Конспект урока образ рахметова 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Урок 1. Новые люди.

- Как вы оцениваете этот поступок?

Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?

Подводим итог этой части разговора: замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.

Познакомимся поближе с героями романа: молодая жена – Вера Павловна Лопухова, её муж – Дмитрий Сергеевич Лопухов, друг мужа – Алексей Кирсанов. Почему автор называет их новыми людьми?

- Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.

- А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.

- Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.

- Будь честен, и всё будет отлично.

- Полного счастья нет без полной независимости.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях.

Уроки 2, 3. Особенный ли человек?

Основные вопросы для общей работы: Зачем Рахметов введён в роман? Кому адресован вопрос, вынесенный в заглавие романа? Есть ли ответ на него в самом романе?

Образ Рахметова.

Место и роль Рахметова в романе.

Предположения учащихся о том, что Рахметов станет главным действующим лицом …

В центральной части доски рисую от руки обыкновенный дом( рис.1), спрашиваю: этот дом хороший? Примерные ответы: хороший, пойдёт, ничего, так себе.

Ниже этого дома рисую подобие лачуги, шалаша (рис. 2).Показывая на первый дом (рис. 1), спрашиваю снова: этот дом хороший? Учащиеся солидарны в ответе: конечно, по сравнению с лачугой,- хороший.

Выше среднего рисунка изображаю угол дворца, особняка (рис. 3). Повторяю вопрос: этот дом (рис 1) хороший? Ответы: по сравнению с верхним, хуже; нормальный, жить можно…

-С какой целью я изобразила угол дворца? Конечно, чтобы показать, что дом на первом рисунке-обыкновенный дом.

-А что получится, если эти рассуждения применить к обществу, к людям, конкретно к героям романа?

Ученики достаточно легко продолжают цепь рассуждений: средний дом - это новые люди, лачужка- это большинство, уголок дворца - конечно же, Рахметов. (Можно подписать рядом с рисунками).

В этом месте я обычно предлагаю ученикам определиться: где, на каком уровне находится каждый из вас? Ответы учеников любопытны: одни убеждены, что их место рядом с новыми людьми, другие склонны к более критичной самооценке, относя себя к большинству.

Кому же адресован вопрос? Да, проницательному читателю, просто читателю, то есть всем нам. Есть ли ответ на вопрос в самом романе?

Наши сны нам не подвластны, кажутся бессмысленными, обрывочными, часто абсурдными. Поэтому неудивительно, что таковы сны Веры Павловны. Попробуем объяснить один из них.

Пересказ сна. Почему из одной грязи родится пшеница белая, чистая, нежная, а из другой не родится?

Вывод: снова движение, труд, развитие.

Домашнее задание: творческая работа – отзыв о прочитанном (тему формулирует учащийся).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы.



« Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы.











Повторение. Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства.

Повторение.
Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?
(оно должно стать учебником жизни, но не просто учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.)
Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов?

Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла: «Сменится много покол.

Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки? Чернышевский сказал много.

Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?
Чернышевский сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты.
Что призвано объединить людей по Чернышевскому?
Цель, идея светлого будущего.

Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении? Бедная обстанов.

Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?

Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь? Сказать открыто или.

Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?
Сказать открыто или намекнуть.
Таких намеков в романе Ф.М. Достоевского предостаточно.

Связь романов Достоевского и Чернышевского Где происходит тайное свидание Ве.

Краткое описание документа:

Данная презентация поможет понять замысел романа Чернышевского, его идею:

"Под рукою г. Чернышевского новый тип вырос и выяснился до той определенности и красоты, до которой он возвышается в великолепных фигурах Лопухова, Кирсанова и Рахметова.

Новые люди считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли не самое существенное различие между старыми и новыми людьми. По-видимому, тут нет ничего особенного. Кто же отказывает труду в уважении? Кто же не признает его важности и необходимости"?

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Вариант 3

Рахметов – революционер, человек нового поколения. Он словно выкован из стали. Его характер, манера поведения, взгляды на жизнь считаются эталоном. Но таким он был не всегда. До приезда в Петербург Рахметов был обыкновенным человеком, но после знакомства с Кирсановым его жизненная позиция перевернулась. Уже в Петербурге он познакомился с новым для него пластом населения, с учением социалистов-утопистов, а также научными работами Фейербахе. Кирсанов словно открыл ему глаза, а Рахметов внимательно слушал все его лекции.

Получив большой багаж знаний, а также познакомившись с социалистическим учением, Рахметов превращается в настоящего революционера. Он не только читает работы известных просветителей, но и цитирует народу. Чтобы стать ближе к населению, он объездил, казалось бы, всю Россию. Работал вместе обыкновенными жителями деревень, просвещал их, поэтому его знали и уважали. Богатство было не для него, он выбрал аскетический способ жизни. Заранее зная о возможных последствиях его революционной деятельности, он подготавливал себя к физическому насилию, а также к жизни в тюрьме. Также он подготавливал революционные кадры в университетах.

Чернышевский не писал прямо о революционной подготовке, скорее при помощи завуалированных фраз доносил о важности его деятельности. Этот герой появляется лишь в одной главе, но играет важную роль во всем романе. Даже название, которое дал Чернышевский роману, совпадает с внутренним вопросом Рахметова. При помощи образа этого героя автор призывает к революционной борьбе за социалистическое преобразование общества. Чернышевский – это первый автор, который преподнес революционера в своем романе. Рахметов сейчас является примером для подражания, он образец мужественного революционера.

Популярные сегодня темы

В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.

Маленький принц — величайшее произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Книга считается по настоящему мировой классикой.

Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

Описание героя


Называть героя изнеженным аристократом было бы в корне неверно: он не стремится к роскоши, предпочитает проводить время, изучая естественные науки. Именно в годы обучения Рахметов познакомился со взглядами социалистов-утопистов, что оказало серьезное влияние на его личностное становление.

Герой отказывается от барского образа жизни и пытается всеми силами отстоять революционные идеи. Он жаждет получать новые знания, поэтому тратит силы на образование. Вот почему нет ничего удивительного в том, что в 22 года этот молодой человек считается очень эрудированным, ученым и мудрым.

Составляя характеристику героя, следует кратко описать его основные черты:


  • Понимает, что подлинным предназначением лидера революционного движения является близость к народу, поэтому стремится постичь все тяготы жизни простых людей.
  • Не боится узнавать новые профессии, несмотря на знатное происхождение, с упоением изучает дело пильщика, дровосека, пробует себя как бурлак и камнетес. Это умный, думающий человек, который хочет в полной мере понимать тех, интересы кого он защищает — людей из народа.
  • Вместе с тем, это аскет, сознательно лишивший себя многих простых человеческих радостей. Так, он отказывается от употребления мяса, заставляет себя поддерживать хорошую физическую форму.
  • Чтобы закалить свой дух, этот необычный герой спал на доске с гвоздями.

Эти обстоятельства иллюстрируют, почему Рахметов — особенный человек. Он удивительно рационален, смог распланировать свой день так, чтобы все успевать и не тратить время на незначительные мелочи. Автор восхищается, любуется своим героем. Это прослеживается буквально в каждой букве текста, посвященного ему.

Значение героя

От многого ему пришлось отказаться ради того, чтобы заняться делом всей его жизни. Этот человек лишен страхов и сомнений, он упорно идет вперед, кажется, будто он выкован из металла — настолько он жесток и тверд.


Сочинение Рахметов в романе Что делать?

Образ Рахметова является в каком-то смысле по-настоящему уникальным и удивительным. Это была высшая чистая натура, которая воплотила в себе черты эпохи. Чернышевский восторгается характером своего персонажа, он глубоко симпатичен ему. Рахметов наделен невероятными чертами характерами.

По происхождению этот человек был аристократом, его идеи и мысли были демократической направленности. Сам Чернышевский говорит о своем герое, что таких людей осталось совсем немного.

Стоит отметить, что персонаж Чернышевского не сразу был наделен всеми вышеперечисленными чертами. Когда он только приехал в Петербург, он был обыкновенным молодым человеком без особых ярких идей, планов на будущее, мечтаний, но потом у Рахметова происходит знакомство с Кирсановым. Именно он познакомил нашего персонажа с учением социалистов-утопистов. Это учение буквально перевернуло все мировоззрение Рахметова, оно и сделало его человеком особенным. Не последнюю роль сыграло и учение Фейербаха, который также поразил его своими идеями.

Рахметов невероятно быстро осваивает и запоминает то, что ему говорят, он поражает своими способностями Кирсанова. У него пытливый ум, он наблюдателен, Рахметов работает в самых разнообразных сферах, он не чурается любой работы. Бурлаки даже прозвали Рахметова именем волжского богатыря, настолько он был близок к народу.

Он ограничивает себя во многих вещах, нарочно заставляет себя терпеть физические страдания. В тайне Рахметов готовился к революции, у него даже было несколько людей, которые были заинтересованы в революционной деятельности. Ради революции он даже смог отказаться от любимой женщины. Он считал, что его прямой обязанностью является работа и деятельность, а позволить себе связать себя с женщиной он не мог. Его самой главной задачей была борьба за благополучие и счастье народа. И, стоит отметить, это у него получалось очень хорошо. Многие люди черпали силы у Рахметова, восхищались им, он служил для них примером. Ему самому было невероятно интересно исследовать их жизнь, наблюдать, изучать их жизнь.

Пожалуй, в определенный период у нас в стране всегда были люди, которые отличались умом, способностью предвидеть те или иные обстоятельства, прозорливостью. К сожалению, мы не можем сказать, что таких людей много, но к ним нужно прислушиваться, задумываться над каждым словом, быть предельно внимательными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по литературе для 10 класса может быть использован учителем при подготовке серии уроков по теме Н. Г. Чернышевский "Что делать?".

развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

І. Организационный момент.

IІ. Изучение нового материала.

Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.

3. Беседа по вопросам.

- С какой целью введена в роман фигура Рахметова?

- Как показана сложность душевной жизни Рахметова?

- Используя текст, раскройте каждое из этих положений:

манера знакомиться с людьми;

4. Выводы о Рахметове.

5. Анализ четвёртого сна Веры Павловны.

- В чем смысл жизни Веры Павловны?

- Как показано будущее в романе?

6. Черты социальной утопии в романе.

Роман написан в жанре философской утопии. В основе этики личных взаимоотношений героев романа лежит стремление творить добро, создавать условия для созидания доброго начала - Чернышевский ведет своих героев по пути самосовершенствования. Сам автор считал утверждаемые им непреложные нравственные ценности принадлежащими не всему человечеству, а только "новым людям" (именно ими эти ценности привносятся в общественную и личную жизнь).

Одним из главных источников, повлиявших на создание Чернышевским философско- утопического романа, явилась мировая литературная традиция XVI-XIX веков, наиболее яркими представителями которой выступали Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Сирано де Бержерак, Сен-Симон, Фурье и другие, чьи философские и художественные произведения раскрывали перед читателями картины, с их точки зрения, идеального общества, основанного на всеобщем равенстве, благоденствии и справедливости.

Утопия (лат. - нигде), Город Солнца, Новая Атлантида, Гармония, Государство Луны - таковы названия стран, в которых, на первый взгляд, заманчиво просто решаются сложнейшие вопросы человеческого бытия.

Прежде всего, утопистов Западной Европы и Чернышевского объединяет противопоставление мира реального и мира, придуманного ими в качестве идеала общественного устройства. Современная автору действительность либо высмеивается, либо гневно обличается. Именно так изображается "старый мир", в котором густо концентрируются общественные и личностные пороки. Предлагаемая же модель общественных отношений утверждается как модель, при которой достигаются самые благородные цели: всеобщее благосостояние, равенство, коллективизм, новые принципы человеческого развития. Слабым звеном остаются лишь вопросы о способах перехода к новому обществу - они в представлении утопистов весьма туманны. Писатели-утописты испытывали глубокую гражданскую боль за положение дел в обществе, искренне стремились изменить его к лучшему. Одним из главных путей в этом направлении они считали уничтожение частной собственности.

Основное отличие Чернышевского от его предшественников в видении общества будущего заключается в углублении гуманистической позиции, усилении внимания к личности человека не только как члена коллектива, но и личности самоценной, имеющей равные права с другими. Утверждение равноправия людей в обществе - одна из ведущих тем романа. И в жизни "новых людей" и в обществе будущего нет насилия, принуждения, подавления человеком собственных желаний и склонностей. Чернышевский в романе высказывает такие философско-этические и эстетические позиции, которые в условиях господства "старого мира" с его неравноправием и зависимостью людей от сильнейших утверждали иной уровень человеческих взаимоотношений - господство уважения к личности.

В отличие от утопистов Западной Европы, Чернышевский предусматривает длительный переход от современного состояния общества к той идеальной модели, которая ему представлялась. Его путь - путь постепенного приближения, без насилия и администрирования, к обществу, которое характеризуется, прежде всего, красотой человеческих взаимоотношений, соблюдением высоких нравственных норм, постепенным внедрением в повседневную жизнь элементов новой экономики и иных нравственных норм.

Примечательны высказывания о романе "Что делать?" Н.С. Лескова, который, в отличие от большинства рецензентов, не обошел вниманием социалистического характера убеждений романиста. Он говорит об этих убеждениях с несомненным сочувствием, ибо "системы умиряющей, создающей действительную гармонию еще нет в Европе", не говоря уже о России. ""Новые люди" г. Чернышевского, которых, по моему мнению, лучше бы назвать "хорошие люди", не несут ни огня, ни меча. Они несут собою образчик внутренней независимости и настоящей гармонии взаимных отношений. Они могут провалиться? Да, очень могут, но другие обойдут провал, пойдут, узнают, чего должно избегать и чего бояться".

Необходимо понимание гуманистического пафоса писателя-демократа, который имел в определенных исторических условиях большое влияние на умы людей, поддерживал их страстное желание построить светлое будущее, работать на него, приближать его. И не вина Чернышевского в том, что гуманным способом создать общество по такой модели оказалось невозможным из-за несоответствия его человеческой сущности, стремящейся к удовлетворению индивидуального "я". Применение жестокости и насилия для установления "царства всеобщего счастья" привело к трагическим и непоправимым последствиям.

ІII. Подведение итогов урока.

- В чем смысл заглавия романа?

- Роль снов Веры Павловны в романе.

- Хотели бы вы жить в мире, нарисованном в четвертом сне, и почему?

- Считаете ли вы, что картина социализма в романе Чернышевского утопична? Если да, то, какие качества утопии вы можете назвать?

- Какое отношение у вас вызвали "новые люди"? Их взгляды на труд, семью, счастье? Как понимает Чернышевский счастье, дружбу, любовь?

I. Беседа с учащимися п о вопроса м:

2. Что общего в судьбах Лопухова и Кирсанова?

3. Почему, на ваш взгляд, автор сознательно подчеркнул в своих героях качество обыкновенности?

4. С какой целью введена в роман фигура Рахметова?

6. Как показана сложность душевной жизни Рахметова?

8. В чем смысл жизни Веры Павловны?

9. Как показано будущее в романе?

Необходимо отметить, что Лопухов умеет общаться с молодежью, увлечь ее. Он пропагандист. Кирсанов – талантливый ученый, борец в науке.

Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.

3. Вера Павловна и организованные ею мастерские.

Домашнее задание (по группам).

1) Детство и юность сатирика.

2) Начало литературной деятельности.

4) Салтыков-Щедрин на государственной службе.

Читайте также: