Конспект урока гранатовый браслет

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.

. Любовь - это талант сродни музыкальному.
А. И. Куприн.

Музыка - единственное искусство,
проникающее в сердце человеческое так глубоко.
Стендаль.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В 1910 году А. И. Куприн написал "Гранатовый браслет", удивительный и проникновенный рассказ о любви. Эта тема всегда волновала художников и музыкантов, философов и писателей. Любви, прекрасному и возвышенному чувству, посвятили свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев: "Всякая любовь - величайшее счастье, даже если она не разделена", - писал И. А. Бунин. "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей", - писал В. Шекспир. "Любовь - талант сродни музыкальному", - устами героя повести "Поединок" сказал А. И. Куприн. Может быть, потому, что музыка, по мнению Стендаля, - ":единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко".

3. Беседа по содержанию рассказа

- Как входит в рассказ музыка?

(Эпиграф к рассказу - музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви).

(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato").

- Какие чувства вызвала у вас музыка?

- Какими качествами обладал Л. Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей?

(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей).

- Что такое талант? Любовь?

- Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- Объясните значение фразы "талант любви".

(Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви).

- Кто из героев рассказа обладал таким талантом?

- Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе "Гранатовый браслет".

- О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе "Гранатовый браслет" воспевается чувство "маленького человека", телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события).

- Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом - она жена предводителя дворянства).

- Как автор выявляет душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. "Прежняя страстная любовь давно ушла", может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с "чувством прочной, верной, истинной дружбы". Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу "сводить концы с концами").

- Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка).

- Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой?

(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев).

4. Практическая работа с текстом в группах по карточкам

Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления.

1. Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из героев он относится с симпатией и почему?

2. Какие подарки получает Вера?

3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чём его ценность и символичность? Как к этому относится Вера?

(Учащиеся находят характеристики гостей: "толстого, безобразно огромного" профессора Свешникова; с "гнилыми зубами на лице черепа" мужа Анны, который "ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении"; штабного полковника Пономарёва, "преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой"; все они изображены с долей иронии и сарказма. Их занятия - пустое времяпрепровождение высокомерных людей из высшего общества. С симпатией изображён генерал Аносов. Он производит впечатление человека простого, но благородного и мудрого.

Вера, ожидающая чего-то "счастливо-чудесного", получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: "прекрасные серьги из грушевидных жемчужин" от мужа, "маленькую записную книжку в удивительном переплёте" от сестры. Подарок Желткова -"золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами" браслет выглядит безвкусной безделушкой. Он дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадёжной, бескорыстной, благоговейной любви. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, "Точно кровь!" - думает Вера. Это тревожное предзнаменование.)

1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере. Охарактеризуйте его автора.

2. Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как соотносятся образы Желткова и Аносова?

3. В чём смысл историй, рассказанных генералом? В чём причина несчастий во всех трёх историях?

(Автор письма - человек, любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадёжно. Любовь и подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают негодование Николая Николаевича, находящего "эту переписку дерзкой и пошлой", волнующегося о "добром имени" Василия Львовича, насмешки мужа Веры. Лишь мудрый генерал Аносов делает пророческое предположение: ":Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани.

Отвечая на расспросы "девочек" о любви, генерал рассказывает две притчи - о том, что есть "не любовь, а какая-то кислятина" (подделка, заблуждение), а одна - история из собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.)

1. Прочтите 10 главу. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

3. Сопоставьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича(речь, жесты). Какой приём использует автор для их изображения.

("Заплёванная лестница пахла мышами, кошками", "на лестничной площадке темно", низкая комната; окна, похожие на иллюминаторы, "еле-еле освещали комнату" - всё это в сравнении с интерьером Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор показывает читателю мир "маленького человека". Куприн не описывает внешность гостей, но портрет Желткова вызывает симпатию: "с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Его облик напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке - следование традициям Л. Н. Толстого (в его положительных героях есть что-то детское). Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту :пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя:умоляющими глазами". Таким образом, Куприн развивает тему "маленького человека", традиционную для русской литературы. Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место". Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: ":Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования:Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:". Изображая героев, автор использует приём антитезы).

1. Прочтите эпизод со слов: "В комнате пахло ладаном:". Что испытывает Вера, всматриваясь в лицо Желткова? Как соотносятся образы Желткова, Пушкина, Наполеона?

2. Прочтите последнее письмо Желткова. Почему он уходит из жизни? Почему она чувствует себя виноватой?

3. Почему он "заставляет" Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть ( стихотворение И. Мятлева "Розы", И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы"), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - "громадное счастье". Прощаясь с ней, он пишет: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Вера, не сумевшая принять дар любви, чувствует себя виноватой. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, Верой, всем миром. Шеину он обещает, что больше не потревожит его, Вере - она отказывается его слушать - он говорит о том же.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

5. Обобщающая беседа

Прослушивание музыкального фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato".

На фоне музыки звучат слова в исполнении подготовленного ученика, которые слагались в уме Веры: "Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое".

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Я думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя твое".

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грусть, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя твое".

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я презираю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя твое".

Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна: И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою - слава тебе.

Вот она идёт всё усмиряющая смерть, а я говорю - слава тебе!

:Ты ведь единственная и последняя любовь: Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки":

- О чем рассказала Вере музыка?

(Что есть жизнь и что есть любовь. Музыка проясняет Веру самой себе. Это главный дар Желткова, который объяснил Вере её совершенство. Так быстро всё объяснить человеку могут музыка, любовь, смерть. Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь. Ответное чувство состоялось, навеки пробудив в ней жажду мыслить и чувствовать по-настоящему.)

- В чём проявился талант любви Желткова?

(В силе любви, способной вызвать преображение души, совершенствовании личности и духовного мира любящего человека).

- Как соотносятся стихи А. С. Пушкина и рассказ Куприна? ( Чтение подготовленными учащимися стихотворений "Я вас любил: любовь, ещё быть может:", "На холмах Грузии лежит ночная мгла:" ).

(В обоих произведениях: рассказе и "Я вас любил:" выражено преклонение перед любимой, самопожертвование и боль страдающего сердца. В стихотворении "На холмах Грузии" и в рассказе объясняется природа любви: ":И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может".)

- Почему талантом любви Куприн наделил "маленького человека"?

(Автор показывает благородство души простого человека, его способность к возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся благополучие, спокойствие, положение в обществе. "Маленький человек" возвышается, становится велик своей любовью).

- Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?

(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни).

Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Великая сила любви!” (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Образовательная: углубить представления учащихся о мастерстве А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героини; помочь увидеть роль детали в рассказе, традиции А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, развитие темы "маленького человека".

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление.

Воспитательная: способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы.

Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1870 - 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.

3. Вступительное слово учителя. Изучение нового материала

Звучит Лунная соната Л. Ван Бетховена.

Самый большой дар, который ты можешь

дать или получить,- ЛЮБОВЬ.
П. Брегг

Любить-значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо.

Учитель. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, художники, писатели, поэты и обычные люди. О любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве. Вот как писал о любви еще в 17 веке известный драматург

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно, что не жил.

Обращение к эпиграфу.

П. Брегг считал, что

Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ.

-Как вы понимаете слова Куприна?

Учитель. Настоящая любовь возвышает личность любящего, и величие её преображает мир. Но, к сожалению, в суете повседневности мы порою проходим мимо подлинного, глубокого, чистого, самоотверженного движения души.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

- Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

- Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)

- ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

- Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ и обсудите их в парах, запишите.

(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)

А какие эпитеты можно применить к любви, которая описана в повести?

( возвышенная, идеальная, чистая, неразделенная, безответная)

Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты

Любовь – это:

Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

-Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.

Предыстория создания повести

Сведения о создании рассказа

Рассказ был издан в 1911 году. В основе его сюжета – реальное событие (любовь телеграфного чиновника Жёлтого П. П. к жене важного сановника, члена Государственного Совета Любимова).

В жизни всё сложилось иначе – чиновник принял браслет и перестал писать письма; больше о нём ничего не известно. В семье Любимовых этот случай воспринимался как странный и курьёзный.

Рассказ ученика

К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

“Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат

Людмилы Ивановны – Николай _ разыскали служащего со “странной” фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

- Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина.

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного… Просто жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости…Жизнь тянулась скучно и однообразно…Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства. )

- В какую пору происходит действие в повести? (осень) Напишите ассоциации со словом осень. Что у вас получилось? (обмен)

- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она? (глава 2) « Она теперь ходила по саду… семена будущей жизни.)

- Найдите эпитеты в прочитанном отрывке. ( Цветы роскошной любви, обильное материнство, высокомерной красоты георгины…)

- С кем из героев повести можно сравнить эти цветы? ( С Верой Николаевной)

- О какой роскошной любви говорит автор, к кому? (к мужу – князю Василию).

Учитель. Наверное, давно это было серьезное, пылкое, красивое чувство. Это чувство было роскошным, но никак не возвышенным. Страсть, которая была между этими людьми прошла, осталось лишь чувство верной дружбы.

Счастлива ли Вера Николаевна в браке? (нет) Чего ей не хватает?( мечтаето детях, любит их, но детей нет и не будет) Кому Вера отдает свою материнскую любовь? (племянникам)

Внешняя недоступность Веры Николаевны заявлена ее титулом – она жена предводителя дворянства

Практическая работа с текстом в группах по карточкам. (Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления)

- Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

Кто выделяется среди них?

Вопросы 1 группы

1.Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из героев он относится с симпатией и почему? ( 4 глава)

3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность и символичность? Как к этому относится Вера Николаевна? Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Вопросы 2 группе

1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере Николаевне. Охарактеризуйте его автора.( 5 глава)

(Автор письма – человек любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадежно. Он дарит ей браслет как оберег, кроме того браслет для него –самая дорогая вещь – только так он мог выразить ей свою любовь)

2. Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?( 6 глава)

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы

растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению,

недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

- Прочитаем историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.( 6 глава, конец)

Учитель. Да, действительно, а почему бы не посмеяться над комичным сюжетом, над любовью плебея. Тем более, когда есть комически описанный сюжет, да еще со счастливым концом – со смертью телеграфиста.

- А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди Верят ли они то, что существует бескорыстная любовь?

3. В чем смысл историй, рассказанных генералом? В чем причина несчастий во всех рассказанных историях?( 8 глава) (вряд ли в этих рассказанных историях была настоящая любовь, человек должен быть достоин любви, а не унижать другого человека).

- Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?( 8 глава, стр. 314)

- Что нового мы узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

- Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

( глава 8, конец)

Вопросы 3 группе

1.Прочитайте главу 10. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

3.Сопоставтьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича.

- Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь? Что хотел сказать этим автор?

Вопросы 4 группе

1. Прочтите выразительно последнее письмо Желткова.( 11 глава) Почему он уходит из жизни? Почему Вера Николаевна чувствует себя виноватой?

( не сумела принять дар любви)

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

-- Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

Как соотносятся стихи Пушкина и рассказ Куприна?

Просмотр эпизода фильма. Вера Николаевна у Желткова.

- Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Обратили внимание на деталь: Она принесла розу – символ любви, смерти, совершенства мироздания. В повести розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков.Как соотносятся образы Желткова и Аносова? ( Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани

В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Музыка рассказала Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Она переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. . в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

- Сейчас можно назвать Веру Николаевну счастливой женщиной? Почему? (настоящая любовь задела ее своим крылом, прикоснулась к ней, изменила ее.

- Так можно ли чувство Желткова назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые и станут ответом на поставленный вопрос.

Учитель. Лишь в конце повествования мы узнаём имя нашего героя, точнее, догадываемся о нём. Каково оно? Кто его произносит?

- В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

Итог урока .

Какие чувства и мысли вызвала у вас эта повесть?

Возможна ли сейчас такая любовь ? Есть ли она вообще?

Актуально ли произведение в наши дни? (Помогла понять, чего мы можем лишиться, если не заметить большое, настоящее в жизни)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе: Великая любовь "маленького человека":концепция любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок литературы в 11 классе: Великая любовь "маленького человека":концепция любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"


1. Организационный момент.

Постановка проблемных вопросов: 1. В чём величие Г. Желткова по сравнению с другими героями рассказа? 2. Почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку?

Сначала проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

А) Вспомните, где и когда происходит действие рассказа?( Черноморский курорт, осень, сентябрь.)
Б) Назовите День именин Веры Николаевны Шеиной?(17 сентября.)
В) Что подарил Вере муж? Сестра? ( серьги из грушевидных жемчужин; записную книжку, сделанную из молитвенника).
Г) Вспомните имя Желткова. (Георгий.)
Д) Что является эпиграфом к рассказу? ( Соната№-2 , op.2 Largo appassionato Бетховена)

ВЕРА ШЕИНА
ВАСИЛИЙ ШЕИН Генерал АНОСОВ
ГЕОРГИЙ ЖЕЛТКОВ НИКОЛАЙ БУЛАТ-ТУГАНОВСКИЙ

Какую роль в рассказе играет генерал Аносов? Как называются такие герои? (Он передаёт взгляды автора на любовь. Это резонёр ).
Найдите в тексте (глава 8) Высказывания Аносова о любви ? Когда он их произносит? Кому?
Как он отзывается о Желткове?

Домашнее задание: 1. Напишите ответ на один из вопросов к уроку в виде сочинения в объёме не менее 200 слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.

Тема: Великая сила любви!” (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Образовательная: углубить представления учащихся о мастерстве А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героини; помочь увидеть роль детали в рассказе, традиции А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, развитие темы "маленького человека".

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление.

Воспитательная: способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы.

Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1870 - 1938 г.г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.

3. Вступительное слово учителя. Изучение нового материала

Звучит Лунная соната Л. Ван Бетховена.

Самый большой дар, который ты можешь

дать или получить,- ЛЮБОВЬ.
П. Брегг

Любить-значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо.

Учитель. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, художники, писатели, поэты и обычные люди. О любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве. Вот как писал о любви еще в 17 веке известный драматург

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно, что не жил.

Обращение к эпиграфу.

П. Брегг считал, что

Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ.

-Как вы понимаете слова Куприна?

Учитель. Настоящая любовь возвышает личность любящего, и величие её преображает мир. Но, к сожалению, в суете повседневности мы порою проходим мимо подлинного, глубокого, чистого, самоотверженного движения души.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

- Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

- Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)

- ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

- Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ и обсудите их в парах, запишите.

(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)

А какие эпитеты можно применить к любви, которая описана в повести?

( возвышенная, идеальная, чистая, неразделенная, безответная)

Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты

Любовь – это:

Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

-Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.

Предыстория создания повести (Послыхалин Данила)

Сведения о создании рассказа

Рассказ был издан в 1911 году. В основе его сюжета – реальное событие (любовь телеграфного чиновника Жёлтого П. П. к жене важного сановника, члена Государственного Совета Любимова).

В жизни всё сложилось иначе – чиновник принял браслет и перестал писать письма; больше о нём ничего не известно. В семье Любимовых этот случай воспринимался как странный и курьёзный.

Рассказ ученика

К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

“Лев Любимов: Я – Лев Любимов. Моя мать, Людмила Ивановна, в девичестве носила фамилию древнего княжеского рода литовских татар Туган-Барановская. В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Я в юности нередко читал их. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец, Дмитрий Николаевич, который имел необыкновенную и очень своеобразную манеру рассказывать именно так, как это описал А. Куприн, нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал. Даже мать перестала читать эти письма. Лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание.

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было написано в повести, князь Любимов и брат

Людмилы Ивановны – Николай _ разыскали служащего со “странной” фамилией Жёлтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

- Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина.

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного… Просто жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости…Жизнь тянулась скучно и однообразно…Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства. )

- В какую пору происходит действие в повести? (осень) Напишите ассоциации со словом осень. Что у вас получилось? (обмен)

- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она? (глава 2) « Она теперь ходила по саду… семена будущей жизни.)

- Найдите эпитеты в прочитанном отрывке. ( Цветы роскошной любви, обильное материнство, высокомерной красоты георгины…)

- С кем из героев повести можно сравнить эти цветы? ( С Верой Николаевной)

- О какой роскошной любви говорит автор, к кому? (к мужу – князю Василию).

Учитель. Наверное, давно это было серьезное, пылкое, красивое чувство. Это чувство было роскошным, но никак не возвышенным. Страсть, которая была между этими людьми прошла, осталось лишь чувство верной дружбы.

Счастлива ли Вера Николаевна в браке? (нет) Чего ей не хватает?( мечтаето детях, любит их, но детей нет и не будет) Кому Вера отдает свою материнскую любовь? (племянникам)

Внешняя недоступность Веры Николаевны заявлена ее титулом – она жена предводителя дворянства.

Практическая работа с текстом в группах по карточкам. (Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления)

- Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?

Кто выделяется среди них?

Вопросы 1 группы

1.Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из героев он относится с симпатией и почему? ( 4 глава)

3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность и символичность? Как к этому относится Вера Николаевна? Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Вопросы 2 группе

1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере Николаевне. Охарактеризуйте его автора.( 5 глава)

(Автор письма – человек любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадежно. Он дарит ей браслет как оберег, кроме того браслет для него –самая дорогая вещь – только так он мог выразить ей свою любовь)

2. Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?( 6 глава)

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы

растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению,

недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)

- Прочитаем историю любви бедного телеграфиста, которую Шеин рассказал, желая развеселить гостей.( 6 глава, конец)

Учитель. Да, действительно, а почему бы не посмеяться над комичным сюжетом, над любовью плебея. Тем более, когда есть комически описанный сюжет, да еще со счастливым концом – со смертью телеграфиста.

- А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди Верят ли они то, что существует бескорыстная любовь?

3. В чем смысл историй, рассказанных генералом? В чем причина несчастий во всех рассказанных историях?( 8 глава) (вряд ли в этих рассказанных историях была настоящая любовь, человек должен быть достоин любви, а не унижать другого человека).

- Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?( 8 глава, стр. 314)

- Что нового мы узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать – его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

- Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

( глава 8, конец)

Вопросы 3 группе

1.Прочитайте главу 10. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

3.Сопоставтьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича.

- Почему именно Желтков, этот маленький чиновник, противопоставлен пресыщенным, обленившимся богачам, не способным на настоящую любовь? Что хотел сказать этим автор?

Вопросы 4 группе

1. Прочтите выразительно последнее письмо Желткова.( 11 глава) Почему он уходит из жизни? Почему Вера Николаевна чувствует себя виноватой?

( не сумела принять дар любви)

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

-- Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

Как соотносятся стихи Пушкина и рассказ Куприна?

Просмотр эпизода фильма. Вера Николаевна у Желткова.

- Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Обратили внимание на деталь: Она принесла розу – символ любви, смерти, совершенства мироздания. В повести розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков.Как соотносятся образы Желткова и Аносова? ( Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани)

В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Музыка рассказала Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Она переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. . в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

- Сейчас можно назвать Веру Николаевну счастливой женщиной? Почему? (настоящая любовь задела ее своим крылом, прикоснулась к ней, изменила ее.

- Так можно ли чувство Желткова назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые и станут ответом на поставленный вопрос.

Учитель. Лишь в конце повествования мы узнаём имя нашего героя, точнее, догадываемся о нём. Каково оно? Кто его произносит?

- В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

Итог урока .

Какие чувства и мысли вызвала у вас эта повесть?

Возможна ли сейчас такая любовь ? Есть ли она вообще?

Актуально ли произведение в наши дни? (Помогла понять, чего мы можем лишиться, если не заметить большое, настоящее в жизни)

Читайте также: