Обучающее изложение кот ворюга 4 класс перспектива конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
-познакомить с произведением К.Г.Паустовского, учить рассуждать, анализировать произведение, внимательно относиться к художественному слову; воспитание бережного отношения к живой природе.
- развитие навыков беглого осознанного чтения; выделить главную тему урока; развитие речи учащихсяяяяяя, умение фантазировать, составлять словесные портреты героев произведения.
- привитие любви к животным, умение их защищать.
Задачи: -понять главную мысль произведения, раскрыть смысл девиза
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, рассуждения,
Содержимое разработки
Урок литературного чтения в 4классе
- познакомить с произведением К.Г.Паустовского, учить рассуждать, анализировать произведение, внимательно относиться к художественному слову; воспитание бережного отношения к живой природе.
- развитие навыков беглого осознанного чтения; выделить главную тему урока; развитие речи учащихсяяяяяя, умение фантазировать, составлять словесные портреты героев произведения.
- привитие любви к животным, умение их защищать.
Задачи: -понять главную мысль произведения, раскрыть смысл девиза
Методы : репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, рассуждения,
Эмоциональный настрой
-Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем друг другу удачи!
2. Вступительная часть урока:
героев. Научимся любить домашних животных, оберегать их.
Основная часть урока:
Константин Георгиевич Паустовский –это русский, советский писатель.
Работал водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом.
Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки.
-Можно ли из заголовка узнать, кто герой его рассказа?
(Конечно, это кот!)
Все животные, как и человек, чувствуют боль, страх, радость в жизни. Не только доброе слово необходимо им, прежде всего добрые действия по отношению к бродячим животным. Накормить голодную собаку, кошку.
Паустовский призывает нас с вами быть добрыми, любознательными, чуткими по отношению к животным и окружающей нас природе.
-Давайте прочитаем на доске девиз нашего урока:
(Эхо чтения) Доброта и милосердие-великие вещи
-Как вы понимаете эти слова?
-Ребята, а у вас дома есть кот или кошка?
Расскажите о них (Дети рассказывают)
-Молодцы! Значит вы любите своих питомцев, ухаживаете за ними, не даете никому в обиду.
Я тоже очень люблю животных, особенно кошек, не раз спасала брошенных котят.
Прежде, чем будем читать, я объясню значения слов, которые встретятся у нас в рассказе.
Отчаяние - состояние крайней безнадежности , ощущение безвыходности.
Кукан -бечевка, на которую надевают пойманную рыбу.
Прорва - здесь. название реки.
Лаз -узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Работа по учебнику: стр.134
(Эхо чтения) об авторе К.Г.Паустовском
Читая произведения писателя становишься добрее, внимательнее.
Чтение учителем рассказа выразительно
-Ребята, как вы думаете, кто такой вор?
Это тот, кто берет что либо без разрешения.
Это хорошее качество или плохое?
-Конечно плохое. Воровать нельзя!
Если тебе что либо нужно, лучше спросить.
Вопросы по прочитанному: (Дети отвечают)
Автор как бы ругает кота, но и говорит о нем с улыбкой.
-Как вы думаете, почему у кота были такие повадки?
(Он был бродяга и бандит, он голодал, не нужен был никому, вынужден был все воровать)
Давайте составим словесный портрет кота-ворюги и как бы вы отнеслись к нему, если б встретили такого кота?
Посмотрите на иллюстрацию на стр.135
-Какой фрагмент из рассказа здесь запечатлен?
-А кто в рассказе славился бесстрашием и ловкостью?
(Ленька-сын деревенского сапожника)
-Правильно! Ленька был смелый мальчик. Он единственный из героев
Какой благородный поступок совершил кот?
Зачитаем из текста.
Заключительная часть урока
-Итак, ребята мы пришли к выводу, что доброта и милосердие –это великие вещи. Впервые в жизни сердце кота нашло отклик, почувствовав к себе доброту и внимание.
На наших глазах происходит чудовищное превращение в преданного и благородного кота (показ картины)
Кот никогда не будет ворюгой.
Он чувствует себя и хозяином и сторожем .
Рефлексия: -Какой образ кота вам понравился больше кота-ворюги или благородного кота?
- Чей портрет вы видите? Расскажите что запомнили о нем . (К. Паустовский) Биография Паустовского.
Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.
Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым "почетным гражданином" города. Над обрывом реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому (слайд).
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).
Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны
- Какие произведения этого автора вы знаете? (выставка книг)
- О ком и о чем писал К. Паустовский? (о природе, о животных)
- Зная его произведения, что вы можете сказать об авторе? Каким он был
человеком? (наблюдательным, добрым, т. д.)
- О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).
- Кто заметил особенности этого рассказа? (этот рассказ
1) написан от имени автора, т. е. К. Паустовский что видел, то и описывал (наблюдательность автора ),
2) главный герой не человек, а животное – кот.) (детские рисунки кота (Рассказ детей по своим рисункам.)
- Какие чувства возникли коту по мере прочтения рассказа?
Краткий пересказ по опорным словам. Кот
Хозяин и сторож
Кот сначала (что делал)?
Воровал (затем он…)
Попался (что с ним сделали)?
Накормили (как он себя повёл)?
Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?
Хозяин и сторож.
Итог: вместо расправы и наказания за воровство-
Работа со шляпами.
(примерный план рассказа: 1. Кот-ворюга.
Словарная работа.
I . часть - за глаза
III . часть – мертвая хватка
- Объясните, как вы понимаете эти выражения. Жанр произведения. Обложка.
IV . Работа над темой урока.
Постановка темы урока.
- Сегодня на уроке мы попробуем составить полную характеристику главного героя-кота.
Характеристика героя.
- В рассказе К. Паустовского описание кота дается в разных местах.
- Попробуйте найти эти части описания (детали) и составить полный устный портрет героя. 1 группа:
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.
(На доске появляются два рисунка кота)
- дикий, отчаянный, грозный;
- боится наказания – трусливый.
Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками. Выборочное чтение. - Подходит ли эта пословица к этому тексту:
Добро всегда добром возвращается.
- Какова главная мысль этого произведения?
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
V . Итог урока.
- Итак, прочитав рассказ, что вы можете о нем сказать?
- Как охарактеризовать его?
а) весёлый, каждую данную характеристику дети подтверждают
б) поучительный словами текста
- Какие еще герои есть в рассказе? ( Лёнька, Рувим и автор)
- Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)
- Какова главная мысль рассказа? (любовь к животным, гуманизм,
воспитывать можно и добром, и лаской)
- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
Работа над скоростью. Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Урок дал мне для жизни ..
-Быть добрым- это значит…
-Быть добрым легко…..
-Быть добрым тяжело….
Выставление оценок в оценочных листах.
VI. Домашнее задание.
-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,
2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору,
4 группа – всем людям.
-Какой совет вы бы хотели им дать?
Используемая литература
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010
2. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2/[ авт.-сос.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова].-М. Вентана-Граф, 2010
№ слайда 2
С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это … .
№ слайда 3
Константин Георгиевич Паустовский Паустовский родился в Москве, но его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Паустовский учился в Киевской классической гимназии. По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
№ слайда 4
Прочитайте текст. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды нам рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с десятком жирных окуней. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать вора. Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. Выхода оттуда не было. Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и стали ждать.
№ слайда 5
Беседа О чем этот текст? Определите его тему. Определите основную мысль. Из скольких частей состоит текст? Составим план. Прочитайте каждую часть текста и определите основную мысль каждой части.
№ слайда 6
План 1. Рыжий кот. 2. Грабёж средь бела дня. 3. Кот попался.
№ слайда 7
Беседа по содержанию. Почему люди пришли в отчаяние? Выделим ключевые слова I части. Какие слова находит автор, чтобы ярче и выразительнее изобразить кота? Почему пришёл конец терпению людей? О каком случае рассказывает автор? Как автор называет этот поступок кота? Выделим ключевые слова II части. Расскажите, как был пойман кот-ворюга? Выделим ключевые слова III части.
№ слайда 8
Словарная работа Кука н (англ. Fish Stringer) — приспособление для сохранения и переноса выловленной рыбы.
№ слайда 9
Словарная работа пришли обворовывал потерявший бродяга и бандит рассказали огород протащил поклялись колбасы трясти уронил подскочил футбольный
№ слайда 10
Изложение Подготовьте пересказ текста. Напишите изложение, соблюдая абзацное членение. Желаю удачи!
2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Оборудование и оснащение:
мультимедиа проектор с экраном,
рисунки с изображением котов,
портрет писателя.
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
- Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его с загадки: (слайд 1)
Красив он и строен, длинноус и мохнат.
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)
- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте? Как называются такие стихи? (акростих)
- Давайте дружно проведём фонематическую (звуковую) зарядку:
М, Н, Г, Х, Ф, В, Р. (слайд 2)
- Все эти 7звуков могут издавать кошки.
Кстати, гораздо больше, чем собаки!
3. Операционный этап.
3.1. Выход на тему урока.
- Ребята, услышав звуки, кто-то пришёл на наш урок? (слайд 3)
Я отчаянный кот -
Глазище с кувшин,
- Ребята, вы узнали гостя? (предположения детей)
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл в Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую мировую войну – санитаром, потом учил детей литературе, работал журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным корреспондентом. То есть много вёрст прошёл и проехал по Руси.
Но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в их числе.
- Ребята, а давайте посмотрим, какие ещё рассказы написал этот писатель? (слайд 5)
(Заячьи лапы, Барсучий нос, Растрёпанный воробей, Корзина с еловыми шишками, Подарок)
- У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.
3.2.Работа над текстом. Словарная работа.
- В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно читать, сначала я, а потом вы – хором. (слайд 6)
(на слайде все слова стоят с ударением)
Тесовая (крыша)
Босяцкие (выходки)
- Как вы их понимаете?
- А такое объяснение этим словам даёт толковый словарь. Прочитайте. (слайд 7,8,9,10)
Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности
Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную рыбу
Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород
Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека
Плотица – небольшая рыба плотва
Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного
- Во время прослушивания подумайте, почему автор выбрал из этих слов именно слово ворюга?
- Возьмите карандаши, следите и отмечайте несоответствия между текстом и записью.
- Итак, приготовились, слушаем.
3.3.Прослушивание записи МР3.
- Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
(слайд 12)
- Кто может объяснить, почему автор использовал в заглавии слово ворюга?
Вывод: - До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.
- У него бесшумная походка…
- У него прекрасный нюх…
- Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…
- Он умеет мурлыкать…
- С ней человек ходит на охоту…
- Он узнает об окружающем мире с помощью усов…
- Его называют другом человека…
- Он умывается собственной лапкой…
3.6. Вторичное чтение текста детьми.
3.7. Портрет в художественном произведении.
- Сейчас мы будем составлять литературный портрет кота-ворюги.
- Что входит в понятие портрет? (Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)
(слайд 13)
внешний вид
портрет действия, поступки характер
Работа по рядам.
1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.
2 ряд – Находит описание действий и поступков кота.
3 ряд – Находит в тексте авторскую оценку.
- Время работы – 4 минуты.
1 ряд – Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.
- Что вы можете сказать о коте по его внешнему виду?
- Какие чувства он у вас вызывает?
Вывод: видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.(слайд14)
2 ряд – обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
- Если бы вы не знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?
- Какой приём использует автор для придания коту яркого образа?
- Понравился ли вам кот? Почему?
Вывод: если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган – мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет. (слайд15)
3 ряд – Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.
- Нравится автору кот?
- Осуждает он его?
- Почему кот так поступает?
Вывод: кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время, мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из голодного положения. (слайд 16)
4. Рефлексия.
- Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что кот - ворюга, а кто-то – Милиционер)
- А наш гость, какое имя предпочитает носить? (Милиционер)
- В рассказе К.Паустовского кот преобразился. Какие изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)
(слайд17) - Зачитайте фразы из текста.
- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)
Нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.
(слайд 18)
Каждой птице и каждому зверю
нужна людская доброта.
- Как вы понимаете эти слова?
- А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)
Работа в парах..
- Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы кошкам было всегда уютно жить в вашем доме.
Проверка. (одна группа начинает, а другие добавляют)
- А вот какие правила подготовил я. Найдите те, которые вы не назвали. (дети их зачитывают)
(слайд 19)
Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.
Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.
Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.
По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.
Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.
Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.
(слайд 20)
Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
(слайд 21)
Ключ:
А, Б, В
- Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове.
- Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте себе.
- Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, а дома более внимательно прочитайте рассказ ещё раз.
(слайд 22,23)
- Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших сердец превратился в милого кота, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.
Читайте также:
- География населения и хозяйства северной америки конспект урока
- Конспект логопедического занятия части речи
- Конспект урока именительный винительный родительный падежи имен прилагательных 4 класс школа россии
- Окружающий мир 2 класс страница 90 95 составить конспект
- Конспект на тему человек по обществознанию