Конспект урока разряды причастий

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного.

Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.

Поехали?

Слайд 3.

Перед нами два автомобиля: один обгоняющий, другой обгоняемый.

К какой части речи вы бы отнесли эти слова?

(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).

В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи - причастиями.

Слайд 4

Причастие – самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.

Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время

Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)

Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми

Остановленный автомобиль …

Автомобиль был остановлен.

2. Задание:

Среди данных слов найдите причастия:

Встретить, встретивший, встреча, встречающий, встреченный, встречавший,

Построенный, построить, постройки, построившие

Выращивание, выращенный, выращивать, выращивавшие

3. Действительные и страдательные причастия.

Все причастия делятся на действительные и страдательные.

Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?

Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.

Слайд 5

  • обгоняющий автомобиль, который сам обгоняет;
  • ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик
  • обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;
  • правила дорожного движения, выученные учеником

Поехали дальше?

4. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.

Слайды 6,7.

Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)

  1. Охлаждающий
  2. Договаривающийся
  3. Угнетаемый
  4. Остановившийся
  5. Разбившийся
  6. Изготовленный
  7. Изготовивший
  8. Наблюдающий
  9. Открытый
  10. Оштрафованный
  11. Охлаждённый
  12. Пересыпанный
  13. Покрашенный
  14. Подвозивший
  15. Буксируемый
  16. Остановленный
  17. Буксирующий
  18. Разбитый
  19. Движущийся
  20. Остановленный

Проверим себя: действительные 1, 2, 4, 5, 7, 8, 14, 17, 19.

5. Для чего же нам нужны причастия?

В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной.

Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения за 2008 г.

Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:

Слайд 10.

1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Слайд 11.

2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортноесредство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

Слайд 12.

3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!

Слайд 13.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.

Поехали дальше?

Слайд 14.

6. Что такое причастный оборот?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами.

Слайды 15,16.

Причастный оборот выделяется на письме запятыми. Постановка запятых при причастном обороте зависит от его месторасположения по отношению к главному слову.

Слайд 17.

Правило-светофор:

Если причастный оборот стоит перед главным словом
Не ставь запятую!
Если причастный оборот стоит перед главным словом и имеет обстоятельственное значение (причины, уступки,…), то запятая ставится!
Внимание!
Если причастный оборот стоит после главного слова
Ставь запятую!

Слайд 18.

7. Тренировочная езда.

Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак "Запятая".

Слайд 19.

Дорожная история…

Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 20.

Проверим себя:

Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 21.

8. Подведём итоги.

Сегодня мы узнали, что такое причастие, учились различать действительные и страдательные причастия, узнали, что такое причастный оборот и как он выделяется на письме

Слайд 22.

9. Ну а теперь экзамен!

  1. Что такое причастие?
  2. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  3. Какие признаки глагола есть у причастия?
  4. Какие причастия называются действительными?
  5. Какие причастия называются страдательными
  6. Назови суффиксы действительных причастий
  7. Назови суффиксы страдательных причастий
  8. Каким членом предложения могут быть причастия?
  9. Что такое причастный оборот?
  10. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Слайд 23.

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь пропущенные буквы.

Водитель автомобиля двигающегося по правой стороне дороги решил обогнать впереди идущий грузовик. Сначала он убедился, что сзади нет машины, намеревающейся приступить к обгону. Затем посмотрел вперёд и удостоверился, что он успеет завершить манёвр до того как поравняется с автомобилем, двигающимся по встречной полосе. Выполнивший все эти действия водитель уверенно осуществил обгон и продолжил движение. Шофёр соблюдающий правила дорожного движения никогда не создаст аварийную ситуацию на дороге.

Б) Создание благоприятного психологического микроклимата :

- Здравствуйте, садитесь! Рад вновь увидеть вас этим осенним утром. Обратите внимание на нашу бесцветную стену. Перед вами разноцветные кружки. Возьмите, пожалуйста, один из них, и прикрепите к нашей стене.

Хорошие результаты ждут тех, кто прикрепил зелёный цвет.

Красный цвет – вам хотелось бы побольше беседовать .

Желтый цвет – это наши самые активные ребята .

Синий цвет – будут стараться из последних сил.

Успех нашей деятельности полностью зависит от вас самих, от того, какие цели вы перед собой поставите и как будете их достигать.

А ещё я думаю о том, что мы не сможем обойтись без нашего друга – учебника. Мы обязательно к нему сегодня обратимся. Давайте приступим!

II. Проверка домашнего задания:

Сбор тетрадей с отзывом о научно-популярной книге

III. Актуализация имеющихся навыков.

Как назовём тему нашего сегодняшнего урока? (Варианты ответа). Давайте запишем её в тетрадь.

А) научиться различать действительные и страдательные причастия;

Б) уметь выделять их в текстах, в упражнениях;

В) приводить собственные примеры

Сначала давайте ответим на несколько вопросов:

- Что такое причастие?

- Что оно обозначает?

- На какие части речи похоже причастие?

Нельзя забывать, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия различаются. Есть те, которые выполняем мы сами. А есть действия, которые нам не принадлежат.

Например – Мальчик ест кашу . Он сам выполняет это действие.

Детям включили песенку . Разумеется, её включили взрослые, а не сами дети. И естественно, что песенка не сама себя включила.

Каждый из нас или какой-либо предмет, или явление может выполнять действие, а также может стать объектом для действия со стороны другого предмета.

Волк воет и рычит (он сам выполняет это действие).

Волк умело отлавливается (работником зоопарка).

То есть действие может выполнять кто-то или что-то, или его могут выполнять над кем-то или над чем-то.

Пример: Как-то раз маленький воронёнок сломал кормушку в осеннем саду.

РАБОТА С ЭЛЕКТРОННОЙ ДСОКОЙ: Предлагаю вам сопоставить на электронной доске стрелками примеры с разрядом причастий, которые в них использованы:

Сломавшаяся вдруг кормушка и

Сломанная воронёнком кормушка

В первом примере кормушка сломалась самостоятельно. Во втором – ее сломал воронёнок.

Сломавшаяся – это действительное причастие

Сломанная – это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала.

Строящий дом работник (это тот работник, который строит)

Строивший дом работник (работник, который строил дом, но уже завершил это действие).

Ёж, сворачивающийся в клубок – то есть, тот, который сворачивается – тоже действительное причастие.

Жуки, летающие в воздухе – те, которые летают – тоже действительное причастие.

А как же определить, что такое страдательное причастие ? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Страдательное причастие словно маленький любопытный малыш, который познаёт мир и знает, что всё в нём взаимосвязано: если стоит зонт посреди квартиры, а с него стекает дождевая вода, значит его кто-то раскрыл (раскрытый), если соседский мальчик плачет, а рядом стоит хулиган со швейной иголкой в руках, стало быть этот проказник его уколол (уколотый).

Надо решить вопрос, почему страдательные причастия получили такое название.

Разлитый в бокалы сок

Сок пострадал – его разлили.

Выигранная в конкурсе путёвка

Путёвка тоже пострадала – её выиграли.

Но не стоит, разумеется, думать, что страдательное причастие означает какие-то мучения, страдания.

Ведь существуют и сострадательные причастия.

Обласканный хозяином пёс – пёс, которого обласкали

Вымытые гелем руки – руки, которые вымыли.

Но всё же: есть ли способ, пользуясь которым мы легко отличим действительное причастие от страдательного и наоборот?

Да, можно использовать вопрос: действительные причастия: – КТО совершил действие, о котором говорим, а страдательные причастия – КЕМ совершено данное действие.

отрезавший – кто? – повар, отрезавший кусочек.

отрезанный – кем? – кусочек, отрезанный поваром.

Укусившая собака укусила сама. Это действительное причастие .

А отпиленная ветка сама себя пилила? Нет, конечно, она была отпилена работником. Это страдательное причастие .

Если у вас хорошо развита фантазия, можете и её воспользоваться.

Но если сваренная – действительное причастие, то получается, что кукуруза неожиданно сама начала вариться!

А вот если сваренная – страдательное причастие, значит, кукуруза была сварена кем-то, например, мамой.

Потренируемся ещё над разграничением причастий по разрядам.

Вытоптанная слоном тропа

(тропа пострадала: ее вытоптали) – страдательное причастие.

Вытоптавший тропу слон

(слон вытоптал тропу и остался доволен своим поступком) – действительное причастие

Тигр, лежавший под деревом – задаём вопрос КТО? – действительное причастие

Расположенное рядом с тигром дерево – задаём вопрос С КЕМ? – страдательное причастие.

Плавающая по озеру утка (утка плавает сама) – действительное причастие.

Разворачиваемый ветром флаг (флаг не может сам себя развернуть) – страдательное причастие.

Действительные и страдательные причастия

Обозначают признак предмета, который сам совершает действие

Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кош-Агачский район

Республика Алтай

русского языка

в 7 классе по теме

Ажикенова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Цели урока: закрепить и систематизировать знания о действительных и

закрепить умение находить причастие, определять разряд и

расставлять знаки препинания при причастном обороте;

вырабатывать умение производить морфемный разбор причастия;

развитие связной речи обучающихся, умения вдумчиво прочитывать

Тип урока : урок закрепления новых знаний

Форма урока : урок-исследование (ИКТ)

Слово учителя

Увидеть картины, которые представил автор в данном произведении, и понять авторский замысел.

Чтение очерка подготовленным учеником. (тексты на партах, слайд)

Работа по тексту.

-Из-за чего так зима запомнилась автору, что он её вспоминает спустя 45 лет, что в ней такого замечательного?

-Что вы в ней видите такого удивительного?

Каким стилем написан текст, каким типом речи?

-Какие непонятные слова встретились в тексте? (объяснение значение данных слов)

-Почему в произведении присутствует слово очерк?

Словарь-очерк-произведение, основанное на документальных фактах. (запись)

2.Исследовательская работа

Задание: Найдите в тексте предложения с причастными оборотами и выпишите их.

Объясните постановку знаков препинаний.

Запись в тетрадях (слайд)

Вода, взброшенная вверх, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина.

Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались не веянными, так что и деваться с ними было некуда.

Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями.

Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

-Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Укажите определяемое слово .

-Укажите обособленные и необособленные причастные обороты.

-Есть ли в тексте краткие причастия?

3.Лингвистический эксперимент.

-Поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово. Что изменилось в постановке знаков препинания?

-Найдите сложное предложение и придаточную часть замените причастным оборотом.

4.Тренировочные упражнения.

Выпишите причастия в два столбика: действительные и страдательные, определите время, обозначьте суффиксы.

Порхающие снежинки взброшенная вода

Падающий снег неприкрытая земля

Опускающихся снежинок отворена дверь

Пылающей соломы сжатая она

-Произведите морфемный разбор причастий, объясните правописание суффиксов.

Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

-Можно ли утверждать, что причастия образуются от всех глаголов?

-Какова роль причастий в описании? В каких текстах больше встречается причастий?

-Всмотритесь в картину алтайского художника. Что на ней старался запечатлеть художник? В чем величие этой картины?

-Составьте 3-4 предложения по картине с использованием причастий, действительных и страдательных. Подчеркните причастный оборот как член предложения.

6.Проверка домашнего задания

Дети подготовили рисунки к тексту С.Т Аксакова. Каждый озвучивает рисунок и к нему 2-3 предложения зачитывает, определяет разряд причастия.

Наиболее удачные работы отмечаются учителем.

7.Обобщение Домашнее задание .

-Какие навыки вы приобрели на уроке?

-Что для вас было особенно интересным?

Домашнее задание. Составить очерк на одну из тем с использованием причастий и причастных оборотов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Узнают о разрядах причастий, научатся различать причастия от прилагательных.

Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 классе

Школа: Б.Момышулы

Дата: 10.01.17 г.

Имя и фамилия учителя: Изеева Л.А.

Тема урока: Разряды причастий

Цели обучения, которое необходимо достичь на данном уроке

узнают о разрядах причастий, научатся отличать причастия от прилагательных, на примере научатся доказывать, что причастие – это особая форма глагола.

Цели обучения

Все ученики: научатся на примере доказывать свою точку зрения ( отличать прилагательные от причастия )развивать диалогическую речь , формировать умение слушать, понимать сказанное, говорить, общаться, обогащать словарный запас.

Большинство учеников: : научатся узнавать на примере действительные причастия от страдательных причастий.

Некоторые ученики: умеют выполнять морфологический разбор причастий..

Предыдущее обучение

Планируемое время

Планируемые действия

I.Психологическая подготовка к уроку.

Слово учителя: Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.

– Прочитайте про себя это предложение, написанное на доске.

– А теперь его же, но с радостью вслух.

– Поделитесь своей радостью с другими. Кто попробует?

– И все вместе. Молодцы!

– А как вы понимаете, что такое успех? (Ответы учащихся.)

– А радость? (Ответы учащихся.)

II.Деление в группы .

видеть, слышать, чувствовать

карточки, рисунки, таблицы

Середина урока

III . Актуализация знаний

Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах.

Вопрос учителя:

- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.

Вопрос учителя:

-Чем же они отличаются друг от друга?

Предполагаемый ответ:

-В предложении эти слова являются определениями.

- Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам

( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам(большая – большую).

-Больших указывает на признак предмета по размеру.

-А слово сорванные указывает на признак действия (их кто-то сорвал). МОЛОДЦЫ!

- Слово СОРВАННЫЙ – причастие.

- Как вы думаете ,от какого глагола оно образовалось?

- От глагола сорвать при помощи суффикса НН.

- Причастие – это часть речи. Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении). Причастие по смыслу схоже с глаголом.

1.Что именно обозначает причастие?

2.Как изменяется причастие?

3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?

4.Какими членами предложения бывают причастия?

5.Как и от чего образуются причастия?

1.Причастие обозначает признак предмета по действию.

2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе).

3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.

4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.).

5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

Новая информация (которую не запрашивали)

1.Начальная форма причастия – И.П. единственного числа мужского рода.

2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках.

3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи.

IV. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Работа с классом ( разгадывание кроссворда):


1. который закипает;

2. который озаряем ;

3. который можно различить;

4. которую заметили;

5. который подарил;

6. которая запасается;

7. которых испытали;

8. которую разлили;

9. которые отцвели.

V. Решение учебных задач.


Урок направлен на знакомство учащихся с разрядами причастия, для формирования умения различать действительные и страдательные причастия, отработать навыки работы с текстом.

Описание разработки

Цели:

1) Познакомить учащихся с разрядами причастия, сформировать умение различать действительные и страдательные причастия; отработать навыки работы с текстом.

2) Совершенствовать умение логически мыслить.

3) Привитие любви и бережного отношения к окружающей природе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и наглядность:, карточки, кроссворд.

Ход урока.

1. Организация внимания.

Внимание класса достигается посредством загадок, одновременно вспоминаются орфоэпические нормы.

Эту зелень ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Из меня посуду тонкую,

Нежно - белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

2. Проверка теоретического материала

Работа у доски по карточкам со следующим задание:

вставить пропущенные буквы;

расставить по мере необходимости знаки препинания;

Возвышающийся (Э, э)льбрус уютно распол. . жился за окнами моего дома.

Восседающий на троне он зорким взглядом сл. . дит за порядком в своих владениях.

Снежные вершины греющиеся по соседству на солнышке играют с обл. . ками.

Завораживающая своей красотой природа (К, к)авказа пробуждает во мне любовь и гордость за родной край!

Работа с классом ( разгадывание кроссворда):

кроссворд по русскому языку

1. который закипает;

2. который озаряем ;

3. который можно различить;

4. которую заметили;

5. который подарил;

6. которая запасается;

7. которых испытали;

8. которую разлили;

9. которые отцвели.

ВЫВОД: слово, полученное в заштрихованных клеточках, напоминает нам теме нашего урока, к которой мы приступим позже.

Совместная работа у доски.

Ответы учащихся, работающих у доски

Озвучивание предложений в определенном порядке

Работа с текстом по вопросам:

- являются ли данные предложения единым текстом?

- определите стиль и тип текста;

- дайте заголовок тексту;

- чему нас учит данный текст?

3. Открытие нового знания.

1) Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока, если ключевые слова темы: разряды причастий, действительные причастия, страдательные причастия.

Тема записывается в тетради.

2) Что вы можете сказать о значении действительных и страдательных причастий, если узнаете, что ЗАКИПАЮЩИЙ (ЧАЙНИК)– это действительное причастие, а ОЗАРЯЕМАЯ (СОЛНЦЕМ) ДОРОГА – это страдательное причастие?

- Как вы понимаете значение слов ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и СТРАДАТЕЛЬНОЕ?

Учащиеся высказывают свои предположения, сравнивают их с материалами учебника (с. 238)

– Найдите действительные и страдательные причастия в упр. 560.

4. Закрепление полученных знаний, развитие учебно - языковых умений.

расцветающий (н) пригреваемый (н)

распускающиеся (н) окруженный (п)

поющий (н) одеваемый (н)

затянувший(п) сшитый (п) берегший (п) изученный (п)

Распределительный диктант (элемент презентации).

Распределить словосочетания в 2 столбика: со страдательными причастиями и с действительными.

Колеблемый ветром, колеблющийся тростник; ожидаемый пассажирами, ожидающий поезда; орошающие дожди, орошенные водой; провожаемый взглядом, провожающий маму; строящий дом, строящийся стадион; вырастивший урожай, выращенный урожай.

5. Подведение итогов урока.

- Что нового о причастии мы узнали на уроке?

- Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия?

6. Домашнее задание.

Возвышающийся (Э, э)льбрус уютно распол. . жился за окнами моего дома.

Восседающий на троне он зорким взглядом сл. . дит за порядком в своих владениях.

Снежные вершины греющиеся по соседству на солнышке играют с обл. . ками.

Завораживающая своей красотой природа (К, к)авказа пробуждает во мне любовь и гордость за родной край!


-75%

Читайте также: