Порядок слов в предложении интонация конспект урока 8 класс ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

Конспект
Ключевые слова:
порядок слов (прямой и обратный), инверсия, интонация, интонационный средства (пауза, логическое ударение, темп, изменение громкости, изменение тона), описание памятника
Основные понятия:
В русском языке порядок слов считается свободным. Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении, у каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место. На этом основании различаются прямой порядок слов и обратный.
Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания.
Примерный план сочинения-описания памятника культуры:
1. История памятника.
2. Замысел художника.
3. Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении.
4. Впечатление от памятника.
Пояснения:
Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.
Виды интонации:
• завершения, разделения, выделения.
• восклицательная, невосклицательная
• повествовательная, вопросительная, побудительная
• перечисления, предупреждения, пояснения
• звательная
Слово, наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим, смысловым ударением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека).

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение.

Интонация предложения

Цель урока: закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека).

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение.

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: монумент; истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат. (Диктант можно дополнить теми словами из предыдущих диктантов, в которых многие сделали ошибки.)

II. Проверка домашнего задания

III. Закрепление изученного о предложении

1. Умение выделять грамматическую основу. Разбор упр. 90: установить синтаксические функции существительных. Отработка умения различать именительный и винительный падежи, выделять обращение. Пояснение: сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе и не согласуется с обращением.

2. Синтаксический разбор предложения. Разбираем выделенные предложения из упр. 85 (II) по образцу на с. 47-48 (устно и письменно; письменный разбор — на доске и в тетрадях).

1. Объяснение учителя.

Что такое интонация? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” — в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

2. Работа с учебником.

1) Прочитаем статью § 9. Потренируемся в интонации приведенных в статье примеров.

2) Задание: объяснить характер интонации в поэтических строчках (упр. 91).

Комментарий учителя

К № 1. В конце каждой строчки стоит наиболее значимое слово, которое выделяется интонацией. Повышение интонации в конце первого предложения поддерживается восклицательным знаком. После следует пауза, обозначенная многоточием. Два следующих предложения — вопросительные. Их интонация может быть и восходящей, и нисходящей, в зависимости от того, какое слово исполнитель, читатель считает необходимым выделить.

К № 3. Вопросительное предложение с обращением требует восходяще-нисходящей интонации.

К № 4. Предложение побудительное, смысловое ударение падает на глаголы, поэтому восходящая интонация к концу предложения переходит в нисходящую, это поддерживается многоточием.

3. Подготовка к сочинению-характеристике.

1) Упр. 94 — устно.

2) Упр. 95. Разберем задание, дадим на подготовку ответа 3-5 минут, а затем выслушаем устные характеристики, уточним ответы, выделим удачные находки.

4. Письменная работа (упр. 93). Если не хватит времени на уроке, ученики закончат работу дома.

Домашнее задание

§ 9, упр. 93 (закончить); написать сочинение-характеристику, опираясь на задания упр. 95; вопросы для повторения на с. 47.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе: Порядок слов в предложении. Интонация

Цели : закреплять изученное о предложении; дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении; развивать умение выразительно читать текст, предложения, меняя логическое ударение, порядок слов; совершенствовать навыки устной речи.

Планируемые результаты : знание интонационных средств; понимание роли интонации в предложении; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять роль порядка слов в предложении, объяснять языковые явления и процессы.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 76 — пересказ текста в соответствии с заданием.)

III. Актуализация знаний

— Запишите предложения, выделите грамматическую основу, определите тип предложения по наличию грамматической основы.

1) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин) 2) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес. (А. Фет) 3) Подул ветерок с заречья, и сразу стало свежо. (А. Сурков)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

В русском языке слова в предложении могут занимать различные места. Это не значит, что порядок слов совершенно свободный.

В русском языке подлежащее обычно ставится перед сказуемым. Согласованное определение — перед определяемым словом, обстоятельство образа действия — перед сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнения — после сказуемого. Такой порядок слов называется прямым .

Но в речи такой порядок слов часто нарушается. Изменение прямого порядка слов называется инверсией . При помощи инверсии можно выделить наиболее важные по смыслу члены предложения, выразить вопрос, усилить эмоциональную окраску речи, связать части текста. Наиболее часто инверсия встречается в поэтической речи.

Порядок слов в предложении выполняет три основные функции.

1) Служит для передачи, прояснения смысла предложения.

(Учитель записывает на доске предложения.)

2) Может выполнять стилистическую функцию, придавая предложению эмоциональную окраску.

Под небом голубым есть город золотой.

Под голубым небом есть золотой город.

3) Может выполнять синтаксическую функцию — различать члены предложения.

Тополь перерос клён. (Тополь — подлежащее, клён — дополнение.)

Клён перерос тополь. (Клён — подлежащее, тополь — дополнение.)

Надо иметь в виду, что при определённой интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу.

Солнце заслонило облако.

Понятно, что подлежащим может быть только слово облако, на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и теоретических сведений (с. 48).)

3. Слово учителя

Что такое интонация? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп речи, и её тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания, т. е. интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте, на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации.

Молодец! Я очень рад.

В устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

4. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений, рассмотрение схемы интонационных средств (с. 49).)

5. Слово учителя

6. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений, разбор приведённых примеров (с. 50, 51).

2. Упр. 77, 78 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

3. Упр. 79—83 — выразительное чтение, отработка правильной интонации.

4. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 52, 53).

Цель: познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка.

Задачи:

  • образовательная: показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;
  • развивающая: развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на вопросы;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку.

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Повторение изученного.

а) Фронтальный опрос.

– Что такое предложение?

– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны?

– Какие виды предложений по составу грамматической основы и по наличию второстепенных членов вы знаете?

– Какие главные и второстепенные члены предложения вы знаете? Расскажите о них.

– Для чего нужны второстепенные члены предложения?

б) Практическая работа.

– Прослушайте текст, определите стиль и тип речи.

Осень. Холодает с каждым днем. Ветер срывает с деревьев пожелтевшие листья и уносит их хороводом. Несколько листочков кружатся в прозрачном воздухе, медленно опускаясь на землю. Птицы, собравшиеся в стаи, улетают на юг. Скоро зима.

– Запишите текст, выделите грамматическую основу каждого предложения и охарактеризуйте их.

4) Изучение нового материала.

а) Знакомство с новыми понятиями.

– Запишите предложение Мать любит дочь. Определите роль существительных в нем.

Переставьте местами существительные, запишите полученное предложение (Дочь любит мать). Как изменилась роль существительных в новом предложении?

– Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.

– Порядок слов имеет и другое значение. Запишите предложение Вчера было холодно.

Поменяйте местами слова в нем и запишите все полученные варианты. Изменился ли смысл высказывания?

– А что изменилось?

– Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.

– В предложениях, в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Запишите предложение На заседании было тридцать человек. Выделите подлежащее в этом предложении. Измените порядок слов в подлежащем и запишите новый вариант предложения, выделив подлежащее (На заседании было человек тридцать).

– Как изменился смысл предложения?

– Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности.

– Таким образом, перестановка слов в предложении усиливает или ослабляет смысловое значение членов предложения. Но, несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов. А как в художественной речи называют обратный порядок слов? Правильно, его называют инверсией.

– Рассмотрите таблицу и вспомните прямой и обратный порядок расположения членов предложения.

Прямой порядок слов

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

1) Сказуемое – подлежащее

2) Согласованное определение – определяемое слово

Летнее солнце светит.

2) Определяемое слово – согласованное определение

Солнце летнее светит.

3) Определяемое слово – несогласованное определение

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

4) Сказуемое-дополнение

Я любуюсь солнцем.

4) Дополнение-сказуемое

Я солнцем любуюсь.

в) Работа с учебником.

– Прочитайте о порядке слов и логическом ударении в учебнике на с.41-43.

5) Закрепление нового материала.

а) Упражнение в перестановке слов в предложении.

– Запишите предложения и выполните перестановку слов, поменяв местами первое и последнее слова в предложениях. Выделите в предложениях грамматическую основу и второстепенные члены, указав, на какое слово приходится логическое ударение.

Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра ко мне в гости приходи.

Дети украсили класс листьями. – Листьями украсили класс дети.

Исследователи работали на болотах. – На болотах работали исследователи.

Ветер завывает в трубе. – В трубе завывает ветер.

Маша хорошо подготовилась к уроку. – К уроку хорошо подготовилась Маша.

б) Упражнение в нахождении инверсии в художественном тексте.

Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш мудрейший царь Матвей?

6) Подведение итогов.

– О чем новом вы узнали на уроке?

– Что такое инверсия и каково ее значение в художественном тексте?

в) Самостоятельная работа.

– Выполните задание на карточках.

Отметьте предложения, в которых есть инверсия.

а) Что день грядущий нам готовит?

б) Голубые облака бежали по небу.

в) Березы лист уж пожелтел.

г) Перелетные птицы собираются на юг.

д) Белеет парус одинокий…

а) Солнце отражается в голубых водах озера.

б) Лес точно терем расписной…

в) Бежит река в горах Кавказа.

г) Досадно было, боя ждали.

д) Прозрачный лист упал с дуба.

7) Домашнее задание.

Выписать 5 примеров предложений, содержащих инверсию, из стихотворений поэтов 19-го века.

Читайте также: