В школе ты хозяин и гость конспект урока 5 класс
Обновлено: 05.07.2024
• Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.
- Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?
- Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что такое –этикет?
Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
1. Вступительная беседа.
Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.
Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?
2. Правила школьного этикета.
Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.
Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.
Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?
Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.
Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.
Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?
3. Городок волшебных слов.
- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?
Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….(здравствуй)
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать (пожалуйста)
Ну ….(извините)
Если встретилась компания,
не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:. (до свидания)
Когда я что-то подарю,
Мне говорят:. (благодарю)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:. (Спасибо)
4. Физминутка Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.
5. Правила поведения в школе.
- Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.
2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).
3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.
4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.
6. Давайте проверим как вы поняли правила поведения в школе.
Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:
На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)
Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)
Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)
Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)
Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)
Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)
Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
Школьный этикет
1. В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.
2. Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.
3. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
4. В школе надо учиться, а не лениться.
5. Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.
6. Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).
7. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.
8. Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
9. на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.
10. На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
11. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь!
– Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Проверка домашнего задания.
– Какую тему мы изучаем?
III. Актуализация знаний.
Теперь послушайте стихотворение об одном мальчике:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
Произносить он не привык.
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
- Как вы думаете, можно ли такого школьника считать культурным, воспитанным человеком?
- Почему он не здоровался вежливо, не прощался, не благодарил, не извинялся? (Не знает вежливых слов, стесняется, не умеет их правильно употреблять).
- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать?
IV. Объяснение нового материала.
1. Слово учителя с элементами беседы.
– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.
– А как называют человека, которому присущи все эти качества? (воспитанный)
– Что же такое воспитанность?
– Воспитанность – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.
Значит (Слайд 1): Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Как по-другому можно назвать воспитанного человека? (Культурный)
- Да, ребята нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и вы должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться.
– Почему эти слова называются волшебными?
– А знакомы ли вам эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расстовании.
И так тема нашего урока (Слайд 2) Формы обращения к взрослым и сверстникам. (вклеивают в тетрадь)
Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.
Юра – закрашивает лепестки со словами в тетради.
– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 3)
-Какие слова мы говорим при встрече?
- Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом?
-Какие слова употребляем при расставании?
-Так что это за слова? (волшебные)
-Для чего они нам нужны?
Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра.(Слайд 4)
- Думаю, вы теперь хорошо знаете вежливые слова, слова приветствия, прощания.
- Я раздаю вам по три слова. Вам они знакомы, вы их хорошо знаете. Сейчас и гости посмотрят, как вы эти слова знаете и применяете.
- Ваша задача: прочитать и понять, к кому эти слова обращены к взрослому или ребенку.
Ксюша, ты у нас хорошо читаешь, давай начнем с тебя. Читай слово. К кому ты обратишься к Нине Васильевне или Юре? Обращайся. Закончи предложение.
Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела
- Итак, я надеюсь, что вы закрепили умения пользоваться волшебными словами и не забудете, как надо обращаться к взрослым и как к детям.
2. - Чтобы стать по -настоящему воспитанными людьми, этому вы должны учиться. Иногда приходится учиться всю свою жизнь. Но, в жизни бывает так, что даже взрослые прожив жизнь и зная хорошие слова, не научились быть вежливыми, не научились пользоваться волшебными словами, совершают плохие поступки. Вы видели таких людей в своей жизни? Сталкивались с этим? Где? Приведите примеры.
- А всегда ли вы пользуетесь вежливыми словами? Или иногда забываете про них? (Приводят примеры)
Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках). Слайды 5-6.
- Молодцы. Вы с заданием справились. Ребята запомните, что добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
3. - Но только ли от употребления вежливых слов зависит культурный человек или нет? От того, как человек сидит, стоит, ходит, смотрит, говорит, кушает можно судить о его воспитанности. А еще есть много правил, которые человек должен соблюдать постоянно, чтобы можно было считать его культурным
– А сейчас мы проверим культурные ли вы?
Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
Приветствуя даму,
юноша руки из карманов вынимает.
Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.
б) А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем. Слайд 13.
Если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Давайте сначала потренируемся, чтобы я увидела, что вы меня поняли.
Я здороваюсь при встрече. +
Я не встаю на обращение учителя. +
Я извиняюсь, если кого-то обидел. +
Я вежливо обращаюсь с просьбой. +
Если я толкнул, я не извинюсь. +
Я прощаюсь уходя.
Я говорю грубые слова.
Я обижаю маленьких.
Я помогаю пожилому перейти дорогу.
Я не уступаю место в автобусе взрослому. +
VI. Подведение итогов. -Я надеюсь, вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, и ребята расскажут нам стихотворение.
Стихотворение (автор – В. Кудлачев) ( Слайд14)
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
– Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?
- Чем мы занимались на уроке?
- Какие слова запомнили? (Словарик)
– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
-Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.
VII. Рефлексия. (Слайды 15-16)
– Ну вот, пришло время прощаться.
– Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.
– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
Разработка собрания классного сообщества по работе с уставом учреждения, расскажет о правах и обязанностях обучающегося.
Описание разработки
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
Ребёнок в младшем школьном возрасте должен:
- научиться понимать, что в мире людей существуют определённые законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение.
- к ним должна прийти идея Родины – её символы, традиции.
- научиться понимать, чувствовать, оценивать самого себя, творить добро.
Взрослые должны постепенно вести детей от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.
Программа состоит их шести блоков:
1. Сентябрь-октябрь – формирование гражданского отношения к себе.
2. Ноябрь – формирование гражданского отношения к своей семье.
3. Декабрь – формирование гражданского отношения к школе.
4. Январь-февраль – формирование гражданского отношения к Отечеству.
5 Март-апрель-май – гражданское развитие личности.
6 Июнь-июль-август – лагерь (школа актива).
Собрание классного сообщества проводилось в 4 классе по теме формирования гражданского отношения к школе.
Задача данного блока – формировать у детей осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы, строить отношения с членами коллектива. Формировать положительное отношение к учению и пониманию роли знаний в жизни, развивать познавательную активность и культуру умственного труда, умения перенимать у старших уже имеющийся опыт и передавать его молодым.
Содержимое разработки
Декларация – документ, подписываемый государствами, выражающими свое согласие с перечнем задач и принципов.
Всеобщая декларация прав человека
провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие).
Она была принята 10 декабря 1948 года
Генеральной Ассамблеей ООН.
А спустя десять лет в этот день
был установлен День прав человека .
Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Главные вопросы содержания конституции - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. День Конституции в СССР до 1977 года отмечался 5 декабря.
Затем праздник был перенесен на 7 октября. Традиция празднования Дня Конституции была продолжена и в современной России. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года Указами Президента России день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.
Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка.
Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми . Обязанность – это круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения. Устав - свод правил о деятельности определенной организации, о правах и обязанностях ее членов.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
Ребёнок в младшем школьном возрасте должен:
-научиться понимать, что в мире людей существуют определённые законы и правила, которые регулируют их деятельность и общение.
-к ним должна прийти идея Родины – её символы, традиции.
-научиться понимать, чувствовать, оценивать самого себя, творить добро.
Взрослые должны постепенно вести детей от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.
Программа состоит их шести блоков:
1. Сентябрь-октябрь – формирование гражданского отношения к себе.
2. Ноябрь – формирование гражданского отношения к своей семье.
3. Декабрь – формирование гражданского отношения к школе.
4. Январь-февраль – формирование гражданского отношения к Отечеству.
5 Март-апрель-май – гражданское развитие личности.
6 Июнь-июль-август – лагерь (школа актива).
Собрание классного сообщества проводилось в 4 классе по теме формирования гражданского отношения к школе.
Задача данного блока – формировать у детей осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы, строить отношения с членами коллектива. Формировать положительное отношение к учению и пониманию роли знаний в жизни, развивать познавательную активность и культуру умственного труда, умения перенимать у старших уже имеющийся опыт и передавать его молодым.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели: познакомить с правилами этикета в гостях, с ролью хозяина; предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. и различными ситуациями, в которых ребенок может оказаться.
Задачи: прививать детям навыки культурного поведения в гостях; развивать мыслительную деятельность; воспитывать ответственность детей за плохое поведение.
Ход занятия:
Ребята, приглашение в гости создает праздничное настроение, это, как правило, приятное и интересное событие. Поводы для приглашения в гости могут быть различными: день рождение, праздничная дата и др. Но, прежде чем пойти на день рождение, нужно правильно научиться себя вести.
Основная часть :
Ребята, собираясь в гости, обычно продумывают праздничный наряд, прическу. Если вы идете на день рождение, то готовите подарок, который может быть приятным и полезным имениннику.
Давайте вместе подумаем, что же можно подарить однокласснику на день рождение (ребята предлагают свои варианты):
- собственные стихи (или стихи поэта);
- игрушку или мягкую игрушку и др.
О том, что еще надо знать о поведении в гостях, пусть дополнят дети (не приходить без приглашения, приходить в назначенное время и др.)
Кто – то может рассказать о своих посещениях друзей, поделиться своими впечатлениями.
Далее с детьми можно вывести общие правила поведения в гостях:
- Вспомни все вежливые слова и используй их в общении; Слайд 1
- Старайся быть общительным, внимательным к хозяевам, окружающим; Слайд 2
- Веди себя за столом, соблюдая известные тебе правила (вспомни эти правила); Слайд 3
- Уходя, поблагодари хозяев за хороший вечер (утренник). Слайд 4
Ребята, казалось бы, ну, что такого сложного – быть гостем? На самом деле, и для гостей этикет диктует множество правил, которые необходимо соблюдать, если желаете и в дальнейшем быть приглашенными в гости.
Быть хорошим хозяином непросто, непросто быть и хорошим гостем.
Вопросы и задания:
Как вел себя в гостях у Кролика? Как, по – твоему, такое поведение можно одобрить? Почему? Что бы вы посоветовали Пуху?
Вопросы для беседы:
Как вел себя Буратино за столом? В чем проявилась его невоспитанность? Пригласили бы вы такого гостя к себе?
Ребята, послушайте советы Г.Остера. Вы согласны с ними?
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Вопросы: Как же правильно себя вести в гостях? Какие слова нужно говорить при встрече? Почему?
Ответы детей:
Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой – то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда – то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
Вопросы: Ты пробовал когда – нибудь себя так вести? Папе с мамой может понравиться такое поведение? Почему? Как следовало бы поступить?
Ответы детей:
Релаксация:
Итог занятия.
Учитель: С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем и хорошим хозяином. Надеюсь, наш сегодняшний урок вам в этом поможет.
Читайте также: