Обучающее изложение кот ворюга 4 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

-познакомить с произведением К.Г.Паустовского, учить рассуждать, анализировать произведение, внимательно относиться к художественному слову; воспитание бережного отношения к живой природе.

- развитие навыков беглого осознанного чтения; выделить главную тему урока; развитие речи учащихсяяяяяя, умение фантазировать, составлять словесные портреты героев произведения.

- привитие любви к животным, умение их защищать.

Задачи: -понять главную мысль произведения, раскрыть смысл девиза

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, рассуждения,

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 4классе

- познакомить с произведением К.Г.Паустовского, учить рассуждать, анализировать произведение, внимательно относиться к художественному слову; воспитание бережного отношения к живой природе.

- развитие навыков беглого осознанного чтения; выделить главную тему урока; развитие речи учащихсяяяяяя, умение фантазировать, составлять словесные портреты героев произведения.

- привитие любви к животным, умение их защищать.

Задачи: -понять главную мысль произведения, раскрыть смысл девиза

Методы : репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, рассуждения,

Эмоциональный настрой

-Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем друг другу удачи!

2. Вступительная часть урока:

героев. Научимся любить домашних животных, оберегать их.

Основная часть урока:

Константин Георгиевич Паустовский –это русский, советский писатель.

Работал водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом.

Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки.

-Можно ли из заголовка узнать, кто герой его рассказа?

(Конечно, это кот!)

Все животные, как и человек, чувствуют боль, страх, радость в жизни. Не только доброе слово необходимо им, прежде всего добрые действия по отношению к бродячим животным. Накормить голодную собаку, кошку.

Паустовский призывает нас с вами быть добрыми, любознательными, чуткими по отношению к животным и окружающей нас природе.

-Давайте прочитаем на доске девиз нашего урока:

(Эхо чтения) Доброта и милосердие-великие вещи

-Как вы понимаете эти слова?

-Ребята, а у вас дома есть кот или кошка?

Расскажите о них (Дети рассказывают)

-Молодцы! Значит вы любите своих питомцев, ухаживаете за ними, не даете никому в обиду.

Я тоже очень люблю животных, особенно кошек, не раз спасала брошенных котят.

Прежде, чем будем читать, я объясню значения слов, которые встретятся у нас в рассказе.

Отчаяние - состояние крайней безнадежности , ощущение безвыходности.

Кукан -бечевка, на которую надевают пойманную рыбу.

Прорва - здесь. название реки.

Лаз -узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Работа по учебнику: стр.134

(Эхо чтения) об авторе К.Г.Паустовском

Читая произведения писателя становишься добрее, внимательнее.

Чтение учителем рассказа выразительно

-Ребята, как вы думаете, кто такой вор?

Это тот, кто берет что либо без разрешения.

Это хорошее качество или плохое?

-Конечно плохое. Воровать нельзя!

Если тебе что либо нужно, лучше спросить.

Вопросы по прочитанному: (Дети отвечают)

Автор как бы ругает кота, но и говорит о нем с улыбкой.

-Как вы думаете, почему у кота были такие повадки?

(Он был бродяга и бандит, он голодал, не нужен был никому, вынужден был все воровать)

Давайте составим словесный портрет кота-ворюги и как бы вы отнеслись к нему, если б встретили такого кота?

Посмотрите на иллюстрацию на стр.135

-Какой фрагмент из рассказа здесь запечатлен?

-А кто в рассказе славился бесстрашием и ловкостью?

(Ленька-сын деревенского сапожника)

-Правильно! Ленька был смелый мальчик. Он единственный из героев

Какой благородный поступок совершил кот?

Зачитаем из текста.

Заключительная часть урока

-Итак, ребята мы пришли к выводу, что доброта и милосердие –это великие вещи. Впервые в жизни сердце кота нашло отклик, почувствовав к себе доброту и внимание.

На наших глазах происходит чудовищное превращение в преданного и благородного кота (показ картины)

Кот никогда не будет ворюгой.

Он чувствует себя и хозяином и сторожем .

Рефлексия: -Какой образ кота вам понравился больше кота-ворюги или благородного кота?

- Чей портрет вы видите? Расскажите что запомнили о нем . (К. Паустовский) Биография Паустовского.

Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.

Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым "почетным гражданином" города. Над обрывом реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому (слайд).

Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).

Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны

- Какие произведения этого автора вы знаете? (выставка книг)

- О ком и о чем писал К. Паустовский? (о природе, о животных)

- Зная его произведения, что вы можете сказать об авторе? Каким он был

человеком? (наблюдательным, добрым, т. д.)

- О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?

(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).

- Кто заметил особенности этого рассказа? (этот рассказ

1) написан от имени автора, т. е. К. Паустовский что видел, то и описывал (наблюдательность автора ),

2) главный герой не человек, а животное – кот.) (детские рисунки кота (Рассказ детей по своим рисункам.)

- Какие чувства возникли коту по мере прочтения рассказа?

Краткий пересказ по опорным словам. Кот

Хозяин и сторож

Кот сначала (что делал)?

Воровал (затем он…)

Попался (что с ним сделали)?

Накормили (как он себя повёл)?

Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?

Хозяин и сторож.

Итог: вместо расправы и наказания за воровство-

Работа со шляпами.

(примерный план рассказа: 1. Кот-ворюга.

Словарная работа.

I . часть - за глаза

III . часть – мертвая хватка

- Объясните, как вы понимаете эти выражения. Жанр произведения. Обложка.

IV . Работа над темой урока.

Постановка темы урока.

- Сегодня на уроке мы попробуем составить полную характеристику главного героя-кота.

Характеристика героя.

- В рассказе К. Паустовского описание кота дается в разных местах.

- Попробуйте найти эти части описания (детали) и составить полный устный портрет героя. 1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

(На доске появляются два рисунка кота)

- дикий, отчаянный, грозный;

- боится наказания – трусливый.

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками. Выборочное чтение. - Подходит ли эта пословица к этому тексту:

Добро всегда добром возвращается.

- Какова главная мысль этого произведения?

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

V . Итог урока.

- Итак, прочитав рассказ, что вы можете о нем сказать?

- Как охарактеризовать его?

а) весёлый, каждую данную характеристику дети подтверждают

б) поучительный словами текста

- Какие еще герои есть в рассказе? ( Лёнька, Рувим и автор)

- Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость)

- Какова главная мысль рассказа? (любовь к животным, гуманизм,

воспитывать можно и добром, и лаской)

- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

Работа над скоростью. Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Урок дал мне для жизни ..

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

Выставление оценок в оценочных листах.

VI. Домашнее задание.

-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,

2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору,

4 группа – всем людям.

-Какой совет вы бы хотели им дать?

Используемая литература

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2010

2. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2/[ авт.-сос.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова].-М. Вентана-Граф, 2010

С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Тольк

№ слайда 2

С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это … .

Константин Георгиевич Паустовский Паустовский родился в Москве, но его семья нес

№ слайда 3

Константин Георгиевич Паустовский Паустовский родился в Москве, но его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Паустовский учился в Киевской классической гимназии. По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

Прочитайте текст. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего ко

№ слайда 4

Прочитайте текст. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды нам рассказали, что на рассвете кот пронесся через огороды и протащил в зубах кукан с десятком жирных окуней. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать вора. Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. Выхода оттуда не было. Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и стали ждать.

Беседа О чем этот текст? Определите его тему. Определите основную мысль. Из скол

№ слайда 5

Беседа О чем этот текст? Определите его тему. Определите основную мысль. Из скольких частей состоит текст? Составим план. Прочитайте каждую часть текста и определите основную мысль каждой части.

План 1. Рыжий кот. 2. Грабёж средь бела дня. 3. Кот попался.

№ слайда 6

План 1. Рыжий кот. 2. Грабёж средь бела дня. 3. Кот попался.

Беседа по содержанию. Почему люди пришли в отчаяние? Выделим ключевые слова I ча

№ слайда 7

Беседа по содержанию. Почему люди пришли в отчаяние? Выделим ключевые слова I части. Какие слова находит автор, чтобы ярче и выразительнее изобразить кота? Почему пришёл конец терпению людей? О каком случае рассказывает автор? Как автор называет этот поступок кота? Выделим ключевые слова II части. Расскажите, как был пойман кот-ворюга? Выделим ключевые слова III части.

Словарная работа Кука н (англ. Fish Stringer) — приспособление для сохранения и

№ слайда 8

Словарная работа Кука н (англ. Fish Stringer) — приспособление для сохранения и переноса выловленной рыбы.

Словарная работа пришли обворовывал потерявший бродяга и бандит рассказали огоро

№ слайда 9

Словарная работа пришли обворовывал потерявший бродяга и бандит рассказали огород протащил поклялись колбасы трясти уронил подскочил футбольный

Изложение Подготовьте пересказ текста. Напишите изложение, соблюдая абзацное чле

№ слайда 10

Изложение Подготовьте пересказ текста. Напишите изложение, соблюдая абзацное членение. Желаю удачи!

Нажмите, чтобы узнать подробности











2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Оборудование и оснащение:

мультимедиа проектор с экраном,

рисунки с изображением котов,

портрет писателя.

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

- Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его с загадки: (слайд 1)

Красив он и строен, длинноус и мохнат.

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)

- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте? Как называются такие стихи? (акростих)

- Давайте дружно проведём фонематическую (звуковую) зарядку:

М, Н, Г, Х, Ф, В, Р. (слайд 2)

- Все эти 7звуков могут издавать кошки.

Кстати, гораздо больше, чем собаки!

3. Операционный этап.

3.1. Выход на тему урока.

- Ребята, услышав звуки, кто-то пришёл на наш урок? (слайд 3)

Я отчаянный кот -

Глазище с кувшин,

- Ребята, вы узнали гостя? (предположения детей)

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл в Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую мировую войну – санитаром, потом учил детей литературе, работал журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным корреспондентом. То есть много вёрст прошёл и проехал по Руси.

Но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в их числе.

- Ребята, а давайте посмотрим, какие ещё рассказы написал этот писатель? (слайд 5)

(Заячьи лапы, Барсучий нос, Растрёпанный воробей, Корзина с еловыми шишками, Подарок)

- У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.

3.2.Работа над текстом. Словарная работа.

- В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно читать, сначала я, а потом вы – хором. (слайд 6)

(на слайде все слова стоят с ударением)

Тесовая (крыша)

Босяцкие (выходки)

- Как вы их понимаете?

- А такое объяснение этим словам даёт толковый словарь. Прочитайте. (слайд 7,8,9,10)

Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности

Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную рыбу

Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека

Плотица – небольшая рыба плотва

Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного

- Во время прослушивания подумайте, почему автор выбрал из этих слов именно слово ворюга?

- Возьмите карандаши, следите и отмечайте несоответствия между текстом и записью.

- Итак, приготовились, слушаем.

3.3.Прослушивание записи МР3.

- Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.

(слайд 12)

- Кто может объяснить, почему автор использовал в заглавии слово ворюга?

Вывод: - До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.

- У него бесшумная походка…

- У него прекрасный нюх…

- Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…

- Он умеет мурлыкать…

- С ней человек ходит на охоту…

- Он узнает об окружающем мире с помощью усов…

- Его называют другом человека…

- Он умывается собственной лапкой…

3.6. Вторичное чтение текста детьми.

3.7. Портрет в художественном произведении.

- Сейчас мы будем составлять литературный портрет кота-ворюги.

- Что входит в понятие портрет? (Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)

(слайд 13)

внешний вид

портрет действия, поступки характер

Работа по рядам.

1 ряд – Находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.

2 ряд – Находит описание действий и поступков кота.

3 ряд – Находит в тексте авторскую оценку.

- Время работы – 4 минуты.

1 ряд – Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинками на животе.

- Что вы можете сказать о коте по его внешнему виду?

- Какие чувства он у вас вызывает?

Вывод: видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.(слайд14)

2 ряд – обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

- Если бы вы не знали, что это о коте, то кого вы могли бы представить?

- Какой приём использует автор для придания коту яркого образа?

- Понравился ли вам кот? Почему?

Вывод: если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям сказали, что это делает хулиган – мальчишка, то есть на лицо явное олицетворение. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет. (слайд15)

3 ряд – Кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.

- Нравится автору кот?

- Осуждает он его?

- Почему кот так поступает?

Вывод: кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время, мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из голодного положения. (слайд 16)

4. Рефлексия.

- Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что кот - ворюга, а кто-то – Милиционер)

- А наш гость, какое имя предпочитает носить? (Милиционер)

- В рассказе К.Паустовского кот преобразился. Какие изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)

(слайд17) - Зачитайте фразы из текста.

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

Нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.

(слайд 18)

Каждой птице и каждому зверю

нужна людская доброта.

- Как вы понимаете эти слова?

- А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)

Работа в парах..

- Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы кошкам было всегда уютно жить в вашем доме.

Проверка. (одна группа начинает, а другие добавляют)

- А вот какие правила подготовил я. Найдите те, которые вы не назвали. (дети их зачитывают)

(слайд 19)

Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.

Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.

Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.

По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.

Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.

Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.

(слайд 20)

Кот был:

а) серый б) белый в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый б) облезлый в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб б) на тополь в) на берёзу

Кот свалился с берёзы:

а) как камень б) как футбольный мяч

7. Будил всех:

а) стук яблок б) стон кота в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня б) карася в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану б) жареную свинину в) творожники

а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня

(слайд 21)

Ключ:

А, Б, В

- Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове.

- Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте себе.

- Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, а дома более внимательно прочитайте рассказ ещё раз.

(слайд 22,23)

- Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших сердец превратился в милого кота, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.

Читайте также: