Наш край дагестан 4 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Внеклассное мероприятие проводилось в 3-4 классах начальной школы (возраст 9-10 лет). Цель мероприятия: знакомство учащихся с географическим расположением республики, ее природными богатствами, растительным и животным миром. Дети работают по карте и атласам, что способствует развитию познавательных интересов, умений и навыков, прививает любовь к родному краю,чувство дружбы и толерантного отношения к людям разных национальностей.

ВложениеРазмер
moy_kray.zip 2.82 МБ

Предварительный просмотр:

с. Степное Кизлярский район Республика Дагестан

Внеклассное мероприятие на тему:

для учащихся 3-4 классов

Подготовила Белова Лариса Николаевна

учитель начальных классов

  • Познакомить учащихся с республикой Дагестан, с природными богатствами, достопримечательностями;
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное и чуткое отношение к природе, чувство гордости и патриотизма;
  • Прививать чувство дружбы, доброго отношения к людям разных национальностей, развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление.

Учитель : Ребята, какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится? Что объединяет людей, живущих в нашем селе, республике, стране? ( Мы все – россияне, наша Родина – Россия) (слайды 1-2)

- Ребята, что такое Родина? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Учитель: Родина. Это самое великое, самое дорогое, что есть у человека. Это родители, друзья, родной дом, своя школа. Наша Родина – великая страна Россия. На одном краю России начинается утро, а на другом уже наступил вечер. На севере России земля покрыта снегом, реки, озера – льдом , а на юге в это время поют птицы, цветут сады, ярко светит солнце. Наша страна объединяет более ста народов. Вот какая наша необъятная Родина – Россия!

У каждого человека, живущего в России, есть своя малая Родина. Вы, ребята, родились и растете в славном и прекрасном крае – многонациональном Дагестане.

Мне ль тебе Дагестан мой былинный,

Тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

Учитель: Где находится твой Дагестан? - спросили у одного горца.

- Над и под крылом орла, - ответил горец.

Находясь за пределами республики, нашим землякам не раз приходилось отвечать на вопрос о том, где находится Дагестан, вышесказанными словами горца. (слайд 3)

- Ребята, посмотрите на карту Дагестана. Назовите его географическое положение.

2.Ученик : Дагестан находится на материке Евразия, на стыке границ частей света Европы и Азии. Большая часть республики расположена на северо-восточных склонах Большого Кавказского хребта. Другая, малая часть, раскинулась вдоль побережья Каспийского моря.

Учитель : Ребята, вы, наверное, редко выезжаете из своего села, района, за пределы республики. И думаете, что Дагестан очень маленький. Но это не так. Это самая большая республика Северного Кавказа. По числу жителей более двух миллионов человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдавии и даже таких государств Европы, как Дания, Швейцария, Бельгия, Албания и другие. Дагестан – самая южная окраина России, которая сегодня к тому же является приграничной частью страны.

- Посмотрите на карту и скажите, с кем граничит наша республика?

3.Ученик: По суше и Каспийскому морю Дагестан граничит с Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. А также соседями являются Чеченская Республика, Калмыкия и Ставропольский край.

4.Ученик: Пешеход, делающий 40 км в сутки, может обойти всю границу республики в течение 42 суток.

«Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор,

страна ветров, озёр великих.

Так удивительно широк её простор,

приветливы людские лики.

Кто побывал один лишь только раз.

Увидев красоту земную,

оставит память в сердце тот Кавказ,

Учитель: В Дагестане всего 10 городов. Назовите их.

( Дети называют города и показывают их на карте)

Дети: Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно- Сухокумск и Дагестанские Огни.

Учитель: Какой город является столицей Дагестана?

( г. Махачкала, промышленный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. До 1922г. назывался Петровск Порт, с 1922г переименован в город Махачкала, в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева)

Учитель: В республике 42 муниципальных района, 1618 населенных пунктов и поселков городского типа.

Учитель: В каком районе мы с вами, ребята, живем? В каком селе? Что вы знаете о своей маленькой родине? (Ответы детей)

6.Ученик: Мы живем в Кизлярском районе, в селе Степное. Кизлярский район расположен в северной части Дагестана. Граничит с Тарумовским районом , с Бабаюртовским , с Чеченской Республикой и с Каспийским морем .

В 2014 году 11октября Кизлярскому району исполнилось 85 лет. Это один из важнейших этапов в истории всего кизлярского народа. Кизлярщина всегда славилась своей богатой историей, культурными традициями. Жители с. Степное и Кизлярского района в основном занимаются сельским хозяйством . Это и разведение крупного и мелкого рогатого скота, и рыболовство, и виноградарство, а также занимаются выращиванием бахчевых культур, зерновых культур, развито садоводство и овощеводство.

У берегов каспийских,

Где небеса так низки,

Есть край родной и близкий

Тебе, мой друг, и мне.

Живем здесь не напрасно мы,

Зовемся мы кизлярскими,

И дарим дни прекрасные

И даже Лопуховка –

Родные все места.

Речное и Кохановка…

Здесь жили мы веками

И будем жить всегда! ( слайды 4-9)

4.Богатства родного края

Учитель: Ребята, на столах у вас лежат атласы. Откройте страницу 8. Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми и минеральными источниками богат наш край.

( Дети работают в парах с атласами и картой, ископаемые выписываются на доске.)

Дети: Широкое распространение имеют пески, гравий, известняки, галечник. Имеются также каменный уголь, железная руда, торф, сера, нефть.

Учитель: На территории Дагестана выявлено множество минеральных источников, большая часть которых представлена сероводородными и соляно-щелочными составами. Встречаются содовые, углекислые, железистые, йодо- бромные и другие источники. Большинство из них используются в виде ванн для лечения многих болезней.

- Богат наш Дагестан животными и растениями. Чтобы узнать, какими, воспользуемся картой природных зон и атласами. Откройте страницы 24-25. ( Далее дети работают по карте, называют, а учитель показывает картинки с изображением животных )

Животные : Звери - дагестанский тур, сайгаки, кабаны, лисы, волки, шакалы, косули, барсуки, медведи, олени и другие . Птицы – пеликаны, фламинго, фазаны, цапли, лебеди, дрофы, кулики и другие.

В Каспии насчитывается 76 видов рыб. Из них 46 видов являются промысловыми. Реликтовыми рыбами Каспия являются осетровые рыбы. Это и белуга, осетр, севрюга, лосось и др.

Растения: Солодка, ковыль, чабрец, полынь, барбарис, шалфей. Множество лекарственных растений – подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, хмель, шиповник, крапива, лопух и др. (Используется гербарий ).

5.Чудеса света Дагестана

Одной из самых известных в Дагестане является пещера Дюрк. (слайд 11) Она находится на окраине аула Хустиль Табасаранского района, на отвесном склоне на высоте 400 метров. Ведет туда очень узкая тропа. В пещере Дюрк два зала – один над другим. Верхний зал побольше, его высота около 7-8 метров, а ширина 4,5 метра. Пещера эта сухая, а стены гладкие. Считалось, что именно здесь проходили религиозные обряды, хранились древние книги на неизвестном языке, меч арабского предводителя и даже древнейший экземпляр Корана.

И как можно не упомянуть такой райский уголок, как Самурский лес – единственный субтропический лиановый лес в России (слайд 14). Он находится в дельте второй по величине реке Дагестана – Самуре. Лес состоит из множеств а различных деревьев, растущих так густо, что и днем здесь царит полумрак (граб кавказский, дуб черешчатый, ольха бородатая, грецкий орех и многие другие, обвитых лианами сасеяпариля, лесного винограда, ломоноса восточного, плюща). Интересно, что некоторые из лиан – вечнозеленые, так что этот лес прекрасен в любое время года.

- Ребята, посмотрите и насладитесь красотой нашего родного края (просмотр слайдов 15-24 под дагестанскую музыку ) . Конечно, удивительно много интересного, таинственного и захватывающего на древней Дагестанской земле. Для туристов с лихвой хватило бы лишь одного теплого моря с горами, города -музея Дербента, многочисленных санаториев и турбаз. Но щедрый горный край не поскупился на памятники, как на нерукотворные, так и на созданные трудолюбивыми руками знаменитых местных умельцев.

6. Дружба народов Дагестана

Учитель: Самое дорогое и великое богатство Дагестана – дружба между народами. На территории республики проживает более ста наций и народностей, в том числе более 30 коренных народностей и этнически групп, говорящих на разных языках. Из них 14 основных народов: кумыки, даргинцы, лакцы, русские, аварцы, азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, цахуры, агулы, рутульцы , таты, чеченцы. Языком межнационального общения является русский язык. Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Они научились совместно обрабатывать землю, производить продукты животноводства и земледелия. Они создавали искусные изделия из глины, камня, дерева, шерсти, металла. У каждого народа есть свои прославленные аулы. Андийцы и хунзахцы славятся как мастера по производству бурок из войлока. Кубачинцы и гоцатлинцы превосходные ювелиры. Жители Кубачи, Харбука, Казанища, Гамсутля, Гоцатля, Согратля, Кулда и Кази-Кумуха считаются лучшими оружейниками. Селения Испик, Балхар, Сулевкент известны как центры изготовления гончарных изделий. В Южном Дагестане ткут паласы, ковры. Есть аулы известные своими канатоходцами, танцорами, музыкантами, поэтами, писателями, сапожниками, кузнецами. Всех и не перечислишь. Народы Дагестана никогда не ссорились между собой и никогда не давали себя в обиду. Добрый друг находил в Дагестане мир и добро. Враг получал отпор дружных народов Дагестана.

6.Ученик : ( читает стих-е Дмитрия Калюжного) ( Слайд 25)

Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
Цахурец, Лакец, Кумык, Аварец,
В лезгинском танце как орлы парят.
В единстве духа множество народов,
Крепка их дружба, твердостью скалы.
В сердечном братстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын- Калы.
Гостеприимства долг, для горца важный,
Он никогда его не нарушал.
Частицу сердца навсегда оставил каждый,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог когда, из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.

Учитель: Наше путешествие по любимому краю подошло к концу. Что нового узнали? Что почувствовали? Ребята, эта не последнее наше путешествие, так как еще много интересного вам предстоит узнать о своей малой родине. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были дружными и добрыми, всегда уважали друг друга. И я думаю, что пройдет несколько лет и вы внесете свой маленький вклад в развитие нашего родного Дагестана и нашей великой России!

До свидания! До новых встреч!

1.Ш.А. Мирзоев. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4 класса. – Махачкала: Лотос, 2009г

2.Зикрула Ильясов. Дагестан: Цифры и факты. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2005г.

3.С.Д.Алиев, Ю.Ю. Батий, М.С.Саидов. Люби, изучай свой край (Дагестан в вопросах и ответах). – Махачкала: Дагучпедгиз, 1989 г.

8.К.И.Пашаев, А.М. Дагаев и др. Атлас Республики Дагестан. География.9класс. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения: 30 ноября 2016 г.

Учитель: Дадашов Назим Вазирович

Цели: 1. Сформировать представления о родном крае; познакомить с административной картой республики Дагестан.

2. Сформировать понятие о достопримечательностях столицы Дагестана и всей республики.

3. Ознакомить с народами республики и их промыслами.

4. Сформировать представление об экономике и экологических проблемах малой родины.

Обучающие: познакомить учащихся со своей малой родиной, а именно: селом, районом и республикой; дать понятие о границах республики, о народностях и их промыслах.

Развивающие: расширять кругозор, развивать речь, внимание, память, мышление учащихся; способствовать расширению словарного запаса учащихся; развивать умение:

- формировать самооценку у учащихся;

- формировать свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других;

- извлекать информацию из разных форм источников (текст, иллюстрация);

- находить ответы на вопросы.

Воспитывающие: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма и ответственности перед родиной; воспитывать чувство коллективизма и самооценки, самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.

Здоровьесберегающие: соблюдение санитарных норм; создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.

Информационные: диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной и коллективной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь рассказать об особенностях своей малой родины, называть её города и народы, описать достопримечательности.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности .

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы : словесно-наглядный, игровой, частично-поисковый.

Формы организации учебно-познавательной деятельности и работы учащихся: 1. индивидуальная; фронтальная; групповая.

2. работа над тестовым заданием;

3. работа с картой;

5. просмотр слайдов на компьютере ;

Тип урока: открытие новых знаний.

Проверка изученной темы.

Самоопределение к деятельности.

Изучение новой темы.

Итоги урока (Рефлексия).

Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.

Проверка изученной темы.

Учитель: На прошлом уроке мы завершили раздел о природных зонах нашей страны. Давайте ещё раз вспомним их, и проверим насколько чётко вы запомнили эту тему.

III . Самоопределение к деятельности.

Учитель: Давайте отгадаем загадку:

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? ( Родина )

С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.

- Ребята, расскажите теперь вы о своей Родине!

- Итак, запишите сегодняшнее число и тему.

Изучение новой темы.

Назовите свою Родину (село, район …).

Где она начинается и где кончается?

Работа с административной картой республики Дагестан (на доске висит карта, на мониторе компьютера слайды с названиями городов, обозначением столицы, количеством районов и народов)

Учитель рассказывает о границах, ландшафте, столице, городах, районах. (Ребята отмечают в тетрадях основные данные: название столицы, количество городов, районов и народов).

Символы республики Дагестан флаг, герб и гимн (изображения на доске и слайды на мониторе компьютера; демонстрация гимна на компьютере).

Дагестан образован 20 января 1921 года (сейчас республике 95 лет). Далее учитель рассказывает о символах (флаге, гербе и гимне республики), об их значении, о том почему Дагестан является республикой.

Физкультминутка

Народы, проживающие в республике Дагестан.

Учитель задаёт классу вопросы о народах Дагестана. Далее сам называет народности и вкратце рассказывает о них, об их многочисленности (18) и добрососедстве.

Чем же занимаются дагестанцы? (на мониторе компьютера слайды).

Учитель задаёт классу вопросы о промыслах. Далее учитель по очереди показывает слайды и рассказывает о промыслах дагестанцев.

- Итак, отметьте в тетрадях промыслы, существующие в республике: а) сельское хозяйство; б) рыболовство; в) народные промыслы; г) машиностроение; д) производство электроэнергии; е) виноделие.

Достопримечательности Дагестана (на мониторе компьютера слайды).

Учитель задаёт классу вопросы о достопримечательностях республики. Далее по очереди он показывает слайды и рассказывает о достопримечательностях республики.

- По мере перечисления и знакомства вы можете отметить у себя в тетрадях их названия.

А) Достопримечательности столицы Дагестана (ВУЗы, памятники, площади, мечеть и др.).

Б) Город Дербент с крепостью Нарын-Кала – самый древний и южный город нашей страны.

В) Гора Базар-дюзю – самая южная точка страны и самая высокая точка Республики (4466 м над уровнем моря).

Д) Гора Шалбуздаг – здесь находятся святыни ислама, сюда приходят верующие для паломничества.

Е) Самурский лес – единственный лиановый лес в стране.

Ж) Гора Пушкин-тау.

З) Бархан-Сарыкум – уникальный природный объект.

И) Каспийское море.

К) Сторожевые башни.

Л) Гунибское плато.

Физкультминутка.

- Ко всему перечисленному можно добавить и всё то, что окружает наше с вами село Гельмец. Наше село расположено высоко в горах на высоте 1800 м над уровнем моря.

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая.

ВложениеРазмер
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край" 49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала.

-сформировать представление обучающихся о родном крае;

-развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;

-ознакомить с административной картой России, Орловской области.

- развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы.

-воспитывать любовь к своему краю.

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

-способствовать развитию умения работать в группе;

-способствовать расширению словарного запаса детей;

-умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свое предположение на основе работы с дополнительной литературой и атласом Орловской области;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-работать по предложенному учителем плану;

-умение извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, карта);

-находить ответы на вопросы. Используя свой жизненный опыт.

-делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Формы организации учебно - познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Для детей : лист с инструкциями, лист самооценки.

- Добрый день. Мы проводим урок окружающего мира.

-Сегодня вы будете работать в группах, протяните друг другу руки, открытая ладонь – демонстрация доверия и согласия.

-Присаживайтесь. Кто у нас дежурный?

-Дежурный нам расскажет итоги наблюдения за погодой за последнюю неделю ноября. Откройте дневники наблюдений.

( Рассказ о погоде )

- Мы закончили свои наблюдения за осенними изменениями в природе, вы все научились наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях.

- В дальнейшем мы продолжим эту работу. И в конце года положим их в портфолио.

- У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, на протяжении всего урока мы будем с ним работать, будем его заполнять.

- Заполните в оценочном листе графу наблюдение за природой.

- Когда я готовилась к уроку, мне вспомнилось стихотворение нашего земляка Дмитрия Ивановича Блынского. Оно поможет сформулировать тему урока:

Пойдем в мой край,

В поля, в луга Орловщины,

Нигде я лучше края не встречал,

Я тут на ты с любым ручьем и рощею,

Тут для меня начало всех начал.

- О чем это стихотворение? (О родном крае)

- А какой край вы считаете родным?

(там где родились)

-Какова тема нашего урока? (НАШ КРАЙ)

-Вы правильно её сформулировали. Оцените свои достижения в оценочном листе.

-Точно также называется книга Андрея Федоровича Кострица, которой будем пользоваться на уроке.

3. Актуализация опорных знаний.

-Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему родному краю.

-А помогут нам в этом географические карты.

- Ребята, разрешите мне быть вашим экскурсоводом, вы - мои помощники.

-Ребята. какая это карта? ( карта полушарий)

- В каком полушарии расположена наша страна?

- На каком материке?

(на материке Евразия)

- А это какая карта? ( физическая карта России)

- Что мы можем узнать по физической карте? (Рельеф, города, реки).

- Посмотрите, какая карта представлена на слайде? (Карта природных зон)

- Покажите природные зоны, расположенные на территории нашей страны. А как вы думаете. В какой зоне находится наша область? (В зоне лесов).

- Ребята, кто вспомнил все виды карт, отметьте в оценочном листе.

-Ребята, познакомьтесь с новым видом карт: административной картой России. Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так обозначаются края, округа, области, входящие в состав России.

-Найдите Орловскую область, назовите областной центр.

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Наше путешествие продолжается, но теперь по нашей малой Родине - Орловскому краю.

- Чтобы вы хотели узнать о родном крае? ( Кто соседи, области, о природе, о животных, как их охраняют, какие реки протекают по территории, какие полезные ископаемые есть в крае).

-Исходя из ваших вопросов мы можем поставить следующие задачи:

1. Определить местоположение Орловской области на административной карте России.

- Как будет называться группа. Которая будет работать над этим вопросом? ( Географы).

- Какая группа хочет ответить на этот вопрос?

- Как будет называться группа, которая будет изучать растительный и животный мир нашего края? (Биологи).

-Какая группа хочет решить эту задачу?

- А как будет называться группа, которая расскажет нам о полезных ископаемых края? (геологи)

-Какая группа займется этим вопросом?

- И изучением четвертой задачи займется группа №4. Как мы её назовем? (Экологи)

- Группа экологи получите инструкцию.

-Роли в группах распределите самостоятельно.

5.Самостоятельная работа в группах по инструкции.

-Ребята, вы работаете самостоятельно. Не забывайте заполнять оценочные листы.

6. Проверка знаний.

- Проверим, что вы узнали о нашем крае.

-Географы я попрошу вас к доске. Остальные откройте атлас на с.7- новый вид карты, с которой мы познакомились. Административная карта Орловской области. ( РАССКАЗ)

- Сравните карту с атласом. Как ребята поработали?

(Группа подготовила полное. Объёмное выступление). Оцените работу в группе.

- Оцените работу группы . (Рассказ интересный, доступно рассказали0

- Что вы можете сказать о работе этой группы?

- Предоставим слово группе экологов.

-Оцените выступление группы экологов (Речь построена, материал доносился доступно. Нам было интересно).

_ Молодцы! Группы выступали хорошо. Не забывайте про свои оценочные листы.

7. Первичное закрепление

-Ребята, в конвертах проверочный тест, но не на всех. По 1 человеку от группы будут работать на рейбуках, по этим же вопросам. Подпишите тесты. Сдайте их.

- Какую оценку получили ребята, работающие на рейбуках. Эти оценки пойдут в ваши дневники.

- Возьмите свои оценочные листы и подведите итог своей работы.

-Дети. Поднимите руку у кого графа могу полностью заполнена. Вы справились с работой на уроке. Те, кто затруднялись и кому было сложно, не расстраивайтесь, мы будем продолжать работать над теми вопросами, которые вызвали у вас затруднение.

_-Какие задачи ставились в начале урока?

- Справились с поставленными задачами?

-Что нового вы узнали? (Я не знал, что нашей области есть залежи железной руды. Я не знал – теперь знаю)

СЛАЙД 12 ЗАДАЧИ

Инструкция для группы

2. Наложите прозрачный лист на карту нашего края соответственно сторонам горизонта.

3. Обведите границу Орловской области.

4.Наклейте названия областей, граничащих с Орловской областью.

5. Обозначьте областной центр город Орёл и города : Болхов, Мценск, Новосиль, Ливны, Малоархангельск, Дмитровск-Орловский.

6.Обведите реки: Ока, Зуша, Сосна.

7.Подготовьте вступление , используя полученную информацию по плану:

  • Покажи границы нашей области.
  • С какими областями граничит наш край. (назови соседей)
  • Покажи на карте и назови областной цент
  • Покажи и назови крупные районные города области
  • Какие формы рельефа характерны для нашей области
  • Какие реки протекают по территории области

8. Оцени работу в группе, используя оценочный лист.

Орловская область образовалась в 1778 году. Наша область граничит на западе с Брянской областью, на северо-западе с Калужской, на севере- с тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской. В состав нашей области входит 19 районов.

Областной центр – город Орёл, крупные районные города: Болхов, Мценск (в котором м живем), Ливны, Дмитровск-Орловский, Малоархангельск, Новосиль.

Поверхность орловской области – холмистая равнина изрезанная балками ( Длинный овраг (обычно с пологими склонами, поросшими растительностью) и оврагами ( Глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.)

В нашем крае ярко выражены все времена года.

По Орловской области протекает много рек и речек. Самая большая река Ока берет свое начало у села Александровка Глазуновского района. Её самый большой приток река Зуша. Она берет свое начало в Тульской области. Река Сосна является правым притоком реки Дон. Исток реки у деревни Федоровка в Покровском районе Орловской области.

А) карта полушарий Б) административная карта В) карта природных зон

А) Сосна Б) Зуша В) Ока

  1. Закончи предложение: Большую часть Орловской области составляют:

А) хвойные леса; Б) сельскохозяйственные угодья; В) широколиственные леса

  1. Какое животное, занесенное в Красную книгу России, обитает на территории

А) тетерев Б) выхухоль В) косуля

  1. Самое распространенное полезное ископаемое Орловской области.

А) железная руда Б) глина В) строительный камень

  1. Можно ли на юге нашей области ориентироваться по компасу?

А) да Б) нет В) не знаю

Инструкция для группы

  1. Распределить обязанности.
  2. Расположите карту соответственно сторонам горизонта.
  3. Опираясь на материал атласа Орловской области на с.21, укажите, какие леса преобладают по всей территории области.
  4. Наклейте условные знаки на прозрачный лист.
  5. Опираясь на материал атласа Орловской области на с. 22, укажите на своей карте места обитания самых распространенных животных нашей области.
  6. Используя литературу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский с.12-21 подготовьте выступление по плану:

1. Природные зоны Орловской области.

3. Животный мир области

  1. Оцените работу в группе, используя оценочный лист.

Орловская область расположена на границе между лесной и степной зонами. Условной границей между ними служит река Ока. Лесов в нашем крае мало- 1/10 часть от всей территории. В западном и северо-западном районах Дмитровском, Хотынецком, Мценском преобладают хвойные, мелколиственные, широколиственные, а также смешанные леса. Здесь растут: дуб, береза, сосна, ель, осина, липа, ольха, черемуха, рябина, клен, ясень, дикая яблоня и груша, лещина, крушина, бересклет бородавчатый. Лесостепь встречается в основном в восточных районах и в некоторых центральных. Степная флора представлена шлемником приземистым, резухой ушастой, лапчаткой донской, солнечником узколистным, мордовником обыкновенным и др. Степи нашего края почти целиком распаханы и превращены в культурные поля.

В нашем крае обитает много различных диких животных. Самым крупным диким животным является лось. В лесах водится дикий кабан. Из хищных животных – волк, лисица, барсук. Пушные звери: белка, выдра речная, заяц-русак.

Жизнь большинства птиц Орловской области связана с лесами. Рощами. Не все птицы живут у нас круглый год. В лесах водятся : глухарь, тетерев, лесной голубь. К хищным птицам относятся: ястреб тетеревятник, сова ушастая, пустельга обыкновенная.

Инструкция для группы

  1. Распределить обязанности в группе.
  2. Используя слайды презентации и дополнительную литературу (атлас с.23) составить устный рассказ.
  1. Что такое заказники.
  2. Местоположение заказников, на территории Орловской области.
  3. Национальный парк на территории области.
  4. Какие растения охраняются в Национальном парке Орловской области?
  5. Охраняемые виды животных в национальном парке.

В) вечерница гигантская

3. Откройте атлас на с.23.Нанесите на прозрачный лист основные видовые заказники и национальный парк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родина. Это самое великое, самое дорогое, что есть у человека. Это родители, друзья, родной дом, своя школа. Наша Родина – великая страна Россия. На одном краю России начинается утро, а на другом уже наступил вечер. На севере России земля покрыта снегом, реки, озера – льдом , а на юге в это время поют птицы, цветут сады, ярко светит солнце. Наша страна объединяет более ста народов. Вот какая наша необъятная Родина –Россия! У каждого человека, живущего в России, есть своя малая Родина.
. Дагестан – это древнее название нашего родного края.


Мне ль тебе Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю. Расул Гамзатов

Где находится твой Дагестан? - спросили у одного горца.

- Над и под крылом орла, - ответил горец.

Находясь за пределами республики, нашим землякам не раз приходилось отвечать на вопрос о том, где находится Дагестан, вышесказанными словами горца.
Дагестан находится на материке Евразия, на стыке границ частей света Европы и Азии. Большая часть республики расположена на северо-восточных склонах Большого Кавказского хребта. Другая, малая часть, раскинулась вдоль побережья Каспийского моря., мы наверное, редко выезжаем из своего села, района, за пределы республики. И думаем, что Дагестан очень маленький. Но это не так. Это самая большая республика Северного Кавказа.По числу жителей более двух миллионов человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдавии и даже таких государств Европы, как Дания, Швейцария, Бельгия, Албания и другие. Дагестан – самая южная окраина России, которая сегодня к тому же является приграничной частью страны.
-с кем граничит наша республика?
По суше и Каспийскому морю Дагестан граничит с Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. А также соседями являются Чеченская Республика, Калмыкия и Ставропольский край.

Пешеход, делающий 40 км в сутки, может обойти всю границу республики в течение 42 суток.
В Дагестане всего 10 городов:
Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно- Сухокумск и Дагестанские Огни.

Столица Дагестана
( г. Махачкала, промышленный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. До 1922г. назывался Петровск Порт, с 1922г переименован в город Махачкала, в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева) : В республике 42 муниципальных района, 1618 населенных пунктов и поселков городского типа.

Богатства родного края

Широкое распространение имеют пески, гравий, известняки, галечник. Имеются также каменный уголь, железная руда, торф, сера, нефть.

На территории Дагестана выявлено множество минеральных источников, большая часть которых представлена сероводородными и соляно-щелочными составами. Встречаются содовые, углекислые, железистые, йодо- бромные и другие источники. Большинство из них используются в виде ванн для лечения многих болезней.

- Богат наш Дагестан животными и растениями.

Животные : Звери - дагестанский тур, сайгаки, кабаны, лисы, волки, шакалы, косули, барсуки, медведи, олени и другие . Птицы – пеликаны, фламинго, фазаны, цапли, лебеди, дрофы, кулики и другие.

В Каспии насчитывается 76 видов рыб. Из них 46 видов являются промысловыми. Реликтовыми рыбами Каспия являются осетровые рыбы. Это и белуга, осетр, севрюга, лосось и др.

Растения: Солодка, ковыль, чабрец, полынь, барбарис, шалфей. Множество лекарственных растений – подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, хмель, шиповник, крапива, лопух и др.

Чудеса света Дагестана

водой камни, редкие лучи солнца, проникающие сквозь почти сомкнутые верхушки скал…

Одной из самых известных в Дагестане является пещера Дюрк. Она находится на окраине аула Хустиль Табасаранского района, на отвесном склоне на высоте 400 метров. Ведет туда очень узкая тропа. В пещере Дюрк два зала – один над другим. Верхний зал побольше, его высота около 7-8 метров, а ширина 4,5 метра. Пещера эта сухая, а стены гладкие. Считалось, что именно здесь проходили религиозные обряды, хранились древние книги на неизвестном языке, меч арабского предводителя и даже древнейший экземпляр Корана.

И как можно не упомянуть такой райский уголок, как Самурский лес – единственный субтропический лиановый лес в России Он находится в дельте второй по величине реке Дагестана – Самуре. Лес состоит из множеств а различных деревьев, растущих так густо, что и днем здесь царит полумрак (граб кавказский, дуб черешчатый, ольха бородатая, грецкий орех и многие другие, обвитых лианами сасеяпариля, лесного винограда, ломоноса восточного, плюща). Интересно, что некоторые из лиан – вечнозеленые, так что этот лес прекрасен в любое время года.


До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт.

До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. Тундра

До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт.

 С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями .

С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями .

 С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями . Степь

С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями .

Степь

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. Пустыня

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.

Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции.

Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции.

Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. Арктическая пустыня

Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции.

Арктическая пустыня

Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение.

Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение.

Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. Черноморское побережье Кавказа

Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение.

Черноморское побережье Кавказа

В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи .

В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи .

В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи . Лесная зона

В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи .

Лесная зона


О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём





Наш город Кизилюрт стоит на берегу реки Сулак.

Наш город Кизилюрт стоит на берегу реки Сулак.

Сулак, река в Дагестанской АССР. Длина 144 км. Течёт сначала в Главном Сулакском каньоне (глубина 700—1500 м) Впадает в Каспийское море ,

Сулак, река в Дагестанской АССР. Длина 144 км.

Течёт сначала в Главном Сулакском каньоне

(глубина 700—1500 м) Впадает в Каспийское море ,

 Андрей Анатольевич Плешаков

Андрей Анатольевич Плешаков

 Андрей Анатольевич Плешаков

Андрей Анатольевич Плешаков

1.Ботаники 2.Зоологи 3.Экологи

1.Ботаники 2.Зоологи 3.Экологи


Зоологи

Биологи

Экологи

Экологи


Дружба народов Дагестана

Дружба народов Дагестана

Кумыки, даргинцы, лакцы, русские, аварцы, азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, цахуры, агулы, рутульцы , таты, чеченцы.

Кумыки, даргинцы, лакцы, русские, аварцы, азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, цахуры, агулы, рутульцы , таты, чеченцы.



-75%

Читайте также: