Общественный строй древней руси 6 класс конспект урока фгос с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга - тиун.

Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

- параграф 9 пересказ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока истории России в 6 классе дата проведения ___________

Тема. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ (§ 9)

1) Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Учебник, § 9., рабочие листы,

Основные понятия и термины

Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Монастырь. Игумен. Миссионеры

Алипий (Алимпий) Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, Иларион и др.

Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси

Раскрыть процесс формирования древнерусской народности

Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта городов и сельской местности Древней Руси

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты

Продолжить формировать умение учащихся работать с текстом учебника

Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и детьми в рабочих тетрадях

Способствовать формированию навыков групповой работы: уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения ,

оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; определять исторические процессы и события во времени; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи

познавательные владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника

личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, оценивать исторические события и роль личности в истории.

2. Мотивация

Постановка цели и задачи

1.Исторический диктант

1.документ, в 1072 г. созданный потомками Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей)

2. Кочевые воинственные племена (половцы)

3. Событие, произошедшее 1097 г., послужившее началу раздробленности на Руси)

4. Князь, ставший Киевским князем в возрасте 60 лет (Мономах)

6. Борьба за престол князей Рюриковичей (усобицы)

7. Установил уроки и погосты(Ольга)

8. Его призвали на Русь (Рюрик)

9. По преданию погиб от укуса змеи (Олег)

10. Форма правления, при которой власть передается по наследству (монархия)

11. Народное собрание (вече)

12. Искусство управления государством (политика)

13. Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

14. Крестил Русь (Владимир)

15. Вера в сверхъестественное (религия)

16. Один из русских первых русских князей, прославился как полководец, совершавший дальние походы во многих направлениях (Святослав Игоревич)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Запись в тетради темы урока

3.Новый материал

4. Закрепление материала

5.Домашнее задание

За работу на уроке

Работа в группах Задание № 1.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Задание № 2. п.2. § 9

Главным занятие на Руси было земледелие. Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани.

Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. В те времена господствовало натуральное хозяйство , Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Задание №3. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Действительно, Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах. Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Князья начали жаловать земельные владения своим дружинникам, а так же Церкви. Так появляются первые ВОТЧИНЫ . Но верховным собственником земли был князь.

ЗАДАНИЕ №3 стр. 72 1-3 абзац, заполните вторую часть таблицы.

Вопросы по второй части таблицы :

Самое бесправное населении , рабы (холопы, челядь)

Как пополнялось число холопов?

Как называли сельских жителей, плативших налоги? (смерды)

Кто такие закупы? ( разорившиеся общинники, работавшие на землевладельца за определенную ссуду (купу)

Кто такие рядовичи? ( земледельцы, нанимавшиеся к землевладельцу по договору (ряду)

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работа над п.6 § 9, заполните сравнительную таблицу

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми?

-С чем вы не согласны?

Ваш билетик на выход. Вам предлагается выполнить задание. Древнеславянский словарь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что бы это значило ?общество

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что бы это значило ?общество

Что бы это значило ?
общество

Глава 2. Русь в IX – I половине XII в.Урок 7. Общественный строй Древней Рус.

Глава 2. Русь в IX – I половине XII в.
Урок 7. Общественный строй Древней Руси
История России 6 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
г. Вилючинск

План: Древнерусские города. Место и роль городов в Древней Руси. Мир свободно.

План:
Древнерусские города.
Место и роль городов в Древней Руси.
Мир свободной крестьянской общины.
Княжеское хозяйство.

Древнерусские города Место и роль городов в Древней Руси европейцы считали Ки.

Города и крепости Древней Руси к началу XII в.

Города и крепости Древней Руси к началу XII в.

Очевидные факты о древнерусских городах: деревянные крепости славяне строили.

КремльРайоны проживания бояр, богатых купцов Районы проживания бояр, богаты.

Кремль
Районы проживания бояр, богатых купцов
Районы проживания бояр, богатых купцов
Ремесленно-торговый
посад
Ремесленно-торговый
посад
Ремесленно-торговый
посад
Устройство российских городов

Княжеская администрацияВоенно-служилая знатьКрупное и мелкое купечествоРемесл.

Княжеская администрация
Военно-служилая знать
Крупное и мелкое купечество
Ремесленники,
челядь
Домницы для изготовления железа


3. Мир свободной крестьянской общиныТерриториальная община (вервь, мир) - объ.

Задание: стр. 74- 75. Какие правила общинной жизни передавались из поколения.

Задание: стр. 74- 75. Какие правила общинной жизни передавались из поколения в поколение?
Обед в поле
Худ. К.Маковский
Традиции общинной жизни:
совместное управление
помощь в рабочих и бытовых делах
уважение старших
трудовое воспитание детей, их участие в ведении хозяйства с раннего возраста

4. Княжеское хозяйствоКак называется крупное земельное хозяйство, которое пер.

4. Княжеское хозяйство
Как называется крупное земельное хозяйство, которое передается по наследству от отца к сыну?
Вотчина – наследственное земельное владение князя или боярина
Во дворе удельного князя Худ. В.Васнецов

первые вотчины в Киевской Руси появились в X- XIв. с формированием и укрепле.

первые вотчины в Киевской Руси появились в X- XIв. с формированием и укреплением княжеской власть и княжеской администрации
Пути появления вотчин
Захват общинных земель
Родовое
владение
В результате
дарения
Приобретение
Вотчина

Задание: проанализируйте текст учебника стр. 76 со 2 абз. – 77 Заполните табл.


Представители вотчинной администрации занимали более высокое положение, чем п.

Представители вотчинной администрации занимали более высокое положение, чем простое свободное население Киевской Руси:
освобождались от общегосударственных налогов и повинностей

Социальная структура Киевской Руси в IX – XIIв.Князь Люди в личном услужении.

Социальная структура Киевской Руси в IX – XIIв.
Князь

Люди в личном услужении князя
дружинники (старшие и младшие)
отпрыски княжеского рода
княжеская администрация:
огнищанин
тиун и др.

Источники: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%CE%C1%D9%C.

Краткое описание документа:

Презентация к уроку "Общественной строй Древней Руси" содержит основные положения темы, схемы, таблицы, иллюстрации. Учащиеся работают в группах, анализируют дополнительный материал, текст учебника, решают познавательные задачи, систематизируют выводы в таблице, участвуют в дискуссии.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 912 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 10. Общественный строй Древней Руси

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.02.2021 2200
  • PPTX 6.7 мбайт
  • 579 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гудзишевская Нина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перестав делиться по родо-племенному признаку все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество с формированием единого общественного строя. Общество это группа людей, строй – это организация уклад жизни.

 1) Каково устройство Древнерусского города 2) Какие категории населения проживали в городе 3)Место и роль городов в Древней Руси 4)Вотчины 5) Жизнь крестьянской общины.

1) Каково устройство Древнерусского города

2) Какие категории населения проживали в городе

3)Место и роль городов в Древней Руси

5) Жизнь крестьянской общины.



Детинец

Что такое сословия?

Социальная структура города Князья Купцы Бояре Ремесленники Дружинники Промысловики Духовенство

Социальная структура города

Ремесленники

Промысловики

Духовенство

Выполни задания поработай с текстом учебника

1 группа Каковы были основные занятия горожан.

с учебником. стр. 72, выписать занятия горожан.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ляпина Марина Геннадьевна

Перевозский

МБОУ Средняя школа №2 г. Перевоза

Учитель истории и обществознания

Общественный строй Древней Руси

Урок открытия новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

образовательные: познакомить с основными слоями населения Древней Руси

- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; доказывают свою точку зрения и принимают чужую, если она убедительная

карточки с вопросами

тест 2 варианта

Учебник: История России с древних времён до XVI в. 6 кл. И.А. Андреев, И.Н. Фёдоров.- М: Дрофа, 2016

раздаточный дополнительный материал для работы в группах, слайд-презентация в программе Power Point

формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, расширять оценочную деятельность, овладевать способами обобщения и систематизации знаний, уважать культурные достижения своего народа

Оценить значение исторического и культурного наследия наших предков; применять понятийный аппарат исторического знания, основне хронологические понятия и термины; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы: соотносить историческое время и историческое пространство, ; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников, использовать приёмы исторического анализа: сопоставления и обобщение фактов

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала, собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; анализировать материал учебника и дополнительного материала, привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, работая с различными источниками информации

Коммуникативные УУД: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон, формулировать и аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Читайте также: