Образы симфонической музыки метель 6 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое публикации

ОБРАЗЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Разработала и провела:

учитель музыки первой категории

Яицкая Светлана Павловна

Образовательные:

расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

сформировать представление о лирических и драматических образах в музыке;

сформировать понятия: музыкальные иллюстрации как один из жанров, выразительность и изобразительность в симфонической музыке.

Развивающие:

развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

развивать творческое воображение;

развить музыкальное мышление, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

воспитание нравственно-духовных ценностей личности;

пробуждение интереса к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке.

Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные.

Метапредметные результаты:

1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;

2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни;

3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

Личностные результаты:

1.Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравственно-этическому росту как слушателя и зрителя;

2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия литературного и музыкального материала;

3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования.

Регулятивные:

уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Тип урока: знакомство с новым музыкальным материалом.

Жанр: урок-рассуждение

Методы и приемы:

активное слушание музыкальных фрагментов, восприятие музыки, метод наглядная презентация, переинтонирование образа на язык смежных видов искусств (методы художественно-изобразительной, литературной), сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный, музыкальная разминка.

Организационная форма обучения: фронтальная форма.

Образовательный и музыкальный материал, включая медиаматериал:

1. Вводная часть

2. Организационный момент, актуализация знаний (проверка пройденного материала, закрепление знаний).

Вопрос учителя . Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр? (Симфонический оркестр состоит из 4 групп инструментов: Струнно-смычковая, духовая медная, духовая деревянная, ударная) .

Знания инструментов, их тембрового звучания нам сегодня очень пригодятся. Ведь композитор для создания музыкального образа умело пользуется этим средством музыкальной выразительности.

Вы можете мне напомнить в какой период творчества автора была написана по весть (Болдинская осень)

Вашим домашним заданием было познакомиться с экранизацией этой повести, снятой режиссером В. Басовым. Кто из вас может кратко рассказать содержание?

Вопросы учителя:

Да, прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов.

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

- Какую роль играет, по вашему, музыка сопровождающая художественный фильм? (Музыка помогает лучше понять образы героев, их чувства, переживания, …)

3. Постановка и отработка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Георгий Васильевич Свиридов.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

Сегодня мы остановимся на отдельных из них.

Прежде чем прослушать эту музыку откройте пожалуйста учебники на стр.121 и прочитайте два эпизода из повести. ( работа с учебником)

А сейчас мы свами переходим к не большому творческому заданию.

На ваших партах находятся бланки – раздатки и цветные карандаши для рисования. Во время звучания пьесы прошу вас нарисовать схематически ваше впечатление от прослушиваемых тем.(работа на развитие интонационно-образного мышления)

- Сколько тем прозвучало по-вашему в произведении?(две темы)

- Они похожи или контрастны? (контрастны)

- Какой образ представляется при звучании первой темы? (образ несущейся тройки, тема звучит грозно, сурово)

- А второй? (образ заснеженной дороги, образ меланхоличной нескончаемой песни ямщика, тема звучит спокойно, в характере протяжной песни)

- Звучание каких инструментов в оркестре создает ощущение зримого образа несущейся тройки?(непрерывная дробь малого барабана, чёткие удары бубна, тремоло литавр)

- Какое средство музыкальной выразительности применяет композитор для изображения удаляющейся от нас тройки? (динамика)

Вслушиваясь в музыкальное произведение, как вы уже поняли, можно увидеть музыку, представить образы, которые она рисует. Такое свойство музыки называется изобразительностью.

Ребята, а теперь давайте вспомним какие события, сопровождает метель и эмоциональное состояние героев повести:

- Марьи Гавриловны, которая ожидала в церкви своего избранника(тревожное ожидание),

- Владимира, который сбился с пути, (безысходность и отчаяние)

Описание метели связано с душевным состоянием героев повести, попавших в метель. Музыка этой пьесы заставляет нас пережить те же эмоции. Драматизм ситуации угадывается в ней. Свойство музыки передавать чувства, эмоции, переживания называется выразительностью.

Изобразительность музыки и ее выразительность рисуют нам собирательный образ безостановочного движения и ощущения смутной тревоги. Таким образом, можно сказать, что эта пьеса является прологом всей сюиты, предвещая драматические события.

Одна мелодия, один музыкальный эпизод, о многом говорит. Здесь и изображение тройки, несущейся в зимней мгле, и унылая песня ямщика, и какое-то щемящее чувство в груди. И еще что-то, что не выразишь словами, - это особенность русской души, русского характера.

Очень точно сказал о творчестве Г.В.Свиридова его учитель Д.Д. Шостакович:

Как вы думаете какую мы прослушаем следующую пьесу.

Скажите, какое время описано в повести А.С.Пушкина?

Каким историческим событием оно ознаменовано?

(События происходят в 1811-1812гг., в период войны русского народа с армией Наполеона Бонапарта).

Вопросы учителя:

- К какому жанру вы отнесете услышанное? (военный марш)

- Какими чувства и интонациями насыщена эта пьеса? (радость и победное ликование, торжественность)

Музыка передает всеобщий патриотический подъем, настроение восторга победой, всеобщего ликования.

С настроением пушкинских строк и музыкой Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера – Малютки-мальчики,

Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб.

Теперь давайте прослушаем следующую пьесу.

Когда услышите контрастную по настроению тему, прошу поднять руку.

Вопросы учителя:

- А к какому жанру вы отнесли бы это произведение? (вальс)

- Где и когда было уместно звучание вальса? (балы)

- А почему же тогда, если в повести отсутствует описание бала, композитор все-таки использовал жанр вальса? (в то время балы были в моде, поэтому он наилучшим образом отражал дух того времени).

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только увидеться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности и любви.

“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.

4. Подведение итогов урока (рефлексия деятельности), оценки деятельности учащихся.

Предлагаю вам подвести итоги сегодняшней работы.

Вопросы учителя:

1. С какими образами мы сегодня познакомились?

2. Какие образы произвели на вас большее впечатление и почему?

3. Какие средства музыкальной выразительности на ваш взгляд выходят на первый план в создании образов?

воссоздать в музыке ОБРАЗ современный Пушкину ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ. А также ему удалось запечатлеть образы пушкинской повести, наполнив ее новыми мыслями и чувствами.

Музыка звучит как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгические чувства, жизни.

5. Домашнее задание.

Предлагаю вам следующее творческое задание на дом:

- выполните иллюстрацию к одному из номеров сюиты

Сегодня вы были активны и заинтересованы, спасибо вам за проявленный интерес!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет в проведении урока учителям музыки общеобразовательной школы. Соответсвует ФГОС.

Образы симфонической музыки.

События произведения охватывают отрезок времени с 1811 по 1816 год. В нем упоминаются Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение, взятие Наполеоном Москвы и вступление русских в Париж.

Основные персонажи повести главные герои:

Владимир Николаевич – бедный армейский прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны, с которым она собиралась повенчаться в Жадрино.

Гаврила Гаврилович – отец Марьи Гавриловны. Прасковья Петровна – мать Марьи Гавриловны.

Гео́ргий Васи́льеви Свири́дов ( 1915 — 1998)-

русский, советский композитор, пианист,

общественный деятель.

это картина, которую можно увидеть, услышать, представить, прочувствовать… Музыкальная иллюстрация - Средства музыкальной выразительности: Мелодия Ритм Темп Динамика Регистр Тембр Лад

это картина, которую можно увидеть, услышать, представить, прочувствовать…

Музыкальная иллюстрация -

Средства музыкальной выразительности:

Кони мчатся по буграм Топчут снег глубокой… Вот, в сторонке божий храм Виден одинокий… Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы… (Жуковский)

Николай Павлович Ульянов.

Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу.

Ефрем Иванович Зверьков. Половодье. Золотая осень.

Пастора́ль (фр. pastorale

Василий Верещагин.

Конец Бородинского сражения.

Сергей Волконский

Михаил Орлов - Денисов

"Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски.

Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?" - "Начинайте, начинайте, батюшка", - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна.

Непонятная, непростительная ветренность. я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали.

"Поцелуйтесь", - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать. Она вскрикнула: "Ай, не он! не он!" - и упала без памяти".

Н. Кузьмин. Пушкин в Болдине Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет.

Пушкин в Болдине

Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет.

На уроке немного затруднялся, не все понял. На уроке было комфортно и все понятно. Рефлексия На уроке было трудно, ничего не понял.

На уроке немного затруднялся, не все понял.

На уроке было комфортно и все понятно.

На уроке было трудно, ничего не понял.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная задача:

Формировать умение анализировать музыкальные произведения, разбираться в средствах выразительности музыки и умение петь и запоминать главные темы произведения Г.В. Свиридова.

Ведущим методом данного урока является метод сравнения и сопоставления.

Интонационность выступает как ведущий принцип: введение ученика в мир музыки через интонации, темы и пушкинские образы.

Развивающая задача:

Учить осознанно воспринимать музыку, чувствовать ее, определять характеры музыкальных образов, развивать познавательный интерес учащихся.

Воспитательная задача:

Планируемые результаты УУД:

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, образному и ассоциативному мышлению

Способствовать развитию вокально-хоровых навыков

Учить высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения

Развивать представление о широких связях музыки и литературы

Метапредметные

Способствовать развитию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства

Учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека

Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства

Способствовать пониманию и различию лирических и драматических образов

1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к русской поэзии и музыке

2.Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребности в общении с музыкой.

Методы: словесно-индуктивный, наглядный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, междисциплинарных взаимодействий

Музыкальный материал: 1

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, фортепиано,аудиодиски.

I .Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте,дорогие ребята Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.

II. Мотивация учебной деятельности:

Учитель : Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Ученики: Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.

Ученики: Песня, романсы, арии, кантаты

Учитель: Правильно. Г.Свиридов любил работать для театра и кино.

III . Изучение нового материала.

Сегодня на уроке будет звучать музыка Г.В. Свиридова. Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998), русский композитор. Жил в городе Курске. В детстве любил играть на балалайке. Играл в оркестре русских народных инструментов. В 1932 году приехал в Санкт-Петербург (Ленинград). Здесь учился в музыкальном техникуме, консерватории.

Был учеником Д.Д. Шостаковича. Сочинял песни, романсы, кантаты, вокальные циклы, музыку для кинофильмов. Музыка Г.В. Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова – это взгляд нашего современника на Россию 19 века. Ведь отделяет эти два шедевра русской культуры промежуток времени в 150 лет.

Музыка иллюстраций состоит из нескольких пьес, написанных для симфонического оркестра.

Сегодня вы убедитесь в необыкновенных возможностях симфонического оркестра. Музыка Свиридова пронизана разнообразными интонациями и ритмами пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы, бытовых танцах, романсах, маршах, сценах из жизни героев действующих лиц

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Ученики: молодая девушка – Марья Гавриловна, ее возлюбленный, молодой дворянин, прапорщик Владимир,полковник Бурмин.

Ученики: Метель - это та природная стихия, в которой оказываются герои повести: Марья Гавриловна - богатая невеста, Владимир - бедный армейский прапорщик и Бурмин - гусарский полковник. Метель оказывается равноправным действующим лицом повести наравне с другими героями и играет решающую, хотя и случайную, роль в их судьбе. Метель - это символ судьбы, непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.

-Какие события сопровождает метель?

Рассказ автора:

… Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутится в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Рассказ Бурмина:

- Какими чертами наделил композитор эти мелодии?

Ученики: Первая мелодия звучала нежно, напевно, широко, раздольно.

Вторая мелодия звучала тревожно, взволнованно, энергично, отчаянно.

Учитель: - Давайте споем эти темы с движением, выразительно. (Поем две темы).

- Как вы думаете, чем вступление по своему характеру отличается от первой темы пьесы?

Что хотел передать композитор в этой музыке?

Учитель: - Какими приемами развития Г.Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

Ученики: Приемом повтора двух тем, а также тембровым контрастом в звучаниях тем.

Учитель: Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы

- от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

Ученики: К средствам выразительности можно отнести драматическое развитие чувств действующих лиц (Маши, Владимира, Бурмина), показанных в интонациях мелодий, в характере музыки, в минорной тональности, в быстром темпе.

Учитель: - В какой форме написана эта пьеса?

Ученики: В сквозной вариационной форме.

Учитель: Какое известное вам стихотворение А.С. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?

Хотя в повести нет описания бала,но рассказ о востоженном отношении женщин к воинам-победителям дал повод Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях.Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых жанров музыки - вальсе.

Слушание музыки

Какие картины рисует твоё воображение?

Ученики: В сложной трехчастной форме.

hello_html_e755e79.jpg

Учитель: Пожалуйста, давайте напоем эти мелодии и сравним их друг с другом. Какие образы они характеризуют?

Ученики: Первая мелодия – легкая, полетная, изящная, игривая, радостная по характеру.

Вторая – яркая, праздничная, увлекающая своим движением.

Третья – энергичная, торжественная, полнозвучная, более широкого характера движения танца.

IV .Физкультминутка .Музыкально-ритмические движения.

V .Вокально-хоровая работа.

Знакомство с текстом песни :

VI .Обобщение темы:

Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

Учитель: Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее.

Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.

VII. РЕФЛЕКСИЯ:

Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы будем маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

ВложениеРазмер
polyakova_av_prezentatsiya_k_uroku_obrazy_simfonicheskoy_muzyki_sviridov_6_klass.pptx 2.34 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Пушкин Георгий Васильевич Свиридов Музыка Г. Свиридова наполнена интонациями русской песни. Она воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, раскрывает мир человеческих чувств.

Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
презентация "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель""

Презентация предназначена для урока музыки в 6 классе.



презентация к урокам русского языка и литературы "Иллюстрации"Кузьмина к роману Пушкина

презентация к урокам русского языка и литературы "Иллюстрации Кузьмина к роману Пушкина "Евгений Онегин".


Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звуч.


Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо.


Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла.

Читайте также: