География населения и хозяйства северной америки конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Тема нашего урока “Население Северной Америки”. Нам предстоит: рассмотреть особенности населения и его размещения на материке; познакомиться с крупными странами материка.

Чтобы было легче путешествовать по материку, давайте вспомним основные географические особенности Северной Америки: рельефа, природы, географического положения

Кратко ответьте на вопросы:

- Итак, мы отправляемся в путешествие в Северную Америку – страну Великих озер, грандиозных каньонов, вулканических массивов с гейзерами.

Население Северной Америки составляет более 450 млн. человек и поэтому показателю она уступает Евразии и Африки. Заселение Северной Америки началось примерно 2,5–3 тыс. лет назад. Далекие предки североамериканских индейцев в поисках новых и богатых охотничьих угодий расселялись по территории Северной Америки. Одни занимались рыболовством на берегах Тихого океана, другие – охотой на берегах Великих озер. Предки современных эскимосов появились позднее. Так как южные районы уже были заняты, они начали осваивать арктические и субарктические территории. Эскимосы живут на Аляске, на севере Канады и в Гренландии. Всего их насчитывается около 60 тыс. человек. Эскимосы создали легкую и удобную охотничью лодку – каяк; создали глухую, без застежек, теплую одежду мехом внутрь. Они живут в особых домах – иглу, которые делают из больших и плотных снежных кирпичей, соединяющихся вверху в виде купола. Внутри зажигают лампу-плошку с тюленьим жиром, снег подтаивает и впитывается в стены. Затем в иглу впускают холодный воздух и дают ей промерзнуть.

Более многочисленную группу составляют индейцы (примерно 15 млн. человек).

( легенда) Итак, откуда же пришли индейцы? Сами они находили ответ на этот вопрос в дорогих их сердцу преданиях и легендах, вот хотя бы в той, где рассказывается, откуда пришло в Америку (или, точнее, как явилось на землю) большое индейское племя варрау, живущее в центральной Гвиане.

Давным-давно, в начале существования человеческого рода, жили варрау в прекрасной стране, высоко над небесами. Кроме варрау, эту райскую землю населяли только птицы, на которых охотились юноши племени. И вот один из них, по имени Оконоте, преследовал как-то птичку. Выстрелил из лука, но стрела пролетела мимо цели. И исчезла.

А мы, варрау, никогда больше не увидим свою утраченную птичью родину там, на небесах, потому что толстая женщина наглухо закрыла своим телом отверстие в небе.

Вот как пришло на землю племя варрау.

Живут индейцы в основном в горной местности в хижинах с интересным названием – вигвамы.

Основную часть населения Северной Америки составляют выходцы из разных стран Европы , главным образом из Великобритании . Это американцы США, англо- и франко-канадцы.

Размещение населения в Северной Америке зависит прежде всего от истории заселения материка и его природных условий. Наиболее заселена южная половина материка. Высока плотность населения и в восточной части, где оседали первые поселенцы из европейских стран. В этой части Северной Америки располагаются и крупные города материка – Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия и другие. Редко заселены северные и горные области.

На материке находится самая развитая в мире страна – США. Ее территория состоит из трех частей: основная территория, Аляска и Гавайские острова.

К северу от основной территории США расположена страна кленового листа – Канада. К югу от США находится Мексика. На острове Куба и прилегающих к нему островах расположено государство Куба.

Учитель показывает все государства материка на политической карте Северной Америке.

- Вот мы и прошли всю территорию Северной Америки. Что вы узнали о населении этого материка, сейчас мы проверим.

Закрепление полученных знаний.

Работа с тренажером стр.80 задание 16 – 20.

Рубеж между США и Канадой, протянувшийся на 8900 км, больше объединяет, чем разъединяет две страны. Эта граница не охраняется никакими войсками. Невидимая пограничная линия проходит через множество домов. На стыке штата Вермонт и про винции Квебек граница проходит через спальню, так что головы хозяев - в Канаде, а ноги - в США.

Подведение итогов урока. Задание на дом

Продолжить фразу : Я сегодня на уроке узнал, что…………………………..

Учащиеся ставят оценку себе за урок. Окончательную оценку выставляет учитель, она может отличатся от самооценки по объёктивным причинам

Кратко ответьте на вопросы:

Кратко ответьте на вопросы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население и страны Северной Америки

Презентация к уроку географии в 7 классе. Население стран северной Америки, животный мир, водные ресурсы, полезные ископаемые.

урок географии 7 класс " Население и страны Северной Америки"

Знакомство с историей заселения материка, коллонизацией и современным населением Северной Америки. Изучение политической карты материка.

урок географии 7 класс Население и страны Северной Америки "

Знакомство с историей заселения материка, коллонизацией и современным населением Северной Америки. Изучение политической карты материка.

Конспект урока "Население и страны Южной Америки"

Статья представляет собой конспект урока по теме "Население и страны Южной Америки" для 7-х классов.


Урок:Население и страны Северной Америки


7 класс: Население и страны Северной Америки


Конспект урока в 7 классе "Население и страны Северной Америки"

Данная методическая разработка будет полезна учителям географии, работающим в 7-х классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика и история освоения территории Северной Америки.

Население: современный этнический состав населения США и Канады.

Природно-ресурсный потенциал региона, оценка влияния условий и ресурсов на хозяйство двух стран.

Первичная характеристика хозяйства США и Канады.

Глоссарий по теме: миграции, экспортное производство, НАФТА.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда в 1492 году корабль Христофора Колумба достиг Багамских островов, великий путешественник и не догадывался о масштабах своего открытия, о том, что площадь открытых им земель Нового Света составляет 42,5 млн. км 2 , а их недра содержат богатейшие запасы важнейших полезных ископаемых. Вот только последовавшие за Колумбом европейцы быстро разглядели огромные возможности Нового Света, и прошло совсем немного времени, как тысячи представителей Старого Света, бросив дома, семьи и свои занятия, начали переселяться на новые земли.

Можем ли мы сейчас, спустя пять столетий, оценить результат деятельности переселенцев и их потомков?

Из курса географии материков и океанов вам известно, что Америка представлена двумя материками – Северная и Южная Америка, но в социально-экономическом аспекте чаще оперируют другими понятиями – англоязычная и Латинская Америка.

Условно сухопутной границей региона на юге принято считать границу США с Мексикой. На севере регион омывается Северным Ледовитым океаном, в котором находится группа островов Канадского Арктического архипелага. Также в состав социально-экономического региона Северная Америка входит островное владение Дании – Гренландия и расположенные в Атлантическом океане острова – Бермудские, Сен-Пьер и Микелон.

Данное географическое положение в целом выгодное и способствует экономическому развитию. Основную роль в этом играют протяжённые морские границы, что способствуют развитию торгово-экономических связей.

Что же стало причиной разграничения в социально-экономическом плане Северной и Латинской Америки? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться на несколько столетий назад и обратиться к этническому составу переселенцев из Старого Света. Состав же этот в разных частях Америки был различным. В Северной Америке до середины XIX в. преобладали выходцы из стран Северо-Западной Европы (Англии, Голландии), в Мексике и почти во всей Южной Америке — переселенцы с Пиренейского полуострова (Испании и Португалии). Именно поэтому основным языком в США и Канаде стал английский, а к югу от реки Рио-Гранде, по которой проходит граница между США и Мексикой, — испанский язык. Таким образом, утвердилось деление Америки на две главные социально-культурные и этнические области: Северную Америку (Англо-Америку), куда входят страны с преобладанием английского языка (США и Канада), и Латинскую Америку.

Итак, мы уже знаем, что географическое положение региона способствует его экономическому развитию. Можно ли также однозначно охарактеризовать природно-ресурсный потенциал региона?

Рельеф Англо-Америки очень разнообразен. Равнины и низменности, расположенные во внутренних районах, создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства. В западной части Северной Америки расположена горная система Кордильер, занимающая около половины площади региона, а вдоль побережья Атлантики протянулись невысокие, практически разрушенные горы Аппалачи. К тому же, равнинные земли на востоке достаточно увлажнены и расположены в умеренном и субтропическом поясах, что создало прекрасные предпосылки для развития земледелия.

Но довольно большая часть Англо-Америки находится в субарктическом и арктическом поясах, что оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность человека. Огромные пространства Аляски и большей части территории Канады малопригодны для жизни человека и почти не освоены им. Водные ресурсы распределены неравномерно. В регионе много озёр. Полноводные реки, часто с зарегулированным стоком, обладают большими энергоресурсами. Важное хозяйственное значение имеют Великие озёра с рекой Святого Лаврентия, водные системы Великих Канадских озёр, реки Маккензи, Юкон, Колорадо и Колумбия, которые большей части судоходны и активно включены в транспортную систему региона. Между горными системами протекает главная водная артерия региона – Миссисипи с притоками Миссури и Огайо, обладающая огромными запасами пресной воды. К тому же, это и идеальный внутренний водный путь. Полезные ископаемые региона отличаются богатством и разнообразием. Здесь представлены более ста полезных ископаемых, наибольшее значение из которых представляют нефть и природный газ, каменный уголь, железная руда, уран, руды цветных, редкоземельных и драгоценных (благородных) металлов. Канада по праву может гордиться своим главным богатством – лесами. По запасам древесины она уступает лишь России и Бразилии.

Подведём итог: регион имеет выгодное экономико-географическое положение и исключительно богатый природно-ресурсный потенциал.

Достаточно ли вышеназванных факторов, чтобы обеспечить региону высокий уровень экономического развития? Какую роль в становлении хозяйства региона играет человеческий капитал? Обратимся к истории. Нам известно, что активно территория региона начала осваиваться в XVI-XVII веках, когда образовались колонии Англии, Голландии, Франции. Что стало причинами интенсивного развития хозяйства территорий? Чтобы ответить на вопрос, представим себе среднестатистического переселенца того времени и условия, в которых ему предстояло существовать. Это был человек трудоспособного возраста, энергичный, инициативный, способный рисковать, предприимчивый. Привлекала его возможность получить земельный участок, достаточная демократичность и свобода в выборе действий. Добавим сюда чисто английскую организованность и трудолюбие. Отдалённость от Европы, с одной стороны, тормозила развитие, но, с другой стороны, способствовала развитию местного хозяйства, предпринимательства. Так формировалось население региона с его этнической пестротой и национальными трудовыми традициями. Начальными его элементами были аборигены-индейцы и эскимосы, составляющие на сегодняшний день около 3% населения Северной Америки. Афроамериканцы и американцы азиатского происхождения составляют 30% населения региона. Самой многочисленной группой являются выходцы из Европы: испанцы, португальцы, англичане и французы. Большая часть населения в наши дни представлена смешанными расами.

Важно отметить, что США и Канада существенно различны по численности населения. В США численность населения составляет около 325 млн. человек, и это третье место в мире, в Канаде же проживает только около 36 млн. человек. Как мы уже убедились, на формирование населения исключительную роль оказала миграция. Только с начала ХХ века сюда переселились из других стран 60 млн. человек. В наше время, несмотря на различные ограничения, ежегодный миграционный прирост насчитывает несколько сотен тысяч человек. За счёт мигрантов США пополняют свои ресурсы дешёвой рабочей силой, а также активно привлекают высококвалифицированных специалистов из других стран.

Следовательно, мы можем говорить о том, что человеческий капитал играет важную роль в экономическом развитии региона.

Вернёмся к проблемному вопросу, с которого мы начали разговор о Северной Америке как о социально-экономическом пространстве.

Можем ли мы сейчас, спустя пять столетий, оценить результат деятельности переселенцев и их потомков?

Несмотря на некоторое снижение доли Соединённых Штатов Америки в мировом хозяйстве в последние годы, они и сегодня остаются одним из наиболее экономически развитых государств мира. Вместе с Канадой США образуют один из двух самых мощных экономических регионов всего мира. Вклад переселенцев в становление хозяйства этих двух государств трудно переоценить.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Условно сухопутной границей между Англоязычной Америкой и Латинской Америкой принято считать границу между:

Ответ: мы знаем, что условно сухопутной границей региона на юге принято считать границу США с Мексикой, которая определяет пределы между двумя культурно-этническими регионами.


Рисунок 1 - Государственные языки Северной и Латинской Америки

Численность населения Англоязычной Америки – 250 миллионов человек.

На севере регион омывается Атлантическим океаном.

Гренландия – островное владение Дании.

Ответ: нам известно, что численность населения США составляет около 325 млн. человек, а Канады – около 36 млн. чел., таким образом, общая численность населения двух стран не может составлять 250 млн. чел. На севере регион омывается водами Северного Ледовитого океана.


Рисунок 2 - Политическая карта Северной Америки

Наш разговор о Северной Америке как социально-экономическом регионе подходит к концу, можно подвести итог: мы рассмотрели экономически развитый индустриальный регион с благоприятными природными условиями и богатым ресурсным потенциалом. Для его хозяйства характерны комплексное развитие производства и огромные размеры, немаловажную роль в которых сыграли процессы внешней миграции. Особое развитие в хозяйстве получили наука и наукоёмкие производства, включая военное и космическое. Территория достаточно хорошо освоена, все её части связаны между собой наземными, водными и воздушными трассами.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Максаковский В. П. География. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2017. – 305 с.: ил. – С. 304–305.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. 27 и 4 доп.: Северная Америка. – СПб.: 1890–1907. – С. 235–243.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ГЕОГРАФИЯ

Тема: География населения и хозяйства Северной Америки

Познакомиться с лекционным материалом по теме.

Комплексной экономико- географической характеристики страны

1. История открытия и исследований

2. Географическое положение

3. Природные условия и ресурсы

5. Экономика (промышленность, сельское хозяйство, транспорт)

6. Форма правления и территориально-государственного устройства. Столица.

7. Внешние экономические связи

Ответить на вопросы:

1. Почему Северную Америку иногда называют англосаксонской?

2. Что общего и какие различия можно отметить у США и Канады?

3. Какими природными ресурсами наиболее богата Северная Америка?

4. Каковы современные тенденции в экономическом развитии Северной Америки?

5. Как происходило формирование населения в странах Северной Америки?

6. Какие американские ТНК вы знаете? В каких отраслях они ведут свою деятельность?

Выполнить з адания для самостоятельной работы

2. Используя материалы изученной темы, отметьте на контурной карте крупнейшие мегалополисы Северной Америки. Как вы думаете, почему именно в этих частях данного региона сформировались мегалополисы?

Северная Америка является одним из важнейших регионов мира. Площадь ее территории составляет около 19,4 млн км 2 . В состав региона входят два государства — США (при этом штат Гавайи относится к Океании) и Канада. Кроме того, в состав региона входят такие зависимые территории, как Бермудские острова, Сен- Пьер и Микелон и Гренландия. Это один из самых экономически развитых макрорегионов мира. В виду особенностей колонизации в прошлом, этот макрорегион часто называют также Англосаксонской Америкой (в противовес Латинской Америке).

Северная Америка относится к числу регионов мира, наиболее богатых природными ресурсами. Среди отдельных их видов выделяются прежде всего минеральные. Тектоническое и геологическое строение территории региона чрезвычайно разнообразно, что способствовало формированию здесь крупных запасов различных полезных ископаемых. Всю территорию Северной Америки можно условно разделить на две части: восточную (на ее долю приходится примерно 3/5 площади материка) и западную (2/5). Восточная часть представляет собой платформенный участок, выраженный в рельефе обширными равнинами. В основании его северной части — от канадского Арктического архипелага до Великих Американских озер — лежит Лаврентийский (Канадский) щит.

Недра щитовой области содержат богатейшие месторождения разнообразны руд: железных, медных, свинцово-цинковых, никелевых, серебряных, платиновых и урановых, а также золота и асбеста. К югу от нее находятся Центральные равнины, низменности бассейна реки Миссисипи, побережий Мексиканского залива и Атлантического океана, в основании которых лежит плита. Здесь размещаются крупные месторождения каменного угля, нефти, природного газа, серы и фосфоритов. С восточной стороны Центральные равнины окаймляют старые, сильно разрушенью и поэтому невысокие горы Аппалачи. В их западных предгорьях сформировались богатые залежи каменного угля. Западную часть региона занимает широкий пояс молодых и высоких гор — Кордильер. В них разведаны крупные запасы руд цветных металлов: меди, цинка, свинца, олова, молибдена, вольфрама, серебра, золота, платины и урана. В восточной предгорьях Кордильер и в межгорных котловинах залегают каменный и бурый уголь, нефть и природный газ, калийные соли.

Таким образом, Северная Америка по запасам большинства видов полезных ископаемых занимает лидирующие позиции в мире. Недостает здесь лишь марганцевых руд, хромитов, бокситов и руд таких металлов, как титан, цирконий, бериллий, ниобий и тантал.

В Северной Америке сосредоточены огромные запасы водных и гидроэнергетических ресурсов. Среди важнейших источников пресной воды выделяется такие реки, как Миссисипи с притоками, Святого Лаврентия, Колумбия и Колорадо. На некоторых реках (Колумбии, Колорадо, Миссури и Теннесси) сооружено большое количество крупных водохранилищ. Традиционно широко используются запасы пресных вод Великих Американских озер (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио). Реки и озера северных и других труднодоступных районов как источники водных ресурсов большой ценности не представляют. Максимальным гидроэнергетическим потенциалом обладают полноводная в течение всего года Колумбия, протекающие по щитовой области Черчилл, Нельсон, Ла- Гранд и др., в меньшей степени — Колорадо, притоки Миссисипи и сравнительно небольшие реки, стекающие с Аппалачей. Гидроэнергопотенциал таких крупных рек, как Макензи и Юкон, пока не востребован.

Регион богат почвенными и лесными ресурсами. Среди почв наибольшую ценность представляют черноземы прерий Великих равнин, бурые лесные почвы Центральных равнин и коричневые почвы Центральной долины Калифорнии. Не так плодородны, но все же позволяют получать сравнительно высокие урожаи красноземы и желтоземы юго-восточной части США. По-видимому, неслучайно Северная Америка является одним из крупнейших в мире производителей сельскохозяйственной продукции. Лесные ресурсы региона приурочены, главным образом, к природной зоне тайги. Она простирается широкой полосой с запада на восток через всю среднюю часть Канады. Наибольшее количество древесины заготовляют на юго-западе Канады (провинция Британская Колумбия) и северо-западе США (штаты Вашингтон и Орегон). Это связано с тем, что теплый влажный климат (как в Норвегии и Швеции) обусловливает не только высокое качество древесины, но и быстрое восстановление ее запасов. Значительный запас древесины сосредоточивают также смешанные леса северной части Центральных равнин и широколиственные леса северных Аппалачей.

Население Северной Америки немногочисленно и составляет лишь 5% от мирового. По этому показателю регион занимает в мире предпоследнее место, уступая лишь Австралии и Океании. До завоевания европейцами численность коренного населения, по оценкам историков, составляла всего лишь несколько миллионов человек. При низкой средней плотности населения межплеменных столкновений практически не происходило.

Первая иммигрантская волна сыграла исключительно важную роль в становлении возникших здесь в будущем государств. Прибывшие на новые земли люди были работоспособны, дисциплинированы, чрезвычайно терпеливы и при этом обладали большим количеством навыков.

Когда собственных трудовых ресурсов перестало хватать, в регион начался завоз чернокожих рабов из Африки. В первую очередь это касалось южной части США, где широкое развитие получило плантационное сельское хозяйство.

Во второй половине XX в. основной вектор иммиграции изменил свое направление. Если раньше в качестве крупнейшего центра иммиграции выступала Европа, то теперь ее место заняли Латинская Америка, Азия, а несколько позже — и Африка. Причем США принимали иммигрантов преимущественно из латиноамериканских стран, а Канада — из азиатских. И, наконец, страны Северной Америки всегда принимали большое число политических мигрантов и беженцев. Общая численность населения региона в 2015 г. составляла 357,9 млн чел.

В настоящее время Северная Америка является регионом с простым типом воспроизводства населения, для которого характерны сравнительно невысокие рождаемость, смертность и естественный прирост. Однако так было не всегда. На первоначальных этапах активного заселения и освоения огромной территории рождаемость и естественный прирост были очень высоки. Впоследствии они начали сокращаться. В настоящее время высокая рождаемость сохранилась лишь у отдельных групп иммигрантов (выходцев из мусульманских стран, латиноамериканцев, некоторых азиатов и т.д.)

Для населения Северной Америки характерен высокий образовательный и квалифицированный уровень. Трудовые ресурсы региона не только многочисленны, но и чрезвычайно разнообразны по своим традиционным профессиональным навыкам. Наряду с этим, в последнюю четверть XX в. наметилась тенденция ускоренного роста притока квалифицированных научных кадров и вообще людей с высшим образованием. Отлаженная либеральная экономическая система позволяет быстро проявить себя, добиться хороших результатов и обрести финансовое благополучие.

Население по территории Северной Америки размещено неравномерно. В силу географического положения региона для большей его части характерны суровые природные условия. Почти все население сконцентрировано в пределах субтропического и южной части умеренного поясов, т.е. на всей территории сопредельных плато США и на юге Канады, либо у морского побережья или вдоль крупных рек. Хотя средняя плотность населения во всех странах невелика, на Северо-Востоке США она местами превышает 100 чел./км 2 .

Северная Америка — один из наиболее экономически развитых регионов мира. Достаточно сказать, что США на протяжении вот уже более 100 лет выступают в роли безусловного лидера мировой экономики. Канада же входит в число наиболее успешных стран развитого мира. Доля региона в производстве мирового валового продукта составляет 25% (т.е. четверть мирового ВВП производят, по сути, всего две страны), а в расчете на душу населения превосходит среднемировой уровень более чем в 6 раз.

США и Канада первыми в мире совершили переход к постиндустриальной экономике. В настоящее время в этих странах в сфере услуг производится свыше 70% ВВП, на этом фоне доля промышленности снизилась до 1/4, а сельского хозяйства — до 2—4%. Являясь одним из главных центров мировой экономики, страны региона активно участвуют в международных экономических отношениях.

В структуре сферы услуг ускоренными темпами растет доля банковских, управленческих, антикризисного урегулирования и других деловых услуг, а доля транспортных, торговых, разнообразных бытовых услуг, наоборот, неуклонно снижается.

Среди отраслей промышленности традиционно высоким уровнем развития характеризуются добывающие. Они обеспечивают мощные экономические системы США и Канады необходимым сырьем. Тем не менее многих его видов явно не хватает, поэтому по объемам закупаемого за рубежом сырья регион, в первую очередь США, прочно удерживает мировое лидерство. При этом Северная Америка одновременно является и одним из крупнейших экспортеров сырья. Еще более высоким уровнем развития характеризуется обрабатывающая промышленность, в общей стоимости производимой промышленной продукции ее доля составляет около 90%. Среди отраслей обрабатывающей промышленности в США выделяются машиностроение, химическая, черная и цветная металлургия, лесная и пищевая промышленности, а в Канаде — машиностроение, цветная металлургия и лесная промышленность. Чрезвычайно высокого уровня развития достигли топливная промышленность (нефтяная, газовая и угольная) и электроэнергетика. В структуре сельскохозяйственного производства в США наблюдается примерное равенство растениеводства и животноводства, в Канаде — незначительное преобладание животноводства. Основной отраслью хозяйства Гренландии, Сен-Пьер и Микелон являются добыча и переработка рыбы.

Северная Америка. Природные зоны

Природные зоны.

Зона арктических пустынь занимает большую часть Гренландии и острова Канадского Арктического архипелага. Долгая полярная зима, температура ниже –40 °С, сильные ветры делают условия жизни суровыми. Здесь развито современное оледенение – это почти безжизненная территория. На выступах коренных горных пород можно наблюдать скудную растительность – мхи, накипные лишайники. Среди животных распространены белые медведи, волки, лисицы, мускусные овцебыки.

Зона тундры и лесотундры занимает южные части островов и север материка, включая половину острова Лабрадор. Тундра значительно переувлажнена. На болотных и тундрово-глеевых почвах произрастают осоки, камнеломки, одуванчики, полярные маки. Видовой состав животного мира небогат – песцы, лемминги, северные олени. Лесотундра протянулась от полуострова Лабрадор до гор Маккензи. Здесь появляется древесная растительность – черная и белая ели, бальзамическая пихта, береза, осина. Животный мир представлен бурыми медведями, песцами, рыжими лисицами, также есть ондатры, куницы, норки, бобры.

Зона тайги расположена на севере умеренного климатического пояса. Американская тайга имеет сходство с Евразийской, но богаче видовым составом. К вышеперечисленным тундровым видам присоединяются лиственницы, сосны. Так называемая тихоокеанская тайга входит в приокеанские хвойные леса. Здесь преобладает хемлок, туя, могучая ситхинская ель. Из животных здесь встречается медведь гризли, ситхинский олень, скунс, тихоокеанский енот.

Зона смешанных лесов в районе Великих озер представлена липами, дубами, вязами, многочисленными видами кленов, ясенями, туями.

Широколиственный лес в районе Аппалачей произрастает на бурых лесных почвах. Растительный состав включает бук, платан, каштан, липу. Среди животных встречаются виргинский опоссум, дикобраз, бизоны.

На западе широколиственные леса граничат с высокотравными степями, или прериями, на черноземовидных почвах. В настоящее время они распаханы.

В субтропическом поясе смена природных зон происходит с востока на запад, их формирование связано с различиями в увлажнении. На востоке произрастают влажные вечнозеленые смешанные леса , западнее находятся прерии, во внутренних районах Кордильер – зона полупустынь и пустынь.

В пределах тропического и субэкваториального поясов формируются саванны на высоких плато Центральной Америки, а на побережье Мексиканского залива – влажные тропические леса.

Северная Америка. Природные зоны Таблица

Население

Основную часть населения Северной Америки составляют выходцы из разных стран Европы, главным образом из Великобритании. Это американцы США и англо-канадцы, они говорят на английском языке. Потомки переселившихся в Канаду французов говорят на французском языке.

Коренное население материка — индейцы и эскимосы. Эти народы принадлежат к американской ветви монголоидной расы. Ученые установили, что индейцы и эскимосы — выходцы из Евразии. Более многочисленны индейцы (примерно 15 млн). Основная часть племен была сосредоточена в Южной Мексике (ацтеки, майя), где образовала собственные государства, выделявшиеся сравнительно развитым хозяйством и культурой. С приходом колонизаторов судьба индейцев сложилась трагически: их истребляли, сгоняли с плодородных земель, они умирали от занесенных европейцами болезней.

В XVII—XVIII вв. для работы на плантациях в Северную Америку завезли из Африки негров. Их продавали в рабство плантаторам.

Численность населения Северной Америки около 480 млн человек. Наиболее заселена южная половина материка. Высока плотность населения в восточной части. В этой части Северной Америки расположены наиболее крупные города: Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Монреаль и др.

В Северной Америке расположена самая развитая в мире страна — Соединенные Штаты Америки. К северу от основной территории США расположена другая крупная страна — Канада, а к югу — Мексика. В Центральной Америке и на островах Карибского моря — несколько небольших государств: Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Ямайка и др. На острове Куба и прилегающих к нему мелких островах расположена Республика Куба.

Северная Америка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 7 классе на тему: "Население и страны Северной Америки". К уроку прилагается презентация и проверочный тест по проверке домашнего задания. Учащиеся на уроке знакомятся с коренным населением и переселенцами, которые приехали из других стран. На уроке будет рассмотрена политическая карта Северной Америки.

Оборудование

Тему урока записываем в тетрадь.

Работа с атласом 7 класса

Формирование у учащихся представления о населении и странах Северной

1. Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями размещения населения и крупных стран на материке Северная Америка.

2. Развивающие: развивать монологическую речь и умения работать с географической картой "Плотность населения мира".

3. Воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению народов Земли, личностных качеств, культуры речи, положительных мотивов учения, чувство взаимосотрудничества.

Карты: "Плотность населения мира","Народы Северной Америки". "Политическая карта Северной Америки", презентация.

1. Организационный момент -5

2. Проверка домашнего задания - 10

3. Изучение нового материала - 25

4. Выдача домашнего задания, итог урока, оценивание знаний

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к

2. Проверка домашнего задания: На прошлом уроке мы познакомились с природными зонами материка Северная Америка. Сейчас напишем тест по этой теме.

Тест по теме " Природные зоны Северной Америки".

1. Узнай по описанию природную зону:

Занимает обширную территорию от восточных склонов Кордильер до Атлантического океана. Почва подзолистая. Встречаются хвойные леса. ______________

2. Природная зона, которая отсутствует на материке:

а) арктические пустыни б) степи в) экваториальные леса г) пустыни и полупустыни

3. Степи Северной Америки носят название: а) пампа б) прерии в) саванна г) тайга

4. Самое высокое дерево Северной Америки: а) дугласия б) пихта в) секвойя г) эвкалипт

5. Выберите, какие из перечисленных животных обитают в Северной Америке: а) бизон б) кенгуру в) койот г) динго д)слон е) медведь гризли ж) коала

6. Черноземные и каштановые почвы формируются в природной зоне:

а) широколиственных лесов б) тайги в) смешанных лесов г) степей

7. Буки, дубы, липы, клены, листопадные магнолии, каштаны и орех, дикие яблони, вишни и груши — растительное сообщество природной зоны:

а) тайги б) субтропических горных лесов в) широколиственных лесов г) жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников

1. Узнай по описанию природную зону:

Безлесные пространства умеренного и субтропического поясов, покрытые травянистой растительностью на черноземных и каштановых почвах. Эта зона почти польностью распахана и превращена в главный зерновой район._________________

2. Выберите животных, обитающих в тайге:

а) олень вапити, канадская рысь, скунс б) овцебык, ягуары, бизон
в) пума, гремучая змея, пекари г) скунс, летучие мыши, американская куница

3. Под смешанными и широколиственными лесами распространены почвы:

а) коричневые б) подзолистые в) серые и бурые лесные

4. Дубы, орешник, буки, осины, ясени, ели, березы, пих­ты, липы, сосны образуют сообщество природной зоны:

а) смешанных лесов б) жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников

в) субтропических горных лесов г) широколиственных лесов

5. Самое высокое дерево Северной Америки: а) дугласия б) пихта в) секвойя г) эвкалипт

6. Природная зона, которая отсутствует на материке:

а) арктические пустыни б) степи в) экваториальные леса г) пустыни и полупустыни

7. Прериями в Северной Америке называют: а) пустыни б) саванны в) степи

Вариант 1: тайга, в, б, в, (а,в,е), г, в.

Вариант 2: степи, а, в, в, а, в, в, в.

3. Изучение нового материала

Итак, ребята, мы сегодня изучаем новую тему.

Цель: Формирование у учащихся представления о населении и странах

Население Северной Америки составляет более 450 млн. человек и поэтому показателю она уступает Евразии и Африки. Заселение Северной Америки началось примерно 2,5–3 тыс. лет назад. (слайд 1-2).

Коренное население материка составляют индейцы и эскимосы. Эти народы пришли в Северную Америку из Азии через сушу Берингия.

Название "американские индейцы" возникло из-за исторической ошибки Х.Колумба. Какой ошибки? (Ответы детей: Колумб был убежден, что открыл путь в Индию).

Численность современных индейцев составляет около 15 млн. человек.

Индейские племена (алгонкины, ирокезы, атабаски, делавары), населявшие северную часть материка до прихода европейцев, занимались охотой, рыболовством и земледелием. А племена индейцев ацтеки, майя, которые населяли юг материка, выращивали кукурузу, томаты и другие культурные растения. (слайд 5).

Живут индейцы в жилищах, которые называются вигвам. (слайд 7).

С приходом европейцев судьба индейцев сложилась трагически: их истребляли, сгоняли с плодородных земель. Многие индейские племена исчезли. В настоящее время индейские племена в США и Канаде живут в резервациях. Некоторые индейские народы на территории Мексики сохранили свои языки. (слайд 6).

Предки современных эскимосов появились позднее. Так как южные районы уже были заняты, они начали осваивать арктические и субарктические территории. (слайд 8).

Эскимосы живут на Аляске, на севере Канады и в Гренландии. Всего их насчитывается около 60 тыс. человек. Они живут в особых домах – иглу, которые делают из больших и плотных снежных кирпичей, соединяющихся вверху в виде купола. Внутри зажигают лампу-плошку с тюленьим жиром, снег подтаивает и впитывается в стены. Затем в иглу впускают холодный воздух и дают ей промерзнуть.(слайд 9).

Современное население. Основную часть населения составляют выходцы из разных стран Европы, в основном Великобритании. В последние десятилетия особенно возросло число переселенцев из Южной Америки и Азии. (слайд 10).

Ребята посмотрите на карту “Народы Северной Америки”. (слайд 11)

(Работа с картой, заполнение схемы в тетради).

- На какие две группы можно разделить эти народы? (Ответы: коренное и пришлое)

- Какие народы можно отнести к пришлому населению?

- Какие народы относятся к коренным жителям?


- Используя карту атласа “Плотность населения” (слайд №12-13), назовите районы с высокой и низкой плотностью населения.

Высокая плотность населения

Восточная часть материка. Почему?( Зависит прежде всего от истории заселения материка)

Южная половина материка Почему? (и его природных условий)

Низкая плотность населения

Северные территории. Почему? (территории материка, занятые тундрой и таежными лесами)

Горные области. Почему? (засушливый климат и пересеченный рельф)

В восточной и южной части материка расположены наиболее крупные городские агломерации – Чикаго, Нью-Йорк, Монреаль, Мехико,Бостон.

- Какие государства расположены на материке? Назвать их столицы.

- Какая самая экономически развитая страна на материке? (США)

В Северной Америке расположена одна из самых высокоразвитых стран в мире - Соединенные Штаты Америки. На материке между двумя США находится Канада, а на юге - Мексика. Центральную Америку и острова Карибского моря занимают небольшие по площади государства.

Соединённые Штаты Америки граничат на севере с Канадой , на юге — с Мексикой , также имеют морскую границу с Россией . Территория США — 9 363 тысячи кв. км. Омываются Тихим океаном с запада и Атлантическим океаном — с востока. Столица - Вашингтон. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия , в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка. На территории США размещены почти все климатические зоны. Характерные типы климата: тропический (Гавайи), умеренный и субтропический (побережье Тихого океана), континентально морской (побережье Атлантического океана), континентальный (внутренние плато и плоскогорье Кордильер), арктический (центральная и южная части Аляски). Недра богаты запасами различных природных ископаемых, в том числе каменный и бурый уголь , железная и марганцевая руда . Кордильеры , плато Колорадо , Великие равнины и

Примексиканская низменность обладают месторождениями медных , цинковых , свинцовых , серебряных , хромитовых , ванадиевых , вольфрамовых , молибденовых , титановых ,

полиметаллических , урановых , ртутных руд, золота , серы , фосфатов и другого химического сырья. (слайд 16-20)

Канада. Столица - Оттава. Площадь-9 млн. 970 тыс.км².

Рельеф 2 части: Западная-горная. Занята Кордильерами-высота 6км. Горные ледники дают начало рекам. Склоны покрыты хвойными лесами.

Восточная-равнинная. Равнины высотой 300-1.500м. Самые большие высоты на Лабрадорском полуострове. На многих островах сохранились ледники. Месторождениями угля богаты предгорья Скалистых гор, Аппалачи, прибрежные провинции. Железную руду добывают в районе озера Верхнего, полуострова Лабрадор и Кордильерах. Канадский щит — кладовая страны с богатыми месторождениями никеля, меди, железа, кобальта, платины и урана. В Аппалачах можно найти запасы асбеста, каменного угля, золота, серебра и цветных металлов. Кордильеры располагают месторождениями цветных и благородных металлов. (слайд 21-28)

4. Закрепление изученного материала

Работа у доски (ученики выходят к доске и показывают объекты изученные на уроке: размещение коренного и пришлого населения, страны)

5. Подведение итога урока. Оценивание знаний учащихся.

Домашнее задание: Прочитать параграфы № 29-35. На контурной карте обозначьте границы и столицы стран Северной Америки.

Читайте также: