Оценка мировых природных ресурсов 10 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

раздаточный материал (дополнительная литература).

Предварительная подготовка: подбор учебной литературы, таблиц,

Ход урока:

2. Исходя из наличия карт и раздаточного материала, определите тему сегодняшнего урока. Верно, наш разговор сегодня будет о природных ресурсах. Впервые вы узнали о них еще на уроках природоведения и географии в 5-6 классах. Давайте освежим в памяти те знания.

Природные ресурсы

а) возобновимые энергия Солнца

• земельные энергия ветра

• пресные воды энергия приливов

• биоресурсы геотермальная энергия

• ресурсы МО

4. Работа в группах. Каждой группе дается индивидуальное задание.

1. Пользуясь текстом учебника и дополнительным материалом, выясните, что такое природные и экономические ресурсы.

Выясните степень ресурсообеспеченности разных стран мира и зависимость от этого показателя степени экономического развития. Объясните свою позицию.

Определите характер размещения ПР на планете и покажите примеры на карте (самые ресурсообеспеченные страны и т. д.)

2. Пользуясь картой минеральных ресурсов и тектонической,

взаимосвязь между формами рельефа и видами пол. ископаемых.

Выделите регионы и страны-лидеры по запасам и добыче основных видов пол. ископаемых (топливных, рудных, химических).

Определите экологические проблемы и пути их решения. Покажите страны, успешно решающие их.

3. Пользуясь картой земельных ресурсов, определите климатические пояса и регионы мира-лидеры.

Выясните структуру земельного фонда мира. Определите и покажите страны-лидеры по количеству обрабатываемых земель.

Определите, где на планете наблюдается расширение площадей

блэндов и опустынивания. Какие меры против этого есть?

Расскажите о мировом водопотреблении и борьбе с дефицитом воды.

5. По карте биоресурсов определите два лесных пояса планеты. Используя карту природных зон, подумайте, в чем их различие.

Определите наиболее и наименее лесистые страны и регионы.

Приведите факты по лесопользованию, определите отрицательные последствия неконтролируемой вырубки.

Укажите самые загрязненные места в МО, объясните причины.

Расскажите о перспективах использования ресурсов океана.

7. Подумайте, как человек использует энергетические ресурсы Солнца, ветра, земных недр, приливов. Страны какого уровня развития могут себе это позволить и почему?

Расскажите о рекреационных ресурсах планеты. Укажите наиболее посещаемые туристами регионы и страны.

5. Выступления групп по итогам своей работы. В тетрадях необходимо записывать рейтинги стран по запасам различных видов ресурсов.

6. Итог урока. Может ли страна, имеющая разнообразные природные

ресурсы, умных и энергичных граждан быть слабой? Есть ли взаимосвязь между ресурсообеспеченностью и уровнем экономического развития?

7. Домашнее задание: знать материал урока. Определить, о каких видах ресурсов мы не вспомнили (агроклиматические, ресурсы животного мира).

содержании изучаемого материала, с оставлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: у чеб. Для 10 кл.

2. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.Поурочные разработки по географии н а основе

3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI – X

Ектеринбург, ул. Комву зовская, 17, ком.203. Р еспубликанский му льти медиа центр по

политическая карта мира, у чебник, атласы. Мультимедий ное обору дование.

Цели:

Задачи:

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, презентация, задания группам.

Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.

Содержание урока

1. Организационный момент

Ознакомление обучающихся с целями и задачами и планом урока.

2. Изучение нового материала

Теоретическая часть Природные ресурсы и ресурсообеспеченность.

Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования.

Главные виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, рекреационные, ресурсы мирового океана, агроклиматические.

Классификация природных ресурсов: По происхождению, по исчерпаемости, по применению.

Ресурсообеспеченность– это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

3. Практическая работа. Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными природными ресурсами отдельных стран и регионов мира

Пример расчета на сколько лет хватит природного ресурса.

Р=З/Д - где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир, З - запасы, Д - добыча

Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)

Добыча - 4625млн т/в год. (добыча угля в мире)

Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет

Пример расчета природного ресурса из расчета на душу населения

Р=З/Н - где Р – ресурсообеспеченность З – запасы данного ресурса Н – население данной страны, региона, мира.

Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)

Население – 7, 125 млрд (население мира)

Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.

Работа в группах. Группы работают по инструктивным карточкам в течении 15 минут, по окончании работы представитель группы, докладывает результат работы и делает выводы.

  • 1 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
  • 2 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
  • 3 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
  • 4 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
  • 5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, на какое количество лет хватит данного ресурса.
  • 6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.
  • 7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира.

Инструктивная карточка 1 группы

1 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные таблицы 5 "Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд" (приложение, стр 384) и данные блока 7, рисунок 27 (карта-схема) стр 128.

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.

1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?

2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?

3. Какие регионы обеспечены топливом?

4. Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?

Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем

Запасы угля (в млрд т).

Добыча (в млн т.)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит данного ресурса)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Разработка урока "Оценка мировых природных ресурсов" (10 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Новокузнецка Кемеровской области

Конспект урока по географии

Анфёрова Лариса Владимировна

Информационная карта урока географии 10 класс №5

Тема: Оценка мировых природных ресурсов. Слайд №1

Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира .

Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала . Урок – практикум.

1. Организационный момент.

Ознакомление обучающихся с задачами урока Слайд №2 , с планом урока Слайд №3 .

2 . Изучение нового материала.

Природные ресурсы и ресурсообеспеченность

.Классификация природных ресурсов Слайд №4, слайд №5, слайд №6, слайд №7, слайд №8 .

Понятие о природных ресурсах. Слайд №9 Понятие о ресурсообеспеченности. Слайд №10 .

Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.

Ресурсы пресной воды . Слайд №11. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Слайд №12.

Пути решения проблемы пресной воды на планете. Слайд №13 . Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд №14

Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами . Слайд №15

Земельные ресурсы Слайд №16

Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.

Земельный фонд планеты. Слайд №16

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Большую ценность в структуре мирового земельного фонда Слайд №16 представляют

обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.

Структура земельного фонда не остаётся неизменной. Слайд №17. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Слайд №17. Примеры темпов опустынивания Слайд №17.

Обеспеченность пахотными землями отдельных регионов и стран мира. Слайд №18

Биологические ресурсы Слайд №19

Растительные ресурсы Слайд №19 . Животные ресурсы Слайд №19.

Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Слайд №19

Лесные ресурсы планеты Слайд №20. Лесистость. Слайд №20

Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Слайд №21

Минеральные ресурсы Слайд №22

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).

Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. Слайд №22

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов.

Читайте также: