Конспект логопедического занятия части речи

Обновлено: 07.07.2024

Конспект фронтального занятия для начальной школы (2-ой класс) “Части речи”.

Подольская Т., учитель-логопед .

ТЕМА: “ Части речи ”

Тема: “ Части речи(имя существительное ,имя прилагательное, глагол) ”

Цель: закрепление знаний по теме “части речи”

  • Научить различать части речи на письме и на слух.
  • Научить детей и закрепить постановку вопроса к части речи ( существ., прил., глаг.)

Примерный ход занятий.

Примечание: за орг. момент взято чистописание

Л.: Внимательно посмотрите на доску, я буду проговаривать, а вы записывать в тетрадь следующие буквы.

На доске записаны заглавные буквы: б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у , ф, х,

Примечание: на доске заготовка

Л.: Я буду называть словарные слова, а вы запишите их в 2 столбика. В 1-й слова, которые отвечают на вопрос кто?, а во 2-ой – которые на вопрос что?.

Пример: Ученик (кто?) записываю в 1-й столбик.

СЛОВА: девочка, Россия, Москва, лопата, учитель, класс, карандаш, тетрадь.

Примечание: У доски работает один из учеников. Он записывает слова, проговаривая по слогам и выделяя орфограммы.

Л.: а сейчас послушайте предложение и запишите его.

Весной яблоня цветет душистыми цветами.

Примечание: у доски работает ученик.

Слово “весной” проговорить с детьми и поставить в начальную форму – весна.

Л.: Над каждым словом напишите какая это часть речи, выделите подлежащие и сказуемое.

3. подбери пару к словам

Примечание: на доске записаны слова рядом вопросы в скобках вопрос ,который относится к одной или другой части речи.

Л.: Посмотрите внимательно на слова и подставьте слово которое подходит.

Пример: детвора (что делает?) играет

СЛОВА И ВОПРОСЫ:

  1. Летит (кто ? / что?)
  2. Веселый (кто?)
  3. Ласточки (что делают?)
  4. Ученик (что делает?)
  5. Рисунок (какой?)
  6. Клоун (какой?)

Примечание: у доски работает один из учеников. Ребята также принимают участие в подборе слов.

Л. : А сейчас разделите тетрадь на 3 столбика. В 1-й записывайте существительный, 2-ой – прилагательные, 3-й – глаголы.

Примечание: у доски работают 3 ученика. Каждый записывает слова в тот или иной столбик.

СЛОВА: зелень, светлый, рыбный, опоздал, дружить, бежать, тетрадь, ворона, лиса, холодный, рыбный, чистый, море, ветер, березовый.

Специфика логопедических приёмов и методов создаётся за счёт особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных заданий, а активизация речевой и умственной деятельности ребёнка.

С первых занятий воспитываю у детей организационные навыки, позволяющие осуществлять коллективную речевую деятельность. С этой целью даю возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около себя, за партами) так, чтобы им удобно было рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Приучаю воспитанников вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

Особую роль на занятии отвожу дидактической игре. Мною разработана и активно применяется система использования дидактических игр на логопедических занятиях. С учётом игры составила тематическое планирование занятий:

Тема занятия Фонематические процессы Лексика Грамматика Связь с уроком русского языка Дидактическая игра Дата
Текст. Предложение. Роль интонации. Слоговые цепочки. Птицы Построение предложений по вопросам. Правописание гласных в корне слова. “Построй гнездо”
Деформированный текст. (2 часа) Определение места данного звука в слове. Животные лесов Определение границ предложения. Правописание согласных в корне слова. “Где живет белка?”

Основой системы является ориентация на речевую активность воспитанников. Этому способствует чёткая и логичная система постановки вопросов адресованных детям, тщательный отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, дидактические игры. Вариативность игровых технологий позволяет использовать на занятии такие виды речевой деятельности как подражание, рядовая речь, называние, ответы на вопросы, самостоятельная речь, чтение.

В результате систематического использования дидактической игры на логопедических занятиях у ребят повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных структур младшего школьника.

Предлагаю Вашему вниманию:

Конспект занятия по логопедии с дидактическими играми, проведенного в 3 классе.

Тема: повторение изученного по теме “Части речи”.

Лексическая тема: Птицы.

Цели:

1. Учить употреблять и определять в предложениях различные части речи.

2. Развивать связную речь.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход урока

I. Орг. момент (Ребята стоят перед доской в кругу держась за руки)

Л.: – Займёт свое место тот, кто назовет глагол.

II. Артикуляционная гимнастика.

Л: – Какая из птиц самая поющая? (соловей)

Известный натуралист Дмитрий Никифорович Кайгородов так передает песнь соловья, состоящую из 12 колен. Давайте попробуем ее прочитать.

Фи-тчуррр, фи-тчурр, вадь-вадь-вадь-вадь-вадь-цик!
Тю-лить, тю-лить, тю-лить.
Клю-клю-клю-клю.
Юу-лить, юу-лить, ци-фи, ци-фи, ци-фи.
Пью-пью-пью.
Ци-фи, ци-фи, чо-чо-чо-чо-чочовить!
Цицитю-вить, тю-вит, тю-вит.
Юу-лит, чо-чо-чо-чо-чо-тррррррц.
Пи, пи, пи, пи, клью-клью-клью.
Чри-чи-чу, чричи-чу.
Ци-вит (тихо), клью (громко), клюй.

Иногда порядок колен меняется.

Л: – Загадка: без рук , без топорёнка построена избёнка.

– Что обозначает слово “гнездо”?

Гнездо – место жилья, кладки яиц и выведения детенышей у птиц, насекомых и некоторых животных.

- Характеристика слова “гнездо”

Определение части речи. (существительное)

Какие слова относятся к существительным?

Какие еще части речи вы знаете? (глагол, прилагательное)

- Что такое глагол?

- Что такое прилагательное?

Наша задача на уроке – учиться употреблять и определять в предложениях различные части речи.

Подберем глаголы и прилагательные, наиболее подходящие к слову гнездо?

(работа в группах по 3 чел.)

(читают слова, убирают лишнее слово, объясняют выбор)

Л: – Какой материал используют птицы, когда вьют гнезда? (практическая работа)

Отобрать материал, пригодный для строительства гнезда.

Мох, трава, веточки, камушки, тряпочки, шерсть, стекло, пух.(материал натуральный)

III. Развитие зрительного восприятия:

Л: – Кто живет в гнездах?

Л: – Найдите птицу среди запутанных фигур и раскрасьте ее.

Л: – Кто еще изображен на рисунке? (насекомые)

IV. Работа по развитию слогового анализа и синтеза. Игра “Построй гнездо”.

Какое слово лишнее? Почему?

Определи птицу в свое гнездо. (Работа с картинками. Под картинку помещают название птицы.)

V. Работа в тетрадях.

- Запишите “последнее колено” из песенки соловья.

- Прочитайте. Отметьте красным карандашом гласные буквы.

- Запишите названия птиц, которые вьют гнезда.

VI. Чтение рассказа про кукушку.

Кто из нас не слыхал звонкого кукования! В конце апреля среди лесных полян и садов раздается громкое “ку-ку, ку-ку, ку-ку” – это кукует самец кукушки, его крик подхватывает второй, третий…” “Кли-кли-кли” – отзывается кукушечка.

Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнезда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.

Новорожденный кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несет к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине.

Нередко птицы узнают подброшенные кукушечьи яйца и покидают свое потревоженное гнездо или выбрасывают чужое яйцо. И все-таки кукушки не вымирают, потому что откладывают много яиц.

Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.

1. Как кукушка обходится без гнезда?

2. Какую пользу приносят кукушки?

Л: – Найдите в тексте однокоренные слова. (кукушка, кукования, кукует, кукушонок, кукушат, кукушечьи, кукушечка)

Л: – Выпишите их. Обозначьте корень.

Л: – Назовите части речи.

Л: – В каком слове написали разделительный Ь?

1. Танец под музыку.

2. Игра с мячом “Лови-говори”. Исправь предложения, вернув мяч:

Длинный червяк склевал скворца.
Звонкая песня спела соловья.
Крошки собирали воробьев на дорожке.
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Весной озеро возвращается к лебедям.
Иволга высидела птенцов и отложила яйца.

VII. Формирование грамматического строя речи:

Л: – Продолжаем работу с “листом заданий”. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Кто как говорит?

Какой частью речи являются слова левого столбика?

Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?

Какой частью речи являются слова правого столбика?

Каким членом предложения чаще всего являются глаголы?

Можно ли из этих пар составить предложения?

Какая часть речи уточняет и украшает нашу речь? (прилагательное)

На какой вопрос отвечает прилагательное?

Игра “Сложи яйцо”

К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, восстановив при этом целое яйцо.

голосистый, шустрый, звонкий, быстрая, беззаботная, длинноногий.

Прочитайте слова, написанные в верхней части яйца. Какой частью речи они являются? Почему?

Л: – Прочитайте слова в нижней части. Назовите часть речи. Почему?

Л: – Прочитайте полученные словосочетания.

Составленные словосочетания вставьте в предложения.

Каким членом предложения чаще всего является прилагательное? Дополните предложения в соответствии со схемой.

Запишите предложения. Определите и подпишите части речи.

Л: – На доске изображены три птенца с разной мимикой.

Оцените свою работу на уроке.

Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку веселому птенцу.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму.

Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, положите свою фишку грустному птенчику.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект коррекционно-развивающего занятия

ФИО учителя: Сапоушек Д.В. ФИ ученика______________________

Занятие №________ Класс________ Дата________________

Тема занятия: Части речи. ЛПЗ. Р.

Цель: сформировать представления о частях речи

Образовательные:

- сформировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог

Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки работы с частями речи, корригировать фонематический слух, внимание, восприятие, память, ловкость рук, устную, диалогическую и монологическую, связную речь, процессы анализа и синтеза; обогащать словарный запас; корригировать эмоционально-волевую сферу

Воспитательные:

- воспитывать интерес к обучению и общению, самостоятельность и аккуратность

Оборудование: карточки с заданием

Ход занятия:

1.Организацонный момент

- Добрый день, сегодня мы наберемся грамотности. А для того чтобы выяснить тему нашего урока, для начала послушай сказку

Послушай небольшую сказку.

Жила – была королева Речь и ей подчинялись все, все слова русского языка. Однажды она решила разделить их на группы, которые называла частями речи. Одна часть речи существительное, она отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет. Например: собака, стол, цветок. Вторая часть речи прилагательное, она отвечает на вопросы, какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает признак предмета. Например: красивый, вкусный, добрый. А третья часть речи глагол, она отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? И обозначает действие предмета. Например: бегут, растёт, стоит.

- Ты уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

( О частях речи)

- Правильно, тема нашего урока части речи.

2.Мобилизующий момент

Настроимся на урок и проведем легкую разминку

Учащийся поочередно касается одноименных пальцев рук учителя, начиная с больших пальцев и говорит:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

Работа над выразительностью речи.

ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла

ва-ва-ва – на землю падает листва

ди-ди-ди – кругом идут одни дожди

ей-ей-ей – сидит на ветке воробей

ат-ат-ат – птицы в тёплый край летят

да-да-да – наступают холода

но-но-но – стало очень холодно

В русском языке слова делятся на группы – части речи, в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

- Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуй представить себе, что было бы, если бы не было речи.

(Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать). Правильно, сегодня на уроке мы будем работать с этой удивительной вещью – речью и попробуем понять, по каким же признакам слова в нашей речи разделяются по группам.

Работа с карточками

Прочитай текст. Выпиши в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.

Спиши текст. Выпиши вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напиши вопросы. Проверь окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

- Поработали, а теперь немного отдохнем

А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Остановка.)

- Перед тобой лежит карточка с картинками и со словами, поставь каждый квадратик со словом возле соответствующей картинки. Назови эти слова, и объясни, почему именно так ты поставил слова.

- Как ты думаешь, какая это часть речи?

- Это местоимение, указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное и числительное.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

ОН, ОНА, ОНИ и МЫ.

ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.

С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я –

Что же это за слова?

Это, без сомнения, члова- МЕСТОИМЕНИЯ.

Как названье дать словам:

Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?

Это, без сомнения,

Работа на карточке

hello_html_m66fa9323.jpg

4 . Итог занятия

- Мы повторили части речи, определили, что они значат, на какие вопросы отвечают.

- О чем мы вспомнили на сегодняшнем уроке?

- Какое задание было самым сложным?

-Какие задание было самым интересным?

-Какие встретились трудности?

-Какое настроение у тебя по окончании урока?

Прочитай текст. Выпиши в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.

Спиши текст. Выпиши вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напиши вопросы. Проверь окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся о частях речи.

  1. Повторение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе, местоимении и наречии); их распознавание.
  2. Развитие познавательного процесса, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, двигательной активности и потребности быть здоровым.
  3. Формирование умения работать в сотрудничестве.
  4. Воспитание здорового образа жизни, любви к Родному городу.

Логопед: « Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Сейчас мы будем делать глубокий вдох и выдох.

Глубоко вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

И выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг другу.

Учащиеся по цепочке называют части речи.

Логопед: На какой вопрос отвечает эта часть речи?

А теперь давайте проверим, как вы умеете находить части речи в тексте.

Учащимся предлагается текст:

Здоровье – это самое большое богатство человека. Задумайтесь об этом! Берегите его! Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правила: делать по утрам гимнастику, много времени проводить на свежем воздухе, не курить, заниматься спортом.

Логопед: Я предлагаю вам текст.

Ваша задача прочитать его.

Вы подумайте и скажите о чем этот текст?

Учащиеся: Этот текст о здоровье.

Логопед: Я предлагаю вам выполнить следующее задание:

В тексте найти все существительные и подчеркнуть их одной чертой, а прилагательные подчеркнуть волнистой линией.

4. Работа с деформированным текстом.

«Мы с вами живем в замечательном городе Санкт- Петербург. Но в этом городе есть опасности.Какие опасности нас подстерегают ?(транспорт, промышленность). И задача каждого петербуржца беспокоится о своем здоровье. Все вы очень хорошо знаете свой город и любите его. Я предлагаю вам следующее задание.

Перед вами деформированный текст.

Ваша задача составить и записать предложение в правильной последовательности.Все готовы?Приступили к работе.

Как красные свечи, поднимаются две Ростральные колонны.

Они похожи между собой, как сестры – близнецы.

На их вершинах установлены специальные части.

В них иногда горит огонь.

Логопед: Прочитайте полученный текст.О чем этот текст?

Учащиеся: О Ростральных колоннах.

Логопед показывает изображение Ростральных колонн.

Логопед: Я хочу напомнить вам, что в давние времена Ростральные колонны служили маяком для кораблей. А где находятся эти колонны?

Свечи, колонны, как, поднимаются, красные, Ростральные, две.

Собой, сестры – близнецы, между, как, похожи, они.

Специальные, на, установлены, их, вершинах, части.

Них, в, огонь, горит, иногда.

Логопед: Давайте проверим, что у вас получилось. Учащиеся читают текст полностью.

Логопед: Посмотрите, какой красивый текст у вас получился.

А теперь подпишите в тексте части речи,которые указаны на доске.

Наташа, прочитай первое предложение. Назови, какие части речи есть в этом предложении.

Саша прочитай второе предложение. Назови, какие части речи есть в этом предложении.

Андрей прочитай третье предложение. Назови, какие части речи есть в этом предложении.

Логопед называет слова, а учащиеся внимательно слушают. А когда услышат имя существительное – закрывают глаза.

Проспект, родное, мосты, город, большой, построили, колонна, спящий, набережная, музеи, любимый, дворцы.

Логопед: Давайте представим, что в нашем городе есть улица Частей речи. Совершим путешествие по этой улице и расселим по домам части речи.

Логопед: Сейчас вы выполните работу по карточкам.

Логопед раздает тексты предложений.

Учащиеся записывают в тетрадь каждый свое предложение.

И подписывают части речи.

Мы любим свой город.

Купола соборов ярко блестят на солнце.

Удивительный фонтан звонко льется в парке.

Памятник открыли нашему русскому поэту.

Нева широкая течет.

Мы любим свой город.

Купола соборов ярко блестят на солнце.

Удивительный фонтан звонко льется в парке.

Памятник открыли нашему русскому поэту.

Нева широкая течет.

Проверка выполненного задания.

Я предлагаю вам сказки о Санкт-Петербурге, но из этих сказок злой волшебник похитил части речи, ваша задача в предложенных текстах вставить пропущенные части речи:

Перечисли глаголы, которые ты вставила в текст.

Уже подошло наше занятие к концу. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой родной город, относится к нему, как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами. Я надеюсь, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

Все молодцы, все хорошо работали, сдайте мне ваши работы, я их оценю к следующему уроку.

В одном (…………..) под названием Санкт- Петербург жила (……………..). Училась она в самой обыкновенной (…………….), жила в самой обыкновенной (……………), но при этом была капризной и эгоистичной. Она часто обижала (…………….), которые её любили и заботились о ней.

И вот однажды ей приснился волшебный (……..)…….

Задание: в тексте вставить пропущенные имена существительные.

Давным – давно в городе Санкт- Петербург жили (…………….) и (…………..) люди.

Все дома в городе были необыкновенно (……………..). В этом городе делали (……………..) конфеты доброты. Жители города очень любили эти (……………….) конфеты.

А за городом, на (……………..) горе у реки, в (………………) замке жил (………….) колдун. Через свое (………………….) зеркало он смотрел на город, на его (…………) жителей и злился.

Задание: В тексте вставить пропущенные имена прилагательные.

Однажды знаменитый путешественник (…………….) на воздушном шаре из Москвы в Киев. Когда он (…………………….) над одним небольшим городом, то (………………..) тому, что с высоты этот город (…………….) прекрасно, в окружении воды и зелени. И он (………….) остановиться в замечательном городе.

Он стал (……………) по улицам, переулкам,(………….) в торговые ряды. Потом он (…………) здание почты, а когда путешественник (…………….) туда, то том ему (…………………….) одну удивительную историю………..

Читайте также: