Очерки по методике литературного чтения рыбникова конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Реферат на тему:

Выполнили: Студены 4 курса

Проверила: Луковкина Ю.А.

1.1. М.А. Рыбникова. Педагогический и жизненный путь----------------------3-4

1.2. Основные дидактические правила в системе занятий по литературе-—5-7

М.А. Рыбникова. Педагогический и жизненный путь.

Ко времени учения в Мариинском училище относится первый ее опыт педагогической работы. Как одной из самых способных учениц, М.А. Рыбниковой поручают давать уроки младшим ученицам. М.А. Рыбникова была одной из лучших выпускниц 1903 года – окончила училище с золотой медалью. Два года после окончания училища она учительствовала в школе, но от педагогического труда на данном этапе удовлетворения не испытывала: чувствовала пробелы в подготовке, понимала необходимость получения высшего педагогического образования. В 1904 г. Рыбникова поступает на Московские высшие женские курсы. Ее учителями на Высших женских курсах были известные педагоги-филологи П.Н. Сакулин, А.Е. Грузинский, А.Н. Веселовский. После окончания Высших курсов М.А. Рыбникова увлекается идеей создания собственной школы, однако вскоре убеждается в невозможности для нее осуществления этого плана и решает ехать на работу в вяземскую гимназию.

Основные дидактические правила в системе занятий по литературе.

М.А Рыбникова правильно подчеркивает значение системы в обучении. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях, утверждает она, предмет становится для ребенка понятным и любимым. Предмет не доходит до ребенка, неинтересен ему при отсутствии системы. Учитель часто торопится, не ожидая, пока учащиеся усвоят изучаемый материал, не учитывает сложности постепенного перехода от незнания к знанию или топчется на одном месте, вызывая скуку, падение интереса учащихся. Автор подчеркивает необходимость тесной связи методики с детской психологией, со всесторонним изучением возрастных особенностей детей, их интересов вообще и читательских в частности.

Система занятий по литературе, основанная на понимании природы художественной литературы и на особенностях восприятия ее учащимися, позволяет обосновать некоторые основные дидактические правила или законы, служащие основой методов преподавания. М.А. Рыбникова сформулировала 4 таких правила.

Это дидактическое правило является выражением одной из закономерностей обучения литературе как предмету школьного преподавания. Оно вытекает как из природы художественного образа, представляющего собой известное обобщение, выраженное в конкретно-чувственной форме, так и из психологических особенностей его восприятия.

Это правило важно для организации всего классного коллектива и отдельных учащихся. В работе учителя в равной мере лежат расчет и вдохновение. Без тщательной организации не только классной работы, но и внеклассной работы, без постоянных организованных наблюдений учащихся над природой, над работой людей, над текстом произведения нельзя стимулировать развитие их творческих сил.

Это правило является, как и второе, общедидактическим. Его необходимо учитывать как в построении курса, так и в методике занятий, что также иллюстрируется автором уроками по литературному чтению и раскрытием системы раскрытия устной и письменной речи.

Поясняя это правило М.А. Рыбникова поясняет, что в занятиях обычно преобладает индукция: от чтения басен – к определению жанра басни, от практики описания и повествования – к теоретическому осознанию этих форм, от больших эмоциональных переживаний – к общему выводу о роли писателя.

Однако нужна и дедукция, осознание учащимися общих положений, с помощью которых они могли бы правильно подходить к новым явлениям литературы. В результате – широко используя индукцию и дедукцию, развивая мысль учащихся и постоянно поддерживая их интерес к занятиям, преподаватель помогает им усвоить основы науки о литературе.

Система занятий по языку и система письменных работ по методике педагога основаны на возрастных интересах учащихся и на усложнении определенных типов работ - различных видов изложения и творческого сочинения. При этом Рыбникова настойчиво подчеркивает ведущую роль учителя.

Структура урока литературы по методике М.А. Рыбниковой.

Основной метод анализа, обычно применяемый М. А. Рыбниковой, - раскрытие идейного содержания произведения через анализ его композиции и языка.

Поучителен характер постановки вопросов к произведению (каким образом? зачем? к чему? в чем и как?), требующих раскрытия идейной функции композиционных и стилистических приемов.

Какими бы путями ни шла М. А. Рыбникова к уяснению содержание произведения, она никогда не дает выводов готовыми, а заставляет учеников доходить до них самостоятельным размышлением.

Особое значение М. А. Рыбникова придает творческой самодеятельности учащихся.

Преподавание литературы осложняется и в том случае, когда те или иные методы работы (устный пересказ, письменные работы) рассматриваются только или преимущественно как метод контроля. Любой учебный метод в руках опытного учителя может и должен быть средством проверки знаний учащихся. Но в основе каждого метода должна лежать образовательная направленность, каждый метод должен прямо содействовать целям обучения. Нельзя не признать актуальности этою утверждения в наши дни, когда в практике иных учителей-словесников проверка знаний занимает большую часть урока.

Центр всей работы по литературе в V и VII классах М. А. Рыбникова ставит изучение вопросов теории литературы. Теория призвана помочь учащимся осмыслить и привести в систему знания по литературе, полученные ими на протяжении трех лет.

1. Общественная природа писателя; политическая значимость литературы; познавательное значение литературы. Тема, идея, тип.

2. Литературный язык, изобразительные средства языка. Художественная речь как выявление внутреннего замысла автора.

3. Построение произведения; композиция как метод раскрытия темы, ход действия в произведении. Образ-персонаж. Система образов в произведении.

4. Основные литературные роды и виды. Их идейно-художественные признаки.

Для трудов М.А. Рыбниковой по вопросам развития устной речи характерно стремление создать стройную систему в обучении. Исследовательница подчеркивала важность установления межпредметных связей уроков грамматики и литературы, которые вместе выполняют задачу воспитания в ученике сознательного отношения к слову, как к "серьезнейшему показателю внутренней жизни", призывала "пробудить критическое отношение к употреблению того или иного слова или термина" .

Уроки литературы должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и взыскательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни. Эта позиция М.А. Рыбниковой реализовывалась в системе накопления слов и фразеологических оборотов по тематическим кругам от класса к классу: а) действие и движение в связи с материалами повествовательного характера (V класс); б) предмет, явление внешнего мира в связи с материалами описательного характера (VI класс); в) психические состояния, внутренний мир человека, работа над характеристикой (VII класс), естественны при скрещивании и повторении названных тем в жизни языка и в практике уроков.

Выдвинутые и апробированные М.А. Рыбниковой в среднем звене литературного образования принципы словарной работы создают хорошую перспективу для ее продолжения и развития в старшем звене.

Очерки по методике литературного чтения (Рыбникова) 1985 год

Очерки по методике литературного чтения(Рыбникова) 1985

Назначение: Пособие для учителя

© "Просвещение" Москва 1985

Авторство: Рыбникова М.

Формат: PDF Размер файла: 44.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

СКАЧАТЬ PDF

НЕСТАРЕЮЩЕЕ НАСЛЕДИВ (предисловие к 4-му изданию)

Современная школа призвана взять осе ценное, добитое трудом нескольких поколений педагогов" советской школой к педагогической наукой" все выдержавшее проверку временем должно быть бережно сохранено и активно использовано"', -говорятся в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональней школы".

Новое издание книги "Очерки по методике литературного чтения", выходящее к столетию со дня рождения видного советского ученого-седа гота Марик Александровны Рыбниковой, выпускается после принятия школьной реформы. Стремление связать обучение с жизнью-основная направленность "Очерков" М. А. Рыбниковой-созвучно целям перестройки общеобразовательное! к профессиональной школы и в современном этапе, ходе партия и государство в центр внимания ставят задачу воспитания человека. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечено: Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний,. но прежде всего -как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущи ми ем у идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда >> поведения"1.

Выход в 1963 году книги Марин Александровны Рыбниковой "Очерки по методике литературного чтения" был значительным событием в профессиональной жизни послевоенных поколение учителей словесников. Им не довелось ни лично знать автора н его деятельность, вн прочесть первых изданий "Очерков", пришедшихся на годы войны (1941-1943 гг.): к 80-ы годам они стали графической редкостью. Поэтому появление книги со вступительной статьей Н. И. Кудряшева, где раскрывалась методическая система Рыбниковой, стало для многих открытием в своеобразной "школой ученичества".

С тех пор прошло более двадцати лет. Как и к моменту 3-го

* О реформе общеобразовательной! и профессионально! шкоды. Сб. документам материалом. К, 1994. е. ЗД

издания, за это время шагнула вперед литературная наука, пояпились выдающиеся художественные произведения, изменились школьные программы, учебники, методические пособия, но ведущие идеи книги М. А. Рыбниковой не устарели: они находят продолжение и реализацию как в современной методической теории, так и в практике преподавания литературы. Сейчас, когда началось осуществление школьной реформы, полезно вновь обратиться к наследию выдающегося советского методиста, чтобы осмыслить наиболее ценное и актуальное в нем.

Показателен уже сам факт переиздания методической книги, вышедшей впервые почти сорок пять лет тому назад. В чем причина ее жизненности? Еще в 1959 году известный историограф методики Я- А. Роткович писал: "Можно без преувеличения сказать, что "Очерки" М. А. Рыбниковой принадлежат к числу наиболее совершенных, капитальных работ по русской методике, наряду е классическими пособиями для учителей Ф. И. Буслаева, В. Я. Стою- инка, В. И. Водовозова, В. ГГ. Острогорского"1. Время подтвердило эту высокую оценку. Известно, что, создавая свою во многом итоговую книгу, М. А. Рыбникова обобщила многолетний опыт работы в школе, которой она всю жизнь была предивна. Известно также, что осмысление личного опыта имело под собой богатейшую теоретическую базу: М. А. Рыбникова блестяще знала предмет (была известным фольклористом и филологом), а также обладала обширными познаниями в области истории методики и возрастной психологии. К этому нужно прибавить незаурядность исследовательских способностей, творческий подход к жизни и гражданскую активность. Сочетание всех этих знаний и качеств помогло М. А. Рыбниковой создать методическую систему, которая основана на закономерностях усвоения детьми литературы и организации их деятельности. Эти закономерности не отменены временем, хотя, естественно, движущаяся жизнь корректирует их. Так. изменились содержание учебного материала и структура школы, другим стадо состояние литературной науки, на которую опирается методист. Ушли из программы многие произведения, разбиравшиеся на уроках Рыбниковой: тоньше и глубже стал школьный анализ текста: более осведомленными, благодаря средствам массовой информации, стали ученики. И все-таки "Очерки" по-прежнему содержат в себе огромный поучительный заряд для современного учителя, потому что ориентируют его на связь преподавания с жизнью, на доверие к силам ученика, па развитие творческих способностей детей и воспитание творческого отношения к труду. Все эго звучит сегодня особенно актуально в свете проводимой реформы школы.

Книга М. А. Рыбниковой создавалась с установкой на новую программу, которая утверждалась в 1939 году. Именно тогда литература была восстановлена в правах как самостоятельный предмет со своими специфическими целями и возможностями. Новое положение предмете в школе требовало методического обоснования и осмысления. Ответом на эту задачу в явились "Очерки" М. А. Рыбниковой, которая была одним из авторов новой программы и пропагандистом ее. "Очерке" сыграли большую роль в становлении методической науки и оказали неоценимую помощь практике. М- А. Рыбникова впервые дала классическое определение методики преподавания литературы в советской школе: она (методика) "является творческой переработкой трех факторов: природы предмета (литературный язык и художественная литература), целей воспитывающего обучения (коммунистическое воспитание советской школы) и особенностей детского восприятия я поведения"1. Сам предмет-литературное чтение в V-VII классах - создавался почти заново и рождался в оппозиции как к чтению обществоведческому, так н к социологически упрощенному историко-литературному курсу (таким он выглядел в программах предшествовавших десятилетий). Именно поэтому большое внимание в "Очерках" уделяется осмыслению "первого фактора" методики - природе литературы. Хотя сегодня никто, казалось бы, впрямую не оспаривает значения и места литературы в школе, к рассуждениям М. А. Рыбниковой следует присмотреться. Что в них особенно важно? Прежде всего это выявление само ценности литературы как искусства, отказ использовать ее "служение" - в качестве иллюстраций к общественной жизни. Для Рыбниковой произведение важно в его образной специфике, эмоциональной силе, особенностях авторской позиции. Этот подход прочно вошел а методику.

Сегодня, когда большое значение придается гармоническому развитию личности, особенно актуально звучит утверждение М. А. Рыбниковой огромной роли литературы в образования я разностороннем воспитании человека: "Литература -это познание мира, жизни человека, общества. Литература -это школа мировоззрения. Литература - это воспитание чувств, это волевая зарядка". В разных местах "Очерков" положения эти развиваются, усиливаются. Специально подчеркнет автор, что литература дает "сильные эмоциональные зарядки". Обратит внимание на то, что она показывает ученику "самого себя в тех возможностях, которые открывает ему неизведанный, им эмоциональный опыт". Отмстит способность литературы "показать общественную природу человека и характер отношений между членами общества". В сущности, М. А. Рыбникова показывает многофункциональность литературы, отстаивая в связи с этим ее незаменимость в школе. Убеждение, что литература -великая культурная, ценность и что она необходима человеку в общество, пронизывает всю книгу. Оно заставляет автора настаивать на важности введения в программу к в учебные хрестоматии большого количества "лучших художественных произведений". "Школа не должна воспитывать недоучек,-пишет она.- Литературная начитанность, прочная языковая культура необходима советскому ребенку, и мы обязаны сделать все, чтобы литературное наследство было передано молодому поколению". В таких словах слышится гражданская озабоченность методиста будущим культуры советского общества, что так созвучно задачам нашего времени.

На современную школу существенное влияние оказывает научно-техническая революция. Сегодня недостаточно дать ученику знания, нужно научить его овладевать методами познания. В преподавании литературы это значит научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей я идеалов, разбираться o основных теоретико- и историко-литературных проблемах. Осуществить это можно только при условии активной деятельности учащихся в процессе чтения и анализа произведений. Поэтому одна из важнейших задач методики - помочь учителю реализовать такие принципы обучения, которые бы развивали познавательную в творческую активность школьников. Методические поиски М. А. Рыбниковой отвечают данному 'направлению в преподавании литературы. Она была убеждена в том, что успех к учителю приходит в том случае, если она умело направляет работу всего класса н каждого ученика.

Чтоб!* литература воспитывала, чтобы она могла дойти до сознания в сердца школьника, его нужно,-считает М. А. Рыбникова,- учить читать, воспринимать, понимать художественные произведения.

Очерки по методике литературного чтения(Рыбникова) 1985

© "Просвещение" Москва 1985

Авторство: Рыбникова М.

Формат: PDF Размер файла: 44.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

СКАЧАТЬ PDF

НЕСТАРЕЮЩЕЕ НАСЛЕДИВ (предисловие к 4-му изданию)

Современная школа призвана взять осе ценное, добитое трудом нескольких поколений педагогов" советской школой к педагогической наукой" все выдержавшее проверку временем должно быть бережно сохранено и активно использовано"', -говорятся в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональней школы".

Новое издание книги "Очерки по методике литературного чтения", выходящее к столетию со дня рождения видного советского ученого-седа гота Марик Александровны Рыбниковой, выпускается после принятия школьной реформы. Стремление связать обучение с жизнью-основная направленность "Очерков" М. А. Рыбниковой-созвучно целям перестройки общеобразовательное! к профессиональной школы и в современном этапе, ходе партия и государство в центр внимания ставят задачу воспитания человека. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечено: Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний,. но прежде всего -как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущи ми ем у идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда >> поведения"1.

Выход в 1963 году книги Марин Александровны Рыбниковой "Очерки по методике литературного чтения" был значительным событием в профессиональной жизни послевоенных поколение учителей словесников. Им не довелось ни лично знать автора н его деятельность, вн прочесть первых изданий "Очерков", пришедшихся на годы войны (1941-1943 гг.): к 80-ы годам они стали графической редкостью. Поэтому появление книги со вступительной статьей Н. И. Кудряшева, где раскрывалась методическая система Рыбниковой, стало для многих открытием в своеобразной "школой ученичества".

С тех пор прошло более двадцати лет. Как и к моменту 3-го

* О реформе общеобразовательно! и профессионально! шкоды. Сб. документам материалом. К, 1994. е. ЗД

издания, за это время шагнула вперед литературная наука, пояпились выдающиеся художественные произведения, изменились школьные программы, учебники, методические пособия, но ведущие идеи книги М. А. Рыбниковой не устарели: они находят продолжение и реализацию как в современной методической теории, так и в практике преподавания литературы. Сейчас, когда началось осуществление школьной реформы, полезно вновь обратиться к наследию выдающегося советского методиста, чтобы осмыслить наиболее ценное и актуальное в нем.

Показателен уже сам факт переиздания методической книги, вышедшей впервые почти сорок пять лет тому назад. В чем причина ее жизненности? Еще в 1959 году известный историограф методики Я- А. Роткович писал: "Можно без преувеличения сказать, что "Очерки" М. А. Рыбниковой принадлежат к числу наиболее совершенных, капитальных работ по русской методике, наряду е классическими пособиями для учителей Ф. И. Буслаева, В. Я. Стою- инка, В. И. Водовозова, В. ГГ. Острогорского"1. Время подтвердило эту высокую оценку. Известно, что, создавая свою во многом итоговую книгу, М. А. Рыбникова обобщила многолетний опыт работы в школе, которой она всю жизнь была предивна. Известно также, что осмысление личного опыта имело под собой богатейшую теоретическую базу: М. А. Рыбникова блестяще знала предмет (была известным фольклористом и филологом), а также обладала обширными познаниями в области истории методики и возрастной психологии. К этому нужно прибавить незаурядность исследовательских способностей, творческий подход к жизни и гражданскую активность. Сочетание всех этих знаний и качеств помогло М. А. Рыбниковой создать методическую систему, которая основана на закономерностях усвоения детьми литературы и организации их деятельности. Эти закономерности не отменены временем, хотя, естественно, движущаяся жизнь корректирует их. Так. изменились содержание учебного материала и структура школы, другим стадо состояние литературной науки, на которую опирается методист. Ушли из программы многие произведения, разбиравшиеся на уроках Рыбниковой: тоньше и глубже стал школьный анализ текста: более осведомленными, благодаря средствам массовой информации, стали ученики. И все-таки "Очерки" по-прежнему содержат в себе огромный поучительный заряд для современного учителя, потому что ориентируют его на связь преподавания с жизнью, на доверие к силам ученика, па развитие творческих способностей детей и воспитание творческого отношения к труду. Все эго звучит сегодня особенно актуально в свете проводимой реформы школы.

Книга М. А. Рыбниковой создавалась с установкой на новую программу, которая утверждалась в 1939 году. Именно тогда литература была восстановлена в правах как самостоятельный предмет со своими специфическими целями и возможностями. Новое положение предмете в школе требовало методического обоснования и осмысления. Ответом на эту задачу в явились "Очерки" М. А. Рыбниковой, которая была одним из авторов новой программы и пропагандистом ее. "Очерке" сыграли большую роль в становлении методической науки и оказали неоценимую помощь практике. М- А. Рыбникова впервые дала классическое определение методики преподавания литературы в советской школе: она (методика) "является творческой переработкой трех факторов: природы предмета (литературный язык и художественная литература), целей воспитывающего обучения (коммунистическое воспитание советской школы) и особенностей детского восприятия я поведения"1. Сам предмет-литературное чтение в V-VII классах - создавался почти заново и рождался в оппозиции как к чтению обществоведческому, так н к социологически упрощенному историко-литературному курсу (таким он выглядел в программах предшествовавших десятилетий). Именно поэтому большое внимание в "Очерках" уделяется осмыслению "первого фактора" методики - природе литературы. Хотя сегодня никто, казалось бы, впрямую не оспаривает значения и места литературы в школе, к рассуждениям М. А. Рыбниковой следует присмотреться. Что в них особенно важно? Прежде всего это выявление само ценности литературы как искусства, отказ использовать ее "служение" - в качестве иллюстраций к общественной жизни. Для Рыбниковой произведение важно в его образной специфике, эмоциональной силе, особенностях авторской позиции. Этот подход прочно вошел а методику.

Сегодня, когда большое значение придается гармоническому развитию личности, особенно актуально звучит утверждение М. А. Рыбниковой огромной роли литературы в образования я разностороннем воспитании человека: "Литература -это познание мира, жизни человека, общества. Литература -это школа мировоззрения. Литература - это воспитание чувств, это волевая зарядка". В разных местах "Очерков" положения эти развиваются, усиливаются. Специально подчеркнет автор, что литература дает "сильные эмоциональные зарядки". Обратит внимание на то, что она показывает ученику "самого себя в тех возможностях, которые открывает ему неизведанный, им эмоциональный опыт". Отмстит способность литературы "показать общественную природу человека и характер отношений между членами общества". В сущности, М. А. Рыбникова показывает многофункциональность литературы, отстаивая в связи с этим ее незаменимость в школе. Убеждение, что литература -великая культурная, ценность и что она необходима человеку в общество, пронизывает всю книгу. Оно заставляет автора настаивать на важности введения в программу к в учебные хрестоматии большого количества "лучших художественных произведений". "Школа не должна воспитывать недоучек,-пишет она.- Литературная начитанность, прочная языковая культура необходима советскому ребенку, и мы обязаны сделать все, чтобы литературное наследство было передано молодому поколению". В таких словах слышится гражданская озабоченность методиста будущим культуры советского общества, что так созвучно задачам нашего времени.

На современную школу существенное влияние оказывает научно-техническая революция. Сегодня недостаточно дать ученику знания, нужно научить его овладевать методами познания. В преподавании литературы это значит научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей я идеалов, разбираться o основных теоретико- и историко-литературных проблемах. Осуществить это можно только при условии активной деятельности учащихся в процессе чтения и анализа произведений. Поэтому одна из важнейших задач методики - помочь учителю реализовать такие принципы обучения, которые бы развивали познавательную в творческую активность школьников. Методические поиски М. А. Рыбниковой отвечают данному 'направлению в преподавании литературы. Она была убеждена в том, что успех к учителю приходит в том случае, если она умело направляет работу всего класса н каждого ученика.

Чтоб!* литература воспитывала, чтобы она могла дойти до сознания в сердца школьника, его нужно,-считает М. А. Рыбникова,- учить читать, воспринимать, понимать художественные оронзведения.


Рыбникова Мария Александровна — русский советский фольклорист, педагог-филолог.

Мария Александровна Рыбникова (8 февраля 1885 — 3 июня 1942).

Девятилетним ребенком она была принята в Московское Мариинское училище и до его окончания воспитывалась в интернате. Мария Александровна хорошо училась, проявляя особый интерес к литературе.

Окончив в 1903 году Мариинское училище, М.А.Рыбникова после года работы в начальной школе поступила на историко-философский факультет (по отделению русской литературы) Московских высших женских курсов.

С конца 1924 г. М.А.Рыбникову приглашают во 2-й Московский государственный университет (на базе которого был впоследствии создан Государственный педагогический институт им. В.И.Ленина), в котором она вела методику литературы.

Как педагог М. А. Рыбникова выступала за многообразие методов и приемов, оценивая их в зависимости от содержания и воспитательных целей обучения. В то же время она стремилась к созданию целостной системы воспитывающего обучения литературе и родному языку. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета.

Теоретические разделы книги представляют собой итог методических исканий известного педагога и филолога, не изменяющего своей приверженности основательному, серьезному филологическому изучению языка русских писателей.

Наряду с необходимостью непосредственного эмоционально-эстетического восприятия художественной литературы утверждала правомерность разбора содержания литературных произведений в органической связи с их художественной формой, широко использовала иллюстративный материал. В дальнейшем частично пересмотрела свои взгляды, признав необходимость использования в преподавании литературоведческого материала. Особое значение придавала изучению языка художественных произведений как средству развития речи учащихся, выступала за использование фольклорного материала (загадки, пословицы и пр.) в школьном курсе литературы для анализа стилистики литературного произведения.
Исследуя в широком историческом плане теорию и практику детского чтения, разработала принципы отбора и издания книг для детей. Автор и соавтор работ по вопросам поэтики, русской литературы, фольклора, книг для чтения, учебных пособий.

Список использованной литературы:

Над проектом работали студентки группы ФЛ-РЛБ-31:

Гончарова Тамара,
Джангирян Ангелина,
Москвичева Ольга,
Шифман Ангелина.

Читайте также: