Конспект занятия по краеведению в старшей группе по страницам лесной газеты
Обновлено: 06.07.2024
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному посёлку.
Задачи:
образовательные:
• уточнить с детьми информацию о родном посёлке ;
• активизировать в речи детей слова – определения, упражнять в употреблении простых предложений;
• закрепить знания детей о государственных символах России.
• обобщить представления о назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
• расширять представление об истории появления герба нашей области.
развивающие:
• развивать творческие способности детей;
• развивать познавательную активность детей;
• Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. Помочь детям создавать изображение Российского герба, путем наклеивания отдельных деталей на заготовку. Воспитывать аккуратность.
воспитательные:
• Воспитывать чувство любви к своей Родине – России.
• воспитывать любовь к родному посёлку;
• вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным посёлком и его жителями.
Дети: В магазине книги покупают, а в библиотеке берут домой для чтения, а потом приносят обратно. Здесь есть читальный зал, в котором можно переписать нужную информацию.
Незнайка: Спасибо, ребята за информацию, это очень хорошее здание, я сюда обязательно приду почитать книги. (Незнайка обращает внимание на несколько фото, которые находятся вместе) А что изображено на этих фотографиях?
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке об этих зданиях.
Дети:Это здание называется музыкальная школа, в ней дети учатся петь и играть на музыкальных инструментах. А это школа спортивная, здесь дети занимаются спортом. А эта школа художественная, в которой дети учатся рисовать и лепить. А это школы общеобразовательные, в них дети учатся читать, писать, считать, узнавать много нового.
Незнайка: Ой, как интересно, я хочу посетить все школы и обязательно узнаю что-то новое и чему-нибудь научусь. ( Обращает внимание на фото с музеем) А как называется это здание?
Воспитатель: Ребята, вам знакомо это здание?
Дети: Это музей.
Воспитатель: А перед музеем есть игровая площадка, на которой мы сейчас поиграем.
Физминутка:Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову вправо)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег на месте).
Воспитатель:Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы.Какого цвета российский флаг?
Дети: На флаге три полосы: белая, синяя и красная.
Воспитатель: Что в природе имеет белый цвет?
Дети: Ромашки, белые берёзы.
Воспитатель:А что имеет синий цвет?
Дети: Синее небо, синее море, реки.
Воспитатель: Правильно, а что в природе бывает красного цвета?
Дети: Солнце, закат, огонь.
Воспитатель: Что означают эти цвета?
Дети:Белый цвет означает чистоту, мир. Синий- верность и правду, а красный -отвагу, любовь.
Воспитатель:Где можно увидеть российский флаг?
Дети: На выступлениях спортсменов, на автомобилях, на самолётах, на встрече президентов.
Воспитатель: Послушайте стих про флаг.
Ребёнок: Флаг у нас прекрасный – белый, синий, красный!
Белый – мир и чистота, синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага…Вот цвета родного флага!
Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: Гимн – это главная песня страны.
Воспитатель:Как нужно слушать гимн?
Дети: Его нужно слушать стоя. Гимн звучит, когда награждают спортсменов, во время парада на 9 мая.
Воспитатель: Как называется последний символ?
Дети: Это герб.
Воспитатель: Кто изображен на гербе?
Дети:На гербе изображён орёл. Одна голова смотрит на восток, а другая на запад. На голове три короны – символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.
Воспитатель: Скипетр – это символ власти, держава – украшенный шар, знак законности и права. Герб можно увидеть на важных документах, например, на паспорте, на монетах, на печатях.
Воспитатель:А что изображено в центре герба?
Дети: Всадник с копьём, который убивает дракона.Это говорит о постоянной борьбе добра над злом.
Воспитатель: Как зовут всадника?
Дети:Георгий Победоносец.
Воспитатель: Герб есть и у нашего посёлка.
Герб Черлакского района представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит, поле которого условно разделено на две части. Нижняя часть поля представляет собой зеленый фон. Верхняя часть щита – изображение восходящего на белом фоне красного солнца, освещающего находящийся в центре водный путь и парящими над водой чайками. Композицию объединяет сторожевая башня старинного форпоста на фоне ворот, которого изображены спелые колосья. Зеленое нижнее поле щита символизирует щедрость земли.
Голубая полоса – это водный путь по реке Иртыш. Белое верхнее поле щита служит символом чистоты помыслов, благородства, справедливости. Красные лучи восходящего солнца олицетворяют собой храбрость и воинскую доблесть. Красный цвет — это цвет жизни, милосердия и любви. Золото в колосьях пшеницы отражает надежду на стабильность и могущество.
Герб может быть у каждой семьи. Сейчас ребята расскажут, какой герб своей семьи они составили с родителями ( рассказ детей о гербах своей семьи).
Мы с вами можем составить герб нашей группы. В группе есть воспитатель и дети?( есть) В группе дети дружно живут? ( дружно). Берите заготовки и составляйте герб нашей группы ( дети с помощью воспитателя делают герб группы).
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что для вас было трудным? А что было делать легко? Мне понравилось, как вы работали.
Вложение | Размер |
---|---|
bianki_deti2.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разные виды птиц улетают в разное время, большинство летит ночью: так безопасней. И далеко не все летят зимовать с севера на юг. Есть птицы, которые осенью улетают с востока на запад. Другие наоборот — с запада на восток.
На севере весь год открыта вода, там ловят рыбу тюлени и огромные белухи. Гаги сощипывают со скал и водорослей моллюсков — подводные ракушки. Им—северным птицам—главное, чтоб было сытно. И пусть тогда страшный мороз, и вода кругом, и тьма кромешная, — им это не страшно: у них шубки на гагачьем пуху, на непроницаемом для холода, самом тёплом в мире пуху!
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собрала грибы - маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям и подкрепляться сушеными грибами.
А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные — и всё тут. Жир ведь тот же запас пищи. Так устраиваются медведи.
Отлёт птиц на зимовку - казалось бы, чего проще: крылья есть, — лети, когда и куда хочешь. Тут стало холодно и голодно, — поднялся на крылья, отлетел немножко на юг, где потеплее. Там похолодало, — ещё подальше подался. И зимуй в первом попавшемся месте, где устраивает тебя климат и обилие корма. Ан ведь нет: почему-то летит наша чечевичка до самой Индии, а сибирский чеглочок, минуя Индию и десятки подходящих для зимовок жарких стран, — до самой Австралии. Значит, не простая причина гонит наших перелётных в далёкие края, за горы, за моря, не просто голод и холод, — что-то посложнее, какое-то властное, непреодолимое чувство, неизвестно откуда взявшееся в птицах!
Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный зверь — лось. Есть что-то допотопное, древнее в облике этого крупного зверя. Кто знает — возможно, лоси бродили в лесах ещё в те далёкие времена, когда жили на земле давно вымершие мамонты. Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть — так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древесных стволов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
2. Ввести понятие литературного жанра – очерк.
3. Развивать наблюдательность, внимание, любовь к окружающей нас природе.
Этап 1 Организация положительного самоопределения учащихся к деятельности на уроке.
определите, почему так говорят о книге?
Этап 2 Актуализация знаний.
В. Бианки о поэтическом образе своей книги.
4. В лесу за год происшествий ведь не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А пишут о них лескоры – лесные корреспонденты.
- Итак, почему так говорят о книге?
- Как автор называет людей, которые помогали ему составить книгу?
- Какие орфограммы встретились вам в этом словосочетании?
- Лескором может стать любой человек. Для этого нужно наблюдать природу и записывать свои наблюдения.
Первое задание лескоров.
- Давайте проверим, были ли вы внимательными читателями книги?
- Молодцы, но корреспонденты должны быть не только внимательными, но и тактичными, корректными, когда задают вопросы.
Второе задание лескоров.
-Прослушайте, пожалуйста, отрывок из книги и подготовьте к нему вопросы.
Этап 3 Постановка проблемы.
- Если вам предложат быть лескором, какой литературный жанр вы выберите? Перечислите изученные вами жанры.
- Знаете ли вы, в каком жанре должны быть написаны произведения лескоров?
- Давайте попробуем определить признаки этого жанра.
(Один ученик получает индивидуальное задание - найти значение слова ОЧЕРК в толковом словаре)
Какой выбран стиль – научный деловой или художественный литературный?
Литературные
Как широко и полно на ваш взгляд автор освещает выбранный вопрос?
Краткое описание жизненных событий.
Очерк - это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.
Этап 5 Первичное закрепление.
Третье задание лескоров
- Из предложенных слов выберите слова, которые близки по значению к слову очерк:
Зарисовка – рисунок с натуры.
Четвертое задание лескоров
Работа в группе: выберите из приведенных цитат очерк.
(стихотворение; пьеса; очерк, составленный из цитат В. Бианки по сезонам года)
Пятое задание лескоров
- Какие очерки вы поместили бы в рубрики:
Шестое задание лескоров
Этап 6 Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Седьмое задание лескоров
- Составьте очерк о том, что здесь произошло.
Домашнее задание: а) составьте кроссворд, используя только названия жанров;
Этап 7 Итог занятий. Рефлексия деятельности на уроке.
1. С каким литературным жанром сегодня познакомились? Кто использовал его в своих произведениях?
2. Что больше всего запомнилось на уроке? Хотелось ли дочитать книгу до конца?
3. Чем на ваш взгляд похожи произведения В. Бианки и К. Пришвина.
ПРИЗЫВ «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы.
4. В лесу за год происшествий ведь не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А пишут о них лескоры – лесные корреспонденты.
Цель: знакомить детей с миром природы через творчество писателя- природоведа В. Бианки.
- закреплять знания детей о жителях леса;
- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию, артистические способности;
- продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Оборудование: портрет В. Бианки, маски для драматизации, иллюстрации животных, пластилин, семечки.
Предварительная работа: чтение произведений В. Бианки, разучивание ролей для драматизации произведений В.Бианки.
Воспитатель: Ребята, закройте глазки и послушайте. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.
Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг в нашем книжном уголке. (дети подходят к книжному уголку)
Маленький Виталий пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
Перед вами только часть этих книг, которые написал В. Бианки.
Давайте послушаем некоторые факты из жизни леса, природы:
(Выступление детей с демонстрацией иллюстраций животных)
1 реб. – Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба.
2 реб. – Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.
3 реб. – Пчеле, чтобы собрать 100 кг мёда, надо облететь миллион цветков.
Ведущий: Эта книга много раз переиздавалась и постоянно пополнялась новыми материалами. Материал в книге был подобран как в настоящей газете: корреспонденции, статьи, очерки, заметки, телеграммы, письма, рисунки читателей, загадки. Вот некоторые из них. Это не просто загадки, а жалобы жителей леса на нерадивых посетителей.
Я зачитаю, а вы постарайтесь узнать, кто же жалуется.
– Жалуемся! А что же нам делать? Когтей у нас нет, клыков – нет, вот всяк обидеть норовит. Кто ягод рябины захочет – срывает вместе с ветками с дерева кисти. Жёлуди нужны – сшибают с дуба камнями, палками, только треск идёт! Растопка для костра нужна – кору кольцом с берёзы или ели стешут. Да ещё топор в живой ствол по обух воткнут. Мы болеем, мы чахнем, а им и горя мало: в лесу, говорят вас много. – Кто жалуется? (Деревья)
– Жалуемся! Оскорбили словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварям? Почему на руках бородавки? Разве мы виноваты? А раз так – бей нас! – Кто жалуется? (Жабы)
– Что хотите делайте с нами: режьте, жарьте, варите, даже маринуйте! Только не портите нашу лесную подстилку! – Кто жалуется? (Грибы)
Ведущий: Узнайте, кто пришел на наш праздник:
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и .
Ведущий: Вот оказывается какая полезная и нужная птица сова. Ну что ж, Совушка, поиграй с нами.
Ведущий: ребята, Виталий Бианки очень любил отгадывать лесные загадки, которые оставляли звери. Попробуйте и вы отгадать их.
- Вот иголки и булавки вылезают из- под лавки, на меня они глядят, молока они хотят (ёжик)
- Кто осенью спать ложится, а весной встает? (медведь)
- Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо)
- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает – о жизни рассуждает (сова)
- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
Воспитатель Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели?
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Воспитатель: Кто был главным героем сказки?
(показ воспитателя)
Воспитатель: Сначала мы катаем из пластилина шарик и превращаем его в овал(форма яйца). Затем вытягиваем носик остренький и четыре лапки. Колючками послужат семечки. Их вставляем острыми кончиками вверх. Вот и получился лесной колобок.
(дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает)
(анализ детских работ)
Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили?
Воспитатель: О чем писал В. Бианки?
Воспитатель: А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии? (Дети отвечаю.)
Воспитатель: Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
Подлетает Сова. Здравствуй дедушка- дружок,
Пригласишь ты на чаек?
Дед: Ты, Сова, — отчаянная голова,
Уши торчком, нос крючком.
Ты от солнца хоронишься,
Людей сторонишься, —
Какой я тебе друг!
Сова. Я-Совушка-Сова, большая голова
К тебе на луг по ночам летала-
Мышей отгоняла.
Раз не хочешь ты дружить –
Будешь сам мышей ловить!
Дед: Ну и что, мыши не волки,
Не навредят моей коровке.
ВЕД: Мыши по лугу рыщут,
Шмелиные гнёзда ищут,
Землю роют, шмелей ловят.
Корова: А пускай шмели улетают!
Что от них толку:
Ни мёду, ни воску, —
Кусаются только.
Сова. Хо-хо-хо, Старик!
Гляди, как бы хуже не вышло.
Стоит на лугу клевер кормовистый,
Головой к земле виснет,
А шмели гудят, с луга прочь летят,
На клевер не глядят,
Пыльцу с цветка на цветок не носят.
Сова улетает.
Танец Мышей
Выходит Дед и зовет Сову
Дед: Уж ты, Совушка, меня из беды выручай,
Нечем стало мне, старому, белить чай.
Мыши по лугу рыщут,
Шмелиные гнёзда ищут.
Шмели на чужих лугах гуляют,
А на мой луг и не заглядывают.
Клевер на лугу не родится.
Корова без клеверу тощает.
Молока у Коровы мало.
Вот и чай белить мне нечем стало.
Сова. То-то, старый.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Полетела я мышей ловить.
ВЕД: Мыши со страху попрятались в норы.
Мыши убегают
Шмели загудели над лугом,
Принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Шмели кружатся вокруг цветов
Корова пошла на луг клевер жевать.
Дед: Вот и рада вновь коровушка моя,
Снова клевер ест и радует меня.
Совушку хочу за все я похвалить,
Добрым словом и поклоном одарить.
Все герои: Ах, ты, Совушка- Сова, большая голова,
Деду помогла и нас всех спасла.
Научила деда снова дружбой дорожить,
Вместе веселее жить и не тужить.
Вед: Молока у Коровы много. Стал дед молоком чай белить,
Чай белить — Сову хвалить, уваживать.
Все герои: Дружно не грузно, а врозь хоть брось!
Читайте также: