нас будет необычный урок. Мы с вами будем проводить лингвистические исследования. Девизом нашего урока станет следующее четверостишие.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но мы исследовать начнём

И сами до всего дойдём.

А что означает слово исследование ?

А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью?

И так, сегодня вы будете не просто учениками, а исследователями. Вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы.

Откройте вторую страницу маршрутного листа

- Что вы видите?

- Как это может быть связанно с языкознанием, т. е. лингвистикой? Есть предположения?

Откройте третью страницу, прочитайте стихотворение.

Они живут спеша.

У них свои законы,

Они спешат меняться,

Являя все цвета;

И в том их красота.

К.Д.Б а льмонт

Выбирая эти 8 строк, я имела в виду конкретный раздел языкознания, лингвистики. Какие слова можно назвать хамелеонами?

- Какие слова называются многозначными?

Слова – хамелеоны нашего урока имеют несколько значений, но называются по – другому.

Откройте следующую страницу

Послушайте диалог и представьте картину, рассказанную в нём. (Широбрюхов Кирилл, Сизов Максим)

Откройте следующую страницу

Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал: (говорит учитель)

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.

Люблю овсянку! – добавил Серёжа

И я люблю! – сказал Денис.

Она жёлтая, красивая такая!

И вкусная. Особенно с молоком!

Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.

Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.

Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?! – изумился Денис.

Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

О какой овсянке идёт речь?

Откройте следующую страницу

Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

Можно назвать эти слова многозначными?

Тогда как назовём?

В начальной школе вы с ними знакомились.

Термин этот введён Аристотелем - древнегреческим философом; он был воспитателем полководца А. Македонского. Может, кто – то готов его сформулировать?

- Сформулируйте тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Откройте следующую страницу

Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1). Узнать, что такое слова-омонимы.

2). Находить омонимы в тексте.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

4) Познакомиться с видами омонимии.

Может, кто уже может сказать, что такое омонимы?

Прочитайте определение омонимов

Учащиеся отвечают на вопросы:

(поиск новых знаний, процесс изучения чего-либо, научный процесс)

(пытаются объяснить своё мнение)

Многозначные слова, они в разных текстах имеют разные значения.

Слова, которые имеют несколько значений, но все значения связаны между собой по какому – либо сходству..

- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами.

Слова одной части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по лексическому значению

УУД: личностные (имеют мотивацию к учебной деятельности), регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Практика опережающего обучения.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.

Физкультминутка

Закрепление

Мостик к следующему уроку.

Домашнее задание

Возвращаемся к работе. Нам предстоит работа в группе. Она будет оцениваться. Давайте вспомним правила работы в группе.

У меня сегодня к вам огромная просьба, постарайтесь услышать друг друга, почувствовать настроение друг друга и помочь. Будьте внимательны друг к другу.

Перелистните страницу. Давайте прочитаем задание. Сначала выполните его самостоятельно.

Исключите лишнее предложение.

Остальные предложения расставьте так, чтобы получился текст, запишите.

Найдите омонимы и многозначные слова, своё решение объясните.

Выделенное предложение разберите синтаксически и начертите схему.

Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья.

А вода в ключе всё никак не успокаивалась.

Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком.

Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ.

И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый.

Таким ключом можно открыть любую дверь.

Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.

Проверка работы в группах, обсуждение.

Сегодня самое важное на уроке. Чувствовать и видеть, кому нужна помощь. Пожалуйста, помогите друг другу.

Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком. А вода в ключе всё никак не успокаивалась. И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый. Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья. Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.

Самопроверка

Найдите омонимы и многозначные слова, своё решение объясните.

Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

При названии многозначных слов спрашивать, какое художественное средство используется?

Выделенное предложение разберите синтаксически и начертите схему. (Березина Алла)

Потрудились — отдохнем
Потрудились — отдохнем,
(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,
(Руки развести в стороны, вперед)
Влево, вправо поворот.

(Повернуться вправо-влево.)
Три наклона, прямо встать.

(Наклоны влево-вправо, присесть.)
Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,
(Ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

Следующая страница, посмотрите, как при помощи словаря можно отличить многозначные слова от омонимов?

Вернёмся к тем целям, которые мы перед собой ставили , что такое омонимы?

Перелистните страницу. Я это изобразила в виде схемы.

Продолжим исследование.

Пользуясь схемой, изучите слова, обсудите в группе и скажите можно считать их полными лексическими омонимами.

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сорок сорок.

Петя мечтает

… Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

Это, ребята частичные омонимы. О них мы поговорим на следующем уроке.

С.161. Упр.355. чтение задания или составить шуточный текст, используя омонимы

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Теперь посмотрите сюда, что вы видите? (5)

А теперь выберите себе ту отметку, которую, на ваш взгляд, вы заработали сами и приготовьтесь объяснить, почему её выбрали.

1. Уважительно относиться друг к другу.

2. Обязательно прийти к единому мнению.

3. Сделать так, чтобы каждый понял изучаемый материал.

Дети отвечают, учитель изображает на доске графически.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

Цель: развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: личностные (имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков), регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).

УУД: познавательные (опираются на уже известное).

УУД: коммуникативные(учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: личностные (понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений)

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Выбранный для просмотра документ омонимы.ppt

Исследование В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но мы исследова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследование В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но мы исследова.

Исследование В стране родного языка Не всё известно нам пока. Но мы исследовать начнём И сами до всего дойдём. Лингвистика – наука о языке.

Хамелеон - семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, спосо.

Хамелеон - семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела.

К.Д.Бальмонт Слова – хамелеоны, Они живут спеша. У них свои законы, Особая ду.

К.Д.Бальмонт Слова – хамелеоны, Они живут спеша. У них свои законы, Особая душа. Они спешат меняться, Являя все цвета; Поблекнут – обновятся, И в том их красота.

Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал: (говорит учитель) – А.

Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал: (говорит учитель) – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю овсянку! – добавил Серёжа – И я люблю! – сказал Денис. – Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа. – Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела?! – изумился Денис. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.

Овсянка Обитает на опушках, полянах с молодой порослью, зарастающих вырубках.

Овсянка Обитает на опушках, полянах с молодой порослью, зарастающих вырубках, вдоль железных и шоссейных дорог, под линиями электропередач, на не заболоченных поймах рек и озёр, по окраинам болот и полей Человека не избегает и при подходящих условиях селится даже в городской черте

Омонимы Мы должны: 1) Узнать, что такое слова-омонимы. 2) Находить омонимы в.

Задание: 1. Исключите лишнее предложение. 2. Остальные предложения расставьт.

Задание: 1. Исключите лишнее предложение. 2. Остальные предложения расставьте так, чтобы получился текст, запишите. 3. Найдите омонимы и многозначные слова, своё решение объясните. 4. Выделенное предложение разберите синтаксически и начертите схему. Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья. А вода в ключе всё никак не успокаивалась. Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком. Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый. Таким ключом можно открыть любую дверь. Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.

Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. Снег уже начал примораживать.

Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. Снег уже начал примораживать землю, и речка под горой подёрнулась тонким ледком. А вода в ключе всё никак не успокаивалась. И ключ хвастался перед рекой, какой он сильный и смелый. Вдруг, налетела буря, завыл ветер, затрещали от мороза деревья. Ключ испугался, нырнул под корень ели, да так там и остался – замёрз.

Толковый словарь С. И. Ожегова КЛЮЧ, -а, муж. Металлический стержень с особой.

Толковый словарь С. И. Ожегова КЛЮЧ, -а, муж. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ. КЛЮЧ, -а , муж Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот (спец.). Музыкальный ключ КЛЮЧ , -а, муж. Вытекающий из земли источник, родник БИТЬ, бью, бьёшь; бей; битый; (стар.) бия; несовер. 1. То же, что ударять 2.. Ломать, раздроблять, раскалывать. Бить стёкла. 3. Стремительно вытекать откуда-нибудь.


Рыбачка Вместо озера – пруд. Вместо удочки – прут. Так и знайте: сама Я пойма.

Рыбачка Вместо озера – пруд. Вместо удочки – прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома. Кумушки Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки – Сорок сорок. (Я. Козловский) Петя мечтает …Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

Омонимы Выполнил Сайфуллин Джамиль, ученик 5А класса

№ слайда 1

Омонимы Выполнил Сайфуллин Джамиль, ученик 5А класса

Омонимы Омонимы (от греч. homos - одинаковый, onyma - имя) - это слова одной и т

№ слайда 2

Омонимы Омонимы (от греч. homos - одинаковый, onyma - имя) - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Их можно назвать лексическими омонимами.Например: Мир - согласие, отсутствие войны. Мир - вселенная, земной шар.

Найди омонимы Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вош

№ слайда 3

Найди омонимы Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла.Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки,Может, норка возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка здесь, а норки - нет!

Проверь себя Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошл

№ слайда 4

Проверь себя Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла.Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки,Может, норка возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка здесь, а норки - нет!

Угадайте, о чём речь - Кто вы?- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто ж

№ слайда 5

Угадайте, о чём речь - Кто вы?- Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же?- Мы лисички тоже..- Как? С одной-то лапкой?- Нет, еще со шляпкой.

Возьмите на заметку! В море суши полосаНазывается коса,И у девушки косаЦвета спе

№ слайда 6

Возьмите на заметку! В море суши полосаНазывается коса,И у девушки косаЦвета спелого овса. На траве лежит роса,- Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?

Соедините пары Русский язык Гриб - дождевик Нота ля Кузнечный мех Мышиная норкаЛ

№ слайда 7

Соедините пары Русский язык Гриб - дождевик Нота ля Кузнечный мех Мышиная норкаЛуговая кашка Соболиный мех Пушистая норкаЯзык (во рту) Длинный дождевик Нота протестаМанная кашка

Кроме лексических омонимовможно выделить Омоформы (морфологические омонимы) Доро

№ слайда 8

Кроме лексических омонимовможно выделить Омоформы (морфологические омонимы) Дорогой - дорогойОмофоны (фонетические омонимы) Глаз - гласОмографы (графические омонимы) Замок - замок

Омоформы Омоформы – это слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и

№ слайда 9

Найди омоформы 1.Я коня водой пою, Песню солнышку пою: Ты свети, свети, светило,

№ слайда 10

Найди омоформы 1.Я коня водой пою, Песню солнышку пою: Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило.2.Кто без кисти и белил Крыши города белил?3. На то и печь, Чтобы в ней хлеб печь. 1.Я коня водой пою, Песню солнышку пою: Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило.2.Кто без кисти и белил Крыши города белил?3. На то и печь, Чтобы в ней хлеб печь.

4.Малины куст В низине рос. Он утром мокрый был От рос.5. Стою на нашем берегу,

№ слайда 11

4.Малины куст В низине рос. Он утром мокрый был От рос.5. Стою на нашем берегу, Покой границы берегу.6. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. 4.Малины куст В низине рос. Он утром мокрый был От рос.5. Стою на нашем берегу, Покой границы берегу.6. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил.

Омофоны Омофоны – это слова или сочетания слов, совпадающие по звучанию, но разл

№ слайда 12

Омофоны Омофоны – это слова или сочетания слов, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Серый волк в густом лесуВстретил рыжую лису. Мог ли он успеть?Люди мокли под дождём.

Подбери омофоны к словам БачокЛугКодСтогРокПосвятитьКомпания БочокЛукКотСтокРогП

№ слайда 13

Подбери омофоны к словам БачокЛугКодСтогРокПосвятитьКомпания БочокЛукКотСтокРогПосветитьКампания

Возьмите на заметку! Чтобы не смешивать омофоны кампания и компания, полезно зна

№ слайда 14

Омографы Омографы - это слова, одинаковые по написанию, но разные по произношени

№ слайда 15

Подбери омографы к словами объясни значения слов СтрелкиМукаПлачуЗапахПирогиЗамо

№ слайда 16

Подбери омографы к словами объясни значения слов СтрелкиМукаПлачуЗапахПирогиЗамок СтрелкиМукаПлачуЗапахПирогиЗамок

Олимпиадные задания Определите слова по их описанию1) Антоним слова строгость и

№ слайда 17

Олимпиадные задания Определите слова по их описанию1) Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя ласка2) Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи наречие3) Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву ствол

Это интересно!Найдите в этих каламбурах омонимы, омофоны, омоформы Не щеголяй, п

№ слайда 18

Это интересно!Найдите в этих каламбурах омонимы, омофоны, омоформы Не щеголяй, приятель, тем,Что у тебя избыток тем.Произведенья знаем те мы,Где лучшие погибли темы. Хорошая книжка привыкла к почтению.И тот получает пятёрку по чтению,Кто с детства любитель большой почитатьИ книжки, как старших, привык почитать.

Слова, совпадающие по написанию и звучанию, но имеющие разные лексические значен

№ слайда 19

Слова, совпадающие по написанию и звучанию, но имеющие разные лексические значения, называются … омонимамиСлова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению, называются … омографами

Слова разные по значению, но совпадающие по звучанию только в одной форме, назыв

№ слайда 20

Слова разные по значению, но совпадающие по звучанию только в одной форме, называются… омоформамиСлова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, называются … омофонами

Список использованной литературы. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русско

№ слайда 21

Успехов вам, друзья!Успехов вам, друзья!

№ слайда 22

Успехов вам, друзья!Успехов вам, друзья!

Сайфуллин Джамиль,ученик 6 А классаМОУ лицея № 2г. БугульмыРеспублики Татарстан

№ слайда 23

Сайфуллин Джамиль,ученик 6 А классаМОУ лицея № 2г. БугульмыРеспублики Татарстан

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗНЫЕ по происхождению.

КАПИТАН кран¹ кран²

Сходство и отличие омонимов и многозначных слов СХОДСТВО Пишутся одинаково. ОТЛИЧИЕ Многозначные Омонимы имеют абсолютно общее в ЛЗ разные ЛЗ (по форме, цвету, характеру, действию )

Сходство и отличие омонимов и многозначных слов

общее в ЛЗ разные ЛЗ


Определите, есть ли в предложениях омонимы, подчеркните их. 1. Апельсин – плод цитрусового дерева. - По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.

Определите, есть ли в предложениях омонимы, подчеркните их.

1. Апельсин – плод цитрусового дерева. - По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.

1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу . В русском языке различают полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу .

В русском языке различают полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

ВИДЫ ОМОНИМОВ

1. Омо фон ы (разное написание)

* В справочник: омофоны: пол а скать – пол о скать.

2. Омо форм ы (разные части речи)

Вы, щенки! За мной ступайте! Да смотрите ж, не болтайте,

Будет вам по калачу , А не то поколочу . (А.С.Пушкин)

* В справочник: омоформы: по калачу (предлог с сущ.), поколочу (глаг.).

3. Омо граф ы (разное произношение).

А что такое Атлас ?

Его приносят в класс?

Но есть ведь и атлАс .

* В справочник: омографы: атлас – атлас.

Отгадайте загадки.

1. Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу. 2. Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить.

Каламбур – это игра слов.

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

Сев в такси, спросила такса:

- За проезд какая такса?

- Денег с такс

Не берем совсем. Вот так-с!

Дорога прямо Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? -Наконец мы нашли настоящий замок . Это была настоящая мука.

Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?

-Наконец мы нашли настоящий замок .

Это была настоящая мука.

Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство. Зал е зать на дерево – зал и зать рану, зап е вать куплет – зап и вать лекарство. Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.

Зал е зать на дерево – зал и зать рану, зап е вать куплет – зап и вать лекарство.

Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

(по желанию): составить каламбур, нарисовать рисунки к словам - омонимам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой урок объяснения нового материала по теме "Омонимы". На слайдах представлены иллюстрации по теме, правило, а также упражнения на выявление данных групп слов.. Урок построен в игровой форме с занимательными иллюстрациями и заданиями ввиде стихотворений.

В начале урока учащимся предлагается сравнить предметы с одинаковым названием. Детям уже знакомо понятие многозначности Повторяя известные им факты, они приходят к выводу, что омонимы - это другая группа лексики. Правило вводится постепенно, опираясь на наблюдения и знания учащихся. Убедившись, что омонимы им знакомы, ребята приводят собственные примеры, а затем наблюдают за тем, как омонимы отображены в толковом словаре, создают собственные словарные статьи.

Также вводятся понятия омографов и омофонов. Ребята учатся различать полные омонимы и омонимичные явления.

Читайте также: