Сравнение групп предметов обозначение равенства и неравенства конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Введению в игровую деятельность

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: Ходите ли вы в лес?
Воспитатель: С кем ходите в лес?
Воспитатель: Хотите поехать?

2. Актуализация знаний

  • актуализировать знания детей об окружающем мире, их умение устанавливать равенство групп предметов с помощью составления идентичных пар;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Воспитатель: Как можно добраться до леса?
Воспитатель: На чем хотите поехать в лес?
Дети: На поезде, на электричке, на машине, на велосипеде, пешком.
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на поезде.
Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем сесть на поезд?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: Я вам предлагаю купить билет и найти себе пару, у которого картины составлены из точно такого же набора.
Воспитатель: Купив, билет внимательно пересчитайте предметы, одинаковые ли картинки?
Воспитатель: Пожалуйста, покупаем билеты.


Воспитатель: Почему, вы считаете, что ваши картинки одинаковые?
Дети: У него столько же фруктов, как у меня и одинакового цвета. (Дети садятся в вагоны по парам).
Воспитатель: Как гудит поезд?
Дети: У-У-У
Воспитатель: Как колеса стучат?
Дети: (ножками стучат)
Воспитатель: Приехали в лес.

  • актуализировать умение составлять равные группы предметов и обосновать их равенство с помощью общего правила, закрепить сравнение предметов по высоте;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.

Дети подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета и два прямоугольника одинакового цвета.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь деревьев. Все ли деревья в лесу одинаковой высоты?


Дети: Нет.
Воспитатель: Одинаково ли стволы деревьев?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем отличаются стволы деревьев?
Дети: По цвету, по высоте.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого белый ствол?
Дети: Береза.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого темно – коричневый ствол?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Светло-коричневый ствол?
Дети: Ель.
Воспитатель: Как называется дерево, у которого серый ствол?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Деревья нужно распределить на две поляны, чтобы получились равные наборы.
Воспитатель: Как вы будете это делать?
Дети: Находим пару одинаковых деревьев, одно дерево ставим на одну поляну, а другое дерево на другую поляну.
Воспитатель: Чем отличаются деревья?
Дети: Цветом и высотой?
Воспитатель: Какие деревья можно назвать одинаковыми?
Дети: У которого, одинаковый цвет ствола и высота.
Воспитатель: Сколько деревьев вы посадили на каждую поляну?
Дети: 4 Воспитатель: Сколько деревьев вы не посадили на поляну?
Дети: 4
Воспитатель: Почему эти деревья вы не поставили на поляну
Дети: Потому что у этих деревьев не было пары – точно такого же дерево.
Воспитатель: Почему вы считаете, что наборы равны?
Дети: Потому что у каждого дерево из одного набора есть пара из другого набора. Произошел сильный ветер в лесу. Листья деревьев разлетелись в разные стороны. Я вам предлагаю собрать эти листья и сложить в коробочку.

3. Затруднение в игровой ситуации

  • актуализировать запись равенства с помощью знака = и создать мотивационную ситуацию для введения знака ;
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель: Посмотрите, как белка запаслась грибами. Она просит сравнить группу грибов в мешках и поставить между ними нужный знак.
Воспитатель: Как вы будете выполнять задание?
Воспитатель: Вместе с воспитательницей проговаривают алгоритм. С левой стороны находим мешок, в мешке находим желтый круг – и в другом мешке точно такой же круг, чтобы не путаться соединяем волшебной ниточкой.
Воспитатель: Какой знак вы поставили между первой парой мешков?
Дети: Знак равенства.
Воспитатель: Давайте будем сравнивать вторую половину мешков.
Воспитатель: Какой знак вы поставили между второй парой мешков.
Воспитатель: Смогли вы выполнить задание?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что известный знак нам не подходит.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
Дети: Нужно узнать новый знак.

4. Открытие нового знания

Воспитатель: Как это можно сделать?
Дети: Можно попытаться придумать самим, а затем проверить себя по учебнику.
Воспитатель: Вспомните, наши символы?


Дети: Небольшой не красный прямоугольник, немаленький желтый не квадрат.
Воспитатель: Как мы с вами это делали?
Дети: Зачеркивали.
Воспитатель: Как же можно записать, что группа предметов не равны?
Воспитатель: Нужно зачеркнуть знак равенства. О чем говорит этот знак?
Воспитатель: Что группа предметов не равны. (Нельзя составить пары одинаковых предметов).

5. Введение нового знания в систему знаний

  • закрепить умение самостоятельно составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Ребята садитесь за свое рабочее место. Откройте тетради по закладке, найдите задание №1.


Посмотрите, кого мы с вами еще в лесу увидели? Накормите ежей ужином, чтоб каждый получил ровный ужин. Работа в тетради.
Воспитатель: Что получил на ужин каждый ежик?
Дети: 1 яблоко, 1 гриб, 1 ягода, 1 груша.
Воспитатель: Равны ли ужины?
Воспитатель: Почему вы считаете, что ужины равны?
Дети: Потому что каждый ежик получил одно и то же.
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться домой.
Лесовик, собрал листья, грибы, орехи, шишки, желуди и расфасовал разноцветные мешки.
Воспитатель: Вам надо сравнить мешки с помощью знака равно или не равно.


(Дети выполняют задание самостоятельно).

Воспитатель: Какой знак поставили между красными коробками?
Дети: Равно
Воспитатель: Между синими?
Дети: Неравно
Воспитатель: Почему вы поставили этот знак?
Дети: Группы предметов не равны.

6. Итог непосредственно-образовательной деятельности

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому смогли помочь?
Воспитатель: Что нового узнали?
Воспитатель: Какие новые знания дали вам возможность расставлять деревья на две поляны, сравнить группу грибов в мешках, угостить ежей ужином?
Воспитатель: Вы, молодцы.

Тема: Сравнение групп предметов. Знаки = и.

Цель: 1) сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и ;

3) тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, закрепить счёт в пределах 10;

4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность, мелкую моторику рук, творческие способности.

Материалы к занятию

1) Географическая карта с изображением Африки к заданию 2.1.

2) Схемы к заданию 4.1

1) Парные карточки к заданию 2.1.

2) На каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и 2 круга-подноса (к заданию 2.2.

3) Лист к заданию 3.1.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель предлагает детям отправится в путешествие в Африку.

2. Актуализация знаний.

1) Актуализировать знания детей об окружающем мире, их умение устанавливать равенство групп предметов с помощью составления идентичных пар;

2) Тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

- На чём мы поедем в путешествие? (на пароходе)

- Чтобы попасть на пароход, надо приобрести билеты.

Воспитатель рассказывает, что в каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку (билет) и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей. Воспитатель выставляет схему № 1.

Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей. При этом воспитатель задает детям вопросы:

- Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке, например, большое жёлтое кольцо – и на другой картинке такое же большое жёлтое кольцо и т. д., то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей.)

1) Актуализировать умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила, закрепить сравнение предметов по высоте;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.

Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку,- это стаканы с соком (столбики можно сложить из кубиков ЛЕГО). Кроме этого на столах имеются два одинаковых круга – подносы (Р-2)

Воспитатель рассказывает, что на корабле готовятся к завтраку.

- Кто готовит на корабле? (Кок)

Воспитатель рассказывает, что на корабле кок налил в стакан сок.

- Как вы думаете, какой сок налит в стакан?

Кок просит детей помочь ему поставить стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

- Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

- Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан- на другой поднос.

- Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой.)

- Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы у которых одинаковый цвет и одинаковая высота.)

- Как вы будете сравнивать стаканы по высоте? (Мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте.)

Далее детям предоставляется самостоятельность. В результате на каждом подносе должны оказаться одинаковые стаканы:

- Сколько стаканов вы поставили на каждый поднос? (4 стакана)

- Сколько стаканов вы на подносе не поставили? (4 стакана)

- Почему вы эти стаканы не поставили на подносы? (Потому что у этих стаканов не было пары- точно такого же стакана.)

-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?

- Почему вы считаете, что наборы равные?

Дети с помощью воспитателя проговаривают: потому что у каждого стакана есть пара.

2. Затруднение в игровой ситуации.

1) Актуализировать запись равенства с помощью знака = и создать мотивационную ситуацию для введения знака ;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Каждому ребенку выдается лист к заданию 3.1.

Воспитатель рассказывает, что капитан корабля везет различный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов в мешках и поставить между ними нужный знак.

- Как вы будете выполнять задание?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм, пользуясь схемой №1. Сначала дети работают с первой парой мешков.

-Какой знак вы поставили между первой парой мешков? (Знак равенства)ю

Затем дети работают со второй парой мешков.

-Какой знак вы поставили между второй парой мешков?

Со второй парой возникло затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.

- Почему вы не можете выполнить задание? (Потому что известный нам знак не подходит, а другого знака мы не знаем.)

- Что нужно сделать для того, чтобы выполнить новое задание? (Нужно узнать новый знак.)

4. Открытие нового знания.

1) Познакомить со знаком неравенства ;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Как это можно сделать? (Можно попытаться придумать самим, а потом проверить себя по учебнику).

Воспитатель побуждает детей предлагать варианты такого знака.

Выслушиваются все варианты детей. Если дети не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:

- Как с помощью символа вы записывали, например, не красный? Нужный символ зачёркивали.

Воспитатель соглашается с детьми и говорит, что в их тетрадях записан такой знак- воспитатель пишет такой знак на доске.

- О чём говорит этот знак? (О том, что группы предметов не равны.)

- В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (В том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов.)

Воспитатель предлагает детям для того, чтобы не забыть, в каком случае ставится знак неравенства, нарисовать картинку. На доску вывешивается схема № 2 ,и дети еще раз проговаривают правило.

5. Введение нового знания в систему знаний.

1) Закрепить умение самостоятельно составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила;

2) Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Дети садятся за столы.

Воспитатель говорит детям, что они приплыли и первые кто их встретил, были братья –козлики. Воспитатель предлагает открыть учебники-тетради по закладке и рассмотреть картинку № 1,с. 19.

Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.

Детям предоставляется самостоятельность.

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:

-Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко,2 груши и 1 банан.)

- Почему вы считаете, что ужины равны? (Потому что каждый козлик получил одно и то же)ю

1) Закрепить умение самостоятельно устанавливать равенство и неравенство групп предметов и обозначать его с помощью знаков = и ;

2) Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Пора возвращаться домой. Воспитатель рассказывает, что по пути из Африки домой на корабль погрузили много коробок и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.

Дети выполняют задание самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос:

- Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) мешками?

- Почему вы поставили именно этот знак?

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Кому смогли помочь?

Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организованно образовательная деятельность с детьми старшей группы по ФЭМП

1. Сформировать представление о равных и не равных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков.

2. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность, мелкую моторику рук, творческие способности.

3. Воспитывать желание помогать друг другу.

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность .

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Путешествуете ли вы с родителями?

Воспитатель: В каких местах вам удалось побывать?

Дети: Турция, Сочи, Анапа.

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей об окружающем мире, их умение устанавливать равенство групп предметов с помощью составления идентичных пар. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Дети подходят к глобусу, и воспитатель показывает, где находится Африка.

Воспитатель: На чем добраться до Африки?

Дети: На пароходе, на самолете.

Дети: Каюты.

Воспитатель: Чтобы попасть на корабль, надо купить билет.

Воспитатель: Ребята проходим к столу, на котором и лежат билеты, в каждой каюте будет плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей.

Воспитатель: Саша и Даша почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые?

Даша: Потому что на одной картинке большое желтое кольцо – и на другой картинке такое же большое желтое кольцо и т.д. то есть между всеми деталями картинок можно составить пары.

Воспитатель: Молодцы, мы смогли приобрести билеты на пароход правильно.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: актуализировать запись равенства с помощью знака = и создать мотивационную ситуацию для введения знака неравенства. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель: Капитан корабля везет в Африку различный груз, положенный в мешки. Он просит вас сравнить группы предметов в мешках и поставить между ними нужный знак. (Детям выдаются листы с заданием «Сравни группы предметов в мешках и поставь между ними нужный знак).

Воспитатель: Какой знак вы поставили между первой парой мешков?

Дети: Знак равенства.

Воспитатель: Почему вы не можете выполнить задание?

Дети: Потому что известный нам знак не подходит, а другого мы не знаем.

Воспитатель: Что нужно сделать для того, чтобы выполнить данное задание?

Дети: Нужно узнать новый знак.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: Как это можно сделать?

Дети: Можно попытаться придумать самим, а затем проверить себя.

Воспитатель: Как с помощью символа вы записывали, например: не красный, не большой, не круг?

Дети: Нужный символ зачеркивали.

Воспитатель: Как же можно записать, что группы предметов не равны?

Дети: Надо зачеркнуть знак равенства.

Воспитатель: О чем говорит этот знак?

Дети: О том, что группы предметов не равны.

Воспитатель: В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны?

Дети: В том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов.

5. Введение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: закрепить умение самостоятельно устанавливать равенства и неравенства групп предметов и обозначать его с помощью знаков. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в детский сад. По пути из Африки в детский сад на корабль погрузили много коробок и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.

Воспитатель: Какой знак вы поставили между зелеными мешками?

Дети: Знак равенства.

Воспитатель: А между синим?

Дети: Знак неравенства.

Воспитатель: Между красным?

Дети: Знак равенства.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием.

6. Итог занятия.

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали?

Дети: В Африке.

Воспитатель: Кому смогли помочь?

Дети: Мы помогли капитану корабля.

Воспитатель: Какие новые знания дали вам возможность разобраться с грузом?

Дети: Знак неравенства.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, за хорошую работу капитан корабля оставил вам подарки в сундуке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная деятельность направлена на закрепление пройденного материала- знание геометрических фигур, порядкового счета в пределах 7 и ознакомления с новым: понятие и знаки "больше", "меньше", "равно".

- закрепить: навыки порядкового счёта в пределах 7; знание о г/ф; умения сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств, умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;

- развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

- воспитывать интерес к математике.

Ход занятия.

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

2. Введение в игровую ситуацию. Закрепление пройденного материала (г/ф)

- Ребята, сегодня на почте я вновь получила письмо от учеников Лесной школы. Оно адресовано вам. Хотите узнать, что он пишет? (Чтение письма). В нем задания от лесных жителей.

- задание от Зайчика-побегайчика. Чтение загадки

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

Лесным жителям нужен грузовик для перевозки собранных грибов.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- Теперь вам нужно выложить ниже ягоды. Но их должно быть на одну меньше, чем грибов. (6)

- чего больше: грибов или ягод? На сколько? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

4. Знакомство со знаками больше , меньше

- Ребята, тоже решила помочь лесным жителям и собрала ежевики и лисичек.

Выставляю на доске грибы и ягоды. Предлагаю детям сосчитать, сколько чего.

- чего больше грибов или ягод? Вывешиваю знаки больше, меньше. Показываю, на что они похожи. Знаки похожи на клювик птицы. Если предметов больше, клювик открыт. А если меньше – клювик закрыт.

Если лисичек и ежевики поровну, то знак равно.

5. Закрепление полученного знания.

Задание от Лисички: сравнение групп предметов по карточкам + фломастер

Дети выполняют работу самостоятельно.

Один ребенок выходит к доске и выполняет эту работу с помощью демонстрационного материала.

- Ребята, посмотрите, правильно ли выполнена работа?

Поверяю выполненную работу детей. Благодарю за правильность выполнения задания.

- Все задания мы выполнили правильно, помогли лесным жителям и теперь учитель Михаил Потапыч будет доволен ими.

5. Итог занятия. Анализ работы детей.

От кого мы получили письмо? Что делали на занятии, в какие игры играли?

С какими знаками мы сегодня познакомились? На что они похожи? Что мы можем делать с их помощью? (сравнивать предметы между собой).

Читайте также: