Дробные рациональные уравнения 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму.

Развивающая:

развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и обобщение;

развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом.

Воспитывающая:

воспитание познавательного интереса к предмету;

воспитание самостоятельности при решении учебных задач;

воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

Технологическая карта

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация опорных знаний

Регулятивные: самоконтроль, т.е. осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные уметь выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: формирование мыслительных операций: умение составлять кластеры.

Что такое уравнение?

Что такое корень уравнения?

Что значит решить уравнение?

Какие виды уравнений вы знаете? Определение.

Когда в уравнении появляются посторонние корни?

2.Раздаю индивидуальные карточки: решите уравнения

3.Практическое задание: составление кластера (приложение 1)

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания по карточкам:


Изучение нового материала

Регулятивные: формулируют правило на основе выделения существенных признаков.

Познавательные: адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других, умение решать дробные рациональные уравнения.


Решить уравнение: 2007х 2 – 2008х + 1 =0 (1).

Кто может назвать корни этого уравнения?

Я уверяю вас, что это уравнение сможем решить устно, но необходимо доказать свойство.

Доказательство свойства: Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна нулю, то один корень равен 1, другой с/а.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме

Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков, С. Б.Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018. – 287 с.

Образовательные:

сформировать понятие дробного рационального уравнения; рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений; рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений; обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму

Развивающие:

развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устную речь.

Воспитательные:

воспитывать умение высказывать свое мнение, участвовать в коллективной работе, в группе, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Планируемые образовательные результаты:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры.

Метапредметные:

регулятивные: способность самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных заданий;

коммуникативные: развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, извлекать из математических текстов необходимую информацию, выполнять действия по алгоритму.

- уметь решать дробные рациональные уравнения.

Оборудование. Учебник, раздаточный материал (алгоритм решения дробных уравнений, дополнительные упражнения), лист самооценки для работы в парах.

Тип урока. Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

«Уравнение представляет собой наиболее

2. Мотивация учебной деятельности.

На доске записаны следующие уравнения:

Учитель сообщает обучающимся, что сегодня на уроке они познакомятся с новым видом уравнений.

Какие из приведенных уравнений мы еще не решали? Что представляют левые и правые части уравнений (3) и (4)?

Обучающиеся формулируют тему и цели урока, записывают в тетради тему урока.

3. Актуализация опорных знаний. :

Какое выражение называется дробью? (отношение двух величин)

Какие выражения называются рациональными? (Алгебраическое выражение, в котором указаны только действия сложения, вычитания, умножения и возведения в степень с натуральным показателем, называют целым рациональным выражением.) (Если кроме указанных действий входит действие деления, то выражение называют дробно-рациональным).

Что такое уравнение? ( Равенство с переменной или переменными .)

Какие свойства используются при решении уравнений? ( 1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)

Обучающиеся формулируют тему и цели урока, записывают в тетради тему урока.

Данная тема объединяет ранее изученные темы такие как дроби и действия с дробями, уравнения различных видов и алгоритмы их решения следовательно вам необходимо применить свои знания и умения полученные ранее.

4. Изучение нового материала.

Итак, вспомнив понятия, дадим основное определение дробно-рациональных уравнений.

Определение. Дробным рациональным уравнением называется уравнение, обе части которого являются рациональными выражениями, причем хотя бы одно из них – дробным выражением.

.Алгоритм решения дробных рациональных уравнений.

1. Находят общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

2. Умножают обе части уравнения на этот знаменатель.

3. Решают получившееся целое уравнение.

4. Исключают из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель дробей.

Под руководством учителя ученик у доски решает следующее уравнение, используя алгоритм.

Решение:

Ответ: 2,5

Учитель вызывает к доске учащихся для выполнения следующих заданий:

Работа в парах № 294 стр. 85.

По окончании работы обсуждение, подведение итогов, заполнение листов самооценки.

5. Закрепление и первичный контроль. Самостоятельно по карточкам, с последующей взаимопроверкой.

I вариант II вариант

Решить уравнение: Решить уравнение:

6. Итог урока. Фронтальный опрос. Выставление оценок.

7. Рефлексия. Анализ и оценка успешности деятельности и определение перспектив последующей работы.

- О чем мы сегодня вели разговор?

- Какие способы решения данных уравнений вы знаете?

- Какие уравнения называются равносильными?

- Какие свойства используются при решении уравнений?

- Какова была цель урока?

- Что вы узнали нового на уроке?

- Что вам больше всего удалось и какие препятствия во время урока вы легко преодолели?

- Что вызвало затруднение, что нужно повторить и над чем поработать?

8. Домашнее задание: стр. 81-83 п. 13 (разобрать примеры), № 288 (а, б), № 289 (а, б), дополнительно № 290 (а).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления решения учащимися дробных рациональных уравнений.

- обучающие: сформировать понятие дробно - рационального уравнения, рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений, обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;

- развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, память, речь, любознательность, познавательный интерес, развивать вычислительные навыки, коммуникативные навыки и умения слушать и слышать;

-воспитательные: воспитывать аккуратность, дисциплину, настойчивость в достижении цели, ответственное отношение к учебе

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальные задания, групповая работа.

Методы: объяснительно - иллюстративный, эвристический, репродуктивный

1.Организационный момент

Здравствуйте, сядьте, пожалуйста. Начнем урок.

И урок я бы хотела начать с нашего девиза:

Торопись, ведь дни проходят,

Ты у времени в гостях.

Не рассчитывай на завтра,

Помни: все в твоих руках.

Задумайтесь над этими словами.

Я хочу, чтобы наша встреча сегодня принесла много открытий, опыта и хорошего настроения.

2.Актуализация опорных знаний

а) проверка домашнего задания

Учитель отвечает на вопросы, возникшие в процессе выполнения домашнего задания( № 272 з, 278 д) – выборочно – наличие д/з

б) повторение ранее изученного материала ( блиц – опрос)

-Какие виды уравнений вы знаете? (Целые - они бывают - линейные, квадратные и высших степеней))

– Какое уравнение называется целым? (Целым называется уравнение с одной переменной, левая и правая части которого целые выражения).

– Как решаются целые уравнения первой степени?

- Как решаются уравнения второй степени?

– Как решаются целые уравнения третьей и четвертой степеней?

Вывод: Существуют два основных метода решения целых уравнений выше второй степени:

Метод разложения на множители

Метод введения новой переменной

Учитель. Назовите вид уравнения, определите, каким методом может быть решено каждое из данных целых уравнений, найдите корни уравнений.

5х+ 3 = 5 ( линейное)

х 2 - 3х + 2 = 0 ( квадратное)

х 5 – 4х 3 = 0; ( уравнение пятой степени)

9х 4 – 10х 2 + 1 = 0 ( биквадратное)

Повторение формул сокращенного умножения. Детям раздаем закладки с формулами и на доске - таблица

4.Изложение нового материала


1.На доске записаны уравнения. Разбить их на две группы

Учитель. Вторая группа уравнений и есть дробно – рациональные уравнения. Изучим определение.

Вводится определение дробно – рационального уравнения ( работа с учебником) с. 81

Учащийся читает определение, примеры дробных рациональных уравнений ученик записывает в тетрадь

2.Алгоритмы решения дробных рациональных уравнений (учащиеся совместно с учителем рассматривают примеры алгоритмов - карточки)

3. Какими приемами и методами можно решать дробно-рациональные уравнения?(по алгоритму или введением новой переменной)

6.Физминутка

3.Примеры 6,7 и 5 решаем. Учитель начинает, далее - самостоятельно

5.Первичное осмысление и закрепление изученного материала ( решение упражнений)

Решаем задание из ГИА

- + = 0

№ 289 а – у доски - учащийся, б- самостоятельно с самопроверкой

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Перед вами решение уравнения. Но оно выполнено с ошибками. Ваша задача: найти, какой шаг алгоритма нарушен, и записать это. Верного решения не требуется, это будет сделано устно в ходе самопроверки.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами

– Какими приемами и методами можно решать дробно-рациональные уравнения?

1.Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение, умножить обе части уравнения на общий знаменатель получим целое уравнение и решим его.

2.Методом введения новой переменной

– В каких случаях при решении дробно-рациональных уравнений целесообразно использовать метод введения новой переменной?

(Если при решении уравнения получаются громоздкие преобразования и корни найти трудно).

– Опишите алгоритм решения дробно-рационального уравнения.

( об области допустимых значений)

В каких ситуациях возможно применение нового знания? (При решении задач на движение, производительность, на совместную работу, на уроках физики).

Ребята, какова цель нашего урока?

-Выполнили мы намеченный результат?

Ученик оценивает урок и результаты

На полях в тетради поставьте соответствующие знаки:

!! - на уроке было интересно и понятно;

!? - интересно, но не понятно;

?! - не интересно, но понятно;

??- не интересно и не понятно.

. –я доволен своей работой на уроке

- Сегодня на уроке вы активно работали. И я желаю вам, чтобы каждый урок у вас зажигалась хотя бы одна звезда, звезда новых знаний.


На этом уроке повторяется определение дробного рационального уравнения, а так же алгоритм его решения. Рассматриваются примеры решения дробных рациональных уравнений и примеры решения задач с их помощью.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Дробные рациональные уравнения"

Дробным рациональным уравнением называется уравнение, обе части которого являются рациональными выражениями, причём хотя бы одно из них - дробным выражением.

· найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

· умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

· решить получившееся целое уравнение;

· исключить из корней те, которые обращают общий знаменатель в ноль.


Знаменатель дроби, стоящей в правой части уравнения, можно разложить на множители, тогда найдем общий знаменатель:


Умножим на него обе части уравнения, получим уравнение:


Проверим, x=5 обращает общий знаменатель в ноль, а x=-2 знаменатель не обращает в ноль, значит x=-2 является корнем данного дробного рационального уравнения.

Получили корень x=-2.


Найдём область допустимых значений переменной:


Приведём к общему знаменателю дроби:


Получим целое уравнение:


Преобразовав его, получаем квадратное уравнение:



Так как корни не входят в область допустимых значений, значит оба числа являются корнями исходного дробного рационального уравнения.



Решаем по алгоритму:


Осуществим обратную подстановку и решим полученные квадратные уравнения:


Проверим найденные корни:


Ни при каком из полученных значений знаменатель не обращается в ноль. Значит, данное дробное рациональное уравнение имеет 4 корня.

Больших вычислений требует проверка. Каждый корень нужно подставлять в уравнение.

От автобусной остановки отъехал автобус до аэропорта, находящегося на расстоянии 120 км. Один из пассажиров автобуса опоздал к отправлению на 10 минут, и решил поехать на такси. Автобус и такси приехали в аэропорт одновременно. Нужно найти скорость автобуса, если известно, что скорость такси на 10 км/ч больше.

Пусть х - скорость автобуса, тогда (х + 10) - скорость такси. Выразим время движения обоих транспортных средств и составим уравнение:


Решим полученное дробное рациональное уравнение:




Получаем скорость автобуса

Читайте также: