Образование и его значимость в условиях информационного общества конспект

Обновлено: 04.07.2024

"Образование, его значимость в условиях информационного общества". 5 класс.

ВложениеРазмер
obrazovanie.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Образование, его значимость в условиях информационного общества.

Цель урока: познакомить учащихся с современной системой образования, объяснить смысл получения образования.

Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, контролировать свое время и управлять им.

Личностные: осознание значимости образования в жизни человека, формирование познавательного интереса к изучению нового, освоение социальных норм и правил поведения.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Проверяют готовность к уроку.

  1. Посмотрите на плакат. Кто изображен на рисунке? Куда, по вашему мнению, Чебурашка идет? А для чего он посещает школу? Что люди получают в школе? Подумайте, о чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка проблемной задачи и целей урока

Что мы должны узнать об образовании, чтобы ответить на главный вопрос урока?

1) Что такое образование?

2) Зачем человеку образование?

3) Каким образом можно получить образование?

Отвечают на вопрос учителя. В ходе дискуссии ставится проблема –Ставят цели урока.

Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

Какова роль школы в современном обществе?

Учитель предлагает учащимся заполнить справочник:

- Расположите в правильной последовательности ступени общего образования: начальное общее, основное общее, среднее общее, дошкольное.

Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли.

– На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?

– Какие ступени у вас впереди?

Можно ли еще где-то учиться после окончания школы? (колледжи, техникумы, институты, академии)

Рассмотрите схему на с. 51. Какое образование можно получить после окончания школы?

– Зачем необходимо учиться, когда получен школьный аттестат?

Высказывают предположения. Например:

- школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить в университет;

- школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить престижную работу.

Учащиеся в ходе фронтальной беседы отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся выполняют упражнения.

Один у доски, остальные заполняют страничку справочника. Называют ступени общего образования, располагают их в правильной последовательности.

Рассматривают схему, высказывают свое мнение.

Соотносят название профессии и название учебного заведения, в которое необходимо поступить для получения данной профессии.

Умение формулировать собственную точку зрения, умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками.

Развитие самостоятельности и личной ответственности при выполнении упражнений.

Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль.

Учитель предлагает детям провести физминутку: «Я загадываю вам загадку - если ответ связан со школой — присядем, если нет руки вверх.

Участвуют в проведении физминутки.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Работа с учебником

Однако такая система образования была не всегда. Давайте заглянем в прошлое. Организует работу с учебником стр. 52-54.

Работают с текстом учебника, иллюстрациями. Обсуждают чем современная школа отличается от предыдущих школ.

Умение формулировать собственную точку зрения, умение оценить выполненные задания

Работа в группах

Подводит учащихся к выводу о необходимости школьного образования.

Организует работу в группах.

Работают по группам

С опорой на текст учебника стр. 52-57.

Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Умение формулировать собственную точку зрения, умение оценить выполненные задания

Применение знаний и способов действий

Подводит учащихся к мысли о том, что для того чтобы поступить в ВУЗ необходимо стать успешным учеником в школе.

Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение строить логическое рассуждение

- если тебе понравился урок, и ты успешно справился со всеми заданиями – веселый смайлик;

- если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – серьезный смайлик;

Осуществляют рефлексивную деятельность.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Задание на выбор:

Записывают домашнее задание в тетрадь

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Под ногами лежат,

Физкультурник нам сказал

Всем зайти в спортивный …

В буйном море-океане

Рыба страшная живёт:

У неё большой живот,

Пасть с ужасными клыками. (Акула)

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит.

Как только осень настаёт,

Меня он за руку берёт.

Я летаю, я порхаю,

На цветок похожая. Я

В строгом порядке -

В толстой тетрадке.

Чтоб не сбежали

Открыть свои тайны

Не услышишь и слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ИСТОРИИ в 9 КЛ составлена согласно требованиям ФГОС.

Технологическая карта к уроку "Роль права в жизни общества и государства". 6 класс.

Урок соответствует ФГОС ООО.

Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся.

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто.


Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"

Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество".


Конспект и технологическая карта урока на тему: "Семья в современном обществе".

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий.


Статья "Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях информационного общества"

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, воспитание ценностных ориентаций, информационное общество.Аннотация: в статье представлены результаты исследования, которые показывают необходимость фо.


Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства обусловливает общие тенденции в развитии образования.

Общие тенденции в развитии образования


Образование стало значительным фактором поступательного развития в условиях информационного общества.



1 ПТУ — профессионально-технические училища.
2 Вузы — высшие учебные заведения.


Образец задания

(Б) После окончания 9 класса общеобразовательной школы Сергей поступил в колледж, чтобы получить профессию повара. На какой ступени образования находится Сергей?

1) основное общее
2) среднее (полное) общее
3) среднее профессиональное
4) высшее профессиональное


Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цели и задачи образования:

• приобщение человека к достижениям и опыту общества и цивилизации;
• сохранение общественного культурного и духовного достояния;
• социализация личности, т. е. владение человеком программами поведения и деятельности, характерными для его культуры и того времени, когда он живет;
• передача информации будущим поколениям.

Функции образования:

1. Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности).

2. Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности).

3. Культурная (использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).

Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Общеобразовательная часть включает следующие элементы: 1) дошкольное образование; 2) начальное образование; 3) общее основное образование; 4) среднее (полное) общее образование.

Элементы профессиональной части таковы:

1) начальное профессиональное образование;

2) среднее профессиональное образование;

4) послевузовское профессиональное образование.

К числу начальных профессиональных учреждений относятся профессионально-технические училища, иногда лицеи; к средним — техникумы, колледжи; к высшим университеты, институты, академии. Для повышения квалификации лиц. имеющих высшее образование. Существуют институты, академии послевузовского профессионального образования.

Задачи профессиональных учебных заведений — последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов.

Возможности получения образования в Российской Федерации. Образовательная политика РФ предоставляет возможность получения начального, среднего и высшего образования. В Российской Федерации создана единая система непрерывного образования, которая включает начальное и среднее образование (11 классов), среднее профессиональное (по профилю производства или сферы деятельности) и высшее образование.

Система образования – совокупность образовательных стандартов, программ, реализуемых образовательными учреждениями и принципами обучения.
Принципы образовательной политики в России:

• общедоступность (доступность обучения без национальных и возрастных ограничений);
• приспособленность системы образования к потребностям учащихся;
• право человека на свободное развитие, приоритет общегуманистических ценностей;
• светский, а не религиозный характер обучения;
• свобода и плюрализм обучения (свободный выбор образовательных учреждений учащимися);
• самостоятельность образовательных учреждений.

Общие тенденции в развитии образования:

1) Демократизация системы образования - во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
2)Рост продолжительности образования - современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
3) Непрерывность образования - в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
4) Гуманизация образования - внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
5) Гуманитаризация образования - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
6) Интернационализация процесса образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
7) Компьютеризация процесса образования - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Значимость образования в условиях информационного общества" предназначена для учителей и учащихся 8 класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 8 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Урок № 9 Обществознание, 8 класс Значимость образования в условиях информационного общества Д.З.: § 8, документ (с. 65-66), ?? (с. 66), задания (с.67) © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Значимость образования в условиях информационного общества

Д.З.: § 8, документ (с. 65-66), ?? (с. 66), задания (с.67)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока содействовать осознанию роли образования в современном информационном обществе, значимости его для успешности развития личности, государства, общества в целом; дать представление о системе общего и профессионального образования в Российской Федерации; развивать ценностные приоритеты образования с переводом в личностную востребованность; воспитывать интерес к получению образования, потребность в его постоянном совершенствовании, уважение к образованным и одарённым людям

  • содействовать осознанию роли образования в современном информационном обществе, значимости его для успешности развития личности, государства, общества в целом; дать представление о системе общего и профессионального образования в Российской Федерации;
  • развивать ценностные приоритеты образования с переводом в личностную востребованность;
  • воспитывать интерес к получению образования, потребность в его постоянном совершенствовании, уважение к образованным и одарённым людям

Знать и уметь

  • основные положения урока;
  • термины: образование, информационное общество, элементы системы образования, самообразование.

Понятия, термины

Изучение нового материала

1. Приоритетность образования

1. Приоритетность образования

Основная цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция (передача) и сохранение её культурного достояния.

От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

1. Приоритетность образования Тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новым открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развивать и приложить его к своей жизни – получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики Вернадский Владимир Иванович , академик (1863—1945) — выдающийся советский учёный XX века, академик АН СССР, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.

1. Приоритетность образования

  • Тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новым открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развивать и приложить его к своей жизни – получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики

Вернадский Владимир Иванович , академик

(1863—1945) — выдающийся советский

учёный XX века, академик АН СССР,

естествоиспытатель, мыслитель и

2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества 1. Конкурентоспособная страна Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов длительном процессе их социализации. 2. Конкурентоспособное образование 3. Конкурентоспособная личность

2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества

1. Конкурентоспособная страна

  • Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов.
  • Это один из важнейших этапов длительном процессе их социализации.

2. Конкурентоспособное

образование

3. Конкурентоспособная личность

Качества человека информационного общества уметь приобретать и постоянно обновлять знания, уметь их применять в различных ситуациях; Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений; овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии 2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества

Качества человека информационного общества

  • уметь приобретать и постоянно обновлять знания, уметь их применять в различных ситуациях;
  • Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;
  • овладевать достижениями отечественной и мировой культуры;
  • учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии

2. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества

Семья 3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации Дошкольное Общее Высшее Послевузовское профессиональное обучение

3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации

Послевузовское профессиональное обучение

3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации Дошкольные учреждения по направленности: Можно получить в: Государственные дошкольные образовательные учреждения; Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; В других образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу данного уровня; Негосударственные образовательные организации; Семейные (домашние условия). Детский сад; Детский сад общеобразовательного вида с приоритетом одного из направлений развития; Детский сад компенсирующего вида; Детский сад присмотра и оздоровления; Детский сад комбинированного вида; Центр развития ребенка.

3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации

Дошкольные учреждения по направленности:

Можно получить в:

3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации

Начальное общее ( 4 года)

Дошкольные учреждения

Общеобразовательные школы

Основное общее (5 лет)

Начальная общеобразовательная школа

Основная общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Средняя общеобразовательная школа

Среднее ( полное )

3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации

Университет

Институт

  • Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим специальностям;
  • Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации научных и научно- педагогических работников;
  • Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования;
  • Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности

Академия

  • Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим специальностям;
  • Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации для определенной профессиональной деятельности;
  • Выполняет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования;

3. Основные элементы системы образования в Российской Федерации

Аспирантура

Основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях.

Докторантура

Ординатура

Одна из форм подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Одна из форм повышения квалификации врачей в медицинских вузах

Адъюнктура

Одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в учреждениях Вооруженных сил России.

Читайте также: