Конспект урока понятие о сложном предложении как о смысловом структурном и интонационном единстве

Обновлено: 07.07.2024

Цель: создать условия для получения знаний обучающимися о сложном предложении как о самостоятельной единице синтаксиса.

Образовательные:повторить и углубить сведения о сложном предложении, известные учащимся по курсу 5—7 классов; научить определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, различать простые и сложные предложения; составлять схемы сложных предложений.

Развивающие:развивать учебно-научную речь (устную монологическую и диалогическую); развивать навыки анализировать языковое явление на основе имеющихся теоретических компетенций; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательные:воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру общения и учебного труда, ценностное отношение к знаниям.

Форма урока:урок открытия нового знания.

Применяемая технология: технология проблемно-диалогового обучения, информационно-коммуникативные технологии (мультимедийные).

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Тематический урок для учащихся 8 класса. Урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски. Учащиеся учатся с овершенствовать свою речь, удовлетворять потребности в самовыражении, соблюдать этические нормы, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять информационную обработку текста, строить логическую цепочку рассуждений, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою позицию, работать с разными источниками информации. В ходе урока учащиеся работают в группах, оценивают результат собственной работы и уровень предоставленного материала.

Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, в том числе и с применением ИКТ, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений. Реализация поставленной цели и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

ВложениеРазмер
slozhnye_predlozheniya._smyslovoe_strukturnoe_i_intonatsionnoe_edinstvo_chastey_slozhnogo_predlozheniya.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема . Сложные предложения. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Цели: углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении; ввести новые понятия о видах сложных предложений; развитие речи учащихся; эстетическое воспитание.

личностные : с овершенствовать свою речь, удовлетворять потребности в самовыражении, соблюдать этические нормы в ходе совместной работы, формировать уважение к русскому языку и культуре речи;

метапредметные : анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять информационную обработку текста, строить логическую цепочку рассуждений, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою позицию, работать с разными источниками информации, уметь работать в группах, оценивать результат собственной работы и уровень предоставленного материала;

Опорные понятия : простое предложение, сложное предложение, союзы, однородные члены предложения, типы сочинительных союзов, пунктуация в сложном и простом осложненном предложении.

Тип урока: комбинированный

Раздаточный материал : карточки с текстами.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада встрече с вами! Надеюсь, что с урока мы вынесем только положительные эмоции и много интересной информации, которые пригодятся вам в жизни.

«Художники пишут глазами любви, и только глазами

- Прочитайте эпиграфы к уроку, определите виды предложений.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

2. Формулировка темы и цели урока учащимися .

II Актуализация знаний учащихся (изучение нового материала)

Откроем тетради. Запишем число и тему. На уроке параллельно ознакомимся с картинами художника И.И. Левитана, будем учиться их описывать, используя и сложные предложения.

Художество, художник, художественный;

колорит, колоритный, колорист;

живопись, живописать, живописец, живописный.

Значения непонятных слов разъясняются по словарю Ожегова.

а) Составьте словосочетания, определите способ связи слов в словосочетании. (Взаимопроверка работ учащимися, работа в паре.)

Картины художника- управление

живописные места- согласование

живописать ярко- примыкание.

б) Составьте предложение, включив в него одно из словосочетаний. Синтаксический разбор предложения.

На экране портрет И.И. Левитана.

« Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней. Без этого чувства не может быть истинный художник. Но это мое прозрение для меня- источник глубоких страданий.

Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём и

Прочитайте высказывание художника Исаака Ильича Левитана. Какова его основная мысль?

2. На столах листы с текстом.

Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите основную мысль текста, тип речи. Выделите в предложениях грамматическую основу, определите виды предложений.

Антон Павлович Чехов тяжело заболел. По совету врачей он поехал в Крым. Южная природа Крыма только сначала поражала Чехова. Он тосковал по родным местам, хотелось на север. Писатель рассказал Левитану, который приехал навестить его, как он тоскует на берегу синего моря по речке, бегущей по широкому лугу, по тропе в берёзовой роще. Художник попросил кусок картона и написал на нём широкий луг с тёмными стогами скошенного сена. Над лугом взошла луна и высветила землю и макушку стогов. Когда Левитан уехал, картина осталась в кабинете Чехова.

Писатель работал за столом и смотрел на картину. Ему чудилось, будто идёт он по этому лугу, слышит крик сонных птиц, вдыхает запах свежего сена.

На душе Чехова становилось легко и радостно.

  1. Двусоставное простое предложение.
  2. Двусоставное простое предложение.
  3. Двусоставное простое предложение.
  4. Бессоюзное сложное.
  5. Сложноподчиненное предложение.
  6. Простое с однородными сказуемыми.
  7. Простое с однородными сказуемыми, дополнениями.
  8. Сложноподчиненное предложение.

9. Сложноподчиненное предложение.

10. Простое с однородными сказуемыми.

-Какие виды предложений вы встретили в данном тексте? Объясните, как вы определяете предложение: сложное оно или простое?

3.Работа с учебником, чтение параграфа 7.

- Какую новую информацию вы получили, прочитав параграф?

(Сложное предложение-это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык (9 класс)

Тема: Понятие о сложном предложении.

Тип урока: урок-повторение.

Технологии: самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, личносто-ориентированнного обучения.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в группах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест); самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; рефлексия, комментирование оценок.

Цель урока: сформировать знания о сложном предложении как единице синтаксиса, отличать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ; умения определять смысловые отношения между простыми частями сложного предложения; умения составлять схемы простых и сложных предложений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

Формируемые УУД:

Познавательные: умение находить нужную информацию, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

- Напомните, пожалуйста, какие виды предложений рассматривали на прошлых уроках?

- Если говорили о простых предложениях, то переходим к какой теме? (Сложное предложение)

- Попробуйте сформулировать цели урока.

Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

Узнать классификацию сложных предложений

Усвоить алгоритм определения видов сложных предложений

Развивать навык чтения и работы с текстом.

Этап коррекции опорных знаний

Перед вами таблица. Объединившись в пары, проработайте его таким образом:

Материал к заданию

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений и соответственно имеет несколько грамматических основ. Сложное предложение принимает на себя и смысловую, и интонационную завершенность.

Небо потемнело. Пошёл дождь. (простые предложения)

Небо потемнело, и пошёл дождь. (сложное предложение)

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная связь. В сложном предложении информации больше, чем в двух простых.

Союзные Бессоюзные

Сложносочинённые Сложноподчинённые

Сложносочинённое предложение (ССП)- это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы делятся на три группы:

Соединительные: и; да (в значении и); не только. но и; как. так и;

Противительные: а; но; да (в значении но); однако же; зато;

Разделительные: или; или. или; либо; то. то; не то. не то.

Схема ССП: [ ], и [ ].

Мы вошли в зал, и через минуту начался спектакль.

Сложноподчиненное предложение (СПП) - это такое сложное предложение, в котором одна грамматическая основа подчиняется другой, т.е., от одного предложения к другому можно задать вопрос.

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

Причинные : потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

Целевые : чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

Временные : когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

Условные : если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

Сравнительные : как; будто; словно; как будто; точно и др.;

Изъяснительные : что; чтобы; как и др.;

Уступительные : несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Схема СПП: [ ], (когда )

Уже стало смеркаться, когда он покинул своё место. (Григорович)

Часть предложения, грамматически подчиняющая себе другую, называется главной; а подчиненная – придаточной.

Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов:

Схема БСП: [ ]:[ ].

Петя заметил: тетерева сидят на деревьях и выбирают место для тока (Пришвин).

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

____________________________________________________________________________________

-Что у вас получилось, зачитайте.

- Поднимите руку у кого этот материал непонятен и требует более детального рассмотрения.

Сегодня вводный урок. Рассмотрев таблицу, мы с вами наметили план дальнейших действий. Более углубленно будем изучать ССП, СПП и БСП

Работа в группах. Работа по тексту.

Класс разделён на 3 группы.

3.Чтение текста вслух. (Словесная оценка чтения учениками.)

Материал к заданию (подготовка к ОГЭ)

- Сформулируйте определение вида сложного предложения своей группы. Найдите данные предложения. Подчеркните грамматические основы и выделите союз (если есть).

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими. И её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли.

(5)И я понял, что она никого не ждёт. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли… (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней. (12)Она шла сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

(13)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, но тут же пошла дальше. (14)Собака легла и положила голову на лапы. (15)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.(16)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(17)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой. (18)Дворняга не ела, глядела в глаза женщине: от неё хотят отделаться подачкой.

(19)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку. (20)И собака начала есть, поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (21)Женщина всё гладила собаку и что- то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине.

– (22)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.

(23)Собака молитвенно смотрела на неё.

(24)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой.

(25)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья. Она уже уверенней побежала за женщиной. (26)Так они и скрылись за углом. (27)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину.

(По М.А. Чванову*)

4.Этап закрепления знаний.

Беседа о прочитанном.

- Какой характер у собаки?

- Почему она оказалась в сложной жизненной ситуации?

- Почему собаке нужна помощь?

- Что сподвигло собаку выбрать именно эту женщину?

Самостоятельная работа.

- Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.

6 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.

6. Целеполагание.

-Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

АНКЕТА. Закончите предложение. Слово обведите кружочком

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

8. Домашнее задание.

2 группа (9-8 баллов) ещё раз пройти тест. Выполнить упражнение 44 из учебника.


На этом уроке мы узнаем, что такое сложное предложение и чем оно отличается от простого. Мы определим признаки сложного предложения. И поразмышляем о том, для чего необходимы сложные предложения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие о сложном предложении"

· Сегодня мы выясним, что такое сложное предложение.

· Определим его признаки.

· Будем отличать сложные предложения от простых.

Мы уже знаем, что простое предложение – это предложение, у которого одна грамматическая основа. Чаще всего в речи мы пользуемся именно простыми предложениями.

Погода испортилась. Мы решили поторопиться.

Но иногда нам приходится связывать простые предложения в сложное.

Погода испортилась, мы решили поторопиться.

Погода испортилась, и мы решили поторопиться.

Погода испортилась, поэтому мы решили поторопиться.

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство.

Зазвенел звонок. Все направились в класс. Один ученик остался на месте.

Перед нами – три простых предложения.

Когда зазвенел звонок, все направились в класс, но один ученик остался на месте. Перед нами одно сложное предложение.


Рассмотрим определение сложного предложения более подробно.

Итак, сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, то есть, предикативных частей.

А значит, в составе сложного предложения мы всегда можем выделить эти предикативные части, простые предложения.

В составе нашего сложного предложения – три части: когда зазвенел звонок, все направились в класс и но один ученик остался на месте.

Все эти части образуют смысловое единство, то есть, связываются в сложном предложении по смыслу.

При этом заметим, что в случае с простыми предложениями каждое из них рассказывает об определенной ситуации. А сложное предложение рассказывает сразу о нескольких ситуациях.

Без смыслового единства создать сложное предложение невозможно. Кроме всего прочего, мы не можем связывать предикативные части, которые совершенно не подходят друг другу по смыслу.


Для частей, которые входят в сложное предложение, характерно также грамматическое единство. Для связи частей употребляются определенные союзы, в некоторых случаях устанавливается определенный порядок частей. Кроме того, для частей сложного предложения характерно определенное единство грамматических категорий.

Без грамматического единства сложное предложение будет несогласованным. Поставим глаголы в нашем сложном предложении в разные временны́е формы.

Звенит звонок, все направились в класс, один ученик останется стоять на месте. Предложение не согласовано. Между частями нет грамматического единства.

Части сложного предложения объединяются также и интонацией. Сложное предложение имеет интонацию законченности.

Зазвенел звонок. Все направились в класс. Один ученик остался на месте.

Интонация законченности характерна для каждого предложения.

Когда зазвенел звонок, все направились в класс, но один ученик остался на месте.

Интонация законченности присуща сложному предложению в целом.

Таким образом, простые предложения в составе сложного не обладают всеми свойствами простых предложений. У предикативных частей нет интонации законченности, потому что она присуща сложному предложению в целом.

Так для чего же нам нужны сложные предложения?

Например – чтобы показать связь явлений и действий.


Соединим два действия.


При помощи сложных предложений показывается зависимость явлений и действий.

Отец рассердился. Мальчик таскал кота за хвост.

Отец рассердился, потому что мальчик таскал кота за хвост.

Теперь мы видим зависимость между действиями.


Сложные предложения также помогают передать отношение говорящего к определенной ситуации.

Я боюсь. Экзамен будет сложным.

Я боюсь, что экзамен будет сложным.

Мы видим, как говорящий относится к ситуации.


Внимание! Не следует путать сложные предложения с простыми осложненными.

Самый простой способ определить вид предложения – выделить основу или основы.

Листья сталкивались, кружились, а потом медленно оседали на асфальт.

Перед нами простое предложение, осложненное однородными сказуемыми.

Листья оседали на асфальт, и ветер разносил их по улице.

Это сложное предложение. Основы – листья оседали и ветер разносил.

Пары, кружившиеся в вальсе, не замечали ничего вокруг. Это простое предложение, осложненное причастным оборотом.

Пары кружились в вальсе, танцующие не замечали ничего вокруг.

Это сложное предложение.

Сложные предложения также могут осложняться.

Как только выпал снег, ребятня, скользя и падая, понеслась лепить снеговика.

Перед нами сложное предложение, осложнённое деепричастным оборотом.

Предикативные части сложных предложений могут быть односоставными или неполными.

Вечерело, и мы собирались домой. Первая часть сложного предложения – односоставное безличное предложение.

Когда рассветет, отправлюсь в путь. В этом предложении обе части односоставные. Первая часть – безличное предложение, а вторая – определенно-личное.

Иногда посуду моет мама, а иногда – я. Вторая часть предложения неполная. Пропущено сказуемое и дополнение. Из-за этого может показаться, что перед нами простое предложение. Но если мы восстановим пропущенные члены, станет ясно, что предложение сложное: Иногда посуду моет мама, а иногда посуду мою я.

В речи не следует чересчур увлекаться сложными предложениями.


И устное, и письменное высказывание разумнее разбить на более короткие предложения.

Но нам, разумеется, лучше не прибегать к таким приемам.


Что же нам требуется запомнить?

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство.

Сложные предложения позволяют показать связь, зависимость явлений или действий, высказать мнение о действиях или явлениях.

Читайте также: