Конспект урока в 6 классе глагол обобщение

Обновлено: 05.07.2024

2. Грамматические признаки и морфологический анализ глагола.

Спряжение глагола – это изменение глаголов по лицам и числам.

Наклонение глагола – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности.

Разноспрягаемые глаголы в русском языке – это особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 138 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

1. Селезнёва Е. В. Тесты по русскому языку. Часть 1-2. 6 класс. К учебнику Ладыженской Т. А. и другие. Русский язык. 6 класс. Часть 1-2. ФГОС. – М.: Экзамен, 2017 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например, дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например, купается, купаются, купался, купаются. Все возвратные глаголы – непереходные.

Глаголы имеют два вида – совершенный и несовершенный.

Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как действие оценивается: считается ли реальным или возможным при каком-либо условии, желательным. В русском языке три наклонения.

В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, т есть изменяются по временам: читал, читаю, буду читать.

В условном (сослагательном) наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях. Например, прочитал бы. Форма условного наклонения образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы, которая пишется отдельно от глагола.

В повелительном наклонении глагол обозначает побуждение. Это может быть приказ, пожелание, просьба, совет. Сравните:

Сядьте немедленно! – (приказ)

Прочти, пожалуйста, книгу (просьба).

Посоветуйтесь лучше со специалистом (совет).

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет), во множественном – по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (первое спряжение), остальные формы – второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.

Глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица, называются безличными. Они не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени (светает, знобит, смеркается);

в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени (светало, знобило, смеркалось).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причём при них не бывает (и быть не может) подлежащего.

Мне нездоровится что-то.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы.

Зажгло грозою дерево.

Пахнет сеном над лугами.

Тренировочные задания

Выбор элемента из выпадающего списка

Укажите предложения с переходными глаголами.

А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

Б) Мужество рождается в борьбе.

В) Красота спасёт мир.

Г) Верить в победу добра и справедливости.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к переходным.

Правильный ответ: А, В

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Найдите характеристики, которые относятся к глаголу:

а) изменяются по лицам, числам, падежам;

б) бывают совершенного и несовершенного вида;

в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

г) в настоящем времени изменяются по родам.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить основные морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, время, переходность, возвратность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Глагол как самостоятельная часть речи.

2. Грамматические признаки и морфологический анализ глагола.

Спряжение глагола – это изменение глаголов по лицам и числам.

Наклонение глагола – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности.

Разноспрягаемые глаголы в русском языке – это особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 138 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

1. Селезнёва Е. В. Тесты по русскому языку. Часть 1-2. 6 класс. К учебнику Ладыженской Т. А. и другие. Русский язык. 6 класс. Часть 1-2. ФГОС. – М.: Экзамен, 2017 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например, дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например, купается, купаются, купался, купаются. Все возвратные глаголы – непереходные.

Глаголы имеют два вида – совершенный и несовершенный.

Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как действие оценивается: считается ли реальным или возможным при каком-либо условии, желательным. В русском языке три наклонения.

В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, т есть изменяются по временам: читал, читаю, буду читать.

В условном (сослагательном) наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях. Например, прочитал бы. Форма условного наклонения образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы, которая пишется отдельно от глагола.

В повелительном наклонении глагол обозначает побуждение. Это может быть приказ, пожелание, просьба, совет. Сравните:

Сядьте немедленно! – (приказ)

Прочти, пожалуйста, книгу (просьба) .

Посоветуйтесь лучше со специалистом (совет).

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет), во множественном – по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (первое спряжение), остальные формы – второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.

Глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица, называются безличными. Они не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени (светает, знобит, смеркается);

в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени (светало, знобило, смеркалось).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причём при них не бывает (и быть не может) подлежащего.

Подморозило.

Мне нездоровится что-то.

Не спится, няня.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы.

Зажгло грозою дерево.

Пахнет сеном над лугами.

Тренировочные задания

Выбор элемента из выпадающего списка

Укажите предложения с переходными глаголами.

А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

Б) Мужество рождается в борьбе.

В) Красота спасёт мир.

Г) Верить в победу добра и справедливости.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к переходным.

Правильный ответ: А, В

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Найдите характеристики, которые относятся к глаголу:

а) изменяются по лицам, числам, падежам;

б) бывают совершенного и несовершенного вида;

в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

г) в настоящем времени изменяются по родам.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить основные морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, время, переходность, возвратность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока: обобщающий урок

Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.

Учебные задачи , направленные на достижение:

личностных результатов обучения:

-формировать умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;

-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

-обсуждать под руководством учителя успешность/не успешность своих действий;

метапредметных результатов обучения:

-коммуникативные: развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе;

-регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

-познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение обобщать и систематизировать материал;

предметных результатов обучения:

- различать глагол среди других самостоятельных частей речи;

- различать действия глаголов;

- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- обобщать материал о глаголе;

- обогащать свой словарный запас.

Задачи:
обучающие : закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;

развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;

воспитательные : развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.

Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, раздаточный материал

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

II. Объявление темы и задач урока.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)
- О какой части речи идёт речь?
- Сегодня мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались на протяжении 2-х уроков – о глаголе. Повторим грамматические признаки глагола, правописание. Итак, отправимся в путешествие.

III. Актуализация опорных знаний

IV. Повторение изученного (остановка Долина Теории)

V. Выполнение тренировочных упражнений на повторение.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Загрузить презентацию (988 кБ)

Цель урока: обобщить знания по теме “Глагол”.

  • повторить орфограммы по теме “Глагол”;
  • повторить морфемный и морфологический разборы глаголов;
  • повторить, что такое текст, виды связи предложений в тексте;
  • закрепить умение анализировать текст, находить эпитеты, олицетворения, сравнения;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать речь учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме “Глагол”.

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • практическая работа.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер,.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

1.Сегодня мы повторим все, что изучили по теме “Глагол”. Вспомним, к какой части речи относится глагол, что обозначает и на какие вопросы отвечает. Учитель открывает тест. (Учащиеся письменно отвечают на вопросы).

Задание. Вспомните, что вы знаете о глаголе, отметьте правильные утверждения.

1.Глагол – самостоятельная часть речи.

2.Глагол – служебная часть речи.

3.Начальная форма глагола – инфинитив.

4.Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что сделать?

5.Глагол обозначает действие.

6.Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что делать?

7.Начальная форма глагола называется неопределенной формой глагола.

8.В старославянском языке глаголом называли слово, речь.

Ответ: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями и выставляют оценки по критерию, который выведен на слайде.

2.Учитель открывает текст, стихотворение А.Н. Плещеева “Осень”.

Задание. Слова какой части речи пропущены в стихотворении? Восстановите текст, пользуясь справкой.

Справка: наступила, высохли, глядят, вянет, желтеет, зеленеет, блестит, воет, моросит, зашумели, улетели.

Осень _______________,
_______________цвет,
И ____________ уныло
Голые кусты.
_____________ и ______________
Травка на лугах.
Только __________________
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не _____________.
Ветер в поле _______________,
Дождик ________________.
Воды ___________________
Быстрого ручья.
Птички _________________
В теплые края.

Вставляем в стихотворение пропущенные глаголы и доказываем значимость глаголов: без глаголов в речи не обойтись. (Вывод. Глагол показывает движение мысли).

3. Индивидуальная работа. Учитель выдает учащимся индивидуальные карточки. (Четверо учеников выполняют работу по карточкам).

Карточка № 1. Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.Совет. вать, придум. вать, гор. вать, покрик. вать, засе. л, кле. л, услыш. л, увид. ш(?)ся, спряч(?)тесь, читаеш(?), (не)здоровится, птички щебеч. т дремл. т камыш, осыпа. т(?)ся листья, дыш. тся легко, ветер стон. т, туман стел. т(?)ся.

Карточка № 2. Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.Участв. вать, ноч. вать, испыт. вать, воспит..вать, та. л, завис. л, обреж(?)те, (не)измаж(?)ся, береч(?), (не)годовать, слыш. т(?)ся гром, кузнечик стрекоч..т, они бор. т(?)ся, ручей ропщ. т, пове. т ветры, кле. т обои, бре. т бороду.

III. Проверить знание орфограмм по теме “Глагол”. “Своя игра”.

Три ученика отвечают устно, выбирая вопросы из таблицы, остальные в тетради под выбранным номером записывают примеры на данную орфограмму. (Оценить ответы трех учащихся).

1. Гласные в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-). Суффикс –ва.

2. Гласные перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.

3. Суффикс -И- в глаголах повелительного наклонения. Как отличить глагол повелительного наклонения 2 лица, множественного числа с суффиксам -И- от глагола изъявительного наклонения, настоящего и будущего времени 2 лица, множественного числа с окончаниями -ети, -ити?

4. Как определить вид глагола?

5. Буква мягкий знак после согласных в глаголах повелительного наклонения. Буква мягкий знак после шипящих на конце глагола.

6. Правописание -ться и -тся в глаголах. В какой форме глагола пишется -ться? В какой форме глагола пишется -тся?

7. Как определить возвратность глагола?

8. Как образуется глагол условного наклонения? Как пишется частица бы с другими словами?

9. Как пишется НЕ с глаголом?

Слайд 7. (Чёрный квадрат).

IV. Вспомним спряжение глагола.

1. Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?

2. Как определить спряжение глагола, если окончание глагола безударное?

Учащийся отвечает правило.

3. Самостоятельная работа “Личные окончания глагола” выполняется письменно в тетради.

Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
1-й вариант 2-й вариант
завис. т от вас плохо слыш. т
поищ. м книгу рожь се. т
терп. т неудачу камыш дремл. т
бор. тся за победу ветры пове. т
дрова пил. т окно свет. тся
колёса верт. т собаки ла. т
ветер стон. т флаги колыш. тся
кузнечик стрекоч. т хозяйка хлопоч. т
ручей ропщ. т волны плещ. т
снега та. т обои кле. т
знамена ре. т тяжело дыш. т
туман стел. тся бороду бре. т
крепко держ. т утки чу. т
листья трепещ. т ветер гон. т
быстро стро. т небеса блещ. т

Слайд 9. (Чёрный квадрат).

V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

VI. Анализ текста.

1. Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Наступила поз. няя осень. Плач. т ни. кое небо. Лес роня. т л. ству. (Не)слыш. тся веселого пения птиц. Пойдёш(?) в лес и диву даёш(?)ся: то там, то здесь встреча. т(?)ся грибы. Стукн. те по нему палочкой. Когда стукн. те, он будет стёклышком позван. вать.

Вдруг из(?)за серой тучки выглянул. солнышко, заискрилось все вокруг, засверкало.

Слайд 11. (Чёрный квадрат).

2. Учащийся на оценку объясняет орфограммы, класс исправляет, если это необходимо.

3. Докажите, что это текст. (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически).

4. Определите тип связи предложений в тексе. (Параллельный, последовательный).

5. Озаглавьте текст. (Например, “Поздняя осень”).

6. Определите тип речи. (Описание).

7. Определите тему текста. (Описание поздней осени).

8. Найдите в тексте олицетворение. Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение неживых предметов в виде живых существ). (Плачет небо, лес роняет).

9. Найдите в тексте эпитеты. Что такое эпитет? (Эпитет – это яркое, художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет). (Низкое небо, веселого пения).

10. Найдите в тексте сравнение? Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим. (Гриб стёклышком будет позванивать).

11. Игра “Найди слово”. Найдите в тексте глаголы по схемам:

Ответ: заискрилось, встречаются.

Слайд 14. (Чёрный квадрат).

12) Выполните морфологический разбор глагола наступила (осень)

I. Глагол, обозначает действие предмета, что сделала? Инфинитив – наступить.

Читайте также: