Органы слуха и равновесия их анализаторы конспект урока 8 класс презентация

Обновлено: 05.07.2024

Метод: Объяснительно-иллюстративный и частично- поисковый.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды зрительный анализатор, слуховой анализатор.

Видеоролики: Модель ухо и модель глаза человека.

План урока

1. Актуализация.

(Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос). Ребята на прошлом уроке мы познакомились анализаторами и изучили один из них - зрительный. Давайте для начала повторим прошлый урок.

- Что называется анализатором? (Сложная система, обеспечивающая анализ раздражений).

- С какими из них вы знакомы? (Зрительным).

- Какие еще бывают анализаторы? (Слуховой, обоняние (запах), вкусовой).

- Из каких частей состоит зрительный анализатор? (Вспомогательных верхнее и нижнее веко, а также органы зрения - глаза).

Ученица по слайду рассказывает о строении глазного яблока. (Приложение 1).

- Расскажите о гигиене зрения? (Нужно всегда держать глаза в чистоте).

Слайд: Гигиена зрения. Слайд: Болезни глаз. Слайд: Предупреждение близорукости. (Приложение 1).

2. Изучение нового материала.

Восприятием звуков мы обязаны нашим акустическим анализаторам - ушам, улавливающим производимые различными вибрациями колебания атмосферы. Наша способность к анализу звуков огромна и основана на широкой гамме вибраций: нормальное ухо в среднем может воспринимать от шестнадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду. Чувствительность слуха тесно связано с совершенством механизмов, позволяющих воспринимать звуки.

С аналитической точки зрения ухо сформировано тремя различными отделами: внешним ухом, средним ухом и внутренним ухом. Первые два отдела служат для передачи звуков, третий – для восприятия.

Внешнее ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заходит в глубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Назначение внешнего уха – улавливать звуковые колебания воздуха и направлять их к среднему уху.

Среднее ухо начинается за барабанной перепонкой и представляет собой камеру, заполненную воздухом. Среднее ухо соединено с носоглоткой (поэтому давление по обе стороны барабанной перепонки одинаково). В нём находятся три слуховые косточки, связанные между собой: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек соединён с барабанной перепонкой, воспринимает её колебания и через две другие косточки передаёт эти колебания к овальному окну внутреннего уха. При этом амплитуда колебаний уменьшается, а их сила увеличивается примерно в 20 раз.

Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и имеет очень сложное строение. В нём различают такие части: улитку, три полукружных канала и два мешочка – круглый и овальный. Улитка – орган, который воспринимает звуковые колебания и превращает их в нервное возбуждение. Посредине канала улитки тянется перепончатая перегородка – основная мембрана, которая разделяет полости канала на две части. Основная мембрана состоит из наружной стенке (наподобие лестницы). На этих волокнах расположены цилиндрические эпителиальные клетки с волосками на вершине клеток. Эти клетки образуют кортиев орган. На них оканчиваются чувствительные волокна слухового нерва. Над волосковыми клетками кортиевого органа находится покровная мембрана, которая нависает над ними как крыша.

Известно, что разные звуки отличаются частотой. Различение звуков разной частоты основано на явлении резонанса. Ширина основной мембраны, т.е. длина её волокон, неодинакова: волокна длиннее у вершины улитки и короче у её основания, хотя ширина канала улитки здесь больше. От длины волокон зависит их собственная частота колебаний: чем короче волокно, тем на звук высокой частоты, то на него резонирует короткие волокна основной мембраны и возбуждаются расположенные на них чувствительные клетки. Низкие звуки воспринимаются чувствительными клетками кортиева органа, расположенными на длинных волокнах основной мембраны у вершины улитки.

Таким образом, звуки разной частоты воспринимаются разными клетками, т.е. анализ звуковых раздражений начинается уже на периферии — в органе слуха. Окончательный анализ звука и формирование звуковых ощущений происходит в центре – в слуховой зоне коры больших полушарий. Человек воспринимает и различает звуковые колебания в диапазоне то 20 до 20000 Гц. Некоторые животные (летучие мыши, дельфины) слышат звуки значительно большей частоты – до 100000 Гц; они служат им для эхолокации.

Орган равновесия. Функцию равновесия — восприятие положения тела в пространстве – выполняет часть внутреннего уха, которая называется вестибулярным аппаратом. Он состоит из трёх полукружных каналов и двух мешочков преддверия в каждом ухе.

Полукружные каналы выполняют иную функцию. В основе каждого из них имеется расширение, в котором также находятся волосковые клетки. Жидкость, заполняющая канал, своим движением отклоняет волоски клеток и этим вызывает возбуждение. Когда человек начинает двигаться, жидкость вследствие инерции ещё некоторое время сохраняет неподвижное состояние и поэтому возникает движение стенок полукружного канала и волосковых клеток относительно жидкости. Так же при остановке тела жидкость ещё продолжает двигаться и раздражает рецепторы.

3. Закрепление.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: раздаточный материал для проверки знаний, череп; модель уха; мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска.

Задачи урока: повторить материал по гигиене зрения, первой помощи при травмах глаз, зрительном экологическом комфорте; показать единство строения зрительного и слухового анализаторов; познакомить учащихся со строением и функциями наружно¬го, среднего и внутреннего уха; показать преобразование воз¬душных звуковых волн сначала в механические колебания, а за¬тем в нервные импульсы, несущие информацию в кору больших полушарий; дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний и экологических факторах, влияющих на слух.

Методические рекомендации
Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассмат¬риваются в одной теме, их анализ целесообразно разделить, по¬тому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рас-смотрение органов слуха и равновесия иногда приводит к путанице: мешочки и полу-кружные каналы школь¬ники относят к органам слуха, что неверно, хотя органы равно-весия действительно находятся по соседству с улиткой, в полос¬ти пирамид височных ко-стей.
Перед объяснением на доске полезно составить следую¬щую таблицу и заполнять ее по ходу объяснения:

Отдел уха Среда Структура Функция
Наружное
ухо Воздушная Ушная раковина, слу-ховой проход, барабан-ная перепонка Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механи-ческие колебания барабанной перепонки
Среднее
ухо Воздушная Слуховые
косточки:
молоточек,
наковальня,
стремечко

Слуховая труба С помощью костных ры¬чагов усиливаются ме¬ханические ко-лебания и передаются перепон-ке овального окна


Уравнивает давление
воздуха в среднем ухе с давле-нием наружно¬го воздуха
Внутреннее ухо Жидкая Перепонки
овального
и круглого окон

Улитка
со слуховыми рецепто-рами Способствуют переда¬че меха-нических коле¬баний жидкости внутреннего уха

Улавливает механиче¬ские коле-бания жидко¬сти рецепторами органов слуха и получен¬ную информацию в фор¬ме нервных импульсов направляет в мозг

После заполнения таблицы можно перейти к рассмотрению слухового анализатора, заболеваний уха. Полезно рассказать, как следует делать компресс на область среднего уха, подчерк¬нув, что ушную раковину при этом закрывать не надо.
Закончить изложение можно разъяснив вред шума и способы экологической защи-ты от него: насаждение деревьев и кустарников, использо¬вание материалов, ослабляющих шум. Полезно показать на опыте значение слуховой тени. Для этого достаточно открыть дверь класса в шумный коридор, а затем закрыть ее — шум уменьшится. Комфорт в по-мещении может создать негромкая музыка, которая заглушает разговоры соседей.

I. Проверка знаний (10 минут)
Тестирование по теме: Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анали-затор. Заболевания и повреждения глаз.
(смотри приложение 1)
(Время, отведенное на работу, контролируется часами на слайде 1.)

II. Изучение нового материала (20-25 минут)
1. Объявление темы урока. Значение звуков в жизни человека. (Вводное слово учите-ля, иллюстрация рассказа с помощью слайдов 2,3)
2. Демонстрация отделов уха на презентации; де¬монстрация внутренней части череп-ной коробки с пирамидами височных костей, где находится среднее и внутреннее ухо. Выполнить работу 169 в рабочей тетради № 2.
3. Рассказ учителя о строении и функции каждого отдела уха с за¬полнением таблицы, (слайды 4-15).
4. Строение слухового анализатора, работа слухового анализатора, рассмотрение схемы передачи звуковых волн (слайд 16, 17,18)
5. Разъяснение правил гигиенического ухода за ушной ра¬ковиной и слуховым прохо-дом. Разбор причин, приводящих к заболеванию среднего уха, сведения об эколо-гическом слуховом комфорте, вреде шума и необходимости борьбы с ним,
(слайды 19-21).
6. Заболевания уха – отит, тугоухость, глухота, (слайд 22). Основные принципы про-филактики заболеваний органов слуха (слайд 23).

Приложение 1
Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболе-вания и повреждения глаз. Вариант 1

А1. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?
1) плевра
2) склера
3) радужная оболочка
4) эпителий

А2. Что расположено в центре радужной оболочки?
1) зрачок
2) хрусталик
3) носослезный проток
4) зрительный нерв

А3. Что защищает глаза от пыли и яркого света?
1) сетчатка
2) радужная оболочка
3) склера
4) веки и ресницы

А4. Что воспринимает световое изображение, прошедшее через зрачок?
1) сосудистая оболочка
2) радужная оболочка
3) клетки сетчатки
4) хрусталик

В1. Как называется состояние зрения, при котором чело¬век лучше видит предметы на уда-лении, потому что изоб¬ражение фокусируется за сетчат-кой?________________________________________________

В2. Какой процент информации человек получает с по¬мощью зрения?
___________________________________________________________
С1. Перечислите пять основных органов чувств. _________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболе-вания и повреждения глаз. Вариант 2

А1. Что фокусирует лучи на сетчатку глаза?
1) зрачок
2) хрусталик
3) роговица
4) радужная оболочка

А2. Как называют место, откуда выходит зрительный нерв?
1) слепое пятно
2) глазницы
3) зрительный центр
4) глазное яблоко

А3. Благодаря чему осуществляется движение глазного яблока?
1) хрусталику
2) зрачку
3) радужной оболочке
4) мышцам

А4. Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?
1) сосудистая оболочка
2) склера
3) радужная оболочка
4) сетчатка

В1. Можно ли при проникающем ранении глаза извлекать инородное тело самостоятель-но?_________________________________________

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учите-ля. - М.: Вентана-Граф, 2011;

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;

Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс. / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ.

ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ИХ АНАЛИЗАТОРЫ.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с особенностями строения и функциями слу.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с особенностями строения и функциями слухового анализатора и органа равновесия.

Окружающий человека мир наполнен звуками. Щебетание птиц, шелест листьев, шу.

Окружающий человека мир наполнен звуками. Щебетание птиц, шелест листьев, шум моря, речь человека, музыка- все это звуки. Человек их слышит. Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся.

Как мы УЗНАЕМ ОТКУДА ИДЕТ ЗВУК? Когда кто-то произносит наше имя, мы автомати.

Как мы УЗНАЕМ ОТКУДА ИДЕТ ЗВУК? Когда кто-то произносит наше имя, мы автоматически поворачиваем голову в ту сторону, откуда доносится голос. Это возможно благодаря тому, что у нас два уха. Если звук идет справа, он доходит сначала до правого уха и через тысячные доли секунды – до левого. Эта разница во времени позволяет нам понимать, откуда идут звуки.

Ухо - это орган слуха и равновесия у позвоночных животных и человека, позвол.

Ухо - это орган слуха и равновесия у позвоночных животных и человека, позволяющий воспринимать звуки. Он состоит из трех частей : наружного, среднего и внутреннего уха.


Как СЛЫШИТ УХО? Звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрац.

Как СЛЫШИТ УХО? Звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки и затем через систему слуховых косточек, жидкостей и других образований передаются воспринимающим рецепторным клеткам.

Как СЛЫШИТ УХО? Звуковая волна Барабанная перепонка Слуховые косточки Мембран.

Как СЛЫШИТ УХО? Звуковая волна Барабанная перепонка Слуховые косточки Мембраны овального окна Жидкость в улитке Основная мембрана Нервный импульс Покровная мембрана Рецепторные клетки с волосками Головной мозг

Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 20 до 20000 Гц (наи.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 20 до 20000 Гц (наиболее хорошо 2000-4000 Гц).Мы различаем звуки разных музыкальных инструментов или голоса разных людей. Характеристика звука Тембр Звуковой спектр – состав дополнительных колебаний Сила – амплитуда колебаний Громкость Физиологическая Физическая Высота Частота- число периодических колебаний в секунду

равновесие Это чувство сообщает нам, в каком положении мы находимся(вертикаль.

равновесие Это чувство сообщает нам, в каком положении мы находимся(вертикальном, горизонтальном, вниз головой и т.д.). Без чувства равновесия никак не обойтись. Когда оно подводит, человек теряет ориентацию в пространстве, и ему трудно удержаться на ногах. Например, если долго кружиться вокруг своей оси и резко остановиться, несколько мгновений будет трудно устоять на месте. За чувство равновесия отвечает внутреннее ухо.

Органы равновесия (вестибулярный аппарат)

Органы равновесия (вестибулярный аппарат)

Рецепторы вестибулярного аппарата находятся в лабиринте. Лабиринт 3 полукружн.

Рецепторы вестибулярного аппарата находятся в лабиринте. Лабиринт 3 полукружных канала (взаимно перпендикулярных), заполненных жидкостью Отолитовый аппарат, (состоящий из 2 мешков – овального и круглого) , заполненный желеобразной массой Ускоренное движение Движение жидкости в лабиринте Рецепторные клетки Рецепторные клетки Смещение отолитов (кристаллы бикарбоната кальция) Повороты и наклоны головы

Гигиена слуха Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано: 1.Внутренними.

2. Внешними факторами Сильны, резкие звуки(взрыв)ведут к разрыву барабанной п.

2. Внешними факторами Сильны, резкие звуки(взрыв)ведут к разрыву барабанной перепонки. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки Патогенные микроорганизмы(при ангине, скарлатине, гриппе) могут попасть из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление Попадание в наружный слуховой проход насекомых (клещ ,оса) может вызвать отек среднего уха и потерю сознания

Нельзя: Пытаться достать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельн.

Нельзя: Пытаться достать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельно. Слушать очень громкую музыку. При сильных, резких звуках держать рот закрытым, так как при открытом рте выравнивается давление на барабанную перепонку с наружной и внутренней стороны. При сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора.

 Органы осязания, обоняния, вкуса.

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с особенностями строения и функциями орг.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с особенностями строения и функциями органа обоняния, органа вкуса и органа осязания и их анализаторов.

Органы осязания - кожа и мышцы Осязание - чувство позволяет воспринимать меха.

Органы осязания - кожа и мышцы Осязание - чувство позволяет воспринимать механическое воздействие: прямой контакт с другим предметом, например, прикосновение, удар или вибрацию. Такие ощущения доступны нам благодаря рецепторам, расположенным на коже. Существуют разные виды тактильных(осязательных) рецепторов, например, осязательное тельце Месснера или диск Меркела. Некоторые части тела, например, подушечки пальцев, очень богаты осязательными рецепторами, благодаря чему мы можем уверенно совершать различные действия с любыми предметами.

Кожная чувствительность Тельце Месснера Тельце Краузе Тельце Руффини Тельце М.

Кожная чувствительность Тельце Месснера Тельце Краузе Тельце Руффини Тельце Месснера – осязательный рецептор. Он улавливает тактильные ощущения. Тельце Краузе воспринимает ощущение холода. Тельце Руффини является тепловым рецептором. Благодаря кожной чувствительности человек получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности,форме,темтературе.

Мышечная чувствительность. Механорецепторы опорно - двигательного аппарата, и.

Мышечная чувствительность. Механорецепторы опорно - двигательного аппарата, или проприорецепторы реагируют на сигналы, связанные с изменением мышечного напряжения, растягиванием мышц и сухожилий и давлением на них. Произвольная регуляция движений осуществляется благодаря участию спинного, продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка, а также коры больших полушарий: зрительного, слухового, сенсомоторного анализатора и ассоциативных областей коры. От проприорецепции зависит ориентация движения и координация положения тела в пространстве. Осязательное восприятие координируется с мышечным чувством, поэтому, ощущая положение конечностей и пальцев, можно определить форму и размер предмета и отличить один предмет от другого

Орган обоняния - нос Орган обоняния – это периферический отдел обонятельного.

Орган обоняния - нос Орган обоняния – это периферический отдел обонятельного анализатора, расположенный в носовой полости и способный воспринимать газообразные химические вещества – запахи.

Строение органа обоняния. Обонятельные рецепторы передают информацию к обонят.

Строение органа обоняния. Обонятельные рецепторы передают информацию к обонятельной луковице.

Строение обонятельного анализатора. Газообразные Преобразование Проведение ве.

Строение обонятельного анализатора. Газообразные Преобразование Проведение вещества растворяются химического возбуждения в слизи окружающей раздражения в реснички нервный импульс Осознание Передача Сбор и (Определение) запаха информации обработка информации Носовая полость Обонятельные рецепторы Обонятельный нерв Кора головного мозга Обонятельный тракт Обонятельная луковица

Орган вкуса – язык. Органом вкуса является периферический отдел вкусового ана.

Орган вкуса – язык. Органом вкуса является периферический отдел вкусового анализатора – вкусовые почки, воспринимающие химические(вкусовые) раздражения. Вкусовые почки расположены на вкусовых сосочках языка, мягком небе, задней стенке глотки и на надгортаннике.

Чувство вкуса. Интенсивность вкусового ощущения зависит от концентрации вещес.

Чувство вкуса. Интенсивность вкусового ощущения зависит от концентрации вещества, продолжительности действия и температуры раствора

Строение вкусового анализатора Химические Химические Проведение вещества пищи.

Строение вкусового анализатора Химические Химические Проведение вещества пищи раздражения импульса смачиваются слюной превращаются в нервный импульс Полное осознание Предварительная обработка восприятия при участии информации обонятельного анализатора Ротовая полость Вкусовые почки Лицевой нерв, языкоглоточный нерв Кора головного мозга Зрительные бугры Продолговатый мозг

Проверка знаний. Задание 1. Из перечня(1-10) выберите и зашифруйте ответы на.

Проверка знаний. Задание 1. Из перечня(1-10) выберите и зашифруйте ответы на вопросы(А-М): Слуховые косточки. А.Три части слухового анализатора Слуховой проход. (последовательно) Слуховой нерв. Б.Воспринимает звуковые раздражения Слуховая труба. В.Проводит возбуждение в мозг. Рецепторы. Г.Осуществляет различие звуковых Звукочувствительные клетки в улитке. раздражений. Лабиринт(полукружные каналы). Д.Относится к наружному уху. Височная доля коры . Е.Находится во внутреннем ухе. Барабанная перепонка. Ж.Находится в среднем ухе. Ушная раковина. З.Часть среднего уха,соединяющая его с носоглоткой. И Заполнены жидкостью. К.Колеблются при колебаниях барабанной перепонки. Л.Возбуждаются от звуковых раздражений. М.Органы равновесия.

Ключ к заданию 1: А- 5,3,8; З-4; Б- 5,6; И-6,7; В- 3; К- 1; Г- 8; Л-5,6; Д-2.

Ключ к заданию 1: А- 5,3,8; З-4; Б- 5,6; И-6,7; В- 3; К- 1; Г- 8; Л-5,6; Д-2,9,10; М-7. Е- 3,5,6,7; Ж- 1,4,9;

Задание 2: Прочтите перечень свойств и признаков предметов: 1.Масса. 2.Размер.

Задание 2: Прочтите перечень свойств и признаков предметов: 1.Масса. 2.Размеры. 3.Температура.4.Форма. 5.Окраска.6.Запах.7.Объем.8.Особенности поверхности.9.Расположение тела человека в пространстве.10.Расстояние до предмета.11.Прочность и хрупкость.12.Характер звука.13.Вкусовые качества. Зашифруйте ответы на вопрос, что из перечисленного различают: А.Зрительный анализатор. Б.Слуховой анализатор В.Мышечный анализатор. Г.Осязательный анализатор Д.Вкусовой анализатор. Е.Обонятельный анализатор Ж.И зрительный, и осязательный анализаторы. З.И зрительный, и мышечный анализаторы. И.Вестибулярный аппарат.

Ключ к заданию 2: А-2,4,5,7,8,9,10; Б-1,2,4,7,11; Г-3,4,8; Д-13; Е-6; Ж-2,3,4.

Ключ к заданию 2: А-2,4,5,7,8,9,10; Б-1,2,4,7,11; Г-3,4,8; Д-13; Е-6; Ж-2,3,4,5,7,8,9,10; З-1,2,4,7,8,9,10,11; И-9.

Чтобы воспринимать окружающий мир, нам нужны все чувства. Именно комбинирова.

Чтобы воспринимать окружающий мир, нам нужны все чувства. Именно комбинированная информация дает нам наиболее правильный образ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 966 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022


На уроке учащиеся изучат строение и функции слухового анализатора, гигиену органа слуха, научатся показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

Описание разработки

Цель урока:

Создать условия для формирования знаний о слуховом анализаторе.

Задачи:

Образовательные: Рассмотреть особенности строения слухового анализатора.

Развивающие: Создать условия для развития логического мышления, речи, творческих способностей.

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: медиапроектор, таблицы с изображением уха, вестибулярного аппарата, модель уха…

Ход урока:

1. Актуализация знаний и умений.

У.: Давайте послушаем музыку.

У.: Как вы думаете, что это за произведение и кто её написал?

Он сочинил эту сонату, начиная глохнуть, т.е будучи уже частично глухим. Вслушайтесь в звуки этой музыки. Мне кажется, композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была такая:

возможности человека беспредельны, даже тяжелый недуг не помеха, человек постоянно, изо дня в день должен стремиться к вершинам мастерства, к поиску нового, к совершенству.

Как вы думаете, как Бетховен смог написать это и другие свои произведения, если он был глухим? Ведь он не мог воспринимать звуки.

- Вы хотели бы узнать об этом?

- А с помощью какого органа мы воспринимаем звуки?

- С помощью органа слуха.

- Значит, мы сегодня будем изучать орган слуха. (Тема на интерактивной доске, запись в тетради темы урока).

2. Изучение нового материала.

У.: А что такое звук? Прочитав стихотворение Заболоцкого , вы поймёте, что это такое.

Рождённый пустыней, колеблется звук,

Колеблется синий на нитке паук.

Прозрачен и чист,

В сияющих звёздах

презентация по биологии слуховой анализатор

Обратимся к физике. Дело в том, что звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц т.е. от 20 до 20 000 раз в секунду. Говоря о строении человеческого организма, мы не должны забывать о том, что мы изучаем себя для того, чтобы сохранить здоровье.

У.: Теперь мы поговорим о строении слухового анализатора.

Рецепторы – слуховой нерв – височная зона коры больших полушарий.

Изучаем строение уха.

Орган слуха - ухо: наружное, среднее, внутреннее.

Теперь поговорим о функциях:

Ушная раковина: улавливает звуки.

Наружный слуховой проход: проводит звуковые колебания.

Барабанная перепонка: преобразует звуковые колебания в механические, передаёт в среднее ухо.

Слуховые косточки: молоточек и наковальня - рычаги, стремя – своеобразный поршень. Они усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо. Стремя упирается в овальное окно.

Слуховая труба: соединяет среднее ухо с носоглоткой. Выравнивает давление, возникающее при усиленном шуме. (врач отоларинголог).

Улитка: раковина в 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами (по 60-70 у каждой клетки). Это волосковые слуховые клетки (их около 24 тыс.) крепятся к мембране, которая состоит из отдельных волокон.

Стоит возникнуть колебаниям в жидкости улитки, как занавес начинает касаться волосков слуховых клеток, порождая электрические импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передаёт их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Они и обеспечивают анализ и синтез звуков.

3. Закрепление.

А теперь ответьте на вопросы:

Если на Луне под самым ухом у человека выстрелить, услышит ли он? (нет, звук – это колебания воздуха, его нет на Луне).

Где располагается орган слуха у кузнечика? (на передних ногах)

Для чего в самолёте рекомендуется при взлёте открывать рот? (евстахиева труба опускается и выравнивает давление)

Читайте также: