Конспект урока по математике свойства сложения 2 класс петерсон
Обновлено: 07.07.2024
Учитель: У вас все готово к уроку? Давайте пожелаем друг другу удачи.
Учитель: Чем мы занимались на предыдущих уроках?
Уч-ся: мы научились выполнять операции, мы научились составлять программу действий, определять порядок действий в числовом и буквенном выражении (учитель демонстрирует таблички с числовым и буквенным выражениями).
Учитель: А как вы думаете, изменение порядка действий, может повлиять на результат? Давайте вместе подумаем над этим вопросом!
2-й этап :Актуализация знаний
- воспроизведение ЗУН по порядку действий в числовом выражении, умение применить переместительное свойство сложения;
- создать затруднение в индивидуальной деятельности.
Учитель: Прочитайте выражения на доске и найдите их значения устно.
Уч-ся на индивидуальных досках пишут значения выражений.
Учитель: Прочитайте первое выражение? Назовите результат.
Учитель: Прочитайте второе выражение? Назовите результат.
Уч-ся: Из 12 вычитаем сумму 5 и 2 и к разности прибавляем 4, сумма равна 9.
Учитель: Прочитайте третье выражение? Назовите результат.
Уч-ся: Сумма выражения 13+16+19+25+31+34+37 равна 175.
Учитель: Как вы нашли сумму? Чем пользовались? Какой прием использовали?
Уч-ся: От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Лена и Алеша показывают свою работу: (13+37)+ (16+34) + (19+31) +25+175! Замечательно.
Учитель: Прочитайте следующие выражения? Назовите результат.
Уч-ся: В выражении «к сумме чисел 635 и198 прибавляется 2.
Учитель: (подводящий диалог) Что вам показалось трудным? (нахождение суммы в скобках )
Как выполнила решения Катя: 635+198=833 833+2=835 и 635+ (198+2)=835
Какое решение вам больше понравилось? Почему? Как в математике называют такие действия –рационально, проще. Итак, у нас две гипотезы
1-я: можно вычислить выражение по порядку действий и получить результат.
2-я: можно изменить порядок действий и получить тот же результат.
Какая из них верная и предстоит нам сегодня решить.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о рациональном способе сложения чисел.
3-й этап: Постановка проблемы
Цель: постановка проблемы, самоопределение учащихся.
Учитель: А что мы с вами взяли девизом нашего урока? Будем пробовать! Искать! Давайте искать решение!
Достаточно ли нам его в нашем выражении? Нужен другой закон, позволяющий нам быстро вычислять 635+(198+2)=635+200=835.
Учитель: Чем отличаются наши выражения?
Уч-ся: Пользовались переместительным свойством сложения и поставили скобки.
Учитель: А для чего вы их использовали?
Уч-ся: Так быстрее вычислять.
Табличка: a+b=b+a (переместительное свойство сложения)
Итак, в числовом выражении у нас все получилось. А как быть с буквенными выражениями?
Посмотрите на эти выражения: (а+в)+с и а+(в+с), сравните их, используя схемы.
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах, помогите друг другу сравнить эти выражения, выясните, что общего в этих выражениях и почему целое обозначено одной буквой. А сумма частей найдена по-разному.
(учащиеся на индивидуальных карточках составляют выражения, по графическим моделям)
Учащиеся составили опорный конспект сочетательного свойства сложения.
Итак, при рассмотрении буквенного выражения мы подошли к одному результату. Учитель снимает знак вопроса над записью
4-й этап: Открытие нового знания
На доске появляются две таблицы :a+b=b+a (a+b)+c=a+(b+c)
Учитель: Какое свойство вы знали? (о перестановке слагаемых)
Какое свойство вы открыли сегодня? Что оно позволяет нам делать? Проверим наши выражения числовые(635+198)+2=835 и 635+(198+2)=835. Изменилось значение суммы? Нет. Сочетательное свойство сложения позволяет упрощать вычисления!
Объединять удобные слагаемые и тем самым упрощать вычисления.
В математике это свойство получило название –сочетательного свойства сложения. Расскажите его друг другу, как вы сформулируете его своими словами?
Олег и Марина- Дима и Лена – Илья и Саша.
Чтобы к сумме двух чисел, прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.
Чтобы к числу прибавить сумму двух чисел, можно сначала прибавить к нему первое слагаемое, а потом второе слагаемое.
Значение суммы чисел не зависит от выбора порядка действий.
Распространяется это свойство на любое число слагаемых. Если в выражении содержится только знак “+”, то переставлять и группировать слагаемые можно так, как удобно для вычислений.
(178+597)+3=178+ (597+3)= 178+ 600=778
Учащиеся проговаривают в парах буквенные выражения друг другу. А чтобы вам лучше запомнить, как объяснять сочетательное свойство сложения, давайте заглянем в учебник страница 41.
Познакомить с переместительным и сочетательным свойствами сложения, научить применять их при нахождении значений числовых выражений, записывать изученные свойства, используя буквенные обозначения.
Основные термины, понятия
Слагаемое, сумма, сложение, переместительное свойство, сочетательное свойство, свойство сложения с нулем
Предметные умения
- иметь представление о понятиях "переместительное свойство", "сочетательное свойство";
- уметь использовать изученные свойства при вычислениях;
- уметь записывать изученные законы и свойства, используя буквенные обозначения;
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в паре;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; -формировать личностные качества: любознательность, трудолюбие, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели; - обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - проявлять самостоятельность, личную ответственность.
Метапредметные критерии сформированности УУД:
Регулятивные УУД :
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В данной разработке представлен фрагмент урока математики, включающий такие этапы урока как устный счёт, введение нового знания, закрепление.
Цель: уточнить переместительное свойство сложения, знакомство с сочетательным свойством сложения, тренировка вычислительных навыков, формирование навыков решения примеров на порядок действий
Оборудование: индивидуальные карточки с уравнениями, ПК, толковый словарь.
Проверка домашнего задания.
Устный счёт + работа по карточкам
- Прежде чем мы начнем работать фронтально, некоторые дети получат карточки с уравнениями. Вспомним алгоритм решения уравнений:
1. Находим части и целое.
2. Определяем, что неизвестно.
3. Применяем правило (чтобы найти часть нужно из целого вычесть известную часть, чтобы найти целое надо части сложить)
4. Выполняем вычисления.
5. Выполняем проверку.
354 + х = 793 872 – z = 486 х – 217 = 365
- Остальные ребята будут работать вместе со мной. Запишите в тетрадях числа, кратные 6 до 60.
- Обменяйтесь тетрадями и проверим, что у вас получилось, и посчитаем хором
6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60
- Увеличьте 60 на 45. Какое число получили? (105)
- Дайте характеристику числа 105 (105- трехзначное, содержит 1 сотню и 5 единиц, предыдущее 104, последующее 106, сумма цифр 6)
- Выразите число 105 в различных единицах счёта (105= 1с 5ед = 10д 5 ед)
- Выразите 105 см в различных единицах измерения (105см = 1м 5см = 10дм5см)
III. Введение в новую тему.
- Что в них интересного? (Одинаковые числа, знаки действий, но скобки стоят по-разному)
- Каков порядок действий в выражениях со скобками?
- Найдите значения этих выражений и расположите ответы в порядке возрастания. Соотнесите цифры с буквами. Какое слово у нас получилось?
- Как вы понимаете это слово?
- Прочитаем его значение в толковом словаре Ожегова.
- Свойства есть и у геометрических фигур. Например, какое свойство у квадрата? (Все его стороны равны). А у прямоугольника? (Противоположные стороны равны). А у луча? (Его можно продолжить только в одном направлении). А как можно продолжить прямую? (В обоих направлениях)
- Также свойства есть у чисел. Например, какое свойство у числа 0? (При сложении с ним любого числа получается то же самое число).
- А сегодня мы с вами вспомним известное вам свойство сложения и познакомимся с новым свойством сложения.
IV. Работа над новым материалом.
- Не выполняя вычислений, найдите равные суммы:
- Каким свойством сложения вы пользовались? (Переместительным)
- Как оно звучит? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- А в каком столбике значения сумм находить легче? (В первом) Почему
- Значит, зачем нам нужно переместительное свойство сложения? (Помогает легче вычислить значение выражения)
- Как вы думаете, а будут ли равны значения этих выражений?
(456 + 99) + 1 456 + (99 + 1)
(12 + 18) + 73 12 + (18 + 73)
(61 + 12) – 10 61 + (12 – 10)
Дети высказывают свои мнения. После этого учитель предлагает им найти значения всех выражений.
- Что интересного вы заметили? В тех выражениях, где есть только сложение, значения выражений при перестановке скобок не меняются, а где есть вычитание, там значения выражений разные.
- Верно, потому что есть сочетательный закон сложения, который звучит так – значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка выполнения действий
Тема нашего сегодняшнего урока Сочетательный закон сложения, а его цель – установить как действует это закон.
-Для того, чтобы деятельность на уроке была успешной, давайте немного разомнемся и посчитаем.
Первый столбик решает первый ряд, второй столбик – второй ряд и третий столбик решает 3 ряд. ( примеры будут распечатаны на карточках и выданы детям)
Давайте проверим, что у вас получилось. Я скажу вам ответы, а вы поставите плюсик рядом с ответом, если совпало и минус, если ответ не совпал.
Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Давайте похлопаем этим ребятам.
-Молодцы! Откройте учебник на странице 44. Номер задания 1.
-Давайте устно поставим знаки и проверим
Ответы спрашиваю выборочно учеников.
-А почему вы поставили именно такие знаки?
-Ребята, у вас на столах лежат карточки с узором, продолжите узор до конца карточки. Объясните, почему последовательность фигур именно такая.
Читайте также: