Конспект урока по информатике файлы и файловая система 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (673 кБ)

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями “файл” и “файловая система”.

  • Образовательные:
    • повторение в ходе урока основных терминов и понятий темы “Файлы и файловая система”;
    • сформировать знания о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере с файлами.
    • формирование умения составлять дерево файловой системы;
    • формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
    • развитие навыков индивидуальной практической работы;
    • развитие способности логически рассуждать, делать выводы.
    • компьютер
    • интерактивная доска SmartBoard
    • презентация урока в MS PowerPoint
    • приветствие учащихся;
    • отметить отсутствующих;
    • постановка целей и задач урока (актуализация и мотивация).

    II. Теоретическая часть

    (В ходе изложения нового материала, учитель использует презентацию, учащиеся делают конспект).
    Слайд 2. Файл
    Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.
    Слайд 3. Тип файла
    Рассматриваются типы файлов, в табличном виде.
    Слайд 4. Имя файла
    – состоит из двух частей, разделенных точкой: имени файлаи расширения.
    Слайд 5. Форматирование дисков
    Дается определение и способы форматирования.
    Слайд 6. Файловая система
    Дается определение, и рассматриваются одноуровневая и многоуровневая (иерархическая) файловые системы.
    Слайд 7. Диск или логический раздел
    Дается определение, приведены примеры дисков.
    Слайд 8. Путь к файлу
    Дается определение и рассматривается примеры.

    III. Закрепление

    Слайд 9. Задание 1

    Какое расширение имеет текстовые файлы?

    exe, bat, com
    ppt, pps
    rtf, doc, docx, txt
    avi, wmv, mpeg

    Определите тип файла рисунок.jpg

    демонстрация
    графический
    звуковой
    презентация

    Слайд 10. Задание 2


    Слайд 11. Задание 3

    В каталоге хранился файл Письмо.doc. После создания в этом каталоге подкаталога и перемещения в созданный подкаталог файла Письмо.doc полное имя файла стало А:\SCHOOL\ADMIN\DOC\YEAR\Письмо.doc. Полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения:

    Слайд 12. Задание 4

    Записать полное имя файлов ABC.odt и BUS.jpg (включая путь к файлу) в иерархической файловой системе, изображенной на рисунке.


    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Выберите документ из архива для просмотра:

    Выбранный для просмотра документ конспект урока 8класс.doc

    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


    Курс повышения квалификации

    Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

    • Курс добавлен 31.01.2022
    • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

    Курс повышения квалификации

    Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Дистанционные курсы для педагогов

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 612 523 материала в базе

    Материал подходит для УМК

    • ЗП до 91 000 руб.
    • Гибкий график
    • Удаленная работа

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Другие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    • 10.04.2018 273
    • ZIP 869.7 кбайт
    • 0 скачиваний
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Кривихина Надежда Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    40%

    • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • Для учеников 1-11 классов

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

    Время чтения: 2 минуты

    Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

    Время чтения: 1 минута

    В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

    Время чтения: 1 минута

    В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

    Время чтения: 2 минуты

    Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    Тип устройства Максимальная информационная емкость Опасные воздействия
    Гибкий магнитный диск 1,4 Мбайт Нагревание, сильные магнитные поля
    Жесткий магнитный диск 3 Тбайт Удары
    CD-диск 700 Мбайт Царапины
    DVD-диск 4,7 Гб - 8Гб Царапины
    Flash-диск 128 Гбайт Неправильное отключение

    3. Изучение нового материала.
    1). Файл.
    А сегодня на уроке мы узнаем, как хранится информация в долговременной памяти, т.е. на этих устройствах. А что можно назвать информацией в компьютере? (Это программы и данные)
    Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. И на этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.
    Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти. (Определение записывается в тетрадь)
    Примеры имен файлов: сочинение.doc, класс.bmp, компьютер.ppt (слайд 4)
    Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения (типа файла). Имя файлу дает пользователь, а расширение или тип файла задается той программой, в которой он создается.
    Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов.
    Символы, которые не может содержать имя файл: (слайд 5)
    / : * ? « |
    По типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа.
    Давайте попробуем вместе заполнить таблицу типов файлов. (слайд 6)
    Расширение Тип файла
    *.doc, *.txt Текстовые файлы

    *.bmp, *.jpg, *.jpg Графические файлы

    *.avi, *.mpeg Видеофайлы

    *.wav, *.mp3, *.mid Звуковые файлы
    *.bac, *.pas Файлы на языке программирования
    *.zip, *.rar Архивные

    *.sys, *.drv Системные файлы
    htm, html Web-страницы

    Задание 3: (на интерактивной доске) (слайд 10)
    Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов графических файлов, программ.
    лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt.
    Текстовые файлы Графические файлы Программы
    Ответы:
    leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt - текстовые;
    aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp - графические;
    boy.exe, box.exe - программы.

    Но для того чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован. Что такое форматирование? Наверное, кто-то из вас об этом слышал?
    Форматирование – это процесс разметки диска, когда на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер. (слайд 11)

    На рисунке показано, как выглядит отформатированная дискета:
    • количество секторов на дорожке – 18,
    • дорожек на одной стороне – 80,
    • сторон – 2,
    • информационная ёмкость одного сектора – 512 байт
    Рассчитайте информационную емкость дискеты.
    В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Если провести аналогию с книгой, то
    • область хранения файлов – содержимое книги,
    • каталог – оглавление книги,
    • книга состоит из страниц – диск состоит из секторов,
    оглавление книги содержит название параграфа и его начальную страницу – каталог диска содержит имя файла и указание на номер его начального сектора на диске, а также объем файла, дату и время его создания. (слайд 12)
    При форматировании вся информация, находящаяся на носителе информации, удаляется. Таким образом, после форматирования на диске не остаётся никаких файлов, хотя при некоторых условиях их и можно частично восстановить. Существует два вида форматирования дисков: полное и быстрое. (слайд 13)
    Полное форматирование разбивает диск на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются.
    Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска (стирает имена файлов). Сами файлы сохраняются, и существует возможность их восстановления.

    2). Файловая система. (слайд 14)
    На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
    Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Каждый диск имеет логическое имя, обозначается латинской буквой со знаком двоеточия: А: В: - гибкие диски, С: D: Е: - жесткие, оптические диски. Папка (каталог) верхнего уровня для диска является корневой папкой или каталогом, которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой чертой (обратного слэша), например С:.
    Файловые структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).(слайд 15)
    У меня есть диск, на котором записаны одни файлы (продемонстрировать). Такая система расположения файлов называется одноуровневой (Одноуровневая файловая система – это простая последовательность файлов)
    Примеры одноуровневой файловой системы:

    Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы. Например, шкаф с выдвижными ящиками для документов.
    Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу (слайд 16)начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель .
    Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
    Примеры многоуровневой файловой системы (дерево каталогов):

    Примеры полных имен файлов: (слайд 17)
    C:РефератыФизикаОптические явления.doc
    C:РефератыИнформатикаИнтернет.doc
    C:РефератыИнформатикаКомпьютерные вирусы.doc
    C:РисункиЗакат.jpg
    C:Рисунки Зима.jpg
    Назовите в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.
    Задание 4: (слайд 18)
    Отдели имена файлов от имен папок
    Lettet.txt, Book, List.doc, 2012 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.
    Файлы Папки
    Ответ:
    файлы - Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc;
    папки - Book, 2012 год, Windows.

    Задание 5: (слайд 19)
    Записать полные имена всех файлов.
    Задание 6: (слайд 20)
    Постройте дерево каталогов (на интерактивной доске и в тетради)
    C:РисункиПриродаНебо.bmp
    C:РисункиПриродаСнег.bmp
    C:РисункиКомпьютерМонитор.bmp
    C:Мои документыДоклад.doc
    Ответ:
    Задание 7 (информационный диктант) (слайд 21)
    Верное предложение – 1, неверное - 0
    1. Группа байтов на диске, имеющая имя, называется файлом.
    2. Каждый файл определяют следующие параметры – длина, ширина, объем, цвет.
    3. На тип файла указывает его расширение.
    4. Объем файлов измеряется в см2.
    5. Расширение файла указывает на дату и время создания файла.
    6. Внутри одного файла могут содержаться другие файлы.
    7. В имени файла нельзя использовать знаки / * ? : « « .
    Ответ: 1010001
    4. Практическая работа на компьютере (слайд 22)
    Найти файл по заданному пути (задания на карточках):
    C:Document and SettingМои документы Рисунки Животные Тигр.bmp
    C: Document and SettingМои документы РисункиЖивотныеЛиса.bmp
    C: Document and SettingМои документы РисункиКомпьютерМышь.bmp
    C:Мои документыУрок.doc
    Найденные файлы скопировать в свою папку.
    5. Домашнее задание. (слайд 23)
    Создайте свою файловую структуру и отобразите ее в виде дерева каталогов.
    6. Рефлексия и подведение итогов урока. (слайд 24)
    Оцените сегодняшний урок, ответив на вопросы в тетради:
    0- нет, 1-да.
    Вопросы:
    1. Вам было интересно на уроке?
    2. Вы узнали что-то новое на уроке?
    3. Был ли доступен изучавшийся материал?
    4. Вы его поняли?
    5. Готовы ли вы на следующих уроках применить его на практике?

    Открытый урок по теме Файлы и файловая система


    -75%

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Открытый урок посвящен теме "Файл и файловая система". В конспекте представлен теоретический материал (основные понятия: файл, файловая система, корневой каталог, имя файла, путь к файлу, полное имя файла). В конспект урока включены задачи из ОГЭ по информатике из открытого банка заданий ФИПИ

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5

    (открытый урок по информатике в 8 классе)

    Подготовил учитель информатики

    Чекалева Евгения Андреевна

    г. Хотьково – 2014 г.

    Конспект открытого урока информатики

    Учитель: Чекалева Евгения Андреевна

    Дата: 27 ноября 2014 г.

    Тема урока: Файл и файловая система

    Продолжительность урока: 45 минут

    познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, расширение файла, путь к файлу, корневой каталог.

    Развивающая:

    развитие речи, мышления, памяти;

    формирование навыка и умения составлять дерево файловой системы;

    формирование умения составлять и записывать полное имя файла;

    развитие навыков самоконтроля, конспектирования.

    Воспитательная:

    воспитание информационной культуры;

    воспитание положительного отношения к знаниям;

    Задачи урока:

    научиться пользоваться понятиями файл, файловая система, корневой каталог, расширение файла, имя файла, полный путь к файлу;

    анализировать и формировать дерево файловой системы;

    уметь сопоставлять тип расширения файла и программу, необходимую для работы с данным файлом.

    Тип урока: формирование новых умений и навыков и применение новых знаний на практике.

    Форма урока: урок – лекция с тестовым контролем в конце урока.

    Используемая технология: здоровье сберегающая технология, проблемное обучение, тестовые технологии.

    Оборудование урока:

    мультимедийный проектор и экран;

    Организационный момент (2 мин).

    Актуализация знаний (5 мин).

    Теоретическая часть (15 мин).

    Физкультминутка (2 мин)

    Решение практических задач (15 мин)

    Подведение итогов (2 мин)

    Выставление оценок (2 мин)

    Домашнее задание (2 мин)

    Организационный момент.

    Машина отлично задачу решила.
    Мигала, гудела, старалась, спешила!

    Я завтра пораньше приду поутру
    И тряпочкой мягкой экраны протру.

    Для того чтобы наши компьютеры работали правильно и всегда нам помогали, нам нужно научиться не только правильно его включать и выключать, но и корректно использовать программы, дисковое пространство, файлы и папки.

    Актуализация знаний.

    Часть заданий скорее всего у вас не вызвала затруднений (тип и расширение файла) по причине того, что с данными понятиями вы встречаетесь в повседневной жизни. Давайте попробуем разобраться с теми понятиями, которые вызвали вопросы.

    Теоретическая часть.

    Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти (ПЗУ)

    Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения.

    Имя файла может включать до 255 символов, из которых обычно 3 символа отводится под расширение.

    Расширение файла – это последовательность символов, позволяющая компьютеру сопоставлять программное обеспечение содержимому файла.

    На каждом носителе информации может храниться большое количество файлов.

    Папка – совокупность файлов по одной тематике.

    Файловая система – особый способ организации информации на жестком диске.

    Путь к файлу – это последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл.

    Полное имя файла – имя логического диска + путь к файлу + имя файла.

    В одной папке не может содержаться два файла, имеющих одинаково полное имя.

    В операционной системе WINDOWS каждый диск или логический раздел диска имеет логическое имя, обозначенное латинскими буквами со знаком двоеточие С:, D:, Е: . Устройства со съемными носителями: А: - имя гибкого диска (дискета), далее имена оптических дисков, далее флэш-дисков.

    Физкультминутка.

    Решение практических задач.

    Решение задач из открытого банка заданий ОГЭ

    Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз и ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге

    C:\учёба\информатика\ГИА

    Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.

    4) C:\Расписание

    В некотором каталоге хранился файл Ландыш.doc, имевший полное имя D:\2013\Весна\Ландыш.doc. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.

    4) D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

    Подведение итогов.

    Выставление оценок.

    Методическая литература:

    Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 3- изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

    Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс/ Сост. Н.А. Сухих, М.В. Соловьева. – М.: ВАКО, 2013.

    Читайте также: