Что такое аллергия конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
praktika_-_ostrye_allergozy._metod._razrabotka.doc 253 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Скорая помощь.

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Печатается по решению научно-

методического совета колледжа.

Автор: Семенюк В.И – преподаватель специальных дисциплин

Булдаков В. В. – заместитель главного врача по медицинской части

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело, утвержденным приказом МО РФ № 502 от 12.05.2014 г.

1. Пояснительная записка………………………………………….стр.4

1. Тема, цели урока……………………………………. стр. 5

3.Схема интегративных связей………………………. стр.10

6.1 Сценарий блиц игры ………………………………………….стр.18

6.2 . Прослушивание и обсуждение рефератов…………………..стр.21

6.3.Решение ситуационных задач с элементами деловой игры ……………………………………………………………………. стр. 27

7. Список литературы ……………………………………………стр. 36

Острые аллергозы – болезни, в основе развития которых лежит повреждение тканей, вызванное иммунными реакциями с экзогенными аллергенами.

В основе их развития лежит повреждение тканей, вызванное иммунными реакциями немедленного типа (истинные анафилактические реакции).

Аллергические заболевания известны с древних времен. Еще древнегреческий врач Гиппократ заметил у некоторых людей появление сыпи, отеков лица и т.д. после употребления некоторых продуктов или укусов насекомых.

Аллергические заболевания в настоящее время являются одной из самых распространенных патологий. 10% населения земного шара страдают этими заболеваниями. В России распространенность аллергозов колеблется от 5% до 20,5%. Особую тревогу вызывает рост аллергозов в России за последние годы более чем на 18%. Чаще всего аллергические заболевания возникают под влиянием лекарственных веществ (антибиотики, прививки, новокаин, препараты йода и т.д.). Кроме того, аллергические реакции могут возникать под влиянием пищевых продуктов – некоторых сортов рыбы, яиц, молока, мяса, шоколада, бобов, томатов, пищевых добавок, красителей, ароматизаторов и пр.

Также существует большое количество промышленных, бытовых и растительных веществ, которые могут вызвать аллергию (дым, пыль, частички насекомых, пыльца растений и т.д.). Укусы ядовитых животных, по существу, также могут вызывать развитие местных и общих тяжелых аллергических реакций.

Аллергия страшна своей внезапностью и непредсказуемостью. Долгие годы это явление оставалось загадкой для человечества. И только в начале века были определены некоторые закономерности возникновения аллергии, которые позволили в какой-то степени прогнозировать вероятность ее появления. Опасность аллергии заключается также в том, что никогда нельзя знать заранее, на какое новое вещество организм ответит такой реакцией.

Фельдшер может встретиться с аллергозами в любых условиях. В таких случаях от фельдшера требуются не только знания и умения, но и быстрота реакции, способность быстро разобраться в тяжести состояния больного, грамотно оказать неотложную помощь, решить тактические вопросы.

Практическое занятие способствует закреплению и расширению теоретических знаний, выработке умений по оказанию неотложной помощи, приобретению навыков самостоятельной творческой работы. Таким образом на занятии формируется профессиональная компетентность будущих специалистов, их готовность к самостоятельной практической деятельности.

Технологическая карта занятия.

Отделение: Фельдшерское. Специальности 31.02.01 Лечебное дело

Курс: IV, 8 семестр, группа ФС 241

Тема: Острые аллергозы. Диагностика и неотложная помощь

Продолжительность занятия 180 минут

Место проведения: Кабинет реанимации

Цель данного МДК – сформировать у студентов профессиональные и общие компетенции, основные принципы клинического диагностического мышления:

Формирование профессиональных компетенций (ПК).

Наименование результата обучения

Проводить диагностику неотложных состояний(аллергозов).

Определять тактику ведения пациента.

Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

Осуществлять контроль состояния пациента.

Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

Оформлять медицинскую документацию.

Формирование общих компетенций

Наименование результата обучения

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовыеы методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей .

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Формирование личностных компетенций

Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, ответственность, исполнительность, пунктуальность

1. Быть опрятно одетой, расположить к себе пациента и его родственников, успокоить, проявить такт и терпение.

2. Действовать оперативно, быстро и уверенно.

Студент должен уметь:

  • определять тяжесть состояния пациента;
  • выделять ведущий синдром;
  • проводить дифференциальную диагностику;
  • работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
  • оказывать посиндромную неотложную медицинскую помощь;
  • оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи;
  • проводить сердечно-легочную реанимацию;
  • контролировать основные параметры жизнедеятельности;
  • осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе;
  • определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку пациента;
  • осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальном помощи;
  • организовывать работу команды по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам;

Студент должен знать:

правила заполнения медицинской документации;

Иметь практический опыт:

  • проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
  • определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома;
  • проведения дифференциальной диагностики заболеваний;

работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;

  • оказания посиндромной неотложной медицинской помощи;
  • определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента;
  • оказания экстренной медицинской помощи при различных видах повреждений;
  1. способствовать повышению интереса к предмету, степени ответственности и необходимости приобретения знаний.
  2. учить умению общения с больными, чуткому отношению к ним, развивать чувство сострадания и милосердия.
  3. способствовать закреплению нравственно-этических норм.

формировать качества личности: Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, исполнительность, пунктуальность, честность.

1.Медицинский инструментарий: тонометры, фонендоскопы, биксы со стерильным перевязочным материалом, одноразовые шприцы, системы для в/в вливания, шины.

2. Оценочные листы

3.Карточки - задания для решения ситуационных задач с элементами деловой игры.

1. Уточнить знания детей об аллергии, аллергической реакции и ее проявлениях.

2. Формировать навыки здоровьесберегающего поведения.

Оборудование: магнитная доска, картинки девочек и мальчиков, взрослых людей и того на что может быть аллергия.

Ввести в словарь детей слова: аллергия, аллергическая реакция.

Ход занятия.

Сейчас на дворе лето, хорошо на улице, солнце светит, птицы поют. Но когда я шла на работу то всё время чихала и у меня текли слёзы, отчего же это?

Ответы детей. Простудились.

Нет. Когда я не хожу на улицу, я хорошо себя чувствую. Я сейчас вам прочту стихотворение, а вы узнаете тему нашей сегодняшней беседы.

Хорошо сестрёнке Тане:

Ест конфеты – не устанет,

Шоколадки и другие…

У меня же – аллергия! (Панин Н. И)

Да, ребята, вы правы. Чтобы в этом разобраться я пригласила сегодня к нам нашу мед. сестру, Валентину Сергеевну. Может она поможет нам в этом вопросе.

В группу входит медицинская сестра в халате. Ребята приветствуют ее.

Мед. сестра: Здравствуйте ребята. О чем бы вы хотели меня спросить?

Воспитатель: Валентина Сергеевна, ребята хотели узнать, на улице лето, но некоторые из них на улице, в том числе и я, чихают и слезы текут, отчего же это? Может мы простудились?

Мед. сестра: Скорее всего у вас аллергическая реакция. Состояние не очень приятное. Иногда наше тело может негативно реагировать на то что мы потрогали, понюхали или съели – это и есть аллергия.

Дети: А почему мы чихаем?

Мед. сестра: Возможно ваше тело так реагирует на то что ему не нравится и чихает, это называется – аллергическая реакция. Такой реакцией ваше тело говорит, уходи от меня, кыш. Иногда достаточно потрогать что-то, чтобы получилась реакция.

Дети: А может быть аллергия на еду?

Мед. сестра: О, конечно, да. У некоторых эта аллергия проявляется красными пятнами, сытью или зудом. Поэтому очень важно чтобы мы в детском саду знали на что у вас аллергия и исключили эти продукты из вашего рациона.

Вероника: А мне нельзя свеклу и рыбу, у меня от нее пятна появляются.

Максим: А мне нельзя белый хлеб и бананы.

Мед. сестра: Очень хорошо, что вы знаете о своей аллергии, ее не надо стесняться. Если у кого-то из ваших знакомых есть аллергия, об этом важно знать.

Мед. сестра: Что ж ребята мне уже нужно идти, спасибо что пригласили побеседовать, вы такие все умные и замечательные. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: Знаете ребята, Валентина Сергеевна подала мне идею. Думаю, стоит произвести специальное исследование аллергии.

Для начала в своей супер лаборатории мы произведем опрос. Для этого вы будете спрашивать друг друга о том, кого вы знаете с аллергией, и мы с вами составим таблицу с вашими данными. И так, мои маленькие ученые, предлагаю начать опрос.

Вместе с детьми заполняем таблицу данными об аллергии и рисунками тех людей у кого аллергия, а потом то – на что у них аллергия. (шерсть кота, собаки, цветы, рыба, клубника). Теперь пора делать таблицу.

Ну, а сейчас, когда у нас готова таблица, кто хочет рассказать о том, что он выяснил в ходе опроса.

Ребята по очереди рассказывают о том, что выяснили.

Воспитатель: Вы провели отличную работу проведя опрос. Он помог нам разобраться в вопросе аллергии, что не нужно ее стесняться, и, если у тебя на какой-то продукт она есть, нужно обязательно об этом сказать.

Аллергия считается очень распространенным заболеванием, которое является следствием повышенной чувствительности организма к всевозможным факторам.

Именно поэтому очень важно обратиться к врачу-аллергологу чтобы он помог выяснить на какой продукт или что-то другое у вас аллергия и выбрать эффективное лекарство для ее лечения.

Ну и теперь песня про аллергию

Чтобы радоваться солнышку весной.

Чтобы все эти цветы забрать с собой.

Чтобы горы апельсинов на столе.

И чтобы рыжий кот исполнил песню мне.

Чтобы от аллергии никто не страдал

Надо чтобы к доктору ты поспешил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель занятия: познакомить обучающихся с основными правилами профилактики аллергических заболеваний у взрослых и детей

ознакомление обучающихся с теоретическим блоком занятия: аллергии взрослых и детей, понятие об аллергене, аллергии на продукты питания, лекарственные препараты, пыльцу растений, диагностика, профилактика и лечение, современные лекарственные препараты и народные методы лечения

формирование навыков работы с информацией;

воспитание интереса к формированию навыков здорового образа жизни.

Оборудование:

дополнительная литература по теме занятия.

Ход занятия.

1. Организационная часть занятия. Приветствие.

2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

Аллергии проявляются индивидуально. Самый распространенный вид аллергической реакции – сенная лихорадка или аллергический ринит проявляются в частом чихании, слезящихся глазах, неприятных ощущениях в легких. Симптомы этого заболевания проявляются под воздействием аллергена – цветочной пыльцы. Цветочная пыльца безвредна для большинства людей. Лишь иногда иммунная система некоторых людей начинает воспринимать пыльцу или мелкие семена растений как чужеродные факторы и запускает механизм иммунной защиты организма. Круглогодичный аллергический ринит провоцируется плесневелым грибком, перхотью животных, экскрементами пылевого клеща в домашней пыли, определенными видами пищевых продуктов и токсинами окружающей среды.

Если вы проснулись ночью. Чихая и кашляя от аллергической атаки, примите горячий душ, который смоет частицы пыли или пыльцы. Теплая вода поможет расслабиться и уснуть. От аллергии помогает промывание глаз травяным чаем из цветов ромашки аптечной, протирание лица влажной салфеткой, смоченной в ромашковом чае.

Профилактика обострений. Избегайте контактов с аллергеном. Например, если у вас аллергия на кошек, то избегайте посещения друзей, у которых имеются эти животные. При сенной лихорадке примите меры за три месяца до начала массового цветения городских растений (тополя, пух одуванчиков). Необходимо укреплять иммунную систему. Рекомендуется ввести в ежедневный рацион одну чайную ложку меда, пить травяные чаи из зверобоя, эхинацеи, употреблять ягоды и фрукты с большим содержанием витамина С. В сезон цветения растений закрывайте окна, особенно вечером. Регулярно проводите влажную уборку. Выходя на улицу, надевайте солнцезащитные очки. Смазывайте нос вазелином. После прихода домой наденьте чистую одежду, чаще умывайтесь и протирайте лицо влажной салфеткой для удаления с кожи пыльцы и пыли. Не допускайте скопления пыли в доме. В случае, если ваше состояние не улучшается, появились новые симптомы, например, хрипы и стало трудно дышать, то вам необходимо обратиться к врачу-аллергологу.

Астма – это одно из аллергических заболеваний человека, наиболее опасных для его здоровья. Больных астмой не менее 5-10% всего населения Земли. Самый яркий симптом астмы – трудности с дыханием. Острота приступов различна – от легкого удушья до удушья, опасного для жизни. Приступ удушья со свистящими хрипами может быть вызван разными причинами: запахом духов, воздухом в накуренной комнате, собакой или кошкой, цветочной пыльцой, сильным ветром или собственным смехом.

Факторы, стимулирующие приступ, могут являться аллергенами или быть не аллергенами, а реакция на них может проявиться сразу или через некоторое время. Во время приступов астмы мелкие бронхи сужаются, возникает спазм, создавая трудности для доступа воздуха. Небольшой кашель – это терпимое неудобство. Но иногда приступы приводят к жестокому спазму, и тогда астма может угрожать жизни человека. Астма может развиться в любом возрасте.

Факторы, провоцирующие приступы астмы:

- аллергены в воздухе или пище;

- экскременты домашних пылевых клещей или тараканов;

- перхоть домашних животных;

- некоторые лекарственные препараты;

- некоторые виды продуктов питания (яйца, молоко, орехи, клубника, продукты моря);

- споры плесневелых грибов;

- аэрозоли (освежители воздуха, духи, краски, пестициды);

- - пыль от бумаги, дерева, муки;

- холодный воздух или перепад температур;

- физическая активность или сильные эмоции.

Профилактика астмы .

Необходимо отказаться от курения самому и держаться подальше от мест, где курят.

Необходимо сбросить лишний вес. Некоторые лекарственные препараты приводят к увеличению массы тела. Тучный человек тяжело дышит, его сердце работает с большей нагрузкой, чем сердце худощавого человека.

Необходимо научиться бороться с нервным напряжением, т.е. расслабляться, так как стрессы вызывают приступы астмы.

Необходимо убрать ковровые изделия из вашего дома, регулярно стирать шторы и чистить мягкую мебель. Если причиной приступов является собака или кошка, то лучше отказаться от содержания домашних животных.

Необходимо заниматься физическими упражнениями каждый день. Плавание - идеальный вид спорта для больных астмой.

Необходимо исключить из рациона продукты, которые вызывают приступы.

Настоятельно рекомендуется употреблять чеснок, так как он уменьшает образование слизи, вызывающей сужение просвета бронхов. Необходимо регулярно пронимать препараты, содержащие витамины В 6 , С и Е, и микроэлемент магний. Необходимо научиться пользоваться ингалятором и всегда иметь рабочий ингалятор при себе.

Причинами широкого распространения астмы в последнее время ученые называют хорошее развитие медицины.. Повышение уровня жизни привело к снижению количества детских болезней. Таким образом, иммунная система человека с детства лишается тренирующего воздействия чужих организмов. Широкое применение антибиотиков при лечении даже незначительных детских инфекционных заболеваний повышает вероятность развития астмы. Загрязнение атмосферы в городах – главная причина развития астмы.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой.

Многие болезни человека связаны с проникновением в его организм опасных микробов — болезнетворных бактерий или вирусов . Такие болезни называют инфекционными.

Вирусы гриппа , ветрянки , кори больной человек распространяет вокруг себя, когда разговаривает, кашляет или чихает. Мелкие капельки слюны оказываются в воздухе и заражают других людей.

Возбудители дизентерии и других кишечных заболеваний попадают в организм с продуктами питания, загрязнённой водой, заносятся грязными руками.

  • мыть руки после возвращения домой с улицы, перед едой, после посещения туалета;
  • мыть овощи и фрукты;
  • не пользоваться вещами заболевшего человека;
  • при заболевании не посещать общественные места.

Если при употреблении каких-либо продуктов у человека возникает болезненное состояние, температура, зуд, удушье, то это признаки аллергии.

Чтобы болезнь не возникала, нужно избегать контакта с теми веществами, которые её вызывают. При аллергии нужно обращаться за помощью к врачу.

Люди, склонные к аллергии, должны строго выполнять рекомендации врача, чтобы вовремя предупреждать приступы болезни.

Аллергия - это патологическая (отличная от нормальной) реакция иммунной системы.

Изображение 1: Аллергия - клиника Семейный доктор

Функция иммунной системы состоит в защите от чужеродного проникновения, способного принести нашему организму вред.
Для чего в организме вырабатываются антитела, связывающие проникшие в нас вирусы и микробы, а также переродившиеся (раковые) клетки. Обезвреженные таким образом вредоносные агенты (их называют антигенами) выводятся из организма. Защищённый иммунной системой организм оказывается способен длительное время не поддаваться инфекции. Эта способность противостоять болезни называется иммунитетом.

Но если иммунная система работает неправильно, она может увидеть угрозу в веществах, которые для организма опасности не представляют. Посчитав их антигенами, организм начинает активно вырабатывать к ним антитела, в результате мы чувствуем, что организм борется с болезнью, хотя настоящих возбудителей болезни нет есть лишь воздействие какого-то внешнего фактора, часто самого обыденного. Такая повышенная чувствительность к воздействию отдельных веществ называется аллергией, а вещества, на которые организм отвечает аллергической реакцией аллергенами.

Виды аллергии

В зависимости от того, что провоцирует аллергическую реакцию и какими путями аллергены попадают в наш организм, могут быть выделены различные виды аллергии:

Пищевая аллергия это аллергия на пищевые продукты и их компоненты. В качестве аллергенов могут выступать молоко, куриный белок, рыба, белковые компоненты ячменя, ржи, пшеницы и другие продукты. Аллергию также могут вызывать пищевые добавки и консерванты.

Аллергия на лекарства наиболее заметна, когда проявляется немедленно после приёма или введения препарата, но реакция на лекарство может быть и замедленной. Наиболее часто аллергическую реакцию вызывают анальгин, сульфамидные препараты и антибиотики.

Чтобы снизить риск аллергической реакции рекомендуется не вводить более одного нового препарата сразу и принимать новый препарат, начиная с малых доз. При появлении реакции на препарат следует немедленно прекратить приём и обратиться к врачу. Если аллергическая реакция протекает в острой форме необходимо немедленно принять антигистаминный препарат, который есть под рукой.

Аллергия на прививки это аллергическая реакция на компоненты вакцин. При наличии реакции на определённые аллергены, например, антибиотики, куриный белок или пекарские дрожжи, следует ожидать аллергическую реакцию на вакцину, содержащую данное вещество. Поскольку аллерген в случае прививки попадает непосредственно в кровь, реакция может быть, с одной стороны, замедленной, а с другой более тяжёлой.

Аллергия на укусы насекомых возникает как патологическая иммунная реакция на яд, выделяемый насекомыми при укусе. При нормальной реакции место укуса может немного опухнуть, покраснеть, обычно чувствуется зуд, но эти симптомы быстро проходят. Из тех насекомых, которые обитают в средней полосе России, наиболее тяжелые формы аллергической реакции вызывают укусы пчёл, ос и муравьёв.

Изображение 2: Аллергия - клиника Семейный доктор

Аллергия на животных один из самих распространённых видов аллергии. Аллергию могут вызывать как домашние животные (собаки, кошки, грызуны, птицы), так и фермерские (лошади). Аллергенами являются шерсть, перхоть, слюна и моча животных, перья и экскременты птиц. Аллергическую реакцию обычно вызывает вдыхаемая пыль, содержащая эти аллергены.

Аллергия на пыльцу (поллиноз) обычно имеет сезонный характер. Как правило, аллергию вызывает пыльца растений, которые опыляются ветром. Пора цветения соответствующих видов весна, лето является самой проблемной для людей, страдающих поллинозом.

Аллергия на пыль. Пыль может содержать различные аллергены (частички пищи, перхоть животных, споры грибков), однако основным аллергеном является микроскопическое паукообразное пылевой клещ. Пылевые клещи питаются частичками отшелушившейся человеческой кожи. Их особенно много в матрасах кроватей, подушках, одеялах, мягких игрушках, коврах спален и занавесках. Белковая структура пылевых клещей близка к белковой структуре паразитов (например, глистов). Нарушение работы иммунной приводит к тому, что на пылевых клещей начинают вырабатываться те же антитела, что и на паразитов. В результате развивается аллергическая реакция.

Аллергия на холод. В этом случае уместнее говорить о псевдоаллергии, ведь вещества, вызывающего аллергию аллергена при аллергической реакции на холод нет. Под воздействием холода белки наших тканей видоизменяются, и неадекватно реагирующая иммунная система вдруг распознаёт в них чужеродных агентов и начинает с ними бороться.

Фотодерматит. Его ещё называют аллергией на солнце, но это не очень правильно. Ультрафиолетовые лучи воздействуют на те вещества, которые находятся на нашей коже, в результате чего они начинают распознаваться иммунной системой как антигены. Это так называемый экзогенный (т.е. внешнего происхождения) фотодерматит. Его причиной могут быть нанесенный на кожу крем для загара, дезодорант, духи. Подобный эффект вызывают также некоторые лекарства, неизбежно попадающие на кожу в капельках пота.

Выделяют также луговой дерматит. В период цветения многие луговые растения выделяют особые вещества фукрокумарины. Они оседают на коже и под воздействием ультрафиолета провоцируют аллергическую реакцию.

Наряду с экзогенным бывает и эндогенный фотодерматит. В этом случае иммунная система реагирует на изменение тканей кожи под воздействием солнечных лучей. Подобные заболевания встречаются достаточно редко.

Аллергия при беременности. Признаки аллергии во время беременности обнаруживает у себя примерно каждая третья женщина, ранее с аллергией не сталкивавшаяся. Основная причина неизбежные в этот период гормональные изменения.

Непосредственной угрозы для плода аллергия не представляет, поскольку ни аллергены, ни антитела не проникают через плаценту. Главная проблема в том, что во время беременности противопоказаны практически все антигистаминные препараты. Поэтому без консультации с врачом пытаться снять у себя аллергическую реакцию нельзя. В острых случаях надо вызывать скорую помощь, а в остальных идти на приём к аллергологу.

Причины аллергии

В настоящее время считается, что склонность к аллергии в значительной степени предопределена генетически. Развитию аллергических заболеваний также способствуют неблагоприятная экология, несбалансированная структура питания, стрессы, чрезмерное употребление лекарств.

Симптомы аллергии

Аллергические реакции могут быть разными по интенсивности (от слабых до острых).

Пищевая аллергия проявляется, как правило, в виде аллергического дерматита. Типичные проявления аллергии на теле: кожа краснеет, уплотняется, появляется зуд. В тяжелых случаях пораженный участок начинает мокнуть. Иногда пищевые аллергены вызывают также аллергический насморк или конъюнктивит. В случае аллергического поражения желудочно-кишечного симптомами могут быть кишечные расстройства, рвота, боль в животе. Вдыхание паров или частиц-аллергенов, например, при приготовлении пищи может привести к поражению дыхательной системы.

Аллергическую реакцию на лекарства следует отличать от реакций других типов. Если после приёма лекарства наблюдается ухудшение состояния, то это не обязательно следствие аллергии. Это может быть побочный эффект препарата или отравление в результате превышения допустимой дозы.
Возможны следующие проявления аллергии на лекарства:

    ; ;
  • приступы бронхиальной астмы;
  • аллергический ринит ( насморк);
  • аллергический дерматит; самое опасное проявление лекарственной аллергии.

В случае аллергии на прививки возможны следующие проявления:

  • крапивница;
  • отёк Квинке;
  • синдром Лайела распространение по всей коже сыпи и пузырей, сопровождающихся сильным зудом;
  • сывороточная болезнь воспалительное поражение сосудов, развивающаяся через 1−2 недели после прививки. Характеризуется лихорадкой, крапивницей, отёками Квинке, увеличением лимфатических узлов и селезёнки, болью в суставах;
  • анафилактический шок.

В случае аллергии на укусы насекомых реакция оказывается более обширной, могут наблюдаться крапивница, отёк Квинке и даже анафилактический шок.

Аллергию на животных легко установить, если при контакте с ним или в его присутствии у вас:

  • начинается насморк или закладывает нос; , текут слёзы (аллергический конъюнктивит);
  • затрудняется или становится хриплым дыхание, начинается сухой кашель;
  • при контакте с животным краснеет и чешется кожа.

При аллергии на пыльцу могут наблюдаться:

  • аллергический насморк; (проявления покраснение глаз, обильное слезотечение);
  • зуд нёба и языка;
  • затруднение дыхания (одышка или удушье);
  • хрипы и сухой кашель;
  • покраснение кожи.

При аллергии на пыль могут наблюдаться:

  • аллергического ринита;
  • бронхиальной астмы;
  • аллергических кожных заболеваний.

При аллергии на холод возникают такие проявления как:

  • холодовая крапивница волдыри на коже, сопровождающиеся зудом;
  • холодовый дерматит покраснение и шелушение кожи. В тяжёлых случаях возможен отёк;
  • псевдоаллергический холодовый ринит (насморк);
  • псевдоаллергический конъюнктивит на морозе в глазах чувствуется жжение, они начинают слезиться.

Самые распространённые симптомы аллергии

Аллергическая сыпь, как правило, сопровождается зудом. Повышения температуры при аллергических высыпаниях обычно не наблюдается. В некоторых случаях (при контактном дерматите) сыпь появляется на тех участках, где произошел контакт с аллергеном. Однако сыпь может быть вызвана не только аллергией. Например, сыпь характерна для многих инфекционных заболеваниях. Чтобы разобраться в природе сыпи, следует обратиться к врачу.

Зуд сопровождает аллергические высыпания. Довольно часто сначала возникает зуд, а потом в этом же месте появляется сыпь. В некоторых случаях может наблюдаться зуд без сыпи.

Аллергический отёк может иметь любую локализацию, однако наиболее часто отекают лицо, конечности, части тела, покрытые слизистой оболочкой (глаза, губы, носоглотка, половые органы). Особую опасность представляют отёки горла и носоглотки, способные вызвать удушье.

Типичная аллергическая реакция на аллергены, способные находиться в воздухе. Слезотечение может проявлением аллергического конъюнктивита (воспаления слизистой оболочки глаза)

При контакте с аллергеном, присутствующем в воздухе, также может наблюдаться аллергический ринит (насморк).

У некоторых пациентов контакт с аллергеном приводит к развитию отека и спазма дыхательных путей.

Методы диагностики аллергии

Задача диагностики - определить аллерген, вызывающий аллергическую реакцию.

В некоторых случаях для установления аллергена достаточно сбора анамнеза. При проведении сбора анамнеза особое внимание уделяется наследственности и образу жизни (жизненным обстоятельствам, сопутствующим возникновению симптомов аллергии, пищевым привычкам и т.п.). Однако для полной уверенности в сделанных выводах, а также в тех случаях, когда анализа анамнеза недостаточно, обычно проводятся специальные исследования.

Анализ крови на аллергены необходим для того, чтобы определить, какой именно аллерген вызывает аллергическую реакцию. В ходе анализа оценивается содержание в крови специфических иммуноглобулинов E (IgE).

Метод аллергологических проб заключается в организации контакта пациента с потенциальными аллергенами. Используются минимальные дозы аллергенов. Их достаточно, чтобы зафиксировать реакцию организма на аллерген, но они неспособны вызвать аллергическую реакцию в масштабах, способных сказаться на состоянии пациента.

Методы лечения аллергии

В первую очередь лечение аллергии направлено на устранение аллергических проявлений. Аллергические реакции могут быть достаточно тяжелыми и даже представлять серьёзную опасность для жизни человека (анафилактический шок, отёк Квинке). Проявления аллергии способны снизить нашу работоспособность, ухудшить качество жизни.

Прежде всего, необходимо прервать контакт с аллергеном. Здесь возможна проблема: аллерген не всегда известен. И даже наоборот: если человек впервые сталкивается с аллергией, то, скорее всего, он не сможет однозначно сказать, какой именно аллерген вызвал реакцию. Поэтому в случае аллергии необходимо обратиться к врачу аллергологу-иммунологу и пройти диагностические процедуры. Когда аллерген будет установлен (довольно часто реакцию вызывает не один, а сразу несколько аллергенов), надо будет по возможности минимизировать контакт с ним.

Успешно проведенное лечение позволяет добиться длительной ремиссии (то есть аллергические проявления могут отсутствовать многие годы). Чем раньше начато лечение, тем ощутимее будет эффект. Поэтому своевременное обращение к специалисту – аллергологу-иммунологу - первый и главный фактор успеха в борьбе с аллергией.

В лечении аллергии используется медицинские препараты, принадлежащие к разным группам лекарств. Это:

  • антигистаминные препараты, подавляющие действия свободного гистамина. Гистамин – это биологически активное вещество, находящееся в организме, как правило, в связанном состоянии. При попадании аллергена в организм гистамин высвобождается, вызывая сыпь, зуд, отёки – типичные аллергические проявления. Антигистаминные препараты, таким образом, являются эффективным средством для устранения основных (острых) симптомов аллергии. Однако злоупотреблять антигистаминными средствами не стоит, особенно препаратами первого поколения (Супрастин и др.), вызывающими замедление реакций и сонливость. Приём препаратов следует согласовать с лечащим врачом;
  • глюкокортикостероиды. Данные препараты имеют гормональную основу. Во избежание осложнений и побочных эффектов их следует принимать только по назначению врача. Глюкокортикостероиды обладают мощным антиаллергическим действием. Однако нарушения правил их приёма может привести к быстрому набору веса (ожирению), повышению артериального давления, развитию сахарного диабета, язвенной болезни и т.п.;
  • сорбенты. Не обладая прямым антиаллергическим действием, препараты этой группы способствуют связыванию и быстрому выведению из организма токсинов и аллергенов, что способствует снижению остроты аллергической реакции;
  • другие медицинские препараты.


Для лечения аллергии могут использоваться некоторые физиотерапевтические методы. В частности высокую эффективность показывает ВЛОК – внутривенное лазерное облучение крови. Суть метода состоит в том, что в русло вены (как правило, у локтевого сгиба) посредством специальной иглы вводится световод, по которому подаётся лазерный импульс.. Кванты световой энергии воздействуют на кровь, в результате чего достигается противовоспалительный и иммуноукрепляющий эффект.

Лечение с помощью ВЛОК показано при любой форме и проявлениях аллергии. Однако метод имеет свои противопоказания, поэтому процедура ВЛОК проводится только по назначению врача.

Очищение крови может проводиться и другими методами. Например, с помощью плазмафереза.

АСИТ - аллерген-специфическая иммунотерапия - это метод лечения аллергии, при котором в результате постепенного введения в организм установленного аллергена во всё возрастающих дозах достигается эффект снижения чувствительности к данному аллергену (гипосенсибилизация).

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Читайте также: