Общество как развивающаяся система конспект

Обновлено: 04.07.2024

Общество представляет собой систему, развитие которой происходит на основании социума - собственной социальной основы. Общественная система - общество, состав которого структурирован, и все его элементы взаимосвязаны между собой

Общественная система имеет особую характеристику. Это функциональная согласованность всех составляющих, которые определяют структуру и их самостоятельность. Историческое развитие общества сопряжено с особенностями экономических отношений и политики внутри, социальных черт и региональных особенностей. Социальные, естественные, материальные, демографические факторы являются составляющими компонентами общественного развития, расставленными в приоритетном порядке.

Факторы, образующие систему общественного развития, и влияющие на формирование социума

Понимание того, что общество - это люди, которые взаимодействую и функционируют между собой и в рамках общественных отношений, приводит к выделению в нем основных элементов. Это человек, личность, индивидуальность, персона и социум в общем. Процесс, течение которого осуществляется в социальном времени и пространстве, состоит из двух составляющих - антропогенеза и социогенеза.

Существуют определенные факторы, которые образуют систему, и оказывают воздействие на развитие и формирование общества. Они представлены несколькими категориями:

  • Естественными.
  • Социальными.
  • Материальными.
  • Экологическими.

Это стоит учитывать, а также следует определить, что представляют собой различные сферы жизни, включая традиции, нормы, принципы, культуру. Их формирование происходит на основе базовых форм деятельности общества, со сложившимися самостоятельными институтами общественной жизни.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Естественные факторы, образующие систему, и их особенности

Человек - особенный компонент природного мира, сущностный элемент. Он эволюционировал постепенно, подстраиваясь под погоду и выбирая определенные факторы. Общение, труд, улучшение жилищных и хозяйственных условий существования сделали его самостью.

Естественный отбор способствовал становлению человека, его развитию и выживанию. Благодаря силе, выносливости, здоровью, умению взаимодействовать с природой и противостоять ей, сильнейшие смогли выжить и продолжить род. При социальном отборе важное влияние оказывали индивидуальные характеристики, сформированные способности, интеллектуальные качества. Немаловажным был навык адаптации к социальной среде.

Все важное и социально значимое сформировало принципы житейского образа, теоретически закрепив все умения и знания. Развитие человека привело к природному становлению. Этому способствовал труд, с постоянным усовершенствованием навыков и приобретением опыта, передачей информации от поколения к поколению, параллельно двигаясь с процессом воспитания и обучения, в том числе социализации.

Именно природная среда стала фактором, который первым способствовал развитию общества в процессе труда и деятельности.

В древние времена не было специальных орудий труда, инструментов для охоты и защиты, ими выступали предметы природного мира, которые были доступны – палки, камни, кости. С помощью такой прикладной направленности достигалась возможность реализовать инстинкты. Это стало мотивацией для создания и развития той формы труда, которая является составляющей человеческого исключительного достояния.

Осознанный переход предков от использования найденных предметов к осознанному изготовлению орудий труда в дальнейшем стал потребностью, надобностью. Применение скорлупы от ореха как емкость для воды, камня для охоты, и других аналогичных примеров, постепенно отходит в прошлое. Это способствовало тому, что формировалось собственно человеческое - ремесленное, наполненное смыслом труда, что в будущем превратится в деятельность.

Такой переход повлек за собой некие последствия. А именно:

  • Адаптация организма приматов. Они научились подстраиваться к окружающей среде, и к труду. Чтобы выживать и жить, человек научился ходить прямо, дифференцировано задействовать руки и ноги, научился контролировать работу головного мозга одновременно выполняя физические трудовые действия.
  • Индивидуальный труд постепенно перерастал в коллективный (совместный), появилась необходимость в членораздельной речи и создании языка как средства для общения. Создавались оповестительные сигналы, происходила передача нужной информации.
  • Труд способствовал расширению человеческих потребностей, что, в свою очередь, оказывало воздействие на человеческие способности.

Наличие у человека биотических признаков позволяет отличить его от животных. Среди этих признаков можно выделить особенности тела, отсутствует сплошной волосяной покров, человек ходит прямо, имеет отличное от животных строение опорно-двигательного аппарата. Однако наиболее значимыми и главными можно считать речь, абстрактное мышление, способность постановки целей, социальные связи, менталитет.

Труд человека значительно отличается от действий, выполняемых животными рефлекторно. Основные отличия такие:

  • Целеориентированность человеческого труда.
  • Во время труда человек активно воздействует на природу и окружающий его мир. Это не есть адаптация.
  • Использование в трудовой деятельности не только предметов природного мира, но и тех, которые были созданы человечеством.
  • Человек посредством труда старается осознанно удовлетворить свои потребности.
  • Труд может быть индивидуальным и коллективным, он позволяет создать общество, создать и развить общественные институты.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понять, как труд повлиял на становление и развитие общества, можно путем обозначения определенных понятий социальной философии, а именно - труда, творчества, работы, деятельности. Появление человека общественного стало возможным благодаря труду и работе. Их главными компонентами выступает речь, общение, опыт, получение и передача информации. На формирование и становление цивилизации воздействие оказывала деятельность человека, которая состоит из цепочки компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Творчество – это то, без чего невозможно существование социального стержня, это способ создать высококультурное общество, а также один из методов, повлекший за собой социальное государство.

Труд - сознательный способ удовлетворить человеческие и коллективные потребности. Может быть физическим, интеллектуальным, смешанным.

Деятельность - это целесообразный труд, выполняемый личностью или социальной группой. Обязательное условие - наличие целеполагания.

Творчество - креативная деятельность, благодаря которой создается что-то новое, то, чего раньше не было.

Определения, которые были приведены выше, это - социальные константы, с широким общественным значением.

Анализ таких понятий, как работа, деятельность, творчество и труд, позволяет понять, что существует отличие между социальным и биологическим развитием. Также существует разделение характера и темпа биотических и социальных процессов. На осуществление серьезных изменений в обществе понадобится так мало времени, которого окажется недостаточно для того, чтобы произошло что-то значительное в развитии биологических видов.

В большинстве случаев, адаптация конкретного вида организмов к среде регулирует темп биологического развития. Развитие общества осуществляется с постоянным ускорением. Древнему миру понадобилось несколько тысячелетий для развития, средневековью было достаточно тысячи лет, эпоха Просвещения смогла развиться всего за три столетия. В то время как Новейшее общество развивается стремительными темпами, ей свойственно насыщение информацией. Это заняло немного более одного века. Движение социальной динамики значительно быстрее, чем биотической.

Биотический мир также накапливает и передает информацию последующим поколениям, но делает это, опираясь на механизм наследственности и инстинктов.

Жизнь общества не может существовать без духовных, социальных норм, без производственных навыков, опыта социума. Также важную роль играет мышление и язык, традиции и творчество, деятельность и культура. Все это передается следующим поколениям.

Социальный опыт наследуется без остановок и перерывов. Его освоение осуществляется благодаря тому, что человек социализируется, поддается воспитанию и получает образование. С каждым последующим поколением культура будет наполняться чем-то новым. В то время как изменения в биологическом мире происходят стихийно и бессознательно. Общество может самостоятельно менять условия жизни.

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово "система "в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями; различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества - экономические, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4.Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.

6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово "система "в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями; различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества - экономические, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.




Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4.Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.

6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена одна из сложных тем курса "Обществознание" , связанная с проблемой понимания развития общества с точки зрения прогресса и регресса , показана сущность закона "ускорения ритма истории" , указаны прогрессивные и регрессивные черты развития человечества . При рассмотрении данной темы актуализируются понятия : "развитие общества" , "эволюция" , "революция" , "критерии прогресса" , а также экстенсивные и интенсивные пути развития .

Цели изучения

Дидактическая Вывести на уровень философских обобщений представления

цель учащихся о соотношении устойчивости и изменчивости

в развитии общества.

Обобщая имеющиеся у учащихся знания о содержании,

направленности общественно-исторического развития, подвести

их к пониманию диалектического характера связи стабильных

черт и новаций в этом процессе.

Развивающая Углубить знания об общественном прогрессе, раскры-

цель вая противоречивость прогресса с акцентированием внимания на

Воспитательная Продолжить формирование научного подхода

цель к анализу и оценке общественных явлений. Показать ограни-

ченность прямых аналогий между обществом и живой

Вид занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Форма смешанная форма проведения урока (сочетание различных видов

проведения урока на одном уроке)

занятия:

Центральные

Мотивационный

вопрос: Что останется в нашем жилище, если вынести из него вещи,

(с него начинается изобретенные в последние сто лет?

План изучения темы

1. Ускорение темпов общественных изменений в новейшее время.

2. Общественный прогресс: его проявления, критерии, противоречивость.

3. Социальная революция и их роль в истории.

4. Реформы и общественный прогресс.

1. Обсуждая мотивационный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что в нашем жилище после выноса вещей, изобретенных в последние 100 лет, практически ничего не останется.

Таким образом, быстрые изменения характерны для сравнительно небольшого отрезка Нового и Новейшего времени истории человечества. Но даже и в наше время бурных перемен сохраняются институты и ценности, сформировавшиеся в далеком прошлом.

Вопрос группе: сможете ли Вы мне их назвать? (Учащиеся называют: семья, семейные отношения, моральные нормы, религия и др.).

Преподаватель: В оценке причин и последствий тенденции ускорения общественного развития исследователи расходятся. Давайте обсудим две противоположные точки зрения на проблему:

I я - ускорение развития – свойство общественного прогресса, люди создают комфортную среду для себя: сокращают расстояния, облегчают коммуникацию, производят все больше красивых вещей, разрабатывают новые лекарства и методы лечения; в итоге жизнь людей становится все более продолжительной, насыщенной, удобной.

II я - ускорение общественного развития приходит в противоречие с сохраняющимися неизменными многие тысячелетия физиологическими и психологическими свойствами человека, в результате люди перестают справляться с творениями собственной деятельности, увеличивается число техногенных катастроф и аварий, мир становится менее стабильным и безопасным.

В ходе обсуждения данного вопроса, учащиеся приходят к выводу о том, что отрицать прогресс сегодня бессмысленно (особенно после рассмотрения вопроса об ускорении общественного развития). Но в то же время нельзя не видеть и его относительность, противоречивость.

Общество – это система, которая развивается на собственной социальной основе – социуме. Общественная система – это структурированный состав общества, который включает его взаимосвязанные компоненты.

Среди характеристик общественной системы выделяют функциональную согласованность компонентов ее структуры и их самостоятельность. Исторически то, как развивалось общество определялось в зависимости от того, какие в нем сложились экономические отношения, политическое господство, а также тем, какие у данного общества социальные особенности и региональные черты. Приоритет различных структурных компонентов общественного развития проявляется во взаимосвязи социальных, естественных, материальных, демографических и других факторов бытия.

Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума

Ввиду того, что под обществом понимают людей, которые функционируют в рамках системы общественных отношений и институтов, созданной их собственной деятельностью, можно выделить человека, личность, индивидуальность, персону и социум в целом как базовый элемент общества. Антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества) – являются двумя сторонами одного и того же процесса, который происходит в социальном времени и пространстве.

Если говорить о факторах, образующих систему, которые влияют на процесс развития и формирования общества, то учеными выделяют следующие:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Материальные;
  • Экологические.

Учитывая этого, необходимо обозначить конкретнее и то, в чем состоит сущность разнообразных сфер жизни общества вместе с традициями, нормами, принципами и культурой, которые им соответствуют. Они формируются на основе базовых форм деятельности общества в качестве сложившихся исторически самостоятельных системообразующих институтов общественной жизни.

Рассмотрим некоторые особенности системообразующих факторов, в первую очередь – естественные.

Человек является специфической частью природного мира, его сущностным элементом. Процесс его эволюции был постепенным, он менял факторы зависимости от природы, становясь при этом самостью с помощью общения, труда, улучшения способа ведения совместного хозяйства, условий быта (системы социально-ориентированных отношений). Становление (развитие и выживание) человека происходило путем естественного отбора, при котором он опирался на свою собственную силу, выносливость, здоровье, умение противостоять природе, размножение. Социальный отбор требовал наличия разнообразных индивидуальных характеристик, уже сформированных способностей, а также реализацию интеллектуальных качеств личности, умение адаптироваться к условиям, которые предъявляет социальная среда.

Все социальное, имевшее социальную значимость, закреплялось посредством житейского образа и теоретического закрепления накопленных установок, умений и знаний. Если говорить предметно, то человек в процессе своего природного становления и развития постепенно выстроился сам и сумел попасть в сферу социальных законов, соответствующих собственной естественной природе и общественному бытию. Все это происходило в процессе труда, который требует постоянного совершенствования навыков, передачи опыта между поколениями как в ремесленном, так и в профессиональном режиме в процессе воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации.

Первичным естественным фактором становления и развития общества с помощью человеческого труда и деятельности была природная среда.

Наши древние предки постоянно пользовались предметами природного мира, которые случайно попадались им на глаза (палками, камнями, костями) как простейшими орудиями труда, а также использовали их для защиты и охоты. Данная прикладная направленность относилась к инстинктивным животным формам реагирования. Однако данная способность наших предков к совершению примитивных операций положила мотивированное начало для осуществления труда в форме, в которой он будет составлять человеческое исключительное достояние, являться целеполагающей деятельностью.
Наши предки осознанно переходили от банального использования различных предметов, которые были обнаружены в природе, вроде скорлупы крупного ореха, которую использовали в качестве ёмкости для воды или же камня, который служил ударным или охотничьим инструментом, к целенаправленному изготовлению орудий труда, которое затем становилось потребностью. Данная потребность послужила толчком к формированию собственно человеческого – ремесленного, наполненного смыслом труда, который в дальнейшем перешел в деятельность.

Последствия перехода к труду были следующие:

  • Организм приматов начал адаптироваться к только к условиям окружающей среды, но и к трудовой деятельности. Все специфические, свойственные человеческому существу особенности физической организации, а именно прямохождение, дифференциация функций задних и передних конечностей, взаимосвязанная работа головного мозга и рук – были выработаны в процессе длительной адаптации организма к тому, чтобы научиться выполнять операции, необходимые для жизни;
  • В связи с тем, что труд был не только индивидуальным, но еще и совместным, он стимулировал формирование и развитие оповестительных сигналов, что впоследствии привело к тому, что зародилась членораздельная речь и язык как средства общения, а также накопления и передачи необходимой информации;
  • Потребности человека расширялись благодаря труду, что не могло не сказаться на человеческих способностях к осуществлению различных действий – как совместных, так и индивидуальных. Таким образом, начиная с первобытной общины, зародилась система отношений в обществе.

От животных человека отличают различные биотические признаки вроде особенностей его тела, отсутствия сплошного волосяного покрова, прямохождение, строение опорно-двигательного аппарата и т.д.). Однако, самыми основными отличительными признаками являются наличие речи, способности к абстрактному мышлению, умение ставить цели в процессе своей деятельности, присутствие социальных связей, социализация, наличие менталитета.

Среди отличий труда от рефлексорных действий, свойственных животному миру, ученые выделяют следующие:

  • Человеческий труд целеориентирован;
  • Труд человека – это его активное воздействие на окружающий мир (природу), которое не является адаптацией к ней;
  • В процессе труда человек использует не только предметы природного мира, но и способен сам произвести себе орудие труда;
  • Человеческий труд будет способствовать осознанному удовлетворению потребностей человека;
  • Труд несет в себе как индивидуальный, так и коллективный характер и способствует становлению общества, созданию и развитию общественных институтов.

Под работой понимают выполнение человеком или группой людей каких-либо определенных функций.

Трудом называют сознательный способ удовлетворения человеческих и коллективных потребностей. Он бывает физический, интеллектуальный и смешанный.

Деятельностью называют целесообразный труд личности или социальной группы. В ней обязательно должно присутствовать целеполагание, т.к. именно оно является ее основой.

Данное понятие шире определения труда и его невозможно уложить в определенные четкие параметры, к примеру, выкопать яму размером на два метра, на два метра и на два метра. Деятельность несет в себе и индивидуальную, и институциональную нагрузку – может быть деятельностью ученого, руководителя, правительства, в сфере искусств, обороны или же общественной безопасности.

Творчеством называют креативную деятельность, которая направлена на создание чего-то, не существовавшего ранее, нового.

Все приведенные выше определения являются социальными константами, которые имеют широкое общественное значение.
Если проанализировать понятия работы, деятельности, труда и творчества, то можно увидеть, как социальное развитие отличается от биологического, несмотря на то, что человек как субъект функционирует в рамках своей собственной биотической природной сущности. В связи с этим предполагается важным упомянуть о том, как различаются характер и темп биотических и социальных процессов. Серьезные изменения в жизни общества происходят в такое краткое время, которого будет недостаточно для того, чтобы произошли какие-либо значительные изменения в развитии биологических видов. Во многих случаях биологическое развитие становится еще более медленным, в зависимости от того, как конкретный вид организмов адаптируется к среде, в которую попадает. Общественное развитие, с другой стороны, наоборот ускоряется на протяжении всей своей истории. Древний мир существовал и развивался на протяжении нескольких тысячелетий, средневековое общество развилось за тысячу лет, общество Нового времени и эпохи Просвещения – в 300 лет, а Новейшее общество, основной особенностью которого является информационная насыщенность, потратило на свое развитие всего лишь чуть больше века. Таким образом, можно заметить, что социальная динамика развития во многом движется быстрее, чем биотическая. Это стало возможным в связи с возникновением новым механизмов преемственности в общественном развитии в сравнении с биологической эволюцией.

Накопление и передача информации между поколениями в биотическом мире происходит с помощью механизма наследственности, на котором базируются прирожденные инстинкты. Высшим животным также свойственен путь передачи своим детям индивидуальных навыков, которые приобрели их родители.

Важную роль в жизни общества играют управленческие и производственные навыки, духовные и социальные нормы, опыт социума, воплощающийся в мышлении, языке, традициях, знаниях, творчестве, деятельности и культуре. Все эти навыки также наследуются каждым из поколений.

Биологическую передачу тех или иных свойств ограничивает запас информации, заложенный генетически (в аппарате наследственности). Наследование социального опыта непрерывно и безгранично. Освоение данного опыта и принятие созданных людьми ценностей происходит путем социализации человека в рамках процесса образования, воспитания и обучения (получения знаний, установок и умений). Каждое новое поколение будет привносить в культуру что-то новое, обогащать ее достижениями. В отличие от стихийности и бессознательности изменений биологического мира, человеческое общество получает возможность целенаправленно и сознательно изменять все условия своей материальной жизни, а также воздействовать и регулировать отношения с природой.

Физико-химические процессы отличаются от социальных формой отношений, которые присуща данным явлениям. Природные или материальные образования абиотического и биотического уровней будут развиваться вне зависимости от человеческого вмешательства, являются объективными. Общественные же отношения являются социальными образованиями, которые были созданы людьми на конкретных этапах развития истории. Они являются социальными.

В то же время, общество никогда не изолируется в своем развитии от природы. Его развитие невозможно представить без важных естественных предпосылок, в число которых входит географическая среда и демографическая.

Подумайте, являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?

Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом . Система – комплекс взаимодействующих элементов Элемент – некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании

Задание Превратите план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. Например. 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

Признаки общества как системы Сложный характер системы – общество включает в себя множество уровней, подсистем, элементов Целостность – взаимосвязь элементов Устойчивость – стремление к самосохранению Способность к саморазвитию – общество постоянно изменяется Открытость – новые элементы общества появляются, старые исчезают

Подсистемы – сферы общественной жизни Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации) Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ Заводы, фабрики, банки, биржи и др. Социальная отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами Системы здравоохранения, социального обеспечения Политическая Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями парламент, правительство, партии, общественные организации Духовная Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки

Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная

Каково соотношение основных сфер общественной жизни? Каковы приоритеты?

Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и др., человек должен есть, пить, иметь жилище

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.

Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.

Социальные институты – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение потребностей Социальные институты

Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства

Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)

Социальные институты Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты (собственности, разделения труда, заработной платы…)

Социальные институты Потребность в получении знаний социализации, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры

Социальные институты Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии

Проверь себя Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества. Назовите цифры, под которыми они указаны Статичность Линейность Самодостаточность Системность Динамичность безальтернативность

Соотнесите Социальные институты Власть Политические институты Семья Институты духовной сферы Собственность Экономические институты Религия Образование Материнство и отцовство Средства массовой информации Суд Обмен и деньги

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа научного общества учащихся в системе методической службы гимназии

В статье описывается работа НОУ в системе метод ической службы гимназии.


"Общество как динамическая система"

Обществознание, 10 класс, презентация "Общество как динамическая система".


Тесты для подготовки учащихся 10-11 классов к олимпиадам.


Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"

Презентации к теме "Общество как сложная система" представляют материал о системном строении общества. основных сферах жизни общества и их взаимосвязи, противоречивости воздействия людей на природную .


Тесты по теме "Общество как сложная система" 2 варианта.

Тестовый контроль знаний учащихся по теме "Общество как сложная стстема".



Презентация по теме "Общество-сложная динамичная система"

Презентация "Общество-сложная динамичная система" является учебным материалом, который можно использовать на уроках обществознания в 11 классе (базовый курс) и при подготовке к ЕГЭ.

Читайте также: