В школе ты хозяин и гость конспект урока 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

• Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

- Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

- Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что такое –этикет?

Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

1. Вступительная беседа.

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

2. Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

3. Городок волшебных слов.

- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать (пожалуйста)

Ну ….(извините)

Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:. (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:. (благодарю)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:. (Спасибо)

4. Физминутка Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

– Это я, это я, это все мои друзья.

5. Правила поведения в школе.

- Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.

6. Давайте проверим как вы поняли правила поведения в школе.

Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:

На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)

Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

1. В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

2. Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

3. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

4. В школе надо учиться, а не лениться.

5. Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

6. Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

7. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

8. Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

9. на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

10. На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

11. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.


Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь!

– Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы изучаем?

III. Актуализация знаний.

Теперь послушайте стихотворение об одном мальчике:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

Произносить он не привык.

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

- Как вы думаете, можно ли такого школьника считать культурным, воспитанным человеком?

- Почему он не здоровался вежливо, не прощался, не благодарил, не извинялся? (Не знает вежливых слов, стесняется, не умеет их правильно употреблять).

- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать?

IV. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя с элементами беседы.

– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

– А как называют человека, которому присущи все эти качества? (воспитанный)

– Что же такое воспитанность?

– Воспитанность – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

Значит (Слайд 1): Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Как по-другому можно назвать воспитанного человека? (Культурный)

- Да, ребята нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и вы должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться.

– Почему эти слова называются волшебными?

– А знакомы ли вам эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расстовании.

И так тема нашего урока (Слайд 2) Формы обращения к взрослым и сверстникам. (вклеивают в тетрадь)

Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.

Юра – закрашивает лепестки со словами в тетради.

– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 3)

-Какие слова мы говорим при встрече?

- Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом?

-Какие слова употребляем при расставании?

-Так что это за слова? (волшебные)

-Для чего они нам нужны?

Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра.(Слайд 4)

- Думаю, вы теперь хорошо знаете вежливые слова, слова приветствия, прощания.

- Я раздаю вам по три слова. Вам они знакомы, вы их хорошо знаете. Сейчас и гости посмотрят, как вы эти слова знаете и применяете.

- Ваша задача: прочитать и понять, к кому эти слова обращены к взрослому или ребенку.

Ксюша, ты у нас хорошо читаешь, давай начнем с тебя. Читай слово. К кому ты обратишься к Нине Васильевне или Юре? Обращайся. Закончи предложение.

Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела

- Итак, я надеюсь, что вы закрепили умения пользоваться волшебными словами и не забудете, как надо обращаться к взрослым и как к детям.

2. - Чтобы стать по -настоящему воспитанными людьми, этому вы должны учиться. Иногда приходится учиться всю свою жизнь. Но, в жизни бывает так, что даже взрослые прожив жизнь и зная хорошие слова, не научились быть вежливыми, не научились пользоваться волшебными словами, совершают плохие поступки. Вы видели таких людей в своей жизни? Сталкивались с этим? Где? Приведите примеры.

- А всегда ли вы пользуетесь вежливыми словами? Или иногда забываете про них? (Приводят примеры)

Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках). Слайды 5-6.

- Молодцы. Вы с заданием справились. Ребята запомните, что добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

3. - Но только ли от употребления вежливых слов зависит культурный человек или нет? От того, как человек сидит, стоит, ходит, смотрит, говорит, кушает можно судить о его воспитанности. А еще есть много правил, которые человек должен соблюдать постоянно, чтобы можно было считать его культурным

– А сейчас мы проверим культурные ли вы?

Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
Приветствуя даму,
юноша руки из карманов вынимает.

Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.

б) А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем. Слайд 13.

Если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Давайте сначала потренируемся, чтобы я увидела, что вы меня поняли.

Я здороваюсь при встрече. +

Я не встаю на обращение учителя. +

Я извиняюсь, если кого-то обидел. +

Я вежливо обращаюсь с просьбой. +

Если я толкнул, я не извинюсь. +

Я прощаюсь уходя.

Я говорю грубые слова.

Я обижаю маленьких.

Я помогаю пожилому перейти дорогу.

Я не уступаю место в автобусе взрослому. +

VI. Подведение итогов. -Я надеюсь, вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, и ребята расскажут нам стихотворение.

Стихотворение (автор – В. Кудлачев) ( Слайд14)

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

– Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Чем мы занимались на уроке?

- Какие слова запомнили? (Словарик)

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

-Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

VII. Рефлексия. (Слайды 15-16)

– Ну вот, пришло время прощаться.

– Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.


Разработка собрания классного сообщества по работе с уставом учреждения, расскажет о правах и обязанностях обучающегося.

Описание разработки

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

Ребёнок в младшем школьном возрасте должен:

- научиться понимать, что в мире людей существуют определённые законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение.

- к ним должна прийти идея Родины – её символы, традиции.

- научиться понимать, чувствовать, оценивать самого себя, творить добро.

Взрослые должны постепенно вести детей от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.

презентация в школе ты хозяин и гость

Программа состоит их шести блоков:

1. Сентябрь-октябрь – формирование гражданского отношения к себе.

2. Ноябрь – формирование гражданского отношения к своей семье.

3. Декабрь – формирование гражданского отношения к школе.

4. Январь-февраль – формирование гражданского отношения к Отечеству.

5 Март-апрель-май – гражданское развитие личности.

6 Июнь-июль-август – лагерь (школа актива).

Собрание классного сообщества проводилось в 4 классе по теме формирования гражданского отношения к школе.

Задача данного блока – формировать у детей осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы, строить отношения с членами коллектива. Формировать положительное отношение к учению и пониманию роли знаний в жизни, развивать познавательную активность и культуру умственного труда, умения перенимать у старших уже имеющийся опыт и передавать его молодым.

Содержимое разработки

Декларация – документ, подписываемый государствами, выражающими свое согласие с перечнем задач и принципов. Всеобщая декларация прав человека провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). Она была принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН. А спустя десять лет в этот день был установлен День прав человека .

Декларация – документ, подписываемый государствами, выражающими свое согласие с перечнем задач и принципов.

Всеобщая декларация прав человека

провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие).

Она была принята 10 декабря 1948 года

Генеральной Ассамблеей ООН.

А спустя десять лет в этот день

был установлен День прав человека .

Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. Главные вопросы содержания конституции - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. День Конституции в СССР до 1977 года отмечался 5 декабря. Затем праздник был перенесен на 7 октября. Традиция празднования Дня Конституции была продолжена и в современной России. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года Указами Президента России день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.

Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Главные вопросы содержания конституции - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. День Конституции в СССР до 1977 года отмечался 5 декабря.

Затем праздник был перенесен на 7 октября. Традиция празднования Дня Конституции была продолжена и в современной России. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года Указами Президента России день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.

Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка.

Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми . Обязанность – это круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения. Устав - свод правил о деятельности определенной организации, о правах и обязанностях ее членов.

Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми . Обязанность – это круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения. Устав - свод правил о деятельности определенной организации, о правах и обязанностях ее членов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

Ребёнок в младшем школьном возрасте должен:

-научиться понимать, что в мире людей существуют определённые законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение.

-к ним должна прийти идея Родины – её символы, традиции.

-научиться понимать, чувствовать, оценивать самого себя, творить добро.

Взрослые должны постепенно вести детей от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.

Программа состоит их шести блоков:

1. Сентябрь-октябрь – формирование гражданского отношения к себе.

2. Ноябрь – формирование гражданского отношения к своей семье.

3. Декабрь – формирование гражданского отношения к школе.

4. Январь-февраль – формирование гражданского отношения к Отечеству.

5 Март-апрель-май – гражданское развитие личности.

6 Июнь-июль-август – лагерь (школа актива).

Собрание классного сообщества проводилось в 4 классе по теме формирования гражданского отношения к школе.

Задача данного блока – формировать у детей осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы, строить отношения с членами коллектива. Формировать положительное отношение к учению и пониманию роли знаний в жизни, развивать познавательную активность и культуру умственного труда, умения перенимать у старших уже имеющийся опыт и передавать его молодым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить с правилами этикета в гостях, с ролью хозяина; предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. и различными ситуациями, в которых ребенок может оказаться.

Задачи: прививать детям навыки культурного поведения в гостях; развивать мыслительную деятельность; воспитывать ответственность детей за плохое поведение.

Ход занятия:

Ребята, приглашение в гости создает праздничное настроение, это, как правило, приятное и интересное событие. Поводы для приглашения в гости могут быть различными: день рождение, праздничная дата и др. Но, прежде чем пойти на день рождение, нужно правильно научиться себя вести.

Основная часть :

Ребята, собираясь в гости, обычно продумывают праздничный наряд, прическу. Если вы идете на день рождение, то готовите подарок, который может быть приятным и полезным имениннику.

Давайте вместе подумаем, что же можно подарить однокласснику на день рождение (ребята предлагают свои варианты):

- собственные стихи (или стихи поэта);

- игрушку или мягкую игрушку и др.

О том, что еще надо знать о поведении в гостях, пусть дополнят дети (не приходить без приглашения, приходить в назначенное время и др.)

Кто – то может рассказать о своих посещениях друзей, поделиться своими впечатлениями.

Далее с детьми можно вывести общие правила поведения в гостях:

- Вспомни все вежливые слова и используй их в общении; Слайд 1

- Старайся быть общительным, внимательным к хозяевам, окружающим; Слайд 2

- Веди себя за столом, соблюдая известные тебе правила (вспомни эти правила); Слайд 3

- Уходя, поблагодари хозяев за хороший вечер (утренник). Слайд 4

Ребята, казалось бы, ну, что такого сложного – быть гостем? На самом деле, и для гостей этикет диктует множество правил, которые необходимо соблюдать, если желаете и в дальнейшем быть приглашенными в гости.

Быть хорошим хозяином непросто, непросто быть и хорошим гостем.

Вопросы и задания:

Как вел себя в гостях у Кролика? Как, по – твоему, такое поведение можно одобрить? Почему? Что бы вы посоветовали Пуху?

Вопросы для беседы:

Как вел себя Буратино за столом? В чем проявилась его невоспитанность? Пригласили бы вы такого гостя к себе?

Ребята, послушайте советы Г.Остера. Вы согласны с ними?

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Вопросы: Как же правильно себя вести в гостях? Какие слова нужно говорить при встрече? Почему?

Ответы детей:

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой – то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда – то поведет.

Там, наверно, очень долго

Папа будет вас хвалить.

Вопросы: Ты пробовал когда – нибудь себя так вести? Папе с мамой может понравиться такое поведение? Почему? Как следовало бы поступить?

Ответы детей:

Релаксация:

Итог занятия.

Учитель: С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем и хорошим хозяином. Надеюсь, наш сегодняшний урок вам в этом поможет.

Читайте также: