Общество как мир культуры конспект

Обновлено: 04.07.2024

Технологическая карта урока обществознания

Тип урока: повторение знаний и корректирование пробелов.

Цель: обобщение и систематизация компетенций (учебно-познавательной, аналитической, коммуникативной и др.) учащихся 10кл. по теме

Задачи: обобщить и систематизировать знания (термины, понятия), полученные при изучении темы «

способы деятельности учащихся (выполнение практических заданий, заданий творческого характера и др.); развивать функциональную

Планируемыерезультаты:

Метапредметные

Личностные: проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке, обладать ответственным отношением к учебе.

Коммуникативные: слушать и объективно оценивать речь других; вступать, владеть навыками общения, вырабатывать общее решение

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планировать деятельность под руководством учителя, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать ориентиры

действия в работе в сотрудничестве с учителем.

Формы работы:индивидуальная, групповая.

Структура и ход урока

Приветствие учащихся, деление учащихся на 2 группы.Предлагает группам выбрать капитана команды,

хранителя времени и математика (для подсчета баллов в группе).

Отвечают на вопросы.

Называет тему урока, предлагает самостоятельно поставить цель и задачи урока.

Записывают тему в

тетрадь, ставят цель и

Поп-культура – это сленговое название массовой культуры (верно).

Искусство - часть внерабочего времени человека (неверно).

Китч – безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект (верно).

Синтоизм - это национальная религия Китая (неверно).

Атеизм – это вера в одного Бога (неверно).

Иудаизм – это национальная японская религия (неверно).

Балет начал формироваться в Европе в 16 в. (верно).

Политеизм – вера во многих богов (верно).

Ислам – это монотеистическая религия (верно).

10. Хадж – это паломничество мусульман в Мекку (верно).

биотехнология, химия полимеров представляют собой технические науки

12. Суннизм –это одно из направлений христианства (неверно).

13. Балет - вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных

14. Фотография как искусство зародилась в 18 в. (неверно).

15. Петр Великий создал в России государственные образовательные цифирные школы (верно).

16. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется формами духовного

2)Загадки (по 1 баллу за правильный ответ).

Цветы на картине, и чаша, и торт,

Рисунок такой назовём. (натюрморт).

Если в школе будешь спать,

За ответ получишь…(2).

Ткань на языке художника – это … (холст).

Тоненький худой Тимошка

Пробежался по дорожке.

Пробежался, спору нет,

И оставил серый след (карандаш).

К какой из 3-х форм культуры относится детективная литература? (массовая).

отвечают на вопросы

Часть общей культуры, присущая большой социальной группе – это субкультура или монокультура?

Шиизм – это религия мировая или национальная? (мировая).

Католиков больше в России или в США? (в США).

Бакалавриат – это учеба в течение 4 лет или 5? (4).

Протестантизм – это религия национальная или мировая? (мировая).

Ботаника – это наука естественная или гуманитарная? (естественная).

К какой из 3-х форм культуры относится эпос? (народная).

Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом – это культ или обряд? (обряд).

10. Сленговая массовая культура контркультура или поп-культура? (поп-культура)?

Закон, контркультура, бизнес, бакалавриат, налог, труд.

ие, право, легитимность, полиция, правопорядок, субкультура.

1 группа: танец, румянец, конец, молодец.2 группа: .призвание, образование, учиться, не лениться.

Известно, что сегодня многие молодые люди не интересуются книгами, журналами. Можно ли

каким-либо образом решить проблему? Свой ответ обоснуйте.

Сегодня часто можно наблюдать ситуацию, когда в общественном транспорте молодые люди не

торопятся уступить место женщинам, пожилым людям. Можно ли каким-либо образом решить

проблему? Свой ответ обоснуйте.

Спорят 2 школьника. Один говорит, о том, что, для того, чтобы быть успешным человеком,

нужномного учиться и обязательно иметь высшее образование, второй полностью с ним не

согласен. Кого и почему вы поддерживаете в споре?

Спорят 2 ученика, один говорит, что самое главное в школе знать свои права, другой утверждает, что

и свои обязанности в школе нужно знать обязательно. Кого и почему вы поддерживаете в споре?

стоящему у доски, назвать 1 любое существительное, которое звучало на уроке, а затем из этих слов

составить предложение, учащимся на местах – составить свое предложение (по 1 баллу за правильный

11. Итоговый этап

Учитель предлагает заполнить лист самооценки

Предлагает охарактеризовать свою деятельность на уроке и степень усвоения учебного материала по

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Сущность культуры – это процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Культура выражает человеческую сущность общества, поэтому она пронизывает все без исключения элементы, стороны, состояния общественной жизни и вбирает их в себя.

Человек как субъект и как результат культурного процесса живет и развивается в обществе, поэтому культура –это специфически общественный способ жизнедеятельности и саморазвития человека. Это не только совокупность результатов человеческой деятельности, но и сам ее процесс, а также подлинно человеческие отношения между людьми. Многомерность и сущность культуры проявляется в ее основных функциях: социальной (гуманистической), познавательной, аксиологической, семиотической, нормативной.

В культуре выделяются аспекты:

гуманистический, т.к. культура - это атрибут общественного человека, его жизнедеятельности;

▪ созидательный, поскольку культура выступает фактором созидания человека как общественного существа;

▪ ценностно-регулятивный, ведь культура - это ценностно-нормативный регулятор жизнедеятельности человека

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Культура – это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой – человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном обществе понятие культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень развития личности и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и индивидуальном сознании людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура – это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем виды связи между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и духовная жизнь общества находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура – это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же – духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона – это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация моральных принципов, подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.


Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.


Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

которые читают вместе с этой






Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие(связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные(Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

Появилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.


Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.


Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

которые читают вместе с этой






Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие(связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные(Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

Появилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.

Читайте также: